ОПК (основы православной культуры)

Тюрина Любовь Валентиновна
    Основы  православной  культуры.

    Открытый  урок "Введение  во  храм Пресвятой  Богородицы".

    Цель  урока: сформировать представление  о  православном  празднике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_vvedenie_vo_khram.docx371.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок ОПК: «Введение во  храм  Пресвятой Богородицы»

  Провела  учитель: Тюрина  Л.В.

                                 

ЦЕЛИ  УРОКА:

  1. *Сформировать  представление  о  православном  празднике  Введение  во  храм  Пресвятой  Богородицы;

*Выяснить  его значение  для  жизни  народа;

*Познакомиться  с  народными  традициями, связанными  с  данным  праздником.

  1. Развивать  речь  учащихся,  память.

      3.  *Воспитывать  любовь  к  народным  традициям;          

           *Воспитывать  нравственные  качества  человека.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Иконы, магнитофон  с  диском, картины, разноцветные  карточки, перфокарты                                           

           

                       

Этапы  и  ход  урока

Оборудование,

Оформление

1

Организационный  момент.

Сегодня у нас необычный урок. Урок  православной культуры. На него приглашены учителя, родители, гости Среди них настоятель Б.Меликской                          иерей Вадим и настоятель Малиновского              иерей Сергий.

Мы с детьми готовились к открытому уроку, а  как это у  нас получилось, сейчас увидите.

2

-Заканчивается осень, начинается зима. Вспомните, какие осенние  праздники  отмечает православная  Церковь осенью?

- Какие из них относятся к двунадесятым?

- Давайте вспомним об этом чуть подробнее. А для этого я предлагаю разгадать кроссворд.

1.Чтоб не плавать без  ветрил, чтоб маяк пред вами был, исполнялась жизни мера, нам нужна лишь наша …(вера)

2.После какого праздника на Руси начиналась пора свадеб? (после Покрова, которое отмечается 14 октября)

- А вот на Руси этот праздник стали отмечать впервые с середины 12 века. И остановил его князь Андрей Боголюбский.

3.В каком месяце начинается церковный год?(сентябрь)

4.У кого она в достатке с тем дружить легко и гладко для души приобрету я у Бога ….(доброту)

5. Как называется день, святого имя которого мы носим?

(день Ангела или именины)

6. Как зовут маму Деву Марии? (Анна)

7. Как зовут отца Девы Марии? (Иоаким)

- Скажите, а когда родилась Богородица?(21 сент.)

- Расскажите о событиях, связанных с рождением Богородицы.

Мы с  вами вспомнили два очень важных и значимых события: Покров и Рождество Богородицы. А знаете ли вы, что Куликовская битва, 625-летие которой отмечала наша страна 2 года назад, началась именно в день Рождества Богородицы. Это несёт в себе великий духовный смысл: сама Богородица была заступницей и помощницей нашему народу в этой великой битве.

8.С какой богородичной иконой связан тот факт, что не люди были её хранителями, а сама Богородица через свою икону стала защитницей и покровительницей.

(Иверская)

- Какое у неё второе название? (Вратарница)

Сейчас эта икона прибывает на Афоне. А на месте, куда  приплыла по  водам  эта икона, установлен напротив  ИВЕРСКОГО  монастыря  памятный  крест.

- Посмотрите, какое слово-подсказка у нас получилось по вертикали в кроссворде? (введение)

- Какой праздник 4 декабря отмечает православная Церковь?(Введение во храм Прес.Богор.

(Покров,Рождество

Богородицы,

Воздвижение Креста, День Архангел. Михаила и др.)

- Рождес.Богород., Воздвижен. Креста

-икона Покров

- рассказ…………о

событиях этого праздника

-картина(итернет)

-Икона Иоаким с

Анной и Богородицей

-икона Рождество Богородицы

- рассказ…………о этом событии

-картина Куликовская битва        

- икона Иверская

3

- У  вас на партах лежат карты нашего урока. Впишите в неё тему нашего урока и дату праздника.                                                                       В раздел «Словарь урока» впишите пояснения терминов.

В таблицу внесите  числа и  их значение, которые вы услышите во время рассказа.

Ученик 1: Только до трёх  лет воспитывалась святая Отроковица в родительском доме. Родителям было нелегко расстаться со своей Дочерью, но они обещали отдать её  на служение Богу. Торжественно со  светильниками, в сопровождении  девочек-сверстниц, а  также  своих  родственников, отправляются  родители  Марии  в  храм. Но не в скорби  сопровождают Анна и Иоаким  Дочь,  так  как видят, что  Мария  с  радостью  стремиться  в  храм  Божий,  как в  свой родной  дом.

  Этот момент  как  раз  изображён  на  иконе. Вот  она. Обратите  внимание  на  голубой  цвет  - цвет Богородицы.

   В  храме её  встречал самый  главный священник Захария и другие священники. К храму  вели 15 высоких ступений, но Мария уверенно их  преодолела и встала перед Захарией.И тут произошло необыкновенное событие По  особенному внушению  Божию, Захарий повёл Её в самое святое место- Святое Святых, куда не  имели право входить даже священники. После обряда посвящения

Марии на служение Богу, родители вернулись домой в г. Назарет. А Мария осталась жить при храме. В храме было 90 комнат-келий, где жили девы и вдовы.

Ученик 2:  Мария прожила в храме 11 лет. Здесь она читала Священное Писание, занималась рукоделием. Она сразу удивила всех тем, что легко постигала самые трудные места священных книг. Лучше взрослых, которые изучали эти книги всю жизнь.

- Праздник  Введения…Православная Церковь отмечает  4 декабря. Этот праздник относится  к самым главным  12 праздникам года. Поэтому он называется двунадесятым.

Для каждого праздника существует праздничное песнопение, которое называется  тропарь. Тропари пишутся на старославянском языке и поэтому нам не всегда понятны многие слова.

Батюшка Вадим согласился прочитать нам  часть тропаря, посвящённый  этому церковному празднику.

Ученик 3: И вот Марии исполнилось14 лет. Вскоре умирают её родители: отец в возрасте 80 лет. Мама чуть позже. Некоторое время она жила вместе с Марией в храме.

Из маленькой девочки она стала Девой. Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий  появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Неё была земная жизнь.

 Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека. Посмотрите на образы Пресвятой Богородицы. Это лики самой доброты. «Она была не многоречива, любила чтения. Правилом её было –никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель.

Ученик  4:  Первым  иконописцем Богородицы  при  её  жизни  был  святой евангелист  Лука. Все  более  поздние  иконы  создавались  либо  по  иконам, созданным  Лукой, либо  по  нерукотворным  образам самой  Богородицы, например, по  самообразовавшемуся  образу  ЛИДДСКОЙ иконы Божией  Матери, которая  чудесным  образом  явилась  недалеко  от Иерусалима.

 

На доске словарь:

1.Отроковица-девочка в возрасте от 7 до 14 лет

3.Благоволение-милость

4.Зиждитель-Создатель

- икона Введение во храм Пресвятой Богор.

Словарь:

2.Тропарь-праздничное

короткое песнопение,

посвящённое тому или иному празднику, святому, прославляющее  его

Иконы Богородицы

4

- В старину  после  Введения  во  храм Пресвятой  Богородицы  начинался  зимний  торг  санями. Сами  продавцы  выкрикивали  покупавшему  люду  прибаутки:  Вот  санки – самокаты, разукрашены, богаты, Разукрашены, раззолочены, Сафьяном  оторочены! Введеньев  торг  у  двора, Санкам  ехать  пора!

- А русские  женщины занимались в  долгую  вечернюю  пору  рукоделием. К празднику  Введенния  старались  смастерить  подарок  для  своих  ребятишек, особенно девочек,  так  как  их  чествовали  в  праздник. Бабушки, мамы, сестрицы делали в  подарок  к  празднику  тряпичную  самодельную  куклу.

-Ребята, как вы думаете, почему  праздник Введения на Руси  считали  и считают детским?

                (Богородице  самой  ещё  было  всего  3  годика)

Картина «Зимние гулянья»

5

- А теперь запишем  на  доске  получившийся  ряд  чисел  и  каждому  числу  дадим  объяснение.

- Ребята, перед  вами  иконы Богородицы. Кто  сможет  прочитать  названия, конечно, с  моей  помощью и с помощью  батюшек.

6

- Подведём  итоги.

Ученик 5: Введение  во  храм  имело  в  жизни  Пресвятой  Богородицы  огромное  значение. Это событие  иногда  называют  вторым  рождением Богородицы, рождением  для  новой  жизни, посвящённой  одному  Богу.

   Более  православного  имени  нет  на  Руси, нежели имя Пресвятой  Богородицы. С самого начала  русской  истории  Богоматери  посвящаются  храмы, пишутся  иконы. Общее число  икон Богородицы никому  не -  известно. В общем  насчитывается  до семисот. С некоторыми  иконами  мы  сегодня познакомились. Также в  России было  построено  много  храмов, посвящённых  Пречистой  Деве.

   Мы  с  вами  живём  в  стране, которая  называется  домом  Пресвятой  Богородицы, потому  что  русские  люди  всегда  любили  и  почитали  Её.

Ученик  6:  В  мире  есть  всего  4  места, которые  называются  уделами  Божией  Матери, то есть  те  места, которым  Она  покровительствует  особо: Грузия, Афон, киев и Дивеево в  России. Именно  в  России  Пречистая  прошла  Своими  стопочками  и велела  вырыть  Канавку, которая  сегодня  находится  в Дивеевском  монастыре. Серафим  Саровский  сказал: «А  кто  эту  Канавку пройдёт 150 раз прочитает молитву  Богородица, Дево  радуйся,  тому  здесь  и  Киев  и  Афон  и  Иерусалим  будет»  

Ученик  7:  Я приведу  вам  один  удивительный  факт: космонавт  Гречка, будучи  в  космосе  заметил  над  землёй  огненное  кольцо. И  никак никто  не  мог  понять, что  это  такое. Только  когда  экспедиция  вернулась  на  землю, то  выяснили,  что  это  кольцо  было  над  Канавкой  Божией  Матери. Об  этом  факте  нам  возвещало  телевидение.

     Поэтому  мы  должны  гордиться  и  радоваться,  что  родились  и  живём  именно  в  России, в  стране, которой покровительствует  Сама  Царица  Небесная.

   

-  Сейчас  я  предлагаю посмотреть  фильм  минуты  2 -3  «Дивеево.  Святая  Канавка».

- Кто  желает  посмотреть  весь  фильм,  тот  может  взять  диск  у  Митиной  Нат.Митр.

   

Просмотр  фильма

- Наш  урок  подходит  к  концу. Оценки  за  урок  вы  поставите  себе  сами. У  вас  на  партах  набор  флажков:  розовые,зелёные,  жёлтые,  белые.

-Если  вы  всё  поняли, запомнили  на  уроке,  ни  допустили  ни  одной  ошибки -  поднимите  розовый  флажок.

Если  всё поняли,  но  не всё запомнили – зелёный.

Если  запомнили  кое – что – жёлтый.

Если  ничего  не  запомнили – белый.

- А теперь, если вам очень  понравилось  на  уроке  и вы  бы  хотели, чтобы  основы  православной  культуры  велись  у  вас  в  школе – поднимите  розовый  флажок

Если  вам  понравилось на уроке – зелёный.

Мне  всё  равно – жёлтый.

Мне  не  понравилось – белый.

- на  этом  наш  урок  закончен. Спасибо  вам  за  работу, мне  было  приятно  вас  всех  видеть, наблюдать, что  многие  из  вас  пополнили  свои  знания  по  православной  культуре.

Надеюсь, что  на  этом  наши  труды  не  закончатся  и  у  нас  в  школе  будет  преподаваться  такой  замечательный  предмет.

На  доске:

5 – розовый

4 – зелёный

3 – жёлтый

2 - белый

Сегодня  предвестие  благоволения  Божия  и  проповедь  о  спасении  людей. В  храме  Божием  торжественно  является  Дева  и  всем  предвозвещает  Христа.  И  мы  Ей  громко  воскликнем: радуйся, исполнение  помышления  о  нас  Создателя.

                              АНАЛИЗ   МЕРОПРИЯТИЯ

      Урок  православной  культуры  был  проведён  в преддверии  праздника «Введение  во  храм  Пресвятой  Богородицы», который церковь отмечает  4  декабря.  Выбор  этого  православного  праздника  не случаен,  так  как  в  7  классе  основную  массу  составляют  девочки,  а  на  Руси  в  этот  праздник  особенно  чествовали  девочек.

     Мероприятие  пополнило  знания  учащихся  по  православной  культуре, т.к.  это  пригодится  в  дальнейшем    для  проведения  уроков  православия.

    Дети  с  удовольствием  готовились  к  уроку,  вникали  в  тексты,  разгадывали  кроссворд, заполняли  индивидуальные  карты,  словари, используя  при  этом  религиозную  терминологию. Узнали  о  жизни  Богородицы,  познакомились  с  иконописью, просмотрели  эпизод  фильма  о  святой  Канавке,  познакомились  с  традициями  и  обычаями  русского  народа.

     Все  поставленные  цели  и  задачи  открытого  классного  часа  были  достигнуты:                                                                                                                                - воспитать  любовь  к  народным  традициям,  нравственные  качества;

   - сформировать  представление  о  православном  празднике  Введение  во  храм  Пресвятой  Богородицы; выяснить  его  значение  в  жизни  народа;

  - познакомить  с  народными  традициями,  связанными  с  данным  праздником.