Мои статьи

Нацентова Екатерина Викторовна

 

 

Интерактивные технологии на уроках  информатики

XI Региональная научно-практическая конференция "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА И ШКОЛЫ" ( 29 марта 2017 год) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  "Воронежский государственный педагогоический университет" Кафедра информатики и методики преподавания математики.

Воспитание школьников на уроке информатики

Материалы С Международной науно-практической конференции "Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии (9-10 декабря, Воронеж, 2016 (государственнон бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области институт развития образования)

 

winkПрименение ИКТ - способ повышения эффективности обучения.

Материалы XIV международной науно-практической конференции (Воронеж, 04-05 декабря 2014 г.) Воронежский государственный педагогический университет ) 25 лет кафедры ИТО

 

 

 

 

smiley 25 апреля 2015 года. Конференция для преподавателей средней и высшей школ "Проблемы преподавания математики, физики и информатики в ВУЗе  и средней школе"

"Роль элективных курсов в преподавании информатики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_elektivnyy_kurs.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо делать современной школе, чтобы учащиеся вырастали знающими, активными, умели ставить познавательные цели и достигали их? В настоящие время возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Уже доказано, что обучаемого легче заинтересовывать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.  

В школьном курсе информатики в 5 классе есть такая тема: «Наглядное представление информации». На таких уроках ставиться единственная цель: познакомить с наглядными формами преставления информации, а образовательная задача –   подчеркнуть роль наглядных форм представления информации. Есть еще развивающая задача – развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных  технологий. Так же ставиться воспитательная задача – прививать интерес к информатике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности. Это одна тема из множества тем в средних классах.  Во время рассказа учитель приводит примеры представления информации: в виде таблицы, схемы, графика и рисунка.

Люди самых различных профессий представляют информацию в виде таблиц и графиков. Ученики без труда перечисляют профессий своих родителей, где встречаются различные виды представления информации.  Одним из любимых способов представления это рисунок (дети любят рисовать).  Из опыта работы могу сказать, что учащиеся неодинаково относятся к различным направлениям курса.  Информационно-коммуникационные технологии, формирующие навыки пользователя компьютера, безусловно любимые всеми детьми. В 5-7 классах предусмотрены практические работы по созданию рисунков на различные темы, создание текстовых документов, презентаций.  А какие практические навыки могут получить на уроках информатики ученики старших классов?  Если   дети выбирают профиль, добавляются часы  по информатики, если  речь идет о базовом преподавании информатики,  здесь тоже все понятно - 1 час в неделю. Тогда о каком  практическом навыке может быть речь?

В настоящие время в связи с возросшими требованиями к уровню информационно-коммуникационной компетентности выпускников общеобразовательных учреждений изменяется и подход  к формированию данной компетенции.  Современный молодой человек должен научится понимать компьютерную технику, умело применять не только в обучении, но и в повседневной жизни. Эти умения и должен  привить ему современный урок в современной школе. И здесь выручит элективный курс по информатике. При выборе элективного курса учитываются интересы учащихся и возможности педагога и школы,  ученик может посещать несколько элективных курсов и главное дети не сдают экзаменов по этим курсам.

Было бы идеальным ведение предпрофильных элективных курсов для повышения уровня изучения информатики и для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на более высоком уровне, для ориентации на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности.

Учитель должен поставить следующие цели при ведении  предпрофильных элективных курсов:

  • Повышение уровня изучения учебного предмета и применение полученных знаний, как на базовом, так и на профильном уровне
  • Ориентация на создание конкретного профильного класса (увеличение объема знаний и умений, имеющий практическое значение)

 Можно воспользоваться элективными курсами, рекомендованными для препрофильной подготовки, а можно работать по авторским программам, утвержденными на  школьных методических объединениях учителей. При создании своих  программ элективных курсов необходимо учитывать, материал не должен повторяться на базовом изучении информатики, данная программа должна вызывать интерес у учащихся, развивать школьников, повышать их интеллект, творческий потенциал. Знания, полученные на этом курсе можно в дальнейшем  применить при выполнении заданий на различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах и конференциях.

Подготовка к ЕГЭ по информатике основной мотив выбора элективных курсов в 10-11 классах. Если такой необходимости нет, то кроме  обычного любопытства, присутствует освоение способов деятельности  для решения практических, жизненных задач, возможность успешной карьеры, продвижение на рынке труда, так же профессиональная ориентация.  

Цели профильного элективного курса следующие:

  • Углубление или расширение профильного предмета
  • Повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ
  • Приобретение практико-ориентированных знаний и умений как в границах учебной дисциплине, так и практических навыков на внепредметных знаний.

Хотелось бы отметить, элективные курсы должны удовлетворять познавательным интересам в различных областях деятельности ученика.

Элективные курсы играют важную роль не только в системе профильного обучения в старших класса, но и в среднем звене. Можно выделить основную линию содержания  элективного курса по информатике это изучение информационных технологий. При ведении элективного курса нужно учитывать практическую направленность, дифференцированный подход. Использование новых технологий дают неограниченные возможности, как для учителя, так и для ученика. Учащиеся прошедшие элективные курсы имеют адекватные представления о своих возможностях. Освоение таких курсов требует немало усилий от учеников. Знания, полученные на элективных курсах по информатике, позволяют учащимся успешно участвовать в олимпиадах, общественно значимых проектах, конкурсах,  применять в своей творческой деятельности.

В школе давно уже нет такого предмета как черчение, олимпиады с элементами черчения существуют. Например, несколько лет назад была региональная олимпиада среди школьников «Компьютерное черчение и моделирование в КОМПАС»,  посвященная 80-летию Воронежской  государственной технологической академии. И только благодаря  элективным  курсам  ученикам удалось занять призовые места в этой олимпиаде (2010 год – II  и III места, 2011 год -  I место),  так же призового места  (III место) удалось завоевать в дистанционном творческом конкурсе компьютерного рисунка, посвященному 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в  номинации «Салют Победы», проводимом Департаментом образования города Москвы.  I место было достойно завоевано во Всероссийском конкурсе «ПОКОЛЕНИЕ NEXT -2011» в номинации «Компьютерное видео». В 2014 году Центр технологической компетенции аддитивных технологий проводил конкурс «МЫСЛИ в формате 3D». В этом конкурсе мы вышли в финал.

Такая плодотворная  работа приносит радость, чувство оптимизма. Внедрение элективных курсов обеспечит углубленное изучение  информатики, повышение качества знаний, заинтересованность учащихся и ориентировано на подготовку выпускников школы к профессиональному образованию, так как учитывает индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника.  Опыт работы по преподаванию элективных курсов становиться важным фактором профессионального роста учителя.