Описание опыта работы

Зарубина Ирина Георгиевна

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях».

                                                                

                                                  «Музыкальное воспитание – это не

                                                            воспитание музыканта, а прежде

                                                            всего воспитание человека».

                                                                                В. Сухомлинский.

 

Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребёнка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Общение с музыкой, картинами великих художников, литературными произведениями создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций, помогает детям познать мир, воспитывает художественный вкус, формирует творческую личность.

Приоритетным направлением в музыкальном развитии дошкольников считаю обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер ребёнка, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать, творить и созидать.

Считаю, очень важно, чтобы ребёнок на моих занятиях не просто сидел, слушал и постоянно выполнял задания, а активно взаимодействовал  со мной. Педагогика сотрудничества уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности и помогает мне развивать творческое начало в каждом ребёнке. Успешному решению этой задачи способствуют музыкальные занятия, построенные на интеграции разных видов детской деятельности для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс, помогают объединить впечатления детей.

В развитии музыкальных способностей у детей мне помогает программа «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, которая ориентирована на решение таких важнейших задач, как активность, самостоятельность, инициативность, творчество.  

Я стараюсь максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, и других видов деятельности для всестороннего  развития ребёнка. Мною разработан цикл интегрированных занятий «Времена года». Раздел «Зима» включает в себя: «Музыкальные пейзажи», «Зимняя сказка природы», «Зима – художница», «Зимние грёзы». Цель данных занятий объединить  различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс, сформировать представления об окружающем мире, эстетической культуре и творческих способностей (музыкальных, литературных, изобразительной деятельности)

         В занятии «Музыкальные пейзажи» я предлагаю для слушания произведения А. Вивальди, «Зима», П.Чайковского «На тройке»,  Б. Дварионаса «Лес в снегу». Во всех произведениях звуками музыки изображена красота зимней природы только П. Чайковский передает ширь и красоту бескрайних русских полей, а Б. Дварионас рисует картину зимнего леса, величественного, скованного льдом, Г. Свиридов «показывает» метель. Для  более глубокого понимания детьми зимней природы рассматриваем репродукции картин соответствующие музыке С. Жуковского «Свежий снег», К. Крыжитского «Лес зимой», «Февральская лазурь» И. Грабарь. Художественное слово даёт возможность более полно и доступно понять музыку, эмоционально настроиться и в этом помогают стихи А.С. Пушкина «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит…», С. Есенина «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…».

    Моя задача – подвести детей к выводу, что музыкальный пейзаж, как и пейзаж в живописи, бывает разным, даже если рисует одно и то же состояние природы.

     Интегрированные занятия такие как: «Сказка в музыке», «Королевство сказочных героев», «Карнавал сказок», «Сказочная карусель» помогают ребёнку окунуться  в мир сказочных образов  – Дюймовочки, Карабаса-Барабаса, троллей, Бабы-Яги и соотнести музыке уже знакомые образы из прочитанных ранее сказок.  Изобразительность музыкальных произведений, помогает углублённому восприятию сказочных образов и творческому проявлению детских способностей.  В музыке Э. Грига «нашествие злой силы», настороженно-фантастический характер  у М. Мусоргского – интонации напористости, угловатости, злости у С. Слонимского «нищий музыкант» оказался королем. Результат творческого вдохновения проявился в отображении сказочных образов  в рисунках.

Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна. Особый интерес представляет интеграция по проекту, в основе которого лежит определённая проблема. В первый разработанный и реализованный совместно с родителями проект «Семейный маршрут по памятным местам нашего города» вошли занятия: «Мы помним», «Звезда Победы», «Нас песня к победе вела», «Этих дней не смолкнет слава». Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в использовании синтеза искусств. Результатом этой работы стали рассказы и фотографии детей о посещении ими памятников в родном городе. Презентация проекта прошла на празднике, посвященному Дню Победы. Затем последовали такие проекты как: «Матери добрый свет», «Дружба крепкая нам очень нужна», «Чудеса времён года». В настоящее время я работаю над проектом «Классическая музыка в детском саду», целью которого является приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию. Проектная деятельность требует любви к ребёнку, веры в его возможности.

Интеграция имеет огромное значение для повышения эффективности воспитания и образования детей во всех уровнях обучения. Это выражается в следующем:

·        взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

·        взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает её лично значимой для каждого ребёнка;

·        интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, более целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих;

·        включение в процесс разных видов искусств предопределяет развитие творческих способностей.

Интегрированные занятия дают мне возможность использовать в различных сочетаниях интересные и действенные приёмы обучения дошкольников. Именно, музыка, пение, рисование, игра, художественное слово и художественная деятельность влияет на развитие творческих способностей детей.

Интеграция происходит и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности такие как: восприятие, пение, музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество, помогают ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, мелодия, темп, динамика.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, с введением ФГОС, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание образовательного процесса.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях».

                                                                 

                                                  «Музыкальное воспитание – это не

                                                            воспитание музыканта, а прежде

                                                            всего воспитание человека».

                                                                                В. Сухомлинский.

Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребёнка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Общение с музыкой, картинами великих художников, литературными произведениями создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций, помогает детям познать мир, воспитывает художественный вкус, формирует творческую личность.

Приоритетным направлением в музыкальном развитии дошкольников считаю обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер ребёнка, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать, творить и созидать.

Считаю, очень важно, чтобы ребёнок на моих занятиях не просто сидел, слушал и постоянно выполнял задания, а активно взаимодействовал  со мной. Педагогика сотрудничества уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности и помогает мне развивать творческое начало в каждом ребёнке. Успешному решению этой задачи способствуют музыкальные занятия, построенные на интеграции разных видов детской деятельности для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс, помогают объединить впечатления детей.

В развитии музыкальных способностей у детей мне помогает программа «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, которая ориентирована на решение таких важнейших задач, как активность, самостоятельность, инициативность, творчество.  

Я стараюсь максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, и других видов деятельности для всестороннего  развития ребёнка. Мною разработан цикл интегрированных занятий «Времена года». Раздел «Зима» включает в себя: «Музыкальные пейзажи», «Зимняя сказка природы», «Зима – художница», «Зимние грёзы». Цель данных занятий объединить  различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс, сформировать представления об окружающем мире, эстетической культуре и творческих способностей (музыкальных, литературных, изобразительной деятельности)

         В занятии «Музыкальные пейзажи» я предлагаю для слушания произведения А. Вивальди, «Зима», П.Чайковского «На тройке»,  Б. Дварионаса «Лес в снегу». Во всех произведениях звуками музыки изображена красота зимней природы только П. Чайковский передает ширь и красоту бескрайних русских полей, а Б. Дварионас рисует картину зимнего леса, величественного, скованного льдом, Г. Свиридов «показывает» метель. Для  более глубокого понимания детьми зимней природы рассматриваем репродукции картин соответствующие музыке С. Жуковского «Свежий снег», К. Крыжитского «Лес зимой», «Февральская лазурь» И. Грабарь. Художественное слово даёт возможность более полно и доступно понять музыку, эмоционально настроиться и в этом помогают стихи А.С. Пушкина «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит…», С. Есенина «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…».

    Моя задача – подвести детей к выводу, что музыкальный пейзаж, как и пейзаж в живописи, бывает разным, даже если рисует одно и то же состояние природы.

     Интегрированные занятия такие как: «Сказка в музыке», «Королевство сказочных героев», «Карнавал сказок», «Сказочная карусель» помогают ребёнку окунуться  в мир сказочных образов  – Дюймовочки, Карабаса-Барабаса, троллей, Бабы-Яги и соотнести музыке уже знакомые образы из прочитанных ранее сказок.  Изобразительность музыкальных произведений, помогает углублённому восприятию сказочных образов и творческому проявлению детских способностей.  В музыке Э. Грига «нашествие злой силы», настороженно-фантастический характер  у М. Мусоргского – интонации напористости, угловатости, злости у С. Слонимского «нищий музыкант» оказался королем. Результат творческого вдохновения проявился в отображении сказочных образов  в рисунках.

Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна. Особый интерес представляет интеграция по проекту, в основе которого лежит определённая проблема. В первый разработанный и реализованный совместно с родителями проект «Семейный маршрут по памятным местам нашего города» вошли занятия: «Мы помним», «Звезда Победы», «Нас песня к победе вела», «Этих дней не смолкнет слава». Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в использовании синтеза искусств. Результатом этой работы стали рассказы и фотографии детей о посещении ими памятников в родном городе. Презентация проекта прошла на празднике посвященному Дню Победы. Затем последовали такие проекты как: «Матери добрый свет», «Дружба крепкая нам очень нужна», «Чудеса времён года». В настоящее время я работаю над проектом «Классическая музыка в детском саду», целью которого является приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию. Проектная деятельность требует любви к ребёнку, веры в его возможности.

Интеграция имеет огромное значение для повышения эффективности воспитания и образования детей во всех уровнях обучения. Это выражается в следующем:

  • взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
  • взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает её лично значимой для каждого ребёнка;
  • интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, более целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих;
  • включение в процесс разных видов искусств предопределяет развитие творческих способностей. 

Интегрированные занятия дают мне возможность использовать в различных сочетаниях интересные и действенные приёмы обучения дошкольников. Именно, музыка, пение, рисование, игра, художественное слово и художественная деятельность влияет на развитие творческих способностей детей.

Интеграция происходит и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности такие как: восприятие, пение, музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество, помогают ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, мелодия, темп, динамика.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, с введением ФГОС, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание образовательного процесса.