Методические материалы

Бычкова  Татьяна Николаевна

На странице размещены методические материалык к урокам о истории, обществознанию и технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иван Грозный –первый русский царь

Цель урока: Ознакомить учащихся с состоянием основных отраслей экономики в данный период; рассказать о первых реформах Московского государства времен Ивана IV; охарактеризовать роль Избранной рады в данный период.

Учебник: Пчелов  «История России. 7 класс».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- на доске нарисовать схему  государственного управления Россией и объяснить ее;

- рассказать общественном строе России;

- тесты по карточкам:

(ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4- а, 5 – б.г.д.е; 6 – 1(в), 2(д), 3(б), 4(а), 5(г); 7 – в)

Тест «Создание Московского царства»                ЧАСТЬ 1

1. Боярская дума – это:

а) высший совещательный орган при великом князе

б) сословно-представительный орган

в) орган местного самоуправления

г) законодательное собрание.

2. Самые крупные территориальные единицы, на которые было разделено Московское государство в конце XV – начале XVI в.:

а) волости,                б) станы                в) уезды                г) уделы

3. Первый свод законов Московского государства:

а) Русская Правда                        в) Правда Ярославичей

б) Салическая Правда                        г) Судебник

4. Введение Юрьева дня означало:

а) ограничение свободы крестьян

б) установление ежегодной платы с крестьян за проживание на земле

в) подтверждение права крестьян переходить в любое время  от одного владельца к другому

5. Определите права великого князя, государя всея Руси:

а) выбирал кандидатуру митрополита Русской православной церкви;

б) издавал законы

в) принимал присягу верности и повиновения подчиненных

г) осуществлял внешнюю политику

д) возглавлял наиболее значимые военные походы

е) имел право чеканить монету.

6. Установите правильное соответствие:

1) кормление                2) местничество                3) налоги                4) пожилое

5) поместье

а) денежный сбор с крестьян при уходе от феодалов в Юрьев день

б) установленные государством обязательные платежи, взимаемые с населения

в) система содержания должностных лиц за счет местного населения

г) условное земельное держание, даваемое за военную или государственную службу без права продажи, обмена, наследования

д) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должности, занимаемой предками.

7. Изменения в управлении Московским государством  произошли в период правления:

а) Ивана Калиты                в) Ивана III

б) Василия II Темного        г) Василия III

- задание 5 на стр. 203 (таблица) – у доски

II. Изучение нового материала.

- Иван IV – будущий царь – родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В 1533 году умер Василий III. Незадолго до своей смерти Василий III наказал боярам «беречь» его сына и воспитать из него государя. Сразу после смерти Василия III бояре короновали  Ивана IV. У малолетнего Ивана IV оставалась мать – великая княгиня Елена Глинская. В течение 5 лет она исполняла обязанности регентши, т.е. временной правительницы. Елена Глинская провела реформы, способствующие централизации государства.

В 1534 году в Москве был основан Монетный двор, где изготовлялись монеты для всей России. В результате сложилась единая монетная система, а введенная тогда серебряная «копейка» надолго оставалась основной русской монетой. Произошли изменения и за контролем за управлением  местных властей. Теперь этот контроль осуществляла Боярская дума.

3 апреля 1538 года неожиданно умерла Елена Глинская в возрасте 30 лет (по слухам, ее отравили).

Затем в течение 9 лет, за власть боролись различные боярские группировки. То князья Шуйские, то Глинские, то Бельские занимали первые песта в стране.

С великим князем они мало считались.

- Прочитайте п. 1§ 29 и охарактеризуйте личность Ивана IV. Почему его прозвали Грозным?

- 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная коронация Ивана IV. Великий московский князь Иван Васильевич стал первым русским царем? Почему именно царем провозгласил себя Иван Васильевич? Прежний титул – великий князь – переводили как «принц» или «великий герцог». Титул «царь» переводили как «император».

- Чтение п. 2.

- В чем выражалась необходимость создания Избранной рады? Кто в нее входил?

Основные причины возникновения Избранной рады:

- последовательные неудачи «боярских группировок» утвердиться  у верховной власти;

- недовольство народа засилием временщиков;

- слабые способности юного царя к управлению государством;

- необходимость проведения преобразований.

- Избранная рада возникла не ранее 1549 года и закончила свою деятельность в 1560 году. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель всех проводимых реформ – сформировать централизованное государство.

Выполнить все это можно было только при поддержке всего населения. В 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Так появился Земский собор – собрание представителей всех русских земель.

С середины XVI века все самые важные государственные дела проводились с одобрения Земского собора. Это были совещания представителей сословий, на которых высказывались мнения по всем предлагавшимся Иваном IV вопросам.

Земские соборы собирались по указу правительства в тех случаях, когда верховная власть не хотела и не могла разрешить важные государственные вопросы. В отличие от Боярской думы, земские соборы представляли широкие слои населения и являлись опорой и поддержкой Ивана IV.

Земские соборы не ограничивали, а только поддерживали власть монарха.

В стране утверждается сословная монархия или сословно-представительная монархия. Одновременно с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

Основные черты реформ (1549 – 1560 гг.)

1) Сформировалась система «приказов», т.е. органов центрального управления, исполнявших функции министерства.

Каждый приказ отвечал за определенную сферу управления:

- Посольский приказ – за дипломатическую службу;

- Разрядный приказ – за военные дела;

- Поместный приказ – за вопросы землевладения;

- Челобитный приказ – контроль за всеми приказами.

2) В 1550 году введен новый Судебник.

Судебник – свод действующих законов, нечто среднее между конституцией и уголовным кодексом.

В новом Судебнике:

- увеличен размер пожилого налога при переходе крестьян от одного помещика к другому на Юрьев день;

- введены наказания за взятки;

-  ограничены права наместников;

- Боярская дума обрела право высшего законодательного органа при царе;

- зависимость крестьян усилилась: землевладелец получил название «государь над мужиком» и нес юридическую ответственность за преступления крестьянина.

3) Реорганизовано местное самоуправление.

- Ограничены  в правах наместники и волостели. Кормление отменено.

- Начался процесс замены власти наместников властью выборных Земских соборов. Земские органы возглавлялись губными старостами (губа – округ) и излюбленными головами в городах.

4) Денежная реформа. Введение единой денежной системы.

5) Изменениям подверглось военное дело.

 В 1550 году проведена военная реформа.

Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, согласно которому определялось, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин должен был выходить в поход «конно, людно, оружно».

Возник корпус первого постоянного русского войска – стрельцов, получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование.

6) Изменения в налоговой системе. Черносошные крестьяне и землевладельцы платили налоги с сохи. В соху входило определенное количество земли в зависимости от качества земли и ее принадлежности.

 

III. Закрепление.

- вопросы на с. 211

- документ,  стр. 212

IV. Итог урока.

Домашнее задание: §29, конспект


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УРОК № 23

Феодальная раздробленность в Германии и Италии

Цель урока:  подвести учащихся к пониманию причин сохранения политической раздробленности Германии и Италии в XI – XV вв.; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с исторической картой

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- что такое реконкиста, реконкиста на Пиренейском полуострове

- образование  Испанского королевства

- введение инквизиции в Испании

II. Изучение нового материала.

- В Германии сохранилась феодальная раздробленность. С развитием городов объединение земель в германии происходило вокруг местных центров. Вместо единого централизованного государства в Германии  образовалось множество государств во главе с независимыми от короля князьями.

Следовательно, в Германии усиливалась власть князей, а центральная, императорская власть ослабела.

В середине XIV века императором Священной Римской империи (основную часть которой составляла Германия) был избран чешский король Карл I под именем Карла IV. Несмотря на свое высокое звание, он был лишь одним из князей и располагал только средствами и войсками из своих наследственных владений.

Ослаблению власти германских королей способствовали завоевания в славянских землях.

- чтение п. 2 § 23.

В Германии королевский трон не  передавался по наследству.

Удельные князья обладали большими правами:

- могли чеканить свою монету, судить население, собирать налоги, издавать законы, основывать новые города, располагать своим войском;

- не допускали длительного пребывания на императорском троне какой-либо одной династии.

В 1356 г. император издает грамоту – «Золотую буллу». В ней определялся и подтверждался порядок избрания императора.

Булла разрешила князьям вести «законно объявленные частные войны»; городам запрещалось объединяться в союзы и выступать против сеньоров.

- чтение п. 4. §22.

Италия оставалась раздробленной страной. Возрождались и возникали города. Их расцвету способствовали крестовые походы.

С X-XI вв. города начали борьбу с сеньорами. Многие города (Милан, Пиза, Болонья) добились прав коммун.

Горожане начали вести борьбу с феодалами:

- разрушали их замки, переселяли в города;

- грозили наказанием за выступления против горожан;

- освобождали крестьян от личной зависимости, но крестьяне попадали в зависимость от городов;

- феодалам запрещалось требовать с крестьян платежи и вершить над ними суд.

Во время многолетней борьбы пап с императорами в Италии сложились враждебные друг другу политические группы – гвельфы и гибеллины.

Гвельфы – противники императора и сторонники папа; опора – торговцы и ремесленники в городах.

Гибеллины – сторонники императора; опора – дворяне.

Постоянная борьба между светской и духовной властями на Западе ставила людей перед выбором. С обеих сторон произносились речи и выпускались обращения к народу в поддержку того или иного императора и папы. Враждебные группировки – гвельцы и гибеллины – поддерживали своих кандидатов на папский и императорский престол.

В XV веке во многих городах Италии власть была захвачена богатыми сеньорами, и в последствии ее стали передавать по наследству.

Правители городов-государств стали называться тиранами, а порядок – тиранией.

Тирания прочно утвердилась в Милане, Флоренции, Болонье и других городах Северной и Средней Италии.

Во Флоренции власть захватила семья Медичи – самые богатые купцы и банкиры.

Они считались «покровителями» бедных:

- уменьшили налоги с горожан;

- раздавали мелкие деньги беднякам;

- организовывали и вели строительство, что давало заработок ремесленникам.

Наибольшего могущества достигла власть Медичи во Флоренции при Лоренцо Великолепном. Он твердо управлял государством:

- утверждал кандидатов на все должности, но только из верных ему людей;

- распоряжался доходами казны;

- принимал иностранных послов;

- его охраняла личная гвардия.

Вывод: в конце XV века Италия оставалась раздробленной страной, следовательно, была слабее Испании.

III. Закрепление.

- Назвать общие черты и различия в процессах, происходящих в государствах Пиренейского полуострова, Италии и Германии.

IV. Итог.

Домашнее задание: §23 (п. 3,4), §24 (п. 2,3)



Предварительный просмотр:

Тема урока: Физиология питания.

 Мясо и мясные продукты.

Цель урока: Дать понятие о микроорганизмах; познакомить с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты; учить приемам оказания первой помощи при пищевых отравлениях; познакомить со значением мясных блюд, видами мясного сырья, его пищевой ценностью, видами и этапами первичной обработки мяса.

Оборудование,  дидактические материалы: Учебник «Технология» под ред. В.Д. Симоненко, таблицы, инструкции по ОТ

Вид урока: комбинированный

Ход урока

1. Организация урока.

       Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

1. Физиология питания.

Микроорганизмы – живые существа, жизнь которых зависит от условий внешней среды, в которой они находятся. Ими насыщена вся окружающая человека среда: вода, почва, продукты питания и т.д.

К микроорганизмам относятся бактерии, плесени, дрожжи.

В своей жизни человек очень давно использует действия благоприятных микроорганизмов при подъеме теста, сквашивании молока.

Но не все микроорганизмы приносят помощь человеку. Есть и такие, которые, если вспомнить уроки истории, приносили человечеству повальные заболевания и уносили порой население целых сел и городов. Много невинных людей было необоснованно уличено в колдовстве и сожжено на костре. В те далекие времена еще никто не мог знать о том, что виновником эпидемий чумы и холеры являются микробы, вирусы, бациллы, - и это именно они враги человека. Но без них тоже наша  планета выглядела бы совсем по другому.  Они – творцы процесса круговорота веществ в природе. Микробы разлагают все отмершее и умершее, превращая их в почву. Почва же снова рождает и питает новые поколения растений, которые, в свою очередь, питают животных, а животные дают пищу человеку.

Полезные микроорганизмы работают на человека, их используют в кулинарии в процессе приготовления теста (процесс брожения), применяют в виноделии, при их помощи производят кисломолочные продукты, использую для получения дрожжей, а также в медицинской промышленности для производства лекарств.

Работа по учебнику  стр. 5-6

Записать в тетрадь правила оказания   первой медицинской помощи при отравлениях (стр. 7 учебника)

Задание. Из предложенных вариантов ответов на вопросы исключить неверные.

Вопрос: В каких процессах участвуют полезные микроорганизмы?

Ответ: Квашение, брожение, плесневение.

Вопрос: Болезнями грязных рук являются…

ответ: Ангина, дизентерия, гепатит, ОРЗ.

Вопрос: Переносчиками пищевых инфекций могут быть:

Ответ: Больные, мухи, блохи, грызуны.

Вопрос: Признаками пищевого отравления являются:

ответ: Рвота, чихание, резкая слабость, насморк, понос.

Вопрос: Как правильно оказать первую медицинскую помощь при пищевом отравлении?

Ответ: Дать пострадавшему сладкий чай, вызвать рвоту, дать активированный уголь, вызвать врача.  

2. Мясо и мясные продукты.

- Мясо – один из основных продуктов питания. Мясо хорошо сочетается по вкусу с различными пищевыми продуктами, поэтому из него можно приготовить множество разнообразных блюд. Пищевая ценность этого полезного продукта определяется прежде всего тем, что оно является носителем полноценного животного белка и жира.

Наряду с полноценными белками и жиром в мясе содержатся также экстрактивные вещества, которые почти не имеют питательной ценности, но служат сильными возбудителями отделения пищеварительных соков, благодаря чему способствуют лучшему усвоению пищи. Мясо, кроме того, считается одним из основных источников фосфора. Оно богато железом и микроэлементами. Витамины в мясе  представлены главным образом комплексом витамина В (В1, В2, В6, В3, В12).

В зависимости от вида животного, мясо которого употребляют в пищу, различают говядину, баранину, свинину. Все эти виды мяса отличаются друг от друга как по вкусу, так и по запаху.

Говядина

Свинина

Баранина

Имеет красный цвет различных оттенков (чем старше животное, тем темнее его мясо).

Свежий приятный запах, плотная консистенция с эффектом мраморности (мраморность создают отложения жира между красными мышцами).

Бледно-розовый цвет различных оттенков.

Мягкая нежная консистенция с прослойкой жира.

Цвет от светло- до темно-красного, менее плотная по сравнению с говядиной консистенция, не обладает мраморностью и отличается специфическим запахом.

Мясо различают по термическому состоянию.

Парное

остывшее

Охлажденное

Переохлажденное

Подмороженное

мясо

Мороженое мясо

Мясо, полученное сразу после убоя животного

Мясо, остывшее в естественных условиях или вентиляционных камерах

Мясо, температура которого от 40 до 00С

Мясо, аналогичное охлажденному, но поверхностный слой у него коричневый

По своим свойствам уступает охлажденному и переохлажденному

По сравнению с охлажденным менее ценно, так как при его обработке теряется большое количество мясного сока

Признаки доброкачественности мяса

- Свежее мясо плотное, эластичное, поверхность его после надавливания пальцем быстро выравнивается.

- На срезе мясо имеет красноватый цвет с оттенком, характерным для соответствующего вида животного: коричневато- красный (баранина), розовато-красный (свинина), нормально-красный (говядина), беловато-розовый (телятина).

- На срезе мясо прилипает к пальцам.

- Сок прозрачный.

- На поверхности незагрязненная корочка, при ощупывании поверхности пальцы остаются сухими.

- Жир в свежем мясе белый, кремовый или желтоватый цвет, твердую консистенцию (при надавливании не мажется, а крошится).

Признаки несвежего мяса

- Поверхность мяса влажная, мягкая, покрыта слизью, местами почерневшая.

- На срезе мясо имеет темную или сероватую окраску.

- Сок мутный.

- Консистенция мышц мягкая, несколько дряблая; образующиеся при надавливании ямки не заполняются до конца или долго остаются незаполненными.

- Жир принимает сероватый оттенок, липнет, мажется.

- Запах неприятный.

Во всех случаях, когда свежесть мяса вызывает малейшее сомнение, приготовлять из него блюдо нельзя!

Перед приготовлением любого мясного блюда необходимо провести первичную обработку мяса (или механическая обработка мяса), которая включает в себя следующие технологические операции: оттаивание, обмывание, обсушивание, разделка, обвалка.

Оттаивают мясо в домашних условиях либо на нижних  полках холодильника, либо при комнатной температуре (но не в теплой или горячей воде), т.к. при таком оттаивании мясо получается близкое по структуре к остывшему или охлажденному.

Для удаления загрязнений, сгустков крови, клейм ветеринарного надзора, а также для снижения бактериальной обсеменности мясо зачищают и моют.

Чтобы при последующей разделке мясо не скользило в руках, его обсушивают.

Далее большие куски мяса или туши разделывают в определенной последовательности с учетом строения и различного кулинарного использования отдельных частей.

Для получения определенных полуфабрикатов мясо подвергают обвалке. Обвалка – это отделение мышечной ткани от костей, зачистка ее от сухожилий, хрящей, которые можно использовать при приготовлении, например, бульонов.

Тепловая обработка мяса.

Варка. Подготовленное мясо кладут в кастрюлю и, залив холодной водой, доводят до кипения. Затем уменьшают нагрев, снимают с поверхности пену и варят до готовности. У готового мяса, если его проколоть, сок не выделяется; если же при проколе появляется бледно-розовый сок, то мясо следует доварить.

Жаренье. Мясо нарезают поперек волокон, отбивают, панируют. Готовые полуфабрикаты (котлеты и т.д.) выкладывают на сковороду с разогретым жиром и обжаривают с двух сторон до появления румяной корочки.

Припускание – варка мяса в небольшом количестве воды. Предварительно дно посуды смазывают маслом, укладывают мясо и заливают его водой или бульоном, но не полностью, а только на 2/3 и закрывают крышкой.

Тушение. Мясо предварительно обжаривают или отваривают до полуготовности, затем укладывают в сотейник, добавляют пассированные овощи, заливают водой или бульоном так, чтобы полностью покрыть содержимое. Тушат мясо при  слабом кипении под закрытой крышкой.

Запекание. Перед закипанием мясо варят, жарят или тушат до полуготовности, затем запекают в духовом шкафу при температуре 200-2500С в натуральном виде или с добавлением соусов, яиц, сметаны.

Правила приготовления мяса.

- Не следует переваривать и пережаривать мясо, так как в этом случае ухудшаются внешний вид и вкус блюда, снижается его пищевая ценность.

- Жарить и варить мясо нужно сначала на сильном огне, а затем доводить до готовности – на слабом.

Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи:

1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мыть руки с мылом.

2. После работы тщательно убирать рабочее место.

3. Инвентарь и посуду хранить в строго отведенном месте.

4. Не допускать совместного хранения сырья и готовой продукции.

5. Не употреблять в пищу продукты  с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

6. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов.

7. Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

8. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промыть их теплой, а затем горячей водой.

9. Продукты готовые к употреблению, хранить закрытыми отдельно от сырых.

10. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их помещают на соответствующих местах.

III. Практическая работа.

Задание: составить рецепт блюда из мяса (красиво оформить).

IV. Итог урока.

1. Определение лучшего рецепта, составленного учащимися.

2. Заключительное слово учителя.

V. Домашнее задание: записи в тетради принести рецепты блюд из мяса (в книгу рецептов).


Предварительный просмотр: