Памятки

Яркеева Галина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Как работать на уроке в паре

1.     Внимательно прочитайте задание.

2.     Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3.     Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4.     Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5.     Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.



Предварительный просмотр:

Памятка. Работа на уроке

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету. 
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, 
что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам. 
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания. 
11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п. 
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится. 
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу. 
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов. 
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка. 
20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами.
 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию. 
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя.

У тебя все получится!

Помни: мы лучше всего запоминаем:

— то, чем постоянно пользуемся;
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
— то, что нам нужно;
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).



Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

1. Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение.

Делай так: 

Выпал пушистый снег. Дети рады. 

2. Знаки препинания в конце предложения. 

В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.

Делай так:Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?

4. Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной. Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.

Раздели слово на слоги для переноса. 

Делай так: Оси-на.

5. Гласные и, а, у после шипящих.       Жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:     Малыши, машина, лыжи.

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Ель, мальчик, букварь.

7. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Вьюга, листья, соловьи

8. Сочетания чк, чн, нщ,щн.    В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:     Дочка, речка, мощный.

9. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Съезд, объявление, подъём.

10. Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.

Делай так:  К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.

11. Непроверяемая безударная гласная в корне.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так:  Ягода, ягодка, ягодное.

12.Проверяемая безударная гласная в корне (а, о, и, е, я). 

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады – сад, поля – поле, волна – волны.

13.Парные звонкие и глухие согласные (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).  

Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. 

Делай так:  Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

14. Непроизносимая согласная в корне. 

Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в  котором согласный звук был бы слышен хорошо. Если в сочетании согласных при изменении слова  согласный не слышится, то писать его не нужно. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. 

Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

15. Удвоенная согласная в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова. 

Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.

16. Безударная гласная в окончании имени прилагательного.

Чтобы написать безударную гласную в окончании имени прилагательного, надо найти имя существительное и задать от него вопрос к имени прилагательному. У слов–вопросов всегда ударные окончания.

Выпиши слово правильно. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Задай вопрос. Выдели окончание.

Делай так: В новом доме. В доме (каком?).

17. Написание частицы не с глаголами.   Частица не с глаголами пишется раздельно. 

 Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Не_читал, не_любит, не_верю. 



Предварительный просмотр:

ЛЕНТА  БУКВ

ГЛАСНЫЕ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Э

О

У

А

Ы

Б

В

Г

Д

З

Ж

М

Л

Р

Н

Й

ЗВОНКИЕ

Ъ

Е

Ё

Ю

Я

И

П

Ф

К

Т

С

Ш

Х

Ц

Ч

Щ

ГЛУХИЕ

Ь

АЛФАВИ

Т

        В русском алфавите 33 буквы:   10 гласных,    21 согласная,

 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

А                Б                В                Г                Д                Е                Ё        

а                бэ                вэ                гэ                дэ                е                ё

Ж                З                И                Й                К                Л                М                жэ                зэ                и                и                ка                эль                эм                                                           краткое

Н                О                П                Р                С                Т                У        

эн                о                пэ                эр                эс                тэ                у

Ф                Х                Ц                Ч                Ш                Щ                Ъ

эф                ха                цэ                че                ша                ща          твёрдый

                                                                                              знак

Ы                Ь                Э                Ю                Я

        ы            мягкий                э                ю                я

                     знак

                                                             знак



Предварительный просмотр:

                                               Гласные звуки

  1. их 6:                   2) только из голоса,     3) ударный или        4) образуют слоги

[а], [о], [э],            шума нет                        безударный

[и], [ы], [у]

                                                     ВЫВОД:

                                           

                           сколько гласных звуков, столько и слогов:

                                у – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:

  • безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];
  • безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];
  • после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

   Гласные                                         «Хитрые»

буквы – звуки                                           гласные буквы      

а    –    [а]                                      е –  [й΄ ]       я –   [й ΄]                                                      

я    –    [а]                                            [э]                  [а]                                           

э    –    [э]                                 ё –  [й ΄]        ю – [й΄ ]                                   

е    –    [э]                                             [о]                  [у]

о    –    [о]                              1. в начале слова – якорь                           

ё    –    [о]                          2. в середине слова после                  

у    –    [у]                                      разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью                               

ю    –   [у]                          3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, 

и    –    [и]                                                                                                     поём

ы    –   [ы]                                   

10  –   [6] 



Предварительный просмотр:

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];

[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

        Способы обозначения звука [щ΄]:

  • щавель - [щ΄ив΄эл΄];                                  щ

счёты - [щ΄оты];                                          сч                [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄];                                         зч

мужчина - [мущ΄ина].                                    жч

        Способы обозначения звука [ц]:

  • цирк - [цырк];                                         ц

купаться - [купаца];                                 тьс                [ц]        

дерётся - [д΄ир΄оца].                                 тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб -  [гр΄ип], сказка - [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

        

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

        

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

  1. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!



Предварительный просмотр:

Звукобуквенный анализ слова

  1. Запиши слово.
  2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.
  3. Вертикальной чертой подели слово на слоги. 

Вспомни правило!!!  «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»

  1. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.
  2. Нарисуй схему слова.
  3. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.

Не забудь в схеме  колокольчиком указать звонкие звуки!

Например,         Я Б Л О Н Ь К А                                Ж И Р А Ф        

БУКВА

[ ЗВУК ]

                      ГЛАСНЫЙ                     СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ                ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ —  ТВЁРДЫЙ



Предварительный просмотр:

Части речи

Самостоятельные

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета        

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

кто? что?        

какой? какая? какое?        какие?

что делать?

что сделать?

сколько? который?

кто? что?

чей?

как ? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я       мы

ты      вы

он      она                                                            оно    они

радостно вчера

вверху издалека

поневоле

Служебные

Предлоги

Союзы

Частицы

о  об  до  по  под  от  перед   с   около за   над  из на   без  к   в          

и, да (и), или, а, но,

вот, даже, только, бы, ли,

не, ни

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.



Предварительный просмотр:

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что?   и называет

  • конкретные предметы (парта, ветка)
  • явления природы (иней, дождь)
  • живые существа (воробей, малыши)
  • события (митинг, праздник)
  • процесс, действие (выращивание, падение)        
  • абстрактные понятия (любовь, радость)        

           

одушевлённые сущ.                         неодушевлённые сущ.

кто?                                                       что?

     птица                                                            ветер

     ребёнок                                                       зелёнка

     

        нарицательные                                 собственные                                 

(обобщённое название однородные        (индивидуальное название живых существ и предметов

 предметов, явлений)                                      для отличия их от других)

        соловей                                        Россия

        очарование                                        Обь

        победа                                        Толстой



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой?   любознательный – мужской род  (м.р.)

какая?   здоровая – женский род (ж.р.)                           единственное число (ед.ч.)

какое?   прозрачное – средний род (ср. р.)

какие?   чистые        --                    множественное число (мн.ч.)                

чей?       Светин, папин



Предварительный просмотр:

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы          что делать?   мечтать

   что сделать?  смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма 

что делать? писать, нести       

 что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида.

    Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? –  поработает, нарисует.

    Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.

3. Глаголы изменяются по временам:

    Настоящее время – действие происходит в момент речи.

                     что делаю? – читаю, вижу;

    Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

                     что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

    Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

                     что делал? – читал, что сделал? – увидел.

     4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.

     5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

                Мужской род (м.р) – он блестел

                Женский род (ж.р) – она блестела

                Средний род (ср.р) – оно блестело

                     



Предварительный просмотр:

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

 (вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное 

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)

Подлежащее

(лежащее в основе предложения)

Сказуемое

(что сказано о подлежащем)

это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

это главный  член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

отвечает на вопросы кто? или что?

отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

подчёркивается двумя чертами

– может быть выражено:

существительным

Послышалась тихая музыка.

местоимением

Все собрались в зале.

сочетанием слов

Недавно у мамы было день рождения.

может быть выражено:

глаголом

Весело запели петухи.

существительным

Моя сестра художница.

прилагательным

Ночь звёздная.

кратким прилагательным

Наша Катя аккуратна.

 – может быть одно подлежащее

Ночь. Поздняя осень.

– может быть одно сказуемое

Морозит. Запиши в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения

- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.

Обстоятельство

Определение

Дополнение

второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое.

второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

обстоятельства образа действия

Маша читает выразительно.

обстоятельства времени

Проливной дождь шёл ночью.

обстоятельства места

На тополях набухли почки.

обстоятельства причины

Земля сырая от дождя.

обстоятельства цели

Я пошёл в магазин за хлебом.

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

Зонт (чей?) мамин.

На прошлом уроке мы узнали об определении.

Узнали (о чём?) об определении.

Ученики слушают учителя.

Слушают (кого?) учителя.

подчёркивается – точка тире

подчёркивается волнистой линией

подчёркивается – тире, тире



Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Измени форму слова

Подбери однокоренное слово

1. Один – много

 Трава –травы
Зв
езда – звёзды

2. Много – один

Шаги – шаг
Гр
ачи – грач

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

Смотрел, смотреть - смотрит
П
исал, писать - пишет

1. Слово – предмет (имя существительное)

Трещит – треск
цв
еток – цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Темнота – тёмный
Л
аскает – ласковый

3. Слово – действие (глагол)

Кормушка -кормит
х
одьба – ходит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

Ковёр – коврик
гн
ездо - гнёздышко

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Алгоритм проверки

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.



Предварительный просмотр:

Порядок действий при списывании, 1 - 2 класс:

1. Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор

имени существительного

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее значение (конкретные предметы; явления природы; живые существа; события; процесс, действие; абстрактные понятия)

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное
  • одушевлённое или неодушевлённое
  • род
  • склонение

4. Непостоянные признаки:

  • число
  • падеж

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец письменного разбора

Чему научишься в молодости3, пригодится в старости.

1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие

2. Нач. форма – молодость

3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.

4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.

5. Дополнение



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор

имени прилагательного

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.

2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)

3. Постоянный признак:

  • разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

4. Непостоянные признаки:

  • число
  • род (в единственном числе)
  • падеж.

       5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец письменного разбора

        Он рощи полюбил густые3… (А. С. Пушкин.)

1.  Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.

  1. Нач. форма – густой.
  2. Пост. признаки: качеств..
  3. Непост. признаки: мн. ч., В. п.
  4. Определение.



Предварительный просмотр:

План фонетического разбора

1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.

4. Дать характеристику звуков:

        Если звук согласный определяете:

  • парный или непарный по звонкости-глухости
  • звонкий или глухой
  • парный или непарный по твёрдости-мягкости
  • твёрдый или мягкий

        Если звук гласный определяете:

  • ударный или безударный

5. Определить количество букв и звуков.

Образец

фонетического разбора

Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.

п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.

л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.

о - [ а ] - гласн., безуд.

щ -[ щ′] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.

а - [ а ] - гласн., уд.

д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.

к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.

а - [ а ] - гласн., безуд.

8 б. 8 зв.

Якорь – 2 сл., 2 гласн., 2 согл

я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.

       [а] – гласн., уд.

к – [к] –  согл., парн. глух., парн. тв.

о – [а] – гласн., безуд.

р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.

ь – []_________

5 б., 5 зв.



Предварительный просмотр:

             Суффиксы

Суффиксы

Значение суффиксов

Правило применения

Примеры

-анан-, -янин-,

-ан-,  -ян-

Житель (жители) какой-либо страны, города, края

Запомнить

парижанин, россиянин

парижане, россияне

-ушк-, -юшк-,

- к-, -ок-, -ёк-,

-чик-, -еньк-,

-ечк-, -очк-

Уменьшительно-ласкательное значение

Запомнить

бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка

-ник-, -ниц, -чик-, -щик-,

-ик-, -ист-, -арь-,

-а-тель, -и-тель

Профессия или род занятий

Запомнить

дворник,  учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель 

-евн-, -евич-,

-ич-, -иничн-,

-овн-, -ович-

Отчества людей

Запомнить

Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович 

-оват, -еват-

Оттенок какого-либо цвета

Запомнить

красноватый, синеватый

-иц-, -их-

Названия животных-мам

Запомнить

волчица, зайчиха

-ёнок-

-онок-

Детёныши животных

  • После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс  -ёнок-.
  • После твёрдых согласных и

[ ч' ] пишется суффикс -онок-.

лисёнок, тигрёнок

зайчонок, волчонок

-ик-

-ек-

Уменьшительно-ласкательное значение

  • Суффикс  -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает»
  • Суффикс  -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает».

ключик  – нет ключика

замочек  –  нет замочка

-ость-

В суффиксе -ость- всегда пишется буква о.

глупость, вежливость

-ив-

-ев-

  • Под ударением пишется суффикс -ив-.
  • Без ударения пишется суффикс

-ев-.

красивый, игривый

волевой, боевой

-лив-, -чив-

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и.

пугливый, доверчивый

ПРИСТАВКИ

Виды и правописание приставок

Состоят из одного звука (буквы)

с-, в-, у-, о-

Неизменяемые приставки

вы-

Пишутся с гласной -о-

во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-

 

Исключения: приставки па-, пра-. 

паводок, прабабушка, прадедушка

Пишутся с гласной -а-

за-, на-, над-, раз-//рас-

Пишутся с согласной -д-

под-, над-, перед-, пред-

Пишутся с согласной -т-

от-

Приставки, оканчивающиеся на  з//с

раз-//рас-,      из-//ис-,     без-//бес-

Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.

Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.



Предварительный просмотр:

Безударные окончания имён существительных

Слова- помощники с ударными окончаниям-и

единственное число

множественное число

1-ое склонение

2-ое склонение

3-е склонение

весна, земля

слон, колесо

      рожь

И. п.

-а, -я

-       , -о, -е

-      

-и, -ы, -а, -я

Р. п.

-ы, -и

-а, -я

-      , -ов, -ев, -ей

Д. п.

-у, ю

-ам, -ям

В. п.

-у, -ю

-       , -а, -я, -о, -е

-      

-      , -и, -ы, -а, -я, -ей

Т. п.

-ой, -ей, -ёй

-ом, -ем, -ём

-ами, -ями, -ми

П. п.

-ах, -ях

Правописание безударных окончаний

 имён существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

Д.п.

П.п.



Предварительный просмотр:

Родовые окончания прилагательных

в начальной форме

род

окончания прилагательных

примеры

единственное число

м. р.

-ой,  -ый,   -ий

высокий столб

ж. р.

-ая,   -яя

высокая башня

ср. р.

-ое,   -ее

высокое зеркало

множественное число

-ые,   -ие

высокие горы



Предварительный просмотр:

Чередование согласных в корне слова

[ г // ж ]

книга – книжный

[ с // ш ]

носить – ноша

[ к // ч' ]

жук – жучок

[ щ' // ск]

тащу – таскать

[ х // ш ]

пух – пушок

[ м // мл']

кормить – кормлю

[ з // ж ]

мазать – мажет

[ б // бл' ]

любить – люблю

[ д // ж ]

обида – обижать

[ в // вл']

ловить – ловлю

[ ц // ч' ]

заяц – зайчонок

[ п // пл' ]

купить – куплю