Учебно-методические материалы

Неткачева Светлана Вячеславовна
Технологическая карта урока по ФГОС НОО.

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. В ней прописаны личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, проблемные ситуации, помогающие детям сформулировать цель, определить способы решения учебных задач. Подробно расписаны действия учителя и учащихся, а также универсальные учебные действия на всех этапах работы на уроке. Данная карта упростит работу учителя по составлению технологических карт по новым стандартам и поможет проводить уроки, позволяющие достичь желаемых умений и результатов, а также оценить сформированность умений у всех учащихся.

http://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://files.kopilkaurokov.ru/uploaded_files/user_file_548df0fa9c626.doc ( РАБОТА ОПУБЛИКОВАНА НА САЙТЕ http://kopilkaurokov.ru/)

Технологическая карта урока в проектно-диференцированном обучении

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Неткачевой С.В.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивационно-ориентировочная часть

  Самоопределение к    

  деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Актуализация знаний.

Цель:

- актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

- актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового

материала: аналогия, обобщение.

Постановка учебной задачи.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

- создание проблемной ситуации

 - согласовать цель и тему урока (целеполагание, постановка учебной задачи)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует учащихся на работу.

Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока

«Нас не было – оно было

Нас не будет – оно будет

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого есть.»

Организует формулирование темы урока учащимися.

Зачитывает  отрывок  из произведения Л.  Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

Выдвигает проблему

(постановка проблемных вопросов)

Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Приветствуют учителя.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему урока

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

На основе прочитанного учителем  текста учащиеся приходят к выводу о необходимости имени для человека.

Высказывают предположения. планируют совместно с учителем  цели и задачи.

Личностные:  выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Коммуникативные : владение монологической и диалогической речью

  1. Операционно-познавательная часть

Беседа-лекция

Цель: дать определение понятию «имя», уточнить и расширить знания учащихся о происхождении и значении имени  .

Организация практической и исследовательской работы.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для расширения знаний учащихся о происхождении и значении имени  .

Самостоятельная работа.

Цель: зафиксировать метод распределения имен по способу их возникновения  

Закрепление «Роль имени в жизни человека»

Цель:

Показать значение имени для человека. Имена в  истории.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации, организует поэтапную работу с текстом, практическую работу. 

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку

Организует коллективную проверку задания.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Работают с листами индивидуального роста, выполняют задания, дают определение понятию «имя» , используя словари

Читают текст учебника,

выполняют практическую работу

Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих  индивидуальных карт.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу в листах индивиуального роста в парах, согласно материалу учебника. анализируют имена, заполняют таблицу

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары.

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.

Делают вывод : « Не имя красит человека, а человек имя»

Познавательные : поиск и выделение нужной информации; структурирование информации .Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Логические : анализ; сравнение; установление причинно-следственных связей

  1. Рефлексивно-оценочная часть

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Цель:

-  зафиксировать новое содержание урока.

-  оценить результаты учебной деятельности.

-  согласовать домашнее задание

- подведение итогов

- самооценка

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Организует рефлексию

Отмечает степень                                        вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Даёт комментарий к домашнему заданию

Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Представляют свои работы.

Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн

Делают самооценку своей деятельности на уроке

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. На выбор предлагаются задания творческого характера

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные: уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме



Предварительный просмотр:

Проект урока с использованием технологии проектно-дифференцированого обучения

1. Автор проекта  Неткачева Светлана Вячеславовна

2. Тема урока  «Культура обращения с отходами»
3. Тип/вид урока  творческий  межпредметный  экологический проект

4. Планируемые результаты урока:

  • Предметные:

     – формировать у учащихся представление о науке  экологии, о теоретическом и

     практическом значении экологических знаний для человека;

     - познакомить со ст. № 58 конституции РФ

  • Метапредметные:

- Регулятивные УУД: 

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- Коммуникативные УУД:

- формировать умения работы в группе, учить высказывать свою точку зрения  и принимать точку зрения собеседника.

- Познавательные УУД:          

      - формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их  

         разрешения;

- учить работать с информацией.

-  формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерных для учебных предметов( математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира) и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить влияния этих отношений на природные объекты, на человека.

  • Личностные: 

          - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

          - воспитание  культуры  поведения в природе в соответствии с общепринятыми нормами.

5. Предметное содержание урока (краткий конспект из 1-2 абзацев текста)

На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота о состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось, зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей, начиная с детского возраста.

Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов. От нас зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдаленном будущем.

Данная работа направлена на обсуждение актуальной экологической проблемы современности - проблемы обращения с отходами.

Существующая в Нижегородской области проблема обращения с отходами приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется более 1,5 млн. тонн ТБО, из них на долю населения приходится максимальное количество ТБО - около 900 тыс. тонн.

В целях обеспечения конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду, улучшения условий проживания населения, а также снижения негативного влияния на природные комплексы разработана и утверждена государственная программа«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016года» (Постановление Правительства Нижегородской области №104 от 06.03.2009 г.).

В рамках реализации данного проекта большое внимание уделяется работе с населением, в том числе с подрастающим поколением. Для детей школьного и дошкольного возраста запланировано проведение открытых уроков, посвященных сфере обращения с отходами.

Основной целью уроков по селективному сбору мусора в  образовательных учреждениях   является формирование знаний, умений и практических навыков для экологически целесообразного поведения, воспитание культуры обращения с отходами, развитие экологического самосознания и личностной ответственности за состояние окружающей среды.

Цель достигается при решении следующих задач:

- знакомство школьников с проблемой бытовых отходов на основе достоверной информации  о состоянии этой проблемы в мире, стране, области, городе.

- знакомство с историческими и современными способами решения проблемы накопления бытовых отходов и их утилизация.

- исследование альтернативных приемов и способов позволяющих уменьшить  количество отходов, учитывая возможность их переработки.

- создание положительной мотивации для применения приемов и способов, позволяющих уменьшить количество отходов и на бытовом уровне.

- формирование экологического мировоззрения, повышение экологической грамотности и культуры детей и  их родителей.

- экологическое воспитание  школьников в сфере обращения с отходами, содействие  взаимодействию детей и взрослых  в процессе реализации конкретных мероприятий на местном уровне, направленных на практическое решение глобальных экологических проблем, посредством селективного сбора мусора и его последующей переработки.

6. Деятельностное содержание урока в виде таблицы

    В  разделы таблицы вносятся:

- в раздел 1: действия учителя по созданию условий для формирования проектной/исследовательской компетентности обучающихся (организует, создает, обеспечивает, сопровождает, участвует, консультирует и т.п.);

- в раздел 2: проектные действия учеников: выявляют, формулируют, собирают, обсуждают, объясняют, аргументируют, планируют, реализуют, представляют, оценивают и.п.;

- в раздел 3:  элементы конструктора[1] урока - набора приемов педагогической техники или их комбинаций (задания, упражнения, кейсы, игровые, тренинговые элементы, дидактические информационные  и иллюстративные материалы) (в технологической карте может быть только указание на номер приложения, сам конструктор вынесен за пределы карты в приложения);

- в раздел 4: средства обучения - медиа и видеоресурсы (презентации, видео – аудиозапись, смарт-доска и т.п.), Интернет-ресурсы, изобразительные средства, использование флипчарта, маркеров, лабораторные инструменты и техника, дистанционный режим, экскурсии, и т.п.;

- в раздел 5: формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые (парные, мини-групповые), весь класс;

-  в раздел 6: интеллектуальный или материальный результат этапа (уровень мотивации, сформулированная цель, проектный продукт, оценка результатов и т.п.).

7. Домашнее задание

                                             

                                                              Этапы урока:

  1. Подготовительный этап.

Цель этапа:  Актуализация уже  имеющихся у  учащихся знаний:

- обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанного с темой урока 

-  организация действий учащихся по выявлению границ «знания» - «незнания» учащихся 

  1. Проектировочный этап.

Цель этапа:

- выделение объекта изучения и освоения (формулирование собственной (личностно-значимой) проблемы);

-  определение основной учебной задачи (цели) предстоящей работы;

-  ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей);

  1. Этап реализации.

Цель этапа:

-  решение главной проблемы урока, создание модели образовательного продукта;

-  разработка запланированного учебного продукта .

4.Оценочно-рефлексивный этап.

Цель этапа:

Оценка и  рефлексия полученных знаний и  освоенных способов действий .


Деятельностное содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Приёмы (элементы конструктора)

Средства

Организационная форма

Результат этапа

1

2

3

4

5

6

Подготовительный

   Формулирует:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.            

  Осуществляют:

• личностное присвоение проблемы;

•    вживание в ситуацию;

• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

 

Иллюстративные материалы

Просмотр видеоролика о Нижнем Новгороде, мультфильмов о загрязнении окружающей среды , фотографии, выставка  Мусорная фантазия»

Групповая,

весь класс

Интеллектуальный результат этапа- сформулированы,уточнены и конкретизированы цель и задачи проекта;

анкетирование (результаты)

           Проектировочный

Организует деятельность– предлагает:

•  организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта

  Осуществляют:  

•  разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

игровые

Просмотр мультфильмов о  раздельном сборе мусора, фотографии

Групповая

Интеллектуальный результат этапа- высокий уровень мотивации к деятельности по проекту , выработан план работы ;сформулирована личностно-значимая проблема.                      

                                                      Этап реализации

  Не участвует, но:

• консультирует учащихся по необходимости;

•ненавязчиво контролирует;

•дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

•  репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно:

•  каждый в соответствии со своей ролью  и сообща;

•консультируются по необходимости;

•«добывают» необходимые знания;

•подготавливают презентацию результатов.

 

 Чтение стихов экологической направленности (литературное чтение),работа с текстами  на экологическую тематику( русский язык), решение экологических задач(математика), изготовление поделки из отходов  (технология ), доклады и презентации (окружающий мир), игровые задания

Презентация, практическая работа, соревнования

Групповая, весь класс

Материальный результат этапа –  коллективный проектный продукт

«Разноцветный ужик - наша альтернатива мусору»

Игра-эстафета «Сортируем мусор правильно»;

Правила чистоты;

Сочинение экологических частушек;

Название,эмблемы,девиз команд; Фотоколлаж;Распространение листовок; Рефлексия;

Оценочно-рефлексивный

    Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•подводит итоги обучения;

•оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.              

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата;

•  дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

 Выполнение упражнения рефлекии «Моё настроение»

Просмотр видеоролика о Нижнем Новгороде

Весь класс

Интеллектуальный результат этапа- оценка результатов проекта и проектного продуктьа, рефлексия деятельности, материальный результат- построение графика «Моё настроение»



[1] Конструктор представляет из себя банк дидактических материалов