ОГЭ

Каплина Марина Владимировна

Экзаменационный материал  для 9 Б класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_ot_18.docx17.27 КБ
Файл variant_ot_15.docx19.3 КБ
Файл 2156.docx20.23 КБ
Файл 2155.docx20.92 КБ
Файл 2154.docx21.77 КБ
Файл 2153.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант от 18.02.2019

1)Пойдём на Чатыр-Даг,  сказал первый мальчик.

 (2)Скучно,  сказала девочка.  (3)Мы там недавно были.

 (4)Давайте искать сердолики,  сказал второй мальчик.

 (5)Жарко,  ответила девочка.  (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне  я видел их тоненькие шеи, а девочка  лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.

 (11)Что, не можете договориться, как провести время?  спросил я.

(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:

 (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

 (15)А она ничего не придумывает, а только скучает,  сказал первый мальчик.

 (16)Да, тяжёлое ваше дело.

(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

 (19)А знаете что,  сказал я,  вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.

 (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком?  спросила девочка.

 (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.

 (25)Нас не трое,  сказал второй мальчик.  (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.

 (28)Димка у нас странный,  сказала девочка.

 (29)Чем же он у вас странный?

(30)Она засмеялась:

 (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

 (32)А однажды он устроил там обсерваторию,  сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

 (34)А я слышал,  сказал второй мальчик,  как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36)Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю  никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

 (45)С морем?  удивился я.

 (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.

(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.

(51)Ребята повернулись в его сторону.

 (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею!  сказал Димка.  (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.

(57)Мальчишки тут же вскочили.

 (58)А она нас не укусит?  спросила девочка.

 (59)Трусиха!  сказал первый мальчик.

 (60)Девчонка!  поддержал его второй.  (61)Пошли, Димка, без неё.

 (62)Что ты,  сказал Димка девочке и тихо добавил:  Эта змея - обыкновенный уж. (63)Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи  безвредные змеи.

(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…(По В. Железникову*)

 

* Железников Владимир Карпович (19252015)  детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята назвали Димку странным?»

1) Димка всегда опаздывает на встречу с друзьями.

2) Димка ничего не придумывает, а только скучает.

3) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.

4) Димка бесстрашный: он не боится змей.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Да, тяжёлое ваше дело.

2) Он летел стрелой.

3) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!

4) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

4. Из предложений 6266 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 47–53 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово «орёт» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «скала в море» (предложение 31), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 39.

9. Среди предложений 3442 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 Я видел,(1) я,(2) кажется,(3) видел гремучую змею!  сказал Димка.  Она ползла,(4) тихо пошёптывая,(5) и я слышал её шипение. Я хотел её тут же убить,(6) чтобы добыть яд для лекарств.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 53. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Палило солнце,(1) искрилось море,(2) и было тихо-тихо.

 А знаете что,(3)  сказал я,(4)  вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака,(5) и в этот день,(6) что он придумает,(7) то вы и будете делать.

13. Среди предложений 37–44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 5–12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Вариант от  15.02.19

(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать  в моей комнате.

(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...

(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

 (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?

(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела 
с зерном на дерево.

 (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?                      

(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

 (23)Ты здесь живёшь?

 (24)Да.

 (25)А почему здесь нет снега?

(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

 (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?

 (30)Это? (31)Книги.

 (32)Что такое книги?

 (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.

 (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем не страшный. (37)Кто ты?

 (38)Я Человек.

 (39)Что такое Человек?

(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

 (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.

 (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас  Человек.

 (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

 (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?

 (53)Согласна. (54)А что такое работать?

 (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.

 (59)А чем ты помогаешь людям?

 (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.

(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки. (По Е.И. Носову)* 

Носов Евгений Иванович (19252002)  известный писатель, важнейшие темы его творчества  военная и деревенская.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем рассказчик прикрепил к открытой форточке линейку и разложил на ней зёрна пшеницы

1) Рассказчик хотел поймать синицу, чтобы она стала жить в его доме.

2) Рассказчик хотел приручить синичку и подарить своим детям.

3) Писатель хотел накормить птичку, приучить её прилетать к нему каждый день.

4) Писатель любил наблюдать за птицами.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение

1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

2) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

3) Где ты взял кусочек солнца?

4) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

4.Из предложений 35 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 4146 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените разговорное слово «боязно» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

7. Замените словосочетание «пшеничные зёрна» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 47.

9. Среди предложений 1016 найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

 Такую книгу,(1) чтобы каждый,(2) кто прочитает её,(3) положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен. Но,(4) кажется,(5) синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко,(6) она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью

Ночью на мокрые деревья упал снег,(1) согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью,(2) а потом его схватило морозцем,(3) и снег теперь держался на ветках крепко,(4) будто засахаренная вата.

13. Среди предложений 5562 найдите сложноподчинённое предложение 
с 
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

14. Среди предложений 27 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения

.Задание 15.

 2) 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл данных предложений текста: «Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 3) 

Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Вариант 2156

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то  давно это было,  примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь  она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками  это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы,  а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах  крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами  и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника. (По В.Т. Шаламову)*

* Шаламов Варлам Тихонович (19071982)  русский советский писатель, прозаик, поэт.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автора-рассказчика поразила детская тетрадь с рисунками?»

1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

4. Из предложений 812 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9. Среди предложений 16 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Яркая земля,(1) однотонно-зелёная,(2) и синее-синее небо,(3) свежее,(4) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(5) и это,(6) конечно,(7) не было детским неуменьем найти полутона,(8) цветовые переходы,(9) раскрыть секреты светотени.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тетрадка была невелика,(1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

Яркая земля,(2) однотонно-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) свежее,(5) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(6) и это не было детским неуменьем найти полутона,(7) цветовые переходы,(8) раскрыть секреты светотени. Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,(9) краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

 13. Среди предложений 913 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1216 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это была грозная тетрадь  она поразила меня». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.



Предварительный просмотр:

Вариант 2155

 (1)Больше всего на свете я ценю дружбу!  воскликнула Марина.

 (2)А что ты понимаешь под дружбой?  полюбопытствовала Светлана Леонидовна.

 (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно,  запинаясь и подбирая слова, начала Марина.  (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…

 (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья?  спросила Оля.

 (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто.

 (8)И они всё для вас готовы сделать?  поинтересовалась Марина.

 (9)В трудную минуту они придут на помощь,  с уверенностью ответила Светлана Леонидовна.

 (10)А в обычной жизни?  заволновалась Марина.  (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.

(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.

 (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

 (16)Кстати, о мелочах,  продолжала Светлана Леонидовна.  (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома  двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная  всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24)А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл»,  говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу.

(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось.(По В.Н. Кузнецовой)*

Кузнецова Вероника Николаевна  современная писательница, автор фантастических и детективных рассказов и повестей.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Светлана Леонидовна рассказала девочкам случай из своей жизни?»

1) Она хотела похвастаться перед девочками, какие у неё хорошие и верные друзья.

2) Она хотела на примере своих друзей продемонстрировать девочкам, что дружба проявляется не только в трудную минуту.

3) Она хотела продемонстрировать девочкам, что стремление оказать помощь другу может привести к курьёзу.

4) Она хотела поделиться с девочками своей проблемой: что делать с двумя одинаковыми книгами.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.

2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.

3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

4. Из предложений 1923 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением  «расположение вблизи чего-нибудь».

5. Из предложений 2125 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «облезла» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «книжная полка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматические основы предложения 13.

9. Среди предложений 110 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ 
и вытаскивает из сумки книгу. «Вот,
(1) я нашёл»,(2)  говорит. Смотрю,(3) а это двадцать шестой том,(4) новенький совсем,(5) золото на нём так 
и сияет. Конечно,
(6) я взяла книгу,(7) поблагодарила,(8) а о собственном своём приобретении ничего не сказала,(9) чтобы не огорчать друга: он ведь радовался,(10) что выполнил мою просьбу.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными  сочинительной связью.

Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи. Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной полке,(4) не хватало только одного тома  двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой город.

13. Среди предложений 13–18 найдите сложное предложение с однородным подчинением  придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 2834 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Вариант 2154

(1)Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5)Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6)Это большое счастье  иметь настоящих друзей.

(7)Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал,  синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.

 (8)Женя, тебе нравится мой велосипед?  спросил Саша друга.  (9)Хочешь, дам тебе покататься? (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.(15)И вдруг  бабах!

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал. (18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…

(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.

(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.

(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

 (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.

(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.

 (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.

(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.

(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова? (49)И так всё ясно.

(50)Великая вещь  дружба.(По Е. Чепилке)*

* Чепилка Елена  современная российская писательница, автор многих детских рассказов.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему после уроков Женя летел домой как на крыльях?»

1) Отец купил ему новый велосипед.

2) Новый велосипед был ещё лучше прежнего, и Жене хотелось похвастаться перед другом.

3) Женя радовался, что сумел избежать наказания за разбитый велосипед и Саша не выдал его родителям.

4) Женя с помощью отца нашёл способ искупить свою вину.

3. В каком варианте ответа нет фразеологизма?

1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?

3) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.

4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

4. Из предложений 1619 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 1319 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово «ладится» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «Сашина мама», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

9. Среди предложений 2632 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Саша и Женя дружат с раннего детства,(1) или,(2) как говорят,(3) 
с пелёнок. Ведь дружат не только они,
(4) но и их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс,(5) вместе учат уроки и вместе играют. Они настоящие друзья,(6) и всё у них ладится.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мальчики вместе ходят в школу в один класс,(1) вместе учат уроки и вместе играют. Они настоящие друзья,(2) и всё у них ладится. Стоит только одному заболеть,(3) другой тут как тут: книжку почитает,(4) историю расскажет,(5) уроки разъяснит,(6) а если одного из них родители накажут,(7) кто как не друг поймёт и утешит?

13. Среди предложений 2742 найдите сложное предложение 
с 
последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 13–19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Великая вещь  дружба». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.



Предварительный просмотр:

Вариант 2153

(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2)Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.

(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу»  так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.

(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.

(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!). (11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.

(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто. (14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.

(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.

(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.

(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.

(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.

(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

 (25)Не замёрзла?  спросил меня дед.

(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.

(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.

(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви? (По И.Л. Муравьёвой)

 * Муравьёва Ирина Лазаревна  современная писательница, лауреат литературных премий.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему с десяти до часу дед каждый день сидел на лавочке в сквере?»

1) Дед заботился о своём здоровье и поэтому регулярно проводил время на свежем воздухе.

2) Дед любил наблюдать, как играют маленькие дети.

3) Дед хотел, чтобы его внучка знала, что он всегда рядом, и не плакала.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.

2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.

4) Зима была долгой, холодной и снежной.

4. Из предложений 21–23 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово «окоченев» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «печной дым» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9. Среди предложений 11–15 найдите предложения, осложнённые обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я первая добежала до деда и,(1) ослепнув от горя,(2) уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто. Дед сдался: звук моих рыданий,(3) без сомнения,(4) действовал безотказно. Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными,(5)утопающими в сугробе лапами,(6) он твёрдо уселся на неё,(7) поднял воротник и замер наподобие статуи.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Окоченев,(1) он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки. Ровно в час гулянье закончилось,(2) и,(3) взявшись за руки,(4) мы с дедом пошли домой. Деревья стояли стеклянные от мороза,(5) и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

13. Среди предложений 39 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.