Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Галушина Надежда Михайловна

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу.

Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок слишком много капризничает и плачет

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.

Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как предотвратить проблему

Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.

Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.

Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с малышом: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольном домике?».

Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть  

Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Объясни мне, в чем дело, и я буду знать, как тебе помочь».

Когда вы заметите, что ребенок спокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь».

Как только ребенок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чем дело».

Объясните ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.

Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы убедиться, что его поведение не связано с определенным временем дня или определенными людьми. Например, малыш может становиться плаксивым перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и немного измените время сна и еды.

 



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок кусается

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

 

Как предотвратить проблему

Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: «Дай, дай». Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать».

Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться - подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Дети ясельного возраста, как правило, еще  слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.

Внимательно понаблюдаете и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!».

Если ребенок готов кусаться от отчаяния - у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай» ».

Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) - подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжку капусты.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей детей, поступивших в детское учреждение

1 .Состав семьи (кол-во, возраст)______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Социальное положение родителей __________________________________

__________________________________________________________________

3. Образование родителей ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Ознакомились ли Вы с условиями воспитания в детском саду (где, когда, кто, в какой форме)__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Знаете ли Вы, как происходит процесс привыкания детей к д/у (когда, узнали, источник) __________________________________________________

__________________________________________________________________

б. Готовили ли ребенка к поступлению д/у (каким образом) _______________

__________________________________________________________________

7. Кто в основном занимался воспитанием ребенка?______________________

__________________________________________________________________

8. Посещал ли ребенок раньше д/у?____________________________________

__________________________________________________________________

9. По какой причине отдаете ребенка в д/у в данном возрасте?_____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Соблюдается ли режим дня в семье?_________________________________

__________________________________________________________________

11 .Есть ли у ребенка привычки (какие)?________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Охотно ли вступает в общение с детьми._____________________________

со старшими детьми... _______________________________________________

родственниками... __________________________________________________

незнакомыми..._____________________________________________________

13.Как относится к режимным моментам? (хорошо, отрицательно)_________

__________________________________________________________________  

14. Как Вы поощряете ребенка?_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Как Вы наказываете?_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Единодушны ли члены семьи в выражении:

поощрения ________________________________________________________

наказания _________________________________________________________                         

запрещения ________________________________________________________

разрешения________________________________________________________

17. Любимая игра (игрушка)__________________________________________

18. Любимая пища__________________________________________________

19. Нелюбимая пища________________________________________________

20. Как ребенок просыпается утром:

- активен, в хорошем настроении ______________________________________

- с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам_______________________

21. В играх с детьми:

- активен, лидер ____________________________________________________

- легко присоединяется к играющим___________________________________

- испытывает трудности______________________________________________

22. Любимое занятие, интересы:

  • лепка, рисование, конструирование ______________________________
  • подвижные игры, физическая активность _________________________
  • книги, познавательные игры ____________________________________


Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЧЕНИЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

СИМПТОМЫ  

БЛАГОПРИЯТНАЯ  

УСЛОВНО-БЛАГОПРИЯТНАЯ

НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ

МАССА      ТЕЛА

прибавка до 50-100 гр.

возможно снижение на 150г

снижение массы тела

НОРМАЛИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

(ПРОТЯЖЕННОСТЬ)                                                                          

20-30 дней

до 45 дней

умеренная невротизация

70 - 75 дней

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

-

1-кратно ОРЗ без осложнений

неоднократно,  возможно с осложнениями

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

без изменений

регресс на I  эпикризный  срок

регресс      

Анализ адаптации Ивановской медицинской академии



Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке ребенка

к посещению детского сада:

  1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы саду.
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Например так:

«Детский сад -  это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что было интересного в саду, а я расскажу тебе, что было интересного у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить своих детей в этот сад, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».

3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о соей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш  ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у него: что он будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он захочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей - тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свою помощь другим детям.

7. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Сереже, Кате. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

8. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

9. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

10. В период адаптации эмоционально поддерживайте вашего малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимаете ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый. Я горжусь тобой. У тебя все получится».

11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще вас отпускать.

12. Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. 



Предварительный просмотр:

Утреннее расставание

Уважаемые родители! Если ваш ребенок с большим трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

  1. Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
  2. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
  3. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с таким, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».
  4. Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
  5. Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится.



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок часто устраивает истерики

Совсем маленькие дети часто устраивают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками речевого и умственного развития, возможно находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество -  слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода своих чувств и эмоций.

Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения - добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок вынуждает вас делать покупки

Это вполне распространенное явление.  Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго.

Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это - рисование, завтра - динозавры и т.д.

Особое значение требование покупок может иметь в 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).

Как предотвратить проблему

Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе не обязательно делать для этого покупки - шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.

Всегда предупреждайте ребенка о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчетах за нее вполне сообразны потребностям ребенка в социальных навыках и принесут удовлетворенность.

Не лишайте ребенка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если требования покупок неправомерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и других.



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок слишком активный

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребенка движение - это и признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему сделать это можно, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также выяснив причины.

Как предотвратить проблему

Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.

Информируйте ребенка заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».

Придерживайтесь режима дня - сон, еда, прогулка в одно и то же время.

Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.

Не предлагайте малышу занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте, в конце концов, рисовать можно и стоя, и лежа.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.

Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи.

Как можно чаще, когда малыш спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Я горжусь тобой».

Поручайте ему дела, в которых нужно проявление активности, - собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

 



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок дерется

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин - мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснять свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно- уйти от драки.

Как предотвратить проблему

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии - не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.

Сделайте себе дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т.п.

Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, ты сейчас гордишься собой».



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок упрямится

Причинами такого поведения не всегда  являются личные особенности ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные» меры. Что значит «упрямиться»? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если все дело в ваших действиях - начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Выделите ему достаточное пространство дли проявления самостоятельности, инициативы.

Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т.п. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя все получилось», - характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место»; «Я любуюсь твоими игрушками - там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять сои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

Попробуйте разобраться, чего не любит ваш ребенок и чем совершенно безболезненно для него и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить это принятием душа? Следует также спросить его самого, что может сделать купание в ванне приятным.

Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Если ребенок замкнутый

Эта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления - низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

 

Как предотвратить проблему

Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.

Бережно относитесь к идеям и высказываниям малыша, даже если это просто робкие попытки подать голос.

Как можно чаще называйте ребенку его положительные, сильные черты с тем, чтобы у него формировался положительный образ себя.

Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если ребенок проявляет стеснительность в разумных пределах, отнеситесь к этому просто как к индивидуальной особенности. Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного  в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

 Начните играть или выполнять какое-то задание вместе с ребенком. Через некоторое время предложите другим детям присоединиться к вам. Когда они разыграются, тихо удалитесь.

Обязательно научите ребенка нужным словам - как предложить сверстнику играть вместе.