Методическая копилка

Клепикова Ольга Ивановна

Полезные советы и методические разработки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Теремок Выполнила: Педагог-психолог Клепикова О.И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду

Слайд 2

Занятия психолога с детьми раннего возраста Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи занятий: - преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, общей и мелкой моторики.

Слайд 3

«Материнская школа» (для родителей ясельной и первой младшей группы) Задачи : повышение педагогической культуры родителей ; приобщение родителей к участию в жизни детского сада; Формы работы с семьёй: тренинги , семинары-практикумы для родителей; совместные занятия родителей с детьми.

Слайд 4

Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста Задачи: расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, развивать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации); способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.); развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми .

Слайд 5

Навыки общения Дети приобретают навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Дети учатся регулировать конфликты друг с другом, предотвращать ссору и не допускать крайнего проявления – драки. Учатся договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Все знания, получаемые детьми в процессе реализации этого блока упражнений, приобретаются через создание педагогом проблемных ситуаций, разрешая которые дошкольники будут овладевать определёнными коммуникативными навыками.

Слайд 6

С помощью игровых методов, методов арт-терапии (рисунок, игры с песком) ребёнок учится справляться со своими страхами, тревожностью. При этом у ребёнка снимается эмоциональное и мышечное напряжение.



Предварительный просмотр:

Картотека игр

на повышение уверенности в себе в травмирующих ситуациях

1. «Слепой танец»

цель: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

описание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остаются «зрячим» и сможет водит «слепого». Теперь возьмитесь за руки и по танцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 мин). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрывать глаза, успокоить его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению».

2. «Смена ритмов»

цель: помочь тревожным детям включаться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

описание: «Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре…. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре…. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопают все реже, считают тише и медленнее».

3. «Гусеница»

цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

описание: « Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постарайтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди – стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

4.«Смелый капитан»

цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

описание: Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

5. «Разведчики»

цель: развитие уверенности в себе, самообладание.

описание: «В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд».

6. «Крокодил»

цель: развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.

описание: «Выбирается водящий – он будет «крокодилом», — вытягивает вперед руки одна на другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

7. «Петушиные бои»

цель: способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы.

описание: «Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги.

Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил».

8. «Толкалки» (Фопель К., 1998)

цель: вырабатывать навыки владения собой, уверенности.

описание: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Оставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине».

9. «Хозяин горы»

цель: укреплять у детей уверенность в себе, преодолевать страхи.

описание: Действующие лица: хозяин горы и волны (не больше четырех – пяти).

Содержание: Стелется ковер или чертится круг на полу. Это гора. Липкой лентой или мелом обозначается ее вершина. Хозяин становится в центр. Его задача – никого не пускать на свою гору. Остальные дети – воины. Их задача – во что бы ни стало взобраться и столкнуть хозяина с вершины. Хозяин и войны действуют туловищами.

Инструкция: Хозяину горы, показывая на центр ковра, говорят: «Вот гора. Ты хозяин горы и стоишь на ее вершине. Тебя будут стараться столкнуть с вершины, а ты не поддавайся».

Войнам говорят: «Вы войны, вы должны забраться на эту гору и столкнуть хозяина горы с вершины».

В этой игре действуют два правила:

Правило первое: только без рук! (Руки держать за спиной).

Второе правило: со спины не нападать!

10. «Пугало, пугало, покажись!»

цель: повышать у детей уверенность в себе, преодолевать страхи.

описание: Понадобится: несколько ненужных простыней, халатов, коробок, детских ведер.

Действующие лица: пугало и грачи.

Содержание: Сначала роль пугала исполняет воспитатель. Затем ребенок (по желанию) за ширмой или за шкафом переодеваться в пугало. В это время грачи собираются в кучу и кричат: «Пугало, пугало, покажись!» Пугало выскакивает из – за ширмы грачей, затем опять отправляется за ширму. Приходит очередь исполнять роль пугала следующему желающему. Грачи собираются в кучу.

Инструкция: Сначала разъясните, что такое пугало. Ребенку, изъявившему желание взять на себя роль пугала, говорят: «За ширмой есть разные вещи. Нарядись пугалом, а потом появись и распугай, разгони всех грачей». Грачам говорят: «Соберитесь в кучу, и кричите хором: «Пугало, пугало, покажись!» А когда пугало налетит на вас, разбегайтесь в стороны».

11. «Сражение великанов с чудовищами»

цель: развития уверенности в себе, снимаются страхи.

описание: Понадобится: веревка или ковер, шарики, скатанные из газеты. Веревка или ковер отмечают территорию корабля, где помещаются великаны.

Действующие лица: великаны и воображаемые чудовища.

Содержание: Игра заключается в том, чтобы с силой бросить бумажные шарики.

Инструкция: «Вы – великаны и плывете на корабле в свою страну. Вдруг ваш корабль окружают чудовища. Они хотят забраться на него. На корабле есть бочки. Великаны, бросайте бочки в этих чудовищ, отбивайтесь! Бросайте со всей силы!»

В конце игры воспитатель обязательно должен сообщить о том, что чудовища побеждены, а их корабль миновал страшное место.

12. «В снежки»

цель: развитие уверенности в себе, снимаются страхи.

описание: Содержание остаются таким же, как в предыдущей игре. Дети становятся в две шеренги на расстояния метра и бросают шарики вдруг в друга.

Инструкция: «Пришла зима. Вы налепили много снежков и затеяли игру».

13. «Зайки и слоники» (Лютова Е.К, Монина Г.Б).

цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

описание: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся, и. т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и. т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение несколько минут.

«А теперь мы с вами будим слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, разметено, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как? Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение несколько минут изображают бесстрашного слона.

Потом обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение: 

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью». 

2. Как иностранец. 

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает  уже не воспитатель.

«Что мне нравится в тебе?».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка), … » В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).

«Что я умею делать хорошего?».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

«Я — король!».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» — 7 минут.

«Главная роль».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: В условиях театрализации ребенку с низкой самооценкой дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую детям по возрасту.

Рисование на тему «Я победитель!».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

«Пожелания»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.

«Мой подарок для тебя!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свой подарок и подарите».

«Мой хороший поступок».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый по очереди рассказывает о своем хорошем поступке.

«Именинник».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Выбирается именинник, который рас- сказывает о своем хорошем поступке. Затем распределяются роли и проигрывается ситуация, изложенная именинником; далее он делится своими впечатлениями. В итоге участники группы подходят к имениннику, жмут ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!»

«Ромашка успеха».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой … ). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток — это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

«Кактусы растут в пустыне» 
 Предназначена игра для детей дошкольного возраста.

Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

«Медвежата на прогулке» 

В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.

Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу…» 

Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.

Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Кораблекрушение» 

Игра – для детей дошкольного и школьного возраста.

Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»
Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.
Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.
В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.
 

«Пожарная команда» 

 Для детей дошкольного возраста.

В начале игры выбирается ведущий. Остальные игроки представляют из себя «пожарную команду». Ведущий должен отправить их «пожар» тушить. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то бестолковые действия. Задача ведущего – суметь их «собрать» и заставить «потушить пожар». В результате каждый игрок дает по пятибалльной шкале свою оценку поведению ведущего.
Затем игроки меняются местами – ведущим становится кто-то другой. Игра повторяется. Далее каждый из игроков снова дает свою оценку поведению ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего. Победителем будет тот, кто получил больше баллов.

«Фотограф» 

Игра для дошкольников.

В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».
Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.
 

«Я самый лучший, а ты?» 

 Для детей дошкольного возраста.

Все ребятишки должны ощутить сплоченность и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Игра рассчитана на участие не слишком большого числа детей (от 3 до 5).
Одного из ребятишек под всеобщие возгласы одобрения взгромождают на стул, и на некоторое время мечта оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты становится реальностью. Остальные плотным кольцом окружают стул и хлопают в ладоши.
На этом почетном месте должен побывать каждый из игроков, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.
 

«По главной улице с оркестром»

 Для детей дошкольного возраста.

Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и создает ощущение спаянности. Для игры пригодится кассета с записью задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.
Все ребятишки должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…
 

«Садовник» 

 Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; желательно, чтобы число участников было не меньше 10.

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.
Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

Нос, рот… 

 Для детей дошкольного возраста. Она учит умению быстро реагировать на ситуацию, развивает их внимание и способность быстро переключать его с одного предмета на другой.

Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив их полукругом. Начните игру, произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое. Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и вы, а не до той, которую вы назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.
Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.
 

 «Продуктовая база» 

 Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он будет «директором продуктовой базы». Еще один – «директором магазина». Остальные игроки являются «продавцами». Суть игры заключается в следующем – к «директору продуктовой базы» приходит один «продавец» и спрашивает его о том, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: «Есть мороженое, колбаса „Останкинская“, колбаса „Салями“, копченые сосиски, сыр „Голландский“, чай „Индийский“, молоко, масло, маргарин».
«Продавец» должен все запомнить и передать «директору магазина». Сложность в том, что записывать наименование продуктов нельзя, можно только запоминать. При этом сами ведущие вполне могут записать то, что сказали, чтобы потом проверить игроков. За каждый верно названный продукт игрок получает очко. Побеждают те, кто наберет их больше.

 

«Я - дрозд, ты - дрозд». Выполнение движений по тексту.
Дети встают парами.

Я дрозд, ты - дрозд,

У меня нос, у тебя - нос.

У меня щечки - гладеньки, у тебя щечки - гладеньки,

У меня губки - аленьки, у тебя губки - аленьки.

Мы два друга, мы любим друг друга.