урок иследование по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

урок практикум по теме "Испарение и конденсация", на котором учащиеся исследуют , от чего зависит испарение жидкости, делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_paroobrazovanie_i_kondensatsiya_.doc80 КБ
Файл isparenie_i_kondensatsiya.pptx122.23 КБ

Предварительный просмотр:

Парообразование и конденсация.(8 класс)

Цели урока:

 -дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот

-рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации

-развитие познавательных интересов, логического мышления

-воспитание интереса к предмету, аккуратности и внимательности  при работе с приборами, взаимосотрудничество.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Демонстрации:

1. Охлаждение жидкости при испарении

2. Зависимость скорости испарения

  • От площади свободной поверхности
  • От температуры
  • Движения воздуха
  • От рода жидкости

3. Распитие горячего чая.

4.Устройство и работа психрометра.

                                                                                 Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  •       Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания, в виде теста.

3. Новый материал.

  • Физический смысл процесса испарения
  • От чего зависит скорость испарения
  • Процесс конденсации
  • Значение процесса испарения в быту и технике
  • Строение и использование психрометра.

4. Задание  на дом.

5. Подведение итогов урока.

  1. Опрос. Мини тест.

        Д        А

                

        В        С        В        С

        

        А        Д

   1-вариант                                                                                     2-вариант        

                                                                                                                                         ИК- первичная  обработка                                                                                                                                          Информации.                                                                    

  1. Какому процессу соответствует каждый участок графика.

АВ

ВС

СД

  1. Плавление
  2. Нагревание
  3. Кристаллизация
  4. Охлаждение

АВ

ВС

СД

  1. Какому состоянию вещества соответствует тот или иной отрезок на графике

ВС

СД

АВ

  1. Твердое
  1. Жидкое
  2. Смесь жидкого  и твердого.
  3. Газообразное

СД

АВ

ВС

  1. Как изменяется температура с момента начала плавления до его окончания?

А. -повышается

Б.- понижается

В. -Остается неизменной

Г. -У одних повышается, у других не изменяется.

Д.- среди ответов А-Г нет правильного.

Ответы на мини-тест.

  1. вариант
  1. вариант

          1 . АВ-2

                ВС-1

                СД-2

АВ-4

ВС-3

СД-4

  1.   ВС-3

  СД-2

   АВ-1

СД-1

АВ-2

ВС-3

                     В

В

Собрать тетради и проверить на доске правильность ответов.

? Какие процессы мы рассмотрели. (плавление и кристаллизация)

? Какой процесс называют плавлением (переход из твердого в жидкое состояние)

? А как называется процесс перехода тела из жидкого и твердого в газообразное и обратный.

Парообразование и конденсация.

Это и есть тема нашего урока.

Цели:

- Рассмотреть особенности перехода вещества из жидкого и твердого в газообразное состояние.

- Что происходит с веществом на молекулярном уровне.

Какие существуют два вида парообразования?

Испарение                    и          Кипение.

Как происходит испарение?                                                             Работа с учебником

Ответ: Все вещества состоят из молекул, молекулы притягиваются между собой- существуют F- межмолекулярного притяжения, и находятся в непрерывном беспорядочном движении. Одни молекулы движутся медленно, у других кинетическая энергия может превышать потенциальную энергию взаимодействия молекул с другими молекулами и молекулы отрываются от поверхности жидкости.

Что происходит с энергией?

  Ек- уменьшается    t ↓

Пример: Человеку в мокрой одежде холоднее, чем в сухой.

Почему стакан с водой не замерзает? (теплообмен с окружающей средой)

От чего зависит скорость испарения?-

 работа в группах по текстам с приборами

                                                                                                         Приложение №1

Рассказать о своем задании и пояснить ответ на основе молекулярного строения вещества.

Заполнить таблицу. Схему таблицы придумать самим.

Одновременно с испарением происходит переход молекул из пара в жидкость

Что происходит с  Eк?     Работа с учебником.

Ответ:

Eк выделяется     t ↑

Конденсация может происходить и тогда, когда пар не соприкасается с жидкостью(ветер уносит молекулы).

Конденсация- образование облаков. Молекулы водяного пара поднимаются над землей в более холодные слои атмосферы, группируются в мельчайшие капельки воды- скопления которых и образуют облака.

Где можно применить процесс испарения воды? Жидкости?

Сообщения учащихся о применении охлаждающей жидкости

  1.  в космонавтике

        2 . в холодильных установках.

3.Охлаждение воды при ее испарении используется для определения относительной влажности воздуха  прибором ПСИХРОМЕТР греч. «психрос»-холодный.

 

Чем выше влажность, тем V испарения ↓

? Когда испарения не будет

Ответ: Если влажность воздуха=100%.   tс = tвл.

ПСИХРОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.

Показания сухого
терм-тра,
оС

Разность показаний сухого и влажного термометра, оС

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
22
24
26
28
30

100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100

81
84
85
86
87
88
89
89
90
91
91
92
92
92
93
93

63
68
70
73
75
76
78
79
81
82
83
83
84
85
85
86

45
51
56
60
63
65
68
70
71
73
74
76
77
78
78
79

28
35
42
47
51
54
57
60
62
65
66
68
69
71
72
73

11
20
28
35
40
44
48
51
54
56
59
61
62
64
65
67

-
-
14
23
28
34
38
42
45
49
51
54
56
58
59
61

-
-
-
10
18
24
29
34
37
41
44
47
49
51
53
55

-
-
-
-
7
14
20
25
30
34
37
40
43
46
48
50

-
-
-
-
-
5
11
17
22
27
30
34
37
40
42
44

-
-
-
-
-
-
-
9
15
20
24
28
31
34
37
39

ИК 1 уровень

ИК, КК-продуктивная, групповая

КК-публичное выступление2 ступень

Домашнее задание §40 упражнение167-169

                                           Экспериментальное  задание.

Сообщения: практическое использование процесса испарения в быту и технике.

Приложение №1.

Работа в группах:

Карточка №1.

Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле одеколона, поместите одну из них над включенной электрической лампой. Заметьте время в течении которого испарится одеколон с этой пластины и стой. Которая подогревается. Сделайте вывод из этого опыта о зависимости от температуры и объясните его с помощью молекулярно-кинетической теории.

Карточка №2.

Капните на чистую стеклянную пластинку каплю одеколона и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу как можно больше. Рядом нанесите еще одну каплю одеколона. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения жидкости от размеров ее поверхности. Чем объясняется такая зависимость?

Карточка №3.

На две чистые пластинки стекла капните по капле одеколона. Над одной из пластинок помашите листком бумаги так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля одеколона испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и объясните его.

Карточка №4.

Возьмите чистую стеклянную пластинку и капните на разные ее места по одной капле воды. Одеколона и подсолнечного масла. Проследите, какая из капель испарится первой, какая-второй, какая останется довольно долго. Как можно объяснить результаты опыта на основе знаний о силах молекулярного взаимодействия.

Карточка№5.

Стакан горячего чая. Как быстрее его остудить и выпить?

Приложение №2

Классический холодильник, без системы No Frost работает следующим образом:

  1. Мотор - компрессор (1), засасывает газообразный фреон из испарителя, сжимает его, и через фильтр (6) выталкивает в конденсатор (7).
  2. В конденсаторе, нагретый в результате сжатия фреон остывает до комнатной температуры и окончательно переходит в жидкое состояние.
  3. Жидкий фреон, находящийся под давлением,  через отверстие капиляра (8) попадает во внутреннюю полость испарителя (5), переходит в газообразное состояние, в результате чего, отнимает тепло от стенок испарителя, а испаритель, в свою очередь, охлаждает внутреннее пространство холодильника.
  4. Этот процесс повторяется до достижения заданной терморегулятором (3) температуры стенок испарителя.
  5. При достижении необходимой температуры терморегулятор размыкает электрическую цепь и компрессор останавливается.
  6. Через некоторое время, температура в холодильнике (за счет воздействия внешних факторов) начинает повышаться, контакты терморегулятора замыкаются, с помощью защитно-пускового реле (2) запускается электродвигатель мотор - компрессора и весь цикл повторяется сначала (см. пункт 1)

 

Электрическая схема холодильника более подробно рассмотрена в разделе: Электрическая схема холодильника

 

 

  1. Мотор-компрессор
  2. Защитно-пусковое реле
  3. Терморегулятор
  4. Внутренняя лампа освещения холодильника
  5. Испаритель
  6. Фильтр-осушитель
  7. Конденсатор
  8. Капиляр
  9. Включатель лампы

Модульный ответ:

  1. При правильном проведенном эксперименте, объяснили его на основе  молекулярного строения вещества.-«5»
  2. При правильном проведенном эксперименте, сделали ошибку при объяснении опыта-«4»
  3. Если только провели эксперимент-«3»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Веретенова Ольга Владимировна Учитель I категории МОУ « Тюбукская СОШ № 3» Испарение и конденсация

Слайд 2

Основные вопросы темы Какие явления называют парообразованием и конденсацией. Способы перехода жидкости в газообразное состояние От чего зависит скорость испарения?. Значение процессов парообразования и конденсации.

Слайд 3

Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Привести пример. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией . Привести пример

Слайд 4

Виды парообразования Испарение Кипение ggg ппппп ggg а р

Слайд 5

Испарение-парообразование, происходящее с поверхности жидкости. (попробуйте объяснить, как происходит испарение с точки зрения молекулярного строения вещества) Сублимация- переход твердого вещества в газообразное. (лед-белье сохнет на морозе Нафталин- чуствуем запах )

Слайд 6

От чего зависит скорость испарения жидкости Эксперименты: V зависит. Зависит от рода жидкости Зависит от температуры Зависит от площади испаряемой поверхности Зависит от наличия ветра

Слайд 7

Примеры конденсации

Слайд 8

Примеры испарения в быту и технике. Итальянская компания начала разработку защитных костюмов для работников пожарных служб и сталелитейных предприятий с использованием технологий, применяемых в космических скафандрах для выхода в открытый космос. Проект получил название Safe&Cool Project , в его рамках будет разрабатываться новый материал со встроенной системой охлаждения, который будет использован в качестве прослойки в защитных костюмах для обеспечения лучшей защиты от тепла и влаги. В проекте, помимо D'Appolonia , участвует ещё пять компаний из Италии, Бельгии и Польши. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря программе Европейского космического агентства по передаче Инфромация из Интернета

Слайд 10

В системе Safe&Cool используется три технологии. Первая - это специальная трёхмерная ткань. Она состоит из гидрофобных волокон, которые не позволяют задерживаться воде около тела, и гидрофильных волокон, образующие каналы, по которым отводится влага. Вторая технология позаимствована от космических скафандров. Она представляет собой охлаждающую систему, состоящую из трубок, помещенных в ткань, по которым циркулирует жидкость. Схема действия системы Safe&Cool Третья - заключается в применение водосвязующего полимера, который способен абсорбировать и связывать избыточную влагу, проходящую через полупроницаемую мембрану. В том случае если температура на поверхности резко поднимется, например, при контакте с горящими материалами, и система охлаждения не справится с нагрузкой, то полимер высвободит аккумулированную воду. Благодаря высокой теплоёмкости вода может эффективно отвести большое количество тепла, сообщает официальный сайт ЕКА.

Слайд 11

Испарение в жизни животных