Методические рекомендации

Марденская Светлана Фёдоровна

На странице будут размещаться методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования социально-практической направленности(ВПО, ДЮП, пресс-центров, добровольчество, волонтёрство)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта — виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приёмы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти … своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Спорт сам по себе явление совершенно бесполезное. Недаром само понятие спорта (в его современном значении и понимании) появилось тогда, когда у человека появилось много свободного времени, и ежедневная борьба за существование сменилась бытовым комфортом. 

Физические упражнения в спорте имеют ценность сами по себе, как свидетельство силы, ловкости и выносливости. Гимнаст выполняет сложнейшие элементы на брусьях без применения их в жизни. В жизни он, конечно, ловкий и сильный человек, но реального применения своих спортивных умений он не найдет.

Но есть прикладные виды спорта, которые выросли из хозяйственной или иной деятельности человека, а ни были придуманы искусственно. 

Вот несколько примеров прикладных видов спорта:

  • Военно-спортивные игры;
  • Авиационный спорт;
  • Конный спорт;
  • Парашютный спорт;

Здесь перечислены только направления, большинство из которых объединяет в себе несколько разновидностей спорта.

Например, авиационный спорт объединяет в себе и управление спортивным самолетом, и прыжок с дельтапланом, и парашютный спорт (хоть его и выделяют в отдельную группу) и некоторые другие направления. Сюда же входит и авиамодельный спорт, и даже воздухоплавание, словом, все, что связано с использованием воздушной оболочки земного шара в спортивных целях. 

Военно-прикладные виды спорта можно выделить в отдельную категорию. В нее собрано несколько видов, которые имеют отношение к подготовке военных. Для такой подготовки используются упражнения из разных видов спорта, потому что стоит задача всеобщей равномерной тренированности бойцов, а не завоевание медалей. После ВОВ был сформирован комплекс из нескольких упражнений, овладение которыми на определенном уровне являлось гарантом хорошей физической формы солдата. Затем этот комплекс несколько упростили и ввели повсеместно. Это всем известный комплекс ГТО.

Комплекс ГТО разработан на различный возраст, есть мужской, а есть женский комплекс. Сдавать ГТО можно было, начиная с 10 лет и до пенсионного возраста. 

Но в самой армии, конечно, все серьезней. Существует перечень военно-прикладных видов спорта, утвержденный на самом высоком уровне. В него входят: стрельба из табельного оружия; армейский рукопашный бой; военно-спортивное многоборье; гребно-парусное двоеборье; гребля на шлюпках; военно-спортивное многоборье.

Основным отличием военных видов является то, что каждый спортсмен не специализируется, а наоборот, участвует во всех видах. Хорошая спортивная подготовка помогает службе. 

Есть специальные детские игры, которые применялись когда-то для патриотического воспитания. Примером таких военно-полевых видов является игра Зарница. Короткой версией Зарницы можно считать «Захват флага» остаются любимыми играми в детских лагерях.

Кроме военно-прикладных отдельно выделены служебно-прикладные виды спорта. Это специальные виды, которые используются для подготовки сотрудников МЧС. Сюда входит многоборье спасателей МЧС, спасательный спорт, различные соревнования кинологов и собак служебного собаководства. Регулярно проводятся соревнования по разным видам и многоборью. 

Профессионально прикладные виды спорта не так оторваны от реальности, как обычные спортивные упражнения. Они направлены не на овладение красивыми, но, по сути, никому не нужными элементами, а ставят своей целью профессиональное совершенствование.

 Военным и сотрудникам МЧС приходится выполнять свой долг в самых трудных и неожиданных условиях, поэтому требования к физической подготовке сотрудников особые. Совершенствование в профессионально-прикладных видах спорта не только улучшает физическую форму служащих, но и является одновременно их профессиональным ростом. 

Примером этого может служить пожарно-прикладной спорт. Этот вид спорта начал развиваться еще в 30 х годах прошлого века. Вся суть заключается в отличном овладении приемами, которые используются во время тушения пожаров. Например, подъем по пожарной лестнице в окно, расположенное на третьем этаже, на скорость – одно из соревнований. Этот вид соревнований по пожарному или спасательному спорту приближен к реальным условиям больше всего. Но есть и другие виды пожарно-прикладного спорта: боевое развертывание, преодоление стометровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета, подъем по пожарной лестнице на четвертый этаж. 

Все эти виды соревнований имитируют в той или иной мере ситуации, которые могут сложиться в реальной жизни. 

Подробнее

Боевое развертывание – командный вид спорта. Оно состоит в развертывании пожарного шланга от машины и тушение цели. Сигнал временного зачета раздается после того, как емкость на цели будет заполнена 10 литрами воды.

Пожарная эстафета включает 4 этапа, каждый из которых по 100м. Спортсмены соревнуются, не выпуская из рук пожарный ствол. Они забираются на крышу домика, преодолевают двухметровый забор, прокладывает рукавную линию и, наконец, тушит специальный лист. 

Подъем по лестнице на третий и четвертый этаж проходит на учебной башне. 

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.


Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков. Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной — профессионально-прикладной физической подготовкой.
Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге — жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности. 
Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.), нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), при работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т. д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы. Профессиональная деятельность ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.
В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются: оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание. 
Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:к ускорению профессионального обучения;достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта профессиональном коллективе.

^ 10.2. Задачи ППФПКонкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их дущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:формировать необходимые прикладные знания;осваивать прикладные умения и навыки;воспитывать прикладные психофизические качества;воспитывать прикладные специальные качества.

^ Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью. Студент получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.

^ Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.

^ Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость — необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие — быстроте или ловкости, третьи — к силе отдельных групп мышц и т. п. Заблаговременное акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

^ Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

^ Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т. д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д.
^ 10.3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП

В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч.Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности. В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям далеко максимальны.
Чтобы успешно подготовить себя к профессиональной деятельности, необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП (профессиограмму):
формы (виды) труда специалистов данного профиля;условия и характер труда;режим труда и отдыха;особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

^ Формы труда. Основные формы труда — физический и умственный. Это разделение несколько условно, но необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалиста в течение рабочего дня. Кроме того, подобное разделение обеспечивает более эффективный подбор средств физической культуры и спорта в целях подготовки студента к предстоящей профессиональной деятельности. Например, для умственного труда важны различные качества внимания. Устойчивость в проявлении внимания развивают легкоатлетические упражнения (бег 15–20 м за указанное время, эстафеты, кроссовый бег по пересеченной местности и др.); спортивные игры; лыжная подготовка (спуски с гор с различными видами торможений, преодоление неровностей, ориентирование).
Условия труда — продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы (температура, вибрация, шум, загрязненность и т. п.) Правильно подобранные средства ППФП в процессе физического воспитания способствуют повышению резистентности организма по отношению к неблагоприятным производственным факторам, содействуют увеличению адаптационных возможностей организма молодого специалиста. Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием: бег на 500, 1000 и 3000 м, интенсивное передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол. Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечивается с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде, закаливание холодным воздухом и водой.

^ Характер труда — особенности двигательных рабочих операций, при характеристике, которых имеют в виду главным образом: тип движений (поднимающие, пускающие,вращательные, ударные и пр.);амплитуду движений (малая, средняя, большая);силовые характеристики движения (статическая, динамическая нагрузка, величина усилий);особенности координации движений. 
Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой — меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Таким образом, двигательные действия оператора характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движения, при постоянном напряжении внимания.
^ Режим труда и отдыха. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.


^ 10.4.

^ Прикладные виды спорта. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определённых физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными. 


Рис. 10.1. Комплекс прикладных физических упражнений инженера-строителя 

Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Применение средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности основывается на явлении «переноса» тренированности. И хотя упражнения, используемые ППФП, не копируют профессиональные движения, однако создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками. Так, например, некоторые категории инженерно-технических специальностей (инженер-строитель, инженер-механик) сталкиваются в своей профессиональной деятельности с подъемом и перемещением различных видов грузов. Знание основ техники поднятия тяжестей, приобретенных в процессе занятий силовыми видами спорта, в профессиональной деятельности будут иметь прикладную направленность и способствовать соблюдению правил безопасности. Инженер-строитель, ранее занимавшийся тяжелой атлетикой, никогда не станет тянуть вес вверх путём разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создаётся колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Правильный подъём веса всегда начинают с активного разгибания ног, путём напряжения крупной передней группы мышц бедра (рис. 10.2).





Рис. 10.2. Воздействие на межпозвоночные диски груза, поднимаемого 

различными способами (по Р. Хедману): 1 — неправильно; 2 — правильно


Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарных — это пожарно-прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные навыки и качества, необходимые при борьбе с огнем: быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние; преодоление высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей: имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и другие упражнения.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин прикладным видом спорта является подводный спорт — погружение на заданную глубину, размещение, поиск предметов, подъем различных предметов из воды.

Элементы состязательности, сопряжённые с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

^ Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной стойкости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приёмам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.)

^ Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность, — это различные тренажёры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.


^ 10.5. Организация и формы ППФП в вузе

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использование специализированной подготовки в учебное и свободное время. 

Для расширения психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном — учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы, которые доступны по состоянию здоровья. 
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студента в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.
ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную физическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:
секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;самостоятельные занятия прикладными видами спорта в различных спортивных группах вне вуза (в туристических клубах и т. д.);самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателей кафедры физического воспитания.
Одна из форм ППФП — массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия, например, внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами. 



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации.

Дидактические игры на занятиях ВПО.

        Использование игровых форм обучения заключается в разработке и проведении дидактических игр: имитационных, символических и исследовательских, а также их разновидностей, например иммитационо-символических или учебно-исследовательских. Сама же игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность обучаемых, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с  установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы.

        Цель дидактической игры имеет чисто состязательный характер в честном соревновании. Целью же игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов по итогам соревнований.

        Все дидактические игры делятся на три основных вида:

        -прямого дидактического воздействия, в котором преподаватель действует совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;

        - опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;

        - смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.

        Двойная дидактика игры заключается в том, что игра создает все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций, которые появляются как бы самопроизвольно.

Технология дидактической игры.

Этапы игры

Основные действия

Этап подготовки

1 Разработка игры

2 Ввод в игру.

-Разработка сценария;

-план деловой игры;

-общее описание игры;

-содержание инструментария;

-материальное обеспечение.

-Постановка проблемы, цели

-условия, инструктаж;

-регламент, правила;

-распределение ролей;

-формирование групп;

-консультации.

 

Второй этап

1 Групповая работа над заданием.

2 Межгрупповая дискуссия.

-Работа с источниками;

-тренинг;

-мозговой штурм;

-работа с игротехником.

-Выступление групп;

-защита результатов;

-правила дискуссии;

-работа экспертов.

Этап анализа и обобщения.

-Вывод из игры;

-анализ, рефлексия;

-оценка и самооценка;

-выводы и обобщения;

-рекомендации.

        В зависимости от модификации   игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, эрудит, диагностик, аналитик.

        Организационные позиции : организатор. координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

        Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

        Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

        Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

        В заключении игры педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Пример  обучающей игры.

«Происшествие в походе»

Ситуации:

-Один из участников похода сильно поранил руку;

-У одного из участников похода сильное пищевое отравление;

-Группа туристов во время похода потеряла ориентировку;

-Из-за неосторожного обращения с огнем возник пожар;

-В походе кончился запас воды;

-Во время отдыха в лесу вы почувствовали запах аммиака.

Литература: ОБЖ 32,2001,с.59, №10,2001,с.30, №3,2001, №2,2001.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по проведению учебных игр в системе

военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании.

Марденская С.Ф.,

методист МОУ ДОД

«Центр детского творчества»

г. Абакан.

1. Учебная цель:

        Обобщить и систематизировать опыт проведения учебных игр.

 2.Общие положения:

        Проведение учебных игр на занятиях с воспитанниками является весьма действенным средством, способствующим развитию их заинтересованности в изучении материалов , касающихся исторического прошлого нашей страны, ее Вооруженных Сил, героических подвигов предшествующих поколений, истории Поста №1, овладении навыками строевой подготовки и запоминанию учебного материала.

        Организация и порядок проведения учебных игр должны предусматривать:

  • непосредственную связь с изучаемым материалом по программе;
  • простые. понятные всем обучаемым условия игры;
  • конкретную и объективную оценку результатов игры;
  • возможность активного участия в игре всех обучаемых;
  • фон игры, способствующий романтическому, патриотическому восприятию действий;
  • стимулирование сплочения коллектива, развитие у участников игры дружбы и товарищеской взаимопомощи.

3. Классификация и содержание учебных игр.

        В зависимости от цели и способов проведения игры классифицируются на три типа.

         Игры первого типа.

Проводятся с целью повторения пройденного материала и проверки его усвоения воспитанниками.

Особенности способа проведения:

-вопросы ставит преподаватель;

-обучаемые делятся на две соревнующиеся команды (нападающую и оборонительную).

        Игра «Абордажный бой»

        Каждой команде присваивается название. Одна команда – нападающая, другая – обороняющаяся. Руководитель задает вопрос. По его команде «На абордаж» желающие ответить поднимают руки.  Педагог фиксирует количество матросов, желающих принять участие в абордажном бою. Ответить на вопрос должен один из членов обороняющейся команды, то есть той, в которой меньше желающих ответить. Если ответ неправильный, все члены команды, или один. допустивший ошибку, летят за борт, то есть вычеркиваются из игры.

Победитель определяется по общей сумме оставшихся на корабле матросов по результатам 7 – 10 схваток.

        Игра «Мозговой штурм».

        Обеим командам задается вопрос. Например: «Устройство шлюпки», «Устройство автомата» и т.д.. Время 5 – 10 мин.

        Обучаемые должны записать максимальное количество изученных терминов в пределах заданной темы.

        Членам команды, записавшим меньшее количество терминов, предоставляется право задать противоборствующей команде количество вопросов, соответствующее разности   результата плюс 1.При неправильном ответе один термин из списка вычеркивается. Вопросы задаются любому члену команды.

        Победившей считается команда, сохранившая в своем списке наибольшее количество терминов.

         Игры второго типа

Проводятся с целью закрепления полученных знаний.

Особенности способа проведения:

        -вопросы ставят сами обучаемые в пределах  заданной темы: «История РА», «Устройство противогаза, винтовки» и т.д.;

        -обучаемые делятся на две команды.

        Игра «Морской бой».

Условия игры:  Каждой команде присваивается название и дается тактическая обстановка. Например: «БАК  «Огневой» вышел для ведения разведки на рубеж. Из порта … вышел на перехват его ракетный крейсер …. На кораблях объявлена  «Боевая тревога». По команде педагога корабли обмениваются «ракетными или артиллерийскими» залпами., которые имитируются вопросами по пройденному материалу.. Вопросы ставят сами обучаемые. Они могут быть заданы устно, с помощью азбуки Морзе или семафора. В случае неправильного ответ, неполного ответа, залп не засчитывается или фиксируется как несход ракеты, осечка и т.д.

        Возможные варианты проведения  этой игры:

- вопросы задают желающие;

- вопросы задает каждый член команды по порядку;

- обороняющейся команде, за время полета ракеты в течение 15-2- сек можно обдумать ответ и назначить отвечающего. Можно время сократить.

 Один отвечающий отвечает на 2-3 вопроса.

        Варианты учета и оценки результатов «Морского боя»:

        -На доске схематически изображаются корабли и полученные ими, в результате неправильных ответов. повреждения (пробоины, повреждения мачты, палубы и т.д.). Корабль, получивший заданное число повреждений, считается потопленным.

        - За каждую ошибку команде пишется заранее объявленное слово. Например «Прокол». Команда, первой набравшая это слово, считается проигравшей. (За правильные ответы – слова «Виктория» , «Победа»).

                  Игры третьего типа.

        Проводятся с целью закрепления и усвоения материала, в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке.

        Особенности способа проведения:

Из состава обучаемых выделяется только одна команда, остальные контролируют.

        Игра «Шлюпка под парусом»

Условия игры:

        Экипаж шлюпки размещается за столами, в соответствии с произведенным расчетом. Педагог подает команду, а каждый член экипажа докладывает о своих действиях.

Например: Порядок разборки и сборки автомата.

1 -

2 -

3 -  и т.д.

        Остальные обучаемые, не вошедшие в число экипажа шлюпки, следят за действиями, и при обнаружении ошибки, занимают место, допустившего ошибку.



Предварительный просмотр:

Вопросы для беседы,

интервью к участнику трудового фронта, труженику тыла

  • Как и когда впервые узнал о начале войны, что ощущал.

  • Где пришлось трудиться во время войны, что делал, кем работал, чем занимался.

  • Попросите вспомнить запомнившиеся эпизоды трудовых будней и праздников, о том, как жилось тогда советским людям и т.п..

  • Попросите вашего собеседника рассказать о своих товарищах.

  • Попросите показать награды, реликвии, вещи военного времени – сфотографируйте. Попросите подробно рассказать, что это такое.

Вопросы для беседы,

интервью к детям войны

  • О том, как узнали о начале войны, как узнали об успехах и поражениях нашей армии, о своих близких, о Победе.

  • О детском восприятии тех далеких дней.

  • О том, как учились, трудились.

  • Как действовали пионеры военного времени, были ли ваши собеседники пионерами. Что делали для фронта сами, своим классом, школой.

  • Как жилось детям войны, чему радовались, что любили из фильмов, книг, песен, какие игры играли.

  • Попросите показать, если сохранилось что-то из вещей, реликвий военного времени.

  • Узнайте об их родственниках, судьбах родных.

Вопросы для беседы,

интервью к тем, кто пережил фашистскую оккупацию или, может быть, был в плену:

  • Осторожно узнайте, как он оказался в этой ситуации.

  • Где в это время были родные.

  • Расспросите о фашистском режиме, требования гитлеровцев, их отношении к нашим людям, их поступках.

  • Узнайте, чем приходилось заниматься, как бороться за жизнь и за Победу.

  • Узнайте о товарищах, которые делили с ним эту тяжелую учесть.

  • Кто и как освобождал их территорию, его самого. Когда он узнал о Победе, как встретился с родными.

Вопросы для беседы,

интервью к участнику боевых действий

  • О роде войск, частях, в которых он служил.

  • О его боевом пути.

  • О том, что ветерану пришлось делать самому.

  • Были ли ранения, если «да», то где и как лечился.

  • О том, где встретил 22 июня 1941 г., какие чувства испытал, где встретил 9 мая 1945 г., как праздновал день Победы.

  • Спросите о наиболее запомнившихся эпизодах войны. Были ли курьезные случаи?

  • Узнайте о наградах, где, когда получены. Сфотографируйте.

  • Расспросите о военном быте, как жилось на войне, что делалось в минуты затишья, что пели, читали, о чем спорили. Узнайте об интересных встречах.

  • Расспросите о боевых товарищах, их подвигах, о послевоенных встречах.

  • Попросите показать то, что сохранилось с войны. Сфотографируйте.


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме

«Конкурсные программы».

        Наиболее популярной формой организации детского развивающего досуга являются конкурсные программы.

        Все они организуются одинаково.

        В основе каждой программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Отрицать состязательный элемент в воспитательной работе - это все-равно, что отрицать законы природы. Дети всегда будут состязаться, сравнивая себя с другими.

        Специально организованные педагогом или детьми соревнования в каком - либо виде деятельности и называется конкурсной программой. Под это определение попадают и спортивные соревнования и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсной программой. Соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику и традиционно воспринимаются как самостоятельные формы работы.

        Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности и практически любой её вид может лечь в основу конкурса.

        Конкурсная программа является мощным стимулом к развитию человека к совершенствованию его навыков: развиваться можно,  только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть элемент соревнования.

        Не обязательно эти программы имеют в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение» и т.д.

                Организация конкурса.

  1. Начинается с принятия решения о проведении конкурса.
  2. Продумывается конкурсное название (которое привлекает, стимулирует подростков)
  3. Формулируются конкретные задачи.
  4. Разрабатываются условия выполнения задач и критерии оценок конкурса, (в условия могут входить время на подготовку задания,  конечный результат, его параметры, возможность получения помощи со стороны взрослых и сверстников, возможность использования заготовок, чужих идей и т.д., перечень материалов, приспособлений для проведения конкурса, оговариваются условия, связанные и ТБ и мн.др).
  5. Разрабатываются положения о конкурсе
  6. Поиск будущих участников конкурса (рекламно-разъяснительная компания)
  7. Подготовка реквизита.
  8. Приглашение жюри (3-7 человек. Не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую следует оценить. Не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате).
  9. Решение вопроса о награждении, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.

На финальном этапе работы организаторы решают:

  • Как пригласить зрителей, ведущих;
  • оформляют помещение, места для жюри;
  • организовывают церемонию открытия, т.е разрабатывают сценарий проведения;
  • подбирают музыку;
  • оговаривают костюмы и форму одежды участников.
  • определяют, кто будет вручать призы, как будет проходить награждение.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

                Технология составления конкурсной программы.

  1. Тема.
  2. Направление.
  3. Цели, задачи (для чего проводится, чего хотим добиться и т.д.).
  4. Сценарий (от начала до подведения итогов).
  5. Разработка положения о конкурсе (указываются цели, задачи, дата проведения, время, место,  условия проведения конкурса, домашнее задание, оргкомитет, жюри, критерии и система оценок, подведение итогов и награждение). Положение раздается за месяц до проведения конкурса.
  6. Написание сценария
  7. Подготовка реквизита, атрибутов, оформление сцены, музыкальное оформление.
  8. Проведение самого конкурса. План проведения конкурса повесить на видное место.

Составила: Марденская С.Ф.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению месячника Защитников Отечества.

        Празднование Дня Защитника – проверенная  временем педагогическая традиция патриотического воспитания учащихся.

        В рамках Всероссийского месячника Защитников Отечества можно провести следующие мероприятия:

  • встречи с ветеранами войны и Вооруженных сил;
  • тематические занятия по предметам;
  • открытие новых экспозиций школьных музеев и комнат Боевой Славы;
  • региональные научно-практические конференции по вопросам военно-патриотического воспитания и подготовке к военной службе;
    трудовые десанты по благоустройству мест воинских захоронений
    совместные показательные выступления военнослужащих и учащихся;
  •  соревнования между воинами и школьниками;
  • военно-спортивные игры на местности;
  • выставка детских творческих работ, посвященные Российской Армии, истории Вооруженных Сил, истории русского оружия, ратным подвигам защитников Отечества;
  • профориентационные мероприятии:  «Есть такая профессия - Родину защищать», «Я б в военные пошел - пусть меня научат», «Куда пойти учиться?»
  • выступления в воинских подразделениях;
  • тематические вечера, беседы по военной тематике;
  • акция «Надежда», «Добра» по оказанию помощи инвалидам и участникам войны;
  • конкурсы патриотической песни, стихов о войне, победе;
  • благотворительные концерты;
  • радиопередачи «Полевая почта», «Армейский магазин»;
  •  конкурсы «А ну-ка, мальчики!», конкурс с участием отцов и т.д.;
  • экскурсии в воинские части, дни открытых дверей в воинских частях;
  • конкурсы строевой подготовки, конкурсы «Песни и строя»;
  • конкурсы военно-политических плакатов, рисунков;
  • конкурсы сочинений на тему «Служим Отечеству», «Я – солдат!»;
  • дебаты.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению КТД

«Один день армейской жизни».

        Коллективное творческое дело с таким названием может быть проведено 23 февраля для учащихся всей школы по сменам.

        Программа этого дня разрабатывается по принципу тематической, состоящей из ряда мелких событийных штрихов, характерных для армейской жизни.

        Каждый класс преобразуется в воинское подразделение. Это могут быть взводы по родам войск (танкисты, авиаторы, десантники, автобат и т.д.). Один взвод определяется как штрафной, для нарушителей воинской дисциплины или Устава армейской жизни.

        Учащиеся выбирают для себя форму одежды, с элементами войсковых различий, знаков различий. Определяется группа командного состава.

        Заранее определяется характер взаимоотношений между участниками, которые оговариваются Уставом.

 Избирается командный состав всей части (Школы)..Это может быть директор, военный комиссар из военкомата, представители воинских частей, зам. директора по воспитательной работе, педагог ОБЖ. Им присваиваются звания и должности. В этот день назначается из числа учителей старший дежурный по части, дневальные, караульные, часовые.

Часовые отмечают всех опоздавших, не возвратившихся из увольнения. Дневальные во взводах докладывают обо всем, что происходит в части, во взводе: о находящихся в солдатском госпитале, «самоволке», в штрафном взводе во время проверки личного состава. Одновременно проверяется внешний вид и состояние казарм.

        Посторонние попадают в часть только после доклада часовых начальнику штаба по пропускам.

Классные кабинеты подписываются по названию взвода. Отмечается кабинет «Начальник штаба», «Красный уголок», «Госпиталь» или «Санчасть», комнаты строевой, физической, боевой подготовки, гауптвахта, с набором инструментов для мытья полов, расчистки снега, кухня .

        Начинается день с урока «Мужества», который может включать смотр песни и строя, строевую подготовку, встречи с фронтовиками, военнослужащими, тематические классные часы.

Каждому взводу на общем построении вручается маршрутный лист с приказом  «  Овладеть следующими … знаниями, умениями и навыками по предметам (По расписанию), физической, строевой, огневой подготовке. маршрутные листы сдаются в штаб по окончании дня. По ним подводятся итоги, которые освещаются в боевых листках. В них отмечают отличников боевой, строевой, огневой подготовки, объявляются благодарности и взыскания.

В течение всего дня работает полевая почта. Хорошо  бы устроить радиопередачу с поздравлениями в адрес Защитников Отечества, выступлением творческих коллективов отдельных взводов.

В этот день можно провести эвакуацию школы по сигналу ГО.

Не забудьте про солдатские приколы. Строго отнеситесь к случаям «дедовщины».

 Завершить день можно встречей с фронтовиками, представителями воинских частей, вручением подарков, благодарственных писем и т.д.

        

        Приложение №1.

                Приказ № 1 по в/ч 009

от 23 февраля 200  года

1. Приказываю во вверенной мне части провести операцию «Полигон»

2.Командирам подразделений действовать согласно Устава и расписания занятия.

3.Назначить экспертную группу в составе.

4. Назначить наблюдателей операции:

5.Командование и проведение учебных и боевых занятий возложить на …

                Приказ № 2 по в/ч 009

от 23 февраля 200  года.

1.Командному составу и составу солдат объявляю благодарность.

2. Наградить Почетными грамотами и призами следующие подразделения … за успешное выполнение учебной и боевой подготовки.

3. В воинской части объявить отбой.

Составила: Марденская С.Ф.