хабибуллина физалия фирдависовна

                   Мои выступления на научно-практической конференции в городе Уфе.   Введение.                                                                                                                              Актуальность исследования: Моей душе близки слова А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»,                            В. Сухомлинского «От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».                                                                                                                                                                                                                         Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.                                                                                                                                       Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться.                                                                                                                            Духовно-нравственное воспитание на современном этапе  развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования.  Не случайно методологической основой перехода образования на новый федеральный  государственный образовательный  стандарт является Концепция духовно-нравственного образования.                                                                                   Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:

—      для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

—       в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера

—      cамостоятельно,  без педагогической поддержки ему трудно ориентироваться в этих проблемах.                                                                                                        В связи с актуальностью проблемы духовно- нравственного воспитания в начальной школе, тема нашей работы «Формы и методы  духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время»                                                                                                                                   Цель исследования: рассмотреть основные формы и методы духовно- нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.                                               Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников в школе во внеурочное время.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников в школе  будет иметь положительную динамику, если при его осуществлении учителем будет использоваться организованные формы и методы.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие «духовно-нравственное воспитание».

2.Выявить формы и методы воспитания младших школьников.

3.Провести опытно-экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе внеурочной деятельности и урочной деятельности.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методи-

ческой литературы по данной теме, наблюдение, опрос, тестирование, беседа.                                                                                                                        База исследования: МОБУ СОШ №15 г. Нефтекамска.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Глава 1. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

1.1. Определение понятия  «духовно-нравственное воспитание»

Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственное воспитание», необходимо проанализировать понятия «Духовность» и «Нравственность.

Духовность - это мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам.

Нравственность - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

1.2. Формы и методы духовно - нравственного воспитания                                            в начальной  школе.

Процесс воспитания осуществляется различными формами и методами.

Формы:                         

—      фронтальные

—      индивидуальные

—      групповые

 Методы:

·       проблемно-поисковые

·       практические

·       словесные

Выводы по первой главе

Таким образом, используются различные формы и методы в духовно-нравственном воспитании.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности форм и методов духовно-нравственного воспитания в начальной школе.                                                                                                                                        2.1. Диагностика уровня  духовно – нравственной воспитанности младших школьников.

Экспериментальное исследование проводилось в МОБУ СОШ №15  г. Нефтекамска,  в 4 "Б" классе.  Класс насчитывал 15 человек.

Целью экспериментальной работы была проверка гипотезы, которой предусматривалось: духовно-нравственное воспитание младших школьников в школе  будет иметь положительную динамику,  если при его осуществлении учителем будет использоваться организованные формы и методы.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап – констатирующий.

2 этап – формирующий.

          3 этап – контрольный.

На констатирующем эксперименте  проводились беседы, в которых выяснила представления детей о нравственных качествах, правилах поведения. Были  разработаны вопросы беседы:

        - Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
        - Как обычно ведет себя ответственный человек?
        - Как обычно ведет себя безответственный человек?
        - Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
        - Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
        - Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
А также предлагалось решить такие ситуации:
- Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

-Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.                                                                                                                                                             -Как должна была поступить Оля?

Обработка и интерпретация результатов теста.

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных представлений.

1 балл – нравственные преставления существуют, но соответствовать им ребенок не стремится

2 балла – нравственные представления и ориентиры существуют, учащийся пытается им соответствовать, но иногда оступается.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции яркие, адекватные; отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Как показало исследование у большинства младших школьников (15чел.) нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

          Исходя из результатов диагностического исследования на данном этапе,   распределила детей по уровню развития нравственных представлений на три уровня: высокий, средний и ниже среднего.   

Рис.1. Отношение к нравственным нормам. По результатам выявили, что     33%- с высоким уровнем, 40% -  с средним уровнем,                              27% - с  ниже средним уровнем.

image

Вывод: У младшего школьника недостаточно сформированы в сознании базовые национальные ценности. Он использует данные понятия на уровне ощущений и чувств.                                                                                                                                            

 

 

2.2. Программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

2 этап – формирующий.

   Для формирования духовно-нравственного воспитания проводятся различные мероприятия,  классные часы традиционные для школы, посещение музеев, мечетей.

Была разработана программа внеурочной деятельности (кружок «Я  гражданин  России»)  в 4 классе 2 раза в неделю.

Этическая беседа на тему "Помогай окружающим людям".

Этическая беседа на тему "Ответственный человек"

Игра "Взаимное уважение".

Упражнение. Рисование на тему "Хороший поступок".

Упражнение. Рисование на тему "Плохой  поступок".

2.3. Анализ экспериментальной работы.

На третьем завершающем этапе   стояла цель в определении эффективности тех методов нравственного воспитания, которые были применены в опытно – экспериментальной работе. Таким образом,   были подобраны разные формы и методы,  духовно-нравственного воспитания

3 этап – контрольный. Для проверки эффективности методов духовно-нравственного воспитания применялись те же методики, что и на первом этапе: метод незаконченных предложений, беседы и наблюдения за деятельностью учащихся, их взаимодействием, но предлагались другие ситуации по содержанию, чтобы исключить механические ответы.                                                                                      - Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?                                                    - Как обычно ведет себя ответственный человек и безответственный человек? - Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность и недоброжелательность?                                                                                                             - Как обычно ведет себя доброжелательный человек и недоброжелательный человек?                                                 

 Предлагалось решить такие ситуации:
- Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?                                                                                     - Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…                                                                                                               - Бабушка в растерянности не могла перейти через улицу, по которой двигались машины.                                                                                                                                                         - Твои знакомые ребята обижают малыша. Твои действия?                                                - Ты заметил, что человек совершил кражу в магазине. Как бы ты поступил?

image

Рис.2.Отношение к нравственным нормам.

По результатам выявили, что 73% - с высоким уровнем, 27 % - со средним уровнем развития духовно- нравственной культуры учащихся.

Как показало повторное исследование почти у всех младших школьников (15 чел.) высокий уровень развития нравственных представлений и ориентиров, для которого характерно наличие нравственных ориентиров, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам еще достаточно устойчивое.

В группе отсутствуют дети с низким уровнем  и ниже среднего нравственного развития.

                                                  Заключение.                                                                                                            Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации указанных форм и методов нравственного воспитания школьников во внеурочное время потвердили выдвинутую гипотезу. Если часто использовать различные формы и методы в духовно-нравственном воспитании, то формирование нравственных норм в представлении у младших школьников будет проходить в позитивной динамике.

  Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.

Добавить запись

Защита от спам-роботов