Артемьева Татьяна Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора «В гостях у бабушки Елюк» Программное содержание: 1. Формировать обобщенные представления о родном крае: историческое прошлое, культура. 2. Расширять представления детей о быте чувашского народа в старину. 3. Развивать устойчивый интерес к чувашскому народному творчеству: пословицам и сказкам. 4. Актуализировать в речи детей новые слова: горница, печка, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница. 5. Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы. Словарная работа: горница, печка, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница. Материал к занятию: ноутбук, презентация «Чувашская изба», запись сказки, картинки Предварительная работа: знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями чувашского народа; посещение мини-музея детского сада «Тымар», заучивание пословиц, поговорок. Методические приемы: • Словесный; • Наглядный; • Обсуждение; • Дидактическая игра • Беседа • Компьютерные технологии (ИКТ); Ход НОД I. Вводная часть Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у моей бабушки. Моя бабушка живет в старинной чувашской деревне. Гостей встречает с угощеньем. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай попить, да некому передать свое искусство пироги готовить. Что же делать, ребята? Чем помочь бабушке? Ответы детей: Воспитатель: Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке: посмотрим, как она живет, да сказочку послушаем. Воспитатель: Чтобы нам отправиться в старинную чувашскую деревню, надо произнести волшебные слова. (Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Все оказываются в избе) Раз, два, три! У бабушки в деревне окажись! II. Рассматривание интерьера чувашской избы Воспитатель: Мы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите? Ответы детей: Воспитатель: Печка занимает самое большое место в доме. А скажите, ребята, для чего нужна печка в доме? Ответы детей: Воспитатель: Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На ней раньше спали ребятишки и старушки, сушили валенки и варежки. Ой, ты печка – сударушка, Помоги нам, боярушка! Ты свари, испеки, Обогрей, освети! В дом богатство принеси! Воспитатель: Здесь вы видите колыбельку (по-чувашски «сăпка»). Как вы думаете, для чего предназначена колыбелька? Ответы детей: Воспитатель: В колыбельке укачивали маленьких детей. Колыбельки у чувашей вовсе не походят на русские. Они делаются круглые, похожи на гнездо какой-нибудь большой птицы. Низ переплетается веревками, на которые кладется солома, а сверху расстилается старая рубаха. На нее и кладут малыша. А вот скажите, как распевают русские, когда качают малыша? Ответы детей: Воспитатель: Когда качают малыша, вместо «баиньки-баю» чуваши распевают: «Э-эх! Э-эх! Э-эх!». Воспитатель: А это божница. Ребята, кто из вас видел божницу? Ответы детей: Воспитатель: Божница – самое красивое место в доме. Этот угол во всех домах украшен красивейшими белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Воспитатель: Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! Как вы думаете, для чего нужен стол? Ответы детей: Воспитатель: За столом собирается вся семья. Главное место для самого старшего, почетного в семье – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите, какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Как вы думаете, для чего он нужен? Ответы детей: Воспитатель: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышет... Как вы думаете, как поставить туда чугунок? Ответ детей: Воспитатель: А ставили в горячую печь чугунок ухватом. Воспитатель: А вот и прялка моя любимая. Золотая моя прялица! Я пряду, а нитка тянется! Я пряду, а нитка тянется! Мне работа моя нравится! Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток вязали носочки да варежки для студеной зимы. Воспитатель: А вот и сундук. Еще моя бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы! Словесная игра «Доскажи пословицу» Не красна изба углами, а красна пирогами. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Тише едешь – дальше будешь. Делу время – потехе – час! Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот сундук и открылся. Ребята, что вы здесь видите? Ответы детей: Воспитатель: Здесь и платье, фартук и лапти лыковые. А вот это что, ребята? Ответы детей: А это рушник! Так называли полотенце в старину. Рушник красивый, вышитый узорами. Без вышивки в доме не обойтись. «Она от болезней исцеляет», - так говорили раньше. – Вышивка оберегает дом и хозяев от беды. Вышитые полотенца, занавеси развешивали на окна, стены, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на столе защищали стол и пищу. Вышивали и одежду. Физкультминутка Воспитатель: Все необычно в этом. Все не так как в городской квартире. Нет шифоньера – вещи висят на шестах и лежат в сундуке. Нет кастрюль – пища готовится в чугунках. Нет швейной и вязальной машин – установлена прялка. Очень много вышитых и тканых изделий. Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра. Поиграем? Ответы детей: Дидактическая игра «Прошлое - современное» III. Рассказывание чувашской народной сказки. Воспитатель: Моя бабушка знает много интересных сказок. Сейчас мы послушаем одну сказку, которую мне рассказывала бабушка. Расселись поудобнее… Слушаем сказку. Луна в колодце В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и уви¬дела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать. Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен, оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны. Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением: — Ах, ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела. Воспитатель: - Ребята, скажите, о чем эта сказка? - Что увидела бабушка в колодце? - Расскажите, как бабушка с дедушкой доставали луну из колодца? - Как вы думаете, луна на самом ли деле была в колодце? - Вы видели полную луну? - Вам понравилась сказка? Воспитатель: Моя бабушка кроме сказок знает еще много чувашских игр. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, в которую научила меня играть моя бабушка. Чувашская подвижная игра «Лесничий» (Вăрман хуралçилле») Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят: Славно мы гуляем, Да и травку собираем, Для козленка, для ягненка И для бурого теленка. Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков. Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.). Воспитатель: Бабушка нам и дом показала, и сказку рассказала, с новой игрой познакомила. Пора нам домой возвращаться. Давайте поблагодарим бабушку и попрощаемся с ней. Обещаем еще раз приехать в гости. Итоги занятия Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня побывали? - Что нового вы узнали? - Как все это можно назвать одним словом? - Ребята, давайте вспомним названия мест в избе. Ответы детей: Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в деревне у бабушки. У нас в детском саду есть мини-музей «Тымар». А завтра мы с вами посетим музей и посмотрим, есть ли там предметы, с которыми познакомились.

Добавить запись

Защита от спам-роботов