Методическая копилка

Калинина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа.

9 класс

Задача 1. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.

Задача 2. Составить программу вычисления стоимости покупки с учётом скидки. Скидка в 10% предоставляется, если сумма покупки больше 1000 руб. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.

Введите сумму покупки                             1200

Сумма покупки с учётом скидки: 1080.00 руб.

Задача 3.

Описание: 1



Предварительный просмотр:

ФИ автора презентации

___________________________________________

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Название критерия

Оцениваемые параметры

Содержание

o       Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях  

o       Все заключения подтверждены достоверными источниками

o       Язык изложения материала понятен аудитории

o       Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

 

o       Графические иллюстрации для презентации

o       Статистика

o       Диаграммы и графики

o       Экспертные оценки

o       Ресурсы Интернет

o       Примеры

o       Сравнения

o       Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

 

o       Хронология

o       Приоритет

o       Тематическая последовательность

o       Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

o       От вступления к основной части

o       От одной основной идеи (части) к другой

o       От одного слайда к другому

o       Гиперссылки

Заключение

 

o       Яркое высказывание - переход к заключению

o       Повторение основных целей и задач выступления

o       Выводы

o       Подведение итогов

o       Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

o       Шрифт (читаемость)

o       Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

o       Элементы анимации

Техническая часть

o       Грамматика

o       Подходящий словарь

o       Наличие ошибок правописания и опечаток

Итоговое количество баллов:

ФИ автора презентации

___________________________________________

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Название критерия

Оцениваемые параметры

Содержание

o       Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях  

o       Все заключения подтверждены достоверными источниками

o       Язык изложения материала понятен аудитории

o       Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

 

o       Графические иллюстрации для презентации

o       Статистика

o       Диаграммы и графики

o       Экспертные оценки

o       Ресурсы Интернет

o       Примеры

o       Сравнения

o       Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

 

o       Хронология

o       Приоритет

o       Тематическая последовательность

o       Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

o       От вступления к основной части

o       От одной основной идеи (части) к другой

o       От одного слайда к другому

o       Гиперссылки

Заключение

 

o       Яркое высказывание - переход к заключению

o       Повторение основных целей и задач выступления

o       Выводы

o       Подведение итогов

o       Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

o       Шрифт (читаемость)

o       Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

o       Элементы анимации

Техническая часть

o       Грамматика

o       Подходящий словарь

o       Наличие ошибок правописания и опечаток

Итоговое количество баллов:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Принята на заседании педагогического совета

от «30» августа 2022 г.

Протокол №

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №5»

Домрачева Ю.В.

«30» августа 2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Основы компьютерной анимации»

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Калинина Наталья Александровна,

учитель информатики

г. Колпашево, 2022.


Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная программа «Основы компьютерной анимации» является общеразвивающей программой технической направленности. Разработана для детей с задержкой психического развития, с расстройствами аутического спектра (7.1, 7.2, 8.1). Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков.

Программа «Основы компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Практикум по программированию в среде Scratch»: Сорокина Татьяна Евгеньевна, Босова Анна Юрьевна, под ред. Босовой Людмилы Леонидовны, с учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей.

Использование компьютерных технологий может стать как новым средством обучения, так и важным средством коррекции психических функций, ориентированного подхода в организации деятельности ребенка, что скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, расширении сфер возможной трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии.

В связи с этим целесообразно предложить изучение курса «Основы компьютерной анимации» для детей с ограниченными возможностями здоровья с 5 по 7 классы. Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Scratch — это простой, понятный и невероятно веселый язык программирования для детей. В нем нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Scratch — визуальный язык программирования, богатая обучающая среда для людей всех возрастов. Он позволяет создавать интерактивные мультимедийные проекты: мультфильмы, книжные обзоры, научные эксперименты, игры и симуляторы. В визуальной среде Scratch вы можете изучить те области знаний, которые были вам недоступны. В нем есть полный набор мультимедийных инструментов, с помощью которых легко создавать чудесные приложения. Причем это гораздо проще, чем в других языках программирования! Scratch хорошо помогает в развитии навыка решения задач. А он важен во всех областях жизни, не только в программировании. В этой среде вы сразу получаете обратную связь и легко и быстро можете проверить свою логику. Визуальная структура позволяет очень просто отслеживать все шаги программ и развивать свое мышление. В целом благодаря Scratch легко понять основы компьютерной науки. Появляется мотивация для учебы и тяга к знаниям; дети учатся в процессе, самостоятельно, исследуя разные области и совершая открытия.

Педагогическая целесообразность реализации программы обусловлена ее профориентационной направленностью, так как полученные в ходе освоения программы знания, умения и навыки будут способствовать подготовке обучающихся к жизни в информационном обществе (образовательный замысел).

Направленность дополнительной образовательной программы — техническая.

Цель: формирование интереса к компьютерным технологиям посредством изучения основ программирования.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать представление о современных компьютерных технологиях;
  • освоить основные базовые алгоритмические конструкции;
  • сформировать навыки алгоритмизации и программирования;
  • научить разрабатывать, тестировать и проводить отладку несложных программ;
  • сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования объектов различной сложности на основе среды программирования Scratch.

Развивающие:

  • способствовать развитию воображения, алгоритмического и логического мышления;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • способствовать развитию стремления к достижению поставленной цели.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения между учащимися;
  • способствовать воспитанию отзывчивости;
  • способствовать воспитанию трудолюбия;
  • способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих.

Формы организации и виды деятельности: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа.

Формы обучения:

- Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.

- Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.

- Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Уровень освоения программы: базовый.

Режим занятий: 40 минут, 1 раз в неделю.

Объем программы: программа рассчитана на 5-7 классы – 17 часов (1 час в неделю 1 полугодие).

Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 10-13 лет с ЗПР, с расстройствами аутического спектра (7.1, 7.2, 8.1). Для детей с ЗПР, с расстройствами аутического спектра важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы учащиеся через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с программной средой Scratch

3

1

2

-

2

Компьютерная графика

4

1

3

Лабораторная работа

3

Движение и рисование

5

1

4

Лабораторная работа

4

Внешность и звуки

5

1

4

Лабораторная работа

Итого

17

4

13

  1. Содержание программы
  1. Знакомство с программной средой Scratch (3 часа)

Свободное программное обеспечение. Авторы программной среды Scratch. Параметры для скачивания и установки программной среды на домашний компьютер. Основные элементы пользовательского интерфейса программной среды Scratch. Внешний вид рабочего окна. Блочная структура систематизации информации. Функциональные блоки. Блоки команд, состояний, программ, запуска, действий и исполнителей. Установка русского языка для  Scratch. Создание и сохранение документа. Понятия спрайта, сцены, скрипта. Очистка экрана. Основной персонаж как исполнитель программ. Система команд исполнителя (СКИ). Блочная структура программы. Непосредственное управление исполнителем. Библиотека персонажей. Сцена и разнообразие сцен, исходя из библиотеки данных. Систематизация данных библиотек персонажей и сцен. Иерархия в организации хранения костюмов персонажа и фонов для сцен. Импорт костюма, импорт фона.

  1. Компьютерная графика (4 часа)

Компьютерная графика. Векторные и растровые графические редакторы. Встроенный растровый графический редактор. Основные инструменты графического редактора – кисточка, ластик, заливка (цветом или градиентом), рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов и окружностей, выбор фрагмента изображение и отражение его по горизонтали или вертикали, использование инструмента печать для копирования выделенной области изображения, работа с текстом. Масштаб фрагмента изображения. Палитра цветов, установка цвета переднего плана и фона, выбор цвета из изображения с помощью инструмента пипетка.

  1. Движение и рисование (5 часов)

Этот раздел знакомит с командами блоков Движение и Перо, учит анимировать спрайты и передвигать их по Сцене, рисовать геометрические узоры и создавать игры, узнать, почему клонирование спрайтов — такой ценный инструмент. Если вы хотите делать игры или другие анимированные программы, чтобы перемещать спрайты по Сцене, нужно использовать блоки из раздела Движение. Более того, вам нужно будет давать спрайтам команду переместиться в конкретную точку на Сцене или повернуть в определенном направлении.

  1. Внешность и звуки (5 часов)

В этой главе подробно рассматриваются блоки, которые могут быть использованы для того, чтобы добавить нашим программам ярких моментов. С помощью этих блоков мы можем ввести цвета, анимацию, графические эффекты, музыку и многое другое. Команды раздела Внешность позволят вам создавать анимацию и применять графические эффекты, такие как завихрение, рыбий глаз, призрак и пр., в работе с костюмами и фонами. Мы разобрались с блоками раздела Внешность и дали несколько примеров их использования. Вы анимировали спрайты, меняя их костюмы, узнали, как рисовать слои, и посмотрели, как они влияют на внешний вид перекрывающих друг друга спрайтов. Затем мы обсудили команды раздела Звуки и объяснили, как проигрывать аудиофайлы, звуки барабанов и отдельные ноты. Команды из раздела Звуки пригодятся вам, если вы захотите добавить в свои программы звуки, голоса или музыку. Вы создали готовую анимированную сцену танцев при помощи команд разделов Внешность и Звуки, а закончили мощным аккордом, сделав симуляцию фейерверков.

Теоретические знания преподаются не только словесным изложением данных, но и практической тренировкой по излагаемому материалу. На уроках преподавания теоретического материала используется наглядный материал.

На уроке практической работы проводится как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала.

  1. Планируемые результаты, формы аттестации и оценочные материалы

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  • Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения экспериментов;
  • владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Scratch;
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • овладение понятиями спрайт, объект, скрипт, обработка событий;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Формы аттестации

Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  • лабораторная работа;
  • работа по индивидуальным карточкам;
  • цифровой диктант;
  • работа по опорным схемам;
  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

Промежуточным и конечным итогом работы является занятие, где обучающиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.

Контрольно-оценочные материалы

Контрольно-оценочные средства:

Раздел 2: «Компьютерная графика»

КОС: выполнение и защита домашней работы «Смена внешнего вида (костюма)».

Раздел 3: «Движение и рисование»

КОС: выполнение и защита домашней работы «Абсолютное и относительное движение». Выполнение и защита контрольного задания «Команды раздела Перо».

Раздел 4: «Внешность и звуки»

КОС: Создание анимации.  

Зачетное задание «Проекты в Scratch "Танцы на сцене" и "Фейерверки"».

Организационно-педагогические условия реализации программы

материально-технические условия реализации программы (перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе): учебный кабинет с местами для 15 учеников;

- компьютеры для учеников (1 ученик — 1 компьютер) и компьютер для учителя;

- проектор, подключенный к компьютеру для учителя, выводящий изображение на экран;

- среда программирования Scratch;

- сервисы и программы, открываются или скачиваются из Интернета;

- доска и мел.

учебно-методическое и информационное обеспечение программы: 

для учителя:

- поурочные методические рекомендации к занятиям;

- тематические презентации;

- инструкции по использованию программ и цифровых сервисов, в которых учащиеся будут создавать проекты.

для учащегося:

- задания для работы;

- программы и цифровые сервисы для создания проектов;

- справочные материалы на платформе по программам и цифровым сервисам, используемым в проектах.

Список литературы

  • 3алогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс.- М.- Бином. Лаборатория знаний, 2007
  • Залогова Л.А. Компьютерная графика. - М.-Бином Лаборатория знаний, 2007
  • 3алогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум.- М.-Бином. Лаборатория знаний, 2007
  • О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя».
  • Учебно-методический материал по среде программирования Scratch на официальном сайте https://scratch.mit.edu/
  • Онлайн-ресурсы по среде Scratch на сайте Маржи М. http://nostarch.com/learnscratch/

  1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Знакомство с программной средой Scratch (3 часа)

1

Сентябрь

35 минут

Презентация, игра

1

Знакомство со средой программирования Scratch

Каб. №10

Входное тестирование

2-3

35 минут

Практическое занятие

2

Спрайт, цвет и размер пера

Каб. №10

Практическая работа

Компьютерная графика (4 часа)

4

35 минут

Проект

1

Способы смены внешнего вида (костюма).

Каб. №10

Практическая работа

5

Октябрь

35 минут

Практическое занятие

1

Способы смены внешнего вида (костюма).

Каб. №10

Практическая работа

6

35 минут

Практическое занятие

1

Способы смены внешнего вида (костюма).

Каб. №10

Практическая работа

7

35 минут

Проект

1

Способы смены внешнего вида (костюма).

Каб. №10

Практическая работа

Движение и рисование (5 часов)

8

Ноябрь

35 минут

Практическое занятие

1

Абсолютное и относительное движение.

Каб. №10

Практическая работа

9

35 минут

Практическое занятие

1

Абсолютное и относительное движение.

Каб. №10

Практическая работа

10

35 минут

Презентация, беседа

1

Команды раздела Перо

Каб. №10

Практическая работа

11

35 минут

Проект

1

Команды раздела Перо

Каб. №10

Практическая работа

12

Декабрь

35 минут

Проект

1

Команды раздела Перо

Каб. №10

Практическая работа

Внешность и звуки (5 часов)

13

35 минут

Практическое занятие

1

Внешность и звуки.

Каб. №10

Практическая работа

14-15

35 минут

Проект

2

Проект в Scratch "Танцы на сцене"

Каб. №10

Практическая работа

16-17

35 минут

Проект

2

Проект в Scratch "Фейерверки"

Каб. №10



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент общего образования Томской области

Управление образования Администрации Колпашевского района

МБОУ "СОШ № 5"

РАССМОТРЕНО
МО учителей математики,
информатики, физики

____________Руководитель МО (Н.А. Калинина)

Протокол №1
от "28" августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "СОШ №5"
______________(Ю.В. Домрачева )

Приказ №507

от "30" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Калинина Наталья Александровна учитель информатики

Колпашево 2022

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.

  1. Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:

сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;

основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;

междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:

цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;

теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:

1) цифровая грамотность;

2) теоретические основы информатики;

3) алгоритмы и программирование;

4) информационные технологии.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.

Патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с  позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание:

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

Ценности научного познания:

наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения

индивидуального и коллективного благополучия;

наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными

средствами информационных технологий, а также умения

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование культуры здоровья:

установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Трудовое воспитание:

интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.

Экологическое воспитание:

наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические

рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в  новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в  том числе при создании информационного продукта;

принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации;

коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения;

иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;

называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;

понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;

искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;

запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;

пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;

создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;

создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;

создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.

  1. Содержание учебного курса

Цифровая грамотность (3 ч.)

Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.

Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств.

Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.

Теоретические основы компьютера (2 ч.)

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.

Действия с информацией. Кодирование информации. Данные  — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

Алгоритмизация и программирование (3 ч.)

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.

Информационные технологии (8 ч.)

Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.

Текстовый редактор. Правила набора текста.

Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт.

Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы,

абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.

Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд

текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.

  1. Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Виды деятельности

Виды и формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Цифровая грамотность

3

Якласс, РЭШ, https://learningapps.org/,

презентации, видеоролики

Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе

Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами. Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации

Мозговой штурм

Программы для компьютеров. Файлы и папки

Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл».

Компьютерный практикум (РАБОТА 15)

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации, по ключевым словам и по изображению. Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета. Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете. Различать виды аутентификации.

Компьютерный практикум (РАБОТА 4)

Теоретические основы информатики

2

Якласс, РЭШ, https://learningapps.org/,

презентации, видеоролики

Кодирование информации

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Различать виды информации по способам её восприятия человеком.

Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом

Решение задач

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека

Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника,

беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и  пр.)

Тестирование

Информационные технологии

8

Якласс, РЭШ, https://learningapps.org/,

презентации, видеоролики

Графический редактор

2

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения

Компьютерный практикум

Текстовый редактор

6

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Анализировать пользовательский

интерфейс применяемого программного

средства. Определять условия и возможности

применения программного средства

для решения типовых задач.

Анализировать преимущества создания

текстовых документов на компьютере

по сравнению с рукописным способом

Компьютерный практикум

Алгоритмизация и основы программирования

3

Якласс, РЭШ, https://learningapps.org/,

презентации, видеоролики

Алгоритмы и исполнители

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире. Приводить примеры циклических действий в окружающем мире

Самооценка с

использованием

«Оценочного

листа»

Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

Компьютерный практикум

Итого часов:

16



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Рабочая программа

элективного курса

«Индивидуальный проект»

(базовый уровень)

10 класс, 34 часа

Учебник:

М.В. Полоскова, А.В. Носов, Т.В. Полосков, М.В. Майсак, Индивидуальный проект. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2020.

г. Колпашево

2022-2023 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

При освоении метапредметного курса «Индивидуальный проект» планируется достичь следующих личностных результатов:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей и др.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно -графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые предметные результаты

В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:

  • формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
  • планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
  • оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  • осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами, и конечным результатом;
  • использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  • навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  • осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности

  1. Содержание учебного курса

Культура исследования и проектирования: Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно -познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами.

Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.

 

Самоопределение: Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.

Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

Замысел проекта: эффективное управление проектом как условие успеха; реализация индивидуального проекта; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности.

Условия реализации проекта: Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.

Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологии” в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.

  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Воспитательные задачи

1

Культура исследования и проектирования

11

сформировать критическое мышление;

стимулировать критическое осмысление знаний и опыта, приобретённого учащимися в

урочной и внеурочной деятельности;

сформировать понимание различных способов приобретения знаний в разнообразных

областях и роли знаний в современном обществе;

привить обучающимися способность к критическому анализу используемых данных и аргументов;

научить пользоваться знаниями инструментально (освоение проектной деятельности).

2

Самоопределение

7

3

Замысел проекта

10

4

Условия реализации проекта

5

Итого:

34

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Рабочая программа

элективного курса

«Индивидуальный проект»

(базовый уровень)

11 класс, 34 часа

Учебник:

М.В. Полоскова, А.В. Носов, Т.В. Полосков, М.В. Майсак, Индивидуальный проект. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2020.

г. Колпашево

2022-2023 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

При освоении метапредметного курса «Индивидуальный проект» планируется достичь следующих личностных результатов:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей и др.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно -графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые предметные результаты

В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:

  • формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
  • планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
  • оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  • осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами, и конечным результатом;
  • использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  • навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  • осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности

  1. Содержание учебного курса

Трудности реализации проекта: Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.

Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологии” в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.

 

Предварительная защита и экспертная оценка работ: Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Дополнительные возможности улучшения проекта: Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.

Презентация и защита проекта: Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований

  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Воспитательные задачи

1

Трудности реализации проекта

9

сформировать критическое мышление;

стимулировать критическое осмысление знаний и опыта, приобретённого учащимися в

урочной и внеурочной деятельности;

сформировать понимание различных способов приобретения знаний в разнообразных

областях и роли знаний в современном обществе;

привить обучающимися способность к критическому анализу используемых данных и аргументов;

научить пользоваться знаниями инструментально (освоение проектной деятельности).

2

Предварительная защита и экспертная оценка работ

7

3

Дополнительные возможности улучшения проекта

12

4

Презентация и защита проекта

4

Итого:

34

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ WWW.TOIPKRO.RU WWW. ТОИПКРО.РФ VK.COM/TOIPKRO OK.RU/TOIPKRO T.ME/TOIPKROTOMSK #ТОИПКРО #УЧИБУДУЩЕМУ #УЧИСЬСТОИПКРО #ТОИПКРО #УЧИБУДУЩЕМУ #УЧИСЬСТОИПКРО Калинина Наталья Александровна, у читель информатики МБОУ СОШ № 5 г. Колпашево Разбор задания №8 ОГЭ по информатике

Слайд 2

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 8 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 19 января 2024 г. 2 Множества и круги Эйлера ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ X Y X ∪ Y = { Ш,К,О,Л,А,У,Р } X = { Ш,К,О,Л,А } Y = { У,Р,О,К } X ∩ Y = { К,О } X Y Ш Л А К О У Р Ш Л А К О У Р X = { Ш,К,О,Л,А } Y = { У,Р,О,К }

Слайд 3

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 8 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 19 января 2024 г. 3 Множества и круги Эйлера 1 2 2 3 X Y X = { 1,2 } Y = {2 , 3} ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Слайд 4

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 8 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 19 января 2024 г. 4 ЗАДАЧА 1 1 2 3 РОЗЫ МИМОЗЫ 1, 2, 3 = 770 2, 3 = 500 2 = 100 1, 2 - ? (770 – 500) + 100 = 370 РЕШЕНИЕ:

Слайд 5

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 8 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 19 января 2024 г. 5 ЗАДАЧА 2 Ш веция Финляндия 1 2 3 1 способ: (2300 – 100) + 3200 = 5400 РЕШЕНИЕ: 1, 2 = 3200 2, 3 = 2300 2 = 100 Швеция | Финляндия? 1, 2, 3 - ? 2 способ: (3200 – 100) + 2300 = 5400

Слайд 6

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 8 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 19 января 2024 г. 6 ЗАДАЧА 3 450-200=250 (3,6) 2, 3, 5, 6 = 250 = > 2, 5 = 0 40+50= 90 (4,5,6) РЕШЕНИЕ: 1, 2, 4, 5 = 200 2, 3, 5, 6 = 250 4, 5, 6, 7 = 450 1, 2, 3, 4, 5, 6 = 450 5, 6 = 40 5, 4 = 50 (ПУ | С) & М=ПУ & М | С & М - ? 4,5,6 - ? С ПУ 1 2 3 4 5 6 7 м

Слайд 7

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 8 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 19 января 2024 г. 7 ЗАДАЧА 4 467 – 260 = 207 (6) 131+207 = 338 РЕШЕНИЕ: 2, 5 = 260 2, 5, 6 = 467 5 = 131 В & А – 5,6 - ? С В 1 2 3 4 5 6 7 А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ WWW.TOIPKRO.RU WWW. ТОИПКРО.РФ VK.COM/TOIPKRO OK.RU/TOIPKRO T.ME/TOIPKROTOMSK #ТОИПКРО #УЧИБУДУЩЕМУ #УЧИСЬСТОИПКРО #ТОИПКРО #УЧИБУДУЩЕМУ #УЧИСЬСТОИПКРО Калинина Наталья Александровна, у читель информатики МБОУ СОШ № 5 г. Колпашево Разбор задания № 11 ЕГЭ по информатике

Слайд 2

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 11 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 1 марта 2024 г. 2 Вычисление количества информации N - Мощность алфавита i - информационный вес символа алфавита (бит) N = 2 i N = 32 N = 2 5 N = 2 i i = 5 бит Например: Русский алфавит состоит из 32 букв (без буквы Ё). Какой информационный вес несет 1 буква? 2 0 = 1 2 1 = 2 2 2 = 4 2 3 = 8 2 4 = 16 2 5 = 32 2 6 = 64 2 7 = 128 2 8 = 256 2 9 = 512 2 10 = 1024 N N=2 i i ( битов) 8 2 3 3 64 2 6 6 128 2 7 7 256 2 8 8 512 2 9 9

Слайд 3

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 11 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 1 марта 2024 г. 3 Вычисление количества информации I - количество информации в сообщении i - информационный вес символа алфавита (бит) K - количество символов в сообщении I = K * i Например: Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? I = K * i , i = I/K I = 4 (Кб) = 2 2 * 2 10 * 2 3 (битов) K = 4096 = 2 12 i = 2 15 / 2 12 = 2 3 = 8 битов I = 4 Кб K = 4096 i – ? 1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 2 10 байтов 1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 2 10 Кб = 2 20 байтов 1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 2 10 Мб = 2 20 Кб = 2 30 байтов 1 терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = 2 10 Гб = 2 20 Мб = 2 30 Кб = 2 40 байтов N N=2 i i K I = K * i 8 2 3 3 12 36 64 2 6 6 40 240

Слайд 4

Систематическая методическая помощь для учителей при подготовке к ГИА по информатике РАЗБОР ЗАДАНИЯ № 11 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 1 марта 2024 г. 4 ЗАДАЧА 1 При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 20 символов и содержащий только символы из 10-символьного набора: А, В, C, D, Е, F, G, H, K, L. В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего выделено целое число байт, одно и то же для всех пользователей. Для хранения сведений о 20 пользователях потребовалось 300 байт. Сколько байт выделено для хранения дополнительных сведений об одном пользователе? В ответе запишите только целое число — количество байт.