стоит посмотреть, послушать, почитать

Анна Сурикова

П.И.Чайковский "Евгений Онегин" , спектакль Большого театра в постановке Д.Чернякова

                                                                                         Было бы очень интересно порассуждать об этой версии "Онегина"

Выставка работ Серова в Третьяковке

                                                                                         Всё же не зря его называют "русским импрессионистом"

М.С.Казиник       "Тайны Гениев" и "Тайны Гениев-2, или волновые пути к музыке"

                                                                  Как говорит сам Казиник, эти книги не столько о тайнах Гениев-творцов, но о гениальном восприятии.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ


Дорогие  друзья!

У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное.

Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур -  Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах:

Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях…

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия.

Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным.


Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.

1.    Приход Эпохи Интернета.

Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?

Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.

Что такое, скажем, учебник географии?

Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.

Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей Планеты - горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.

...Открываем интернет... Слово «Эверест» упоминается 242000 раз, более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать в течение двадцати суток.

Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день.

Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи.

А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую?

Два года!

А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии?

Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для нас самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и тем самым избавить нас от двухлетней работы?

А, возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи? Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи... это... ( Так география переходит в… философию)


2.    Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.


3.    Ужасающее воздействие телевидения по причинам:

а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.

б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама природа телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут деньги на рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не образовательная, не эстетическая. Цель программы – любым образом собрать как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги.


4.    Невиданная доселе пропаганда популярной культуры.


5.    Изменение менталитета ученика. Если прежде ученик приходил к учителю для того, чтобы воспринять, узнать, загореться, открыть, то теперь ученик уже «обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться, поспорить (увы! На очень поверхностном уровне).


6.    Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации).


7.    Культивирование атмосферы, при которой учениками сделан вывод о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к повышению благосостояния.


8.    В результате невиданного уничтожения, которому подвергался народ на протяжении нескольких поколений, в стране – недостаток истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе, поддерживала духовный огонь и распространяла (освещая) знание, необходимое для духовного баланса.


9.      Превращение всех духовных, творческих, элитарных, художественных, эстетических, этических начал в примитивные масс - медийные шоу.


10.  Полная подмена духовных ценностей материальными.


11.  На смену триединой эстетике братьев Карамазовых (Алёши, Ивана и Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная эстетика Смердякова. Об этой опасности предупреждал Достоевский.


12.  Пушкинское главное программное стихотворение (которое, кстати, никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось пророческим. Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой ТОЛПЫ.


13.  Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.


14.  Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.

Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о Бессмертной возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Киркоров и многочисленные поп коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой, кака-я-я-есть» (есть каку). Как можно представить себе учителя этики, который пытается объяснить поведение парламентариев, учителя риторики, который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях  тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.


Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток.


После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:

1.    Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.

2.    Уйти в бизнес.

3.    Обратиться к государству с просьбой - выделить пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.

4.    Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.

Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.


В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята – жители одного из самых неблагополучных районов города.

Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.


Звезда, упавшая с небес

Погасла, но не умерла

Сменила форму...

Глобенко Игорь 15 лет


Дьявол

Исчадие ада

Или великий композитор             

Олеся Ганжа 13 лет


Я стою в дверном проёме

И не знаю куда идти...

Останусь на месте                          

Грачёва Женя 16 лет


Тончайшая нить

Погрузила меня

В этот мир...                                    

Фролова Саша 13 лет


Как часы звучит жизнь,

Которую мы должны прожить,

Которую уже прожил Шуберт                  

Галкова Юля  12 лет


Жизнь лишь сон

А смерть - пробуждение

Для этого мы и живём...                

Бычков Андрей 16 лет


Он не жалел себя

Всю жизнь он шёл вперёд

И он родился...                                           

Овчинников Артём 16 лет


Как годы пройдут – решать нам

Не важно время

Важно что оно значит для нас.

Попов Никита 17лет


Музыка закралась в душу

Открыла раны

Залечу ль не знаю. Трудно...          

Шанкин Д 15 лет


Человек не может прожить тысячу лет

Но он может прожить

Вечность.                                                                

Матвеев Дмитрий 15 лет.


Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека

В то время как другой человек

меняет жизнь кому-то ещё.                                                          

Надя Костякова 14 лет


Пусть школа мне не нравится

Но школа – это истина

И без неё никак.                                                                

Титова Ксюша 13 лет

                    

Перед вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно много писала пресса).


Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в этих двух уроках музыки (шире: искусства).


Я не буду описывать  здесь эти встречи, перечислю, лишь, принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока.


1.    Всякое произведение искусства (музыкальное, поэтическое, живописное и т.д.) это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.


2.    Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о  причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.


3.    Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели


4.    Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.


5.    Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.


6.    Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.


7.    Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим.


Я называю эти принципы

ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.


Итак, Принципы, действительно, существуют, и те учителя, которые готовы их освоить, получат весьма впечатляющие результаты уже после первой же попытки.

Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы, которые автору довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было практически стопроцентным.


В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект под названием «Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000 учеников в возрасте от 12 до 17 лет.

Проект проводился в крупнейшей шведской провинции СМОЛАНД, где даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской преступности.


У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч писем, отзывов, рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских, норвежских, немецких школ, полученных после проведения целых периодов погружения в искусство.


Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер.


С уважением. Михаил Казиник