Мои разработки уроков музыки

Мелихова Анна Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: Учитель музыки МБОУ СОШ №1 г.Гуково. Ростовской области

Слайд 3

Первое появление на Руси светских музыкальных произведений официально-гимнического характера наблюдается в начале 18-го века во времена правления Пётра I. С Указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Пётр I принял на себя титул "Императора и Самодержца Всероссийского", а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания российского Государственного Гимна.

Слайд 4

Одно из популярных произведений, которое стало восприниматься, как своеобразный музыкальный символ могущества России это - "Марш Лейб-гвардии Преображенского полка", созданный в 20-е-30-е годы 18 века неизвестным автором. В его напеве соединены интонации петровских кантов и прусского марша. Первый текст на музыку "Преображенского марша", сочинён в 1805 году, начинался словами "Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!" Позже, уже во второй половине 19-го века, появился другой текст, начинавшийся словами "Знают турки нас и шведы". "Преображенский марш" никогда не был Государственным Гимном России. Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов. А к концу 19-го века он стал главным маршем Российской Империи.

Слайд 5

В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей. Но это были сугубо церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах, в таких песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда - страна и её предводители.

Слайд 7

Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце 10 века. В "Повести временных лет" говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа.

Слайд 8

В период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор "государевых певчих дьяков". В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.

Слайд 10

В конце XVIII в. появился марш всероссийского значения. Во время царствования императрицы Екатерины II (1762-1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображение придворными празднествами в их честь, композитором О. И. Козловским на стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез "Гром победы раздавайся ". Иногда его именовали по припеву - "Славься сим, Екатерина!". Впервые он был исполнен в 1791 г.

Слайд 12

Гимн создан в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза. По обычаям того времени полонез служил первым танцем, с которого начинался придворный бал. Для каждого бала создавался новый полонез и исполнялся он лишь однажды - на следующем балу должен был звучать уже новый. Но "Гром победы" оказался слишком сильным произведением и, исполнив его один раз, забыть данный полонез навсегда оказалось невозможно.

Слайд 13

В последующие годы "Гром победы" стал звучать в ответственные моменты важнейших придворных церемоний. Исполнялся он и в войну 1812 г., но уже с другими словами: "Гром оружий, раздавайся!. Раздавайся трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас!". Государственным гимном "Гром победы" не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что "Гром победы" стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном.

Слайд 14

С воцарением императора Павла I полонез "Гром победы" надолго исчезает из музыкального обихода России. Господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Главной задачей своего царствования Павел I считал установление в России порядка и строгой дисциплины.

Слайд 15

"Коль славен наш Господь в Сионе" Неофициальный гимн, широко использовавшийся до официального принятия гимна «Боже, царя храни», а также на территориях, занятых белыми во время Гражданской войны 1918-1922 гг. Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык. Велик он в небесах на троне, В былинах на земли велик. Везде, Господь, везде Ты славен, В нощи, во дни сияньем равен. Тебя Твой агнец златорунной В себе изображает нам: Псалтырью мы десятострунной Тебе приносим фимиам. Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье. Ты солнцем смертных освещаешь, Ты любишь, Боже, нас как чад, Ты нас трапезой насыщаешь И зиждешь нам в Сионе град. Ты грешных, Боже, посещаешь И плотию Твоей питаешь. О Боже, во твое селенье Да внидут наши голоса, Да взыдет наше умиленье, К Тебе, как утрення роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебя, Господь, поем и славим!

Слайд 17

Важнейшим событием церемоний императорской России было появление на них государя императора. Появление монарха говорило, что происходят события государственной важности, и что настал их самый ответственный, кульминационный момент. Поэтому, появление императора должно было организовываться особенно зримо и торжественно. Сигналом, который известит всех, что сейчас состоится выход монарха, могла стать только музыка, и не простая музыка, а совершенно особое музыкальное произведение, величественное, торжественное и исполняемое всегда, но только в одном случае - для встречи императора. Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн " Коль славен наш Господь в Сионе " написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта и одновременно важного чиновника, куратора Московского Университета, действительного тайного советника М.Н. Хераскова.

Слайд 18

В течение XIX в. гимн "Коль славен" непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов. В XIX веке потребность в Государственном Гимне Российской Империи стала очевидной. И вскоре Россия обрела музыкальный символ государственности.

Слайд 19

После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз - России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы.

Слайд 21

Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном был избран Гимн Великобритании. В 1816 году Александр I повелел исполнять в России английский гимн как государственный. Автор - английский поэт и композитор Генри Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский (В 1815 г. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием "Молитва русских", посвященное Александру I.). Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами - "Боже, Царя храни!" С текстом Жуковского "Молитва русских" английский гимн был музыкально-поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по 1833 год.

Слайд 22

Первый официальный гимн Российской империи был создан при императоре Николае I.

Слайд 23

В 1833 г. император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай I, занявший престол после смерти Александра I, был патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа. Он был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Именно поэтому Николай I не желал воспринимать в качестве государственного гимна иностранную музыку и повелел, чтобы новый гимн был создан русскими композиторами в российских музыкальных традициях. Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один - М.И. Глинку. Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского "Молитва русского народа»

Слайд 24

Звучит "Боже, Царя храни!" ("Молитва русских") Слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова. Боже, Царя храни Сильный, державный, Царствуй на славу, На славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя, Царя храни!

Слайд 25

Первое публичное исполнение "Молитвы русского народа" состоялось в Москве 11 декабря 1833 г. Произведение должно было служить финалом большого музыкального спектакля, причем в афишах ни словом не упоминалось о том, что "Молитва русского народа" создана авторами по заданию царя в качестве нового государственного гимна России. Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра.

Слайд 26

В 1908 г. было торжественно отпраздновано 75-летие "Молитвы русского народа". Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". "Боже, царя храни!", величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён. Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась "Марсельеза".

Слайд 27

Решающим фактором в выборе "Марсельезы" было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам: шла Первая Мировая война, основная тяжесть которой лежала на России и Франции. Новое правительство России нуждалось в зарубежной поддержке, а это было возможно только в том случае, если Россия не откажется от своих союзнических обязательств, и будет продолжать воевать с Германией. Временное правительство официально подтвердило иностранным государствам готовность продолжать войну, но, не удовольствовавшись этим, поспешило продемонстрировать свою верность союзникам и на символическом уровне, избрав в качестве государственного гимна национальную песнь союзницы-Франции.

Слайд 29

В России "Марсельеза" известна еще со времен Наполеоновских войн, но популярной стала в середине XIX века. Интересно, что "Марсельеза", которую революционеры стали считать своим символом, очень мало похожа на французский государственный гимн. Музыка российского варианта "Марсельезы" была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.

Слайд 30

"Марсельеза" оставалась российским государственным гимном недолго - в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы - и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики - новым гимном России стал "Интернационал".

Слайд 32

Датой официального утверждения "Интернационала" в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда "Интернационал" был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима - Всероссийского съезда советов. Текст "Интернационала" был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье. Музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер Русский перевод "Интернационала" написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.

Слайд 33

В 1922 г., после создания Союза Советских Социалистических Республик, "Интернационал" был переутвержден как гимн нового государства. "Интернационал" как государственный гимн - уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся. "Интернационал" был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание

Слайд 34

Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был ничем, тот станет всем. Припев: Это есть наш последний И решительный бой; С Интернационалом Воспрянет род людской! 2.Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и ни герой. Добъёмся мы освобожденья Своею собственной рукой. Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой, Отвоевать своё добро, — Вздувайте горн и куйте смело, Пока железо горячо! Припев.

Слайд 35

Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые коммунистические и интернационалистические взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага. Процесс отразился и на замене "Интернационала" новым Государственным гимном СССР

Слайд 37

В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе - как и любые решения в СССР в то время - принимал только один человек - руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. Эль-Регистаном. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г.

Слайд 38

Государственный гимн СССР (1944—1991) Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил: Нас вырастил Сталин — на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил! Славься, Отечество наше свободное, Счастья народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! Мы армию нашу растили в сраженьях. Захватчиков подлых с дороги сметем! Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведем! Славься, Отечество наше свободное, Славы народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет!

Слайд 39

В 1956—1977 гимн исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминался Сталин. Но официально старые слова гимна отменены не были, поэтому во время зарубежных выступлений советских спортсменов иногда исполнялся гимн со старыми словами, например, перед первой встречей Суперсерии (хоккей) СССР — Канада в 1972 г. В 1977 году Сергей Михалков создаёт вторую редакцию Государственного Гимна СССР. Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова, Г. Г. Эль-Регистана. Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! Партия Ленина — сила народная Нас к торжеству коммунизма ведёт! Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил: На правое дело он поднял народы, На труд и на подвиги нас вдохновил! Припев. В победе бессмертных идей коммунизма Мы видим грядущее нашей страны, И Красному знамени славной Отчизны Мы будем всегда беззаветно верны! Припев.

Слайд 40

Новый гимн СССР стал весьма своеобразны произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Но в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых, у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполнять без слов

Слайд 41

Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая "нас к торжеству коммунизма ведёт". С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя ("Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил"). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов. В 1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти.

Слайд 42

Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. В конце 1993 года указом Президента Б.Н. Ельцина в качестве гимна РФ была утверждена мелодия "Патриотической песни" М.И. Глинки. Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно.

Слайд 43

Звучит "Патриотическая песня" "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет.

Слайд 44

"Патриотическая песнь" была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Несколько иначе принимали "Патриотическую песнь" в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней.

Слайд 45

8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Музыку написал А. В. Александров Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно.

Слайд 46

Звучит гимн России Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОСТАВ военного оркестра

Слайд 2

С тех пор как существуют войны, у всех народов существует военная музыка. Она всегда выполняла две важнейшие задачи: поднимала боевой дух воинов и управляла ими во время сражений с ее помощью устанавливалась связь, подавались различные сигналы и команды. В древние времена у армии не было ни сигнальных ракет, ни радио, ни других подобных видов связи. В шуме битвы мог быть услышан только призывный голос трубы. Всего несколько коротких звуков – и участники битвы знали, что им нужно перестроиться, перейти в наступление или отступать. Во время долгих переходов солдатам на марше помогала строевая песня или ритмичный барабанный бой. В древности, когда еще не было военных маршей, музыканты сопровождали воинов в походах, играя на разных музыкальных инструментах: греки на флейте, карфагеняне на цитре, римляне на трубе и роге. Под эту музыку бойцы шагали уверенно и легко. Вступая в сражение, древние египетские воины хором пели боевые песни. В египетской армии еще за три тысячи лет до нашей эры использовались бронзовые и серебряные трубы, рога, барабаны, литавры, флейты. На Руси в боевых походах рядом шли и музыканты. Для военных сигналов применялись турьи рога. Звучали также трубы и бубны. В походах обычно участвовало несколько музыкантов причем ни их состав, ни вид инструментов не были постоянными. В России до Петра 1 военных оркестров не существовало. Петровские реформы преобразили русскую военную музыку. Сам Петр 1 неплохо играл на барабане. В каждом пехотном полку России формировались постоянные оркестры. Музыкантов стали обучать профессионально: при каждом гарнизоне создавались специальные школы.

Слайд 3

Оркестровая военная музыка отныне сопровождает парады, официальные торжественные церемонии и праздники. Оркестр расширяется, в нем появляются новые ударные инструменты: «турецкий» барабан, треугольники и тарелки. Но самый экзотический инструмент – это бунчук. В настоящее время военно-духовые оркестры входят в состав всех армий мира и являются штатными воинскими подразделениями. Их функции четко прописаны в воинских уставах всех стран. Состав оркестра был постоянным. В него входили: две флейты, четыре гобоя и фагота, валторны и трубы, литавры и барабан. Оркестр звучал громко, слаженно; репертуар его становился все богаче. Появились новые жанры военной музыки – марши, гимны, виваты. «Виват» по – латыни означает «пусть живет», «да здравствует». Исполнялись виватные канты (кант значит песня) – официальные торжественные гимны.

Слайд 4

Виды военных оркестров

Слайд 7

Виды музыкальных инструментов военного оркестра. В состав военного оркестра входят: Ударные инструменты - барабаны, литавры, тарелки; Деревянно-духовые – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Медно – духовые – основные инструменты духового оркестра – трубы, корнеты, валторны, тромбоны, геликоны.

Слайд 8

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Барабаны, литавры, тарелки.

Слайд 9

ДЕРЕВЯННО-ДУХОВЫЕ флейты, кларнеты, гобои, фаготы.

Слайд 10

МЕДНО-ДУХОВЫЕ трубы, корнеты, валторны, тромбоны, геликоны.

Слайд 11

Геликон Применяется только в военном оркестре. От греческого «геликс» , что означает «витой, изогнутый» Труба геликона свернута так, что инструмент можно надеть на себя. Музыканты продевают в отверстие голову и правую руку, вешают геликон на левое плечо и могут играть на нем стоя, и на марше, и даже верхом на коне. Самый низкий по звучанию медный духовой

Слайд 12

КОРНЕТ – а - ПИСТОН Главную роль в духовом военном оркестре играет корнет-а –пистон. По звучанию он похож на трубу, но обладает более виртуозными возможностями. Звук корнета несколько слабее, чем звук трубы

Слайд 13

Мирная - развлекательная военная музыка. В19 веке военный духовой оркестр вошел в быт горожан. Когда гарнизон располагался в каком-нибудь провинциальном городке, его облик буквально преображался: в парках и садах звучала духовая музыка, духовые оркестры играли на праздниках и балах. Музыка оживляла жизнь горожан, приобщала из к музыкальному искусству. Выдающийся русский искусствовед и критик В.Стасов писал: «Военные оркестры – проводники не только одной военной музыки, но и всяческой музыки в массу народную».

Слайд 14

Музыка знаменитых композиторов для военного оркестра М.И.Глинка ввел духовой оркестр в две оперы – это «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Г.Берлиоз в своем «Реквиеме» использовал четыре духовых оркестра Л.В.Бетховен «Победа при Виттории». Премьера этого сочинения состоялась в Вене и была посвящена празднованию победы союзных армий над Наполеоном. В исполнении участвовали симфонический оркестр, пушки и колокола. Пушечной стрельбой руководил А.Сальери, а дирижировал сам Бетховен. Жанры, формы, выразительные средства военной музыки использовали в своем творчестве многие композиторы прошлых веков и современности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение музыки И.С. Баха для развития современных школьников Мелихова А.И . - Учитель музыки МБОУ СОШ №1 г. Гуково. Ростовской области.

Слайд 2

Тема: Значение музыки И.С. Баха для развития современных школьников. Проблема: Неполноценное восприятие классической музыки обучающимися. Актуальность исследования: Повышение заинтересованности у школьников слушания классической музыки на примере творчества И.С. Баха.

Слайд 3

Цель: заинтересовать современных школьников музыкой И.С. Баха. Задачи: - познакомить с биографией И.С. Баха, дать понятие терминологии музыки И.С. Баха. - продолжать развивать интерес к музыке И.С. Баха. - сформировать эмоциональный отклик на музыкальное творчество И.С. Баха.

Слайд 4

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750) Великий композитор - Иоганн Себастьян Бах родился в небольшом тюрингском городке Эйзенахе . Как все Бахи, он был скромен, трудолюбив, горд, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы.

Слайд 5

Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его сочинений. Кто учился в музыкальной школе, обязательно играет прелюдии и фуги Баха. Это так называемая полифоническая музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Потом они сплетаются и звучат вместе. При жизни Баха были напечатаны лишь очень немногие его произведения. Некоторые же и до сих пор не найдены.

Слайд 6

Его музыка не была по - настоящему оценена современниками. При жизни он славился главным образом, игрой на органе. О Бахе – органисте рассказывали как о чуде, ему посвящали стихи. «Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни на звуки ее сбегались из леса звери. но искусство Баха по праву считают выше, потому что весь мир дивился ему »

Слайд 7

Кроссворд по творчеству И.С. Баха

Слайд 8

По вертикали: 1. В каком городе родился И. С. Бах? 2. Какой композитор в 1829 году открыл миру творчество И. С. Баха? 3. Произведение И. С. Баха – «Хорошо темперированный …» 4. Как И. С. Бах называл свои трёхголосные инвенции? По горизонтали: 5. Как переводится на русский язык фамилия великого композитора? 6. В каком городе И. С. Бах служил кантором школы певчих при церкви св. Фомы? 7. В каком городе жил И. С. Бах с 1708 года? 8. Хоровое церковное песнопение, название которого произошло от греческого « choros » 9. Короткая и яркая мелодия, звучащая в начале инвенции или фуги 10. Циклическое произведение, основные части которого – аллеманда , куранта, сарабанда, жига. 11. Произведения И. С. Баха «… по Иоанну», «… по Матфею» 12. «Король музыкальных инструментов». 13. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге. 14. «Подражание», повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе

Слайд 9

Вывод Музыка И.С. Баха, созданная около трёхсот лет назад отвечает современным интересам детей, которые эмоционально откликаются на её звучание. Интересуются современными её обработками.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

СЦЕНАРИЙ

МУЗЫКАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

для учащихся 1-3 классов

«Фея музыки»

Подготовил:

Учитель музыки - Мелихова Анна Ивановна

Звучит легкая мелодичная музыка.

На фоне учитель говорит слова.

Учитель:     Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, пение  

                       кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных

                      колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе,

                       шепот снежинок, ласковый плеск волны и торжественную

                      тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и

                      тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту

                      музыку, умей наслаждаться красотой звуков.

Учитель поет: Добрый день, добрый день! Здравствуйте!

Дети отвечают: Добрый день, добрый день! Здравствуйте!

Учитель: Сегодня мы с вами встретимся в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о музыке, попытаться понять, о чем музыка рассказывает. Ведь Музыка- это язык чувств! Итак! Сделали пиано!

Дети показывают знак молчания.

Звучит тема «Феи Драже»

Из балета П.Чайковского «Щелкунчик»

Появляется Фея Музыки, танцуя.

Фея Музыки: Здравствуйте, ребята! А почему у вас на лицах – пиано?. Сегодня у нас необычная встреча – встреча с красивой музыкой. Поэтому у нас в душе форте, радость. Покажите свои улыбки.

Вот теперь вы молодцы! И настроение у нас отличное на веселом характере. А в музыке это называется в мажорном ладу.

А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Фея. Но я не простая фея. Я – фея удивительного искусства звуков. Я – фея  Музыка. Поэтому я и появилась под звуки прекрасной музыки, которую написал великий русский композитор П.И. Чайковский.

Звучит вновь тема «Феи Драже»

На фоне идет показ портрета композитора.

Фея Музыки: Вот такую красоту звуков сочиняют и придумывают для вас самые настоящие волшебники. И зовут их композиторами. Так называют людей, которые сочиняют музыку. Посмотрите и запомните этого композитора. Кто это ребята?.

Дети: Композитор П.И. Чайковский. Он сочиняет музыку.

Фея Музыки: Вот видите, у меня в руках волшебный жезл. Это палочка дирижера. С помощью этой палочки дирижер управляет целым оркестром. Стоит только взмахнуть палочкой, как зазвучит красивая музыка. Только у меня есть одна просьба.  

 Музыка – очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет.

Учитель: Мы тебя не подведем, уважаемая Фея.

Ребята, выполним просьбу, Феи? Будем слушать музыку на пиано, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем станет нам рассказывать музыка. Какую музыку мы будем слушать, Фея?

Фея Музыки: По взмаху моей волшебной палочки зазвучит замечательная пьеса композитора Сен-Санса «Лебедь». Композитор Сен-Санс написал очень много пьес о животных и птицах. Он изучал их повадки и изобразил это в своей музыке. Послушаем пьесу «Лебедь»

Фея Музыки взмахивает жезлом

Звучит «Лебедь» Сен-Санса.

Фея Музыки: Ну, как? Вам понравилась пьеса «Лебедь» композитора Сен-Санса?

Дети отвечают.

ФЕЯ Музыки: Знаете, как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено композиторами всего мира? И для того, чтобы записать свою музыку, они использовали необычные значки, которые называются нотами. Вот посмотрите, как выглядят эти ноты.

Показ рисунка  нотоносца

с изображением нот

Фея Музыки: Ноты записываются на необычной строке, состоящей из пяти линеек. Правда, эти пять линеек похожи на человеческую ладонь? Посмотрите на свою ладошку. На ней пять пальцев, словно на нотной строчке. Нотки пишутся на линейках, между линейками и даже на специальных дополнительных линейках. А вот в самом начале нотной строчки нарисован еще один удивительный знак, похожий на веселого червячка, видите?

Строчки в пять линеек, как пальцы у реки

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки - знак необычный.

В музыке известный – это ключ скрипичный

Командир скрипичный ключ всеми управляет

Потому ключ и этот и ноты уважают.

Фея Музыки:  Давайте позовем скрипичный ключ. Пусть придет он сегодня к нам в гости.

Фея вместе с ребятами несколько раз

произносит: « Скрипичный ключ»

Затем взмахивает жезлом.

Фея Музыки:  Крибле, крабле, бумс! Ну-ка, ребята, закройте на минутку глаза. Раз, два, три!

Вбегает Скрипичный Ключ.

Скрипичный ключ:  А вот и я! Кто меня ждал, кто меня к себе в гости звал?

Фея Музыки:  Посмотрите, ребята. Вот так гость! Мы только что о тебе говорили, дорогой гость. Мы с ребятами даже имя твое выучили.

Скрипичный ключ:  Правда? Здорово! Ребята, правда, вы помните мое имя?

Фея музыки: Правда. Ребята, как зовут нашего гостя?

Дети повторяют вместе с Феей:

«Скрипичный ключ».

Фея Музыки. Я рассказывала о том, что ты над нотами командир.

Скрипичный ключ. Верно, командир. Можно уважаемая Фея, я расскажу ребятам про то, как называются эти нотки

Звучит вступление к песне

«До, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Появляется группа «До, МИ, СОЛЬ-ка»

В руках у них нотный стан с нотами.

Нотки поют песню.

Нотки поочередно: Уважаемый Скрипичный ключ, мы верные твои помощницы. Давайте, ребята вместе с нами выучим название нот. Повторяйте все за нами. И чтобы вам легче было запомнить наши имена, попробуем выучить несложный стишок.

До: До, Ре, Ми, Фа, СОЛЬ, Ля, СИ.

Ре: Кошка едет на такси

Ми: Заплатила сто рублей

Фа: И поехала в музей

Соль: А веселые котята

Ля:  К ней уселись позади

Си: И поехали бесплатно

До, Ре, Ми, ФА, Соль, Ля, Си.

Скрипичный ключ: Запомнили? Давайте повторим еще раз вместе с нами

Фея Музыки:  Вот видите, какой веселый человек наш Скрипичный ключ

Нотки поочередно: Только скажет нотам он:

                                     Быстро стройтесь в ряд

                                     И бегут к нему все ноты

                                     И встают подряд

                                     Ключ Скрипичный ноты строит

                                     По порядку тесно

                                     Тот, кто их потом споет,

                                      Тот получит песню

Дети поют вместе с «До, МИ,Соль-кой»

гамму.

Скрипичный Ключ: Вот видите, ребята, какие вы молодцы! Вы быстро выучили названия нот. Теперь вы будете всегда дружить с музыкой.

До, Ми, Соль-ка: Ребята, давайте споем все вместе песенку о музыке.

Звучит исполнение песни

«Мы дружим с музыкой».

Скрипичный Ключ: Нотами можно записать не только песни, но и любой другой музыки. Например, танца.

Фея Музыки: Верно. Давай познакомим ребят с первым танцем – веселой полькой. Она звучит в хорошо известном мультфильме «Приключение Буратино». Ее исполняют куклы на представлении, которое показывают в кукольном театре Карабаса-Барабаса. И поэтому сама полька так и называется – «Полька-Карабас».

Скрипичный Ключ: Полька – танец с прыжками. Сейчас его нам покажут участники нашего ансамбля. А если ребята хотят, они могут помогать исполнению этой польки, хлопая в ладоши в лад музыке.

Фея Музыки: Послушайте, какой легкий, шуточный характер у этой польки.

Идет исполнение «Полька-Карабас»

Скрипичный Ключ: А теперь – второй танец. Он называется – «Лирический вальс». Его автор – композитор Д.Шостакович.

Фея Музыки: Композитор Д.Шостакович написал целый сборник под названием «Танцы кукол». Есть у него там и смешная пьеса под названием «Шарманка», Есть и другие танцы. А вот для этого танца – «Лирического Вальса» - он написал такую красивую музыку, что даже трудно представить, кто под нее мог бы танцевать.

Скрипичный Ключ: А вот раньше выпускали красивых кукол, сделанных из фарфора. Помните, в той сказке «Золотой ключик» главная красавица кукольного театра, кукол по имени Мальвина, была сделана из фарфора. Вот и представьте себе, что этот вальс танцует одна или несколько прекрасных кукол. Из-за того, что фарфор – очень хрупкий материал, куколки ведут себя очень осторожно, они плавно поворачиваются и покачиваются. Поэтому и музыка танца получилась такая необычная.

Прослушивание «Лирического вальса»

Фея Музыки: Последняя музыка, с которой мы познакомимся сегодня, это марш.

Скрипичный Ключ: О, я очень люблю марши. Когда они звучат, всем сразу становится весело. Труба играет – пам-пам-пам, барабаны бьют – бум-бум-бум.

Фея Музыки: Верно. И сейчас мы познакомимся с одним таким маршем. Это настоящий военный марш, и его исполнит военный духовой оркестр. Его играют на параде, когда главный командир приветствует войска. Поэтому он называется «Встречный марш»

Скрипичный Ключ: Только я думаю, что наши ребята уже немного устали вести себя, как в концертном зале. Пусть они тоже немного подвигаются.

Фея Музыки: Я согласна. Пусть ребята почувствуют себя, словно на военном параде: дружно промаршируют под музыку. А ты ими покомандуй, Скрипичный Ключ. Ты же командир.

Скрипичный Ключ:  С удовольствием. Ребята, осторожно поднялись, вытянулись. Сейчас под музыку мы с вами пошагаем, словно солдаты на параде.

«Встречный марш» С.Чернецкого

Дети маршируют.

Скрипичный Ключ: Я очень люблю такую музыку – военную, героическую, громкую, сильную.

Фея Музыки: А последний наш музыкальный номер – сюрприз. К нам в гости пришли военные. Но не обычные военные, а сказочные. Это сказочные деревянные солдатики. Их пригласили в гости к куклам. Они едут на лошадках и грустно думают о том, что на балу надо танцевать, а они умеют только маршировать.

Скрипичный Ключ: Теперь нашим ребятам надо будет сначала показать, как скачут солдатики на своих лошадках. Ну-ка, вытяните руки вперед и возьмите в них воображаемые вожжи. Покажите, как сидят наездники, когда скачут на конях.

Ребята выполняют пружинистые полуприседания.

Верно. Так мы будем двигаться во время звучания первой и третьей части музыки. А в середине попробуем изобразить ручки деревянных кукол-барабанщиков. Возьмите в руки воображаемые деревянные палочки. Их надо держать не кулаками, только пальчиками. Теперь несколько раз поочередно поднимите каждую руку, будто ударяете в барабан.

Фея Музыки: Итак, звучит «Марш деревянных солдатиков» композитора П.И.Чайковского. Его исполнит наш хор. А чтобы вы не забыли танцевальные движения, их вместе с вами станут исполнять ребята из танцевального кружка и Скрипичный ключ.

Исполнение «Марша деревянных солдатиков».

Скрипичный Ключ. Ну вот, ребята послушали музыку, подвигались. Усаживайтесь поудобнее. А теперь что скажете нам вы, уважаемая Фея?

Фея: Я думаю, что на этом нашу первую встречу с музыкой мы завершим. Но сначала вспомним, что нового мы узнали.

Скрипичный Ключ: Ребята запомнили названия нот. Как зовут ноты?

                                    А как меня зовут?

Фея Музыки: А еще ребята узнали, кто такой композитор, - это тот, кто пишет музыку. На первый раз вполне  достаточно.

До свидания, ребята! До скорых встреч



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

Учитель музыки Мелихова А.И.

Тема урока: “Культура и искусство русской православной церкви”.

Тип урока: «Урок изучения нового материала».

Цели и задачи:

  1. Знакомство с историей Крещения Руси.
  2. Дать представление о более поздних образцах русской духовной музыки и услышать звучание древних церковных напевов.
  3. Рассмотреть строгую простоту древнерусских храмов.
  4. Показать образцы древнерусских икон.

Художественный материал.

  1. Русские православные храмы: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Софийский собор в Киеве ХI век, Дмитриевский собор ХII в. во Владимире.
  2. Иконы Богородицы, Спаса Нерукотворного, Троицы Дионисия, Ф. Грека и А. Рублева.
  3. Молитвы Богородице и “Христос Воскрес”.
  4. Духовный концерт №34 Д. Бортнянского.
  5. Легенда (“Был у Христа-младенца сад”) П. Чайковского, слова А. Плещеева (авторская обработка для хора).

ХОД УРОКА

“…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,
какой Бог её дал”.

А.С. Пушкин.

Учитель. – В Х веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки-княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру. Обряд крещения киевлян проходил в водах Днепра.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

“И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучшие, во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем здесь пребывать в язычестве.

Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве, соединились все виды искусства – слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.

Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского

фрагмент из хорового концерта №34.

У. – Куда перенесла нас эта музыка?

Д. – В храм

У. – Где мы видим себя, слушающими эту музыку?

Д. – На литургии в церкви

У. – Какими словами можно определить характер этой музыки?

Д. – Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.

У. – О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге.

В 1768 г., благодаря своим способностям, Бортнянский был отличен властями и отправлен в Италию, в Венецию для совершенствования в музыкальной науке. Завоевывать себе признание итальянской публики написанием опер и ряда инструментальных сочинений. В 1796 г. назначают директором Придворной капеллы, главного профессионального музыкального учреждения России.

С начала 80-х годов и уже до конца дней главное место в сочинительстве и в жизни Бортнянского отдает хоровой духовной музыке. Главный секрет обаяния хоровой музыке – в её возвышенной простоте и сердечности.

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов – а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.

Звучит “Степенна”

Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:

Свято – Троицкая Сергиева Лавра

Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15–16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.

Софийский собор в Киеве ХI век

Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и свободы, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.

Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 – 1197)

На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора покрытый золотом и кажется храм как воин в шлеме стоит на страже. Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью. Далее перед вами образы древнерусских икон – Спаса Нерукотворного, Богоматери – Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.

У. – Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.

Д. – В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.

Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу.

Дети исполняют “Богородице Дева, радуйся”.

Примером бережного сохранения традиции древнерусской музыкальной культуры, личностно музыкального “прочтения страниц Евангелия может послужить “Легенда” – песня – романс “Был у Христа – младенца сад…” П. Чайковского.

Дети слушают в хоровом переложении автора и разучивают.

У. – Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.

Д. – Песенный лиризм, строгость, сдержанность хорового склада. Угадываются черты знаменного распева, интонации “Степенны”.

Заключение

У. – Новые времена – новое осознание Бога и Вселенной и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектурой позволяет учащимся приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

ФРАНЦУЗСКОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ

Открытый урок в 7 классе

Учитель музыки: Мелихова А.И.

Легкое и серьезное в песне

Цель: познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады.

Задачи:

  • показать какую роль играет песня в жизни человека.
  • познакомить с представителями французской песни:  Эдит Пиаф; Мирей Матье; Джо Дассен.
  • дать понятия: шансон, шансонье.

Ход урока

  1. Рассказ учителя о французской песне.

Огромный мир мыслей, образов заключен в самом простом и доступном музыкальном жанре – песня.

Песня нас встречает на пороге жизни, едва мы появились на свет. Первая песня, которую мы слышим,- колыбельная. С “колыбельными” песнями вошли в нашу жизнь многие классики – от Моцарта до Дунаевского. Жизнь человека можно проследить не только по его делам, но и по его песням. В песне запечатлевается не только биография человека, но и летопись страны.

Существует множество разновидностей песен, постоянно взаимодействующих друг с другом. Мы давно провели грань между песней композиторской и народной, но между ними существует постоянная взаимосвязь. В операх и симфониях композиторы часто обращаются к народной песне, тогда как некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ (например, “Катюша” М.Блантера)

  1. Работа по теме урока.

На этом уроке мы познакомимся с некоторыми представителями французской песни. Отметим характерные особенности французской эстрады.

Францию называют республикой шансонов. У современной французской песни два истока – кафеконцерт и высокая политическая поэзия, породнившаяся с народной музыкой. Шансонье пели не только в кафе или в бистро, но и на баррикадах, и в колоннах уличных демонстраций. Их песни были посвящены не только любви, но и борьбе с несправедливостью.

Выдающиеся французские шансонье всегда включали в свой репертуар народные песни: старинные баллады, рабочие гимны, сатирические куплеты.

  • Шансон – это французская народная песня, а так же современная эстрадная.
  • Шансонье – это французский эстрадный певец, который сам пишет музыку, сам сочиняет слова и сам исполняет.

Одним из таких шансонье был Гастон Монтегюс – певец и поэт, любимец рабочих кварталов. Рабочие встречали его “бешенными аплодисментами, а он в рабочей куртке, повязав шею платком, как это делали французские рабочие, пел им песни на злобу дня”.

Сегодня и прозвучит такая песня “Слава семнадцатому полку” на стихи Г.Монтегюса в исполнении французского эстрадного певца Кристиана Бореля.

После прослушивания песни задать вопросы:

  • Какое впечатление произвела на вас эта песня? Каким настроением она пронизана?
  • Охарактеризуйте музыкальную речь припева. Проследите за интонационным развитием?
  • Есть ли различие в исполнение певцом запева и припева?
  • К какой сфере музыке относится?

Ещё одна певица – ещё один исполнительский стиль, ещё одно направление – Эдит Пиаф.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Безымянный3.bmp

Эдит Пиаф (19 декабря 1915 года – 11 октября 1963 года) - французская певица. Родилась в артистической семье. Её матерью была неудачливая актриса Анит Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец Эдит, Луи Гассион, зарабатывал себе на хлеб ремеслом уличного акробата. В конце 1915 года в связи с рождением дочери Луи Гассион, прибывает в Париж в очередной фронтовой отпуск и узнаёт, что жена от него ушла и отдала Эдит на воспитание своей матери, которая плохо обращалась с ребёнком. Луи Гассион принял решение отправить дочь к собственной матери. Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Бабушка прилагала все усилия, чтобы вылечить ребёнка. Эдит прозрела, когда ей было 6 лет.

Она начала своё восхождение с парижского дна, не зная ни грамоты, ни нот, ни ласки. Только песня спасала её от голода, холода, издевательств. Если бы не песни, её не заметил бы Луи Лепле, директор театра. Он услышал её, нищую певичку, когда она пела о парижском воробышке. Лепле назвал её “Мон Пиаф” и пригласил в свой театр. Так началась Эдит Пиаф. Одна из площадей Парижа названа именем Эдит Пиаф. Здесь есть памятник Эдит и её музей.

Её называют самой великой французской эстрадной певицей современности. Её песни причисляют к жемчужинам искусства. Основоположником французского шансонье была Эдит Пиаф. Она стала символом новой эры французских шансонов.

Вопросы:

  • Какими музыкальными красками создаётся образ этой песни?
  • Что показано в данной песне? (Чувства, картины природы, событие) 
  • Что такое гимн?

Слушание песни “Гимн любви”.

Вопрос: Как вы думаете в этой песне Эдит обращается ко всем влюблённым или только к одной паре?

А теперь - песни в исполнении одной из лучших современных французских эстрадных певиц Мирей Матье.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Безымянный2.bmp

Мирей Матье родилась в 1946 году в рабочей семье и рано обнаружила музыкальный дар и любовь к песне. Песни Мирей Матье, преимущественно о любви – любви скромной, чистой, нежной. Слушателей пленяет красивый голос певицы и стиль её исполнения – также скромный, чистый, нежный. В репертуаре Матье нет боевых рабочих песен, хотя, выступая в Советском Союзе, она однажды спела “Марсельезу”. С 1962г. Она пробовала выступать в певческих конкурсах, но безуспешно. Только в 1965 г., когда Матье появилась на телеэкране и исполнила несколько песен, о её голосе заговорила вся Франция. Вскоре певица предстала перед публикой в знаменитом Парижском концертном зале “Олимпия”. В 1966г. Вышла первая пластинка Матье, разошедшаяся тиражом более полутора миллионов экземпляров.

Девиз творчества: “Вера в бога и неустанный труд”.

Мы услышим две её песни, очень популярные в нашей стране: лирическая песня – “История любви” и иронически – оживлённая –“ Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…”.

“История любви” - слушание.

  • Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
  • К какой сфере музыке относится?
  • Какими музыкальными красками создаётся образ этой песни?
  • О каких человеческих чувствах рассказывает эта песня?

“Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…” – слушание и обсуждение.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Безымянный.bmp

О следующем исполнителе – Джо Дассене – рассказывают сами ребята.

Дассен родился в Нью-Йорке, где тогда, в предвоенную пору, работал его отец, известный кинорежиссёр Жюль Дассен. Поэтому с юных лет мальчик дышал воздухом киностудий. После войны, когда в Америке началась волна гонений на прогрессивную интеллигенцию, Жюль Дассен вернулся на родину, во Францию, и Джо стал ассистентом отца. Повзрослев, Дассен - младший исполнил в кино и две самостоятельные роли, которые, правду сказать, не принесли ему славы. Именно после этого он и задумался над тем. Что будущее его – не в кино, а на эстраде. До этого песня была для Дассена – младшего лишь развлечением. Однако друзья не упускали возможности послушать, как он исполняет песни из репертуара французских шансонье, особенно знаменитого Жоржа Брасанса, его кумира.

Молодой француз дебютировал в одном из ночных кабаре Детройта. Его песни сразу привлекли внимание публики своей несхожестью с известными образцами, он пытался сочетать в них традиции шансона с элементами американской народной музыке, которая всерьёз увлекала его. Но подлинное рождение его как профессионального певца произошло всё же на французской почве и началось не на эстраде, а в студии звукозаписи. Его заметили после выхода первой пластинки – “Американский фольклор”.

С той поры на протяжении 15 лет Джо Дассен создал и спел немало настоящих шлягеров. У всех на слуху были его песни “На Елисейских полях”, “Хлеб и шоколад”, “Цыганское лето”, “Подыгрывая на холме”, “Печальная история”, многие другие. Они и принесли Дассену успех у публики, вывели его на эстраду “Олимпии”. На экраны французского телевидения (была там даже популярная передача “Час с Джо Дассеном”, которую и показывали и у нас), принесли ему немало наград на фестивалях, “золотых дисков” и… критических стрел. Его постоянно урекали в легковественности, в стремлении развлекать публику,ему ставили даже в вину, что его песни “хорошо идут”. И действительно, Дассен, подобно Морису Шевалье, не был певцом – трибуном, но он и не стремился им быть, полагая,что слушателям нужны и песни лирические, если, конечно, лирика не оборачивается в них слащавой сентиментальностью. Его песни доступны широким кругам слушателей.

Когда Джо Дассен выходил на сцену, импульсы его искусства действительно доходили до каждого в зале. Внезаптная смерть оборвала карьеру Джо Дассена: он умер вдали от родины, на далёком острове Таите от сердечного приступа в возрасте 42 лет...

Звучит музыка “Если б не было тебя”. Слушание и обсуждение.

  1. Итог урока:
  • О каких человеческих чувствах рассказывают нам, прослушанные песни? (О любви)
  • К какой сфере музыке относятся данные песни? Почему? (К лёгкой)

А теперь проведём грань сходства и различия между песнями.

Различия:

  • “Гимн любви” - это обращение ко всем влюблённым.
  • “История любви” - это рассказ о любви, которая прошла.
  • “Как тебя мне разгадать” - это восхищение любовью, благотворение любви.

Сходство:

  • Объединяет одна тема – любовь.