"Учитель года - 2015"

Виноградова Ирина Сергеевна

Подписи к слайдам:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 5 имени Романа Александровича Турского г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Виноградова Ирина Сергеевна, учитель математики
«Формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся в рамках предмета «Математика».«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман
Конкурсное задание«Методический семинар»
Юрий Константинович БабанскийЗанимался изучением проблемы оптимальной организации учебного труда школьников, обеспечивающей активное учение, развитие творческих способностей учащихся, способствующей формированию у школьников умения самостоятельно пополнять свои знания. Овладение умением учиться, организовать свой учебный труд — одно из важнейших условий борьбы с перегрузками учащихся.
Каптерев Пётр Фёдорович«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.
Сухомлинский Василий АлександровичРебёнок, не познавший радости труда в учении,не переживший гордости от того, что трудностипреодолены, глубоко несчастен…Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успехав овладении знаниями; без вдохновения учениепревращается для детей в тягость»
Николай Алексеевич ЗаболоцкийДва мира есть у человека –Один, который нас творил.Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил.
Цель: Формирование навыков самооценки и самоанализа через включение учащихся в контрольно - оценочную деятельность в рамках предмета «Математика».Задачи: 1. Вовлечь школьников в контрольно – оценочную деятельность для формирования ими навыков самооценки и самоанализа. 2. Разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предмета «Математика», способствовать развитию интереса к предмету. 3. Повысить результативность учебного процесса по предмету «Математика» посредством вовлечения учащихся в контрольно – оценочную деятельность, которая способствует формированию навыков самооценки и самоанализа.
Учебная деятельность учащихся
учебно - познавательная
контрольно - оценочная
постановка общих целей обучения, выдвижения  и обоснование частных целей,  формирование мотивации учебной деятельности, восприятие новой информации, её переработка, овладение умениями и навыками и т. д
контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценка результатов работы учащихся, их учёт, корректировка учебной деятельности отдельных учащихся и т.д.
Контрольно – оценочная деятельность
внешняя деятельность
внутренняя деятельность
осуществляется учителем
осуществляется учеником
Этапы формирования самоконтроля
1-ый этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
.
2-этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Этапы формирования самоконтроля
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
Организация учебной деятельности учащихся
Решение одной задачи
Взаимопроверка домашней работы
Защита проектов
Работа в группах
3-ий этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельности , ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Этапы формирования самоконтроля
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Существует семь правил технологии оценивания:
Оцениваем что?
Всё! Но отметка – за решение задачи
Оценивает кто?
Ученик + Учитель в диалоге
Оцениваем сколько?
Одна задача – одна отметка
Оцениваем где?
Таблица требований по умениям
Оцениваем когда?
Текущие – по желанию, тематические – обязательно + право пересдачи
Оцениваем как?
По критериям уровней успешности
Итоговое оценивание
Среднеарифметические за учебный модуль
Алгоритм самооценки(основные вопросы после выполнения задания)
1. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)?Какая была цель?Что нужно было получить в результате?2. Удалось получить результат?Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?5. Какую ты ставишь себе отметку?
Педагогические приемы формирования навыков самоконтроля
Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Учитель при объяснении "допускает” ошибку.Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определитьУчащимся дается задание с избыточными данными.
Совершенствование рефлексивный умений
Задачи:– осознание учащимися понятия «рефлексия», целей рефлексивного анализа;– формирование у учащихся умений самоанализа;– развитие у учащихся умений самооценки;– развитие умений целеполагания и самопланирования учебных действий.
В результате работы:
во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
Качество знаний учащихся по математике
Сравнительная таблица качества знаний учащихся по математике2013/ 2014 учебный год – результаты по окончанию учебного года2014/ 2015 учебный год – результаты по четвертям
Победители и призеры школьных конкурсных испытаний по математике 2014/2015 учебный год
учащиеся 6 – х классов
учащиеся 5 – х классов
Учредитель - электронный журнал Учитель.РФ. Диплом I степени — Антонова Валерия, ученица 6Б класса Диплом II степени — Заксор Виктория и Синица Ульяна, ученицы 6Б класса Диплом III степени — Павельчук Вероника, ученица 6А класса.
2014/ 2015 учебный годМеждународный конкурс «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринт знаний: сквозь поиски к истине»
2013/ 2014 учебный годРайонный дистанционный турнир «Математическая лесенка»
Диплом призера – Проскунин Максим, ученик 5А класс Диплом призера - Заксор Виктория, ученица 5Б класса
Список используемой литературы в объяснительной записке и сетевых ресурсов
Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951. – С. 105-131.Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности  как психолого-педагогическая проблема. // Диссертация  на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1997. – 201 с.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д.Кобалевский- М.: Просвещение, 1988.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 136-164.Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников. – М.: АПН СССР, 1990. – С. 5-20.  http://enc-dic.com/pedagogics/Babanskij-JUrij-Konstantinovich-108/ - педагогический словарь


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Виноградова И.С.,

учитель математики МБОУ ООШ №5 г. Амурска

Амурского муниципального района

Хабаровского края

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Формирование навыков самооценки и самоанализа через включение учащихся в контрольно -  оценочную деятельность в рамках предмета «Математика».

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка. Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его "хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность. Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений.

Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. И конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.

1.Что? Моя образовательная деятельность основывается на организации   контрольно – оценочной деятельности  на уроках математики. В контрольно-оценочной деятельности различаются два ее вида:

  • внешняя деятельность, осуществляемая учителем,
  • внутренняя деятельность, осуществляемая учеником.

Эти два вида контрольно-оценочной деятельности взаимосвязаны. Учитель, осуществляя внешнюю контрольно-оценочную деятельность, одновременно обучает учащихся внутренней контрольно-оценочной деятельности, организует эту деятельность, руководит ею, корректирует ход ее протекания и учитывает ее результаты. Учащиеся, осуществляя внутреннюю контрольно-оценочную деятельность, ориентируются на внешнюю деятельность учителя, корректируют свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учитель.

П.Я. Гальперин предположил, что внимание есть свернутый умственный, автоматизированный контроль деятельности. Поэтому внешняя контрольно-оценочная деятельность должна переходить во внутреннюю по мере владения учащимися формами, методами и приемами взаимоконтроля и самоконтроля. Участие учителя должно быть направлено на обучение школьников рациональным методам и приемам этой деятельности, на формирование у них эталонов контроля, критериев оценки, способов корректировки своей учебной работы. Текущие взаимоконтроль, самоконтроль и оценка учебной деятельности должны быть всеобъемлющими, то есть проводится по каждому пункту учебного минимума, и всеохватывающими. Итоговый контроль и оценку должен проводить учитель при самом активном участии школьников. Учет результатов контроля и оценки должен быть гласным. Соблюдение этих требований ведет к переводу отрицательной внешней мотивации к положительной внешней мотивации, а затем и к внутренней мотивации.

Цель: Формирование навыков самооценки и самоанализа через включение учащихся в контрольно -  оценочную деятельность в рамках предмета «Математика».

Задачи:

1. Вовлечь школьников в контрольно – оценочную деятельность для формирования  ими навыков самооценки и самоанализа.

2. Разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предмета «Математика», способствовать развитию интереса к предмету.

 3. Повысить результативность учебного процесса по предмету «Математика» посредством вовлечения учащихся в контрольно – оценочную деятельность, которая способствует формированию навыков самооценки и самоанализа.

2. Для чего это использовать? Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт, человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, то есть занимается саморазвитием. Необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к совершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

3. Как  я это делаю? Необходимым условием, обеспечивающим функционирование выбранной мною системы организации контрольно – оценочной деятельности учащихся, является целенаправленной, продуманный отбор содержания учебного материала на различных этапах обучения. В каждой учебной теме я определяю узловые вопросы, теории и систему задач, усвоение которой обязательно для всех учащихся. Выделяю следующие этапы формирования самоконтроля.

1-ый этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль  учителя.

Для этого необходимо:

  • показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, т.е. контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом  условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную отметку объяснять ее, исходя  из критериев оценки;
  • просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им отметку;
  • просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
  • научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого в своей практике я использую взаимопроверку обучающих  самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка  окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам еще раз сверить ответы и решения. При взаимопроверки учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски  одной и той же задачи несколькими  учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается.

Необходимо:

  • предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;
  • приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;
  • демонстрировать учащимся типичные ошибки.

Такую демонстрацию можно провести в явном виде, можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить. Взаимопроверка  служит хорошей школой воспитания самоконтроля- ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-ий этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельности, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция   является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя коррекцию, регулируя  производимые, им действиями создает внутренний образец эталона знаний, действия, которые в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

  • приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения  материала путем составления плана,  прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные вопросы к задаче, уметь находить ответ на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
  • вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы;
  • не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если она найдена, то оценку можно не снижать;
  •  приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных и зачетных работ с указанием полученных результатов.

Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

  1. прийти на групповое занятие – консультацию по теме;
  2. прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;
  3. использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями)

Неудовлетворительные отметки в журнал сразу не выставляются, ученику дается время на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности.

  • формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения.

Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и недочеты; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценивать свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерии оценки и требования к выполнению заданий. При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направлять контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность. Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность. Одна из задач учителя в процессе формирования контрольно-оценочной деятельности школьника – способствовать совершенствованию рефлексивных умений. Это направление работы включает следующие задачи:

– осознание учащимися понятия «рефлексия», целей рефлексивного анализа;

– формирование у учащихся умений самоанализа;

– развитие у учащихся умений самооценки;

– развитие умений целеполагания и самопланирования учебных действий.

В итоге такой работы учителя школьники научатся видеть собственные успехи и проблемы на каждом занятии, делать запрос о помощи в случае необходимости, выбирать источник помощи.

4. Результативность.

         Систематическое и целенаправленное применение приемов формирования навыков самоконтроля и самоанализа  через вовлечение учащихся в контрольно – оценочную деятельность даёт хорошие результаты. Моя установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность моих учеников в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.



Предварительный просмотр:

Виноградова И.С.

МБОУ ООШ №5 г. Амурска

Амурского муниципального района

Хабаровского края

Я – учитель!

        Я - учитель! Как много воспоминаний возникает в моей памяти, когда я говорю эти слова!

        1 сентября 1981 года.

        Мама ведет меня в школу на торжественную линейку, посвященную первому учебному дню. У меня от страха бьется сердце. Оно трепещет даже не от неизвестности, что будет впереди, а оттого, что мы из-за задержки вылета нашего самолета прилетели с опозданием из отпуска. Мама не успела записать меня в первый класс. Мы подходим к директору школы и слышим: «Извините, запись в школу уже закончена, приходите на следующий год». И здесь весь мир у меня перевернулся, слезы хлынули из глаз. Ведь это большая трагедия для ребёнка. И вдруг я слышу: «Давайте, эту девочку я возьму к себе в класс». Я поднимаю глаза и вижу: передо мной стоит пожилая женщина с ласковыми глазами и доброжелательной улыбкой. Она берет меня за руку и ведет в строй детей. Это 1А класс. Это МОЙ 1А класс! А женщина, которая ведёт меня за руку - моя первая учительница. Этот день прошёл как в тумане. Я уже ничего толком не помню, остались только эмоции от того заветного для маленького ребёнка дня.  Больше я ничего не слышала, я только чувствовала тепло рук учителя, биение своего сердца и думала о своем маленьком детском счастье – меня взяли в школу. С этого самого дня я решила стать учителем.

        Образ моей первой учительницы остался надолго в моей памяти. Именно он и сподвиг меня к выбору будущей профессии. Я наблюдала за ней, когда она бережно складывала наши тетради, аккуратно делала записи в дневниках. От неё всегда хорошо пахло. Она опрятно выглядела и была приятной женщиной. Она была для каждого из нас в первую очередь мамой, наставницей, помощницей – таким должен быть учитель! По моему мнению, главная миссия учителя – помочь стать ребёнку хорошим человеком, а дать ему знания в определённой области – это уже дело второе. Казалось бы, воспитывать детей должны их родители, но я думаю, что не только! Учитель также может внести большой вклад в формирование культурной и активной жизнедеятельности детей, учить их нравственности, быть помощницей им и заступницей. Учитель не меньше родителей заинтересован в воспитании каждого ребёнка. Такой след в моей памяти оставила моя первая учительница.

        Я проучилась в школе 10 лет с мыслью о том, что я обязательно стану учителем – это была моя мечта. Уже около 20 лет я работаю в школе учителем, но меня до сих пор переполняют радостные и интригующие чувства, когда я готовлюсь к уроку. Ведь он может повернуться так, как я и не планировала. А ведь сложно сориентироваться, когда всё идёт не по плану. Сложность – этим меня и привлекает моя профессия!  Моя работа,  словно минное поле, – никогда не знаешь, чего ожидать. Моя задача -  достойно преодолеть все трудности и донести мысль и идею до каждого ребёнка. Кроме того, нельзя забывать и о жизненных трудностях своих учеников, поэтому необходимо помочь им, а самое главное -  понять, выслушать, если это необходимо.

Многие не согласились бы стать учителем. Бывало, что от самих же учителей слышишь нелестные слова по поводу выбранной ими же профессии. «Учитель – неблагодарная работа. Все дети непослушны, до них невозможно ничего донести. Вечные проблемы с ними», - это я слышу от многих своих знакомых. С таким девизом никогда работа не задастся. Сейчас все стремятся быть юристами, программистами, экономистами… кем угодно, но не учителем. Престиж моей профессии упал. Для многих работа преподавателем сложна. Да что там говорить… Некоторые учителя не справляются с ней. Им тяжело! Всем тяжело! А мне - нет! Меня любят дети, я это знаю. И я благодарна им за это. Я даю им не только предметные знания, но и обыденные жизненные советы. Они доверяют мне, как своей маме. Это результат моей работы. Моя работа видна и всем остальным, ведь я часто слышу приятные отзывы от других учителей, родителей и детей. Дети говорят обо мне… “Мой любимый учитель — это Ирина Сергеевна. Она мне нравиться, потому что ставит хорошие оценки и хорошо объясняет тему урока. А ещё  у неё добрые глаза. Но самое главное Ирина Сергеевна всегда поможет, если вдруг возникли трудности. Ирина Сергеевна не только хороший учитель, но и хороший друг...»

Говорят обо мне приятные вещи. Мои дети, мой класс изменились буквально за год. Мы стали более сплочёнными, дружными и активными. Мы вместе посещаем различные культурные мероприятия, вместе ходим на природу, вместе отдыхаем. Дети делятся со мной своими проблемами и обращаются за советом. Мои ребята приглашают меня на свои концерты и соревнования. Видели бы вы их лица, когда они так горды, что классный руководитель пришла поглядеть и поболеть за них! Какие у них счастливые лица! Не каждому это дано!

        Многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании детей. Вечные ссоры, разногласия, недопонимание - в общем, проблема «отцов и детей». Задача учителя – воспитать ребёнка. И я горжусь тем, что могу воспитывать не только своих детей, но и чужих, а именно - учеников. Я стараюсь найти подход к каждому ребёнку, поэтому моя работа не составляет для меня ни малейшего труда.

        Не у каждого педагога есть желание понять, выслушать ребенка и помочь ему в трудную минуту, поэтому не каждый понимает смысл этой профессии. Да, учитель - это действительно трудное дело. Главное - нужно принять детей! Всей душой принять их такими, какие они есть. Не нужно их сравнивать друг с другом, кто лучше, а кто хуже. Нет плохих детей, есть просто непонятые. Я считаю, что нужно относиться к ученикам так, как бы ты хотел, чтобы относились к твоим собственным детям. Ведь они относятся к тебе, как к другу, значит, и ты относись к ним так же.

        Я считаю, что смысл профессии учителя состоит ещё и в том, чтобы всегда быть  «в теме». Не только ты даёшь знания детям, но и они тебе. Они говорят тебе о нововведениях, показывают интересные, а порой  и смешные вещи,  рассказывают, что творится в этом мире. Взрослые часто не понимают младших и клевещут на новое поколение только из-за недопонимания. Преимущество моей профессии в том, что ты их понимаешь и это действительно интересно. Интересно то, что они рассказывают, интересен их мир. Временами удивляешься, что тебя учат чему-то эти маленькие ребята, а не ты их. Работа учителя – это необыкновенный заряд. Заряд молодости! Каждый год сменяются классы. Повзрослевшие дети заканчивают школу, и им на смену приходят другие ученики. Каждый год ты воспитываешь кого-то нового, даёшь знания и частичку своей жизни. Частичка тебя в каждом твоём ученике, они донесут твою часть и до своих детей – это ты и оставишь в этом мире после себя. Искусство – это единственная возможность оставить след после себя. Так что быть учителем – это искусство. Искусство воспитать ребёнка, донести добрую идею, развить её и вырастить. Когда спустя годы бывший ученик приходит к тебе, -  а это может быть и не самый прилежный ребёнок -  говорит тебе слова благодарности или же просто заходит в гости – не важно, ведь он приходит именно к тебе – это и есть результат твоей работы. Значит, он помнит тебя, помнит всё. Если он пришёл, значит с тобой связаны только приятные моменты. Зачем же ему заходить к тому, с кем  ассоциируется только плохое?

        Я ощущаю радость каждый день. Каждый день мой наполнен маленьким счастьем. Главное в профессии учителя – это увидеть больше, чем просто донести знания предмета. Учить – не главное в этом деле, нужно углубиться, проникнуться и вовлечься. Главное – воспитать ребёнка. Если человек чувствует это и понимает, то это его призвание. Только тогда он может с уверенностью сказать, что это работа ему по душе, ведь у него будет меньше проблем. У него развиваются мысли по-другому, он может всячески подойти к проблеме и найдёт ответы на все свои вопросы. Ведь учитель смотрит на этот мир с двух сторон: детской и взрослой.

        Прошли годы,  я могу с гордостью сказать, что выбор профессии для меня был не случайным. Я стала учителем, как и мечтала все 10 лет учёбы в школе.

        Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников. 

        Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее осознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял Лев Николаевич Толстой. И конечно, в сердце современного учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение.

        Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья. Какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра.  Здесь уже нужно оттолкнуться от себя самого.

        Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня есть любимая семья. У меня есть любимая работа. В школе меня окружают творческие люди, которые всегда готовы поддержать и помочь. Вокруг меня дети и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот».



Предварительный просмотр:

Алгоритм  самооценки
(основные вопросы  после выполнения задания)

1. Что нужно было сделать в этом  задании (задаче)?

  • Какая была цель?
  • Что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

  • Найдено решение, ответ? 

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в  чем)?

5. Какую ты ставишь себе отметку?

Критерии оценивания

  • отметка «5» - нет ошибок
  • отметка «4» - 1 ошибка
  • отметка «3» - 2 ошибки