Гигиенические критерии рациональной организации урока

Кудинова Юлия Евгеньевна

 

Факторы урока

Уровни рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

не более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже, чем через 10 минут

смена через 11 – 15 минут

смена через 15 – 20 минут

5.

Количество видов преподавания

Не менее 3х

2

1

6.

Чередование видов преподавания

не позже, чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9.

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20 и 35 минут урока по одной минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Одна физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью.

Отсутствует.

11.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции.

Имеют случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 минут.

не ранее 35-37 минут.

до 30 минут.