Моя методическая копилка

Бурлак Елена Евгеньевна

Возможности физики в воспитании самореализующейся личности

 

Как жить в настоящем и заниматься будущим?

Ответ прост: делать школу, растящую личность.

А.Г. Асмолов

Делая первые шаги в педагогике, я задавалась вопросом: зачем моим ученикам физика? Им, будущим шоферам, строителям, военнослужащим, воспитателям детских садов и просто будущим мамам и папам?

Конечно, не для того, чтобы все они стали фарадеями, ньютонами, капицами, хотя, безусловно, хотелось бы, чтобы кто-то из моих учеников внес свой вклад в науку, и не только для того, чтобы на основе знаний законов электродинамики мои ученики чинили утюги, собирали простейшие радиоприемники.

Так зачем же  им, ученикам, моя физика?

Работая над конспектами уроков, размышляя о великих физических открытиях, я постоянно задаю себе вопрос: как мой любимый предмет поможет моим ученикам освоить тот культурный опыт человечества, который накоплен учеными-физиками, позволит им построить естественно-физическую картину мира, впитать тот творческий потенциал и тот опыт становления личности, которыми обладали те, кто открывал тайны физических законов

Я отчетливо осознаю, что жизненные ситуации у моих учеников будут иными, чем те, в которых рождаются физические открытия. И если на уроках, где я стараюсь создать ситуацию исследования, позволяя тем самым ученикам самим открыть закон, стать на несколько минут первооткрывателями, они научатся мыслить, сотрудничать, творить, то я нисколько не сомневаюсь в том, что мой предмет будет востребован.

Если через сухие формулы закона всемирного тяготения, символы и цифры в их воображении будет возникать движение тел во Вселенной, если при изучении строения атома мой ученик сможет представить себе жизнь микромира, то ответ на вопрос о значимости моего предмета становится очевидным: физика нужна, чтобы сформировать личность.

Чему я хочу научить своих учеников?

–   Тому, что, в конечном счете,  нет ничего прекраснее, как вновь и вновь открывать для себя мир:

                       В одном мгновенье – видеть вечность,

                       Огромный мир – в зерне песка.

                       В единой горсти – бесконечность,

                       И небо – в чашечке цветка.

У. Блейк

Предмет, который я преподаю, позволяет увидеть не только явления, но и причину их возникновения, логику развития событий, их взаимообусловленность.

Если на моих уроках у учеников сформируется способность к самопознанию, к саморазвитию, то мне не стоит сомневаться в востребованности моего предмета.

Как сделать уроки физики личностно значимыми для моих учеников?

–   Думаю, что это возможно, если каждый ученик на уроке ощутит себя экспериментатором, открывателем новых физических законов; теоретиком, который ищет новые модели и формулы для описания своих открытий.

Для того, чтобы физика стала личностно значимым предметом, необходимо создавать на уроке атмосферу творчества, сотрудничества, уважения ко всякому проявлению познавательного интереса, поддерживать любую познавательную инициативу, любой познавательный опыт.

Урок, на мой взгляд, должен быть полем проб, замыслов и рискованных решений, это должно быть место детских инициатив, место, где возникают ситуации успеха, где рождается самооценка, где формируется личность. Мне очень импонирует мысль Л.С. Выготского о том, что ученик не губка, жадно и полно впитывающая в себя знания: «Знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание».

Как же можно создать условия, чтобы сформировать личный опыт: опыт анализа и синтеза, опыт открытий и разочарований, опыт постижения окружающей действительности? Я полагаю – в эксперименте, в исследовании. Создавая в классе атмосферу поиска, познания действительности доступными ученику способами; ставя его в условия, когда он сам должен предложить и обосновать способ исследования, – мне кажется, я создаю ту самую образовательную и воспитательную среду, в которой формируется самореализующаяся личность. Всегда ли верны утверждения, что на уроке нужна максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала? Может быть, необходимо создавать затруднения как отправные точки развития мысли учащегося, так как "мышление всегда возникает из затруднения. Опыт дает материал, из которого мышление строит» (Л.С. Выготский). Роль учителя двояка: с одной стороны – он организатор и управитель образовательной среды, смысл его работы в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников, через коллективную деятельность, через сотрудничество учеников и учителя. С другой стороны, учитель – часть образовательной среды, ее активнейший фактор. Лишь в этом смысле личность педагога существенна для достижения целей обучения и воспитания.

Организуя исследовательскую работу учащихся на уроке, я постоянно сама нахожусь в поиске. Как создать проблемную ситуацию и вызвать интерес учащихся при подходе к каждой конкретной теме? Какие приемы технологии развивающего обучения можно с наибольшим успехом применить на уроке? Как создать положительный эмоциональный настрой? Как связать теоретический материал учебного предмета "Физика" и вид деятельности учащихся с их потребностями? Знания, получаемые в школе, не должны быть «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от жизненных запросов.

Итак, я предлагаю моим ученикам отправиться в волшебное, полное открытий путешествие под названием "Физическая картина мира". Мы отправляемся в путешествие, чтобы вместе понять, что современная физика – это часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ мироздания. "Среди других наук физика сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления" (В.А. Бордовский).