статья "Развитие творческих способностей детей через музыкально - театрализованную деятельность "

Из опыта работы музыкального руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы музыкального руководителя

ГБДОУ детский сад № 4 Василеостровского района  г. Санкт – Петербурга

Меньшаевой Людмилы Александровны

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи, и стремятся выразительно передавать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания театрально – игровой деятельности и её роли в развитии музыкальных способностей детей. Музыка в играх – драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или слушают игру на различных музыкальных инструментах. Детям нравится самими обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомых литературных сюжетов. Театр превращается для них в настоящий праздник. Инсценировки, музыкальные спектакли, поставленные в детском исполнении, позволяют включить дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей. Параллельно проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков.

Реализуя программу музыкального развития в детском саду, можно выделить следующие задачи:

  1. Способствовать развитию личности ребенка средствами музыки.
  2. Совершенствовать процесс восприятия музыки детьми.
  3. Обогащать музыкально – слуховой опыт детей разнообразными впечатлениями.
  4. Развивать музыкально – сенсорные способности детей.
  5. Формировать элементарные знания теории музыки.
  6. Развивать музыкально творчество детей.

Можно выделить три главные музыкальные способности, которые лежат в основе музыкальности:

  1. Ладно – высотное чувство
  2. Способность к слуховым представлениям (основа внутреннего слуха)
  3. Музыкально – ритмическое чувство

Наличие этих главных музыкальных способностей позволяет человеку продуктивно заниматься музыкальной деятельностью.

Ладовое чувство, слуховые представления и ритмическое чувство, дети, в силу возрастных психических особенностей проявляют не в равной степени. Эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки у них проявляется, но он длительное время имеет общий характер. Лишь позднее проявляется умение чувствовать мажор и минор. Слуховые представления высоты особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки. Вот почему имеет смысл отметить две основные музыкальные способности: ладно – высотный слух и чувство ритма. Понятие музыкальности у детей в связи с их деятельностью подразумевает:

- способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

- исполнительские способности (чистота певческих интонаций, правильное звукообразование;

- пластичность, изящность движений;

- согласованность игры на детских музыкальных инструментах);

- способности,  проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально – игровых, танцевальных импровизациях.

 Исполнительское мастерство присуще взрослому человеку. Но и детское исполнительство песен, танцев может отличаться индивидуальным почерком, т.к. ребенок стремится выразить свое отношение, свои чувства.

Дети способны к продуктивному творчеству. Это импровизации песенных мелодий, инсценировки, музыкальные игры – драматизации, построение легких танцев, придумывание несложных мотивов ритмических попевок  при игре на различных музыкальных инструментах.         

Формируя детское музыкальное творчество, мы позаботились о создании условий для этого. В музыкальном зале есть проигрыватель, магнитофон, записи и пластинки для слушания, музыкальная лесенка, фланелеграф. Иногда творческие музыкальные способности проявляются у тех детей, от которых их не ожидаешь. Так получилось с Юлей Л., у девочки тихий голос, но хороший слух, по характеру она робкая. Оказалось, что у нее яркие творческие способности. Практика моей работы показала: как только повышается качество певческих навыков, улучшаются двигательные возможности, так поднимается уровень творческих действий детей. Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми младшей группы, я работаю над инсценировкой  песен, в которых, заключено какое – то действие. Этот вид деятельности очень нравится детям. Например: «Цыплята» Филиппенко; «Заинька» Красева; «Кошка» Александрова и др. Образные действия помогают ребенку лучше интонировать, подражая тому или иному персонажу, так как в этих песнях мелодические ходы близки мяуканью кошечки, лаю собачки, кудахтанью курочки и т. д.

Сложнее обстоит дело при передаче игрового образа, не продиктованного текстом, а переданного программной музыкой. Так, например, в старшей группе при прослушивании пьесы «Вся мохнатенька» В. Агафонникова  предлагаю изображать кошку, аналогично в подготовительной группе на музыку Д. Кабалевского – клоунов и т.д. Во время инсценирования песен,  стараюсь не прибегать к наглядному показу, а создаю словесную картинку, обсуждаем с детьми характер каждого образа, повадки животных (например «Как у наших у ворот» русская народная песня).

На творчество немыслимо без предварительного накопления и освоения навыков исполнения выразительного движения. Поэтому предварительно я учу детей различать части произведения, останавливаться с окончанием музыки, менять движения с началом фразы. В разделе «Упражнения» разучиваю с детьми танцевальные движения. Активное усвоение детьми знаний, навыков – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие. В свою очередь творчество детей активизирует процесс обучения.

В процессе работы я убедилась, что достижению цели способствует умение создать у детей уверенность в своих силах. Так получилось при разучивании роли козлика, Виталиком С. Из подготовительной группы. Он был очень робким и стеснительным, боялся двигаться, петь, но я постоянно говорила ему: «Не бойся, у тебя все получится, ты поешь хорошо, покажи, что Козлик не боится Волка». И в процессе работы он преобразился, замечательно сыграл роль, с большим воодушевлением. То же могу сказать про девочку Сашу С., девочка очень капризная, часто недовольная, но как только получила роль Пчелки из сказки «Муха - Цокотуха», стала прислушиваться к моим советам и замечаниям детей. И теперь она у меня в творческой группе считается одной из лучших "актрис".

Хочу сказать, что наряду с известными русскими народными сказками, я ставлю и собственные сказки. Мною были поставлены сказки (по мотивам одноименных сказок): «Царевна Лягушка», «Красная Шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Горохе и внучке его Горошинке» и другие, написанные мною сказки.

Хочу заметить, что роли, тексты я всегда учу с детьми сама. Мы вместе выбираем нужную интонацию, верный жест. Перед тем, как поставить сказку, я читаю ее детям, задаю вопросы, спрашиваю их мнение. Мы тщательно разбираем характеры героев, вспоминаем, в каких сказках они еще встречаются и как ведут себя в другой ситуации, т.е. ведется большая подготовительная работа. Затем дети сами выбирают себе роль, но мы договариваемся, что играть будет тот, у кого лучше получится, так иногда на одну роль претендует двое, трое детей. Дети с удовольствием входят в образ, знают слова героев от начала и до конца. Перед тем как выйти на сцену, мы с воспитателями гримируем артистов. Наши дети знакомы со словом грим и понимают, что это обязательно для создания образа.

Театр превращается для них в настоящий праздник. Дети очень ждут день выступления. Волнуются, если кто – то из родителей не может прийти. И когда родители смотрят спектакль, они порой очень удивляются, что их дети могут раскованно себя вести в роли героя. Мама Наташи К.  не узнала свою дочку в роли старика из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Она узнала туфельки, но подумала, что их надели на другого ребенка, так как не подозревала о способностях, таившихся в ее девочке.

Детское исполнительство отличается своей индивидуальностью, так как ребенок, порой неожиданно выражает свое отношение и чувство к герою, которого играет. Через театрализацию у ребенка проявляется и крепнет творческое начало. Это и речевая культура, и память, и словарный запас, и движения под музыку, и песенное творчество, и ориентация в пространстве (ширма, сцена, настольный театр). Играя на сцене, дети раскрепощаются, они преодолевают свои комплексы, и начинают обретать чувство уверенности.

Многие родители часто обращаются ко мне за советом, консультацией. Мы обговариваем  элементы костюмов, в какой театр пойти на детский спектакль, когда лучше отдать ребенка в музыкальную школу. У родителей много вопросов и я стараюсь каждому помочь.

Я работаю в тесном контакте с воспитателями, у нас общая цель и задачи. Мы советуемся, какой спектакль лучше поставить в данный отрезок времени, как заинтересовать того или иного ребенка. Воспитатели мои активные помощники. Мы создали фотоальбом «Наш театр», это интересно и родителям, и детям. И это замечательно! Дети растут ни по дням, а по часам!

Остановись мгновение, продлись

Ведь в мире все так быстротечно,

О сладкий миг, остановись

Пусть наши дети будут вечны!

Театральная деятельность детей не ограничивается только драматизациями. Они охотно и увлеченно играют в кукольный театр, превращая самые обычные игрушки в артистов. Охотно играют в пальчиковый театр. В каждой группе имеется арсенал одежды для ряженья, дети с удовольствием одевают наряды  во время игры, и сразу же преображаются: двигаются иначе, говорят, поют. И все это без всякого нажима со стороны взрослых. Они живут в своем мире…