Для Вас, родители

Казьмирчук Светлана Семеновна

Консультация для родителей:

« Развитие внимания у дошкольников»

 

Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: "Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен. " Но далеко не все задумываются о том, что значит "готов к школе", и очень многие, заблуждаясь, начинают "готовить" своего ребёнка, заставляя его учиться читать, считать и писать.

Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.

Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.

Произвольное внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.

В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.

Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты думаешь?!» - как часто мы говорим подобное своим детям. Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи.

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

 

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит себя ждать!

 

“Что изменилось?”

Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.

 

“Чего не стало?”

Цель та же:
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.
«Работа с корректурными пробами»
Корректурная проба – лист бумаги, на котором рядами изображены различные геометрические фигуры. Ребенку предлагают зачеркнуть какую-либо фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. В дальнейшем можно давать задания на четыре и более фигур.

 Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Устройте игру в виде соревнования.

 

"Графические диктанты"

Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать "заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и различные предметы.

Это упражнение также поможет развить графические навыки и пространственные представления.

 Нарисуйте на листа формата А4 геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном порядке - вперемешку.

предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги. Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени, например 1 минуту.

 

Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным и усидчивым.


 

 

Идеальный родитель:

7 главных пунктов правильного воспитания ребенка

 

Воспитание ребенка — процесс сложный и кропотливый. Как правило, у большинства родителей есть свои принципы воспитания — их они частенько наследуют от своих собственных родителей вместе с ошибками, которые когда-то обещали себе избегать.

 

Но реальность такова, что людям свойственно как ошибаться, так и исправлять свои ошибки. Сегодня мы поговорим о самых важных аспектах, которые лучше не игнорировать в воспитании детей.

 

Любовь и принятие

Каждый родитель уверен в том, что любит своего ребенка. Не станем это оспаривать. Но далеко не каждый принимает его таким, какой он есть. А это важно. С самого раннего возраста некоторые родители стремятся к тому, чтобы их ребенок соответствовал либо их представлениям об идеале, либо каким-то стереотипам, существующим в социуме. Они пытаются подогнать его под стандарты того же «раннего развития», навесить на него огромное количество занятий, чтобы он не сидел без дела. Такие родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми.

 

Но правда в том, что ребенок растет более счастливым, если его просто любят и принимают.

 

Не сравнивают с другими, а видят в нем индивидуальность и личность.

 

Наличие правил

Важно наличие правил и достаточно четкой родительской позиции по вопросу, что можно делать, а что категорически запрещено. Ведь ребенок приходит в этот мир, не понимая, что представляет для него опасность, а что безопасно.

 

Обоснованные родительские запреты — другими словами, правила — малышу просто необходимы.

 

Так как именно они создают у маленького ребенка ощущение, что мир безопасен.

 

Конечно, этих правил не следует вводить слишком много, но они должны быть понятными и неукоснительно соблюдаться. Также наличие правил учит ребенка нести ответственность за свое поведение.

 

Последовательность

Свой разговор мы начали с того, что большинство родителей придерживаются своих принципов в воспитании, при этом некоторые демонстрируют непоследовательность. Это характерно для неустойчивого типа воспитания, к которому обычно прибегают непредсказуемые родители. Они то чрезмерно занимаются воспитанием ребенка, ограничивая и наказывая его за любую провинность, то, наоборот, спускают все на тормозах.

 

Таким родителям не хватает последовательности: то, что сегодня у них идет под грифом «нельзя», завтра, в зависимости от настроения или каких-то других факторов, разрешается.

 

Такие перемены негативно сказываются на формировании характера самого ребенка, который будет расти таким же непредсказуемым и неуверенным в себе человеком.

 

Единые требования к ребенку

В семье не должно быть «доброго» и «плохого» полицейских.

 

Родители должны выработать единую модель воспитания и поддерживать друг друга во всех вопросах.

 

Если модели воспитания у родителей противоречат друг другу: например, один выбрал потакающий стиль, а второй — неустойчивый, в котором присутствуют элементы наказаний, или авторитетный, то у детей может начаться когнитивный диссонанс. Они не почувствуют себя в безопасности, им не будет комфортно и спокойно, что неминуемо приведет к невротизации личности.

В итоге ребенок выбирает тот стиль воспитания и того родителя, который ему удобней, учится манипулированию взрослыми, в конечном итоге может стать неуправляемым, непредсказуемым, не признающим авторитет ни одного из родителей.

Поощрение самостоятельности

Чем раньше вы начнете позволять своему ребенку делать какие-то вещи без вашей помощи, тем лучше для развития его личности. Не нужно собирать за малыша домики и строить модели из конструктора, рисовать и клеить за него поделки для детского сада. Не стоит писать за школьника сочинения и переделывать его «домашку» по алгебре.

 

Ребенок должен сам осваивать все то, что от него требуется.

Держать ложку, лепить из пластилина, делать грамматические ошибки — это его жизнь. Вы можете помочь, когда видите, что что-то совсем не получается, или когда ребенок просит вас об этом. Но, в общем и целом, позволяйте ребенку учиться самому: не делайте вместо него, делайте вместе с ним.

 

Похвала

Наличие правил и разумной системы наказаний за их нарушение не отменяет того факта, что ребенок нуждается в хороших и добрых словах гораздо чаще, чем в том, чтобы его за что-то ругали.

 

 

Нелюбовь в семьях приводит к ужасным трагедиям

Поэтому обязательно хвалите своего ребенка, замечайте, каких успехов он достиг, обращайте внимание на то, как он старается. Правильно говорят: любовью избаловать нельзя! Зато можно вселить в ребенка уверенность в своих силах и желание добиваться своих целей.

 

Право на ошибку

Согласитесь, мы, взрослые, часто совершаем необдуманные поступки, о которых можем в скором времени пожалеть. Но нас уже некому воспитывать, да и ругаем за свои проступки мы чаще всего себя сами.

 

Не будьте слишком строги со своими детьми: они также учатся на своих ошибках.

Поэтому пересматривайте свои правила, обсуждайте с ребенком его поступки, стройте отношения на доверии и уважении к личности, уважайте его личные границы и не пытайтесь манипулировать.

 

Очень важно, чтобы ребенок, который совершил какой-то проступок, не сомневался в том, что, несмотря ни на что, его любят. Именно любовь стоит на первом месте в воспитании ребенка.