Подготовка к ЕГЭ

Нелепова Светлана Леонидовна

Готовимся к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План схема сочинения24 КБ
Файл Советы к части С20.55 КБ
Файл ЕГЭ В823.95 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план:

        1. Вступление.

        2. Формулирование проблемы.

        3. Комментарий.

        4. Авторская позиция.

        5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

        6. Первый аргумент.

        7. Второй аргумент.

        8. Вывод.    

    Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять.                                                    

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Проблемный вопрос.

        2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

       3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу,

близкому к обсуждаемой проблеме.

       4. Обращение к читателю с целью вызвать в его

 памяти определенные жизненные ситуации, связанные

с проблемой текста.

        5. Создание определенного эмоционального настроя.

        6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые

возникли после чтения текста.

        7. Цитата из исходного текста (или другого источника),

связанная с рассматриваемой проблемой.

        8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам.

 убеждения

вступление может быть написано в форме:

  • лирического размышления.
  • ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
  • ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
  • может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
  • может начинаться с ключевого слова текста и др.

вступление должно быть связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. 1-3 предложений.

ПРОБЛЕМА   (К1-1балл) формулируется либо как вопрос (Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное  сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?), 

либо как сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: проблема «отцов» и «детей».

Проблема может быть:

философской;  нравственной;  злободневной;  актуальной;  острой;  важной;  серьезной;  наболевшей;

  • Автор рассматривает (обсуждает, изучает) проблему,..
  • Текст ... заставил меня задуматься над проблемой …
  • Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель ...
  • Проблема ... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор.
  • Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет... ?) Это и есть проблема, которую рассматривает автор.
  • Известный русский писатель …  рассказывает о…, восхищаясь (или: заставляя задуматься…). Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста.
  • Автор предложенного текста обращается к проблеме…

   

КОММЕНТАРИЙ   (К2-2 балла) - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Текстуальный комментарий

Концепционный комментарий

  - Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  - На чем заостряет внимание? Почему?

  - Какие имена упоминает автор? Для чего?

  - Какие эмоции автора выражены в тексте?

  - Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

 - К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная)

 - Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

 - Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

Опора на исходный текст - основное требование к комментированию, но не сбейтесь на пересказ! 

Автор напоминает (что?)… .             Глазами автора мы видим, как… .  

Писатель передаёт… .                    Кратко и точно автор объясняет, как, каким образом…. .  

Автор убедительно доказывает, что…      Поражает (удивляет, что…, как…)

Аргументированно и увлечённо автор рассказывает  о… .

ПОЗИЦИЯ АВТОРА - отражение позиции автора исходного текста (КЗ-1 балл).

        Самый эффективный способ - это нахождение в тексте предложения (-ий], в которых четко выражена точка зрения автора.

        Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл.

Не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

        Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:

        - Цитата, а затем: - в этом и заключается позиция автора...

Но лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

  - Автор считает, что...                            Авторская позиция понятна.

 - Автор убеждает нас в том, что...                 Автор уверен (убеждён, считает)

 - В тексте доказывается мысль о том, что...       Несомненно, автору удалось доказать...

 - Основная мысль текста заключается в том, что...

 - Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Чтобы правильно определить авторскую позицию, ещё раз обратите внимание  на выделенную вами в начале работы проблему.

АРГУМЕНТЫ (К4-3)    Нужно подкреплять свою позицию сильными, убедительными аргументами. К ним обычно относят эпизоды художественных произведений, характеристика литературных героев; факты, события, выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы); статистические данные; свидетельства очевидцев, пословицы и поговорки, обращение к Библии, Любая неточность в цитате и тем более в фамилии и даже в инициалах её автора считается ошибкой в фоновом материале (критерий оценивания  К-12) и влечет за собой потерю 1 балла.

Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…

С такой позицией трудно не согласиться. Автор правомерно считает, что… Действительно,….(аргумент). Не менее интересным (убедительным)  является и…(аргумент).

Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды. (аргументы).

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   - обобщение основных мыслей автора.

Призыв, обращение к читателю.

        Итак, …. Подумайте о том,... Вспомните: ... И хочется верить,что...

Использование цитаты.

*****************************************************************************************

Несколько полезных советов.

        1. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора, инициалы.

        2. Будьте осторожны при определении жанра текста. Лучше использовать слова текст, фрагмент.

 3. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки.

 4. Не давайте высокопарных определений автору текста, не имея на то явных оснований. Не классифицируйте деятельность автора, если не уверены в ней (Д.С. Лихачев -великий русский поэт).

5. Соблюдайте этические нормы, не будьте излишне категоричны.

                                                   Удачи!

   



Предварительный просмотр:

Предлагаем познакомиться с новыми и весьма полезными рекомендациями, которые, возможно, помогут вам лучше понять требования к сочинению части С и сделать свою работу более выигрышной.

Как начать работу?

Возможные варианты вступления:

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским и не приписать им, например, «Пиковую даму»)
  • Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
  • Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

Как обозначить проблему?

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (см. выше). Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

Самое сложное - комментарий.

Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

  • Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
  • Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
  • Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  • С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
  • Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
  • Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
  • Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

  • Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).
  • Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда (не всегда!) помогает название, но чаще всего в речи героя все же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться, каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.
  • Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.

Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

  1. Вступление.
  2. Проблема, над которой размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция
  5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Вы закончили черновик. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

И еще один совет. Положим, вам сложно обозначить проблему. Попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа). Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает: «каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу» (текст Н. Долининой из сб. 2006-2007 г.). Вы, конечно, можете задать вопрос: «Каждый ли человек…». Но такой вопрос будет звучать по меньшей мере глупо! Какой ответ можно дать на такой странный вопрос? Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова. Человек - открыть душу – красота мира. Согласны? В таком случае вопрос может звучать приблизительно так: Как влияет красота мира на человека, на его душу? Или так: Автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека. Это, конечно, довольно примитивный подход, но если нет других вариантов… Кроме того, в тексте может быть не одна проблема, а несколько, и часто бывает так, что в начале текста автор обозначает одну проблему, а к концу текста говорит о другой. Нужно несколько раз прочитать текст с карандашом в руке и подчеркнуть в тексте ключевые понятия (НА ЛИСТАХ С ЗАДАНИЯМИ ПИСАТЬ МОЖНО! НЕ ВЕРЬТЕ ЭКЗАМЕНАТОРАМ, КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ ОБРАТНОЕ!).

Прочитайте еще раз внимательно эти советы. Думаю, все не так уж сложно и вы справитесь.



Предварительный просмотр:

В8. Средства речевой выразительности. Как подготовиться к В8?

В задании В8 необходимо найти в тексте средства выразительности - тропы, определенные разряды лексики и художественные приемы. На первый взгляд, самое трудное - это запомнить содержание наиболее замысловатых терминов: парцелляция, анафора, литота и т.д. На деле это как раз не самое сложное. Проблемы обычно начинаются при попытке определить, какое же выразительное средство замаскировалось в том или ином предложении. Некоторые из этих средств на поверку оказываются совершенно обычными речевыми элементами. Поэтому не стоит пытаться непременно найти элемент "художественности", ведь в задании идет речь не о художественных, а о языковых средствах выразительности. Не заблудиться в трех соснах (точнее в девяти терминах, которые содержатся в каждом задании) помогут небольшие хитрости, с которыми мы сейчас познакомимся.Список терминов:

Анафора (=единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины... 
                 (М. Цветаева)

Антитеза – сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
                    (М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон. 
– Кто говорит? 
– Слон. 
- Откуда? 
– От верблюда.
                  (К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола - преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм – слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка.

Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
                                   (М. Цветаева)

Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой!(в значении: глупый, дурак).

Контекстный антоним – слова, служащие антонимами только в данном контексте, а в других контекстах антонимами не являющиеся.

Изба была не просто холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор – повтор слова:

Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
                       (А. Блок)

Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд

август - грозди 
винограда и рябины 
ржавой - август!
                     (М. Цветаева)

Метонимия - перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).

Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:   

То не ветер ветку клонит, 
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет, 
Как осенний лист дрожит.
                       (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
                                            (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятинаМногие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение
 часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию: 
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать 
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..

             (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

         

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота... 
                      (М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
              (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение: 

А он, мятежный, ищет бури, 
Как будто в буре есть покой. 
            (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

 

Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.  

А теперь проверь себя по заданиям из демоверсий ЕГЭ-2010 и 2011. 
Поскольку формулировки заданий не предусматривают выбора, то интерактивная форма на предлагается. Ответы к заданиям даны после задания.

Образец из демоверсии 2010

(1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной поляны. (2) Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3) Лейтенант решил воспользоваться этим. (4) Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. (5) - За счёт положенного времени разрешу, - сказал замполит строго. (6) - В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7) Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции "Сокол", вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8) Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9) Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10) Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11) Пора выходить. (12) Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13) Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14) "Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить". (15) Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только с мороза - румяные, особенно девушки... (16) Но вот снова твёрдый пол под ногами. (17) Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.
(18) Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19) Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20) Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21) Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22) Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23) А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24) Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25) Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же... (26) По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Револющии. (27) Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28) Понравилась Федосееву станция "Маяковская" со стальными колоннами, приглянулись "Красные ворота" - красные и белые плиты под ногами. (29) В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30) На станции "Арбатская" на служебной двери табличка "Для рожениц". (31) На станции "Курская" работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32) Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34) Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву)

В8     "Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е.Воробьёв использует такое лексическое средство, как_____("камуфляж", "перебросят" и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и_____(предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев:_____ ("в пепельном небе" в предложении 25) и _____("в сердце росла  гордость" в предложении 35)".

Термины:

1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) ирония
4) метафора
5) профессиональная лексика
6) диалектизм
7) антитеза
8) сравнительный оборот
9) риторическое обращение 

5,2,1,4

Образец из демоверсии 2011

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: (3) - Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5) Главное - сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие? (12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. (13) - Я скажу тебе правду. (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. (15) - Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел - объясни мне.
(19) - Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка ещё горячей водицы. (21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. (26) - Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

 

(По Л. Андрееву) 

В1    "Синтаксические средства выразительности:_____(предложение 6) и ______(в предложениях 21-23) - помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____(предложения 15, 16), подчёркивают основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими ворастными ролями, что подчёркивают ______ ("ребёнок" - "взрослый" в предложении 26)"

Термины:

1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) параллелизм
6) диалектизм
7  восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы 

3,8,1,9