Социальный педагог

ДЕТИ – это импульс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Ямало-Ненецкий автономный округ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»

                 

Муниципальный этап проекта «Социальный Альянс»

                                 

             

Проект выполнили:                                                      Воробьев Никита, Погорелов Олег, Бунина Анастасия, Николаев Юрий- учащиеся 8б класса

Руководитель:                                                                                               Моргун Ольга Николаевна,

                                                                                               социальный педагог.

        

        Надым  

                                                                           2017

                                                                         

  1. Полное наименование проекта

Муниципальный проект «Социальный Альянс»

Проект « Солнечный круг»

  1. Краткая аннотация проекта

Муниципальный проект «Социальный Альянс»

Проект « Солнечный круг»

Социально-психологическая  взаимоадаптация детей-инвалидов с окружающей средой, создание оптимальных условий для реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего их развития.

Тип проекта: локальный.

География проекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»

Стадия реализации проекта: в процессе реализации.

Данный проект разработан учащимися 8б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»:

Воробьев Никита;

 Погорелов Олег;

 Бунина Анастасия;

 Николаев Юрий;

 Руководитель: Моргун Ольга Николаевна.

       3. Актуальность проекта

В нашей школе обучается 13 детей-инвалидов. Проблема общения со сверстниками, преодоление чувства неуверенности, неловкости, страх перед обществом у этих ребят является наиболее острой. Она актуальна не только для нашего образовательного учреждения, но и в целом -стране.

Дети-инвалиды  часто социально неустроенны: родителям трудно помочь им определить круг общения, участвовать в праздниках, организованных школой и учреждениями дополнительного образования совместно со здоровыми сверстниками, проводить выходные дни. В результате изоляция негативно сказывается на его будущем, ограничивает возможности и перспективы. Одной из самых важных проблем занятия свободного времени детей и подростков полезно значимой деятельностью является участие их в организации досуга детей-инвалидов.

Оторванность от школы, класса, ровесников, друзей, ставят проблемы их психологической и социальной адаптации в обществе.

Между тем дети, лишенные здоровья, нередко бывают награждены  прекрасными вокальными данными, абсолютным слухом, математическими способностями, умением рисовать, писать стихи…

Помочь этим детям раскрыться, выявить таланты, создать условия для реализации своих способностей должны, конечно же, взрослые и дети, их товарищи.

У часто болеющего ребенка, ребенка-инвалида психика совершенно другая. И нужно так затронуть эмоциональные стороны души, чтобы он увидел свои возможности, чтобы у него появилось желание творить и получать от этого удовольствие.

Мы решили разработать проект «Солнечный круг». Цель данного проекта - организация помощи детям-инвалидам, помочь установить их связь с внешним миром, наладить контакты со сверстниками и взрослыми, обеспечить доступ к культурным ценностям совместно с городским клубом матерей воспитывающих детей с ограниченными возможностями «Надежда».

Данный проект рассчитан на учащихся волонтеров школы и детей из клуба «Надежда».

Для его реализации была поставлена следующая цель:

Восстановление индивидуальной и общественной ценности детей-инвалидов, расширения их жизненного пространства через совместное проведение мероприятий, творческих мастер-классов. 

   Задачи проекта

  1. Содействие в вовлечении детей с ограниченными возможностями в различные виды   индивидуальной    и  коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей;
  2. Развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе;       
  3. Приобщение их к активному, творческому образу      жизни,   физической культуре;
  4. Помочь ребенку-инвалиду осознать свою значимость в коллективе сверстников, обществе;
  5. Воспитание гуманизма, сопричастности к человеческой боли, недугам.

Данный проект рассчитан на 2 года и реализуется с использованием разнообразных форм работы, позволяющих решить проблемы восстановления индивидуальной и общественной ценности детей-инвалидов клуба «Надежда»  и волонтеров школы, расширить их жизненное пространство через совместное проведение мероприятий, творческих мастер-классов, общение со сверстниками.

  1. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

В решении поставленных задач будут задействованы волонтеры школы, дети-инвалиды  клуба «Надежда», классные руководители, учащиеся.

Это взаимодействие осуществляется на уровне активного участия волонтеров школы и детей-инвалидов в праздниках, конкурсах, общениях с психологом, встречах, школьных мероприятиях.

Организуют эту работу социальный педагог школы, классные руководители, педагоги, учащиеся школы в сотрудничестве с клубом «Надежда»,   работниками учреждений дополнительного образования.

6.    Деятельность в рамках проекта

Проект «Солнечный круг» включат в себя комплекс мероприятий для детей-инвалидов и сопровождающих их учащихся:

  • всевозможные конкурсы, дни открытых дверей для детей-инвалидов;
  • коллективные творческие дела, выставки;
  • календарные праздники;
  • выставки детских личных коллекций «Мир увлечений твоего сверстника»;
  • музыкальные викторины, конкурсы, массовые мероприятия;
  • вечера общения и др.

Многие мероприятия имеют творческо-музыкальную направленность.

Принципы:

  • Принцип взаимодействия, диалога.
  • Принцип активности ребенка.
  • Принцип расширения социального опыта ребенка.

Условия реализации проекта:

  1. Материально-техническое обеспечение: теле- видеоаппаратура, фотоаппарат.
  2. Наличие пакета сценарных разработок.
  3. Четкое взаимодействие структур, задействованных в реализации проекта.
  4. Помощь родителей в организации воспитательных мероприятий.
  5. Создание атмосферы комфорта и доброжелательности.

Для реализации целей проекта всю деятельность мы разделили на этапы:

          1  этап  -  подготовительный (сентябрь – октябрь 2017 учебного года):

  • координация совместного плана мероприятий с клубом «Надежда»;
  • подготовка сценариев мероприятий;
  • ознакомление волонтеров школы и родителей с планом реализации проекта.

 

  2  этап – практический ( ноябрь – май ).

  3  этап – заключительный (май 2019 года).

  • подведение итогов работы по реализации проекта;
  • координация дальнейших планов.

  1. Рабочий план реализации проекта  

                                                            1   блок

                                              Конкурсы, концерты

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

Создать праздничное настроение, способствовать развитию творческих данных  детей.

Участие в концерте, посвященном «Дню учителя».

В течение октября

2.

Развитие памяти, творческой активности детей.

Конкурс на лучшего чтеца  стихотворений о маме.

В течение ноября

3.

Развитие творческой активности детей, формирование чувства коллективизма. Развитие эмоциональной отзывчивости ребят, взаимопонимания с родителями.

 МУК "Музей истории и археологии г. Надыма" Всероссийская акция "Музей для всех! День инклюзии".   Занятие "Тайны старого сундука"мастер-класс по изготовлению куклы-мотанки.

В течение      декабря

4.

Развитие  активности детей, приобщения к творчеству, создание праздничного настроение.

Участие в мастер-классе по изготовлению новогодних украшений из подручных материалов «Раз снежинка, два снежинка – вот веселый снегопад».

Конец ноября-начало декабря.

                                                                

                                                                  2 блок

                                            Тематические праздники

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

В игровой форме закрепить сведения о русском языке; укрепить соревновательный дух учащихся.

Международный день родного языка

В течение          февраль

2.

Воспитание любви к природе, развитие умения общаться, разучивание тематических песен, изречений о Родине.

«День пожарной охраны России»

        В течение

        апреля              

3.

Разнообразие приемов и форм деятельности детей, сплочение коллектива, раскрытие талантов.

Новогодний карнавал.

В течение

декабря

                                                              3 блок

                                      Календарные праздники

Цель мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1.

Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни, повышение взаимопонимания.

«Мы с папой настоящие друзья!»

В течение

февраля

2.

Интересно организовать детский досуг, расширить кругозор учащихся, обогатить их духовный мир, ознакомить детей с народными песнями, частушками, загадками, создать праздничное настроение

«

« Весна-красна»

В течение

         марта

3.

Развитие творческих способностей  детей; воспитание здорового чувства юмора, умения понимать, оценивать шутку; улучшение взаимопонимания детей и родителей посредством коллективной игры.

Праздник смеха и шуток.

В течение

        апреля

                                                4 блок

                                 Я - Человек, Личность

                       Основные направления деятельности

         1.Расширение сферы деятельности клуба волонтеров «КЕДР».

2.Проведение акций: « Милосердие» (помощь детям-инвалидам), «Лето-20…»,  «Посылка солдату».

                                                     

7. Ожидаемый результат

     

  1. В результате выполнения данного проекта будет привлечен к активному, здоровому образу жизни ребенок-инвалид и подростки. Каждый из них сможет самореализоваться, качественно проводить свой досуг.
  2. Ребенок с ограниченными возможностями будет включен в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, что будет способствовать расширению его жизненного пространства, восстановлению его индивидуальной и общественной ценности.
  3. У ребенка-инвалида повысится положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширятся социальные контакты, будут преодолены социо - культурная и психологическая изоляция, повысится самооценка, расширятся возможности взаимопонимания между детьми и родителями.
  4. Перед ребенком-инвалидом откроется возможность творчества, творческого постижения мира, восприятия чужого и собственного творчества – это и есть РЕАБИЛИТАЦИЯ.

  8. Дальнейшее развитие проекта

  • после окончания периода реализации проекта деятельность в этом направлении будет продолжаться;
  • будет продолжена индивидуальная работа с детьми клуба «Надежда» по определению и расширению их круга интересов;
  • комплекс мероприятий ежегодно будет обновляться и дополняться новыми темами.

 VII   Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986…-М., 1991.
  2. Вайнер Э. как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей/ Эдуард Вайнер, Ирина Растворцева – М.: Чистые пруды,2006.
  3. Дети специальной медицинской гшруппы: Примерная программа уроков физкультуры/ И.С. Ганзен, Н.В. Кузнецова, Л.В. Жоглева и т.д. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005.
  4. Корчак Я. Как любить детей. – М., 1993.
  5. Музыкально-эстетическое воспитание школьников/ авт.-сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Научно-методический журнал// Классный руководитель-Москва.-2007-№7.
  7. Научно-популярный журнал//Социальная работа,- №2.-2007, № 4-2007,- №3-2007.
  8. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н.Степанова.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Степанова Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности/ Г.В. Степанова-М.: Чистые пруды, 2007.
  10. Чеботарев А.В. Диагностика физического здоровья: Методическое пособие/ А.В. Чеботарев-М.: Чистые пруды, 2007.
  11. Шмаков С.А. Уроки детского досуга-М., 1993.



Предварительный просмотр:


J:\Сайт\sosh2ndm\files\rab_programmy\RP_2017-2018\RP-dop\КЕДР.jpg

Программа дополнительного образования

«КЕДР-инициатива»

Аннотация

Программа КЕДР-инициатива рассчитана на 1 год обучения для- 8-9 классов, 1 группа по 15 человек, занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа направлена на обучение специальным методам и формам организации социально значимой деятельности, овладение умениями оценивать события общественной и политической жизни, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства.

В результате одного года обучения учащиеся должен знать и понимать основные принципы волонтёрской деятельности, структуру организации и проведения социально значимых дел (в рамках социально значимых проектов), основные технологии организации агитационной работы. К концу обучения уметь: планировать и анализировать свою работу, взаимодействовать и общаться со сверстниками, со взрослыми, продуктивно работать в коллективе; создавать и реализовывать социальные проекты.

Формы проверки результатов освоения программы: представление личного портфолио, представление разработанных проектов, участие в конкурсах,

акциях на различных уровнях


Пояснительная записка

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Дополнительная образовательная программа составлена на основе программ учебного курса «Самосовершенствование личности» Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. - М: Народное образование, 2000, Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. - М.: Народное образование, 2001, Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. - М: Народное образование, 2001.

Актуальность.

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей, обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Жизненные планы, ценностные ориентации детей среднего и старшего школьного возраста отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни.

В динамично изменяющемся современном мире требования, предъявляемые рынком труда к молодым специалистам - вчерашним выпускникам школы, постоянно повышаются. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах школы поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной “взрослой” жизни.

Программа представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы и принимать решения.

Новизна

Обучение по программе «КЕДР» дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе "КЕДР” учащиеся смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистам и достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

Программа «КЕДР» поможет овладеть демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

Цель - создание благоприятных условий для выявления, развития и выработки качеств, умений и навыков, которые помогут обучающимся справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями.

Задачи:

  • формировать теоретические и практические знания, умения, навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе, способность к рефлексии, к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
  • развивать аналитическое и критическое мышление, самооценку, навыки работы в группе, в команде; творческие и интеллектуальные способности; эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость; умение самокритичного отношения к себе
  • формировать культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Возраст обучающихся - 10-14 лет. Количество обучающихся в группе - 12-15 человек.

Срок реализации программы - один год.

Занятия объединения «КЕДР» проходят: 1 раз в неделю по 2 часа.

Средствами реализации программы являются интегрированные занятия комплексного характера.

Основные формы проведения занятий:

  • Деловые и ролевые игры.
  • Упражнения на взаимодействия в группе.
  • Тренинги.
  • Творческие задания.
  • Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).
  • Проигрывание ситуаций.
  • Дискуссии.
  • Моделирование.
  • Проектирование.
  • Встречи со специалистами и интересными людьми.
  • Экспресс тесты и опросы.
  • КТД.
  • Беседы.

Прогнозируемые результаты

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации данной программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).
  • рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).
  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

По завершению первого года обучения обучающиеся должны: знать:

• понятия «информация» и виды информации;

  • историю появления детских организаций в России;
  • понятия «общение», структура общения;
  • основы этики и делового общения.

уметь:

  • работать с разными источниками информации;
  • развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия.

По завершению второго года обучения обучающиеся должны:

знать:

  • содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
  • основные качества лидера;
  • законы, регулирующие школьную жизнь;
  • основные этапы создания проекта;
  • методики организации и проведения мероприятий.

уметь:

  • разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс;
  • использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;
  • руководить процессом работы над проектом;
  • работать в команде.

Закончив обучение по экспериментальной образовательной программе «КЕДР», воспитанник становится членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на его жизненном пути.

Форма подведения итогов.

Итогом усвоения программы является совместная работа учащихся над проектом социального характера, которую заказывает администрация школы. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта.

Режим работы

Недельная нагрузка - 2 часа - 70 часов в год

Принципы организации обучения

Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

Принцип природосообразности - необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • деятельностный;
  • эвристический;
  • исследовательский.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный контроль - в начале года
  • промежуточный контроль - в середине года
  • итоговый контроль - апрель-май текущего учебного года.

Контроль осуществляется в следующих формах:

  • тестирование;
  • педагогическое наблюдение практических умений;
  • беседа;
  • тренинг;
  • творческая работа;
  • деловая (ролевая) игра;
  • коллективно-творческое дело;
  • проект.

Критерии оценивания:

Оценка работы члена объединения «КЕДР» определяется по двум уровням: «хорошо» и «отлично», что соответствует количественному баллу «4» и «5» соответственно.

Уровень «хорошо» (обучающийся умеет):

работать с разными источниками информации; разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс; использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ; работать в команде; работать над проектом с помощью взрослого.

Уровень «отлично» (обучающийся умеет):

работать с разными источниками информации; разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс; использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ; работать в команде; работать над проектом с помощью взрослого и самостоятельно; осуществляет творческий подход при выполнении задания.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

кол-во

часов

теория

практика

1 год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Понятие информация: виды информации, источники информации.

2

1

1

3.

Что такое книга. Первые древние книги. Первые типографии

2

1

1

4.

«Всемирная паутина» как источник информации

2

1

1

5.

Детские общественные объединения России. История появления.

2

1

1

6.

Общение. Структура и средства общения.

2

1

1

7.

Общение как одна из основных ценностей человека

1

1

8.

Невербальные средства общения.

2

1

4

9.

Речевые средства общения.

1

1

10.

Позиции в общении.

2

1

1

11.

Стили общения.

1

1

12.

Манипулирование.

2

1

1

13.

Механизмы межличностного восприятия.

2

1

1

14.

Психологические защиты.

2

1

1

15.

Барьеры в общении.

2

1

1

16.

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

2

1

1

17.

Активное и пассивное слушание.

2

1

1

18.

Общие правила делового общения

2

1

1

19.

Правила подготовки и проведения совещания

2

1

1

20.

Правила ведения телефонных деловых переговоров

2

1

1

21.

Правила деловой переписки

2

1

1

22.

Учитесь правильно давать интервью

2

1

1

23.

Работа над содержанием публичного выступления

2

1

1

24.

Логика речи

2

1

1

25.

Культура речи

2

1

1

26.

Этика публичного выступления. Психологические особенности публичного выступления.

2

1

1

27.

Об эмоциональности, голосе, жестах

2

1

1

28.

Спор. Его цели и стратегии.

2

1

1

29.

Типы и особенности участников спора.

2

1

1

30.

Принципы и правила ведения спора.

2

1

1

31.

Как говорить, чтобы вас слушали?

2

2

2

32.

Ведение споров, дискуссий

4

1

1

33.

Контрприемы против некорректного ведения спора

2

1

1

34.

Коллектив и личность.

2

1

35.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

о

2

1

Итого

70

34

36

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч).

Теоретические знания: знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Понятие информация: виды информации, источники информации (2 ч).

Теоретические знания: понятие «информация», виды информации, источники.

Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой.

Что такое книга. Первые древние книги. Первые типографии (2 ч).

Теоретические знания: понятые «книга», первая книга, первые типографии, библиотеки мира Практическая деятельность: работа с литературой и в интернете, экскурсия в библиотеку.

«Всемирная паутина» как источник информации (2 ч).

Теоретические знания: «Всемирная паутина» как один из источников информации. «Полезная» и «Бесполезная» информация.

Практическая деятельность: практическая работы «В мир полезной информации»

Детские общественные объединения России. История появления (2 ч).

Теоретические знания: детские общественные организации России, из истории создания, зарубежные общественные организации.

Практическая деятельность: беседа «Роль детских организаций»

Общение. Структура и средства общения (2 ч).

Теоретические знания: общение, стороны общения (коммуникативная, интерактивная,

перцептивная), интонация, мимика, жесты, поза, взгляд, язык.

Практическая деятельность: тест КОС; ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся»; упражнение «Проблемы общения у всех» и др.

Общение как одна из основных ценностей человека (2 ч).

Теоретические знания: понятие «общение», «собеседник». Виды общения.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах.

Невербальные средства общения (3 ч).

Теоретические знания: основные каналы общения, невербальное общение, позы и жесты, походка, межличностное пространство.

Практическая деятельность: Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?», анализ ситуаций, упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство», «Монета» и др.

Речевые средства общения (2 ч).

Теоретические знания: интонация, темп и громкость речи, форма изложения.

Практическая деятельность: упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие» и др.

Позиции в общении (2 ч).

Теоретические знания: различные состояния «Я», эго-состояние «Родитель», эго-состояние «Взрослый», эго-состояние «Ребенок», схема Томаса А. Харриса.

Практическая деятельность: тест «Три Я», анализ ситуаций, ролевые игры на эго-состояния.

Стили общения (2 ч).

Теоретические знания: виды общения, этикет.

Практическая деятельность: упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и

поводырь» и др.

Манипулирование (2 ч).

Теоретические знания: манипулирование, причины манипулирования, типы манипулятивных систем, трюки манипулятора, манипулятивные способы поведения в конфликте.

Практическая деятельность: тест «Манипулятор», игра «Сценаристы», обсуждение, дискуссия.

Механизмы межличностного восприятия (2 ч).

Теоретические знания: роль первого впечатления, «Эффект ореола», ошибка превосходства. Ошибки привлекательности, каузальная атрибуция, установка.

Практическая деятельность: игра «Портрет»”, анализ ситуаций.

Психологические защиты (2 ч).

Теоретические знания: «психологические защиты», вытеснение, проекция, замещение, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация.

Практическая деятельность: игровой тренинг «Мудрец», анализ ситуаций.

Барьеры в общении (2 ч).

Теоретические знания: что мешает полноценному общению, наиболее распространенные барьеры общения, стереотипизация, препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.

Практическая деятельность: игра «Проекция», игра «Волшебная лавка», анализ ситуаций.

Конструктивное общение. Контроль эмоций (3 ч).

Теоретические знания: саботажники общения, способы снижения эмоциональной напряженности, управление своими эмоциями и чувствами, конструктивное выражение негативных чувств. Практическая деятельность: упражнения: «Безоценочное общение», «Я - высказывание», ролевая игра «Нейтрализация негативных эмоций».

Активное и пассивное слушание (2 ч).

Теоретические знания: процесс слушания, задачи, решаемые во время слушания, виды слушания, правила эмпатического слушания.

Практическая деятельность: тест «Умеете ли вы слушать?», упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему? », анализ ситуаций.

Общие правила делового общения (2 ч).

Теоретические знания: деловое общение, правила делового и доверительного общения, функции деловой беседы, фазы беседы, подготовительная и контактная фазы, начало беседы, фазы ориентации, фаза аргументации, тактические и методические приемы аргументации, принятие решения и завершение деловой беседы, фаза анализа, конструктивная практика, как воспринимать критику.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах, анализ ситуаций, ролевая игра «Прием на работу», упражнение «Критика литературного героя», «Подарки» и др.

Правила подготовки и проведения совещания (2 ч).

Теоретические знания: понятие «совещание», десять правил подготовки и проведения совещания. Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах, анализ ситуаций.

Правила ведения телефонных деловых переговоров (2 ч).

Теоретические знания: понятие «телефонный разговор», правила ведения телефонных деловых

переговоров.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах, анализ ситуаций.

Правила деловой переписки (2 ч).

Теоретические знания: понятие «деловое письмо», структура делового письма.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, творческие задания, игры.

Учитесь правильно давать интервью. (2 ч).

Теоретические знания: понятие «интервью», общие правила ведения интервью.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Работа над содержанием публичного выступления (2 ч).

Теоретические знания: понятие «публичное выступление», пять этапов классической схемы ораторского искусства.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Логика речи (2 ч).

Теоретические знания: понятия «логическая схема доказательства», «тезис», «аргумент», «доказательство».

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Культура речи (2 ч).

Теоретические знания: понятие «культура речи», штампы в речи, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргоны, многословие и демагогия, слова-паразиты, стилистические приемы ораторской речи,

лексические приемы ораторской речи, особенности собственной речи (дикция, сила голоса, тембр, темп и др.).

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Этика публичного выступления. Психологические особенности публичного выступления (З ч).

Теоретические знания: правила публичного выступления, неречевые компоненты публичного выступления, начало выступления, язык выступающего, контроль эмоций.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах, анализ ситуаций, упражнение «Необычное знакомство», «Любишь ли ты своего соседа? », игра «Имитация » и др.

Об эмоциональности, голосе, жестах (2 ч).

Теоретические знания: правила для регулирования голоса, жестов и мимики.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Спор. Его цели и стратегии (2 ч).

Теоретические знания: понятие «спор», семь вариантов протекания дискуссии-спора, конструктивные и деструктивные цели ведения дискуссии, спора.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Типы и особенности участников спора (2 ч).

Теоретические знания: две группы участников спора, рекомендации по выступлению перед молодежной аудиторией, рекомендации по выступлению перед аудиторией, имеющей высокий уровень профессиональной и научной подготовки.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Принципы и правила ведения спора (2 ч).

Теоретические знания: основные принципы и правила ведения спора, основные этапы организации коллективной дискуссии-спора.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Как говорить, чтобы вас слушали? (2 ч).

Теоретические знания: приемы ораторского искусства, этапы и приемы публичного выступления (ораторской речи).

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Ведение споров, дискуссий (2ч.).

Теоретические знания: десять правил ведения споров, особенности постановки вопросов и их специфика.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры.

Контрприемы против некорректного ведения спора (2 ч).

Теоретические знания: приемы некорректного ведения спора и их контрприемы.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, дискуссия, анализ ситуаций, творческие задания.

Коллектив и личность (2 ч).

Теоретические знания: роль процесса социализации в развитии личности, виды групп, коллектив, этапы формирования коллектива, распределение ролей в коллективе.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры «Аукцион », «Лестница », «Дорога в горы » и др.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация (3 ч).

Теоретические знания: знаки внимания, комплименты, как правильно делать комплименты, похвала и поддержка, самопрезентация, фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания, игры, упражнения «Комплимент», «Самопрезентация ».

Учебно-методическое обеспечение для реализации программы

  1. Адаир Д. Психология лидерства. - М: Изд-во Эксмо, 2005.
  2. Андреев В.И. Деловая риторика. - М.: Народное образование, 1995.
  3. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - М., 2005.
  4. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. - М.: Народное образование, 2000.
  5. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. - М: Народное образование, 2001.
  6. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. - М.: Народное образование, 2001.
  7. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
  8. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. - М.: Генезис, 2003.

Материально-техническое оснащение

Наименование

Количество

1.

Компьютер USN dc 7700 SFF C2D

1

2.

Принтер лазерный Laserjet 1300

1

3.

Мультимедийный проектор BenQ

1

4.

Доска сенсорная SMART Board

1

5.

Мультимедийный проектор BenQ

1

6.

Телевизор жидкокристаллический

1

7.

Ноутбук Samsung

10

8.

Цифровая видеокамера SONY HDR-XR150E

1

9.

Цифровой фотоаппарат SONY DSLR-A580L

1

Список литературы

Литература для педагога

  1. Адаир Д. Психология лидерства. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  2. Андреев В.И. Деловая риторика. - М.: Народное образование, 1995.
  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М.: международная педагогическая академия, 1995.
  4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004.
  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки,- М., 2002.
  8. Прутченков А.С. Школа жизни. - М., 2000.
  9. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М., 2005.
  10. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. - М.: Народное образование, 2000.
  11. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. - М.: Народное образование, 2001.
  12. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. - М.: Народное образование, 2001.
  13. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
  14. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. — М: Генезис, 2003.
  15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. - М.: Класс, 1999.

Литература для обучающихся

  1. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - М., 2005.
  2. Бачков И.В. Приключения во внутреннем мире. - М.,2005.
  3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. - СПб: Владос, 2003.
  4. Кинчер Дж. Книга о тебе. - СПб: Владос, 2006.
  5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - М., 2005.
  6. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
  7. Селевко Г.К. Познай себя. - М, 2003.
  8. Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
  9. Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
  10. Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
  11. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.


Предварительный просмотр:

Программа

«Здоровым быть здорово!»

Содержание.

1.Паспорт комплексно-целевой программы…………………………….3

2. Пояснительная записка………………………………………………..5-6

3. Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы «Здоровым быть здорово!»…………………………………………………….7-8

 

4. Этапы реализации комплексно-целевой программы………………..     9

5. Методы реализации программы                                                    10-11

  1. Источники информации……………………………………………… 12


1. Паспорт  программы

Наименование программы

«Профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних».

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения молодёжи к своему здоровью; формировать личную ответственность за своё поведение; формировать негативное отношение к наркотическим веществам пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации, Решение Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками  и их незаконному обороту на  1999 – 2001 годы»,  на 2002 -2004 годы и  в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказ  Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.»

Федеральный комплект методических материалов.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ подростками;

- обучение подростков навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

2016-2020 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1.  Повышение образовательного уровня родителей и подростков по вопросам здорового образа жизни.
  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
  3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Повышение уровня информированности подростков о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
  5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.
  7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации,  ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном  оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы

Обучающиеся т 1-11 классов, классные руководители, социальный педагог, фельдшер, инспектор ОДН; детский врач-нарколог; родители.

Управление, контроль

Заместитель директора по УВР

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.


Пояснительная записка.

        Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние  10-15 лет.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний,  асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

       Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в техникуме системы работы по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией - необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым подростки начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира.      Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

Цель:

 – создание в техникуме системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

-  развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Данная Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.


Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы

 «Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних»

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Спортивные мероприятия (Спартакиады; декады здоровья; легкоатлетические эстафеты);

Руководитель физического воспитания, преподаватель ОБЖ

Сентябрь-июнь

Классные мероприятия:

Беседы: «О наркотиках и наркоманиях»;

«Гибель от передозировки»;

«Проблемы здоровья наркоманов»;

«Уголовная ответственность»;

«Рост преступлений, совершаемых наркоманами»

Классные часы: «Улица, подросток»; «Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на организм»; «От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»; «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Алкоголь и система пищеварения»; «Влияние алкоголя на организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»; «Заботиться о других – и долг и радость»; «Что такое здоровье?»; «Мир, в котором ты живёшь»; «Опасность вредных привычек»; «Учись преодолевать страх» и другие

Социальный педагог, медицинский работник, специалисты ОДН, детский врач-нарколог, инспектор по пропаганде ГИБДД, помощник прокурора, специалист ФСКН, специалист Центра профилактики ВИЧ/СПИДа

В течение учебного года

Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению», «Я и они», «Как сказать «нет».

Социальный педагоги

октябрь, апрель

Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?»

Классные руководители; социальный педагог

сентябрь-декабрь

Работа с неформальными лидерами (учёба актива; участие во внеклассных и городских мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов; шефская помощь).

Зам. директора по СПВ, педагог-организатор, классные руководители

сентябрь-май

Рекламные листы, плакаты, буклеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»

Социальные педагоги, специалисты ОДН; медицинский работник; зав. библиотекой

Всемирный день борьбы с курением (18 ноября);

ноябрь-декабрь

Анкетирование «Моё отношение к наркотикам»

Классные руководители; зам. директора по ВР

март-май


Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.
  2. Внедрение программы через проведение традиционных  мероприятий, направленных  на решение задач:
  1. Участие в городской акции «Не переступи черту».
  2. Декада здоровья (комплекс мероприятий).
  3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
  4. Спортивные мероприятия.
  5. Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.
  6. Классные часы, беседы по данной проблеме.

III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.
  2. Анализ реализации программы.
  3. Оформление отчётов.
  4. Оценка результатов.

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.
  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 8 до 17 лет.

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе совместно с социальным педагогом в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники.

         


Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание  и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить   свой  личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшекурсников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие подростки более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Подросток учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Программа предполагает:

  1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы.
  2. Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.
  3. Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
  4. Индивидуальную работу с учащимися.
  5. Работу с родителями.

Основные требования к условиям реализации  программы:

- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

- курс занятий  краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

- группа может быть довольно большой (25-30 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

- занятия может вести не только педагог-психолог, социальный педагог, но и классный руководитель, и педагог, прошедший некоторую подготовку;

- один раз в четверть перед обучающимися выступает заместитель директора по воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем два раза в месяц (в течение 10-15 минут).

Занятия не должны напоминать уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.

Организация профилактической работы предполагает:

  1. Включение в план работы техникума мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
  2. Согласование плана работы с ОДН, и утверждение его директором школы.
  3. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
  4. Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
  5. Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
  6. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
  7. Деятельность библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
  8. Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
  9. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
  10. Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.


Источники информации для учащихся

  1. Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.
  2. Мороз О.П. «Группа риска».  «Просвещение» Москва, 1990 г.
  3. В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.
  4. М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании». Москва, 1999 г.
  5. Г.Зайцев, А. Зайцев. «Твоё здоровье». С-Пб., 1997 г.
  6. Клиффорд А., Парлез Л. «Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья». Москва «Просвещение», 1992 г.
  7. Е. Литвинов. «Ура, физкультура: Учебник 2-4 кл. Москва «Просвещение», 1996 г.
  8. И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.
  9. Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.
  10. http: // jdepi. projectharmony. ru

Источники информации для педагогов и родителей

  1. Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.
  2. Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.
  3. Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
  4. С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.
  5. Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.
  6. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.
  7. Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».
  8. Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».
  9. Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.
  10. http: // www. narkopomosh. ru