Главные вкладки
ИСКУССТВО ОЛИМПИАДНЫЙ РЕЗЕРВ
Объединение «Искусство. Олимпиадный резерв» 7-11 класс
Наша цель — развитие глубокого логического мышления и любви к искусству!
Обьединение «Искусство. Олимпиадный резерв» поможет :
- успешно подготовиться к муниципальному и региональному этапу Всероссийской Олимпиады Школьников по предмету Мировая Художественная Культура (Искусство)
- получить всю необходимую теорию
- разобраться с форматом олимпиадных заданий и критериями их оценки
Публикуемые задания пригодятся как новичкам, впервые участвующим в олимпиадном движении, так и более опытным ребятам, желающим погрузиться в интенсивную практическую подготовку перед новым этапом олимпиады.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Абстрактная композиция — композиция, в которой выразительными средствами являются не формы реального мира, а комбинации и ритмы цвета, геометрических или свободно текущих форм, цветовых пятен, сочетания фактур.
- Асимметрия в композиции — противоположность симметрии; расположение элементов композиции неравномерно относительно оси, плоскости или центра, создавая динамичное равновесие. Художник использует асимметрию для выразительности, сохраняя ощущение гармонии.
- Ахроматические цвета — это цвета, лишённые хроматической составляющей: чёрный, белый и все оттенки серого.
- Батик — техника росписи ткани, при которой рисунок наносится вручную с использованием резервирующего состава (воска или других составов), предотвращающего смешивание красок. Включает холодный, горячий, свободный и узловой батик.
- Витраж — декоративное произведение из разноцветного расписного стекла, предназначенное для оконных проёмов и рассчитанное на сквозное освещение. Используется в архитектуре, особенно в готических соборах.
- Гобелен — тканый ковер ручной работы высокого художественного качества, предназначенный для украшения стен.
- Гризайль — одноцветная живопись (обычно в серых, чёрно-белых или коричнево-белых тонах), где главным выразительным средством является тон, а не цвет.
- Декоративная графика — графические изображения для оформления книг, открыток, плакатов и т. д., использующие орнаменты и шрифты.
- Декоративно-прикладное искусство — искусство создания бытовых предметов с художественными качествами, таких как мебель, посуда, одежда, ковры, витражи, росписи, для украшения и практического использования.
- Дизайн — метод проектирования, при котором предмету придаются качества красоты, экономичности и удобства, помимо его основных функций.
- Драпировка — ткань, красиво уложенная складками и используемая как самостоятельная модель или фон для натюрмортов и портретов.
- Динамика в композиции — ощущение движения в композиции, создаваемое с помощью асимметрии, диагональных линий, ритма или контрастов.
- Жанр — область искусства, ограниченная определённым кругом тем, например, исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.
- Живопись — вид изобразительного искусства, использующий краски для создания изображений на плоскости. Основное выразительное средство — цвет.
- Живописный рисунок — рисунок, выполненный мягкими материалами с использованием живописных приёмов, таких как размытие контуров и передача фактуры, часто в двух-трёх оттенках цвета.
- Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный для сбора материала или в качестве упражнения, более детализированный, чем набросок.
- Золотое сечение — это математическое соотношение пропорций, при котором одна часть больше другой настолько, насколько она меньше целого, создавая гармоничные формы.
- Иллюстрация — рисунок в книге или журнале, поясняющий текст. Бывает постраничной, в тексте, заставкой, концовкой или фронтисписом.
- Композиционный центр — главная часть композиции, привлекающая внимание зрителя за счёт контраста, размера, формы или расположения.
- Композиция — процесс и результат расположения элементов произведения для выражения замысла художника, где все детали гармонично связаны между собой.
- Декоративная композиция — композиция, созданная для украшения, часто плоскостная и стилизованная, в отличие от реалистичной станковой композиции.
- Станковая композиция — произведения живописи или графики, созданные на мольберте, самостоятельные по значению, включающие различные жанры.
- Конструктивный рисунок — рисунок, передающий конструкцию, объём и расположение предметов в пространстве с помощью линий разной толщины, изображающий предметы «прозрачными».
- Ландшафт — синоним пейзажа; изображение природы в изобразительном искусстве.
- Ландшафтный дизайн — проектирование садов, парков или территорий для красоты и удобства.
- Лессировка — техника нанесения тонких прозрачных слоёв краски поверх высохшего слоя для создания глубины и уточнения деталей.
- Линия — основное выразительное средство графики, определяющее границы формы, силуэт и детали, передающее объём и пространство.
- Линия горизонта — воображаемая линия, где небо зрительно сходится с землёй, совпадающая с уровнем глаз наблюдателя.
- Линейная перспектива — метод изображения, при котором параллельные линии сходятся в точке на линии горизонта, а удалённые предметы кажутся меньше.
- Локальный цвет — характерный цвет предмета (например, оранжевый для апельсина), который меняется в зависимости от освещения и окружения.
- Мазок — след кисти на поверхности, который варьируется по форме и размеру в зависимости от художественной задачи.
- Модуль — единица измерения в композиции, например, размер мазка, штриха или элемента мозаики.
- Мозаика — монументальная живопись из кусочков смальты, камней или эмалей, скреплённых цементом или мастикой.
- Многоцветная гармония — цветовая гармония с большим разнообразием цветов, в которой сложно выделить главный цвет.
- Монохромная живопись – живопись, выполненная оттенками одного цвета.
- Монументальная живопись — крупномасштабные живописные произведения, связанные с архитектурой, такие как фрески, мозаики, панно.
- Набойка — народная техника создания узоров на ткани путём отпечатывания краски с резной деревянной доски.
- Набросок — быстрый рисунок с натуры, по памяти или представлению, выполненный для изучения или сбора материала.
- Народно-художественные промыслы — местные отрасли декоративно-прикладного искусства, специализирующиеся на художественных изделиях (например, хохлома, гжель).
- Натюрморт — жанр, посвящённый изображению предметов обихода, фруктов, цветов и т. д.
- Нюанс — едва заметное различие в цвете или тоне между близкими оттенками.
- Однотонная гармония — цветовая гармония, построенная на одном основном цвете или близких оттенках.
- Орнамент — узор из ритмично чередующихся геометрических или изобразительных элементов, используемый для украшения.
- Основные цвета — цвета, которые нельзя получить путём смешивания: красный, синий, жёлтый.
- Падающая тень — тень, отбрасываемая предметом на плоскость или другие объекты.
- Панно — декоративное живописное произведение, встроенное в стену интерьера.
- Пейзаж – жанр, воспроизводящий картины природы.
- Перспектива — наука, изучающая изображение предметов в соответствии с их зрительным восприятием, включая линейную и воздушную перспективу.
- Планы — пространственные зоны на изображении (передний, средний, дальний), требующие соблюдения перспективы.
- Пленэр – рисование или живопись на открытом воздухе.
- Полярная гармония — цветовая гармония, основанная на дополнительных цветах (например, красном и зелёном).
- Портрет – жанр, посвященный изображению конкретного человека.
- Пропорции — соотношение частей предмета, определяющее его внешний вид (например, соотношение ширины и высоты).
- Равновесие в композиции — устойчивое расположение элементов, при котором композиция не кажется перегруженной с одной стороны. Бывает статическим (симметричным) и динамическим (асимметричным).
- Раппорт — повторяющийся элемент орнамента на ткани, создающий единое декоративное целое.
- Резерв — состав, наносимый на ткань для предотвращения растекания красок при батике.
- Рефлекс — отражение света или цвета от соседних предметов или драпировок на поверхности объекта.
- Рисунок — основа изобразительного искусства, вид графики, использующий линии, штриховку и тон для воспроизведения предметного мира.
- Ритм — повторяемость или чередование композиционных элементов (линий, форм, цветов), создающее динамику или гармонию.
- Роспись — нанесение сюжетных или орнаментальных изображений на предметы кистью или другими инструментами.
- Светлота цвета — степень белизны (в гуаши) или прозрачности (в акварели) цвета.
- Светотень — градации света и тени на предмете: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
- Силуэт — изображение объекта в виде однотонного пятна без внутренних деталей, тёмного на светлом фоне или наоборот.
- Симметрия в композиции — равномерное расположение элементов относительно оси, плоскости или центра, создающее статичное равновесие.
- Смальты — кусочки непрозрачного цветного стекла, используемые в мозаике.
- Спектр — это семь цветов, на которые раскладывается белый свет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Составные цвета — цвета, полученные путём смешивания основных (например, зелёный из синего и жёлтого).
- Стаффаж — мелкомасштабные изображения людей или животных в пейзаже, играющие второстепенную роль.
- Статика в композиции — ощущение неподвижности и устойчивости, достигаемое симметрией или равновесием элементов.
- Стилизация в композиции — декоративное упрощение форм, цветов и объёмов для достижения выразительности, характерное для орнаментов и плакатов.
- Структура – внутреннее строение предметов, передаваемое в рисунке.
- Художественные ткани — текстиль с орнаментами, создаваемыми с помощью ткачества, набивки, батика или вышивки.
- Ткачество — процесс создания тканей из нитей основы и утка, включая простые (полотно) и сложные (гобелен) структуры.
- Тон — элемент светотени, определяющий светлое и тёмное в рисунке или натуре.
- Тональный длительный рисунок — рисунок, передающий объём, освещение, материальность и фактуру предметов с помощью штриховки, где линии контура исчезают.
- Тоновой контраст — противопоставление тёмного и светлого для усиления выразительности.
- Тоновые отношения – взаимосвязь тонов, обеспечивающая правдивость изображения.
- Точка схода — точка на линии горизонта, в которой зрительно сходятся параллельные линии, уходящие вдаль.
- Трансформация в композиции — изменение формы предмета (увеличение, уменьшение) для придания декоративности или выразительности.
- Трехцветная гармония — цветовая гармония, основанная на противопоставлении трех основных цветов (желтого, красного, синего).
- Фактура — материальные свойства поверхности предмета (гладкая, шершавая, пушистая).
- Фактура в декоративной композиции — приём заполнения контуров штрихами, отпечатками или другими материалами для создания декоративного эффекта.
- Формальная композиция — композиция, в которой главная идея заключается в форме, а не в сюжете.
- Фронтальная композиция — композиция, в которой все элементы расположены «лицом» к зрителю.
- Хроматические цвета — все цвета спектра и их сочетания, в отличие от ахроматических.
- Цветовая гамма — совокупность цветовых особенностей произведения (тёплая, холодная, яркая и т. д.).
- Цветовая гармония — приятное глазу сочетание цветов, изучаемое в цветоведении (однотонная, полярная, трёхцветная, многоцветная).
- Цветовой контраст — резкое различие и взаимное усиление цветов для выразительности.
- Цветовой круг — наглядное пособие, в котором цвета спектра расположены по кругу для изучения их взаимодействия.
- Цветовой тон — качество хроматического цвета (например, красный, зелёный).
- Шпалеры — ткани, ковры или другие материалы, закреплённые на стене для украшения.
- Шрифт — набор букв и цифр единого дизайна, используемый для оформления книг, плакатов и т. д.
- Штрих — короткая линия, выполненная одним движением, передающая форму, объём, светотень и фактуру.
- Эскиз — предварительный набросок, воплощающий замысел будущей работы.
- Эстамп — печатный оттиск с изображения, выполненного на металле, дереве, линолеуме или литографском камне.
- Этюд — вспомогательное произведение, выполненное с натуры для изучения деталей будущей картины.
Предварительный просмотр:
Музыкальные термины
Альт - (итал. alto - букв. - высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора. 2) Низкий детский голос. 3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки.
Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Бас - (от итал. basso - букв. - низкий), 1) самый низкий мужской голос...2) Музыкальные инструменты низкого регистра: туба-бас, контрабас, а также народная виолончель - басоля (укр.), басетля (белорус.). 3) Нижний звук аккорда.
Балет – балет [балет] м. 1) Вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии. 2) а) Театральное представление, действие которого сопровождается музыкой, передается через танец и пантомиму. б) Музыкальное произведение, написанное для такого представления. в) разг. Труппа артистов, участвующих в таком представлении. БАЛЕТ — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.
Былина — русская народная эпическая песня-сказание.
Вальс - медленный (английский) вальс — бальный танец европейской программы. Танцуется на 3/4. Как правило, на каждый такт приходится три шага. При движении вперёд первый шаг в наибольшей степени определяет длину перемещения за данный такт, второй — угол поворота, третий — вспомогательный, смена свободной ноги, то есть перенос центра тяжести тела.
Вокализ – (лат. vocalis — гласный) — музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определенных вокально-технических навыков (аналогично этюдам у инструменталистов) или для концертного исполнения. Учебные вокализы — важнейший переходный материал от упражнений к произведениям с текстом. Отсутствие слова даст возможность сосредоточить внимание на музыкальной выразительности.
Вокальное произведение – ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
Инструментальная пьеса – ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА, предназначена для исполнения на музыкальных инструментах: сольная (с сопровождением или без него), ансамблевая и оркестровая.
Концерт – (нем. Konzert, от итал. concerto, букв. - согласие, от лат. concerto - состязаюсь), 1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл
Контральто – самый низкий женский голос. Определение этого голоса условно. Контральто – это голос с тремя регистрами: контральто, меццо и сопрано. Но самый яркий регистр – нижний, и самый надежный признак голоса – глубокая, мягкая и густая нижняя Соль.
Мазурка - польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. 1) Польский народный танец, получивший распространение в качестве бального. 2) Музыка к такому танцу. 3) Музыкальное произведение в ритме такого танца.
Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.
Опера – (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение
Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
Полонез – (от франц. danse polonaise - польский танец), бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным во Франции и в других странах. Музыкальный размер 3/4. Как музыкальный жанр известен с 17 в. Широкое развитие полонез получил в творчестве Ф. Шопена и других композиторов.
Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
«Рондо» - 1) Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными. 2) Музыкальная пьеса, написанная в такой форме.
Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
Сопрано – (итал. soprano, от sopra - над, сверх), 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.). 2) Верхняя партия в хоре.
Симфония – 1) а) Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.
Симфоническая музыка – музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.
Сюита – (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей
Тенор - тенора, м. (ит. tenore от латин. teneo - держу (подразумевается: держу основную мелодию, ср. 4 знач.)). 1. Высокий мужской голос.
Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
«Фуга» - 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2) Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. «Фуга» - (итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония).
Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анто́нио Вива́льди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди. Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» — ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие). Антонио Вивальди (1678-1741)
Иога́нн Себастья́н Бах — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко . Его имя регулярно упоминается в списках наиболее известных композиторов мира. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии . После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Франц Йозеф Гайдн — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы , один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет . Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - "Сотворение мира" (1798 г.) и "Времена года" (1801 г.). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт — видный представитель Венской классической школы композиции. Был также виртуозным скрипачом , клавесинистом , органистом , дирижёром . По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт написал 68 духовных произведений, 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Лю́двиг ван Бетхо́вен — великий немецкий композитор , дирижёр и пианист . Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 ( «Патетическая» ), 14 ( «Лунная» ), соната №21 ( «Аврора» ). Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Антонио Сальери — итальянский композитор, дирижёр и педагог. Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды» , «Тарар» и «Фальстаф» . Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа» , которая по сей день идет на этой сцене. Сальери также принадлежит много оркестровой, камерной, духовной музыки, в т.ч. «Реквием» , написанный в 1804 г., но впервые исполненный на его похоронах. Антонио Сальери (1750-1825)
Никколо́ Пагани́ни — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз , композитор . Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства. Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить. Никколо Паганини (1782-1840)
Джоаккино Антонио Россини— итальянский композитор , автор нескольких десятков опер . С детства Джоаккино обучался пению, игре на чембало и скрипке, а также теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. Первая опера, «Вексель на брак» , была написана в 1810 г. В последующие годы он регулярно пишет оперы для театров Венеции и Милана. Джоаккино Россини (1792-1868)
Франц Петер Шуберт — австрийский композитор , один из крупнейших представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.). Франц Шуберт, немецкий композитор, прожил всего 31 год, но написал более 600 песен , много прекрасных симфоний и сонат, большое количество хоров и камерной музыки. Он трудился очень напряженно. Фрнац Петер Шуберт (1797-1828)
Фе́ликс Мендельсо́н — немецкий композитор и дирижёр , один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор знаменитого свадебного марша . Стиль композитора отличают филигранная техника, красота и грациозность, ясность изложения. За светлый и жизнерадостный характер музыки Шуман назвал Мендельсона «Моцартом XIX века» . Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра. Феликс Мендельсон (1809-1847)
Фредерик Шопен – польский композитор и пианист, долгое время живший во Франции. Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу , опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку , полонез , вальс ; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. Фредерик Шопен (1810-1849)
Ро́берт Шу́ман — немецкий композитор и пианист . Один из самых известных композиторов первой половины XIX века, представлявших направление романтизма. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона. Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику . Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Роберт Шуман (1810-1856)
Ференц (Франц) Лист — композитор , пианист , педагог , дирижёр , публицист , один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Ференц Лист (1811-1886)
Вильге́льм Ри́хард Вагнер— немецкий оперный композитор , дирижёр , драматург (автор либретто своих опер), философ , революционер . Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно модернизм. С другой стороны, мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм. Рихард Вагнер (1813-1883)
Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди — итальянский композитор , центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы ( Риголетто , Травиата , Аида ), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. В прошлом часто пренебрежительно упоминаемые критиками (за «потакание вкусам простых людей», «упрощенную полифонию» и «бесстыдное мелодраматизирование»), шедевры Верди являются основой обычного оперного репертуара через полтора столетия после их написания. Джузеппе Верди (1813-1901)
Моде́ст Петро́вич Му́соргский — русский композитор , автор знаменитых опер на темы русской истории. Известность ему доставила опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В Москве «Борис Годунов» поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. Модест Мусоргский (1839-1881)
Пётр Ильи́ч Чайко́вский — русский композитор , один из лучших мелодистов , дирижёр , педагог , музыкально-общественный деятель . Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений. Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков — русский композитор , педагог , дирижёр , общественный деятель , музыкальный критик ; представитель «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря». Николай Римкий-Корсаков (1844-1908)
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор , пианист , педагог . Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Главные произведения : Симфония № 3 «Божественная Поэма» , «Поэма Экстаза» , «Поэма Огня» («Прометей»), концерт для фортепиано с оркестром, мазурки, прелюдии, ноктюрны. Александр Скрябин (1872-1915)
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов — великий русский композитор , пианист и дирижёр . Крупнейший композитор конца XIX — начала XX в.в., Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки), и создал новый национальный стиль, оказавший впоследствии значительное влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Крупнейший пианист мира, Рахманинов утвердил мировой приоритет русской пианистической школы и её эстетико-художественных принципов. Сергей Рахманинов (1873-1943)
Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич — русский советский композитор , пианист , педагог и общественный деятель , один из самых значительных композиторов XX века. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира. Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Восьмая, среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый. Дмитрий Шостакович (1 906 -19 75 )
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Основные периоды истории мирового искусства
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО | |
Ок.40 тыс.лет до н.э. | Палеолит (древнекаменный век). Возникновение искусства |
Ок.25 тыс.лет до н.э. | Палеолит. Первые изображения на стенах пещер. Палеолитические "венеры". |
Ок.12 тыс.лет | Палеолит. Росписи и петроглифы в Ла Мадлен, Алтамире, Фон де Гом . |
Ок.5-4 тыс.лет до н.э. | Неолит (новый каменный век). Изображения и петроглифы на скалах Онежского озера и Белого моря. |
ДРЕВНИЙ ВОСТОК | |
5-4 тыс.лет до н. э. | Искусство Раннего царства в Египте. Искусство Двуречья до образования государств |
28-26 век до н.э. | Искусство Древнего Царства в Египте. Пирамиды в Саккара и Гизе: Хеопса, Хефрена Миккерина. Раннединастический период в Двуречьи.Шумерское искусство. |
24 век до н.э. | Искусство Аккада |
22 век до н.э. | Искусство позднешумерского периода. Статуя Гудеа. |
21 век до н.э. | Искусство Среднего Царства Египта. Гробницы номархов, изображения царей, бюст Сенусерта, Сфинкс. |
19 век до н.э. | Искусство Старовавилонского периода. Стелла Хаммурапи. Искусство Хеттов. |
16-14 век до н.э. | Искусство Нового царства в Египте. Амарнское искусство. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Изображения Эхнатона и Нефертити. Гробница Тутанхамона. |
13-11 век до н.э. | Искусство раннего Ирана. Искусство позднего времени в Египте. Династия Рамессидов. Храм Сети в Абидосе,храм в Абу-Симбеле. |
9-7 век до н.э. | Искусство новоассирийского царства. Дворцы Саргона II, Ашшурнацерпала, висячие сады, зиккурат Мардука-Этеменанки |
6-5 век до н.э. | . Искусство Урарту. Нововавилонское царство. Ворота Иштар. |
АНТИЧНОСТЬ | |
30-13 век до н.э. | Эгейское искусство. Крито-микенское искусство. Дворец в Кноссе, Львиные ворота в Микенах, гробница Атрея. |
11 век до н.э. | Гомеровская Греция |
8-7 век до н.э. | Этрусское искусство. Гробницы в Тарквиниях |
7-6 век до н.э. | Греческая Архаика. Храм Апполона в Коринфе, статуи Клеобиса и Битона, куросы и коры. |
5-4 век до н.э. | Греческая классика. Афинский Акрополь, статуи Фидия, Мирона, Поликлета. Галикарнасский мавзолей. |
3-2 век до н.э. | Эллинистическая Греция. Статуи Праксителя, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Искусство Римской республики. Пантеон. |
1-4 век до н.э | Искусство Римской империи. Помпейские росписи. Статуи Августа, Цезаря, Колизей, римские термы, базилика Максенция. |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ | |
1-5 век н.э. | Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.- Мозаики мавзолея Санта Констанца, базилика Санта Мария Маджоре в Риме, баптистерий в Ровенне. |
313 г. | Официальное признание христианства |
.6-7 век н.э. | Эпоха Юстиниана в Византии. Храм Св.Софии в Константинополе,Сан-Витале в Ровенне. Эпоха варварских королевств в Европе.Мавзолей Теодориха, Эхтернахское евангелие |
8-9 век н.э. | Эпоха иконоборчества в Византии. Усиление роли светского искусства, прикладное искусство. Империя Карла Великого в Европе. Каролингское возрождение. Капелла в Ахене, Утрехтская псалтырь. |
сер. 9-10 век | Македонское возрождение в Византии. Античные традиции. Мозаики Св.Софии Константинопольской. Миниатюры. Оттоновская эпоха в Европе. Евангелие Оттона, распятие Геро,вестверк церкви в Кельне. |
10-12 век | Средневизантийская культура. Крестовокупольная архитектура. Упрочение иконографического канона. Мозаики в Фокиде, на Хиосе и Дафни, фрески Нерези, Парижская псалтырь, Владимирская Богоматерь. Романское искусство в Европе. Церковь Сент-Этьен в Новере, рельефы церкви в Тулузе, Нотр Дам в Пуатье, соборы в Майнце и Вормсе. Домонгольская архитектура Др.Руси. Соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, Мирожский монастырь во Пскове, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Гиоргиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом, Церковь Спаса на Нередице. |
13-15 век | Поздневизантийское искусство. Палеологовское возрождение. Исихазм. Фрески Студенице, Сапочан, мозаики Кахрие-Джами, фрески Феофана Грека. Готическое искусство вЕвропе. Нотр Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Солсбери, Кельне, скульптура в Наумбурге, ратуши европейских столиц и городов (Брюгге и др.). Послемонгольская архитектура Др.Руси. Кремли древнерусских городов, церковь в Изборске, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фрески Снетогорского монастыря, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Расцвет иконописи Новгорода и Пскова. |
1453 г. | Падение Византии |
13 век | Проторенессанс в Италии. Джотто (1266-1337), Дуччо (1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344). |
14 век-15 век | Раннее Возрождение в Италии. Архитектура Брунеллески (1377-1446), скульптура Донателло(1386-1466), Вероккио (1436-1488), живопись Мазаччо (1401-1428), Филиппо Липпи (1406-1469), Доменико Гирландайо (1449-1494). Пьерро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431- 1506). Сандро Ботичелли (1445-1510), Джорджоне (1477-1510) |
15 век | Начало Возрождения в северной Европе. |
16-17 века | Упрочение Московского государства. Московский кремль и соборы, колокольня Ивана Великого, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения в Коломенском. Андрей Рублев, Дионисий (Ферапонтово). Поганкины палаты во Пскове, московские палаты Кириллова. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях, Сухарева башня, Кижский погост. Симон Ушаков (1626-1686), Прокопий Чирин Годуновский и Строгановский стили в иконописи. |
нач.16 века | Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576) |
2-я пол.16в. | Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии. Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1568) |
15-нач.17 века | Возрождение в Северной Европе. Нидерланды: братья Ван Эйк (к.14-сер.15в). Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Гуго ван дер Гус(1435-1482), Иероним Босх (1450-1516), Питер Брейгель Старший (1532-1569). Германия: Ганс Голбейн Младший (1477-1543), Албрехт Дюрер (1471-1528), Матиас Грюневальд (1475-1530). Франция: Жан Фуке (1420-1481), Жан Клуэ (1488-1541). Испания: Эль Греко (1541-1614) |
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА | |
17 век |
|
БАРОККО |
|
| Италия. Римское Барокко:М. Фонтана, Л. Барромини, Лоренцо Бернини (1596-1680). Фландрия: П-П. Рубенс (1577-1640), А. ван Дейк (1599-1641), Я. Йорданс (1593-1678), Ф.Снейдерс (1579-1657). Франция: Версальский дворец. Ленотр, Лебрен |
АКАДЕМИЗМ И КЛАССИЦИЗМ |
|
| Италия, Болонский академизм:братья Караччи (сер.16-н.17в.), Гвидо Рени. Франция: Н. Пуссен (1594-1665), К. Лоррен (1600-1652) |
РЕАЛИЗМ |
|
| Италия: Караваджо (1573-1610). Испания: Х. Рибера (1551-1628), Д. Веласкес (1599-1660), Э. Мурильо (1618-1682), Ф. Сурбаран (1598-1664). Франция: братья Ленен (к,16-сер.17в.в.) Жорж де Латур (1593-1652), Голландия: Ф. Хальс (1680-1666), Рейсдаль (1603-1670), Ян Стен (1620-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669) |
18 век |
|
БАРОККО |
|
| Италия: Ж.Тьеполо (1696-1770). Россия. Петровское барокко: Д. Трезини (1670-1734), А.Шлютер, И.Коробов. Русское барокко: Ф.- Б. Растрелли(1700-1771) |
РОКОКО |
|
| Франция: А. Ватто (1684-1721), Ф. Буше (1703-1770), Ж. Фрагонар (1732-1806). Россия: И. Вишняков (н.18-сер.18в.) |
АКАДЕМИЗМ И КЛССИЦИЗМ |
|
| Англия: Д .Райнольдс (1723-1792), Т. Гейнсборо (1727-1788).Франция: революционный классицизм Ж.-Л. Давид (1748-1825), Россия: Д. Левицкий (1735-1822). Архитектура строгий классицизм: А. Кокоринов (1726-1772), М. Казаков (1738-1812), И. Старов (1745-1808), Д. Кваренги (1744-1817), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Скульптура: М. Козловский (1753-1802) |
РЕАЛИЗМ |
|
| Италия: А.Каналетто (1697-1768), Ф.Гварди (1712-1793). Англия: У.Хогарт (1697-1764). Франция: Шарден (1699-1779), Ж.-Б. Грез (1725-1805). Россия: И. Никитин (1680-1742), А. Матвеев (1702-1739), А. Зубов. (к.17-сер.18в), М. Махаев (1718-1770), А. Антропов (1716-1795), И. Аргунов (.1729-1802), Ф. Шубин .(1740-1805) |
РОМАНТИЗМ |
|
| Италия: С. Роза(сер.17-к.17в), А.Маньяско (1667-1749). Россия: В. Баженов (1738-1799), Ч. Камерон (1740-1812), Ф. Рокотов(1730-1808), В. Боровиковский (1757-1825), С. Щедрин (1745-1804) |
19 век |
|
РОМАНТИЗМ |
|
| Франция: Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863). Англия: Д.Констебл (1776-1837). Германия: назарейцы: К-Д. Фридрих(1774-1840), Ф. Овербек (1789-1869), П,Корнелиус (1783-1867). Россия: О.Кипренский (1782-1836) |
КЛАССИЦИЗМ И АКАДЕМИЗМ |
|
| Франция: Ж.-Д. Энгр (1780-1807). Россия. Архитектура высокий классицизм: А. Воронихин (1759-1814), А.Захаров (1761-1811), Тома де Томон (1760-1813), К. Росси (1778-1849), В. Стасов (1769-1848). Скульптура. И. Мартос (1752-1835) Академизм. Живопись: П. Клодт (1805-1867), К. Брюллов (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875), А. Иванов (1806-1858) |
РЕАЛИЗМ |
|
| Франция: О.Домье (1808-1879), Ж. Милле.(1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), К. Коро (1796-1875), барбизонцы - Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), К. Тройон (1810-1865), Ш.-Ф. Добиньи (1817-1878). Германия : А. Менцель (1815-1905), бидермаейер - М. Швиндт (1804-1871), К. Шпицвет (1808-1885). Россия: В.Тропинин (1776-1857), А. Венецианов (1780-1847), П. Федотов (1815-1852), В.Перов (1834-1882). Передвижники: И.Крамской.(1837-1887), Н. Ге (1831-1894), Н. Ярошенко (1846-1898), В.Верещагин (1842-1904), А. Саврасов (1830-1897), И. Шишкин (1832-1898), А.Куинджи (1842-1910), И. Репин (1844-1930), В.Суриков (1848-1916), И. Левитан (1860-1900), В. Серов (1865-1911) |
СИМВОЛИЗМ |
|
| Англия. Прерафаэлиты (Братство прерафаэлитов-1848-53) Д.-Г. Росетти (1828-1898), Дж.-Э. Миллес (1829-1896),У. Моррис (1834-1896). Франция: Пюви де Шаван(1824-1898), Г. Моро (1826-1898), О. Редон(1810-1916). Группа"Наби": П. Боннар (1867-1947), Э. Вюйяр (1868-1940), М. Дени(1870-1943). Россия: М. Врубель (1856-1910), М. Нестеров (1862-1942), Мир искусства": М. Сомов (1869-1939), А. Бенуа (1870-1960), М. Добужинский (1875-1942), Н. Рерих (1874-1947), А. Остроумова-Лебедева (1871-1955). "Голубая роза": В. Борисов-Мусатов (1870-1905), П. Кузнецов (1878-1968), скульптура А. Матвеев (1878-1960), С. Коненков (1874-1971). Германия: М. Клингер .(1857-1920) |
2-я пол.19 века |
|
ИМПРЕССИОНИЗМ |
|
| Франция (1 выставка-1874, последняя 1884): Э. Мане (1832-1883), К. Моне (1840-1926), О. Ренуар (1841-1919), Э. Дега (1834-1917), О. Роден (1840-1907). Россия: К.Коровин (1861-1939), И. Грабарь (1871-1960), А. Голубкина (1864-1927) |
конец 19- начало 20 век. |
|
МОДЕРН. СЕЦЕССИЯ |
|
| Архитектура. Россия: Ф. Шехтель (1859-1926). Испания: А. Гауди-и-Корнет (1852-1926) |
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ |
|
| А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), А. Модильяни (1884-1920), П. Сезани (1839-1906). В.Ван Гог (1853-1890), П. Гоген (1848-1903) |
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ |
|
| Ж .Сера (1859-1891), П. Синьяк (1863-1953) |
20 век |
|
ФУНКЦИОНАЛИЗМ. |
|
| В. Гропиус (1883-1969), Ле Корбюзье (1887-1965), Мис Ван Дер Рое (1886-1969), Ф.-Л. Райт (1869-1959). |
КОНСТРУКТИВИЗМ |
|
| Россия:. Архитектура: братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 1882-1950, Александр 1883-1959), К. Мельников (1890-1974), И. Леонидов (1902-1959)., А. Щусев (1878-1949) Живопись. Группа ОСТ: А. Дейнека (1899-1969), Ю. Пименов (1903-1977), Д. Штернберг (1881-1948), А. Лабас (1900-1983) |
ФОВИЗМ |
|
| Франция: А. Матисс (1869-1954), А. Марке (1875-1947) |
ЭКСПРЕССИОНИЗМ |
|
| Германия: "Синий всадник" Ф. Маркс (1880-1916). Г. Грос(1893-1954), О. Дикс (1891-1969), Э. Барлах (1870-1938), Грундиг Х. (1901-1958) и Л. (1901-1977), О. Нагель(1894-1967). Скульптура: В. Лембрук (1881-1919), К. Кольвиц (1867-1945). |
КУБИЗМ, |
|
| Франция: П. Пикассо (1881-1973), Ж. Брак (1882-1963), Ф. Леже (1881-1955). |
КУБОФУТУРИЗМ |
|
| Россия: "Бубновый валет" (1910-1916): И. Машков (1881-1944), А. Лентулов (1882-1943), П. Кончаловский (1876-1956), М. Ларионов (1881-1964), Н. Гончарова (1881-1962),-Н. Фальк (1886-1958) |
ФУТУРИЗМ |
|
| Италия: У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Д. Балла (1871-1958), Ф.-Т. Маринетти (1876-1944) |
ПРИМИТИВИЗМ |
|
| Франция: А. Руссо (1844-1910). Россия: М. Шагал (1887-1985), Н. Пиросмани (1862-1918) |
АБСТРАКЦИОНИЗМ |
|
| Россия: В. Кандинский (1866-1944), К. Малевич (1878-1935), П. Филонов (1883-1941), В. Татлин (1885-1953), О. Розанова (1885-1918). Америка: П. Мондриан (1872-1944), Д. Поллок . (1912-1956) |
СЮРРЕАЛИЗМ |
|
| С. Дали (1904-1989), А. Бретон (1896-1966), Д. ДеКирико (1888-1978), Р. Магритт (1898-1967) |
ПОП-АРТ 60-г.20в |
|
| Америка: Р. Раушенберг ( 1925-к. 90-х), Д. Розенквист , Э. Уорхол Р. Лихтенстайн (р.1923), |
РЕАЛИЗМ 20 в. |
|
| Италия. Неореализм: Р. Гуттузо (1912-1987), А. Пиццинато (1910- 80-е г.), К. Леви (1902-1975), Д. Манцу (р.1908- к.90-х). Франция. Неореализм: А. Фужерон (р. 1913) , Б. Таслицкий (р. 1911). Мексика: Д.-А. Сикейрос ( 1896-1974),Х.-К. Ороско (1883-1942), Д. Ривера (1886-1957). США: Р.Кент (1882-1971). Советский Союз. Социалистический реализм. Живопись: К. Петров-Водкин (1878-1939), И. Бродский (1883-1939), Б. Греков (1882-1934), А. Пластов (1893-1983), В. Фаворский (1886-1964), С. Герасимов(1885-1964), П. Корин (1892-1967), Кукрыниксы ( М. Куприянов 1903-1993, П. Крылов 1902-1990, Н. Соколов р. 1903), М. Сарьян (1880-1972). Скульптура: Андреев Н. (1873-1932), И. Шадр (1887--1941), В. Мухина (1889-1953). Суровый стиль 60-х г. (аналог неореализма). Живопись: Г. Коржев (р.1925), Т. Салахов (р.1928), братья Смолины, В. Попков (1932-1974), Н. Андронов (1929-1998), Дм. Жилинский (р.1928), М.Савицкий (р.1922), П. Оссовский (р. 1925), Т. Яблонская (р.1917), Д. Бисти (р.1925). Ленинградская школа: Е. Моисеенко (1916-1988), В. Орешников (1904-1987), А. Русаков (1898-1952), А. Пахомов (1900-1973), В. Пакулин (1900-1951) , В. Звонцов (р. 1917), Я. Крестовский (р. 1925), В. Мыльников, М. Аникушин (1917-1997) и др. Прибалтийская школа: Заринь И. (р. 1929), Скульме Д., Красаускас С. (1929-1977). Архитектура: В.Кубасов Посохин М., братья Насвитасы Гротескный реализм 70-х г.: Назаренко Т. (р1944), Н Нестерова (р.1944,), Овчинников В..Салонный реализм (кич, натурализм): И. Глазунов И. (р. 1930), Шилов А., Васильеев В. |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | 80-90 г.г. 20 в. |
Предварительный просмотр:
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ «Искусство разных эпох»
Около IV тыс. до н. э. | III-II тыс. до н. э. | Рубеж II-I тыс. до н.э. | |||||
Первобытная культура | Месопотамия | Древний Египет | Древняя Индия | ||||
I тыс. до н.э. | Период с VII-I век до н. э. | Период республики с VI-I в. до н.э. и период империи с I в. до н.э. по IV в. н.э. | ||||||
Древняя Америка | Древняя Греция | Древний Рим | ||||||
С 313г. н.э. по IV век н.э. | 4 – 15 век н.э. | 10 – 15 век н.э. | ||||||
Раннехристианское искусство | Византийское искусство | Древнерусское искусство | ||||||





























