Инновационная деятельность на базе КФУ

Лешева Алсу Мансуровна

        Современные школьники, изучая геометрию только у классной доски, не привыкли  замечать знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений, не приучились пользоваться приобретенными геометрическими знаниями на практике.

       Геометрия с момента возникновения являлась наукой практической. Одна из самых древних математических наук появилась на заре развития цивилизации, геометрические фигуры можно найти и в египетских папирусах и вавилонских клинописных таблицах.
Возникновение знаний, связанных с геометрией, неразрывно связано с практической деятельностью человека, но уже в древности эта наука превратилась в строго логическую, дедуктивную, построенную на системе аксиом. Геометрия всегда принималась человечеством как наука о пространственных формах реального мира, то есть изучающая свойства пространства.

       Геометрические понятия и факты постоянно необходимы для решения практических задач, причём не только в быту, но и для изучения других точных наук. Дело даже не в том, что при решении задач по математическому анализу, алгебре или любой другой области математики, нам приходится выполнять чертежи и использовать теоремы и формулы из курса геометрии. Важнее то, что при сопоставлении алгебраических или других формул с фактами геометрии, мы вполне может увидеть геометрическое решение задачи, а значит, и найти более простые и наглядные решения, которые невозможно было бы найти, если рассматривать вопрос «чисто алгебраически», через нагромождение формул. Для современной математики становится фактом геометрическое мышление, геометрический метод осмысления всех областей науки. И при этом геометрия не теряет своего практического, прикладного применения. При помощи практических измерений, применяя теорему синусов или косинусов, признаки подобия или другие понятия геометрии можно провести вычисления на практике, те, которые невозможны путём обычного измерения, например нахождение расстояния между двумя недоступными точками, ширину реки и та далее. А так как элементарные приборы для таких измерений можно очень легко изготовить, а то и вообще воспользоваться подручными средствами, такие способы измерений просты, доступны, достаточно точны и могут быть использованы в практической жизни. Есть много способов выполнения измерений на местности при помощи простых подручных средств. И это ещё раз подтверждает, что теоретическое знание геометрических законов могут всегда стать подспорьем не только в изучении наук, но и в решении самых обычных практических задач.

        Актуальность и необходимость данного курса очевидна: элективный курс “Практическая геометрия” поможет школьникам развить мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний в жизненных ситуациях. Часто на уроках геометрии мы встречаемся с тем, что ученики не могут строить чертежи, не видят необходимые компоненты, не осмысленно воспринимают геометрические понятия.  Для решения этой проблемы включены интересные и особенно увлекательные для начинающего методы и теории решения  геометрических задач на природе.  Курс направлен в первую очередь, на деятельностный подход, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Курс рассчитан на учащихся 7 класса, которые только начинают изучать геометрию. При прохождении материала ненавязчиво с помощью практических заданий раскрываются многие геометрические понятия, которые будут более глубоко изучаться в старших классах с целью осознанного восприятия теоретического материала школьной геометрии. 

        Знакомство с первым разделом  «Геометрия на природе» должен способствовать видению ребенком связи геометрии с реальной жизнью, подвести к пониманию  важности и необходимости изучения данного предмета.

        Второй раздел связывает геометрические понятия с практическими заданиями, способствует развитию видения и умению строить геометрические чертежи.

        Третий раздел способствует формированию у ребят навыков решения планиметрических задач.

        При использовании данного элективного курса акцент следует делать не только на приобретение дополнительной суммы знаний по геометрии, но и  на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий могут быть исследовательские проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, практические занятия в природе.  Для полного усвоения геометрических понятий курс содержит метод перегибания листа бумаги, что позволяет  учащимся подметить главные детали  геометрических понятий, вывести и точно сформулировать законы.

        Парадигма образования требует, чтобы выпускник, получая аттестат зрелости, выходил из стен школы не только с определенным багажом учебных знаний, умений и навыков, но и, обладая определенным уровнем социальной компетенции, то есть усвоенные учеником ценности  должны позволить  ему успешно функционировать в  обществе. Вопрос социализации личности наиболее успешно решается при условии использования в педагогической практике метода проектно-исследовательских технологий, которые позволяют моделировать проблемную ситуацию и находить варианты решения.

Цели курса:

·         знакомство учащихся с методами применения геометрических знаний на практике;

·         раскрыть привлекательные стороны геометрии.

Задачи курса

·    развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;

·    повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

·    совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса, выполнения практических заданий, отбор и систематизация информации, подготовка презентации;

·    овладение учащимися знаниями о широких возможностях применения геометрии в жизни человека.