Диссеминация опытом

Публикация в электронном журнале "Образование Ямала" 

"Технология деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания", http://yamal-obr.ru/articles/tehnologia-deyatelnostnogo-metoda/

Публикация в электронном журнале "Педагогический мир"  

«Из опыта работы по результатам мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов в соответствии с ФГОС НОО»,  http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=125117 

"Рефлексия как этап современного урока по ФГОС",   http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=125087

"Алгоритм создания урока открытия нового знания в начальной школе", http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=125085

"Групповая работа на уроках в начальной школе", http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=125083

«Приемы организации отработки, самоконтроля и коррекции учащимися своих организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…», http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=117922

"Критическое мышление на уроках в начальной школе", http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=122603

Публикация в электронном журнале "Педагогическая газета"

Электронный журнал  «Педагогическая газета». Статья «Из опыта работы по результатам мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов в соответствии с ФГОС НОО», 2018г

 Электронный журнал  «Педагогическая газета». Статья «Поступление в первый класс – важный этап в жизни и ребенка, и родителей!»,2018г

 Электронный журнал  «Педагогическая газета». Статья «Рефлексия как этап современного урока по ФГОС",2018г 

Сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века»

Статья «Достижение метапредметных результатов освоения ООП ФГОС», https://fond21veka.ru/publication/18/36/62040/

Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне", https://www.fond21veka.ru/publication/18/36/62264/

Технологическая карта по русскому языку "Правописание разделительного Ь",https://fond21veka.ru/publication/18/36/62037/ 

СБОРНИКИ

1.      Статья «Системно-деятельностный подход –основа стандартов второго поколения», 2015г

(Реализация ФГОС в образовательном процессе школ: опыт проблемы перспективы: сборник практико-ориентированных материалов. /Сост.А.П.Крахмалев.-Омск,Полиграфический центр КАН,2015)

2.      Статья «Структура учебной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода».

(Современные направления научных исследований: проблемы, актуальные задачи: научно-методический сборник. Выпуск I / гл.ред.Романова И.В.-Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015)

3.      Авторский сборник методических разработок «Начальная школа» «1001 идея интересного занятия с детьми», 2015г

4.      Всероссийский сборник педагогических публикаций № 2, 2017г.  Статья «Достижения метапредметных результатов освоения ООП ФГОС» Просвещение. –Вып.2.-Липецк:Центр деловой печати

«ЭКСПРЕСС», 2017

5.Всероссийский сборник педагогических публикаций "Просвещение" №12, 2018г. Статья «Мониторинг  уровня обученности с использованием ИКТ» (No1802094505)

6. Всероссийская конференция «Начальное образование» Публикация статьи «Из опыта работы. Инновационная деятельность педагога, как ресурс повышения педагогического мастерства», 2016г

Выступление на семинарах

 2017г.  Городской семинар по обобщению опыта работы"Педагогические условия успешной адаптации к обучению в школе". Сертификат.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Статья «Алгоритм создания урока открытия нового знания в начальной школе»

подготовила

учитель начальных классов

Назаренко Алла Марьяновна

Салехард 2018г.

          Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

           В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

     При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа);  самооценка.

          Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Освоение нового метода работы требует подробного планирования уроков. Остановлюсь подробно на структуре урока «открытия» нового знания.

Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1.Мотивация к учебной деятельности

Главная задача этого этапа - создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности; «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Пример: Урок русского языка «Сложные слова», 3 класс (Прием-побуждающий диалог)

- Прочитайте запись на доске:

«Грамоте учиться–всегда пригодится!»

- Как вы это понимаете?

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- Хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

Приемы для этапа мотивации

  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".
  • Какие основные правила поведения на уроке необходимо вспомнить?

2. Актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

      Основной целью этапа является подготовка мышления учащихся  и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания. На данном этапе я предлагаю учащимся такие задания, чтобы учащиеся смогли воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, необходимые для построения нового способа действий; активизировать мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память); актуализировать  норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение  нового знания; зафиксировать  возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Затруднение – это фиксация того, что учащиеся не могут что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат. Для этого использую на своих уроках индивидуальные формы работы: математический диктант,  задание  для самостоятельного выполнения. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения организую диалог. Продолжительность этапа 5-7 минут.

Пример:

-Какое задание я вам сейчас предложу?    (Задание на пробное действие)

-С какой целью?                                             (Чтобы понять чего мы еще не знаем)

-Исправить ошибки в словах,  обозначить орфограммы:

              варона, лисник, мухолофка.

-Выделить корень.

-Давайте проверим.

-Все согласны?    (Нет. В слове «мухоловка» два корня:-мух и –лов.)

       (Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации)

-Сколько мнений в классе? (Два разных мнения) (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) (Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос)

Приемы для этапа актуализации:

  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Мозговой штурм.
  • Прием "Почини цепочку".
  • Видеосюжет.
  • Лото.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций

3. Выявление места и причины затруднения.

      Основной целью  этапа является осознание учащимися того, что в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

      Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения не достает  для решения исходной задачи (причина затруднения).  Продолжительность этапа составляет 3-4 минуты.

Пример:

 - Какое задание вы выполняли? (Мы должны были исправить ошибки в словах,  обозначить орфограммы. Выделить корень)

-В чём причина затруднения?(Мы не знаем правила)

 -Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? (Она ловит мух)

-Запишите «ловит мух»

-Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень.

-Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

-Есть ли корни -мух и –лов в слове мухоловка? (Да,есть)

-Так сколько же корней в слове «мухоловка»? (В слове «мухоловка» два корня)

-Такие слова называются сложными.

Приемы для этапа выявления места и причины затруднений

  • Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух)
  • Кластер.
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Составление алгоритмов.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Основная цель этапа – постановка целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

    На данном  этапе учащиеся самостоятельно формулируют конкретную цель своих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить; выбирают способ построения нового знания; выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего?) – модели, алгоритмы, изученные понятия; составляют  план  своих действий по построению нового знания. Продолжительность этапа 4-6 минут.

Пример:

-Сформулируйте определение.(Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)

-Значит, какова новая тема? (Сложные слова (формулирование темы)  (Задание на формулирование темы)

-Какую цель должны достичь на уроке?

-Что для этого мы должны сделать? (Узнать правила, научить их применять).

-Где об этом можно узнать?                (Мы можем их прочитать в книге, в учебнике).

Приемы для этапа построения проекта выхода из затруднения

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта.

   Целью этапа является построение учащимися нового знания и формирование умений его применять.

   Учащиеся на данном этапе выдвигают и обосновывают гипотезы; используют при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами; фиксируют новый способ действий в речи и знаково (с помощью эталона); применяют новый способ действий  для решения задачи, вызвавшей  затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения; уточняют характер нового знания (возможность применения  нового знания для решения всех заданий данного типа). Продолжительность этапа 5-8 минут.

    Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение.  В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Пример:

-Откройте учебник, найдите упражнение, прочитайте задание.

-Выполнение упражнения в тетради и на доске с комментированием.

-Назовите сложные слова. Сделайте вывод, как же они образовались?

-Прочитайте правило, записанное ниже.

-Какие слова мы будем называть сложными?

Приемы для этапа  реализации построенного проекта

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия.

Учащиеся в группах  или в парах, или фронтально решают несколько типовых заданий на новый способ действия; проговаривают вслух выполненные шаги. Продолжительность этапа составляет 4-5 минут.

Пример: Затем  я организую  работу по учебнику, инициирующую обсуждение учащимися задания и его решения. Проводится взаимопроверка .

Приемы для этапа закрепления с проговариванием во внешней речи.

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Синквейн.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием "Снежный ком".
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием "Удивляй".
  • Аукцион.Таблица "? + !"

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: предлагаю применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно; затем организую  самопроверку учащимися своих решений по эталону; стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ученика; предоставляю возможность учащимся, допустивших ошибки, выявить ошибки и исправить их.

Пример:

-Выполните самостоятельно задание.

Выписать сложные слова, обозначить орфограмму.

Как-то в нашем городе

Случился гололед-

Машина не проедет

Автобус не пройдет.

Ты поди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай.

Мишка, Мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко.

Не могу никак проверить

И поверить не могу,

Что умеет водомерка

Мерить воду на бегу.

Малыши твои мохнатые

Медвежата толстопятые

-Кто вы такие-

Как расписные?

-Мы – сыроежки,

Дети лесные.

Приемы для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача учителя создать ситуацию успеха для каждого ученика.

  • Щадящий опрос.
  • Деловые игры.
  • Прием "Да-нет".
  • Найди соответствие.
  • Творческие тесты.
  • Работа на компьютерах.
  • Мини-проекты или мини-исследования.

Диктанты (цифровой, буквенный).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Основной целью данного этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного.

Для этого необходимо выявить и зафиксировать границы применимости нового знания. Организую выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.Продолжительность этапа 5-8 минут.

Пример. Тренировочное задание.

-Итогом нашего урока послужит тестовое задание.  Вам предстоит выбрать один из предложенных ответов. 

Приемы для этапа включения в систему знаний и повторение.

  • Кластер.
  • "Найди ошибку".
  • Шесть шляп.
  • Тестирование.
  • Различные виды опросов.
  • Эссе, резюме.
  • Контрольная работа или диктант.
  • Восстанови текст.
  • Свои примеры.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Пример:

-Какова тема урока?

-Достигли цель урока?

-Какое узнали правило?

-Кто смог сам сделать открытие? Докажите.

-Кто доволен своей работой на уроке? Почему?

-Кто еще не очень доволен своими достижениями? Почему? Над чем стоит поработать?

-Оцените свою учебную деятельность по лесенке успеха.

-Оцените работу класса.

   В конце урока организую работу с «Лесенкой успеха»,  по которой учащиеся оценивают собственную  учебную деятельность. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приемы для этапа рефлексии учебной деятельности на уроке

  • Таблица "+ - ?".
  • Свободный микрофон.
  • Дерево настроения.
  • Лестница успеха.
  • Анкетирование.
  • Цветотехника.
  • Пантомима.
  • Тонкие и толстые вопросы.
  • Синквейн.

Используемая литература:

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности.-М.:АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…»,2008.
  2. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений  в образовательном процессе «Школа 2000…». Методическое пособие.-М.: АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: