Мои публикации:

Журба Марина Викторовна

Мои публикации:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_zdorovya.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕЙДОСКОП ЗДОРОВЬЯ

 

 

К ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ САД!!!

 

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Современная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который  выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни — это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в  гармонии с миром.

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является организация физкультурно-оздоровительной работы. Коллектив педагогов МОУ  в течение нескольких лет работает над проблемами повышения показателей физического развития и оздоровления дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольного образовательного учреждения. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Разработана авторская программа адаптивного физического воспитания  дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе здоровьесбережения «Оздоравляй-ка!» творческим коллективом под руководством научного руководителя Максимовой С.Ю., к.п.н, доцента кафедры ТМФВ ВГАФК, заведующего МОУ детского сада Коробковой В.П., зам.заведующего по ВМР Ковалевой Т.И., инструктора ФК Бронниковой Т.Г. Реализация данной программы осуществляется в сопряженном взаимодействии таких направлений ДОУ как: процесс физического воспитания, здоровьесберегающая среда в ДОУ, взаимодействие с родителями. Одним из эффективных путей повышения потенциала здоровья детей является освоение родителями и педагогами ДОУ технологий здоровьесбережения и консолидации их усилий в процессе обучения и воспитания детей.

Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. 

Организатором деятельности дошкольного учреждения, направленной на повышение педагогической культуры населения, является руководитель учреждения. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения по приобщению дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни намечаются в годовом плане, конкретизируются в планах мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели. Для этого используются различные формы и методы:

 Коллективные – родительские  собрания, тематические консультации, конференции.

 Индивидуальные: беседа, консультация.

 Информационно – аналитические: анкетирование, социологические опросы.

 Наглядно – информационные – дни  открытых дверей, открытые просмотры занятий, режимных моментов.

 Досуговые – спортивные досуги,  праздники.

 Индивидуальные домашние задания.

Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей.  На  родительских  собраниях   ДОУ по темам «Здоровье ребенка – в наших руках!», «О культуре формирования здорового образа жизни детей» затрагиваются вопросы здоровья детей. Ежегодно одно собрание  посвящается обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка. На собраниях родители делятся опытом привития любви к спорту, воспитанию правильной осанки, рассказывают о правильном питании, контроле за состоянием здоровья. Такой цикл бесед проводят и воспитатели. Вместе с родителями они обсуждают вопросы по изменению состояния здоровья детей, ищут причины появившихся проблем. Для этого используются разные формы проведения родительских собраний: устные журналы, обращение воспитателей к родителям, родительские лектории.

 Заместитель заведующего по ВМР знакомит на родительских собраниях с результатами анкетирования по вопросам здоровья «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?», «В хорошей ли вы форме?», «Как мы укрепляем здоровье в своей семье», «Мое участие в физическом развитии ребенка», «Здоровый образ жизни». Анкетирование родителей помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения. 

Инструктор по физкультуры и педагог – психолог  проводят практические занятия с родителями, показывают упражнения для снятия стресса, боли, комплексы утренней гимнастики, упражнения для сохранения правильной осанки. 

На каждом собрании раздаются памятки  по проблемам воспитания и здоровья детей «Советы Айболита», «Профилактика нарушений осанки», «В какой спорт отдать ребенка», «Азбука здорового образа жизни для детей». Чтобы памятки и буклеты не терялись, сформирована папка «Мы за здоровый образ жизни».

В нашем детском саду работает родительский клуб «Азбука здоровья», где педагоги культивируют  у родителей ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью и здоровью своих детей. Темы разнообразны: «Особенности развития детей дошкольного возраста, виды нарушений опорно-двигательного аппарата, наблюдаемые у них», «Гигиенические навыки  с малых лет», «Повышение двигательной активности ребенка в домашних условиях», «Растим здорового ребенка», «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной», «Как быть здоровыми душой и телом», «Спортплощадка на дачном участке» и т.д.

Узкие специалисты организуют интересные просветительские консультации и беседы: «Здоровье всему голова», «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной», «Как быть здоровыми душой и телом», «Роль витаминов в детском питании»,  игры – практикумы «Твое здоровье – в твоих руках», «Развиваем дыхание – укрепляем здоровье», «Главное – положительные эмоции». Для родителей также подготовлена презентация – родительская энциклопедия на тему «Рекомендации по укреплению здоровья детей» в электронном виде, с которой можно познакомиться в домашних условиях.

Старшая медсестра проводит беседы с родителями. Темы разные: «Режим дня и питания», «Закаливание», «Профилактика плоскостопия», «Одежда детей в разные сезоны года» и др. Часто родители просят дать индивидуальную консультацию по тому или другому вопросу. Возле медицинского кабинета создан уголок здоровья, в котором ежемесячно размещается   информация на медицинские темы,  информация о заболеваемости и функционировании групп.

Все материалы консультаций старшей медицинской сестры собраны в папках здоровья и имеются в каждой группе ДОУ. Каждый родитель может взять папку домой и спокойно разобраться в необходимом для него материале, например, точечном массаже для профилактики ОРВИ.

Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. Для родителей оформлены красочные стенды: «Воспитание здорового ребенка. Семейная физкультура», «Внимание, витамины!», «Здоровье ребенка – в ваших руках», «Движение – залог здоровья», «Профилактика травматизма»,  «Естественные факторы оздоровления» и другие.

  Совместные физкультурные досуги в рамках проведения Дней здоровья, такие как: «Семейная спортивная эстафета», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Путешествие в страну здоровья», День физкультурника позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.

  День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению, так и  с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

 Воспитатели и родители ежедневно находят  время для обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском саду. Источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служат «Уголок здоровья», информационные стенды: «Здоровый образ жизни», «Система профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата» и т.д., а также домашние задания, которые  позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.

В детском саду и группах имеется педагогическая  библиотека с литературой по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда  привлекаются и  сами родители, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы.

Пропаганде здорового образа жизни педагоги нашего ДОУ уделяют огромное внимание,  и за пределами дошкольного учреждения, активно участвуя в конференциях различного уровня, как во всероссийских, так и в международных. Об опыте своей работы наши педагоги опубликовали различные статьи: «Организация процесса физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Использование ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников с детским церебральным параличом», «Коррекция нарушений осанки у дошкольников средствами физической культуры», «Использование фитболгимнастики в оздоровлении дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Применение лечебной гимнастики в физическом воспитании дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата» и другие.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Мы уже знаем, успех нашего сотрудничества с семьями наших воспитанников от того,  что  родители и педагоги объединили  свои усилия и обеспечили  малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, и с уверенностью можем сказать, что произошедшие изменения в жизни наших детей  – им на благо.

 

 

Ковалева Т.И., заместитель заведующего по ВМР   

 

Вкусные рецепты от простуды для детей:

Очень часто, когда дети болеют, это резко сказывается на их аппетите. Ничего не хочется. И в эти непростые дни  так хочется подсластить малышу «пилюлю». Мы, родители, частенько идем на поводу у маленьких капризуль и

ублажаем их шоколадками и пирожными. А между тем, для ослабленного детского организма это не самая

лучшая пища. Лучше побаловать детей вкусными и полезными народными рецептами от простуды. И сладко,

и с болезнью отлично справится.

 

 «Оранжевый» салатик

Натрите на терке свежую морковь, смешайте ее с медом в соотношении 2:1.  Помимо общего

витаминизирующего и противовоспалительного эффекта, этот салатик значительно облегчит боль в горле при

ангине и уберет белый налет с миндалин. Можно добавить немного орехов и сухофруктов, чтобы салатик был

более сытным.

 

Яблочко «Сюрприз»

Угостите малыша печеным яблоком. Приготовить его совсем не трудно, особенно, если у вас есть

микроволновая печь. Достаточно лишь вырезать сердцевину (не насквозь), и наполнить отверстие медом,

протертым ягодным «желе» (к примеру, из клюквы) или сладким творожком с изюмом.

Этот несложный десерт окажет большую помощь иммунной системе малыша. В яблоках много витаминов,

железо и фитонциды. Причем, печеные яблоки считаются полезнее свежих, да и усваиваются организмом

гораздо лучше. Клюква обеззараживает и обладает неплохим мочегонным эффектом, мед оказывает

противовоспалительное действие, а творог заряжает энергией и насыщает организм.

 

«Инжирное молоко»

Проварите инжир на маленьком огне в течение 20 минут (после закипания) из расчета 3-4 штуки на стакан

молока.

Это очень полезное и эффективное средство при кашле. Инжир издревле известен своими полезными

свойствами, его даже используют в составе противоопухолевых препаратов, так что справиться с банальной

простудой для него не составит особого труда.

 

«Паренки» с изюмом.

Сложите несколько небольших репок в глиняный горшок, залейте ½ стакана воды и поставьте в духовку

потомиться под крышкой. Когда репа размягчится, всыпать 100-150 гр. изюма и пропарить еще 5 минут. Когда

хорошо остынет, дать малышу. Можно «приправить» ложечкой меда.

 

Чай с шиповником

Залейте 1ст.л. сухих плодов стаканом воды, всыпать 1-2 ч.л. сахара и варить под крышкой в течение 10 минут.

Затем настоять 1-2 часа (под крышкой), процедить и пить в течение дня вместо воды или чая.

Шиповник – это известный природный иммунотоник. А вкусный чай, с приятной кислинкой, содержит

суточную дозу витамина С, который так необходим в период сопротивления инфекции.

«Волшебное молочко»

Приготовьте медовый напиток из воды с медом. Смешайте сок черной редьки (можно заменить морковным) с

напитком и молоком из расчета 1:0,5:0,5. Давайте малышу пить по  1 столовой ложке 6 раз в день.

Это еще один вкусный рецепт от простуды. А так же  эффективное средство от кашля.

И, конечно, не отказывайте ребенку в его любимых фруктах: винограде, апельсинах, грушах, дыне, бананах.

Поите его свежевыжатыми соками. Только не переусердствуйте в деле витаминизации. Помните, что избыток

витаминов тоже не слишком полезен. Все хорошо в меру, особенно в таком деликатном деле, как здоровье

вашего малыша.

Надеемся, что эти вкусные рецепты от простуды помогут вашим детям справиться с заболеванием.

Скорейшего выздоровления!