Доклад на международной конференции

Афанасьева Елена Ивановна

17.04. 2014 прошла конференция на базе профессионально-реабилитационного центра Санкт-Петербурга, посвященная работе с детьми и подростками, инвалидами. Из «дошкольников» кроме меня были логопеды. От нашего сада я представила опыт работы с детьми-инвалидами, работу совместно с дефектологом по развитию навыков общения. Публикация называлась:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В «ГРУППЕ ОБЩЕНИЯ»

В работе с детьми группы преобладает индивидуальная работа. Однако для более успешной социализации детей необходима направленная работа психолога и других специалистов для развития навыков общения детей.

Систематическая групповая работа с детьми проводится с 2007 года. Сочетание опыта работы психолога и дефектолога является особенностью нашей работы.

В НОД «Круг» использованы основные принципы групповой работы, адаптированные к нашим детям. Начало и окончание каждой встречи являются «рамкой» для встреч, почти не меняются от встречи к встрече. Это позволяет детям настроиться на занятие, снижает уровень тревоги и беспокойства по поводу нового, что характерно для большинства наших детей. Далее идет что-то новое, общее для всех детей.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок мог каким-либо образом приветствовать другого человека, представиться, взаимодействовать с взрослым или другим ребенком, участвовать в общем действии, благодарить других людей, прощаться.

Взрослые участники встреч оказывают детям дозированную помощь, и каждый ребенок оказывается в «ситуации успеха».

Возникающая в групповой работе атмосфера поддержки каждого ребенка, создание в группе ситуации понимания и заботы оказывает косвенное позитивное влияние на взрослых. Ниже приведен полный текст публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_detey.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Е.И. Афанасьева, В.В. Кумляшова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В «ГРУППЕ ОБЩЕНИЯ»

Группы для детей-инвалидов, «Особый ребенок» или «Группы для детей с множественными дефектами» стали открываться в детских садах начиная с 1995 года. Группы посещают дети-инвалиды в возрасте от 3-х до 7-ми лет, наполняемость группы - 5-6 детей. Детский сад № 26 создан для помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у всех детей есть какие-либо проблемы, им необходимо длительное комплексное лечение ортопеда и команды специалистов, однако часто проблемы со здоровьем не отражаются на внешнем виде детей, они выглядят вполне благополучными. Группу же для детей-инвалидов посещают дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта, другими нарушениями. Нередко дети находятся в инвалидных колясках. Для детей в группе обеспечивается индивидуальный подход, индивидуальная работа воспитателя, дефектолога, психолога, инструктора ЛФК, инструктора по плаванию и др.

У каждого ребенка имеется индивидуальное сочетание нарушенных и сохранных функций. Это могут быть нарушения в передвижении, самообслуживании, нарушения речи и интеллекта, зрения и слуха, нарушения контакта. Разброс в уровне развития детей может быть очень большим: от уровня, соответствующего нескольким месяцам, до уровня развития пятилетнего ребенка. Дети поступают в группу в возрасте 3-6 лет и переходят в другие учреждения в возрасте 7-8 лет.

В работе с детьми группы преобладает индивидуальная коррекционно-развивающая работа, направленная на решение следующих задач.

  1. Адаптация ребенка в новых для него условиях детского сада
  2. Формирование интереса к взрослыми и детям, не членам семьи, навыков общения с окружающими людьми
  3. Развитие игровой деятельности
  4. Формирование интереса к окружающему, развитие способностей к ознакомлению с окружающим миром
  5. Для детей с непреодолимыми нарушениями речи – подбор альтернативных средств коммуникации.
  6. Для детей с нарушениями общения - расширение способов взаимодействия с окружающим миром, развитие способностей к установлению контакта с другими людьми.

Наш опыт показал, что для более успешной социализации детей-инвалидов недостаточно индивидуальной работы с ребенком. Необходима направленная работа психолога и других специалистов для развития навыков общения детей, особого внимания персонала требует налаживание взаимодействия детей между собой.

Как первый этап развития взаимодействия детей между собой нами проводилась работа по установлению парных взаимодействий между детьми. Были получены определенные результаты, отмечалось снижение агрессивности детей, появление совместных, парных, игр. Отмечался также неспецифический результат - повышение комфортности атмосферы в группе.

Систематическая групповая работа с детьми в «группе общения» проводится нами начиная с 2007 года. Этот вид помощи детям осуществляется психологом совместно с дефектологом, при участии воспитателей группы. Сочетание опыта работы психолога и дефектолога является особенностью нашей работы.

Имеющийся у нас опыт групповой работы психолога с детьми с пограничной нервно-психической патологией и их родителями и с детьми 1-3 лет и их родителями был адаптирован для групповой работы с детьми-инвалидами. Опыт групповой работы с детьми в условиях детского сада на занятиях музыкой также был учтен нами при разработке данного вида помощи детям.

В организации работы использованы основные принципы групповой работы, адаптированные к данному контингенту детей. Использование преимущественно директивного подхода обусловлено спецификой группы, однако мы постоянно стремились к тому, чтобы инициатива в процессе встреч в максимально возможной степени переходила к детям. В данном виде работы действовали обычные базовые правила и ценности группы: вести работу систематически, стремиться к тому, чтобы участники делили время группы (и другие ресурсы) поровну, с уважением относиться к особенностям каждого участника, способствовать проявлению эмоций, поддерживать эмоциональную включенность участников в происходящее, и др.

Никакого дополнительного отбора детей не проводилось, занятие посещали все дети по списку группы.

Групповые встречи проходили в определенное время, в определенном месте. Встречи были структурированы как имеющие начало, одну или две части в середине - совместная деятельность на преимущественно «речевом» материале и какой-либо вид изо-деятельности - и окончание.

Начало и окончание каждой встречи являются «рамкой» для встреч, почти не меняются от встречи к встрече. Это позволяет детям настроиться на занятие, снижает уровень тревоги и беспокойства по поводу нового, что характерно для большинства наших детей. Игры-задания должны отвечать следующим критериям:

- вызывать эмоционально положительный отклик детей на задание

- быть максимально доступными по уровню сложности (ребенок выполняет задание самостоятельно или с помощью взрослого)

- атрибуты заданий должны быть привлекательными для детей

- используемые предметы должны быть эстетически привлекательными

- задания-игры одновременно должны быть средством коммуникации.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок мог каким-либо образом приветствовать другого человека, представиться доступным ему способом, взаимодействовать с взрослым или другим ребенком, участвовать в общем действии в соответствии со своими возможностями, благодарить других людей, прощаться.

Кроме того, дети учатся различать людей по полу и возрасту, доступным способом обращаться к другому человеку, сообщать информацию о себе.

Взрослые участники встреч выполняют роли ассистентов детей, оказывают им необходимую помощь в тех случаях, когда ограниченные двигательные и речедвигательные возможности препятствуют равноправному участию ребенка в общем действии. Благодаря этому каждый ребенок оказывается в «ситуации успеха».

Одна или две часто будет в середине конкретной встрече – зависит от состояния детей, насыщенности встречи. В качестве предмета для совместной деятельности в план встречи может быть включена игра по лексической теме детского сада или разыгрывание сказки или сюжета. Короткие тексты, стихи подбираются в соответствии с особенностями дефекта и актуальным уровнем развития детей, «зоной ближайшего развития». Более чем пятнадцатилетний опыт учителя-дефектолога позволяет подобрать материал адекватно возможностям детей. Непосредственно перед каждой встречей дополнительно уточняется уровень сложности заданий для каждого ребенка.

В разные годы для разных групп нами использовались сказки для самых маленьких, такие как «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Для детей с нарушением способности произвольно удерживать предмет в руке применялось вспомогательное средство – «игрушка-рукавичка», когда на детскую рукавичку нашивается специально изготовленная мягкая игрушка. Приходилось создавать специальные короткие сюжеты по лексической теме. Для одной из групп детей адекватным оказалось использование аппликации, и проделанная в течение полугода работа позволила начать формировать предпосылки к сюжетно-ролевой игре, как первый этап сюжетно-ролевой игры мы проводили сюжетно-отобразительные игры, например, «Звери заболели», «Как звери на рыбалку ходили».

Не всегда мы могли иметь дело с поступательным прогрессивным развитием. В группу приходили новые дети, порой дети нуждались в долговременной помощи ассистента-взрослого для регуляции своего психофизического состояния, поведения.

При очень низком уровне интеллектуального развития детей взаимодействие строилось вокруг привлекательных на сенсорном уровне объектов. Актуальным было ознакомление детей с предметами и игрушками, обучение действиям с ними.

В одной из групп уровень сложности заданий сильно варьировал в зависимости от состава детей в день проведения занятия - от действий с предметами до сюжетно-отобразительной игры.

Групповая форма работы была наиболее эффективна для группы, в которую входили четыре ребенка примерно одного возраста, для всех были необходимы инвалидные коляски, у всех были разные по глубине нарушения речи, причем у части детей при относительно сохранном интеллекте, все дети были без нарушения потребности в общении. Все стали активнее общаться (доступными средствами), лучше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми вне детского сада (по сообщениям родителей), стали более жизнерадостными, активными, выносливыми, хорошо адаптировались в других учреждениях, после окончания детского сада.

Положительные изменения у детей повлекли за собой повышение активности родителей, родители стали более успешными в решении организационных проблем, связанных с детьми.  

Работа продвигалась очень медленно и с трудом, когда нам приходилось объединять детей с очень разным уровнем интеллектуального развития и неоднородными ограничениями в развитии, а также работать с группой, в которой было сразу два ребенка с нарушениями контакта, по аутистическому типу. В этих случаях также удалось добиться улучшения общей адаптации детей, их лучшей социализации. Каждый из детей стал более заинтересованным в общении, более приветливым, сотрудничающим. Улучшилась обучаемость детей, решились проблемы с проведением медицинских процедур (которых немало в нашем детском саду).

Отдельный вопрос – эффекты от участия воспитателей группы и родителей (по их желанию) в наших встречах. Хотя групповая работа была заявлена как работа для детей, в силу беспомощности детей она была невозможна без помощников-ассистентов (выполнявших, собственно, материнскую роль). Мы считаем, что работа взрослых в группе способствовала

- установлению большего взаимопонимания между всеми сотрудниками, работающими с детьми группы

- преодолению межпрофессиональных барьеров,

- отработке согласованных подходов к каждому ребенку,

- выработке общих критериев оценки развития детей,

- развитию наблюдательности сотрудников,

- более точной диагностике развития детей,

- ориентации сотрудников на позитивные изменения в развитии детей,

- повышение профессионального интереса сотрудников группы к работе с детьми с тяжелой патологией.

Возникающая в групповой работе атмосфера поддержки каждого ребенка, признания его ценности как неповторимой личности, создание в группе ситуации понимания и заботы оказывает косвенное влияние на персонал группы, уменьшает действие негативных переживаний, связанных с незначительной динамикой развития детей по сравнению со здоровыми сверстниками. Аналогичные эффекты наблюдаются и у части родителей детей. Увеличивается активность родителей в поисках вариантов помощи детям в дальнейшей социализации, уменьшаются их рентные установки.

Литература

  1. Афанасьева Е.И. Психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями движения и вербальной коммуникации. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск II. СПб, СПбАППО, 2007
  2. Афанасьева Е.И., Кумляшова В.В. Особенности психологической помощи детям с ограниченными возможностями. Служба практической психологии в системе образования. СПб, СПбАППО, 2012
  3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб, Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, Изд-во «СОЮЗ», 2001
  4. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  5. Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями в развитии. СПб ИРАВ, 2005
  6. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. М., Теревинф, 2004
  7. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. СПб, КАРО, 2006
  8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М., «Теревинф», 2004, «Особый ребенок»