Декада профориентации

Иванова Юлия Михайловна

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\20221205_104834.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\20221205_112941.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\20221206_091203.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\20221206_092850.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\20221206_092921.jpg



Предварительный просмотр:

В мире профессий.

Цель занятия: информирование учащихся о многообразии мира профессий.

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами, присущими людям той или иной профессии;
  • развивать кругозор, обогатить словарный запас детей;
  • воспитывать уважение к различным профессиям.

Ход классного часа.

Учитель: Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. В основном мы многое покупаем. Но товары потребления  не появляются в магазинах сами по себе, их кто-то производит. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них можно назвать профессией. Тема нашего сегодняшнего классного часа – «В мире профессий» (слайд 1)

Есть множество профессий, известных почти каждому. Давайте вспомним некоторые из них. Разделимся на две команды. Каждая команда по очереди называет профессию. Побеждает та команда, которая последней назовёт профессию.

Ученики: (Перечисляют профессии, которые они знают)

Учитель: Молодцы, знаете много профессий. Все названные вами профессии делятся на 5 основных типов: (слайд 2)

Человек – природа,

человек – техника,

человек – человек,

человек – знаковая система,

человек – художественный образ.

(Слайд 3)

Человек - природа.

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Подумайте, какие это могут быть профессии. (Ветеринар, агроном, фермер, геолог, овцевод, механизатор, тракторист).

Для них характерен общий предмет труда – животные, растения, почва, воздух– то есть природа.

(Слайд 4)

Человек - техника.

Это могут быть пилоты, инженеры, технологи, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т. Д.  Все профессии, где специалисты используют технические устройства.

(Слайд 5)

Человек - человек.

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.

 К такому типу профессий относятся юрист, учитель, врач, психолог, воспитатель, журналист, менеджер, официант, продавец, и т.д.

(Слайд 6)

Человек - знаковая система.

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

Это программисты, бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, экономисты. Это люди, работающие в лабораториях, научных центрах…

(Слайд 7)

Человек - художественный образ.

 Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

 Это профессии дизайнера, стилиста, режиссёра, актёра, художника, музыканта…

Учитель:А теперь давайте откроем  конверты, которые лежат у вас на партах.У каждой команды свой конверт. На листе перечислены самые разнообразные качества человека:

трудолюбие глупость уверенность терпение лень мудрость ответственность аккуратность трусость честность неповоротливость, любознательность, обидчивость, зависть, самостоятельность, жизнерадостность, упорство, независимость, жадность, лживость, дисциплинированность, настойчивость.

Подумайте, какие из них необходимы для достижения успеха в любой профессии. Приклейте их на дерево Успеха, чтобы оно стало по-настоящему сильным и красивым. (На экране слайд 8 «Дерево Успеха»).

Учитель:Я показываю вам какую - либо букву, а вы пишете профессии, которые с этой буквы начинаются.

А - (авиадиспетчер, адвокат, актер, аналитик, архитектор и др. );

Б - (банкир, бармен, библиотекарь, биолог, бортпроводник, брокер, букмекер и др. );

К - (каскадер, кинолог, кинорежиссер, крановщик, космонавт, косметолог, крупье, курьер и др. );

М - (маклер, маляр, маркетолог, массажист, машинист, менеджер, метеоролог и др. );

П - (педагог, пекарь, переводчик, повар, продавец, пожарный, портной, провизор, прокурор, психолог, и др. );

С - (садовник, стеклодув, санитар, секретарь, слесарь, социолог, спасатель, страховой агент и др. ).

Учитель:следующая игра - Пантомима

Каждая команда  получает задание изобразить особенности какой-либо профессии. Время на подготовку – 5 минут. Команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая  команда спрашивает: «Вам  работники нужны?» В ответ её спрашивают: «А что вы умеете делать?» Участник  загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии.  Противоположная - отгадывает задуманное.

Учитель: Вы назвали много профессий, но есть еще огромное количество профессий, о которых, возможно, даже никогда не слышали. И сейчас мы с вами познакомимся с ними. 

(слайд 9) Что же это такое? Это или очень старое или очень новое дело, или настолько сложное, требующее такого уровня мастерства, что им владеют очень немногие.  Иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Некоторые профессии слишком необычные, чтобы быть популярными.

 Старые профессии (слайд 10) – это профессии, которые были популярны  давно или еще совсем недавно, но сейчас уже неактуальны и являются редкими. Давайте подумаем, почему.

Новые профессии  (слайд 11) – это профессии, появившиеся совсем недавно. Например, маркетолог.Он должен выяснить: почему тот или иной товар привлекает покупателей. Почему эта карамель пользуется большей популярностью, чем другие конфеты? Кто чаще покупает эти конфеты: пенсионеры, школьники или домохозяйки? 

Имиджмейкер. Он помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение и речь клиента. 

Опасные профессии  (слайд 12)– это профессии, связанные с риском для здоровья и жизни. Как вы думаете, чем опасны профессии каскадёра и дрессировщика?

Некоторые профессии такие сложные и трудные, что не каждый человек может ими овладеть.  

Кинолог(слайд 13) – специалист по дрессировке и использованию служебных собак. Для того,  чтобы успешно работать кинологом, необходимо обладать в первую очередь определенными личными качествами – большим зарядом энергии, спокойствием, бесстрашием, уверенностью в себе. Собаки очень хорошо чувствуют страх, поэтому кинолог должен уметь побороть свой страх и внушать собаке уважение, заставлять ее слушаться. Но основным требованием к любому кинологу является любовь к животным.

Постижер (слайд 14) – изготавливает парики, усы из волос.Работа постижера очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель, да и то если не отрываться от работы с утра и до вечера. Сначала тонкие пряди собирают на специальных станках, затем сшивают в парик. 

Титестер(слайд 15) – дегустатор чая. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи. Большинство титестеров проходит обучение и стажировку на индийских чайных плантациях.Эксперту по чаю строжайше запрещено курить, употреблять алкогольные напитки, пользоваться одеколоном, дезодорантом и даже ароматизированной зубной пастой или душистым туалетным мылом. В течение всей профессиональной жизни он будет вынужден избегать остро пахнущей и пряной пищи: специй, лука, чеснока, солений и копченостей.

Парфюмер(слайд 16) – специалист по запахам и духам. Его главной задачей является оценка запаха и составление парфюмерных композиций. Такой специалист должен иметь отличную память на ароматы, хорошо в них разбираться.

Сурдопереводчик(слайд 17) – человек, переводящий устную речь на язык жестов для глухих людей. Главное орудие сурдопереводчика – руки и лицо. Поэтому для специалиста так важны подвижность и пластичность рук, умение выражать чувства глазами и мимикой. Деятельность сурдопереводчика – это тяжелый умственный и физический труд. Переводчик работает в основном стоя, руки находятся в постоянном движении.

Ювелир(слайд 18)  – мастер по изготовлению художественных изделий, украшений из драгоценных металлов и камней. Работают ювелиры с дорогими металлами и камнями, и чаще всего это очень скрупулёзная работа, которую вспыльчивый человек может попросту не вынести.

Змеелов – (слайд 19) - Змеелов – одна из самых экзотических и редких профессий на земле. Змееловов становится все меньше и меньше, потому что человек, работающий с ядовитыми змеями, каждый день подвергается смертельной опасности. Специальность змеелова не получишь ни в одном из престижных вузов столицы. Люди учатся сами, перенимая опыт других и приобретая свой на практике. Змеелову необходимо тонко понимать психологию змей, знать все их повадки, природные особенности, места обитания… Понятно, чем занимаются змееловы в полупустынях Средней Азии, но что им делать в границах мегаполисов? Но и в городах специалистам в этой области находится работа. Известны случаи появления змей, нередко ядовитых, даже в центре Москвы. Чаще всего это сбежавшие питомцы любителей экзотических животных. Змееловы нередко спасают людей от укусов. Эта редкая профессия по–настоящему нужна людям.
Профессия змеелова в наши дни - большая редкость.

Есть в Антарктике самая необычная и редкая  профессия на Земле -  переворачиватель пингвинов. (слайд 20)

  Дело в том, что пингвин, если упадет на спину, то не может cамостоятельно встать.

  В нормальных условиях пингвин вообще-то никогда на спину не падает, но в Антарктике, рядом с аэродромами, там, где летают самолёты, вертолёты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину и  встать сами не могут.

   И вот для этих – то целей и нуженпереворачиватель пингвинов. После каждого взлёта и посадки он ходит вокруг аэродрома и ставит пингвинов на ноги.

Учитель: А теперь поиграем в игру «Узнай профессию». На экране будут появляться разные предметы. Вы должны назвать профессию, для которой этот предмет очень важен.(слайд 21)

Игра «Скороговорки» Каждая команда получает по скороговорке, в течение минуты один из участников тренируется и правильно её проговаривает.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Игра «Самый-самый». Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему, подходят. Например, характеристика — самая денежная профессия — какие профессии являются самыми денежными? (бухгалтер, кассир, экономист…)

«самая зеленая профессия»,

 «самая сладкая профессия»,

«самая волосатая»,

«самая умная профессия»,

«самая детская профессия»,

 «самая смешная профессия»,

«самая больная профессия»,

«самая чистая профессия»,

«самая общительная профессия».

Игра «Кто так говорит?»

- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит.

  • «Что будете заказывать?» (официант).
  • «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
  • «Большое спасибо за покупку» (продавец).
  • «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
  • «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
  • «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
  • «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.

(сайд22)

Как мы видим, все профессии по-своему важны  и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

- Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Приложение. Ребусы.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof7.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof5.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof3.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof11.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof12.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof4.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof9.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof2.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof8.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\prof1.jpg



Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС в 1  классе

 « ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!»

 

Цель:

1.Ознакомить детей с разными  видами профессий.

2.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

3.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

4.Развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей.

Ход классного часа

Ребята, прочитайте название классного часа.

  • «Все профессии нужны, все профессии важны!»

-Как понимаете это выражение?  

1 страница «Знакомство с профессиями».

-Итак, тема нашего классного часа «Все профессии нужны, все профессии важны».

Каждая профессия хороша по- своему. А что такое профессия?  

-Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.

(Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности)  - читает ученик.

-Людям каких профессий надо трудиться?  

Вывод: трудиться надо всем!

-Кем бы вы хотели стать в будущем?  

- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что у него золотые руки.

- Как понимаете смысл этих слов?    

-Послушайте  стихи и подумайте: какой вывод можно сделать из этого стихотворения?

1.Подумайте. Что было бы,                                2.Подумайте, что было бы,

Когда  б сказал портной:                                Когда сказал бы врач:

- Шить платья мне не хочется,                        -Рвать зубы мне не хочется,

Устрою выходной!                                        Не буду, хоть ты плачь!

И все портные в городе                                Больным врачебной помощи

За ним ушли б домой,                                Не стало б никакой.

Ходили б люди голые                                А ты б сидел и мучился

По улице зимой.                                        С подвязанной щекой.

3.Подумайте, что было бы,                                4.Сказал учитель  в школе бы:

Когда б сказал шофёр:                                -Мне в нынешнем году

-Возить людей не хочется!-                                -Учить детей не хочется,

И выключил мотор.                                         Я в школу не приду!

Троллейбусы, автобусы                                 Тетради и учебники

Засыпало снежком,                                         Валялись бы в пыли,

Рабочие на фабрики                                  А вы бы неучёными

Ходили бы пешком.                                         До старости росли.

5.Подумайте, какая бы случилась вдруг беда!

Но только так не сделает никто и никогда,

И люди не откажутся от нужного труда:

Учитель обязательно придёт наутро в класс,

А пекари старательно хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят, что им не поручи,

Портные и сапожники, шофёры и врачи.

6.Мы все семьёю дружною                        И каждый честно трудится        

В одной стране живём,                        На месте на своём!

-О чём оно заставило вас задуматься?

- А теперь давайте узнаем, кем же работают наши родители….. (презентация) 

-Ребята, после занятий в школе вы идёте домой. В дом, которому нужны ваши руки, ваша забота. Вы ходите за хлебом, подметаете пол, поливаете цветы, моете посуду, пылесосите. Дела эти невелики, но зато очень важны. Надо уметь делать работу и простую и сложную – любую, готовить себя к будущей профессии. Я желаю, чтобы каждый из вас выбрал в будущем правильно свою профессию, но для этого надо много трудиться (учиться), чтобы мечта исполнилась,

- Итак, мы открыли с вами 1 страницу нашего устного журнала «Знакомство с профессиями».

 Открываем  2 страницу «Игровая»

1 задание – «Угадай профессию»

(По 2 описания профессии от каждого ряда )

1.Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора.

2.Этот человек работает под землёй, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарём, он добывает уголь.

3.Этот человек работает в автобусе, у него есть сумка, на которой прикреплены свёрнутые в рулоны билеты.

4.Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла. Он водит в небе самолёты.

5.Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать пациентов, и градусник, чтобы измерять им температуру.

6. Этот человек строит дома и детские сады и больницы с радостью строит, и у цирка он не зритель, так как он его……(строитель).        

2 задание  – игра «Чудо – мешок».

-Кому принадлежат эти вещи? Человеку  какой профессии?

(В мешке находятся различные инструменты.  Дети вытаскивают их и говорят, кому они принадлежат).

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы.  (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка.  (плотнику)

5.Лампочка, розетка, индикатор.   (электрику) и т. Д………

- Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями на странице «Игровая».

Переходим к  следующей странице «Литературная»

 3 страница «Литературная».

-О каждой профессии написано поэтами немало стихов. Сегодня послушаем о некоторых профессиях наших чтецов. (Открывается презентация со стихами «Все профессии нужны, все профессии важны». 12 ребят читают стихи наизусть).

 

5. Итак, какой вывод можно сделать по теме?

-Профессий очень много интересных.

Все они нужны, все они важны.

-Давайте прочитаем стихи, написанные на доске.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

6.Рефлексия.

-Нарисуйте, кем хотите стать в будущем и что для этого нужно. (схематически)

(Самостоятельная работа на 3-5 минут)



Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Прекрасных профессий на свете не счесть – И каждой профессии слава и честь», 3 класс

Слайд 1 - начало
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас занятие, мы будем заниматься как индивидуально, так и группами. У нас три группы по количеству столов.
Мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Тему нашего занятия мы узнаем, когда вы отгадаете загадки.
Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте:
Слайд 2 - пустой кроссворд
1.) Если вдруг пожар случится,
Кто быстрее всех примчится
На машине ярко-красной,
Чтоб залить огонь опасный? (ПОЖАРНЫЙ)
Слайд 3 - пожарный
2.) Раньше всех он поутру
Принимается за дело.
Достает свою метлу.
Машет ею вправо, влево? (ДВОРНИК)
Слайд 4 - дворник
3.) На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает… (ПРОДАВЕЦ)
Слайд 5 - продавец
4.) Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.
Улыбнуться нас заставит,
Фотографию подарит. (ФОТОГРАФ)
Слайд 6 - фотограф
5.) Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок …(УЧИТЕЛЬ)
Слайд 7 - учитель
6.) Кирпичи кладет он в ряд,
Строит дом для всех ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (СТРОИТЕЛЬ)
Слайд 8 - строитель
7.) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто? (ПИСАТЕЛЬ)
Слайд 9 – писатель
8.) У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я… (ХУДОЖНИК)
Слайд 10 – художник
9.) Кто привычно шьёт отлично
Для подростков и детей?
Для рабочих и военных
И, вообще для всех людей? (ШВЕЯ)
Слайд 11 - швея

Учитель: Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. Хором (профессия).

Учитель: Разговор у нас с вами пойдет о чём? (о профессиях).
Есть замечательные слова: «Прекрасных профессий на свете не счесть – и каждой профессии слава и честь».
Могут ли данные слова служить темой сегодняшнего занятия?
Слайд 12 – Тема занятия

Учитель: Что же такое профессии? Как вы думаете?
Слайд 13 – профессия это
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. В современном мире существует более 1000 профессий. Есть такие как….
Какие профессии вы ребята еще знаете?

Учитель: А вы слышали про такую профессию дегустатор?
Слайд 14 – Дегустатор это

Это одна из вкусных профессий. Дегустатор - это специалист, который делает оценку качества продукции с применением органов чувств (слух – надломить шоколад и услышать звук).
Предлагаю вам на минутку стать немного дегустаторами, попробовать себя в этой профессии. У вас на столах стоит сок, но название сока скрыто, вам нужно попробовать и определить на вкус, какой он у вашего сока. Настоящим дегустаторам хватает несколько глотков, чтобы определить вкус напитка. А у вас как получится? Определились, какой вкус сока вы попробовали? Тогда каждая группа поднимает табличку с ответом. А теперь отрывайте листочек на соке и смотрите, правильно ли вы угадали.
С помощью каких органов чувств вы узнали какой это сок?

Слайд 15 – Кот в мешке.
Учитель: Сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Кот в мешке».
Я загадала профессии. Я каждой группе отдаю по мешку с предметами, а вы должны, не заглядывая в мешок, на ощупь определить, что за предметы лежат в мешке и к какой профессии они относятся. Только тихо, чтобы другая группа не догадалась. Догадались? Теперь каждая группа должна показать эту профессию, используя мимику и жесты. (Парикмахер, повар, доктор).

Учитель: Молодцы ребята! Здорово справились. Есть еще очень много интересных и нужных профессий.
Какая по вашему мнению самая главная профессия? (Ответы учеников).

Слайд 16 – цепочка профессий
Учитель: Все профессии взаимосвязаны между собой: Доктор может лечить строителя, строитель строить дом для учителя, учитель может учить будущего водителя, водитель может везти артиста, артист показывать представление для юриста, юрист может представлять интересы продавца и так без конца… Какой вывод ребята мы можем сделать?
Все профессии важны,
Все профессии нужны!

Слайд 17 – Кем быть?
Хочется и мне узнать
Кем же вы хотите стать?

Учитель: А вы знаете какую профессию хотите освоить в будущем. У вас на партах лежат чистые листочки с вопросом кем ты хочешь стать, напишите кем вы хотите стать, сверните листочек и положите в коробочку. Теперь давайте доверимся удачи и случаю, все листочки перемешаем и вытягивайте по одному листочку. Прочитали, что вам попалось? Это та профессия, какую вы писали на листочках?
Какой вывод можно сделать?
Учитель: Что нужно к вопросу о выборе профессии подойти серьезно, найти занятие по душе, а не полагаться на случай.
Слайд 18 – конец

Учитель: Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд – это учеба и получение хороших знаний.
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожелания мои личные,
Чтобы были ваши знания лишь отличные
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.
Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слава и честь.

Учитель: В роли каких профессий вы себя сегодня попробовали?
Я Вам предлагаю карточки с современными профессиями, я вы можете узнать дома, спросить у родителей, что они означают.
Спасибо вам ребята за занятие!



Предварительный просмотр:

5 декабря 2022 года для 6-9 классов прошла тематическая встреча «Профессия» в рамках проведения Декады профориентации. Основной целью данного мероприятия было познакомить обучающихся с деятельностью людей различных профессий. В мероприятии приняли участие логопед детского сада, библиотекарь, фельдшер акушерского пункта, работник военного стола, бухгалтер, психолог, учитель.

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\IMG-b8b9be097dea2cb18c618fb8bd4ef886-V.jpg

Учащимся был предложен тест «Какая профессия тебе подходит» https://youtu.be/CSmR_CzgRHo, где обучающиеся смогли сразу же определить свой темперамент с деятельностью рабочих профессий.

Просмотр видеоролика «Выбор профессии – выбор судьбы» https://youtu.be/1-GifAgFLPc.

Основная цель данного мероприятия была полностью реализована. Данный вид работы очень понравился обучающимся и приглашенным гостям.

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\IMG-83493db2b63d6b7d97c95c137676f83d-V.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ссылки на видеоролики о техникумах, колледжах, ВУЗах Забайкальского рая и Республики Бурятия

https://youtu.be/X3iacgR251I забижт

https://youtu.be/A4cE7W5rtJI иргупс

https://youtu.be/0CdviQvu1vc медколледж чита

Бурятский республиканский педагогический колледж

Колледж искусств им. П.И. Чайковского

Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева

Бурятский лесопромышленный колледж

Байкальский колледж недропользования

Колледж Бурятский государственный университет им Д. Банзарова

Колледж Бурятский государственный университет им Д. Банзарова


Колледж Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова

Читинский педагогический колледж

Колледж Иркутский государственный университет путей сообщения — в г. Чита

Колледж Байкальский государственный университет — в г. Чита



Предварительный просмотр:

Просмотр видеофильмов с обсуждением «Профессии в науки, технике и медицине» с учащимися 8-9 классов.

Цель: развитие формирование культуры профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов

Ссылки на видеоролики:

https://youtu.be/BwEzjmMz-sc  Транспорт будущего

https://youtu.be/a5LN-qjcO2I  Атлас новых профессий

https://youtu.be/OuljBwmQYkE Медицинские профессии

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\IMG-ba2d70112c094c22a8a28d5ee459984a-V.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\доки\декада профориентации\IMG-daff44efb01cae251a18f725bf6d52a4-V.jpg



Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНОЕ С УЧАЩИМИСЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  И ДЕТЕЙ 9 КЛАССА)

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

(Максим Горький.)

«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».
(Илья Ильф и Евгений Петров.)

Цель:

Решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся 9 класса в свете реалий времени. Мотивация родителей и учащихся к осознанному подходу к проблемам профессионального самоопределения старшеклассников; привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

Задачи:

  1. Конкретизировать у родителей представления о роли семьи в профессиональном самоопределении подростка в свете современных веяний на рынке труда.
  2. Способствовать взаимопониманию между родителями и подростком в вопросах выбора будущей профессии ребенка.
  3. Знакомство с рекомендациями родителям и детям по вопросам выбора пути к профессиональному успеху.
  4. Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии.
  5. Расширить представления родителей и учащихся о многообразии мира профессий и их особенностях.

Участники собрания: родители, учащиеся, педагоги.

Применяемые методики, технологии, формы работы:

  • беседа;
  • круглый стол (дискуссия);
  • групповая работа (технология развития критического мышления);
  • психологическое анкетирование; мониторинг интересов, способностей и возможностей старшеклассников (предварительное, т.е. подготовительное к родительскому собранию);
  • анализ и психологическое проецирование;
  • составление рекомендаций для родителей и учащихся.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация;
  • Таблицы «Реестр востребованности профессий города и района», «Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования города и близлежащих районов (расположены в кабинете проведения родительского собрания в месте доступного свободного просмотра).
  • Компьютер.

Раздаточный информационно – аналитический материал:

  • Анкеты для подростков и их родителей на соответствие представлений о профессиональном самоопределении учащихся.
  • Буклеты и памятки с рекомендациями учащимся и родителям о грамотном выборе профессионального пути.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня информированности относительно проблемы профессионального самоопределения;
  • активизация оптимистического отношения  обучающихся  к  профессиональному самоопределению.
  • увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;
  • повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.
  • Подготовительная работа к собранию
  • 1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания (анкетирование проводится по материалам, тестам, анкетам, разработанным специалистами психологами и рекомендованными к применению психологического тестирования по вопросам профориентации, таким как дифференционально – диагностический опросник  ДДО Климова Е.А., тест КОС – тест коммуникативных и организаторских способностей; тест профессиональных типов личности Дж. Голланда, мониторинги академика 0Е.А. Климова ).
  • 2. Подготовка памятки для учащихся и родителей.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. 

Выбор своего будущего профессионального пути — (что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди) — все – таки дело семейное. Конечно же, решающее слово остается за подростком, за тем, кто выбирает свое будущее. Но совет родителей, их мнение, их поддержка — это очень важное и серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.

Очень часто современные родители предоставляют подростку полную свободу выбора будущей профессии, требуя тем самым (как им кажется) от него самостоятельности, ответственности, инициативы. А на самом деле, чаще всего, это лишь оправдание и подсознательное отстранение от совместного решения проблемы.

Бывает и так, что родители не согласны с выбором своего ребенка, предлагают ему пересмотреть свои планы и сделать другой, как им кажется, более верный выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. В данном случае выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети либо воспроизвели их (родителей) несбывшееся ожидания от самих себя, либо - компенсировали их (детские) недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Считается, что есть два способа выбирать профессию.

I способ – это метод проб и ошибок. В этом случае человек идет вслепую. Пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Но согласитесь - на это может уйти половина человеческой жизни.

II путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. И лишь когда уже получены знания о себе, можно познакомиться с миром профессий. Узнать свои возможности в выбираемом направлении и требования профессии к человеку. Вот тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще III путь – династийный. Путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Выбор пути династии. Он возможен только в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколение за поколением были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых, уже состоявшихся людей, к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Мудрая пословица гласит: «семь раз отмерь, один – отрежь»... Нам часто приходится принимать решение и в личной жизни и в профессиональной деятельности,  исходя порой от сиюминутных условий. И это не верно. Ведь от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. Именно поэтому мы сегодня с вами и собрались. Попробуем систематизировать и проанализировать наши знания в области профессионального определения будущего наших детей. Познакомимся с мнением специалистов в этой области. Получим конкретные рекомендации и советы по правильному алгоритму выбора профессии и области применения своих интересов и способностей в будущей взрослой жизни.

Перед тем как перейти к обсуждению вопросов вынесенных на «круглый стол», предлагаем всем выслушать информацию педагога – психолога из консультативного Центра ДиК. (далее идет краткая консультационная информация по основным актуальным вопросам выбора профессии с опорой на тематическую презентацию)

Выступление психолога.

Краткие тезисы выступления:

Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на слайде.

Ведущие предметы труда в типах профессий.

Тип профессий

Ведущие предметы труда

Человек-Человек

Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста(продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.)

Человек-Техника

Техника или неживая природа( слесарь, техник, инженер ит.д.)

Человек- Знаковая система

Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы(программист, переводчик, чертёжник, лингвист)

Человек -Природа

Растительные и животные организмы и условия их существования(агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог)

Человек- Художественный образ

Явления, факты художественного отображения действительности(художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

  • Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
  • Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
  • Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
  • Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
  • Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Золотое правило выбора профессии «ХОЧУ - МОГУ - НАДО».

Только что мы наглядно (просмотр презентации) убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Далее психолог знакомит родителей с обобщенными результатами предварительного анкетирования учащихся 9 класса - ДДО. Выводы: Надеюсь, эти знания помогут вам при выборе профессии.

Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.

Круглый стол. 

Решение проблемных вопросов. Диспут, в котором участвуют все присутствующие.

Что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение».

Я принимаю решение, значит, самоопределяюсь в чем-то. Например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я?

Давайте попробуем вместе рассмотреть результаты предварительного анкетирования и родителей и учащихся. Не просто ознакомиться – давайте попробуем найти разумные точки соприкосновения и возможные пути принятия грамотного решения в выборе своего будущего профессионального пути.

Вопросы для обсуждения круглого стола:

1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.

2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.

3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.

По результатам обсуждения поставленных вопросов, составляется условный алгоритм для выпускника 9 класса.

Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций

«Путь к профессиональному успеху».

Обсуждение.

После обсуждения всех ситуаций психологом проводится подведение итогов групповой работы родителей и детей.

Подведение итогов:

Классный руководитель:

- Профессия и призвание – что это? Одинаковы ли эти понятия?

Странное дело, а может быть, нет.

Жил был когда-то на свете художник

Был он художником 45 лет,

Но про него говорили – сапожник.

Странное дело, а может быть, нет

Жил был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 70 лет,

Но про него говорили – художник.

Обсуждение этого стихотворения.

Рефлексия.

Учащимся и их родителям предлагается выразить свои мысли о путях выбора профессии.

Литература.

  1. Н.И.Дереклеева и др. «Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.
  2. Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.
  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
  4. Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009
  5. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,неклассные мероприятия. 9 класс.
  6. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006
  7. Материалы Интернет.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в профессиональном самоопределении детей РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ . 9 класс

Слайд 2

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. Очень многое в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих судьбу выборов, является выбор профессии. (Н. В. Бенедиктова )

Слайд 3

ПРОФЕССИЯ «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»

Слайд 4

Хочу Личные цели и ценности, желания и интересы 2

Слайд 5

Могу Возможности физиологические (состояние здоровья) Психологические, образовательные (качество учебной подготовки) 1

Слайд 6

4 Надо Потребности рынка труда, обязанности человека перед семьей, обществом

Слайд 7

ПРОФЕССИЯ «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»

Слайд 8

Хочу выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. 2

Слайд 9

бытовой микро-климат Б 2 по условиям труда (группы профессий) открытый воздух О необычные условия Н повышенная моральная ответственность М профессии ручного труда Р по средствам (орудиям) труда (отделы профессий) профессии механизированного труда М профессии автоматизированного труда А профессии с функциональными орудиями труда Ф гностические Г по цели труда (классы профессий) преобразующие П изыскательские И человек - природа П по предмету труда (типы профессий) человек - техника Т человек - человек Ч человек - знаковая система З человек - художественный образ Х

Слайд 10

2 Ведущие предметы труда в типах профессий Тип профессий Ведущие предметы труда Человек - человек социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) Человек - техника техника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.) Человек – знаковая система естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист) Человек - природа растительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) Человек – художественный образ явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

Слайд 11

Источники информации: Жизненный опыт родителей Информационные ресурсы Интернет Специальная литература Школьные мероприятия и экскурсии

Слайд 12

Источники информации: Жизненный опыт родителей Информационные ресурсы Интернет Специальная литература Школьные мероприятия и экскурсии

Слайд 13

4 Надо социальный заказ, положение на рынке труда; уровень материального обеспечения семьи; возможности получения помощи в обучении; условия оплаты труда в данной сфере; местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

Слайд 14

Специальности и профессии, пользующиеся спросом на рынке труда нашего района Водитель Газорезчик Изолировщик трубопровододов Каменщик Кладовщик Контролер-кассир Маляр Монтажник Моторист Плиточник- облицовщик Плотник Повар Помощник воспитателя Продавец Слесарь по КИПиА Слесарь-электрик Штукатур Электрогазосварщик Страховой агент Бухгалтер Воспитатель детского сада Врач Делопроизводитель Инженер- проектировщик Кассир Специалист по кадрам Мастер КРС Буровой мастер Медсестра (медбрат) Механик прораб

Слайд 15

Источники информации: Ресурсы Интернет

Слайд 16

Могу интересы, склонности; успехи в учёбе и потенциальные способности; свои сильные и слабые стороны; состояние здоровья. 1

Слайд 17

Источники информации: Результаты медицинских осмотров Психологические исследования и консультации психолога Результаты учебной успешности ребенка Наблюдение за ребенком

Слайд 18

Сознательный выбор профессии основывается на: на знаниях о мире профессий; знаниях о выбираемой конкретной профессии; изучении своих интересов; изучении своих способностей; знании своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья; учёте материальных условий семьи; учёте ситуации на рынке труда.

Слайд 20

Рекомендации по выбору профессии детьми(для родителей): Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка(для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным

Слайд 21

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка при выборе профессии 1) В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным. 2) Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство. 3) Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Слайд 22

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка при выборе профессии 4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. 5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять на себя ответственность.

Слайд 24

Уважаемые родители! Ваши дети- самые лучшие дети на свете!. Они достойны счастливого будущего своего и счастливого будущего для вас. Именно они- та награда за Ваш кропотливый труд, которой каждый из вас достоин!

Слайд 25

Уважаемые родители! Ваши дети- самые лучшие дети на свете!. Они достойны счастливого будущего своего и счастливого будущего для вас. Именно они- та награда за Ваш кропотливый труд, которой каждый из вас достоин!

Слайд 26

Уважаемые родители! Ваши дети- самые лучшие дети на свете!. Они достойны счастливого будущего своего и счастливого будущего для вас. Именно они- та награда за Ваш кропотливый труд, которой каждый из вас достоин!