Результаты независимого мониторинга

Компанеец Екатерина Анатольевна

Участие учащихся в мониторинговых исследованиях

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам Всероссийских проверочных работ обучающихся 4-х классов
по русскому языку, математике и окружающему миру, 2021 год

Оглавление

Введение        2

1.        Характеристика контингента участников ВПР для 4-х классов        3

2.        Информационные материалы, использованные для проведения анализа результатов ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4-х классов        4

3.        Результаты выполнения ВПР обучающимися 4-х классов общеобразовательных организаций г. Лабытнанги в 2021 году по предметам        4

3.1.        Русский язык        4

3.2.        Математика        20

3.3.        Окружающий мир        33

4.        Выводы по итогам всероссийских проверочных работ в 4-х классах в 2021 году        43

5.        Рекомендации для МОО по итогам ВПР в 4-х классах        43


Введение

Во исполнение приказов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 11.02.2021 №119 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году», департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.02.2021 № 121 «О проведении Всероссийских проверочных работ в Ямало-Ненецком автономном округе в 2021 году», муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
от 26.02.2021 № 121 «О проведении Всероссийских проверочных работ в муниципальных общеобразовательных организациях города Лабытнанги в марте - апреле 2020/2021 учебного года», в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 16, 18, 30 марта и 01, 02 апреля 2021 года четвероклассники муниципальных общеобразовательных организаций приняли участие во Всероссийских проверочных работах (далее - ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка.

Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются:

− соответствие ФГОС;

− соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;

− учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;

− отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения
в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;

− использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);

− использование только заданий открытого типа.

Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных
в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

  1. Характеристика контингента участников ВПР для 4-х классов

Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике выполняли 307 (91,92 %) обучающихся 4-х классов муниципальных общеобразовательных организаций (далее – МОО); по окружающему миру – 296 (88,62 %) из 334 обучающихся 4-х классов школ города.

В таблице 1 представлено количество участников ВПР среди обучающихся четвертых классов муниципальных общеобразовательных организаций города.

Таблица 1

ОО

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Всего

количество

%

количество

%

количество

%

количество

Гимназия г. Лабытнанги

64

100

63

98,44

61

95,31

64

МБОУ СОШУИП №3

95

92,23

96

93,20

93

90,29

103

МАОУ СОШ №1

48

84,21

47

82,46

45

78,95

57

МАОУ СОШ №5

38

97,44

38

97,44

36

92,31

39

МАОУ СОШ №8

62

87,32

63

88,73

61

85,92

71

Всего по МО

307

91,92

307

91,92

296

88,62

334

  1. Информационные материалы, использованные для проведения анализа результатов ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4-х классов

Результаты выполнения ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру обучающимися 4-х классов общеобразовательных организаций города Лабытнанги были представлены в личных кабинетах МОО на официальном портале федеральной информационной системы оценки качества образования (fis-oko.obrnadzor.gov.ru).

По каждому из вышеперечисленных предметов для проведения анализа и планирования дальнейшей работы были получены следующие информационные материалы:

  • индивидуальные результаты участников;
  • выполнение заданий по ОО;
  • достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП ООО;
  • статистика по отметкам;
  • распределение первичных баллов;
  • выполнение заданий группами учащихся сводная таблица по ОО.

Информация о дидактических единицах, которые вызывают у обучающихся школ наибольшие затруднения, сводится
к выполнению условий: если решаемость заданий группы не входит в «коридор решаемости», спланированный для них (большее количество учеников не справились с ним), то задание входит в перечень трудностей для учащихся школ. Используемые границы «коридора решаемости» в данной работе для заданий базового типа: доля учащихся, которые должны справиться с заданием, находится для заданий базового уровня сложности в диапазоне 60-90 %, для заданий повышенного уровня сложности -
в диапазоне 40-60 %. В итоге процент выполнения заданий позволил выделить перечень основных затруднений обучающихся
и включить их в реестр затруднений обучающихся.

  1. Результаты выполнения ВПР обучающимися 4-х классов общеобразовательных организаций г. Лабытнанги в 2021 году
    по предметам

  1. Русский язык

Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).

Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-го класса
в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.

Проверочная работа по русскому языку состояла из двух частей, которые выполнялись в разные дни и содержали разное количество заданий. Часть 1 содержала 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. В часть 2 входило
12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения. На выполнение каждой части работы отводилось 45 минут.

Распределение заданий проверочной работы по уровням сложности представлено в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла

за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 38

Базовый

13

32

84

Повышенный

2

6

16

Итого

15

38

100

На основании рекомендаций по переводу первичных балов в отметку по пятибалльной шкале (таблица 3) на диаграмме 1 представлено распределение обучающихся 4-х классов (%) по группам полученных ими отметок по результатам выполнения ВПР по русскому языку.

Таблица 3

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-13

14-23

24-32

33-38

Распределение результатов ВПР по русскому языку по отметкам в целом по г. Лабытнанги представлено на диаграмме 1.


Диаграмма 1

Абсолютная успеваемость по русскому языку в целом по городу составила 87,30 %, качественная – 57,98 %. Неудовлетворительные отметки получили 12,70 % четвероклассников.

В таблице № 4 представлены результаты проверочной работы обучающихся 4-х классов по русскому языку в разрезе школ
и в сравнении со средними муниципальными показателями.

Таблица 4

ОО

«2»

«3»

«4»

«5»

Всего

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

%

МБОУ СОШУИП № 3

0

0

24

25,26

50

52,63

21

22,11

95

100

74,74

Гимназия г. Лабытнанги

15

23,44

15

23,44

25

39,06

9

14,06

64

76,56

53,12

МАОУ СОШ № 1

0

0

13

27,08

25

52,08

10

20,83

48

100

72,91

МАОУ СОШ № 5

7

18,42

10

26,32

15

39,47

6

15,79

38

81,58

55,26

МАОУ СОШ № 8

17

27,42

28

45,16

16

25,81

1

1,61

62

72,58

27,42

МО

39

12,70

90

29,32

131

42,67

47

15,31

307

87,30

57,98

Анализ результатов ВПР по русскому языку с применением кластерного подхода показал, что среди инновационных ОО города Лабытнанги абсолютная успеваемость по русскому языку в МБОУ СОШУИП № 3 выше, чем в Гимназии г. Лабытнанги: 100 % и 76,56 % соответственно; показатель качественной успеваемости в МБОУ СОШУИП № 3 превышает на 21,62 % значение этого показателя в Гимназии г. Лабытнанги.

Результаты ВПР по русскому языку в кластере крупных городских общеобразовательных школ демонстрируют, что:

- наиболее высокий показатель абсолютной успеваемости среди муниципальных общеобразовательных организаций, отнесенных к данному кластеру, продемонстрировала МАОУ СОШ № 1 (100 %), наиболее низкий - МАОУ СОШ № 8 (72,58 %);

- показатель качественной успеваемости наиболее высок в МАОУ СОШ № 1 (72,91%), самый низкий - в МАОУ СОШ № 8 (27,42 %).

Справились с работой по русскому языку на отметку «2» 12,7 % обучающихся четвертых классов.

Максимально за выполнение работы по русскому языку можно было набрать 38 баллов. Информация об обучающемся, получившим за ВПР по русскому языку 38 баллов, представлена в таблице 5:

Таблица 5

ОО

Класс

Код обучающегося

Первичный балл

МБОУ СОШУИП № 3

40093

38

Характеристика проверочной работы по русскому языку, распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся
в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать
и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение).

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий.

Задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации
и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно
с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями.

Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задания 11–14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12–14 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.

Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные
и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы)
и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 4, 6–10 и 15 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.

Для расчета решаемости определенного задания по школе, муниципальному образованию данные всех участников соответствующей группы агрегированы. Таким образом, произведен расчет решаемости отдельных заданий.

Процент выполнения заданий ВПР позволил выделить перечень основных затруднений обучающихся 4-х классов МОО
и включить их в «реестр затруднений» обучающихся по русскому языку (таблица 6).

Красным цветом выделены затруднения обучающихся 4-х классов МОО по заданиям.

Реестр затруднений обучающихся 4-х классов по русскому языку

Таблица 6

Блоки ПООП НОО (проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС)

Средний % выполнения

МБОУ
СОШУИП № 3

Гимназия
г. Лабытнанги

МАОУ
СОШ № 1

МАОУ
СОШ № 5

МАОУ
СОШ № 8

МО

ОО

ОО

ОО

ОО

4К1

4К2

ОО

1К1

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах; Б

76,92

69,32

82,29

66,30

73,95

25,00

64,00

39,77

45,31

66,00

81,52

73,44

38,04

51,67

43,42

52,27

47,73

37,50

46,37

58,55

1К2

80,77

92,42

83,33

94,20

87,37

50,98

90,67

48,48

65,63

100

98,55

99,31

88,41

80,00

85,09

57,58

30,30

53,70

46,77

76,22

2

Умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами; Б

76,92

65,15

80,56

71,01

73,68

17,65

90,67

25,76

48,96

85,33

66,67

76,39

50,72

60,00

54,93

39,39

21,21

16,67

26,34

57,00

3.1

Умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; Б

84,62

63,64

79,17

69,57

74,74

47,06

96,00

59,09

70,31

96,00

86,96

91,67

56,52

66,67

60,53

86,36

31,82

50,00

56,45

71,01

3.2

Умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи; Б

85,90

77,27

86,11

81,16

82,81

25,49

96,00

54,55

63,02

90,67

95,65

93,06

63,77

64,44

64,04

56,06

57,58

62,96

58,60

73,07

4

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); Б

94,23

79,55

87,50

65,22

82,11

47,06

72,00

31,82

51,56

88,00

97,83

92,71

91,30

83,33

88,16

77,27

81,82

80,56

79,84

77,69

5

Умение классифицировать согласные звуки. Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие; Б

96,15

81,82

87,50

86,96

88,42

76,47

96,00

54,55

76,56

100

95,65

97,92

86,96

66,67

78,95

50,00

63,64

55,56

56,45

79,80

6

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста; Б

75,00

56,82

72,92

67,39

68,42

64,71

96,00

50,00

71,88

52,00

43,48

47,92

43,48

50,00

46,05

54,55

52,27

55,56

54,03

60,26

7

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста; Б

73,08

65,15

61,11

73,91

68,42

56,86

72,00

31,82

54,17

30,67

42,03

36,11

62,32

60,00

61,40

77,27

57,58

55,56

63,98

58,63

8

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; Б

73,08

61,36

70,83

60,87

66,84

38,24

86,00

40,91

57,81

54,00

60,87

57,29

54,35

46,67

51,32

70,45

61,36

30,56

55,65

59,28

9

Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять значение слова по тексту; Б

92,31

90,91

83,33

86,96

88,42

64,71

72,00

31,82

56,25

80,00

73,91

77,08

30,43

13,33

23,68

81,82

54,55

44,44

61,29

66,45

10

Умение подбирать к слову близкие по значению слова. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; Б

76,92

68,18

58,33

52,17

64,21

47,06

40,00

9,09

31,25

88,00

95,65

91,67

69,57

73,33

71,05

54,55

45,45

33,33

45,16

58,63

11

Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; Б

88,46

79,55

89,58

76,09

83,68

70,59

86,00

52,27

70,31

88,00

80,43

84,38

60,87

73,33

65,79

38,64

25,00

19,44

28,23

67,59

12.1

Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся; П

88,46

68,18

66,67

65,22

72,63

58,82

84,00

63,64

70,31

76,00

78,26

77,08

95,65

53,33

78,95

72,73

54,55

27,78

53,23

69,71

12.2

80,77

84,09

75,00

73,91

78,42

44,12

78,00

54,55

60,94

58,00

78,26

67,71

73,91

43,33

61,84

65,91

59,09

25,00

51,61

65,64

13.1

Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; П

92,31

59,09

70,83

69,57

73,68

47,06

92,00

45,45

64,06

52,00

78,26

64,58

78,26

60,00

71,05

50,00

54,55

33,33

46,77

64,50

13.2

84,62

43,18

52,08

60,87

61,05

35,29

76,00

38,64

52,34

48,00

78,26

62,50

71,74

53,33

64,47

54,55

38,64

25,00

40,32

55,70

14

Умение распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи; Б

80,77

68,18

70,83

56,52

69,47

64,71

96,00

77,27

81,25

92,00

95,65

93,75

91,30

93,33

92,11

86,36

86,36

72,22

82,26

81,11

15.1

Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации; Б

86,54

65,91

60,42

56,52

67,89

11,76

44,00

15,91

25,78

26,00

39,13

32,29

28,26

16,67

23,68

65,91

29,55

27,78

41,94

42,83

15.2

23,08

45,45

50,00

21,74

34,74

41,18

64,00

18,18

42,19

24,00

17,39

20,83

34,78

46,67

39,47

27,27

36,36

16,67

27,42

33,22

Успешность выполнения работы

73,05

57,99

71,88

61,27

51,14

63,85

В целом успешность выполнения проверочной работы обучающимися 4-х классов составила 63,85 %. В коридор решаемости вошли большинство заданий, включая задания повышенного уровня сложности.

Не вошли в границы «коридора решаемости» следующие задания базового уровня сложности:

- № 7 (процент выполнения составил 58,63 %). Для успешного выполнения задания необходимо было проявить умение составлять план прочитанного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

- № 8 (процент выполнения 59,28 %), проверявшее умение строить речевое высказывание заданной структуры
по содержанию прочитанного текста, задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- № 10 (процент выполнения 58,63 %), выполнение которого требовало продемонстрировать умение подбирать к слову близкие по значению слова, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- № 15, процент выполнения которого составил 42,83 % и 33,22 % за части 15.1 и 15.2 соответственно. Для выполнения данного задания от обучающихся требовалось проявить умение адекватно интерпретировать содержащуюся в тексте информацию на основе представленных данных и собственного жизненного опыта, соблюдая при письме изученные орфографические
и пунктуационные нормы.

Наиболее успешно с выполнением работы справились обучающиеся МБОУ СОШУИП № 3: практически все задания (за исключением задания № 15.2), выполненные четвероклассниками этой школы, вошли в коридор решаемости, успешность выполнения работы по ОО составила 73,05 %, что на 9,2 % превышает среднегородской показатель.

Наименее успешно справились с выполнением проверочной работы по русскому языку обучающиеся 4-х классов МАОУ СОШ № 8. Средний процент выполнения составил 51,14 %, что существенно (на 12,71 %) ниже уровня по муниципалитету.

Показатели успешности выполнения работы обучающимися Гимназии г. Лабытнанги и МАОУ СОШ № 5 также находятся на уровне ниже среднего по муниципалитету (57,99 % и 61,27 % соответственно).

Средний процент выполнения проверочной работы четвероклассниками МАОУ СОШ № 1 находится на уровне выше среднегородского показателя: 71,88 %.

В рамках проведения ВПР в электронную форму сбора результатов выполненных работ вносилась информация по отметке за предыдущую четверть. Информация о сравнении отметок за четверть и за проверочную работу по русскому языку представлена в таблице 7.

Таблица 7

ОО

подтвердили отметку

понизили отметку

повысили отметку

Всего

кол

%

кол

%

кол

%

Гимназия г. Лабытнанги

36

56,25%

21

32,81%

7

10,94%

64

9

52,94%

6

35,29%

2

11,76%

17

19

76,00%

2

8,00%

4

16,00%

25

8

36,36%

13

59,09%

1

4,55%

22

МАОУ СОШ № 1

31

64,58%

6

12,50%

11

22,92%

48

16

64,00%

2

8,00%

7

28,00%

25

15

65,22%

4

17,39%

4

17,39%

23

МАОУ СОШ № 5

22

57,89%

9

23,68%

7

18,42%

38

17

73,91%

3

13,04%

3

13,04%

23

5

33,33%

6

40,00%

4

26,67%

15

МАОУ СОШ № 8

22

35,48%

38

61,29%

2

3,23%

62

12

54,55%

8

36,36%

2

9,09%

22

4к1

5

22,73%

17

77,27%

0

0,00%

22

4к2

5

27,78%

13

72,22%

0

0,00%

18

МБОУ СОШУИП № 3

85

89,47%

2

2,11%

8

8,42%

95

22

84,62%

1

3,85%

3

11,54%

26

19

86,36%

0

0,00%

3

13,64%

22

22

91,67%

1

4,17%

1

4,17%

24

22

95,65%

0

0,00%

1

4,35%

23

МО

196

63,84%

76

24,76%

35

11,40%

307

Анализ данных таблицы № 7 показывает, что подтвердили свои отметки по русскому языку 63,84 % четвероклассников города. В МБОУ СОШУИП № 3 доля таких обучающихся составила 89,47 %, в МАОУ СОШ № 1, МАОУ СОШ № 5 и Гимназии г. Лабытнанги - 64,58 %, 57,89 % и 56,25 % соответственно, а в МАОУ СОШ № 8 только 35,48 % обучающихся 4-х классов.

Показали более высокие результаты по итогам проверочной работы по сравнению с отметками за предыдущую четверть 11,40 % школьников. В МАОУ СОШ № 1 и МАОУ СОШ № 5 таких обучающихся 22,92 % и 18,42 % соответственно. Не смогли подтвердить на ВПР отметку, полученную по итогам предыдущей четверти, показав более низкий результат на ВПР, 24,76 % четвероклассников, в том числе в МАОУ СОШ № 8, Гимназии г. Лабытнанги и МАОУ СОШ № 5 по 61,29 %, 32,81 % и 23,68 % соответственно.

  1. Математика

Проверочная работа по математике содержала 12 заданий: 10 заданий базового уровня сложности, 2 задания - повышенного. В заданиях проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений
для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. На выполнение проверочной работы по математике отводилось 45 минут.

Распределение заданий проверочной работы по уровням сложности представлено в таблице 8.

Таблица 8

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу

Базовый

10

16

80

Повышенный

2

4

20

Итого

12

20

100

На основании рекомендаций по переводу первичных балов в отметку по пятибалльной шкале (таблица 9) на диаграмме 2 представлено распределение обучающихся 4-х классов (%) по группам полученных ими отметок по результатам выполнения ВПР по математике.

Таблица 9

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-5

6-9

10-14

15-20

Распределение результатов ВПР по математике по отметкам в целом по муниципалитету представлено на диаграмме 2.


Диаграмма 2

Абсолютная успеваемость по математике в целом по городу составила 97,07 %, качественная – 70,04 %. Неудовлетворительные отметки получили 2,93 % четвероклассников.

В таблице 10 представлены результаты проверочной работы обучающихся 4-х классов по математике в разрезе школ
и в сравнении со средними муниципальными показателями.

Таблица 10

ОО

«2»

«3»

«4»

«5»

Всего

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

%

МБОУ СОШУИП № 3

0

0

20

20,83

51

53,13

25

26,04

96

100

79,17

Гимназия г. Лабытнанги

3

4,76

23

36,51

24

38,10

13

20,63

63

95,24

58,73

МАОУ СОШ № 1

0

0

4

8,51

17

36,17

26

55,32

47

100

91,49

МАОУ СОШ № 5

1

2,63

9

23,68

14

36,84

14

36,84

38

97,37

73,68

МАОУ СОШ № 8

5

7,94

27

42,86

24

38,10

7

11,11

63

92,06

49,21

МО

9

2,93

83

27,04

130

42,35

85

27,69

307

97,07

70,04

В кластере инновационных ОО города Лабытнанги абсолютная успеваемость по математике в МБОУ СОШУИП № 3 составила 100 %, в Гимназии г. Лабытнанги - 95,24 %. Показатель качественной успеваемости в МБОУ СОШУИП № 3 на 20,44 % выше этого показателя в Гимназии г. Лабытнанги (79,17 % и 58,73 % соответственно).

В кластере крупных городских общеобразовательных учреждений наиболее высокий показатель абсолютной успеваемости продемонстрировала МАОУ СОШ № 1 (100 %), наиболее низкий - МАОУ СОШ № 8 (92,06 %). Показатель качественной успеваемости также наиболее высок в МАОУ СОШ № 1 (91,49 %), самый низкий - в МАОУ СОШ № 8 (49,21 %).

Максимально за выполнение работы по математике можно было набрать 20 баллов. В таблице 11 представлен список обучающихся, получивших за ВПР по математике 20 баллов:

Таблица 11

ОО

Класс

Код обучающегося

Первичный балл

МАОУ СОШ № 1

40038

20

40056

20

МАОУ СОШ № 5

40015

20

40039

20

МБОУ СОШУИП № 3

40003

20

40005

20

40036

20

40051

20

40054

20

40068

20

Гимназия г. Лабытнанги

40031

20

Характеристика проверочной работы по математике, распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
В частности, задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных
и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).

Выполнение заданий 3 и 8 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задания 3 и 8 поверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.

Умение решать текстовые задачи в три-четыре действия проверяется заданием 8. При этом в задании 8 необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес).

Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан
с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать
и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 12. Задание 9 связано
с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 12 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.

Задание 10 проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами.

Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 11. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.

Успешное выполнение обучающимися заданий 10–12 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей.

Границы «коридора решаемости» для заданий базового типа находятся в диапазоне 60-90 %, повышенного - 40-60 %.

В таблице 12 представлен реестр затруднений обучающихся по математике. Красным цветом выделены затруднения обучающихся 4-х классов МОО по заданиям.


Реестр затруднений обучающихся 4-х классов по математике

Таблица 12

Блоки ПООП НОО (проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС)

Средний % выполнения

МБОУ
СОШУИП № 3

Гимназия
г. Лабытнанги

МАОУ
СОШ № 1

МАОУ
СОШ № 5

МАОУ
СОШ № 8

МО

ОО

ОО

ОО

ОО

4К1

4К2

ОО

1

Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); Б

100

95,45

96,00

78,26

92,71

93,75

100

68,18

87,30

91,67

86,96

89,36

95,65

100

97,37

81,82

86,96

55,56

76,19

88,27

2

Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок); Б

100

90,91

92,00

78,26

90,63

43,75

88,00

77,27

73,02

66,67

82,61

74,47

78,26

86,67

81,58

86,36

82,61

72,22

80,95

81,43

3

Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; Б

82,69

72,73

64,00

78,26

74,48

78,13

96,00

84,09

87,30

81,25

76,09

78,72

93,48

80,00

88,16

77,27

86,96

66,67

77,78

80,13

4

Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда;

километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; Б

69,23

86,36

72,00

82,61

77,08

37,50

52,00

27,27

39,68

45,83

39,13

42,55

34,78

40,00

36,84

31,82

30,43

16,67

26,98

48,86

5.1

Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.

Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; Б

76,92

81,82

80,00

69,57

77,08

62,50

72,00

54,55

63,49

91,67

82,61

87,23

82,61

93,33

86,84

59,09

47,83

38,89

49,21

71,34

5.2

61,54

50,00

80,00

52,17

61,46

0

44,00

13,64

22,22

91,67

65,22

78,72

52,17

60,00

55,26

27,27

43,48

11,11

28,57

48,53

6.1

Читать несложные готовые таблицы.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; Б

100

100

92,00

91,30

95,83

93,75

96,00

90,91

93,65

95,83

100

97,87

95,65

100

97,37

95,45

86,96

88,89

90,48

94,79

6.2

92,31

100

92,00

95,65

94,79

75,00

96,00

81,82

85,71

91,67

95,65

93,62

86,96

93,33

89,47

95,45

91,30

88,89

92,06

91,53

7

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); Б

73,08

68,18

80,00

52,17

68,75

31,25

64,00

45,45

49,21

58,33

86,96

72,34

65,22

26,67

50,00

59,09

43,48

22,22

42,86

57,65

8

Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда;

километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр);

решать задачи в 3–4 действия; Б

51,92

54,55

52,00

23,91

45,83

6,25

46,00

18,18

26,19

45,83

47,83

46,81

58,70

36,67

50,00

13,64

17,39

5,56

12,70

35,67

9.1

Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать

данные, делать выводы и прогнозы); Б

76,92

77,27

88,00

78,26

80,21

37,50

64,00

31,82

46,03

54,17

86,96

70,21

82,61

46,67

68,42

31,82

13,04

5,56

17,46

57,33

9.2

61,54

72,73

88,00

65,22

71,88

18,75

28,00

13,64

20,63

66,67

86,96

76,60

69,57

46,67

60,53

31,82

21,74

16,67

23,81

50,81

10

Собирать, представлять, интерпретировать информацию; П

75,00

84,09

70,00

52,17

70,31

37,50

72,00

36,36

50,79

91,67

91,30

91,49

47,83

30,00

40,79

56,82

67,39

41,67

56,35

63,03

11

Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; Б

50,00

59,09

62,00

73,91

60,94

68,75

86,00

72,73

76,98

87,50

84,78

86,17

89,13

90,00

89,47

81,82

78,26

94,44

84,13

76,38

12

Решать задачи в 3–4 действия; П

15,38

18,18

26,00

10,87

17,71

0

32,00

2,27

13,49

16,67

39,13

27,66

26,09

10,00

19,74

0

0

10,87

3,97

15,80

Успешность выполнения работы

71,98

55,71

74,26

67,46

50,90

64,10

На основании данных таблицы 12 следует, что результаты выполнения отдельных дидактических единиц среди обучающихся 4-х классов МОО находятся на среднем уровне.

Самым низким оказался процент выполнения задания № 12 (15,80 %). Для его успешного выполнения обучающиеся должны владеть основами логического и алгоритмического мышления, уметь решать задачи в 3–4 действия.

Чуть более трети обучающихся 4-х классов (35,67 %) успешно справились с заданием № 8. В этом задании необходимо было продемонстрировать умения читать, записывать и сравнивать величины, решать задачи в 3–4 действия.

Несколько выше процент успешного выполнения заданий № 4 и № 5,2 (48,86 % и 48,53 % соответственно).
Для выполнения заданий этого типа также необходимо читать, записывать и сравнивать величины, выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата, выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

Чуть более половины обучающихся 4-х классов успешно справились с заданиями №№ 7, 9.1 и 9.2 (процент выполнения составил 56,65 %, 57,33 % и 50,81 % соответственно). В этих заданиях необходимо было предъявить умения выполнять письменно действия с многозначными числами с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Наиболее успешно обучающиеся справились с выполнением заданий, направленных на проверку умений:

- читать несложные готовые таблицы. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм (задание № 6 процент выполнения части 6.1 - 94,79 %, части 6.2 - 91,53 %);

- выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями (задание № 1, процент выполнения 88,27 %);

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок (задание № 2, процент выполнения 81,43 %);

- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью (задание № 3, процент выполнения 80,13 %);

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (задание № 11, процент выполнения 76,38 %).

Исходя из общей решаемости успешнее всего с работой по математике справились обучающиеся 4-х классов МАОУ СОШ № 1 (74,26 %), МБОУ СОШУИП № 3 (71,98 %), МАОУ СОШ № 5 (67,46 %). Успешность выполнения проверочной работы по математике в этих ОО выше среднегородского уровня.

В таблице 13 представлена информация о сравнении отметок за предыдущую четверть и за проверочную работу
по математике.


Таблица 13

ОО

подтвердили отметку

понизили отметку

повысили отметку

Всего

кол

%

кол

%

кол

%

Гимназия г. Лабытнанги

40

63,49

8

12,70

15

23,81

63

12

75,00

1

6,25

3

18,75

16

14

56,00

4

16,00

7

28,00

25

14

63,64

3

13,64

5

22,73

22

МАОУ СОШ № 1

23

48,94

2

4,26

22

46,381

47

11

45,83

0

0,00

13

54,17

24

12

52,17

2

8,70

9

39,13

23

МАОУ СОШ № 5

18

47,37

4

10,53

16

42,11

38

11

47,83

1

4,35

11

47,83

23

7

46,67

3

20,00

5

33,33

15

МАОУ СОШ № 8

34

53,97

21

33,33

8

12,70

63

10

45,45

6

27,27

6

27,27

22

4к1

16

69,57

5

21,74

2

8,70

23

4к2

8

44,44

10

55,56

0

0,00

18

МБОУ СОШУИП № 3

82

85,42

2

2,08

12

12,50

96

22

84,62

1

3,85

3

11,54

26

16

72,73

1

4,55

5

22,73

22

23

92,00

0

0,00

2

8,00

25

21

91,30

0

0,00

2

8,70

23

МО

197

64,17

37

12,05

73

23,78

307

Анализ данных таблицы 13 показывает, что подтвердили свои отметки по математике 64,17 % четвероклассников
МО г. Лабытнанги. В МБОУ СОШУИП № 3 доля таких обучающихся составила 85,42 %, в МАОУ СОШ № 5 только 47,37 % обучающихся 4-х классов.

Показали более высокие результаты по итогам проверочной работы по сравнению с отметками за предыдущую четверть 23,78 % школьников. В МАОУ СОШ № 1 и МАОУ СОШ № 5 таких обучающихся 46,81 % и 42,11 % соответственно. Не смогли подтвердить на ВПР отметку, полученную по итогам предыдущей четверти, показав более низкий результат на ВПР, 12,05 % четвероклассников, в том числе в МАОУ СОШ № 8, Гимназии г. Лабытнанги и МАОУ СОШ № 5 по 33,33 %, 12,70 % и 10,53 % обучающихся 4-х классов соответственно.

  1. Окружающий мир

Проверочная работа по окружающему миру состояла из двух частей, которые различались по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержала 6 заданий: 2 задания предполагали выделение определенных элементов на приведенных изображениях;
3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом.

Часть 2 содержала 4 задания с развернутым ответом.

На выполнение проверочной работы по окружающему миру отводилось 45 минут.

Распределение заданий проверочной работы по уровням сложности представлено в таблице 14.

Таблица 14

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла
за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 32

Базовый

7

20

62,5

Повышенный

3

12

37,5

Итого

10

32

100

На основании рекомендаций по переводу первичных балов в отметку по пятибалльной шкале (таблица 15) на диаграмме 3 представлено распределение обучающихся 4-х классов (%) по группам полученных ими отметок по результатам выполнения ВПР по окружающему миру.

Таблица 15

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-17

18-26

27-32

Распределение результатов ВПР по окружающему миру по отметкам в целом по муниципалитету представлено
на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Абсолютная успеваемость по окружающему миру в целом по городу составила 99,66 %, качественная – 80,74 %. Неудовлетворительную отметку получил 1 обучающийся (0,34 %).

В таблице 16 представлены результаты проверочной работы обучающихся 4-х классов по окружающему миру в разрезе школ и в сравнении со средними муниципальными показателями.

Таблица 16

ОО

«2»

«3»

«4»

«5»

Всего

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

%

МБОУ СОШУИП № 3

0

0,00

13

13,98

60

64,52

20

21,51

93

100

86,02

Гимназия г. Лабытнанги

0

0,00

14

22,95

35

57,38

12

19,67

61

100

77,05

МАОУ СОШ № 1

0

0,00

0

0,00

15

33,33

30

66,67

45

100

100

МАОУ СОШ № 5

0

0,00

5

13,89

27

75,00

4

11,11

36

100

86,11

МАОУ СОШ № 8

1

1,64

24

39,34

34

55,74

2

3,28

61

98,36

59,02

МО

1

0,34

56

18,92

171

57,77

68

22,97

296

99,66

80,74

Абсолютная успеваемость по окружающему миру в МБОУ СОШУИП № 3, Гимназии г. Лабытнанги, МАОУ СОШ № 1
и МАОУ СОШ № 5 составила 100 %, в МАОУ СОШ № 8 - 98,36 %.

В кластере инновационных ОО города Лабытнанги качественная успеваемость по окружающему миру выше в МБОУ СОШУИП № 3 и составила 86,02 %. В Гимназии г. Лабытнанги этот показатель ниже на 8,97% и составил 77,05%

В кластере крупных городских общеобразовательных учреждений наиболее высокий показатель качественной успеваемости продемонстрировала МАОУ СОШ № 1 (100 %). В МАОУ СОШ № 5 и в МАОУ СОШ № 8 эти показатели составили 86,11 % и 59,02 % соответственно.

Максимально за выполнение работы по окружающему миру можно было набрать 32 балла. В городе Лабытнанги из 296 обучающихся четвертых классов, принявших участие в ВПР по окружающему миру, максимальное количество баллов набрали пять обучающихся. Информация об обучающихся представлена в таблице 17.

Таблица 17

ОО

Класс

Код обучающегося

Первичный балл

МАОУ СОШ № 1

40006

32

40047

32

40055

32

МБОУ СОШУИП № 3

40005

32

40061

32

Характеристика проверочной работы по окружающему миру, распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались
в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.

Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.).

Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают
в естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями.

В задании 4 проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы) на основе предложенной для анализа модели.

Задание 5 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной
и социальной среде.

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод
на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.

Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями
о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.

Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.

Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий.

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму.

В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа.

Необходимо отметить, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.

В таблице 18 представлен реестр затруднений обучающихся по окружающему миру. Красным цветом выделены затруднения обучающихся 4-х классов МОО по заданиям.

Реестр затруднений обучающихся 4-х классов по окружающему миру

Таблица 18

Блоки ПООП НОО (проверяемые требования (умения)
в соответствии
с ФГОС)

Средний % выполнения

МБОУ
СОШУИП № 3

Гимназия
г. Лабытнанги

МАОУ
СОШ № 1

МАОУ
СОШ № 5

МАОУ
СОШ № 8

МО

ОО

ОО

ОО

ОО

4К1

4К2

ОО

Часть 1

1

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач; Б

90,38

84,21

96,00

80,43

88,17

100

98,00

95,24

97,54

93,48

84,09

88,89

90,48

90,00

90,28

63,64

75,00

91,18

75,41

87,84

2

Использовать знаково-символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы; Б

69,23

63,16

70,00

60,87

66,13

63,33

68,00

64,29

65,57

100

75,00

87,78

88,10

73,33

81,94

56,82

54,55

55,88

55,74

69,09

3.1

Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; П

96,15

100

96,00

73,91

91,40

6,67

76,00

23,81

40,98

78,26

100

88,89

61,90

60,00

61,11

4,55

36,36

47,06

27,87

63,85

3.2

92,31

94,74

100

91,30

94,62

86,67

100

85,71

91,80

100

97,73

98,89

100

83,33

93,06

84,09

84,09

85,29

84,43

92,40

3.3

62,82

63,16

60,00

53,62

59,86

24,44

85,33

50,79

58,47

78,26

90,91

84,44

60,32

57,78

59,26

50,00

37,88

54,90

46,99

60,59

4

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задач; Б

75,00

81,58

72,00

73,91

75,27

53,33

62,00

83,33

67,21

100

86,36

93,33

97,62

80,00

90,28

59,09

86,36

82,35

75,41

78,21

5

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; Б

100

100

92,00

100

97,85

73,33

96,00

80,95

85,25

91,30

95,45

93,33

95,24

80,00

88,89

59,09

68,18

76,47

67,21

87,16

6.1

Вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; П

92,31

94,74

72,00

73,91

82,80

20,00

56,00

80,95

55,74

95,65

100

97,78

85,71

86,67

86,11

50,00

68,18

58,82

59,02

75,00

6.2

76,92

73,68

60,00

60,87

67,74

53,33

56,00

57,14

55,74

34,78

90,91

62,22

19,05

20,00

19,44

50,00

77,27

47,06

59,02

56,76

6.3

51,92

44,74

50,00

32,61

45,16

23,33

56,00

9,52

31,97

47,83

52,27

50,00

28,57

26,67

27,78

9,09

34,09

14,71

19,67

35,81

Часть 2

7.1

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач / выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде; П

96,15

73,68

92,00

78,26

86,02

80,00

72,00

66,67

72,13

95,65

100

97,78

80,95

100

88,89

50,00

68,18

64,71

60,66

80,07

7.2

71,15

44,74

82,00

80,43

70,97

50,00

90,00

76,19

75,41

71,74

97,73

84,44

90,48

83,33

87,50

56,82

65,91

64,71

62,30

74,16

8К1

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; Б

88,46

89,47

88,00

91,30

89,25

73,33

88,00

61,90

75,41

95,65

100

97,78

42,86

66,67

52,78

81,82

72,73

88,24

80,33

81,42

8К2

76,92

78,95

80,00

82,61

79,57

66,67

88,00

57,14

72,13

91,30

68,18

80,00

23,81

60,00

38,89

77,27

72,73

52,94

68,85

70,95

8К3

57,69

52,63

72,00

65,22

62,37

53,33

80,00

33,33

57,38

78,26

68,18

73,33

9,52

20,00

13,89

50,00

63,64

29,41

49,18

54,39

9(1)

[Будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России / осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; Б

96,15

94,74

100

100

97,85

73,33

96,00

95,24

90,16

100

100

100

90,48

93,33

91,67

100

8686,36

76,47

88,52

93,92

9(2)

76,92

89,47

92,00

82,61

84,95

73,33

88,00

76,19

80,33

100

100

100

85,71

86,67

86,11

86,36

77,27

58,82

75,41

84,46

9(3)

76,92

31,58

68,00

69,57

63,44

46,67

48,00

42,68

45,90

91,30

90,91

91,11

47,62

66,67

55,56

77,27

68,18

52,94

67,21

63,85

10.1

[Будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края; Б

92,31

94,74

74,00

93,48

88,17

80,00

100

95,24

93,44

95,65

90,91

93,33

66,67

96,67

79,17

75,00

50,00

91,18

70,49

85,30

10.2

К1

50,00

94,74

40,00

82,61

64,52

46,67

84,00

90,48

77,05

91,30

100

95,56

95,24

80,00

88,89

13,64

36,36

52,94

32,79

68,24

10.2

К2

80,77

78,95

60,00

52,17

67,74

40,00

52,00

57,14

50,82

78,26

100

88,89

76,19

53,33

66,67

22,73

22,73

52,94

31,15

59,80

10.2

К3

51,92

31,58

48,00

21,74

39,25

30,00

76,00

28,57

48,36

47,83

65,91

56,67

23,81

50,00

34,72

15,91

9,09

5,88

10,66

37,33

Успешность выполнения работы

75,59

67,67

86,57

67,40

57,65

70,94

В целом обучающиеся 4-х классов справились с проверочной работой по окружающему миру хорошо: в коридор решаемости вошли практически все задания, включая задания повышенного уровня сложности, за исключением заданий №№ 6.3 (повышенный уровень сложности), 8К3, 10.2К2, 10.2К3 (базовый уровень сложности), процент выполнения которых составил 35,81%, 54,39 %, 59,80 % и 37,33 % соответственно. Задания были направлены на проверку следующих умений:

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (задание № 6.3);

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (задание № 8К3);

- правильно называть природные или культурно-исторические достопримечательности региона проживания, рассказать
об одной из них; знать/указать известных людей - жителей региона, рассказать об одном известном земляке (задания №№ 10.2К2, 10.2К3).

В целом успешность выполнения работы по окружающему миру по муниципалитету составила 70,94 %.

Наиболее успешно с выполнением работы справились обучающиеся МАОУ СОШ № 1 и МБОУ СОШУИП № 3. Успешность выполнения работы обучающимися этих ОО составила 86,57 % и 75,59 % соответственно, что превышает среднегородской показатель на 4,65 % (для МБОУ СОШУИП № 3) и 15,63 % (для МАОУ СОШ № 1).

Наименее успешно справились с выполнением проверочной работы по окружающему миру обучающиеся 4-х классов МАОУ СОШ № 8. Средний процент выполнения работы составил 57,65 %, что на 13,29 % ниже уровня по муниципалитету.

В таблице 19 представлена информация о сравнении отметок за предыдущую четверть и за проверочную работу
по окружающему миру.

Таблица 19

ОО

подтвердили отметку

понизили отметку

повысили отметку

Всего

кол

%

кол

%

кол

%

Гимназия г. Лабытнанги

37

60,66

8

13,11

16

26,23

61

9

60,00

4

26,67

2

13,33

15

16

64,00

3

12,00

6

24,00

25

12

57,14

1

4,76

8

38,10

21

МАОУ СОШ № 1

23

51,11

3

6,67

19

42,22

45

12

52,17

0

0,00

11

47,83

23

11

50,00

3

13,64

8

36,36

22

МАОУ СОШ № 5

23

63,89

4

11,11

9

25,00

36

14

66,67

3

14,29

4

19,05

21

9

60,00

1

6,67

5

33,33

15

МАОУ СОШ № 8

41

67,21

17

27,87

3

4,92

61

19

86,36

1

4,55

2

9,09

22

4к1

13

59,09

9

40,91

0

0,00

22

4к2

9

52,94

7

41,18

1

5,88

17

МБОУ СОШУИП № 3

78

83,87

6

6,45

9

9,68

93

24

92,31

0

0,00

2

7,69

26

17

89,47

0

0,00

2

10,53

19

15

60,00

6

24,00

4

16,00

25

22

95,65

0

0,00

1

4,35

23

МО

202

68,24

28

12,84

56

18,92

296

Анализ данных таблицы 19 показывает, что подтвердили свои отметки по окружающему миру 68,24 % четвероклассников города. В МБОУ СОШУИП № 3 доля таких обучающихся составила 83,87 %, в МАОУ СОШ № 8, МАОУ СОШ № 5 и Гимназии г. Лабытнанги - 67,21 %, 63,89 % и 60,66 % соответственно, а в МАОУ СОШ № 1 только 51,11% обучающихся 4-х классов.

Показали более высокие результаты по итогам проверочной работы по сравнению с отметками за предыдущую четверть 18,92 % школьников. В МАОУ СОШ № 1, Гимназии г. Лабытнанги и МАОУ СОШ № 5 таких обучающихся 42,22 %, 26,23 % и 25,00 % соответственно. Не смогли подтвердить на ВПР отметку, полученную по итогам предыдущей четверти, показав более низкий результат на ВПР, 12,84 % четвероклассников, в том числе в МАОУ СОШ № 8, Гимназии г. Лабытнанги и в МАОУ СОШ № 5 по 27,87 %, 13,11 % и 11,11 % соответственно.

  1. Выводы по итогам всероссийских проверочных работ в 4-х классах в 2021 году

По результатам ВПР по трем предметам абсолютная успеваемость по русскому языку составляет 87,30 %, по математике – 97,07 %, окружающему миру - 99,66 %; качественная успеваемость –57,98 %, 70,04 %, 80,74 % соответственно.

Получили отметку «5» за выполнение работ по русскому языку 15,31 % учащихся, по математике – 27,69 %, по окружающему миру – 22,97 %. Не справились с работой и получили неудовлетворительные отметки по русскому языку 12,70 % участников ВПР, по математике – 2,93 %, по окружающему миру - 0,34 % обучающихся.

Максимальное количество баллов по русскому языку набрал 1 четвероклассник, по математике - 11 обучающихся, по окружающему миру - 5 человек.

В целом успешность выполнения работ по русскому языку составила 63,85 %, по математике - 64,10 %, по окружающему миру - 70,94 %.

Обращает на себя внимание факт, что трудности, с которыми столкнулись обучающиеся 4-х классов при выполнении ВПР по всем проверяемым предметам, связаны, как правило, с выполнением заданий базового уровня сложности (по русскому языку - 6 заданий базового уровня сложности, по математике - 1 задание повышенного уровня сложности и 5 заданий базового уровня, по окружающему миру - 1 задание повышенного уровня сложности и 3 задания базового уровня сложности). То есть знания и умения, проверяемые такими заданиями, являются основой для дальнейшего успешного изучения предметов.

  1. Рекомендации для МОО по итогам ВПР в 4-х классах

На основании вышеизложенного можно рекомендовать следующие меры по преодолению затруднений обучающихся 4-х классов:

  1. Провести анализ результатов ВПР по каждому четверокласснику, показавшему низкие результаты, с целью выяснения причин неуспешности в каждом конкретном случае.
  2. Организовать индивидуальную/групповую работу с обучающимися по преодолению выявленных затруднений, обратив особое внимание на отработку умений, проверяемых заданиями базового уровня сложности, так как при их недостаточной отработке ученик может испытывать сложности в освоении учебной программы в 5 классе.
  3. Стимулировать интерес к предмету, привлекать обучающихся к участию в предметных викторинах, конкурсах, олимпиадах.
  4. Своевременно оказывать психолого-педагогическую поддержку обучающимся, находящимся в «группе риска».
  5. Образовательным организациям использовать результаты ВПР для совершенствования методик преподавания соответствующих предметов в начальной школе.