Консультации для родителей

Субботина Татьяна Владимировна

В простой и доступной форме рассказывается, как сделать речь ребенка понятной, выразительной, содержательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_negovoryashchemu_malyshu.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь неговорящему малышу? 

ПРИЧИНЫ МОЛЧАНИЯ

· Задержка речевого развития (ЗРР) (соматически ослабленные дети, педагогически запущенные)

· Дизартрия, тяжелая степень  - нарушение иннервации речевого аппарата

· Алалия (моторная дисфазия, сенсорная дисфазия)  - отсутствие или недоразвитие речи у детей в результате органического поражения речевых зон головного мозга в перинатальный и постнатальный период.

· Умственная отсталость

· Ринолалия

· Нарушение слуха, аденоиды

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

   Обязательно пройти обследование с ребенком у невролога, психиатра, отоларинголога, сурдолога, стоматолога, логопеда, психолога.

 

 

НОРМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 3 ГОДА

 

· Называет свое имя, пол и возраст. Словарный запас от 250 слов и выше. Правильно использует местоимения «я» и «ты».

·  Понимает значение простых предлогов (как правило: на, под, за), выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

· Общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Понимает сложноподчиненные предложения.

· Знает названия основных цветов.

· Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа «Пойди в кухню, принеси чашку».

· Знает основные части тела, может показать их и назвать.

· Понимает и дает ответ на такие вопросы, как «Что ты должен делать когда,  ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?»

· Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым.

 

НОРМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ в  4 ГОДА

 

· Знает названия знакомых животных.

· Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого.

· Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах.

· Знает один или несколько основных цветов.

· Может повторить 5 цифр.

· Может повторить слова из четырех слогов.

· Демонстрирует понимание понятий «над» и «под».

· Понимает такие понятия, как «больше», когда видит соотношение большого с маленьким.

· Легко следует простым командам.

· Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки.

 

 

При коррекции речи ребенка в раннем возрасте главная роль принадлежит матери,  от того, насколько она будет подготовлена к осознанию и принятии дефекта своего ребенка, его воспитанию и проведению с ним коррекционных занятий, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

 

Рекомендации для родителей

· Не предупреждайте желания ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Старайтесь выстроить с ребенком диалог. Поддерживайте его стремление общаться!
   Озвучивайте любую ситуацию. Ребенок владеет словом на двух уровнях понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
   Старайтесь смотреть ребенку в глаза, следите, чтобы он видел вашу артикуляцию.

·     Говорите просто, четко, внятно и выразительно. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
   Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его в разных ситуациях.
    Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание.      Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
  Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

·   Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

·    Лучшее чтение—русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки.

· Показывайте образцы правильной речи. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит.

· Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

 

 

 

Материал  подготовил

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 22»

Т. В. Субботина