«Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку»

Доклад на семинаре

 

«Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку»

 

Из опыта работы по подготовке учащихся 10ых – 11ых кл.

к выполнению части С

Единого государственного экзамена по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель русского языка

и литературы МАОУ «СОШ № 95»

Колесникова Тамара

Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Саратов

2012 г.

Третья часть (С) ЕГЭ по русскому языку состоит из одного задания. Учащиеся должны создать собственный текст (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному.

Выбор жанра творческой работы – право экзаменующегося. Обычно выпускник выбирает сочинение-рассуждение, но может обратиться и к жанру рецензии, эссе.

Рецензия (от лат. «рассмотрение») – рассмотрение (разбор, анализ) и оценка текста (сочинения, статьи, монографии и т.д.). В ней автор должен отметить актуальность / неактуальность рецензируемой работы, показать её достоинства и недостатки, критикуя, привести аргументы за и против, дать общую оценку.

Анализируя тот или иной текст, рецензент рассуждает, всегда высказывает своё мнение и аргументирует его.

Эссе (от фр. «попытка, проба») – разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции. В эссе главную роль играют впечатления и ассоциации по какому-то конкретному поводу (вопросу), раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе обычно отражается оригинальность авторского взгляда на предмет. Для него характерна образная афористичная речь. Это своего рода этюд, произведение свободной формы с установкой на разговорную интонацию и лексику. Всё это призвано заставить читателя думать, удивляться, мыслить самостоятельно, вызвать потребность к самовыражению. Нужно помнить, что существование конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающего анализа. В эссе предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Для автора главным является личное постижение мира и отношение к нему, т.е. мы говорим о ярко выраженной позиции автора.

По форме эссе обычно представляет собой сочинение-размышление, поэтому в нём часто используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, широко применяются вводные слова и параллельный способ связи предложений в тексте.

Например, тезис исходного текста: «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них … Хоть я один… один, как всегда». (И.С.Тургенев, «Голуби»).

 

Эссе

 

Эта лирическая миниатюра И.С.Тургенева – замечательный этюд с натуры. Перед нами размышления автора о трагической судьбе одинокого человека, но стихотворение совсем не грустное, хотя и заканчивается словом одинок. Автор славит в нём дружбу, побеждающую смерть. В предложении: «…Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто летал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас» – И.С.Тургенев предстаёт как писатель-гуманист, которому хорошо даже от одного вида такой беззаветной дружбы. И такую огромную силу дают ему эти поддерживающие друг друга птицы.

Значительное место в повествовании занимает описание состояния природы и человека перед грозой. Для этого автор использует разнообразные художественные средства. Прежде всего, это эпитеты: зловещий блеск, последние лучи, одинокий лист, безмолвная земля. С этой же целью Тургенев использует глаголы: притаилось, изнывало, не видать, не слыхать, попрятались. В тексте используются символы: голубь – белый платочек или снежный комок. Наконец, обилие восклицательных предложений «Но глядь!»; «Пошла потеха!», передающих особую напряжённость автора и всей окружающей природы перед грозой.

 

Что требуется от автора сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту?

 

От автора сочинения-рассуждения по прочитанному тексту требуется, чтобы он:

1) верно понял содержание исходного текста и позицию автора;

2) в той или иной мере отразил и интерпретировал основные мысли автора исходного текста;

3) чётко выразил свою позицию по поводу прочитанного и аргументировал её;

4) отметил характерные для исходного текста языковые средства (не менее двух), правильно объяснил их роль в исходном тексте и привёл примеры;

5) оформил письменную творческую работу так, чтобы она имела смысловую цельность, композиционную стройность, продуманную последовательность, связность изложения;

6) точно сформулировал свои мысли, уместно использовал лексическое богатство русского языка, разнообразие синтаксических конструкций, выразительные средства языка;

7) написал сочинение-рассуждение по прочитанному тексту без орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

 

Как начать сочинение

 

Сочинение можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К.Г.Паустовский (М.Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот т прочитанный мною текст переносит меня…

или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлечённые существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, взаимопомощь, милосердие) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями своими размышлениями о том, что…

3) с двух-трёх риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит её? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно будет объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

 

Хочется привести в качестве примеров вступления к сочинениям, написанные учащимися нашей школы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

1. Должен ли человек любить свою Родину?

Именно над этим вопросом предлагает задуматься автор. Он раскрывает проблему, рассуждая о том, как много родина значит для человека. Писатель называет родину своей матерью. (Из сочинения ученика 10а кл Трушина А.)

2. Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность невозможна без милосердия. И именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.

Он не случайно обращается к этой теме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали равнодушными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие чувства, как милосердие и сострадание, утратили значимость. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как получилось, что это чувство оказалось запущенным?»

Позиция автора однозначна. Он считает, что умение «откликаться на чужую боль» – самое ценное качество человеческой души. Гранин считает, что, хотя эти чувства и даны человеку от рождения, душевные силы, как и физические, нуждаются в постоянной тренировке. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

3. Человечество на протяжении веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Что же такое гармония и какова её роль в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Автор с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: всё живое стремится к «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости, добра. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

 

Как сформулировать проблему

 

Виды проблемы:

  • философская

  • политическая

  • идеологическая

  • социальная

  • национальная

  • международная

  • и другие…

 

 

Эпитеты, применимые к слову «проблема»:

 

  • сложная

  • трудная

  • важная

  • серьёзная

  • глубокая

  • основная

  • главная

  • актуальная

  • злободневная

  • острая

  • назревшая

  • и другие…

 

 

Некоторые шаблоны для ввода проблемы:

  • Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? – Р.п. )

  • Автор в данном тексте уделил внимание проблеме …

  • Автор затрагивает проблему (чего? – Р.п. )

  • В тексте поднимается проблема…

  • Текст… заставил задуматься над сложной проблемой (чего? – Р.п. )

  • Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения

  • Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить

 

 

Обратимся к исходному тексту

 

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше

– Ты читал «Тома Сойера»?

– Нет.

– А «Вия»?

– Нет.

– Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе.

(С.Михалков)

 

 

Формулировка проблемы

 

Основные проблемы текста С.Михалкова:

 

1. Роль чтения в детстве, в период становления личности человека

2. Проблема влияния книги на судьбу человека

3. Проблема важности чтения в детстве классической литературы.

 

Примеры неправильных формулировок:

 

1. «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

2. «Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков: дети в настоящее время не читают книг».

Объясните, в чём заключаются ошибки приведённых формулировок проблемы.

 

Типичные ошибки при формулировании проблемы

 

1. Непонимание проблемы

Игнорируя информацию текста, учащиеся «подгоняют» его под известные им проблемы

2.Неумение сформулировать проблему

Это связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Следует внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Нужно избегать общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны» или «проблема труда»

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Необходимо помнить, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста

 

 

Чтобы избежать указанных ошибок, мы используем следующие задания для учащихся.

 

1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

 

1.В чём опасность политики национализма?

А. Философская

2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

3. В чём смысл человеческой жизни?

В. Экономическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы

Д.Социальная

 

 

2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

 

3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

 

4. Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.

 

5. Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста..

 

6. Прочитайте формулировки проблем текста Ю.Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

 

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли.

Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(Ю.Лотман)

 

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1.Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

3. В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема национальной вражды.

4. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

 

 

Комментарий к проблеме

 

Комментарий – положительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Комментарий учащегося должен связать проблему, которую он сформулировал, с авторской позицией. Необходимо показать ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт читателю свои мысли, зашифровывает их словесно, задача автора сочинения – понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно учащемуся удалось понять проблему, увидеть её различные аспекты.

 

 

Составители ЕГЭ различают два типа комментария к проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для примера рассмотрим фрагмент сочинения по тексту Ю.Лотмана (о проблеме национальной вражды).

 

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

 

Ю.Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» – проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

 

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

 

Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в разных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

 

Типичные ошибки при комментарии проблемы

 

Вид ошибки

Рекомендации учащимся

Комментарий отсутствует

Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения

Комментарий не опирается на текст

Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли

Комментарий подменяется пересказом

Не пересказывайте, а анализируйте текст. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента

Не увлекайтесь цитированием. Цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её.

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная

Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только информацию, связанную с выделенной вами проблемой.

 

 

Авторская позиция

 

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста, затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выделение позиции автора.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым событиям, явлениям, героям, их поступкам. Читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих возможных или реальных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны. Ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

 

 

Средства выражения позиции автора

 

 

 

Слова-маркёры

Оценочная лексика

Средства выразительности

 

 

 

 

 

 

Вводные слова

Побудительные предложения

 

 

 

 

 

 

 

Слова-маркёры: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений: отличный, прекрасный, превосходный и т .д. – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, наглый и т.д. – отрицательная оценка.

Средства выразительности – риторические восклицания и т.д.

Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

 

 

 

Автор и рассказчик

 

Для правильного понимания текста важно различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, – это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

 

Помните!

Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

 

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

 

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда …

– Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? – строго спросил отец.

– Нет. Это не я.

– Кто тогда?

– Не знаю … Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

– Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки, не она виновата? – испытующе посмотрел на меня отец.

– Честное слово! Я здесь ни при чём! – ответил я, глядя ему прямо в глаза…

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай, забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен …

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное – не огорчать родителей. А что касается кошки … Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …

(Г.Андреев)

 

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

 

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера – это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

 

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

 

1. Отсутствие формулировки авторской позиции.

2. Позиция автора формулируется слишком широко и неточно.

3. Формулируется позиция автора по другой проблеме, не заявленной в сочинении.

4. Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика.

5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста.

 

Советы учащимся

 

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где он подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

 

Типовые текстовые конструкции

 

Существует мнение, что использование в сочинении типовых текстовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий и точный путь передачи информации.

Необходимо разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность, это речевые стереотипы, стандарты, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых ситуациях.

Но использование типовых конструкций требует от автора определённых умений.

 

Несколько советов учащимся

 

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций только те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой.

Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

 

Как закончить сочинение

 

Иногда бывает так, что сочинение учащегося остаётся незавершённым, то есть в нём отсутствует важный композиционный элемент – заключение. Оно должно подводить итог всей работы, логично завершать размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Рассмотрим различные способы оформления заключения.

 

Виды заключения

 

Виды заключения

Примеры

Обобщение основных мыслей автора

Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств – милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти? (Из сочинения ученицы 10а кл Преображенской П.)

Призыв, обращение к читателю

Автор подводит нас к выводу, что каждый человек должен любить свою родину, ведь она для него как вторая мать. (Из сочинения ученицы 10а кл Шумилиной А.)

Использование цитат

Сергей Залыгин призывает читателей беречь самую главную драгоценность нашей культуры – русский язык. Ведь «…если мы потеряем наш язык, тогда потеряем и Россию». (Из сочинения ученицы 10а кл Решетниковой Е.)

 

 

 

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений наших выпускников.

1. Прочитанный текст В.Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых. (Из сочинения ученицы 10а кл Микиашвили С.)

2. Статья С.Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за моё воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

 

Итак, девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением: «Конец – делу венец».

Подводя итог сказанному, вспомним, как можно закончить сочинение:

 

  • в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста;

  • подведёнием итога сказанному, обобщением;

  • в форме яркого примера, обобщающего суждения;

  • в форме спора с воображаемым собеседником;

  • развёрнутой мыслью, выраженной во вступлении;

  • афоризмом;

  • энергичным ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения.

 

Типовые конструкции, используемые в заключении

 

  • Таким образом,

  • Следовательно,

  • Итак,

  • В заключение хочу подчеркнуть.

Памятки для учащихся

 

Как писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

 

Сначала напишите черновик:

а) покажите, что вы адекватно воспринимаете проблематику исходного текста (о чём в нём идёт речь, что думает об этом сам автор, какова его позиция) и его основную мысль;

б) если считаете нужным, полемизируйте с автором исходного текста, но вежливо и с фактами в руках;

в) пишите черновик, придерживаясь составленной вами композиции, заботьтесь о смысловой связи частей сочинения;

г) используйте разные синтаксические конструкции, включая сложное синтаксическое целое;

д) используйте разные средства связи предложений, иначе написанное будет восприниматься как простой набор предложений, а не как единый текст;

е) используйте абзацы, это обязательный элемент сочинения-рассуждения, они служат для перехода от одной микротемы к другой, без них текст с трудом воспринимается и осмысляется;

ж) как можно точнее выражайте мысли, используйте тропы и фигуры речи, умело применяйте их в сочинении.

 

 

Редактирование сочинения-рассуждения

 

Читая черновик,

а) убедитесь, верно ли отражена проблематика исходного текста и позиция автора;

б) внесите (если надо) изменения в текст;

в) уточните те или иные формулировки;

г) проверьте текст с точки зрения смысловой цельности, композиционной стройности, логичности и связности изложения; при необходимости внесите изменения;

д) проверьте, не страдает ли текст однообразием синтаксических конструкций; если да – внесите изменения;

е) проверьте, уместно ли использованы в тексте средства языковой выразительности;

ж) проверьте, нет ли орфографических ошибок; если есть – исправьте;

з) проверьте, нет ли пунктуационных ошибок; если есть – исправьте;

и) проверьте, нет ли грамматических, речевых ошибок; если есть – исправьте.

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Филиппов Л.К. Русский язык: Готовимся к ЕГЭ: Учеб.-метод. пособие. – Саратов: Научная книга, 2010. – 292 с.

2. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: Учеб.-метод. пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 192 с.

3. Нарушевич А.Г. С чего начать? Пишем сочинение-рецензию на Едином государственном экзамене по русскому языку // Русский язык, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2005, № 5

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре

«Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку»

Из опыта работы по подготовке учащихся 10ых – 11ых кл.

к выполнению части  С 

 Единого государственного экзамена по русскому языку

Выполнила  

учитель русского языка

и литературы МАОУ «СОШ  № 95»

Колесникова Тамара

Васильевна

г.Саратов

2012 г.


Третья часть (С)  ЕГЭ по русскому языку состоит из одного задания. Учащиеся должны создать собственный текст (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному.

Выбор жанра творческой работы – право экзаменующегося. Обычно выпускник выбирает сочинение-рассуждение, но может обратиться и к жанру рецензии, эссе.

Рецензия (от лат. «рассмотрение») – рассмотрение (разбор, анализ) и оценка текста (сочинения, статьи, монографии и т.д.). В ней автор должен отметить актуальность / неактуальность рецензируемой работы, показать её достоинства и недостатки, критикуя, привести аргументы за и против, дать общую оценку.

Анализируя тот или иной текст, рецензент рассуждает, всегда высказывает своё мнение и аргументирует его.

Эссе (от фр. «попытка, проба») –  разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции. В эссе главную роль играют впечатления и ассоциации по какому-то конкретному поводу (вопросу), раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе обычно отражается оригинальность авторского взгляда на предмет. Для него характерна образная афористичная речь. Это своего рода этюд, произведение свободной формы с установкой на разговорную интонацию и лексику. Всё это призвано заставить читателя думать, удивляться, мыслить самостоятельно, вызвать потребность к самовыражению. Нужно помнить, что существование конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающего анализа. В эссе предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Для автора главным является личное постижение мира и отношение к нему, т.е. мы говорим о ярко выраженной позиции автора.

По форме эссе обычно представляет собой сочинение-размышление, поэтому в нём часто используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, широко применяются вводные слова и параллельный способ  связи предложений в тексте.

Например, тезис исходного текста: «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них … Хоть я один… один, как всегда». (И.С.Тургенев, «Голуби»).

Эссе

Эта лирическая миниатюра И.С.Тургенева – замечательный этюд с натуры. Перед нами размышления автора о трагической судьбе одинокого человека, но стихотворение совсем не грустное, хотя и заканчивается словом одинок. Автор славит в нём дружбу, побеждающую смерть. В предложении: «…Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто летал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас» –  И.С.Тургенев предстаёт как писатель-гуманист, которому хорошо даже от одного вида такой беззаветной дружбы. И такую огромную силу дают ему эти поддерживающие друг друга птицы.

Значительное место в повествовании занимает описание состояния природы и человека перед грозой. Для этого автор использует разнообразные художественные средства. Прежде всего, это эпитеты: зловещий блеск, последние лучи, одинокий лист, безмолвная земля. С этой же целью Тургенев использует глаголы: притаилось, изнывало, не видать, не слыхать, попрятались. В тексте используются символы: голубь – белый платочек или снежный комок. Наконец, обилие восклицательных предложений «Но глядь!»; «Пошла потеха!», передающих особую напряжённость автора и всей окружающей природы перед грозой.

Что требуется от автора сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту?

От автора сочинения-рассуждения по прочитанному тексту требуется, чтобы он:

1) верно понял содержание исходного текста и позицию автора;

2) в той или иной мере отразил и интерпретировал основные мысли автора исходного текста;

3) чётко выразил свою позицию по поводу прочитанного и аргументировал её;

4) отметил характерные для исходного текста языковые средства (не менее двух), правильно объяснил их роль в исходном тексте и привёл примеры;

5) оформил письменную творческую работу так, чтобы она имела смысловую цельность, композиционную стройность, продуманную последовательность, связность изложения;

6) точно сформулировал свои мысли, уместно использовал лексическое богатство русского языка, разнообразие синтаксических конструкций, выразительные средства языка;

7) написал сочинение-рассуждение по прочитанному тексту без орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Как начать сочинение

Сочинение можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К.Г.Паустовский (М.Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот т прочитанный мною текст переносит меня…

или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлечённые существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, взаимопомощь, милосердие) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями своими размышлениями о том, что…

3) с двух-трёх риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит её? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно будет объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать  «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

Хочется привести в качестве примеров вступления к сочинениям, написанные учащимися нашей школы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

1. Должен ли человек любить свою Родину?

Именно над этим вопросом предлагает задуматься автор. Он раскрывает проблему, рассуждая о том, как много родина значит для человека. Писатель называет родину своей матерью. (Из сочинения ученика 10а кл Трушина А.)

2. Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность невозможна без милосердия. И именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.

Он не случайно обращается к этой теме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали равнодушными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие чувства, как милосердие и сострадание, утратили значимость. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как получилось, что это чувство оказалось запущенным?»

Позиция автора однозначна. Он считает, что умение «откликаться на чужую боль» – самое ценное качество человеческой души. Гранин считает, что, хотя эти чувства и даны человеку от рождения, душевные силы, как и физические, нуждаются в постоянной тренировке. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной  А.)

3. Человечество на протяжении веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Что же такое гармония и какова её роль в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Автор с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: всё живое стремится к «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости, добра. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной  А.)

Как сформулировать проблему

Виды проблемы:

  • философская
  • политическая
  • идеологическая
  • социальная
  • национальная
  • международная
  • и другие…

Эпитеты, применимые к слову «проблема»:

  • сложная
  • трудная
  • важная
  • серьёзная
  • глубокая
  • основная
  • главная
  • актуальная
  • злободневная
  • острая
  • назревшая
  • и другие…

Некоторые шаблоны для ввода проблемы:

  • Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего?  – Р.п. )
  • Автор в данном тексте уделил внимание проблеме …
  • Автор затрагивает проблему (чего?  – Р.п. )
  • В тексте поднимается проблема…
  • Текст… заставил задуматься над сложной проблемой (чего?  – Р.п. )
  • Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения
  • Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить

Обратимся к исходному тексту

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше

– Ты читал «Тома Сойера»?

– Нет.

– А «Вия»?

– Нет.

– Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе.

(С.Михалков)

Формулировка проблемы

Основные проблемы текста С.Михалкова:

1. Роль чтения в детстве, в период становления личности человека

2. Проблема влияния книги на судьбу человека

3. Проблема важности чтения в детстве классической литературы.

Примеры неправильных формулировок:

1. «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

2. «Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков: дети в настоящее время не читают книг».

Объясните, в чём заключаются ошибки приведённых формулировок проблемы.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

 

1. Непонимание проблемы

Игнорируя информацию текста, учащиеся «подгоняют» его под известные им проблемы

2.Неумение сформулировать проблему

Это связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Следует внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Нужно избегать общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны» или «проблема труда»

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Необходимо помнить, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста

Чтобы избежать указанных ошибок, мы используем следующие задания для учащихся.

1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1.В чём опасность политики национализма?

А. Философская

2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

3. В чём смысл человеческой жизни?

В. Экономическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли человек право вмешиваться  в жизнь природы

Д.Социальная

2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

4. Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.

5. Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста..

6. Прочитайте формулировки проблем текста Ю.Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли.

 Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(Ю.Лотман)

 

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1.Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

 Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

3. В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема национальной вражды.

4. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать  межнациональных конфликтов?

Комментарий к проблеме

Комментарий – положительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Комментарий учащегося должен связать проблему, которую он сформулировал, с авторской позицией. Необходимо показать ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт читателю свои мысли, зашифровывает их словесно,  задача автора сочинения – понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно учащемуся удалось понять проблему, увидеть её различные аспекты.

Составители ЕГЭ различают два типа комментария к проблеме.

Для примера рассмотрим фрагмент сочинения по тексту Ю.Лотмана (о проблеме национальной вражды).

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

Ю.Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» – проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в разных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

Типичные ошибки при комментарии проблемы

Вид ошибки

Рекомендации учащимся

Комментарий отсутствует

Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения

Комментарий не опирается на текст

Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли

Комментарий подменяется пересказом

Не пересказывайте, а анализируйте текст. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента

Не увлекайтесь цитированием. Цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её.

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная

Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только информацию, связанную с выделенной вами проблемой.

Авторская позиция

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста, затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выделение позиции автора.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым событиям, явлениям, героям, их поступкам. Читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих возможных или реальных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны. Ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Слова-маркёры: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений: отличный, прекрасный, превосходный и т .д. –  положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, наглый и т.д. – отрицательная оценка.

Средства выразительности – риторические восклицания и т.д.

Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

Автор и рассказчик

Для правильного понимания текста важно различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, – это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Помните!

Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда …

  – Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? – строго спросил отец.

  –  Нет. Это не я.

  – Кто тогда?

  – Не знаю … Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

– Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки, не она виновата? – испытующе посмотрел на меня отец.

  – Честное слово! Я здесь ни при чём! – ответил я, глядя ему прямо в глаза…

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай, забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен …

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное – не огорчать родителей. А что касается кошки … Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …

(Г.Андреев)

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера – это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

1. Отсутствие формулировки авторской позиции.

2. Позиция автора формулируется слишком широко и неточно.

3. Формулируется позиция автора по другой проблеме, не заявленной в сочинении.

4. Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика.

5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста.

Советы учащимся

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где он подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

Типовые текстовые конструкции

Существует мнение, что использование в сочинении типовых текстовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий и точный путь передачи информации.

Необходимо разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность, это речевые стереотипы, стандарты, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых ситуациях.

Но использование типовых конструкций требует от автора определённых умений.

Несколько советов учащимся

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций только те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой.

Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

Как закончить сочинение

Иногда бывает так, что сочинение учащегося остаётся незавершённым, то есть в нём отсутствует важный композиционный элемент – заключение. Оно должно подводить итог всей работы, логично завершать размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Рассмотрим различные способы оформления заключения.

Виды заключения

Виды заключения

Примеры

Обобщение основных мыслей автора

Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств – милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной  А.)

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти? (Из сочинения ученицы 10а кл Преображенской  П.)

Призыв, обращение к читателю

Автор подводит нас к выводу, что каждый человек должен любить свою родину, ведь она для него как вторая мать. (Из сочинения ученицы 10а кл Шумилиной  А.)

Использование цитат

Сергей Залыгин призывает читателей беречь самую главную драгоценность нашей культуры – русский язык. Ведь «…если мы потеряем наш язык, тогда потеряем и Россию». (Из сочинения ученицы 10а кл Решетниковой  Е.)

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений наших выпускников.

1. Прочитанный текст В.Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых. (Из сочинения ученицы 10а кл Микиашвили С.)

2. Статья С.Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за моё воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной  А.)

Итак, девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением: «Конец – делу венец».

Подводя итог сказанному, вспомним, как можно закончить сочинение:

  • в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста;
  • подведёнием итога сказанному, обобщением;
  • в форме яркого примера, обобщающего суждения;
  • в форме спора с воображаемым собеседником;
  • развёрнутой мыслью, выраженной во вступлении;
  • афоризмом;
  • энергичным ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Типовые конструкции, используемые в заключении

  • Таким образом,
  • Следовательно,
  • Итак,
  • В заключение хочу подчеркнуть.

Памятки для учащихся

Как писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Сначала напишите черновик:

а) покажите, что вы адекватно воспринимаете проблематику исходного текста (о чём в нём идёт речь, что думает об этом сам автор, какова его позиция) и его основную мысль;

б) если считаете нужным, полемизируйте с автором исходного текста, но вежливо и с фактами в руках;

в) пишите черновик, придерживаясь составленной вами композиции, заботьтесь о смысловой связи частей сочинения;

г) используйте разные синтаксические конструкции, включая сложное синтаксическое целое;

д) используйте разные средства связи предложений, иначе написанное будет восприниматься как простой набор предложений, а не как единый текст;

е)  используйте абзацы, это обязательный элемент сочинения-рассуждения, они служат для перехода от одной микротемы к другой, без них текст с трудом воспринимается и осмысляется;

ж) как можно точнее выражайте мысли, используйте тропы и фигуры речи, умело применяйте их в сочинении.

   

Редактирование сочинения-рассуждения

Читая черновик,

а) убедитесь, верно ли отражена проблематика исходного текста и позиция автора;

б) внесите (если надо) изменения в текст;

в) уточните те или иные формулировки;

г) проверьте  текст  с  точки  зрения  смысловой  цельности, композиционной стройности, логичности и связности изложения; при необходимости внесите изменения;

д) проверьте, не страдает ли текст однообразием синтаксических конструкций; если да – внесите изменения;

е) проверьте, уместно ли использованы в тексте средства языковой выразительности;

ж) проверьте, нет ли орфографических ошибок; если есть – исправьте;

з) проверьте, нет ли пунктуационных ошибок; если есть – исправьте;

и) проверьте, нет ли грамматических, речевых ошибок; если есть – исправьте.

Список использованных источников

1. Филиппов Л.К. Русский язык: Готовимся к ЕГЭ: Учеб.-метод. пособие. –  Саратов: Научная книга, 2010. – 292 с.

2. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: Учеб.-метод. пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 192 с.

3. Нарушевич А.Г. С чего начать? Пишем сочинение-рецензию на Едином государственном экзамене по русскому языку // Русский язык, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2005, № 5