Аттестация

Кальсина Виктория Сергеевна

Документы для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опросник Спилберга18.08 КБ
Файл Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой.22.05 КБ
Файл Технологическая карта "Удивительный Тедди" 2 класс23.36 КБ
Файл Благовещенский собор презентация2.78 МБ
PDF icon Приказ о назначении наставников и формировании наставнических пар447.84 КБ
PDF icon Дипломы "Олимпис" 4 класс447.24 КБ
PDF icon Дипломы "Олимпис" 3 класс1.36 МБ
PDF icon Протоколы ШМО387.73 КБ
PDF icon Многофакторный опросник Кеттела322.7 КБ
PDF icon Справка-подтверждение Комитета по образованию254.22 КБ
PDF icon Справка-подтверждение МБОУ "Средняя школа №2"208.85 КБ
PDF icon Форма 1.1281.99 КБ
PDF icon Форма 1.2304.99 КБ
PDF icon Форма 1.3435.84 КБ
PDF icon Форма 1.4757.58 КБ
PDF icon Форма 1.6634.62 КБ
PDF icon Форма 2.1339.84 КБ
PDF icon Форма 2.4368.41 КБ
Файл Проект "Родной город в фотографиях". Паспорт проекта24.22 КБ
Файл Проект "Родной город в фотографиях". Вводная презентация286.39 КБ
Файл Программа тренинга личностного роста для подростков "Пойми себя"42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Метод диагностики познавательной активности

Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Л. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности  и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

        Уровень познавательной активности определяется по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены ниже и распределяется в соответствии с оценочной шкалой.

Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов

Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла

Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла

Критерии определения уровней познавательной активности

Высокий уровень (творческий).

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Средний уровень (интерпретирующая активность).

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Низкий уровень (воспроизводящая активность).

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Показатели

  1. Умеет получать вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения
  2. Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия
  3. Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей
  4. Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.
  5. Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.
  6. Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний.
  7. Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям
  8. Содержательно высказывает свою мысль, идею.
  9. Легко генерирует идеи.
  10. Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.
  11. В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.
  12. Система знания представленв отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении
  13. Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала,  а также изложения в форме тезисов и конспективной форме
  14. Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.
  15. Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменения. В случае изменения ученик не испытывает трудности.
  16. Видит пути совершенствования
  17. Может проявить собственное отношение к фактам.
  18. Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.

Оценку познавательной активности дает учитель по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу

ФИ ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Средний балл



Предварительный просмотр:

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

ФРАГМЕНТ

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку;

б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег;

д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница;

ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2.        Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал;

з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

3.        Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны;

в)        я буду считаться хорошим учеником;

г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь;

ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

4.        Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал;

б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной;

д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна;

ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)        мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;

V        — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица  Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03,   8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru 

Технологическая карта урока английского языка

по теме «Обобщение и систематизация лексического материала:

Удивительный Тедди»

Подготовила: Кальсина В. С.

2018-2019 учебный год

Класс: 2класс, первый год обучения

Реализуемая программа:

УМК: «Английский язык 2» Авторы Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс

М.: Express Publishing: Просвещение,2012.

Тема урока: Мои животные

Место урока в системе уроков по данной теме: Модуль 4. Урок 8

Тип урока: Урок обобщения.

Цель урока: активизировать коммуникативные навыки учащихся по теме «Удивительный Тедди».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • в говорении: умение сообщить информацию по картинке в монологическом высказывании;
  • cовершенствование слухопроизносительных навыков. Соблюдение норм произношения звуков английского языка при чтении вслух и в устной речи,
  • в аудировании: развитие слуховой  дифференциации-умение слышать слова,
  • развивать умение использовать в речи структуры: “I like…”, “I can…”, “I am….”, “My name is…”
  1. Воспитательные:
  • развитие умения слушать и уважать друг друга;
  • способствовать формированию толерантности при работе в группе;
  • воспитывать культуру общения.
  1. Развивающие:
  • развитие языковой догадки, памяти, внимания,
  • развитие способности и готовности общаться,
  • развитие ассоциативного мышления,
  • способствовать формированию положительного интереса к изучению английского языка;
  • развивать навыки во всех видах речевой деятельности

Технологии (ФГОС), используемые на уроке: коммуникативная, игровая, обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления.

Планируемые результаты:

    Личностные результаты: положительное отношение к процессу познания.

    Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: умение формулировать учебную задачу, планирование деятельности при работе в группе,
  • познавательные УУД: умение осознанно строить высказывание по теме в устной  форме;
  • коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

    Предметные результаты: соответствуют образовательным целям урока.

Знать

  • лексику по теме «Игрушки»,
  • знать предлоги местоположения.

Уметь:

  • употреблять знакомую лексику,
  • понимать на слух запрашиваемую информацию,

Методы обучения: показ, игра, организация тренировки и применения знаний, коррекция, оценка.

Формы работы: групповая.

Оснащение урока: картинки, карточки со словами, игровое поле, карточки с алфавитом, карточки со знаками транскрипции, игральные кубики, фломастеры, путевые листы.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Stand up, please. Hello, children! How are you?  

Hello! How are you?

Знакомство с  темой  и задачами урока

Вы закончили изучать модуль 4. Как вы думаете, что вы должны сделать сегодня на уроке? Какие перед вами стоят задачи?

Сегодня на уроке вы в виде соревнования повторите лексику, которую выучили в этом модуле

Формулируют задачи урока

Регулятивные: целеполагание -(постановка учебной задачи).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Работа по теме урока

Объяснение правил игры.

Игра-бродилка, после броска кубика, соответсвующая фишка передвигается на нужное количество клеточек. На каждой клеточке команде предлагается выполнить задание.

Дети по очереди бросают кубик, совершают ход и выполняют задания.

Задания.

  1. Назови слово, в котором есть буква…. Любая английская буква, показать карточку
  2. Назови слово, в котором есть звук [i] [j]
  3. Поздоровайся любым способом
  4. Назовите свои имена
  5. Назови свой возраст
  6. Раскрась картинку
  7. Собери слово из букв
  8. Опиши картинку двумя словами
  9. Прочитай слово по буквам
  10. Запиши слово по буквам. Пишут все команды. Если та, которая совершала ход, написала слово неправильно, то все кто правильно, получают по баллу.
  11. Дополни предложение
  12. Ответь правильно на вопрос
  13. Переведи слово на русский
  14. Какое животное ты любишь
  15. Что ты любишь делать
  16. Исправь ошибки в алфавите
  17. Исправь подпись к картинке
  18. Составь предложение из слов
  19. Переведи слово на английский
  20. Назови 3, 6, 12, 18 23 15 букву английского алфавита
  21. Напиши прописную букву…
  22. Напиши строчную букву…
  23. Составь слово, которое из букв по счету..
  24. Догадайся о ком речь

После того как походят все команды проводится физкультминутка.

Если всего участвуют 4 команды ( самое оптимальное число), то за урок проводится примерно три физкульминутки

Выполнение заданий командами

Познавательные:

анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

Подведение итогов урока

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Как вы думаете, что удалось , а что не удалось сделать на уроке? Что вы хотели бы поменять в правилах игры?

Далее учитель оценивает деятельность учащихся на уроке.

- Goodbye!

Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке.

Подсчет баллов и награждение команд.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий;

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Гагарине

Слайд 2

Россия, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Герцена, 9

Слайд 3

Обиходные названия Благовещенский собор Богородицкий собор

Слайд 4

Появился в Гжатске одновременно с основанием города. Первоначально церковь была деревянной. Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью.

Слайд 5

В 1896 г. старый собор, «современный основанию Гжатска <…> разрушен по неизвестным причинам. Новый Благовещенский собор строился преимущественно на средства А. И. Комаровой, для чего ею было израсходовано более 150 тысяч рублей.

Слайд 6

После войны в соборе размещался клуб (до 1960-х годов). В 1980-х годах здание было перепланировано, храм отреставрирован и передан под краеведческий музей.

Слайд 7

В 2013 г. один из приделов Благовещенского собора был передан Смоленской епархии. А в 2014 году было подписано соглашение о намерениях между администрацией Смоленской области и Смоленской епархией о передаче архиерейского подворья Благовещенского собора Русской Православной Церкви.

Слайд 8

В 2018 году были начаты работы по масштабной реконструкции храма.

Слайд 10

Обширный кирпичный храм в псевдорусском стиле. Четырёхстолпная постройка с возвышенной центральной частью, увенчанной пятью главками. На территории соборного храма находились церкви, приписанные к нему. Это Петропавловская (Тихвинская) церковь и храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте ».

Слайд 11

По материалам сайтов: http://temples.ru https://sobory.ru http://gjatsk-blagovest.cerkov . https://azbyka.ru/palomnik/ Авторы фотографий: Руслан Нестайный Игорь Давыдов


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

проекта  в области гражданско-патриотического воспитания

1. Наименование проекта

«Мой город в фотографиях»

2. Сведения о руководителе проекта

Кальсина Виктория Сергеевна

Смоленская область, город Гагарин, ул. Заводская, д. 7, кв. 33, индекс 215010

89107133899

Vereya13@mail.ru

https://nsportal.ru/kalsina-viktoriya-sergeevna

3. География проекта

(перечислить субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект)

Проект был реализован в г. Гагарин Смоленской

области, но будет актуален для любого субьекта Российской Федерации

4. Срок реализации проекта

Половина триместра (5 недель)

февраль – март 2020 года

март 2020 года

5. Краткое содержание проекта

(не более 0,3 страницы)

1.    Проект реализуется среди учащихся одного класса.

2. Время проведения проекта ограничено половиной триместра (5 недель).

3. Команды должны быть примерно равными по количеству участников.

4. Время выполнения заданий не ограничено.

5. Все фотографии создаются в двух экземплярах: фото необходимое для выполнения задания и такое же фото, но с изображением всех участников команды.

6. На групповом фото должны присутствовать все участники команды иначе фото считается недействительным.

7. Изображения на фотографиях должны ограничиваться рамками морали и здравого смысла, и на них не должны быть изображены противоправные действия.

8. Художественный аспект при выставлении  баллов не учитывается, но приветствуется эстетически приятное изображение.

6. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

(не более 1 страницы)

Основная идея проекта состоит в том, что дети, как правило, знают не так много об истории своего города. Обычно это какие-то общие факты: дата основания, история возникновения названия.

Но в каждом городе происходили какие-то интересные события, о которых не пишут в учебниках. И для того, чтобы узнать о таких событиях, нужно просто оглянуться вокруг и быть чуть более внимательным.

В каждом городе есть говорящие названия, к которым мы привыкли и не обращаем внимания, различные мемориальные таблички и т. п. Мы просто проходим мимо и не замечаем таких вещей. Они  - часть обычного городского пейзажа, но несут в себе много интересной информации.

Проект начинается с вводной беседы, в процессе которой, учащимся объясняется суть проекта, его задачи и формулируются пути их решения. На первом этапе проводится экскурсия в краеведческий музей, в процессе которой дети узнают некоторые сведения, которые могут пригодиться при реализации проекта.

Проект проводится в виде конкурса-квеста и в конце, дети, пользуясь полученными знаниями, могут провести заочную фото-экскурсию по городу для учащихся более младших классов.

В процессе создания проекта дети начинают обращать внимание на вещи, которые их окружают и узнают какие-то интересные факты о своем городе. Причем происходит это не во время учебы, а во время повседневной жизни: прогулок, общения с родственниками, учителями.

Таким образом, решается сразу несколько целей: участники проекта узнают  интересные сведения о месте, в котором живут. Так же в процессе получения этих сведений они больше общаются с родными или учителями. И, наконец, учатся получать какие-то полезные сведения из окружающего их пространства. При этом все происходит не в ходе учебной деятельности, а в обычной жизни. Т.е. детям не приходится тратить дополнительное время на реализацию проекта.

7. Основные целевые группы, на которые направлен проект

Учащиеся 7 – 9 классов. Желательно, что бы участвовали ученики одного класса.

8. Основные цели

и задачи проекта

Цель проекта:

воспитание у учащихся интереса к изучению истории своей малой родины.

Задачи проекта:

- изучить и сравнить старые  и современные виды зданий с помощью открыток, картин начала 20 века;

- изучить историю возникновения названий улиц;

- познакомиться с мемориальными табличками и историческими событиями, к которым они приурочены;

- найти в городе памятные места, связанные с именем знаменитого человека. В данном случае, Ю. А. Гагарина;

- познакомиться с современной историей города.

9. Календарный план реализации проекта (этапы)

(последовательно перечислить мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

п/п

Мероприятие

Сроки

(дата, месяц, год)

Экскурсия в краеведческий музей.

14.02.2020

Этап 1. «Гжатск – Гагарин: тогда и сейчас»

Задача: найти и сфотографировать здание,

изображенное на старой фотографии начала века.

17.02.2020 -21.02.2020

Этап 2. «Где эта улица, где этот дом»

Задача: найти дома расположенные по

указанному адресу. Использованы старые, сейчас не используемые, названия улиц.

24.02.2020 – 28.02.2020

Этап 3. «Безмолвные рассказчики»

Задача: найти 4 здания с мемориальными

досками любого содержания (в городе их намного больше, можно выбрать любые).

02.03.2020 – 06.03.2020

Этап 4. «И город назван в честь него…»

Задача: найти 5 объектов связанных с именем

Ю. А. Гагарина.

09.03.2020-13.03.2020

Этап 5. «Народная топонимика»

Задача: найти в городе места, которым

жители дали оригинальные названия.

16.03.2020 – 20.03.2020

10. Результаты проекта

(описать позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта (по его завершении и в долгосрочной перспективе)

В процессе реализации проекта учащиеся получили знания о городе, которых нет в учебниках, научились получать информацию из окружающей действительности.

В дальнейшем школьники применили свои знания, организовав фото-экскурсию для учеников 3 класса.

11. Количественные показатели проекта

(обосновать количественные показатели проекта)

Проект был реализован в течении 5 недель (половина триместра). На каждый этап отводилась одна неделя. Этого достаточно для выполнения заданий.

Проект лучше проводить среди учеников 6-9 классов. Они уже свободно могут передвигаться одни по городу. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Город - учитель человека. Cilization V Мой город в фотографиях Проект для учащихся 7 класса.

Слайд 2

Мой город в фотографиях Как что-то может жить вне времени?

Слайд 3

Мой город в фотографиях Как город может рассказать о себе?

Слайд 4

Подумайте и расскажите. Какие старинные здания в нашем городе вы знаете ?

Слайд 5

Как вы думаете: Что сейчас находится в этих зданиях и какова их история ?

Слайд 6

Вне времени: Какие здания XIX века нашего города активно используются и в XXI веке?

Слайд 7

По вашему мнению, где может храниться история города?

Слайд 8

Этапы проекта. Экскурсия в краеведческий музей. Проект «Мой город в фотографиях». Использование знаний, полученных во время участия в конкурсе, для проведения экскурсии для младших школьников.

Слайд 9

Основные правила конкурса. 1.Конкурс проводится среди учащихся одного класса. 2. Время проведения конкурса ограничено учебной четвертью. 3. Команды должны быть примерно равными по количеству участников. 4. Время выполнения заданий не ограничено. 5. Все фотографии создаются в двух экземплярах: фото необходимое для выполнения задания и такое же фото, но с изображением всех участников команды. 6. На групповом фото должны присутствовать все участники команды иначе фото считается недействительным. 7. Изображения на фотографиях должны ограничиваться рамками морали и здравого смысла и на них не должны быть изображены противоправные действия. 8. Художественный аспект при выставлении баллов не учитывается, но приветствуется эстетически приятное изображение.

Слайд 10

Оценивание заданий. Для оценивания выполненных заданий применяется 5 балльная система. Баллы начисляются по следующей системе: первая команда, выполнившая задание – 5 баллов вторая команда, выполнившая задание – 4 баллов третья команда, выполнившая задание – 3 баллов четвертая команда, выполнившая задание – 2 баллов пятая команда, выполнившая задание – 1 баллов

Слайд 11

Протокол для участников Название команды _________________________________________ Координатор команды______________________________________ Участники команды: 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4.________________________________________________________ 5.________________________________________________________ № этапа Количество набранных баллов. Примечания 1 2 3 4 5 Итого:

Слайд 12

Ресурсы

Слайд 13

Полезные ссылки http://gagarinadmin.ru/ http://gagarincity.ru/ http://progagarin.ru/



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева»

Программа тренинга личностного роста для подростков "Пойми себя".

Гагарин 2022 г.

Пояснительная записка.

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Цель тренинга:

Создать условия для личностного роста подростков.

Задачи тренинга:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2.    Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Категория участников:

тренинг рассчитан подростков, лучше, если возраст участников превышает 11-12 лет. Дети младшего возраста еще не вступили в подростковый период поиска себя, и им сложно будет заниматься неактуальными для них темами.

Состав групп:

-         оптимальная численность 10-15 человек;

-        группы должны комплектоваться на добровольной основе;

-     предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;

-         желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

Форма проведения:

групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Тренинг рассчитан на 6 занятий по 1 – 2 академических часа.

Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Поэтапный план коррекционно-профилактической работы.

Название и цель занятия

Содержание занятия

Оборудование

1

«На старте»

- Знакомство и установление контакта ведущего и группы,

- снятие барьеров,

- создание атмосферы доверия  

- сплочение группы.

1. Разминка.

«Карлики и великаны».

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

«Ревущий мотор».

Инструкция:

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

2. Основная часть.

«Баранья голова».

«Заключение контракта».

3. Заключение.

«Аплодисменты по кругу».

Инструкция:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

таблички с названиями правил

2

«В мире людей»

- дальнейшее сплочение группы,

- повышение коммуникативной грамотности участников,

- обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

1. Разминка.

«Сигнал». 
Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

«Печатная машинка».

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

2. Основная часть.

«Рекламный ролик».

Инструкция:

- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Время на подготовку – десять минут.

«Говорю, что вижу».

Инструкция:

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнера общения большее желание понять и изменить свое поведение. К примеру: «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».

Информация для ведущего:

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

«Официант, в моем супе муха».

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение: 
Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

3. Заключение.

«Спасибо за приятное занятие».

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

карточки с именами членов группы

карточки с описанием ситуаций

3

«В море эмоций»

- расширение знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия,

- обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

1. Разминка.

«Прогноз погоды».

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит».

2. Основная часть.

«Называем чувства».

Инструкция:

Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана

Информация для ведущего:

Целью является обогащение словаря эмоций у участников. Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же, как общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.

Обсуждение:

Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

«Шурум-бурум».

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.

«Бумажные мячики (Снежки)».

Материалы:

Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

Инструкция:

- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

3. Заключение.

«Спасибо за приятное занятие».

листы бумаги по кол-ву участников и карандаши

2 листа ватмана

старые газеты, клейкая лента

4

«В глубине души»

- создание условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

1. Разминка.

«Меняющаяся комната».

Инструкция:

Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…

2. Основная часть.

«Волшебная рука».

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Обсуждение:

Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.

«Волшебная лавка».

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

Инструкция:

- Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

3. Заключение.

«Аплодисменты по кругу».

листы по кол-ву членов группы, цветные карандаши

5

«Прошлое, настоящее, будущее»

- создание условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

1. Разминка

«Ассоциация со встречей».

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

2. Основная часть.

«Автобиография».

Инструкция:

Цель автобиографии

Основная цель этого задания — ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Нас здесь будет интересовать не столько перечень внешних событий как таковых, сколько внутренняя история нашей жизни, исследований тех условий, событий и людей, которые повлияли на нее, и то как происходило взаимодействие с ними. Для того, чтобы люди, которые, возможно, будут читать вашу биографию, понимали о чем идет речь, следует вкратце остановиться на каких-то существенных внешних событиях вашей жизни, таких как время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, количество братьев и сестер и каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили, и какие природные условия вас окружали. Постарайтесь у казать влияние всех этих факторов на ваше развитие, и, вообще, если вы ссылаетесь на какие-то внешние обстоятельства своей жизни, объясните, какое, по вашему мнению, влияние они на вас оказали.

Стиль.

Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того места в своей жизни, которое по каким-то причинам привлекает их больше всего. Каждый из этих подходов может применяться достаточно успешно. Иногда хорошо их сочетать, набросав вначале общий план основных событий в хронологическом порядке, а потом останавливаясь подробно на том, что в данный момент больше всего привлекает, а затем вновь возвращаясь к плану, чтобы проверить не выпали ли из рассказа какие-то существенные моменты. Пишите так, чтобы вам было легко, даже если при этом ваше изложение будет грешить против грамматических и стилистических правил. Самое важное — начать писать любым способом. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания, и не страшно, если важные вопросы и проблемы проявятся не сразу, но лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.

Списывая свою жизнь, будьте как можно более откровенны и беспристрастны, не пытайтесь подвергать цензуре те места, которые могут, по вашему мнению, представить вас в невыгодном свете. Наоборот, вы почувствуете, что обращая внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь, вы узнаете немало полезного для себя. Постарайтесь указать, в чем заключаются ваши «больные места». Стремясь достичь наиболее объективной и честной позиции во взгляде на свою жизнь, вы сможете лучше ее осознать и в дальнейшем предпринимать более конструктивные шаги.

Если вы обнаружите, что ваша биография оказалась слишком длинной и бессвязной, хорошо вдобавок к ней написать более короткий и четко организованный вариант, который поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы. Длинный вариант послужит тому, чтобы вы почувствовали себя свободнее и отобрали материал; он важен для вашего внутреннего использования. Короткий вариант поможет рассказать о себе другим и организует ваши собственные мысли.

Ваше развитие в целом.

Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими; чтобы защититься от них? Проиллюстрируйте все это своими рисунками.

Опишите любые кризисы развития или поворотные моменты вашей жизни, во время которых происходили изменения в вашем отношении к жизни или уровне осознания. Такие события часто переживаются как «испытание» или «инициация» и могут проходить как кризис или проверка на прочность.

Какие стереотипы вы замечаете в своей жизни? Существуют ли какие-нибудь определенные конфликты, которые повторялись в различных ситуациях? Вынесли ли вы из своего жизненного опыта какие-то уроки?

Конкретные вопросы.

Опишите ваши самые ранние воспоминания, и неважно, действительно вы это помните или это плод воображения. Опишите свои повторяющиеся детские сны. Укажите любые травмировавшие вас события, например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д. Как это повлияло на вас?

Характер жизни в целом и ее значение.

Рассказывая о своей жизни, подумайте, какой, как вам кажется, она отражает архетип? Придумайте миф или сказку о своей жизни.

Запишите ее и проиллюстрируйте рисунками, на которых основные действующие лица будут представлены в виде каких-то архетипов.

Если бы вам пришлось ее озаглавить, какие бы названия (название) и подзаголовки вы использовали? Принимаете ли вы свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?

В чем, как вы полагаете, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?

«Планирование будущего».

Инструкция:

Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

В каждой сфере необходимо наметить главные достижения которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.

Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.

Определите пути преодоления этих недостатков.

Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.

Определите пути преодоления внешних препятствий.

Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату.

3.Заключение.

«Подарок».

Участники встают в круг.

Инструкция:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

листы по кол-ву участников группы, ручки

листы по кол-ву участников группы, ручки

6

«Финал»

- подведение итогов,

- закрепление достигнутых результатов,

- завершение групповой работы,

- выход из контакта.

1. Разминка.

«Посылка».

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

2. Основная часть.

«Розовый куст».

Инструкция:

Введение

- С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок", в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны)

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

«Чемодан в дорогу».

Группа садится по кругу.

Инструкция:

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

3. Заключение.

«Аплодисменты по кругу».

листы по кол-ву участников группы, ручки