Главные вкладки

    Картотеки

    Физкультминутки

    Мамам дружно помогаем

    Мамам дружно помогаем:
    Сами в тазике стираем.
    И рубашки, и носочки
    Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)
    Через двор растянем ловко
    Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)
    Светит солнышко-ромашка,
    Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

     

    Мельница
    Наклоняемся вперёд,
    Руки в сторону.
    Ветер дует, завывает,
    Нашу мельницу вращает.
    Раз, два, три, четыре —
    Завертелась, закружилась. (Наклон вперёд, руки в стороны, стойка ноги врозь, 1—правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; 2 — смена положения рук.)

     

    Мишка вылез из берлоги
    Мишка вылез из берлоги,
    Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
    Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
    К нам опять пришла весна.
    Чтоб скорей набраться сил,
    Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
    Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
    Вот он по лесу идёт.
    Ищет мишка корешки
    И трухлявые пеньки.
    В них съедобные личинки —
    Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
    Наконец медведь наелся
    И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

     

    Мишка ищет мёд
    По лесу медведь идёт,

    Этот мишка ищет мёд.
    Он голодный, невесёлый.
    Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
    То направо повернётся,
    То налево поглядит.
    Где здесь рой пчелиный вьётся?
    Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

    Мой веселый, звонкий мяч
    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда помчался вскачь?
    Красный, синий, голубой,
    Не угнаться за тобой. (Дети

    воспроизводят движения игры в мяч: энергичные, напряженные (рук, кистей, пальцев), произвольные, но регулируемые содержанием текста движения.)

     

    Море волнуется
    Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
    Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
    Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
    Морская фигура, замри! (Присели.)

     

    Мы активно отдыхаем

    Руки ставим перед грудью,
    Разводить их резко будем
    С поворотом — раз-два-три.
    Не бездельничай, смотри! (Руки перед грудью, рывки руками.)
    Приседаем - раз-два-раз,
    Ножки разомнём сейчас.
    Сели-встали, сели-встали. (Приседания.)
    И немножечко устали.
    На ходьбу мы перейдём,
    Сядем и передохнём. (Присели.)
    Мы активно отдыхаем —
    То встаём, то приседаем —
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Вот как надо отдыхать. (Приседания.)
    Головой теперь покрутим —
    Лучше мозг работать будет. (Вращения головой.)
    Вертим туловищем бодро —
    Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем.)
    Мы готовы для похода
    Мы готовы для похода.
    Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
    Птицы учатся летать,
    Плавно крыльями махать.
    Полетели, полетели,
    Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем

    рывком разводятся в стороны.)
    Наклоняемся вперёд,
    Прогибаемся назад.
    Кто носочки достаёт? (Наклоны вперёд-назад.)

     

    Мы летим под облаками
    Мы летим под облаками,
    А земля плывёт под нами:
    Роща, поле, сад и речка,
    И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)
    Мы летать устали что-то,
    Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.)

     

    Мы на лыжах в лес идём

    Мы на лыжах в лес идём,
    Мы взбираемся на холм.
    Палки нам идти помогут,
    Будет нам легка дорога. (Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)
    Вдруг поднялся сильный ветер,
    Он деревья крутит, вертит
    И среди ветвей шумит.
    Снег летит, летит, летит. (Вращение туловищем вправо и влево.)
    По опушке зайчик скачет,
    Словно белый мягкий мячик.
    Раз прыжок и два прыжок -
    Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.)
    Хоть приятно здесь кататься,
    Надо снова заниматься. (Дети садятся за столы)
    Головою мы вращаем,
    Будто твёрдо отвечаем:
    «Нет, не буду, не хочу!»
    Это детям по плечу. (Вращение головой вправо и влево.)

     

    Мы не будем торопиться

    Разминая поясницу,
    Мы не будем торопиться.
    Вправо, влево повернись,
    На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
    Чтобы стать ещё умнее,
    Мы слегка покрутим шеей.
    Раз и два, раз и два,
    Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
    Раз-два-три-четыре-пять,

    Ноги надо нам размять. (Приседания.)
    Напоследок, всем известно,
    Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
    От разминки польза есть?
    Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

     

    Мороз
    Я мороза не боюсь,
    С ним я крепко подружусь.
    Подойдёт ко мне Мороз,
    Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
    Значит, надо не зевать,
    Прыгать, бегать и играть. (Движения.)

     

    Мы ногами топ-топ
    Мы ногами топ-топ,
    Мы руками хлоп-хлоп!
    Мы глазами миг-миг,
    Мы плечами чик-чик.
    Раз — сюда, два — туда,
    Повернись вокруг себя.
    Раз — присели, два — привстали,
    Руки кверху все подняли.
    Сели — встали, сели — встали,
    Ванькой-встанькой словно стали.
    Руки к телу все прижали
    И подскоки делать стали,
    А потом пустились вскачь,
    Будто мой упругий мяч.
    Снова выстроились в ряд,
    Словно вышли на парад.
    Раз — два, раз - два
    Заниматься нам пора!

    Мы по лугу прогулялись
    Мы по лугу прогулялись
    И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
    Встанем, глубоко вздохнем.
    Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
    Чудеса у нас на свете:
    Стали карликами дети (Присели.)
    А потом все дружно встали,
    Великанами мы стали. (Встали.)
    Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
    Ногами топаем! (Топаем ногами.)
    Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

     

    Мы похлопаем в ладоши

    Мы похлопаем в ладоши
    Дружно, веселее.
    Наши ножки постучали
    Дружно, веселее.
    По коленочкам ударим
    Тише, тише, тише.
    Наши ручки поднимайтесь
    Выше, выше, выше.
    Наши ручки закружились,
    Ниже опустились,
    Завертелись, завертелись
    И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

    Мы присели под кусток
    Мы присели под кусток,
    Чтобы отыскать грибок.
    Встали. Потянули спинку.
    Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
    А теперь вращаем ручки,
    Словно разгоняем тучки.
    Гоним их вперёд-назад,
    По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
    Приседаем ниже, глубже,
    Как лягушка в теплой луже.
    Прыг — и нету комара!
    Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)
    Отдохнули, порезвились
    И на стулья опустились. (Дети садятся.)

     

    Мы разминку начинаем
    Мы разминку начинаем,
    Руки шире раздвигаем,
    А потом их тянем вверх.
    Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
    Начинаем приседанья —
    Раз, два, три, четыре, пять.
    А теперь три раза нужно,
    Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
    Мы разминку завершаем,
    Руки шире раздвигаем,

    Ноги надо нам размять. (Приседания.)
    Напоследок, всем известно,
    Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
    От разминки польза есть?
    Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

     

    Мяч подскакивает вверх
    Мяч подскакивает вверх.
    Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

    Тише, тише, мяч устал,
    Прыгать мячик перестал.
    И под парту закатился. (Ходьба на месте.)
    Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся)

    Корригирующие упражнения

     

    Цель: формировать правильную осанку, координацию движений, укреплять мышцы рук и ног. Улучшать функцию вестибулярного аппарата, тренировать  внимание.   Укреплять мышечный корсет позвоночника. Устранять и компенсировать деформацию осанки.

     

    1. «Ах, ладошки, вы ладошки!»

    «Ах, ладошки, вы ладошки!

    За спиною спрячем вас!

    Это нужно для осанки, это точно!

    Без прикрас!».

     

    1. «Бегемот»

    - кто по мостику идет?

    - Неуклюжий бегемот!

    Он боится оступиться

    И в болото провалиться.

     

    1. «Велосипед»

    Ехали медведи на велосипеде,

    А за ними кот задом наперед,

    А за ним комарики на воздушном шарике.

    А за ними раки на хромой собаке.

     

    4 «Деревца»

                 «Деревце веточки к солнышку тянет,

                 А без воды наше деревце вянет»

     

    «Колобок»

    «Что за странный колобок на окошке появился?

    Полежал чуток, взял и развалился.

    Вот  вы все и  колобки!

     

    6. «Лягушка»

    Вот лягушки по дорожке

    Скачут, вытянувши ножки.

    Ква – ква –ква!

    Скачут, вытянувши ножки!

     

                   Раз, два, три, четыре, пять.

                   Развалились все опять.

     

    Дыхательные упражнения

     

             

    1. «Аист».  На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш –ш –ш».

     

    1. «Воздушные шары».  Выполнять в ходьбе по площадке.  1 –руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить  хлопок в ладоши( «шар лопнул»); 2- руки в стороны, вниз, произнося «с –с –с» или «ш –ш-ш» («Шарик лопнул»).

     

    1. «Ворона» и. п: о с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар –кар –кар».

     

    1. «Вот  сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п. о.с. 1 –вдох – руки в  стороны;  2 – выдох наклон туловища вправо; 3 – вдох – верн. в и п; 4 – то же влево.

     

    1. «Вырасту большой» и. п. ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох).  Опускаясь на всю стопу, выдох «ух –х –х»

     

    1. «Дышим животом». Руки на животе – вдох и выдох носом. Руки за спину – вдох и выдох носом.

     

    1. «Ежик» и. п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги( «ф –ф –ф»).

     

    1. «Журавль» и. п. о. с. Сделать вдох, поднять пр. ногу, согнутую в колене, руки в стороны, вниз, произнести «Ур –р – р».  Выполнить то же левой ногой.

     

    1.  «Заводные машинки» и. п. о. с. Руки сжаты в «замок» перед собой,  (вдох), выполнять вращательные дв –я большими пальцами и произносить «ж –ж ж».

     

    1.  «Здравствуй, солнышко!» И.п. ноги на ш.п., руки за спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в стороны, поднять голову вверх(вдох), медленно верн. в и. п.

     

    1.  «Вот нагнула елочка зеленые иголочки»  и. п. ноги врозь, руки внизу, кисти рук в стороны, 2 – выдох, 3-4 вдох, верн. в и. п.
    Картотека подвижных игр. Средняя группа

     

     

    «У медведя во бору» (Бег)
    Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
    Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя.
    Ход игрыОпределяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, 
    Грибы, ягоды беру,
    А медведь не спит
    И на нас рычит.
    Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

    «Мяч через сетку» (бросание и ловля мяча)
    Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы.
    Материал: Мячи и сетка.
    Ход игрыНа расстоянии 1м от сетки на линии с обеих сторон стоят группки детей напротив друг друга. По сигналу воспитателя: «Начинай!» - ребёнок бросает мяч через сетку ребёнку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т. д. Когда мяч дойдёт до последнего играющего, воспитатель отмечает какие ошибки были сделаны группами играющих.

    «Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве)
    Задачи: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
    Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
    Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

     

    «Зайка серый умывается…» (прыжки)
    Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соотносить действия со словами.
    Материал: Маска зайки.
    Ход игрыВсе становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга. Дети, образующие круг говорят:
    Зайка серый умывается. Вымыл хвостик, 
    Видно, в гости собирается, Вымыл ухо,
    Вымыл носик Вытер сухо!
    Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идёт в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки.

    « Найди и промолчи» (ориентировка в пространстве)
    Задачи: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
    Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
    Ход игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре

    «Самолеты»  (бег)
    Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге. 
    Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
    Правила: 
    Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».
    По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).
    Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

    «Цветные автомобили» (бег)
    Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
    Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.
    Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.
    Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

     «Лиса в курятнике» (прыжки)
    Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
    Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. 
    Правила: 
    Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
    Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку. 

    «Птички и кошка» (бег)
    Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
    Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка. 
    Правила: 
    Кошка ловит птичек только в кругу.
    Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
    Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

    «Зайцы и волк» (прыжки)
    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
    Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:

    «Зайки скачут,

    скок – скок – скок,

    на зеленый на лужок.

    Травку щиплют, слушают,

    не идет ли волк».

    Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. 
    Правила: 
    Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. 
    Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
    Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

    «Лошадки» (бег)
    Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

    Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя«Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.
    Правила: Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.
    Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.
    «Найди себе пару» (бег)
    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

    Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!». 
    Правила: Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
    Каждый раз играющие должны иметь пару.
    Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

    «Кегли» ( катание шара)
    Задачи: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.
    Материал: Кегли, шары.
    Ход игры: Кегли ставят с интервалом 10-15 см. друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м

    «Перелёт птиц» (лазание)
    Задачи: Развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
    Материал: Гимнастические лестницы, маски птиц.
    Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

    «Пастух и стадо»
    Задачи: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.
    Материал: Для пастуха шапку, хлыст и рожок.
    Ход игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:
    Рано-рано поутру А коровки в лад ему
    Пастушок: «Ту-ру-ру-ру». Затянули: «Му-му-му».
    Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

    «Бездомный заяц». (бег)
    Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Развивать внимание, смекалку.
    Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:
     Зайцы в поле побежали, 
    По полянке поскакали
    Дети выбегают и резвятся на площадке. Игра продолжается.


    «Подбрось-поймай» (игра с бросанием и ловлей мяча)
    Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.
    Ход игры: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его.
    Указания. Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.


    «Котята и щенята» ( с прыжками)
    Задачи:Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке.
    Ход игры: Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, другие- щенят. 
    Котята находятся около гимнастической стенки, щенята- на другой стороне комнаты ( в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро)
    Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспитателя «щенята» вторая группа детей перелезают через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают «ав-ав-ав-ав!».
    Котята мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель всё время находится рядом.
    Щенята возвращаются в свои домики, игра возобновляется.

    «Кто ушёл?» (на ориентировку в пространстве, внимание)
    Задачи: Учить детей ориентироваться в помещении группы и на участке. Развивать память, внимание.
    Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5—6), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4-5 раз.

    «Ловишки» (бег)
    Задачи: Учить бегу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
    Ход игры: Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий — ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3—4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз.
    Указания. Для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т. п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель останавливает игру и назначает другого водящего.

    Картотека подвижных игр. Старшая группа

     

    Подвижная игра «Найди мяч»

    Цель:  Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

    Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

    Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

    Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.

     

    Подвижная игра  «Хитрая лиса»

    Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

    Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

    Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

    Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

    Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

    Варианты: Выбираются 2 лисы.

     

    Подвижная игра «Передай – встань»

    Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

    Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

    Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

    Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

     

    Подвижная игра «Два мороза»

    Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

    Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям.  Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

    Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

    Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

    Подвижная игра «Карусель»

    Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

    Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

    Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

    Варианты: Каждый должен занять свое место.Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.

    Подвижная игра «Мышеловка»

    Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

    Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

    Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

    Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

     

    Подвижная игра «Угадай, кого поймали»

    Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

    Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

    Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».

    Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).

     

    Подвижная игра «Мы веселые ребята»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

    Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

     

    Подвижная игра «Стадо и волк»

    Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

    Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.

    Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.

    Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.                                               

     

    Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

    Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

    Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

    Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

    Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

     

    Подвижная игра  «Кто скорей снимет ленту»

    Цель:  Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

    Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.

     

    Подвижная игра «Быстрей по местам»

    Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

    Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»

    Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».

    Варианты:  В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

     

    Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

    Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

    Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

    Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

    Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

     

    Подвижная игра «Охотники и зайцы»

    Цель:  Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.

    Оборудование: мяч.

    Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».

            Ход игры.

    Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).

    На слова воспитателя:

    Зайчик прыг-скок. прыг-скок

    В зеленый лесок

    «Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».

    Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.

     

    Подвижная игра «Медведь и пчелы»

    Цель: Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость, быстроту.

        Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье.  Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

    Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит,  чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

     

    Подвижная игра «Свободное место»

    Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

    Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель  вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.

    Указания.  Можно вызвать для бега и детей,  сидящих в разных  местах круга.

     

    Подвижная игра «Волк во рву»

    Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

    Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий -  волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге  через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

    Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

     

    Подвижная игра «Лягушки и цапли»

    Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.

    Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.

    Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре  могут быть и 2 цапли.

     

     

    Удмурдская подвижная игра «Водяной»

    Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

    Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

    Дедушка Водяной,

    Что сидишь под водой?

    Выгляни на чуточку,

    На одну минуточку.

    Круг останавливается. Водяной встает  и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то  они меняются ролями и игра продолжается.

     

    Подвижная игра «Космонавты»

    Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

    По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

    Ждут нас быстрые ракеты           На такую полетим!

    Для прогулок по планетам.            Но в игре один секрет:

    На какую захотим,                        Опоздавшим места нет.

    С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

     

    Подвижная игра «Сокол и голуби»

    Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

    На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.

     

    Подвижная игра «Птички и клетка»

    Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

             Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее.  Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.

     

    Подвижная игра «Самолеты»

    Цели:  учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.

    I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются  в полет. Игра продолжается 2-3 мин.

    II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

     

    Подвижная игра «У кого мяч»

    Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.

    Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.

     

    Подвижная игра «Совушка»

    Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

             На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.

     

    Подвижная игра «Бездомный заяц»

    Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и  бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.

    Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.