Работы моих коллег

Леонова Елена Ивановна

"Веселые старты" учителя физической культуры Леонова Павла Евгеньевича

Родительское собрание "Здоровье наших детей"

Здоровьесберегающие образовательные технолигии на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»

Все участники надевают на голову полосатые бумажные колпачки и во время состязаний стараются удержать их на голове. Тот, кто уронил колпачок, получает штрафное очко.

Этапы «веселых стартов» (длина каждого этапа 10- 15 метров)

Инвентарь: 2 мяча.

Прыжками преодолеть дистанцию, зажав мяч между ног.

Инвентарь: 4 досточек.

Переправа через озеро, переставляя плавательные доски и перепрыгивая с одной доски на другую.

Инвентарь: 2 гимнастические палки.

Преодолеть этап верхом на коне (гимнастическая палка).

Инвентарь: кегли, обручи, скамейки для препятствий.

«Паровозик»

Ребята в колонне держатся руками за пояс впереди стоящего: преодолевая на пути различные препятствия, состав должен достичь финиша, ни разу не расцепившись.

Инвентарь: 2 мешка. Бег в мешках.

Инвентарь: 2 клюшки, 2 мяча.

Ведение мяча хоккейной клюшкой (палкой) между стойками.

Инвентарь: 4 мячей.

Бег, держа в каждой руке по волейбольному мячу.

Инвентарь: 10 теннисных мячей, 2 обруча.

«Меткий стрелок»

Метание малого мяча в обруч с расстояния 6 метров (засчитывается количество попаданий).

Инвентарь: 2 обруча.

Эстафета с обручем. Команды строятся в колонны по одному. В 10 м против каждой команды ставится поворотная стойка. Стоящие первыми держат в руках по гимнастическому обручу. По сигналу судьи они бегут к стойке, перепрыгивая через обруч как через скакалку. Обогнув стойку, возвращаются к своей команде, катя обруч перед собой и передав обруч следующему игроку, становятся в конце колонны. Второй игрок, выполнив задание, передает третьему и так до конца, до последнего игрока, который займет свое место в конце колонны.

Инвентарь: 2 набора «кольцебросов».

«Кольцеброс»

Набрасывание колец на стойки, установленные в 2-2,5 м от линии старта.

Инвентарь: 2 мешочка с одним набором овощей или кубиков. Количество обручей, равное количеству овощей.

«Посадка и сбор урожая»

Против каждой команды на расстоянии 15-20 м обозначают 5 кружков (или кладут обручи). Первым игрокам вручают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла и др.). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут каждый из овощей в отдельный кружок и возвращаются к своим, передают пустой мешок вторым номерам, а сами встают в конец колонны. Вторые номера собирают овощи из кругов в пустой мешок, возвращаются и передают его третьим и т д.

Подведение итогов, награждение.




Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

ВОСПИТАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели:

- получить информацию о формировании гигиенических навыков у учащихся класса;

  -дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей;

Участники: классный руководитель, родители учащихся  класса

Подготовительная работа

Анкетирование учащихся:

1) Соблюдаешь ли ты режим дня?

2)Кто из взрослых помог тебе составить твой режим дня?

3)Выполняешь ли ты утром зарядку?

4)Сколько раз в день ты ешь?

5)Как ты питаешься: в одно и то же время или как получится?

6)Гуляешь ли ты перед сном?

7) Смотришь ли ты телевизор перед сном?

8) Во сколько ложишься спать?

9) Как ты отдыхаешь в выходные дни?

10) Сколько времени проводишь за компьютером?

Оформление, оборудование и инвентарь:

тест «Как вы относитесь к своему здоровью?»;

памятка «Правила безопасной работы за компьютером»;

выставка литературы (статей, журналов, книг) по теме «Здоровье наших детей»;

запись на доске темы собрания и эпиграфа:

Хочешь быть сильным - бегай,

хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай.

Древнегреческое высказывание

Ход с о б р а н и я

1.Организационная часть.

 Объявляется тема собрания, кратко разъясняется порядок совместной работы. Кратко делаются выводы по обработке анкет.

1.Этап «Вызов ассоциаций».

Классный руководитель. Предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «гигиена».

Родители называют ассоциации, а классный руководитель записывает их в столбик на доске.

2.Этап «Осмысление».

Классный руководитель. В толковом словаре записано «Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья».

Что же включает в себя понятие «гигиена? Что формирует гигиенические навыки?

На эти  вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.

3. Этап «Составление кластера».

Родителям  предлагается поразмышлять над тем, что такое гигиена и что она в себя включает. Начинается коллективное обсуждение проблемы. Понятие «гигиена».Учитель записывает ключевые слова из выступлений родителей и своего сообщения.

В результате составляется кластер примерно такого содержания:

 Соблюдение  режима дня

Рациональное питание;

профилактика вредных привычек;

физические упражнения;

сохранение зрения

image1image2

Далее основные размышления ведутся с опорой на ключевые слова и понятия кластера (схемы)..

Соблюдать режим дня.

Режим дня. Это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Школьникам кажется, что легче жить, не соблюдая его. Но это неверно. На самом деле как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. А режим лишь па первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь стаканом чая, а часто не успевают выпить и его. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал.

Рациональное питание.

Правильное, рациональное питание - это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных школьники» в 5 раз больше питающихся 1-2 раза в день, а не 3—4.. Среди ребят, больных ожирением физкультурой и спортом занимались всего 2—3 процента. Питаться регулярно - это значит есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 ч. Перед сном можно выпить стакан кефира, простокваши, съесть яблоко. Все эго помогает предупредить ожирение.

Полноценный сон.

Чтобы сон был полноценным, следует выполнять такие правила:

Если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться ее исключить.

Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.

Перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ.

Если вы не приняли душ, необходимо умыться, вымыть ноги, почистить зубы и заранее приготовить постель.

Обязательно нужно ложиться спать и вставать в одно и то же время и стараться высыпаться, иначе будет нарастать утомление.

Ложась в постель, надо постараться вместе с одеждой сбросить с себя все дневные заботы. Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуем от нее отказаться.

Спать нужно в хорошо проветренном помещении, и даже зимой - с открытой форточкой.

Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке.

Нельзя спать на левом боку, особенно «калачиком».

Чтобы заснуть, надо лечь на спину, руки и ноги свободно вытянуть, постараться не думать ни о чем постороннем, последовательно расслаблять отдельные части тела, фиксируя на каждой из них внимание (порядок расслабления следующий: пальцы ног, голеностопные суставы, голени, бедра, тазобедренные суставы, живот и одновременно руки, затем подбородок, язык, переносица).

Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.

Положительные эмоции.

Нужно научить детей радоваться всему вокруг - солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, приближающемуся празднику.

Очень важно воспитывать у детей оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций.

Формируем правильную осанку.

Многие школьники не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. Неправильное положение тела, нарушения в осанке являются причиной того, что движения девушек и юношей становятся неуклюжими, теряют свою привлекательность.

Осанка - это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка - это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушениями осанки. Например, нередко можно встретить школьников, у которых ширина или высота плеч различна. Причина этого - неравномерная нагрузка. Так, письмо, черчение, шитье и многие другие действия производятся преимущественно правой рукой. Домашняя работа (подметание пола, разрезание хлеба и др.) опять таки осуществляется в основном правой рукой при относительной пассивности левой, в результате чего усугубляется неодинаковое развитие верхних конечностей.

Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече. Такая преимущественная активность одной руки способствует выработке однобокости, значительной асимметрии в физическом развитии. Врачи констатируют, что более 60 % школьников, которым необходима специальная корригирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезней, а в результате асимметрии привычных положений и движений.

В числе многих факторов, способствующих формированию  осанки, важную роль играют дневной отдых лежа в течение 30-40 мин, а также определенные физические упражнения. Одни упражнения способствуют развитию силы и статической выносливости тех мышечных групп, которые непосредственно обеспечивают сохранение вертикальных поз: мышц стопы и голени, мышц - сгибателей бедра и разгибателей позвоночника.

Профилактика близорукости.

Ученые утверждают,что 70 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощь  глаз.

Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате у них возникает близорукость. Ее причиной могут быть также неполноценное питание . В некоторых случаях, длительные болезни, особенно инфекционные, ослабляющие организм.

В настоящее время  в старших классах каждый пятый, а то и четвертый ученик близорук. Для многих профессий (моряки, летчики и др.) даже небольшое нарушение зрения недопустимо. Об этом следует знать школьникам.

Дадим несколько рекомендаций,выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости.

• Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50-60 Ватт, с них регулярно вытирается пыль) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой. Иначе глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности, а это вредно для них.

Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам всякий раз приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет. Поэтому же не рекомендуется читать движущемся транспорте.

Может стать вредным для глаз и телевизор, компьютер если не соблюдать такие правила: смотреть передачи можно не чаще двух раз в неделю и не более чем по 2 часа, сидеть перед экраном следует на расстоянии не ближе чем за 2-2,5 м; надо следить за тем, чтобы изображение было четким, а как работать за компьютером мы остановимся подробнее. Учитель раздает памятки. Выясняем, кто сколько времени проводит за компьютером и соблюдает ли эти правила.

Несколько слов об общих правилах сохранения зрения. Здоровый, закаленный человек реже болеет, у него более острое зрение. Поэтому для того, чтобы зрение было хорошим, необходимо заниматься спортом, закаливать свой организм.

Если врач назначил очки, надо как можно скорее их приобрести и носить. Иногда вначале они мешают, но через несколько дней человек привыкает к очкам. Если неприятное ощущение не исчезнет, надо вновь обратиться к врачу.

Полезны такие упражнения для глаз: лягте на диван, закройте глаза. Затем мысленно произнесите 3 раза: «Мои глаза закрыты. Они становятся все тяжелее и тяжелее. Теперь я вижу темноту, полную темноту, мои глаза спокойны».

Сделайте метку на окне (приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируй взгляд на ней. Это упражнение выполняется в течение 3-5 минут через каждый час.

При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемненном помещении. Думаю, что эти рекомендации помогут вам и вашим детям в сохранении здорового образа жизни.

Литература

Воликова, Т. В. Учитель и семья. - М-‘- Просвещение, 1979.

Калейдоскоп родительских собраний / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Творческий центр, 2002.

Гальперин, С.И.Физиологические особенности детей-М.,1988



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

ВОСПИТАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели:

- получить информацию о формировании гигиенических навыков у учащихся класса;

  -дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей;

Участники: классный руководитель, родители учащихся  класса

Подготовительная работа

Анкетирование учащихся:

1) Соблюдаешь ли ты режим дня?

2)Кто из взрослых помог тебе составить твой режим дня?

3)Выполняешь ли ты утром зарядку?

4)Сколько раз в день ты ешь?

5)Как ты питаешься: в одно и то же время или как получится?

6)Гуляешь ли ты перед сном?

7) Смотришь ли ты телевизор перед сном?

8) Во сколько ложишься спать?

9) Как ты отдыхаешь в выходные дни?

10) Сколько времени проводишь за компьютером?

Оформление, оборудование и инвентарь:

тест «Как вы относитесь к своему здоровью?»;

памятка «Правила безопасной работы за компьютером»;

выставка литературы (статей, журналов, книг) по теме «Здоровье наших детей»;

запись на доске темы собрания и эпиграфа:

Хочешь быть сильным - бегай,

хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай.

Древнегреческое высказывание

Ход с о б р а н и я

1.Организационная часть.

 Объявляется тема собрания, кратко разъясняется порядок совместной работы. Кратко делаются выводы по обработке анкет.

1.Этап «Вызов ассоциаций».

Классный руководитель. Предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «гигиена».

Родители называют ассоциации, а классный руководитель записывает их в столбик на доске.

2.Этап «Осмысление».

Классный руководитель. В толковом словаре записано «Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья».

Что же включает в себя понятие «гигиена? Что формирует гигиенические навыки?

На эти  вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.

3. Этап «Составление кластера».

Родителям  предлагается поразмышлять над тем, что такое гигиена и что она в себя включает. Начинается коллективное обсуждение проблемы. Понятие «гигиена».Учитель записывает ключевые слова из выступлений родителей и своего сообщения.

В результате составляется кластер примерно такого содержания:

 Соблюдение  режима дня

Рациональное питание;

профилактика вредных привычек;

физические упражнения;

сохранение зрения

image1image2

Далее основные размышления ведутся с опорой на ключевые слова и понятия кластера (схемы)..

Соблюдать режим дня.

Режим дня. Это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Школьникам кажется, что легче жить, не соблюдая его. Но это неверно. На самом деле как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. А режим лишь па первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь стаканом чая, а часто не успевают выпить и его. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал.

Рациональное питание.

Правильное, рациональное питание - это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных школьники» в 5 раз больше питающихся 1-2 раза в день, а не 3—4.. Среди ребят, больных ожирением физкультурой и спортом занимались всего 2—3 процента. Питаться регулярно - это значит есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 ч. Перед сном можно выпить стакан кефира, простокваши, съесть яблоко. Все эго помогает предупредить ожирение.

Полноценный сон.

Чтобы сон был полноценным, следует выполнять такие правила:

Если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться ее исключить.

Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.

Перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ.

Если вы не приняли душ, необходимо умыться, вымыть ноги, почистить зубы и заранее приготовить постель.

Обязательно нужно ложиться спать и вставать в одно и то же время и стараться высыпаться, иначе будет нарастать утомление.

Ложась в постель, надо постараться вместе с одеждой сбросить с себя все дневные заботы. Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуем от нее отказаться.

Спать нужно в хорошо проветренном помещении, и даже зимой - с открытой форточкой.

Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке.

Нельзя спать на левом боку, особенно «калачиком».

Чтобы заснуть, надо лечь на спину, руки и ноги свободно вытянуть, постараться не думать ни о чем постороннем, последовательно расслаблять отдельные части тела, фиксируя на каждой из них внимание (порядок расслабления следующий: пальцы ног, голеностопные суставы, голени, бедра, тазобедренные суставы, живот и одновременно руки, затем подбородок, язык, переносица).

Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.

Положительные эмоции.

Нужно научить детей радоваться всему вокруг - солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, приближающемуся празднику.

Очень важно воспитывать у детей оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций.

Формируем правильную осанку.

Многие школьники не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. Неправильное положение тела, нарушения в осанке являются причиной того, что движения девушек и юношей становятся неуклюжими, теряют свою привлекательность.

Осанка - это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка - это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушениями осанки. Например, нередко можно встретить школьников, у которых ширина или высота плеч различна. Причина этого - неравномерная нагрузка. Так, письмо, черчение, шитье и многие другие действия производятся преимущественно правой рукой. Домашняя работа (подметание пола, разрезание хлеба и др.) опять таки осуществляется в основном правой рукой при относительной пассивности левой, в результате чего усугубляется неодинаковое развитие верхних конечностей.

Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече. Такая преимущественная активность одной руки способствует выработке однобокости, значительной асимметрии в физическом развитии. Врачи констатируют, что более 60 % школьников, которым необходима специальная корригирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезней, а в результате асимметрии привычных положений и движений.

В числе многих факторов, способствующих формированию  осанки, важную роль играют дневной отдых лежа в течение 30-40 мин, а также определенные физические упражнения. Одни упражнения способствуют развитию силы и статической выносливости тех мышечных групп, которые непосредственно обеспечивают сохранение вертикальных поз: мышц стопы и голени, мышц - сгибателей бедра и разгибателей позвоночника.

Профилактика близорукости.

Ученые утверждают,что 70 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощь  глаз.

Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате у них возникает близорукость. Ее причиной могут быть также неполноценное питание . В некоторых случаях, длительные болезни, особенно инфекционные, ослабляющие организм.

В настоящее время  в старших классах каждый пятый, а то и четвертый ученик близорук. Для многих профессий (моряки, летчики и др.) даже небольшое нарушение зрения недопустимо. Об этом следует знать школьникам.

Дадим несколько рекомендаций,выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости.

• Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50-60 Ватт, с них регулярно вытирается пыль) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой. Иначе глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности, а это вредно для них.

Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам всякий раз приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет. Поэтому же не рекомендуется читать движущемся транспорте.

Может стать вредным для глаз и телевизор, компьютер если не соблюдать такие правила: смотреть передачи можно не чаще двух раз в неделю и не более чем по 2 часа, сидеть перед экраном следует на расстоянии не ближе чем за 2-2,5 м; надо следить за тем, чтобы изображение было четким, а как работать за компьютером мы остановимся подробнее. Учитель раздает памятки. Выясняем, кто сколько времени проводит за компьютером и соблюдает ли эти правила.

Несколько слов об общих правилах сохранения зрения. Здоровый, закаленный человек реже болеет, у него более острое зрение. Поэтому для того, чтобы зрение было хорошим, необходимо заниматься спортом, закаливать свой организм.

Если врач назначил очки, надо как можно скорее их приобрести и носить. Иногда вначале они мешают, но через несколько дней человек привыкает к очкам. Если неприятное ощущение не исчезнет, надо вновь обратиться к врачу.

Полезны такие упражнения для глаз: лягте на диван, закройте глаза. Затем мысленно произнесите 3 раза: «Мои глаза закрыты. Они становятся все тяжелее и тяжелее. Теперь я вижу темноту, полную темноту, мои глаза спокойны».

Сделайте метку на окне (приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируй взгляд на ней. Это упражнение выполняется в течение 3-5 минут через каждый час.

При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемненном помещении. Думаю, что эти рекомендации помогут вам и вашим детям в сохранении здорового образа жизни.

Литература

Воликова, Т. В. Учитель и семья. - М-‘- Просвещение, 1979.

Калейдоскоп родительских собраний / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Творческий центр, 2002.

Гальперин, С.И.Физиологические особенности детей-М.,1988



Предварительный просмотр:

                       Здоровьесберегающие образовательные технологии

        Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.средства двигательной направленности;

2.оздоровительные силы природы;

3.гигиенические факторы.

     Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

     К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные

действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих

образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинг и и др.

     Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

       Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.)  на  определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

       К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма,

относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ),  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах , ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

               Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

       Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием  профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудисопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоролвительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа  жизни.

                           Методы здоровьесберегающих технологий

     Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования . В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

     Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

               На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы обучения: рассказ,беседа,игровой метод,соревновательный, ситуационный,упражнения и др.

     В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

         Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж;самомассаж;  психогимнастика, тренинг, позволяющие  частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы

  закаливания, физические нагрузки, преимы психотерапии, фитотерапии и

др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

           Использование методов и приемов зависит т многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

           Одним из методов сдоровьесберегающей педагогики можно  считать

Ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик  записывает  (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

     В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнейвной жизни.

   

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

       Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления обо основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

                Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2.  Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

      Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.

         На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств

(средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

     Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

 3 этап Закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

          Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовавтельно, так как они взаимосвязаны.

        На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

         В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соотвествии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка(занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);  тренинги,  и элементы витаминотерапии,  различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.

Литература

1.Байбородова Л.В., Бутин И.М.,Леонтьева Т,Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод.. – М.,2004.

2.Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры :Учеб.пособие для ин-тов физ.культ. – М., 1982 .

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

4.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

5. Фурманов А.Г. оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003

6. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред.  М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.