Дошкольный возраст. Особенности.(для Вас, родители)

Родина Елена Николаевна

 

 

Двигательные функции.  В этот период происходит дальнейшее совершенствование двигательных функций. Движения становятся всё более координированными. Этому способствует игровая деятельность. Однако координация движений у дошкольников носит менее совершенный характер, чем у более старших детей и взрослых. Только к 7 годам дети начинают уверенно выполнять координаторные пробы (пальце- носовая, коленопяточная и др.)

 

Речь. В этот период происходит дальнейшее развитие речи. Младшие дошкольники располагают относительно ограниченным словарным запасом. Довольно часто наблюдается неправильное произношение отдельных звуков. Участие в игровой деятельности, общение со взрослыми и сверстниками способствуют увеличению словарного запаса. Словарный запас ребенка в возрасте 6 лет равен 3500 слов. Чем больше ребенок общается с правильно говорящими окружающими его людьми, тем быстрее и лучше развивается его речь. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и во всё возрастающей степени становится средством регулирования поведения.

 

Психика. Постепенно формируются навыки самообслуживания. Ребенок привыкает выполнять элементарные обязанности (убирать на место свои игрушки, складывать одежду и т.д.) Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре находит отражение окружающая детей действительность. В процессе игры усваиваются принятые в обществе правила и нормы поведения. В дошкольном возрасте восприятие постепенно начинает приобретать характер самостоятельного процесса. У детей раннего возраста оно слитно с практической деятельностью, с непосредственным оперированием предметами. Дошкольник ещё не умеет осуществлять систематическое наблюдение. Часто он замечает в предмете лишь какую-нибудь яркую, бросающуюся в глаза деталь, упуская его существенные особенности. Но постепенно, особенно в связи с занятиями в детском саду, наблюдательность ребенка всё более растет. Дети оказывается в состоянии замечать не только отдельные детали. Им уже оказывается доступным восприятие сравнительно несложных ситуаций.

У младших дошкольников яркая, образная память. Обычно они особенно хорошо запоминают то, что вызвало у них интерес. Дети легко запоминают стихи, сказки. Однако это запоминание носит непроизвольный характер. Постепенно, преимущественно в процессе игры, развивается также и произвольное запоминание. Это запоминание тесно связано с развитием речи. Чем лучше развита речь, тем выше уровень произвольного запоминания. Постепенно расширяется круг представлений. Формируются представления о причинно- следственных связях. Это обстоятельство является важным этапом в развитии мышления ребенка. В этом возрасте дети задают взрослым очень много вопросов, что свидетельствует об их стремлении к познанию окружающих явлений. К концу дошкольного возраста возникают простейшие виды логических операций. С их помощью осуществляются систематизация и обобщение фактов. У младших дошкольников обобщения касаются, главным образом, назначения предметов и способов их употребления. К концу рассматриваемого периода обобщения поднимаются на более высокий уровень. Дети усваивают такие понятия, как «мебель», «посуда», «дикие животные», «домашние животные» и др. У старших дошкольников появляется стремление учиться в школе. Формируется, складывается готовность к школьному обучению.