Методическая копилка

Петрова Альбина Ивановна

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

В гостях у доктора Айболита

Оборудование: 

1) “ящик ощущений”,
2) “кокошники” животных,
3) аптечка для лечения животных,
4) книга К.Чуковского “Доктор Айболит”,
5) аудиозапись песни “Вместе весело шагать по просторам”,
6) костюмы доктора Айболита и Айболёнка,
7) удостоверения Айболят,
8) письмо.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В кабинет входит доктор Айболит со своими помощниками: обезьянкой Чи-чи и собакой Авва, они со всеми здороваются.

Доктор Айболит: Ребята, я получил письмо (показывает его и зачитывает).

“ Здравствуйте, дорогой доктор Айболит! Мы, первоклассники, очень любим природу и хотим быть похожими на вас. Мы узнали о вас из книги Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Мы хотим научиться помогать животным и растениям, как вы, доктор Айболит. Мы уже кое-что знаем и умеем. Скоро у нас будет праздник осени. Мы вас приглашаем”.

Непременно буду на празднике.
– Ребята, а вы знаете, мы ведь чуть не опоздали к вам, вы уж нас простите, пожалуйста. Был срочный вызов.
– Ребята, а как вы догадались, что я доктор Айболит?

Дети: У вас белый халат.

Доктор Айболит: Я очень рад, что у меня появились новые помощники. Но лечение – дело очень ответственное. Сейчас мы посмотрим, что вы уже умеете делать. У настоящего доктора должны быть очень чувствительные и нежные руки, чтобы не причинить больному лишнюю боль. Насколько чувствительны ваши ручки, мне подскажет “ящик ощущений”. Авва, Чи-чи, принесите-ка, пожалуйста, мне “ящик ощущений”.

Вносится “ящик ощущений” с отверстием, к отверстию прикреплена часть старого носка, дети через носок просовывают руку в отверстие ящика и определяют, какой предмет там находится. В ящик положены: кубик пластмассовый, мягкая игрушка, морковь, живой кролик, яблоко, флакон из-под лекарства, карандаш . Чтобы дети не испугались кролика, нужно их сразу предупредить, что в ящике есть живое существо и его не надо бояться, оно не кусается. После того, как все дети прошли через “ящик ощущений”, они усаживаются и по очереди называют, сколько предметов они нащупали. Побеждает тот, кто назовёт предметов больше.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Вы великолепно справились с первым испытанием. Впереди вас ждут ещё несколько.
Чтобы наши животные никогда не болели, им надо есть побольше фруктов. Я предлагаю игру “Фруктовый салат”. Я буду каждому говорить, каким он будет фруктом: яблоком, грушей, бананом, апельсином, пока все не получат названия.

Все встают по кругу, в центре круга повар, он говорит: “Повар пошёл на базар и купил яблок”. Кто назван яблоком, меняется местами и так далее. Если повар сказал: “Фруктовый салат”, то местами меняются все. Зазевавшийся становится поваром, а повар занимает его место.

Доктор Айболит: Ой, какие молодцы! Настоящие знатоки! Авва, Чи-чи, посмотрите, какие помощники растут!

Обезьянка Чи-чи: Мне очень хорошо живётся у доктора Айболита, но всё же я часто вспоминаю свою жаркую Африку. Многие птицы улетают на мою родину. Я очень люблю игру “Птичьи стаи”. Доктор Айболит, давайте поиграем в эту игру.

Доктор Айболит: Ну что же, Чи-чи, объясни детям правила игры. Ядумаю, что они с удовольствием поиграют.

Проводится игра “ Птичья стая”. Все игроки встают в круг, ведущий по очереди бросает мяч игрокам, возвращая мяч, игрок называет любую птицу. Когда круг пройден, все птицы должны объединиться в стаи: перелётные, зимующие, экзотические. Каждая стая проверяет своих птиц, если попала чужая, то они её выгоняют из своей стаи.

Доктор Айболит: Ребята, а знаете ли вы, как нужно вести себя на природе?

Дети хором: “Правила Айболят”:

– Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пенью,
Паучок – терпенью.

Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.

И при всей огромности
Обучает скромности.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.

У природы круглый год
Обучаться нужно.
А деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Наш девиз: Спасать всегда, спасать везде.
Спасать на суше и в воде!

Собачка Авва: Ребята, нам с доктором приходится много путешествовать и лечить зверей в разных странах. Давайте поиграем в игру “Лечебница доктора Айболита”.

На дверях висит надпись:

Открыта больница для птиц и зверей,
Идите лечиться сюда поскорей.

Проходит игра.
За столом сидит доктор. К нему на приём приходит белка.

Доктор: На что жалуетесь, белка?

Белка: Я лапку поранила.

Доктор: Вот тебе лекарство – шишка. Погрызёшь её и сразу вылечишься.

На приём к доктору приходят собака, лиса, заяц, петух, сорока. У каждого своя болезнь, и доктор всех лечит: кому даёт микстуру, кому витамины, всем желает крепкого здоровья.

Собака Авва: С такими знатоками никакие трудности не страшны. В путешествии очень помогает хорошая песня. Ребята, вы знаете такую песню Владимира Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”?

Включается магнитофон, и все поют эту песню.

Доктор Айболит: Замечательная песня! Пусть она станет нашим гимном и будет помогать нам в трудную минуту. Вы согласны, ребята?
Ну что ж, пора прощаться. Если мне нужна будет ваша помощь, я обязательно вас позову. А сейчас позвольте вам вручить наши удостоверения. Вы теперь Айболята. На удостоверении есть “Клятва Айболят”. Давайте произнесём её вслух и запомним её.

Эмблема: изображен зеленый крест - символ спасения природы.
Внутри креста на листе дерева располагается божья коровка, лист дерева и божья коровка выражают стремление первоклассников помогать растениям и животным.

Внутри удостоверения напечатана клятва Айболят.

МЫ, ЮНЫЕ АЙБОЛЯТА, КЛЯНЁМСЯ:

1. Никогда не ходить в ЦДТ … с пустыми руками;

2. Никогда не здороваться с преподавателями … набив рот жвачкой

3. Никогда не слушать преподавателя …в пол-уха!!!



Предварительный просмотр:

Эпир – И.Я.Яковлев веренекенесем

( 2-меш класра ирттерне вайа сценарийе)

   Теллевсем:  

  1. И.Я.Яковлев ача-пача валли сырна калавсене аса илесси, весенче верентсе каланисемпе тата ваттисен самахесемпе уса курнине тишкересси; И.Я.Яковлев чаваш халахне пехиллесе хаварна «Чун Халаленчи» хаш-пер сыпаксемпе паллаштарасси;
  2. Чаваш халахне сутта каларна сын манаслахне туйтарасси;
  3. Халах самахлахепе уса курма, ана анланма верентесси.

   Кирле хатерсем: И.Я.Яковлеван сан укерчекесем; ваттисен самахесене, калав ячесене сырна, К.Иванов И.Я.Яковлева халаллана йеркесен плакачесем; И.Я.Яковлев сырна кенекесен тата ачасем ун калавесем тарах туна укерчексен выставки; самахла тата цифралла  карточкасем; магнитофон, кассета; компьютер, диск сине сыртарна презентаци.

   Учитель. Паян чаваш челхи уяве. Ака уйахен 25-мешенче таван халахамара сутта каларакане Иван Яковлевич Яковлев сурална. Ун синчен мен пелетер эсир? Историре менпе паларса юлна вал?

   Ачасем. И.Я.Яковлев самраклах чаваш халахне, унан ачи-пачине верентессишен тарашна. Вал шкулсем усна. Хай шучепе учительсем тытна. Чавашсен перремеш алфавитне туна. «Чаваш букваре» каларна, калавсем те хаех сырна.  

   И.Я.Яковлев синчен хатерлене презентаци курни:

  1. И.Я.Яковлев пурнасепе тата есе-хелепе паллашни;
  2. Халалсемпе паллашни.

Учитель. Хале вара эпир И.Я.Яковлев сырна калавсене аса илепер. Вал хайен калавесенче ачасен пурнасне, весемпе пулса иртне ессене сырса катартна. Чылайашне Иван Яковлевич верентсе каланипе е ваттисен самахесемпе веслене.

   Малтанах калав ячесене аса илепер. Сак калав ячесене хашне И.Я.Яковлев сырман? Карточкасем секлер.

  1. «Йалантарни».                        6. «Йытапа унан мелки».
  2. «Чалха сыхни».                        7. «Кахалпа юлхав»
  3. «Эпе сехет семерни».                8. «Тавата емет».
  4. «Суркунне».                        9. «Хеветер».
  5. «Вилне чепе черелни».        10 . «Суесе»

Ача. «Тавата емет» ят ытлашши, меншен тесен ана В.Сухомлинский сырна.        

   Учитель.  Хаш калавсенче есе печекрен ханахасси пирки каласу пырать?  

   Ача. «Чалха сыхни», «Эпе сехет семерни», «Вилне чепе черелни» калавсенче есе ханахасси синчен сырна.  

Учитель. Терес. Кирек менле есен те йерки пур: малтан майне веренмелле, ханахмалла. Тепер есе пусанапар. Сак калавсенчен хашесем ваттисен самахепе весленессе?

Ача.  «Эпе сехет семерни» калав  «Менле тумаллине пелместен пулсан, пырса ан сыпсан!» самахсемпе весленет.

Ача. «Суркунне» калав сапла петет: «Шыван тураче сук тессе».

Ача. «Хеветер» калав вара «Ута пахакан суран суремен, ватта пахакан выса суремен тессе» ваттисен самахепе весленет.

Ача. «Перре улталан, икке те улталан, виссемешенче макаран тессе ваттисем». Ку самахсем – «Суесе» калаван весе.

Учитель. Маттур, ачасем.Ытти калавесене менлерех веслеме пулать-ши? Самахран, «Чалха сыхни» калава.

Ача. Сичче вис те перре кас.

Ача. Майне пелмесер есне ан ту.

Учитель. Аван еслерер. «Суесе» калава тата менле веслеме пулать?

Ача. Суян ури кеске.

Ача. Ултавпа инсе каяйман.

Учитель. Терес, ачасем. Хале, ачасем, доска синчи ваттисен самахесене вуласа тухар та шутлар: хаше И.Я.Яковлев калавесемпе сыханса тамасть?

  1. Нумай пете, сахал пете, перле пураннине мен сите?
  2. Менле тумаллине пелместен пулсан, пырса ан сыпсан!
  3. Шыван тураче сук тессе.
  4. Ута пахакан суран суремен, ватта пахакан выса суремен тессе.
  5. Ялла серте серси вилмест тессе.
  6. Мен акна, сав шатать.
  7. Нумая хапсансассан нимсерех тарса юлан.
  8. Сакар-тавар хире-хирес.
  9. Еслесе сисен сакар та тутла, тарансан пыл та йусе.
  10. Вырас, тутар, чаваш - пурте сын.

Учитель. Сапла, ачасем, И.Я.Яковлев чаннипех учитель те, сыравса та. Эсир те пурнасра унан верентевесене яланах асра тытар, вара пурнасарта йанашсем те сахал пулес. Манан та паянхи ваййа ваттисен самахепе веслес килет: пилекне хыта сых, асна сиреп тыт.

 



Предварительный просмотр:

Выступление

на районном семинаре учителей начальных классов на тему «Обучение с заботой о здоровье»

В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Анализ состояния школьников по России показывает, что за период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, нервными болезнями – в 2 раза. 69% детей имеют хронические заболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения. Почему так происходит? Видимо дело в том,  что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое главное -  хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если организм ослаблен болезнями.    

Когда в 2007 году я приняла 1 класс, большинство детей имели те или иные отклонения в здоровье. Это были плоскостопие, сколиоз, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы. И в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе мы решили внедрить в учебный процесс здоровьесберегающую технологию  В.Ф.Базарного.

Методика В.Ф.Базарного одобрена Министерством образования РФ и в настоящее время используется и внедряется в ряде Российских школ. Ведущая идея данной методики – это раскрепощённое развитие детей и обращено главным образом на учащихся начальной школы. Педагоги, использующие эту технологию, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления.

Цель нашего эксперимента – апробировать здоровьесберегающую технологию и проанализировать динамику развития ребёнка в школе.

В рамках реализации экспериментальной деятельности я выполнила следующие мероприятия:

  1. В соответствии с требованиями  технологии доктора В.Ф.Базарного  родителями приобретены конторки для внедрения режима «динамических поз». Конторка – это специальная мебель с наклонной поверхностью, которая ставится на парту. Часть урока каждый ученик стоит за конторкой, часть – сидит за партой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. В 1 классе дети меняются местами через каждые 5 минут, в остальных классах – через 12-15 минут. Учебная мебель расставлена таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности в движении, расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц. Работа за конторкой стоя формирует у ребёнка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.
  2. Конторка, регулирующаяся под рост каждого ребёнка, используется в комплекте с массажным ковриком для ног с целью профилактики плоскостопия. Для этого на ковриках пришиваются пуговицы в несколько рядов. Дети стоят на них в носочках. Правильно оформленная с раннего детства стопа – это не только эффективное развитие и функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у девочек, костей таза.
  3. Также провожу работу с наглядным материалом, максимально удалённым от глаз ребёнка. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: планки, подвешенные в четырёх углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Также карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удалённые наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде. Кроме этого с детьми выполняем упражнения, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на  дальние.
  4. Систематически использую методику зрительных упражнений. Схема- тренажёр находится на потолке, которая состоит из геометрических фигур в виде 2 овалов, кругов и креста и используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают. Пробегая несколько раз по разноцветным линиям, одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затёкшие от напряжения мышцы.

Все эти упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения  планирую в этом учебном году использовать «Экологическую картину-панно», изображающую уходящую в бесконечность природу, на которой с помощью специальных карточек развиваются сюжеты урока. Это даёт возможность снизить нагрузку на зрение.

В своей работе часто использую совместную работу родителей и детей, в ходе которой выполняются творческие работы, готовятся представления и  совместные мероприятия. Также провожу просветительскую работу с родителями, посредством анкетирования выявляю их отношение к здоровому образу жизни.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ввела 1 раз в 2 недели уроки здоровья.

В рамках работы в школе психологической службы провожу с детьми психологические занятия на тему «Я и мои чувства», коррекционные занятия с целью развития познавательных процессов и снижения уровня тревожности.

Эффективность данной методики отслеживаю с помощью диспансеризации обучающихся и ежегодного проведения мониторинга состояния здоровья учащихся.

По результатам мониторинга 1 этапа работы за учебный год можно отметить следующие положительные результаты:

  • В классе нет увеличения числа сколиозников;
  • У детей отмечено позитивное изменение состояния стопы и осанки;
  • Нет ухудшения состояния зрения;

Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Радует, что нашими союзниками в борьбе за сохранение и укрепление здоровья детей стали и их родители. По моему мнению, все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф.Базарного как здоровьесберегающую. Ведь сохранение и укрепление здоровья – это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы.



Предварительный просмотр:

Программа мастерской

"Умелые руки" 

                                             Пояснительная записка

              Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.    

   По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-8 лет.

    При обучении используется режим групповых занятий -  по одному часу один раз в неделю.

   Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

     Актуальность программы  «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

    В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки

Задачи:

  Познакомить с окружающим миром.

  Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

  Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

  Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

 

    Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

     Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

    Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

  Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

    В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

   Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

     Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

     В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

     Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

 

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 

К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

 

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления: 

  простой карандаш

  линейка

  фломастеры

  цветные карандаши

  ножницы канцелярские с закругленными концами

  кисточка для клея и красок

  иголки швейные

  доски для работы с пластилином

Материалы: 

  пластилин

  бумага цветная для аппликаций

  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга

  картон белый и цветной

  ткань: ситец однотонный и цветной

  мех

  вата

  нитки швейные – белые, черные и цветные

  мулине

  шерстяная пряжа

  клей ПВА

  ватные диски

 

 

Тематическое планирование и содержание программы

 

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Работа с пластилином

3

3

Работа с бумагой и картоном.

15

4

Работа с тканью и нитками

2

5

Работа с соленым тестом

2

6

Работа с бросовым материалом

2

7

Итоговое занятие

1

Всего

26

Тема

Содержание

Часы

Дата

Примечание

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

 

1

04.10

 

 

2

 

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

 

11.10

 

  1. Лепка овощей, фруктов.
  2. Сказка о животных.

    1

18.10

 Работа в группах

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

1

25.10

 

 

3

 

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

01.11

 

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

1

15.11

 

Изготовление аппликаций. Использование дырокола.

1

22.11

Работа в парах

Плетёные листья.

1

29.11

 

  1. Знакомство с оригами. Приемы сгибания.
  2. Оригами.
  3. Панно «Лесная поляна»

1

 1

1

06.12

13.12

20.12

 Работа в группах

Коллективная творческая работа

  1. Модульное оригами. Приемы.
  2. Клубника из модулей.

1

 2

27.12

10.01

17.01

 

  1. Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

1

24.01

 

  1. Квиллинг. Приемы бумагокручения.
  2. Снежинка. Объёмное изделие.
  3. Панно «Цветочная поляна»

1

 1

2

31.01

07.02

14.02

21.02

 

 

 Коллективная творческая работа

4

Работа с тканью и нитками

Знакомство со сметочным швом. Салфетка.

    2

28.02

07.03

 

 

5

Работа с соленым тестом

  1. Технология изготовления.
  2. Творческая работа

 2

14.03

21.03

 

6

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

1

11.04

Работа в группах

«Фантиковая фантазия»

1

18.04

Коллективная творческая работа

7

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

25.04

Защита творческих проектов.

 

 

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  3. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  4. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  5. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.



Предварительный просмотр:

Программа по подготовке детей к школе

«АБВГДейка»

Пояснительная записка

Занятия по подготовке к школе для детей 5-6 лет проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

В возрасте 5-6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.
В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и в программе особое внимание уделяется развитию моторики.

Программа занятий включает в себя 6 предметов:
Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Математические ступеньки. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача — это не скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его участия и помощи. Малыш учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.
Тренировка звуко-буквенного восприятия. Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ — звук — буква».
Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументированно отстаивая своё мнение.
Закрепление знаний об окружающем мире.

Развитие восприятия и внимания.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занимаясь в студии, дети учатся усидчивости и дисциплине, которые необходимы в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, учитывая  индивидуальный подход к каждому ребёнку и  помогая  развить его творческий потенциал.

Цель программы: Оказание психолого-педагогической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи:

  • научить ребенка активно использовать свой опыт в приобретении основных навыков речевого развития,  грамоты,  математического  восприятия и внимания, логического мышления, в овладении навыком письма и закреплении знаний об окружающем мире.  
  • научить ребенка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать  информацию на уроке и выполнять его требования;
  • помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребенку  в процессе обучения,  в том числе  при работе с домашними заданиями.


Формы работы:

  • фронтальные занятия по типу школьных уроков;
  • детские и детско-родительские занятия с психологом;
  • информационные блоки для родителей по возможным проблемам обучения ребенка в школе.

 

Программу ведёт: учитель начальных классов  Петрова А.И.

Продолжительность программы и график занятий:
программа рассчитана на 19 рабочих недель

 (с 15.01.11г. по 31.05.11г.)

Режим работы.

Начало занятий: суббота – 10 ч 30 мин., среда – 16 ч 00 мин.

Количество занятий –  3

Продолжительность занятий - 30 мин.

Между занятиями перерыв - 10мин.

Направления работы

Программа по подготовке к школе включает в себя направления, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими.

  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Математическое развитие.
  • Развитие речи.
  • Психологическая готовность к школе.

Целью математического развития является развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Целью развития речи и подготовки к обучению грамоте является развитие умений говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи.

Курс «Психологическая готовность к школе» (Психологическая азбука) направлен на формирование навыков и качеств, способствующих успешному обучению в гимназии.

Курс «Фантазия-ступенька к творчеству» (Изобразительное искусство) направлен на развитие эстетического восприятия и воображения, волевой и эмоциональной сфер личности, раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Целью программы по подготовке к школе в целом является создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного вхождения будущих первоклассников в непрерывный образовательный процесс.

Режим работы.

Начало занятий: суббота - 12.00 ч.

Продолжительность занятий - 30 мин.

Между занятиями перерыв - 10мин.

Срок проведения занятий: с 10.02.06 г. по 10.06.06г.

Календарно-тематическое планирование занятий

по обучению грамоте

Тема

1

Гласные и согласные звуки

2

Гласные и согласные звуки

3

Гласные и согласные звуки в конце слова

4

Соединение картинок и звуков

5

Соединение предметов с одинаковым звуком

6

Картинки и звуки, заканчивающиеся на одинаковый звук

7

Картинки, заканчивающиеся на одинаковый звук

8

Четвёртый лишний

9

Четвёртый лишний

10

Буква в начале слова

11

Буква в конце слова

12

Картинки, в названиях которых есть звук [ с]

13

Картинки, в названиях которых есть звук [ к]

14

Картинки, в названиях которых есть звук [ у]

15

Картинки, в названиях которых есть звук [ ы]

16

Местонахождение звука [ р]

17

Местонахождение звука [ м]

18

Местонахождение звука [ ч]

19

Местонахождение звука [ т]

20

Местонахождение звука [ ц]

21

Мягкие и твёрдые согласные

22

Мягкие и твёрдые согласные

23

Мягкие и твёрдые согласные

24

Обозначение звуков цветом

25

Обозначение звуков цветом

26

Составление слова по первым звукам

27

Слог

28

Деление слов на слоги

29

Обозначение слогов схемой

30

Сравнение количества слогов

Календарно-тематическое планирование занятий

по обучению математике

Тема

1

Количество фигур

2

Количество фигур

3

Допиши пропущенные числа

4

Соединение цифры и количества предметов

5

Соединение цифры и количества предметов

6

Напиши «соседей» чисел

7

Нарисуй на одну фигуру больше

8

Нарисуй на одну фигуру меньше

9

Нарисуй столько же фигур

10

Расставь знаки

11

Расставь знаки

12

Расставь знаки

13

Состав чисел

14

Состав чисел

15

Соответствие количества точек и числа

16

Примеры на сложение

17

Примеры на вычитание

18

Примеры на сложение и вычитание

19

Математические цепочки

20

Решение примеров

21

Показ решения примеров с помощью рисунков

22

Показ решения примеров с помощью рисунков

23

Больше на 1, меньше на 1

24

Больше на 2, меньше на 2

25

Задачи на сложение

26

Задачи на сложение

27

Задачи на вычитание

28

Решение примеров

29

Решение задач

30

Решение задач

Календарно-тематическое планирование занятий

по развитию навыка письма

Тема

1

Дорисуй фигуры

2

Докончи узор

3

Обведи и раскрась

4

Докончи узор

5

Продолжи рисование узоров

6

Перенеси фигурки на новое место

7

Перенеси фигурки на новое место

8

Перенеси фигурки на новое место

9

Дорисуй домик

10

Дорисуй домик и зонтик

11

Продолжи узоры

12

Продолжи узоры

13

Продолжи узоры

14

Продолжи узоры

15

Дорисуй кораблики

16

Дорисуй волны

17

Дорисуй крючки

18

Обведи рисунки

19

Продолжи узоры

20

Продолжи узоры

21

Выполни штриховку

22

Продолжи узор

23

Продолжи узор

24

Нарисуй круги

25

Продолжи узор

26

Продолжи узор

27

Дорисуй вторые половинки

28

Дорисуй ёлочку

29

Продолжи узор

30

Нарисуй так же

Календарно-тематическое планирование занятий

по развитию восприятия и внимания

Тема

1

Найди два одинаковых грибочка

2

Раскрась двух одинаковых цыплят

3

Найди такой же предмет

4

Соедини одинаковые предметы

5

Найди такой же фрагмент и обведи

6

Расставь значки в соответствии с цифрами

7

Нарисуй точки в соответствии с образцами

8

Пройди лабиринт

9

Найди и отметь фрагменты изображения

10

Дорисуй

11

Зачеркни по образцу

12

Найди точно такую же фигуру

13

Найди образец и дорисуй

14

Перенеси фигурки на новые места

15

Обведи одинаковые снежинки

16

Раскрась одинаковые детали одинаково

17

Найди две одинаковые таблички

18

Дорисуй недостающие фигуры

19

Соедини фигурки в соответствии с образцом

20

Заполни фигурку по образцу

21

Найди образец и дорисуй предметы

22

Раскрась одинаковые фигурки одинаковым цветом

23

Обведи все цифры в кружок

24

Найди лишние фигурки справа

25

Найди лишнюю фигуру

26

Перенеси фигурки на свои места

27

Соедини цифры по порядку

28

Соедини линией два одинаковых снеговика

29

Найди и отметь фрагменты изображения

30

Найди точно такую же фигурку, как нарисована слева

Календарно-тематическое планирование занятий

по развитию логического мышления

Тема

1

Соедини картинки

2

Раскрась лишний предмет

3

Дорисуй недостающие предметы

4

Найди закономерность

5

Найди пару

6

Расположи фигурки по правилу

7

Нарисуй подходящий квадрат

8

Нарисуй правильный ответ

9

Вычеркни лишние бусинки

10

Раскрась две одинаковые фигуры

11

Зачеркни лишнюю фигуру

12

Нарисуй фигурки в пропущенных клетках

13

Найди закономерность

14

Ориентирование в тетради

15

Ориентирование по правилу «сверху», «снизу»

16

Найди закономерность

17

Расположи в правильной последовательности

18

Расположи по два плода

19

Нарисуй по правилу

20

Найди закономерность и дорисуй фигурки

21

Раскрась правильный половичок

22

Найди лишний предмет

23

Лишний предмет в каждом ряду

24

Реши примеры

25

Сосчитай сколько треугольников в каждой фигуре

26

Найди лишний предмет

27

Дорисуй пустые окошки

28

Раскрась картинки по выбору

29

Противоположные по смыслу картинки

30

Дорисуй, что не дорисовано

   

Календарно-тематическое планирование занятий

по закреплению знаний по окружающему миру

Тема

1

Домашние и дикие животные

2

Деревья

3

Части цветка

4

Зимняя и летняя одежда

5

Развитие цветка по порядку

6

Дорисуй предметы

7

Кто что ест?

8

Распредели понятия по порядку

9

Обобщающие слова

10

Профессии и их инструменты

11

Части тела бабочки

12

Раздели предметы на три группы

13

Дорисуй в каждом ряду предмет

14

Соедини листья с подходящими названиями

15

Соедини названия предметов с подходящей группой

16

Соедини название животного с его изображением

17

С какого дерева ветка?

18

Раскрась сказочных героев. Как их зовут?

19

Кто где живёт?

20

Животные и их детёныши

21

Кто лишний?

22

Кто лишний?

23

Кто что делает?

24

Соедини названия ягод с их изображением

25

Кто лишний?

26

Найди рисунки, соответствующие профессиям

27

Соедини названия вида спорта с подходящим предметом

28

Соедини названия цветов с их изображением

29

Какие животные зашифрованы?

30

Соедини названия приборов с их изображениями



Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 1  классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

Цели: 1. Выявить вместе с детьми свойства и способы образования снега и    

               льда;            

           2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность,        речь, воображение.

          3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование:

1.  Конверт с загадками (конверт украшен снежинками).

2.   Снеговик — рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика).

3.   Карточки со словами: снег, лед, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.

4.   Форма для льда; блюдца со снегом, блюдца со льдом (по одному на парту), 2 стакана с тёплой водой (у учителя).

5.   Листы цветной бумаги (один лист на двоих), кусочек газеты (один на двоих)

6.   Молоток.

7.   Презентация.

         8.  Кусочек  стекла (у учителя)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  • Какое сейчас время года?
  • Чем вы любите заниматься зимой на улице?
  • Угадайте, кто придёт к нам сегодня на урок?

В голове – снег,

В животе – снег,

И в ногах снег, и в руках снег.

Что за чудо человек?  (Снеговик).

        На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.

  • Снеговик принёс загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать тему урока, т.е. то, о чём мы будем сегодня говорить.

Он все время занят делом,                    Рыбам зиму жить тепло:

Он не может зря идти.                           Крыша — толстое стекло. (Лед)

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

На доске появляются карточки:

Снег

Лед

— Итак, сегодня мы поговорим о том, откуда берутся снег и лед. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Практическая работа (учебник, с. 48)

На каждой парте блюдца со снегом и льдом. На доске – слова-помощники:

Тают

Вода

Бесцветный

Прозрачный

Непрозрачный

Рыхлый

Белый

  1. Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Ямку (карандашом втыкают в снег). Попробуйте воткнуть в лёд. Снег сжать в комочек. Он сжимается.

Вывод: Снег рыхлый. 

        Проверка льда на хрупкость. Разбить молотком (учителю).

Вывод: Лёд хрупкий.

  1. Рассмотрим второе свойство.
  • Какого цвета снег? (Сравнить с листом белой бумаги).
  • А лёд? Сравнить с листами цветной бумаги.

Сравнение кусочка стекла и льда.

  • Что заметили?

Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.

  1. А теперь положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст (не видно). Посмотрите на газету через кусочек льда. Текст виден.

Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).

  • Что скажете о снеге? (Непрозрачный).
  • Что скажете о льде? (Прозрачный).
  1. Рассмотрим ещё одно свойство.

К учителю подходит один ученик. На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Ученик на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.

  • А теперь положи снег в один стакан с водой, а лёд – в другой стакан с водой.
  • Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

  • А почему же снег и лёд зимой на улице не тает? (Холодно. Даже Муравьишке пришлось одеться тепло).
  • Делаем вывод. Распределим свойства по группам.

  • Молодцы! Снеговик благодарит вас и дарит снежинки.

  1. Закрепление (Рабочая тетрадь, с.20, №1.) 
  • Прочитайте задание (один читает вслух).
  • Что записано столбиком? (Свойства снега и льда).
  • Прочитайте слова 1-го столбика. Это свойства снега или льда? (Льда).
  • Соедините стрелками.
  • Прочитайте слова 2-го столбика. Это свойства снега или льда? (Снега).
  • Соедините стрелками.

IV. Физкультминутка.  Отдохнём чуть-чуть. Представим себе, что мы снежинки.

V.  А теперь посмотрим картины зимней природы. Увидим, каким бывает снег.

  Презентация слайдов 1 – 6.

        6-й: - Что вы видите на картинке? (Снег, сосульки и т.д.)

        - А как образуются сосульки? (Тает снег, превращаясь в воду, потом замерзает, образуется лёд)

  1. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
  • Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего? (Снег и лёд превращаются в воду под воздействием тепла).
  • А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).
  • Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
  • А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим.

Презентация слайдов 7 – 11 (ледники)

Презентация слайдов 12 – 17 (айсберги)

  • Можно ли в доме увидеть лёд?
  • Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу). Показ формы для льда.
  • Что такое лёд? (Замёрзшая вода).
  • Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

Презентация слайдов 18 – 24.

  • В какое время года образуется снег? (Зимой).
  • А что такое снег? Из чего он состоит?(Снежинки, которые падают с неба)

Презентация слайда 25.

        Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их в облаке скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. В небе они превращаются в облако, затем в тучу и накопившаяся влага выпадает в виде дождя. Снова вода испаряется, превращается в облако, ветер уносит его высоко в небо, туда, где холодно и уже вместо дождя выпадает снег.

                Презентация слайдов 26 – 29 (в природе),

  •  Снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме. Давайте сосчитаем, сколько лучей у снежинок. (6).

                        Презентация слайдов 30 – 34 (стилизованные)

  • Верно. Все снежинки имеют по 6 лучей.
  • Посмотрите в Рабочей тетради на с.20, №2. Наш Снеговик не успел дорисовать снежинки. Вы ему помогите, дорисуйте эти снежинки дома.

  1. Работа по учебнику. С.49.

Прочитайте загадки. Отгадайте.

Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

—   Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? (Для художника снежинка это девушка. Она очень красивая, веселая.) 

Нарисуйте свою девочку-снежинку дома.

-   А кого еще изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

-   Когда к нам прилетают снегири? (Зимой.)

-   А что еще нам показывает Мудрая Черепаха?

-   Где вы видели сосульки?

-   Когда они появляются?

-   Что такое сосулька? (Это замерзшая вода.)

-   А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы сможете ответить на вопрос.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

 Съела шесть горошин Нина,

 У нее теперь ангина. (Град.)

VIII. Итог урока.

  • Итак, подведём итоги. Отгадайте кроссворд

н

е

г

о

в

и

к

2.м

о

р

о

з

3.л

ё

д

и

м

а

1. Меня все растили                2.Без рук рисует,

Из снега слепили                Без зубов кусает.

Холодный, большой –                         (Мороз)

Кто я такой? (Снеговик).

                

                        3.Прозрачен как стекло,                4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка

                        А не вставишь в окно.                Тряхнёт перинки – над миром пушинки?

                                                (Лёд).                                                        (Зима).

  • Какое ключевое слово получилось? (вода)
  • Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).
  • Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
  • Назовите основные свойства снега и льда.

                Презентация слайда №35.

IX. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради, учебнике.



Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, подвести к пониманию смысла стихотворения и настроения лирического героя, раскрыть вместе с детьми  контраст основных настроений стихотворения; эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; воспитывать чувство красоты слова, прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник А.В.Рыбаковой, Т.В.Артемьевой «Парус», 4 класс; портрет А.С.Пушкина; набор карточек «Эмоции»; раздаточные карточки для каждого ученика; рисунки к стихотворению «Зимнее утро»; аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А.Вивальди; компьютерная презентация «А.С.Пушкин».  

Эпиграф на доске: «Мороз и солнце; день чудесный!» (А.С.Пушкин)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

-  Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на слайде «жужжащим» чтением:

1.Зима не без морозов.

2.Зимой дороги не уравняешь – метель своё возьмёт.

3. Лето собирает, зима поедает.

- Прочитайте с грустной интонацией.

- Прочитайте с весёлой интонацией.

            - Прочитайте так, как считаете нужным.

  1. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Итак, о каком времени года говорится в этих пословицах и поговорках?

- Значит,  сегодня мы будем  читать стихотворение о зиме.

2 слайд

- А кто же написал это замечательное стихотворение? Угадаем, разгадав кроссворд. Я буду читать  названия сказок, а вы назовите пропущенное слово.

  1. Сказка о золотом … (петушке)
  2. Сказка о мёртвой царевне и о семи …(богатырях)
  3. Сказка о … (попе) и работнике его Балде
  4. Сказка о рыбаке и … (рыбке)
  5. Сказка о царе … (Салтане)
  6.  … (Руслан) и Людмила

- Какое слово в середине кроссворда?

- Чьи сказки я перечислила?

3  Слайд

- Трудно найти человека, который не знал бы и не любил бы произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». Прошло более 170 лет с тех пор, как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе. Сегодня мы лишь соприкоснёмся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии и творчества, прочитаем ещё неизученное нами чудесное стихотворение.

  1. Изучение новой темы.
  1. Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Просмотр презентации «А.С.Пушкин».

- А в этом мне помогут ваши одноклассники.

                           1-ый ученик

 4Слайд

Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в г.Москве. Сердечной дружбы, семейной ласки и уюта не было в доме Пушкиных. В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства. Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

5Слайд

В семье Пушкиных было трое детей: Ольга, Александр и Лёвушка, который был любимцем семьи.

 

2-ой ученик

        6Слайд

        Отец, Сергей Львович – был небогатым помещиком. Он очень любил французскую литературу, собрал большую библиотеку. Сергей Львович был знаком со многими русскими писателями,  которые часто бывали у них дома  и говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.

3-ий ученик

        7Слайд

 Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Надежда Осиповна бала человеком неровного характера, с резкими сменами настроений.

4-ый ученик

        8Слайд

        В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией, даже дети сочиняли стихи. Александра не очень любили родители. Но очень любила и жалела бабушка. Её беспокоил неровный характер внука, беспокоило и то, что учился он не всегда прилежно, хоть и был не по годам умён. Мальчик тоже любил свою бабушку. За детьми ещё присматривала няня – Арина Родионовна – крепостная крестьянка.

                    5-ый ученик

        9Слайд

        Именно бабушка учила маленького Сашу читать и писать по-русски. А няня Арина Родионовна рассказывала сказки, которые запали в душу  мальчика на всю жизнь. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок.

6-ой ученик

        10Слайд

        Незаметно прошло детство, и вот Пушкину 12 лет. Дядя привёз его в Петербург, в лицей. Здесь будущему поэту всё давалось легко, но учился он неровно, успешно занимался историей, литературой, но не любил математику.

        11Слайд

В 1817 году Пушкин окончил лицей и начал свою творческую деятельность.

7-ой ученик

        12Слайд

        В 1831 году Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой.

        13Слайд

У них было четверо детей: старшая дочь – Мария, младшая дочь – Наталья, старший сын – Александр, младший сын – Григорий.

        14Слайд

Хотя его нет с нами рядом, но до сих пор все любят и читают его замечательные произведения. В память этому великому поэту во многих городах нашей страны поставлены памятники.

        15Слайд

        - Действительно, его произведения обладают удивительным свойством: чем больше читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового. Давайте и мы попробуем открыть что-то новое и прекрасное для себя. Для этого откроем учебники на с. 125. За свою недолгую жизнь А.С.Пушкин написал много замечательных стихотворений. С одним из них мы сегодня и познакомимся. А в конце урока вы мне скажете, каким же человеком был герой этого стихотворения?

        И  чтобы лучше понять настроение поэта, выясним значение некоторых слов.

  1. Подготовка к восприятию стихотворения. Словарная работа.

Нега – наслаждение, удовольствие (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Северная Аврора – наступление утра

Аврора – богиня утренней зари

Вечор – вчера

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запрячь – запрягать

Предадимся – отдадимся (устар.)

 - А теперь вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро».

16Слайд

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения.

- Какие приметы зимы вы услышали?

 - Какие строчки вам понравились?

  1. Музыкальная пауза.

- А теперь закроем глаза. Представим морозное зимнее утро. Чудесный день, блестящий снег и речку,  тоже блестящую подо льдом, и всю ту красоту, описанную в стихотворении.

17 Слайд

Звучит отрывок «Зима» из концерта «Времена года» А.Вивальди.

 - Какие картины смогли увидеть? Опишите.

  1. Вторичное восприятие стихотворения.

- Неторопливо прочитайте стихотворение.

 Каким настроением проникнуто стихотворение? (автор радуется чудесному дню, восхищается красотой природы).

 - Прочитайте эти строчки.

А ещё какое настроение вы почувствовали?

 - В каких строчках это видно?

 - Да, в этом стихотворении выражено много разных переживаний и настроений. И я хочу поближе вас познакомить с разными чувствами, которые помогут нам выразительно, с нужной интонацией прочитать это стихотворение.

        Объяснение об эмоциях с применением наглядности.

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение изучения темы.
  1. Анализ стихотворения.

Так а  какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

 - Можно ли в стихотворении выделить части? (да, 5 частей)

 Разберём каждую часть и заполним таблицы на ваших карточках.

  • Прочитайте 1 часть.
  • О чём в ней говорится?
  • К кому обращается поэт?
  • Какими словами он её называет?
  • Как можем назвать эту часть?
  • Какие чувства испытывает поэт в этой части? (радость, бодрость, счастье)
  • Каким цветом можно обозначить эти чувства?
  • Прочитайте 2 часть.
  • О чём в ней говорится?
  • Как можно назвать эту часть?
  • Какие чувства являются ведущими? (печаль, грусть, тоска)
  • Каким цветом можно обозначить эти чувства?
  • Прочитайте 3 часть.
  • Что предстаёт перед нами?
  • Какая она? Прочитайте.
  • Как можно назвать эту часть?
  • С каким настроением поэт любуется природой? (радость, восторг, любовь к миру)
  • Какими цветами выразим эти эмоции?
  • Прочитайте 4 часть.
  • Где происходит действие в этой части?
  • Какая она?
  • Как назовём эту часть?
  • Каково поэту в этой комнате? (уютно, тихая радость, мир и покой)
  • Какие цвета выберем?
  • Продолжим, прочтите последнюю часть.
  • Куда приглашает поэт свою героиню?
  • Что они хотят посмотреть? Прочтите.
  • Как назовём эту часть?
  • С каким настроением начинаем читать эту часть? (бодро, радостно, призывно)
  • Однако как звучат последние строки? (грустно, потому что поэт скучает по родным местам)
  • Какой цвет выберем?

Вывод.

  • Итак, мы проанализировали всё стихотворение А.С.Пушкина. Какого настроения больше в нём?(счастье, радость, восторг, которые хорошо сочетаются с чудесным морозным утром). Значит, поэт хотел передать больше положительных эмоций.
  1. Работа над выразительностью чтения стихотворения.
  • А теперь попробуем прочитать выразительно стихотворение «Зимнее утро». Сначала прочитаем громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот 5 часть сначала громко, призывно, и к концу последних строчек понижаем голос и читаем со светлой грустью.

Молодцы, вы хорошо почувствовали настроение поэта. А сможете ли вы угадать эмоцию в обычной жизни? Для этого немножко отдохнём и поиграем в игру «Угадай эмоцию».

  1. Игра «Угадай эмоцию». Работа в группах.
  2. Работа над выразительными средствами.

Теперь докончим работу на листочках и до конца заполним таблицу. Вам нужно вписать пропущенные слова из стихотворения. Поработайте самостоятельно.

  1. Составление картинного плана.

На доске я повесила рисунки, которые нарисованы к каждой части стихотворения. Они перепутаны. Вы их должны повесить на своё место и обозначить нужным цветом, в соответствии с настроением героя в каждой части.

18Слайд

Но у нас остался неотвеченным главный вопрос, который я вам задала в начале урока.

Как можно охарактеризовать героя стихотворения «Зимнее утро»? Какой же он человек?

  1. Подведение итога.

20слайд

 Итак, подведём итог и вернёмся к нашим пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшему сегодня стихотворению?

Какая часть стихотворения соответствует вашему сегодняшнему настроению?

  1. Выставление оценок.
  2. Задание на дом.

Наверное, это хорошее настроение и помогло вам сегодня  на уроке. Все поработали на «отлично». Я вам желаю и на следующих уроках быть активными. А хорошее настроение предлагаю выразить в рисунках, которые вы должны будете нарисовать дома.

Зимнее утро

Название частей

Настроение, чувства

Настроение в цвете

1

Мороз и солнце; день ______________!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, _________________ , проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

_________________ севера явись!

2

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На______________ небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи _________________ желтела,

И ты _________________ сидела, -

А нынче… погляди в окно:

3

Под  голубыми  небесами

______________________ коврами,

_______________ на солнце, снег лежит;

___________________ лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

4

Вся комната ____________________ блеском

Озарена. _______________________ треском

Трещит затопленная печь.

________________  думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

5

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся _________

___________________________  коня

И навестим поля ________________ ,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.