Проектно - исследовательская деятельность

Тороян (Михайлова) Ирина Александровна

На этой странице Вы можете познакомиться с моей профессиональной деятельностью и исследовательскими работами учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Курьинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Курьинская средняя общеобразовательная школа»

им. М.Т.Калашникова

Районный конкурс методических разработок «Инновационные педагогические технологии в действии»

Номинация «Инновационные педагогические проекты»

СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ  ПРОЕКТ

«ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ»

                                      Возраст детей: 8 – 10 лет

Разработчик проекта:

Тороян Ирина Александровна,

учитель начальных классов

Электронная почта: irina.toroyan@mail.ru

Контактный телефон: 8-963-524-60-18

Курья

2012г

Оглавление

Введение                                                                                                          3                                                                                

Глава 1. Содержание проекта «Возрождение русских традиций»       5                         

1.1. Основополагающие принципы работы                                                   5                                                                  

1.2. Модель одарённого ребёнка                                                                    5                                    

1.3.  Формы работы с детьми                                                                          6                                                                                    

1.4. Формы работы с родителями                                                                   6                                                            

1.5. Механизмы реализации проекта                                                             6                                              

1.6. Условия организации и результат проекта                                            8                                            

Заключение                                                                                                     8                                                                                                       

Библиографический список                                                                         9                                                                                                                         

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Аннотация проекта


С наступлением третьего тысячелетия все более тревожным становится размышление о том, с каким нравственным багажом входит в это тысячелетие человечество. Технический прогресс, широкое освоение людьми земного и космического пространства убеждают в огромных возможностях человеческого интеллекта. Но при этом население Земли преследуют экологические катастрофы, социальные конфликты и экономические неурядицы. Состязательность в поисках лучших условий жизни приводит к культу материального, к забвению духовного начала, к искажению чувств и привязанностей человека.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

«Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. При изучении богатства русской культуры, уклада жизни народа и его истории, а также нормы поведения и духовные ценности важны для воспитания успешной личности и развития одаренности.

Я предлагаю воспитательный проект «Возрождение русских традиций», который знакомит учащихся с традициями русского народа.

Цель: создание творческих условий для учащихся класса в изучении русских фольклорных праздников и приобщении их  к русской национальной культуре.

Задачи:

  • Познакомить с традиционными праздниками русского народа;
  • Сформировать навыки самостоятельной работы;
  • Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Основная идея проекта:

Приобщение к нравственным и духовным ценностям национальной культуры.

Срок реализации проекта: 1 год

Тип проекта – практико-ориентированный с элементами исследовательской деятельности.

Методы работы:

  • метод эвристической беседы;
  • метод ролевой игры;
  • поисково – познавательный метод;
  • игровой метод;
  • иллюстративный метод;
  • метод «обратной связи».

Новизна

  • впервые разработан проект «Возрождение русских традиций»

ГЛАВА 1. Содержание проекта «Возрождение русских традиций»

1.1Основополагающие принципы работы:

  1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником национально ориентированного мероприятия, будь то  классный час, выставки, праздники, беседы, экскурсии и д.т.
  2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в проекте, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей русской культуры и основ нравственности.
  3. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными значимыми делами,  сквозной работой класса и школы.
  4. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время  может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему проект
  5. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора. 

1.2 Модель одарённого ребёнка

      личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

      личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

      личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

      личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

      личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

      личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

1.3Формы работы с детьми:

  1. Беседы, народные игры.
  2. Акции.
  3. Исследовательская работа.
  4. Творчество.
  5. Основы русской национальной культуры и светской этики.
  6. Совместные праздники.

1.4Формы работы с родителями:

  1. Анкетирование.
  2.  Индивидуальные беседы.
  3. Родительские собрания.
  4. Совместная творческая деятельность.
  5. Совместные мероприятия.

1.5. Механизмы реализации проекта

I этап – организационный.

  1. Выбор темы.
  2. Родительское собрание
  3. Заседание родительского комитета (см. приложение):

- составление плана работы;

- распределение обязанностей среди родителей.

II этап – практический.

  1. Сбор информации.
  2. Уроки окружающего мира.
  3. Уроки трудового обучения (см. приложение)
  4. Проведение классных часов по данной теме.
  5. Подбор костюмов.
  6. Выставки рисунков и творческих работ (см. приложение)

III этап – обобщающий.

Проведение праздников

  1. Рождественский праздник – Святки. (приложение)
  2. Ты прощай, прощай, наша Масленица…(приложение)
  3. Пасха – православный праздник. (приложение)

Эффективность работы будет признана при одновременном наличии нескольких показателей:

  • высокой заинтересованности детей и активного участия в мероприятиях;
  • положительных отзывов родителей о работе по изучению русских фольклорных праздников, после проведения мероприятий (см. приложение);
  • желание детей и родителей продолжать работу по данному проекту, разрабатывать новые внеклассные мероприятия по изучению русских традиций.

1.6. Условия организации и результат проекта

Условия реализации

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией проекта со стороны родителей и классного руководителя.

Результат реализации проекта: 

  1. Организация группы детей для проведения мероприятий по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе.
  2. Применение данных знаний в повседневной деятельности.

Нормативно – правовая  база  

  1. Устав МБОУ «Курьинская сош» им. М. Т. Калашникова.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  4. Письмо Министерства Образования Р Ф от 19 марта 1993 г. «О светском                      характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации».
  5. Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы».

Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Я считаю, что в школе нужно изучать богатства русской культуры и приобщать детей к национальным традициям. На основе результатов исследования мною сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания и развития одаренных школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Библиографический список

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
  2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.
  3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.
  4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с.
  5. Ковалевский П.И. Национальное воспитание // Опыты православной педагогики. - С. 179.
  1. Пушкин А.С. О народном воспитании // Опыты православной педагогики. Лит. учеба, кн. 5-6. - 1993. - С. 13-14.
  2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Духовные основы русского национального воспитания. Хрестоматия. Екатеринбург, 1994. - С. 24.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Афанасьева Елена Анатольевна: «Такая работа в классе очень нужна. Положительно то, что дети должны знать наши традиции, а отрицательно то, если дети этим не интересуются. Данные мероприятия способствуют приобщению детей к русской национальной культуре и патриотизму».
  2. Колесникова Елена Владимировна: «Да, нужно проводить такую работу. По моему мнению, нет ничего отрицательного в изучении русских праздников. Проводя такие мероприятия, наши дети будут знать и помнить о русских традициях и рассказывать о них своим детям. Благодаря такой работе русские праздники будут жить всегда, и о них будут помнить»
  3. Юзвенко Ольга Борисовна: «В данном проекте всё положительно: это веселее, забавно. Вот как раз такие мероприятия приобщают наших детей к русской национальной культуре. Я так считаю. Мы сами выросли с этими праздниками, и детям будет полезно и поучительно знать русскую культуру»
  4. Тарабрина Ольга Владимировна: «Я считаю, да. Такую работу нужно обязательно проводить в классе. Я вижу в этом только положительное, потому что это во – первых развитие наших детей. Также данная работа способствует нравственному воспитанию, что в наше время очень важно».
  5. Екшибарова Наталья Николаевна: «Проводить такую работу нужно. Это положительно влияет на наших детей. Дети узнают фольклор и русскую культуру. Мы будем очень рады если они будут знать больше об этом»
  6. Гаврикова Любовь Александровна: «Мне очень приятно, что учитель ведёт такую работу в классе. Моя дочь узнает много нового и интересного о своей культуре. Ей, впрочем, как и нам, родителям, очень нравятся данные мероприятия. Спасибо, Вам, Ирина Александровна, за приобщение наших детей к традициям русского народа. Мы всегда Вас поддержим во всех ваших начинаниях».



Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«НИЗКИЙ ПОКЛОН, ВАМ, ПРАДЕДУШКИ!»

                                  Авторы:

                                                           учащиеся 3 «А» класса

                                                                       МБОУ «Курьинская средняя

                                                                                     общеобразовательная школа» имени

                                                      М. Т. Калашникова

                                                                                Руководитель: Тороян Ирина

                                              Александровна

                                                                        учитель начальных классов,

           классный руководитель 3 «А» класса

                                                                         МБОУ «Курьинская средняя

                                                                                        общеобразовательная школа» имени

                                                          М. Т. Калашникова.

                                                       Курьинский район

с. Курья

2012г.

Оглавление

Введение                                                                                                                 3

Глава I. «Низкий поклон, Вам, прадедушки»                                                4

 1.1Мой прадед, Ельников Павел Петрович – герой Великой отечественной войны.                                                                                                                      4                                                                                                      

1.2. История прадедушки участника ВОВ В. И. Воротникова.                         5                            

1.3. История жизни прадеда В.Е. Нестеренко, участника ВОВ.                        7                          

1.4. Биография А. А. Ломакина, участника Великой Отечественной войны.  9

Заключение                                                                                                           10

Литература                                                                                                            11

Приложение

Введение

Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну.

9 мая 2011 года вся наша страна, я думаю, и весь мир праздновали 66-летие Победы над фашистами в войне. День победы остается самым трогательным, самым душевным праздником нашей страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. И среди этих солдат были и наши прадеды. Поэтому возник интерес к написанию данной работы. Я считаю, очень важно сохранить в памяти то, что мы знаем о войне, об участниках войны и тыла.

Цель нашей работы: изучение вклада наших прадедушек в дело Победы.

Для достижения поставленной цели мы реализовали следующие задачи:

- собрать сведения о наших прадедах у родственников, которые его помнят;

- изучить биографии ветеранов в период Великой Отечественной войны;

- проанализировать и описать непростую судьбу участников боевых действий, прошедшего суровые годы войны.

Предмет исследования: история жизни прадедушек

Объект исследования: наши прадеды, ветераны Великой Отечественной войны.

Новизна: впервые собран материал о прадедах 3 «А» класса, участниках ВОВ.

Практическая значимость: информирование всех учеников класса с героизмом участников ВОВ, которые являются прадедами нашего класса.

ГЛАВА I. «Низкий поклон, Вам, прадедушки»

1.1Мой прадед, Ельников Павел Петрович – герой Великой отечественной войны.

Мой прадедушка, Ельников Павел Петрович – родился в 1913 г. Село Лобаниха, Новичихинский район, Алтайский край. Рос в простой семье. В 20 лет призвался в ряды Советской Армии. Вернувшись из армии, работал в селе.

22 июня 1941года началась Великая Отечественная война. Пошел добровольцем на фронт. В Подмосковье прошел срочные курсы обучения танкистов. 7 ноября 1941 года призвали на первый Украинский фронт. В суровые годы войны честно выполнял свой патриотический долг. Достойно нес службу на первом Украинском фронте. Заслужив своими ратными подвигами всеобщую любовь нашего народа. Могучими ударами они разгромили врага в районе среднего течения реки Дона. Нанесли гитлеровцам беспримерное поражение в районе Курганской дуги. Героически форсировали реку Днепр и освободили от фашистских оккупантов древний русский город столицу Украины – Киев.

Стремительно наступая, окружая крупные группировки врага.

Освободили города: Житомир, Ровно, Проскуров, Винницу, Ковель, Танропль, Черновица, Станислав, Дрогобыч, Львов.

Жестокими боями прошли Южную Польшу, форсировали реки Сан и Вислу. Освободили вторую польскую границу – город Краков, и важнейший промышленный район – Верхнюю Силедию.

Вырвались на территорию Германии, форсировали реки – Одр, Нейссе и выйдя на реку Эльба.

В центре Германии соединились с войсками союзников. Вместе с доблестными войсками первого Белорусского фронта наголову разбили берлинскую группировку немцев и возвысили над Берлином Знамя победы.

Сокрушительными ударами, уничтожая остатки вражеских войск, заняли город Дрезден, и завершая окончательный разгром фашисткой Германии. Освободили столицу Союзной Чехословакии – город Прагу.

Мой прадедушка, Павел Петрович, прошел всю Великую Отечественною войну, до самой Победы!

Был награжден:

  • Благодарной грамотой, которая подписана командующим первого Украинского фронта маршалом Советского Союза И. Коневым.
  • Орденом «Отечественной войны».
  • Орденом «Славы».
  • Двумя орденами «Красной Звезды».
  • Значком «Отличник танкиста».

Имел много юбилейных медалей ко Дню Победы.

Я горжусь своим прадедом – Героем Великой Отечественной войны.

1.2. История прадедушки участника ВОВ В. И. Воротникова

Мой прадедушка Воротников Виктор Иванович  родился 10сентября 1920 года в Горной Колывани Алтайского края.

        Его отца звали  Иван Васильевич, а мать  Клавдия Дмитриевна. Иван Васильевич  работал шахтёром в Горной Колывани, добывал вольфрам для бронетанковой техники. В их семье было два сына.

До Великой Отечественной войны прадедушка работал почтальоном, окончил семь классов.    

    В октябре 1941 года прадедушка ушёл добровольцем на фронт. Был танкистом- механиком, а командиром танка был младший лейтенант Марченко, его земляк. Вместе они окончили срочные курсы в городе Омске механиков – водителей и попали на  Волжский фронт. В экипаже было четыре человека. Во время боя  весь экипаж погиб. Прадедушка  с отступающей армией попал в окружение под Ленинградом.  В Ленинграде он так же был водителем механиком.

Однажды был случай, что во время боя, танк попал в вязкое болото. Был приказ к утру  его вытащить иначе всех расстреляют. Десятки людей  и лошадей помогали им вытаскивать танк из болота, и они вытащили его.

Во время боя он получил ранение в руку и ногу. Лечился в госпитале.  Затем снова воевал в Ленинграде.

 Во  время  одного из боя достал пулемёт у немцев, за  что  получил  орден Мужества.

Люди во время блокады умирали от голода и холода, ловили собак, кошек, крыс, голубей, чтобы выжить.

 Продукты и медикаменты им сбрасывали с самолётов на парашютах, если   немцы не подобьют самолёт.

 Во время переправы на Ладожском  озере был опять ранен. Осколком от  снаряда ему оторвало одну ягодицу.

На самолёте их хотели везти в госпиталь, но ему не хватило места. Самолёт с первыми ранеными, взлетел над Ладожским озером, был обстрелян немцами и упал в озеро, все люди  находившиеся в нём погибли. Прадедушка был отправлен вторым самолётом и раненные солдаты, находившиеся во втором самолёте, долетели до госпиталя.

В блокаде он участвовал с 1941 по 1943 год, затем его  комиссовали.

После лечения в госпитале в городе Барнауле был отправлен в тыл в октябре 1943 году.

Семьи у него в то время не было. Женился в 1945 году после войны. Имел трёх детей. Две дочери  и сына. После войны работал заведующим автобазой в Колывань - Строе, потом  шофёром в колхозе.

 Прадедушка был  инвалидом  первой  группы.

У него много медалей и два ордена, в том числе орден Великой  Отечественной Войны. Прадедушка был очень внимательным, добрым и ласковым отцом. Его все уважали.

 О войне  не любил  рассказывать. Когда рассказывал, плакал, а особенно в день Победы.

 У прадедушки и всех солдат был девиз: « Оружие в бою достань, любым путём».

1.3. История жизни прадеда В.Е. Нестеренко, участника ВОВ

Я Сушков Никита, своего прадедушку, Нестеренко Василия Естафьевича я помню. Мне было три года, когда он к нам переехал. Он был старенький, но любил много читать. Читал мне сказки, рассказы про солдат. Учил с ним стихотворения – о весну, про бычка, про зайку, про пограничников. А меня звал Никита Сергеевич, отчество у меня другое, он говорил – тебя зовут, как Никиту Сергеевича Хрущева.

Прадедушка родился в селе Трусово, в 1926 году. Отец у него рано умер, ему было восемь лет, а детей у прабабушки Анисьи было четверо: Варвара – 1916 года, Миша – 1921 года, Василий – 1926 года, Мария – 1928 года. Из них остался в живых Михаил, ему 7 мая было 90 лет.

 Они жили очень трудно, много работали, хотя были детьми. Был большой огород, скотины полон двор. Птицы. Огород был на детях: и сажали, и пололи, и убирали. Потом прабабушка ходила пешком с грузом в другие села и меняла картофель на муку, одежду, керосин.

Обо всем этом мне рассказала бабушка. Еще она рассказывала, что в октябре 1943 года прадедушке исполнилось 17 лет, и он ушел на фронт. Вначале он был курсантом в 51- артиллерийском полку. После учебы в мае 1944 года был переведен 287 стрелковый полк и назначен командиром миномета. Вместе с товарищами принимал участие во многих боях. В одном из них был тяжело ранен в левую руку, он мне показывал шрам. Лечился он в военном госпитале № 1818 в городе Уфе, вернулся после лечения в свой полк и продолжал сражаться с врагом до окончания войны. Долгожданная Победа, как награда советскому народу  за страдания и муки, тяжелые испытания, выдержанные с честью пришла на нашу землю 9 мая 1945 года.

В начале 1946 года он вернулся на родину с село Трусово. Прадедушка работал продавцом в сельпо, счетоводом в колхозе.

В июне 1946 года он женился на Трусовой Марии Никифоровне моей прабабушке. Они вырастили троих детей – мою бабушку Тамару с 1947 года, дедушку Николая – 1950 года, бабушку Тоню с 1957 года рождения. Прадедушка и прабабушка были хорошими тружениками, добрыми товарищами, и мои дедушки и бабушки усвоили простую истину: нужно много трудиться, чтобы жить хорошо. И сейчас мои дедушка и бабушка для меня самые родные люди.

У нас много его наград: за безупречную воинскую службу был награжден медалью «За победу над Германией», орден Отечественной войны получил, как бывший фронтовик уже в мирное время – орден Славы.

В 1953 году учился в Алтайской средней сельскохозяйственной школе три года, в городе Барнауле и 1965 году заочно окончил Алтайский сельскохозяйственный институт тоже в городе Барнауле. Работал агрономом, управляющим отделения совхоза.  Последнее время он работал экономистом в совхозе «Восход» в селе Курья. После выхода на пенсию в 1993 году все время жил в своем родном селе Трусово и считал, что лучше и красивее мест нигде нет.

За успехи, достигнутые в труде, получил в 1973 году орден «Знак Почета». Когда мне было четыре года, прадед умер. Похоронили его в селе Трусово. Часто бываем не его могиле. А дома у нас его большой портрет на видном месте.

Вы победили!

В этих двух словах

Награда, Вам,

За пот и кровь, и муки!

За тяжесть лет

За детский стон и страх

За горечь ран

И за печаль разлуки!

1.4. Биография А. А. Ломакина, участника Великой Отечественной войны.

Алексей Афанасьевич Ломакин родился 10 апреля 1923 года в многодетной семье. У него рано умерла мать, а когда ему было 12 лет, умер отец. Пятерых детей определили  в приют при колхозе. Было это в селе Берёзовка Краснощековского района. Когда старшие брат и сестра выросли, и стали самостоятельно работать, они забрали брата к себе. А когда старшего брата взяли в армию Алексей стал управляться самостоятельно. Прадедушка работал в колхозе, возил на лошадях зерно от из – под комбайнов в Поспелиху. Сильно уставал. Было тяжело: и холодно, и голодно. Мечтал о том, что когда – нибудь жить будет лучше. Старшая сестра завербовалась на работу и уехала в Новосибирск.  Зарабатывала неплохо, на эти деньги могла купить продукты и одежду. Алексей уехал к сестре. Работа была нелёгкая, приходилась вручную долбить и откидывать землю. Прадедушка выучился на сварщика, и эта работа нравилась ему больше.

Началась война и все перевернула в их и так нелегкой жизни.20 – ти летним парнем прадедушка ушел на войну. В 1943 году  прадеда забрали в армию.66-я бригада особого отдела, в которой он служил, участвовала в битвах под Москвой. Первый бой они приняли в селе Духовчино за Москвой. Прошел всю Белоруссию, воевал в Шлакенберге, затем заняли Витебск. Там, где необходимо было нанести главный сокрушительный удар по врагам и отличались бойцы бригады. Так солдаты дошли до Киниксберга, участвовали в сражении за город, взяли его 1 мая 1944 года. Дальше пошли на Берлин. Не доходя 40 км. до берлина солдат остановили и объявили коней войны.

В армии прадедушка был до 1947 года. Демобилизовавшись, поехал домой, в Краснощёково. Дела было весной и по дороге домой, в селе Курья его застало половодье. И с тех пор так и остался жить в Курье, которая для него стало родным. Женился, работал сварщиком в МТС.

Нужно сказать. Что прадед был мастер на все руки. Любое дело всегда спорится. Успел поработать и кочегаром, и кирпичи клал, и на пилораме работал, и столяром был. Последнее дело ему было особенно по душе. С детства работа с деревом словно завораживало его. И он стал настоящим мастером своего дела, вся мебель и различная утварь в их доме сделаны его руками. И зарабатывал неплохо, и удовольствие от любимой работы получал. В семье у него было пятеро детей: все были сыты, одеты, а самое главное жили дружно и к труду все были приучены. Дети выросли, у них свои семьи, появились внуки, правнуки. И для каждого в семье Алексей Афанасьевич всегда и во всем пример. Пример самых лучших человеческих качеств.

Заключение

Сейчас все чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. А сами они, участники тех событий, более сдержанно оценивают свои действия. Пошли воевать, потому что считали это своим долгом,  участвовать в защите Родины. Знали, что если не они, то кто же? Знали только слово "надо”. Из таких простых героев строилась Победа. Таким людьми были и наши прадеды ветераны Великой Отечественной войны.

Это:

Нестеренко Василий Естафьевич;

Ельников Павел Петрович;

Воротников Виктор Иванович;  

Теплеков Михаил Прохорович;

Ломакин Алексей Афанасьевич и другие.

Считаем, что нам повезло, потому что Ломакин Алексей Афанасьевич еще жив и у нас была возможность встретиться с ним. Мы пригласили ветерана к нам в класс, и он с радостью согласился, несмотря на то, что тяжело передвигаться. Алексей Афанасьевич сказал нам о том, что давно его уже не приглашают на встречи. Еще  он рассказывал много историй о той далекой войне. Мы много задавали вопросов прадедушке о Великой отечественной войне. Затем мы показали Алексею Афанасьевичу концерт. Когда мы пели песни и рассказывали стихи, ветеран плакал.  В конце нашей встречи мы преподнесли подарок, который сделали своими руками. Эта была очень теплая и душевная встреча. Она произвела на нас большое впечатление.

Опрос, встречи с родственниками и ветераном помогли собрать материал о наших прадедах.

Из нашей работы я делаем вывод о том, какой дорогой ценой заплатили наши ветераны за Победу. Мы считаем, что мы должны чтить память тех, кто погиб на войне, чтобы мы, их потомки, могли свободно жить, любить, радоваться жизни, говорить на своем родном языке. Низкий поклон. Вам, прадедушки!

Считаем, что поставленная цель и задачи выполнены.

Мы поняли, что на сегодняшний день актуальность данной темы в том, что нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому мы должны как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детей и внуков.

Литература.

  1. Архив.
  2. Воспоминания родственников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М. Т. Калашникова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

                                                                            Автор:  ученица 3 «А» класса

                                                    Мишустина Оля                      

                                                                 Руководитель: Тороян

                                                                 Ирина  Александровна

                                                                         учитель начальных классов

                                         классный руководитель 3 «А» класса

                                                                         

 Курья

2012г.

Оглавление.

Введение                                                                                                                3

Глава I. «Введение в мою родословную»                                                        6

  1. Герб моей семьи                                                                                               6
  2. Генеалогическое дерево                                                                                  6
  3. Значение фамилии                                                                                           7

Глава II. «Моя семья»                                                                                         9

2.1. Немного о себе                                                                                                9

2.2. Моя семья                                                                                                        10

Глава III. «Откуда мы родом и где наши корни?»                                       11

3.1. Мои предки                                                                                                     11

3.2. Герои мои семьи                                                                                             12

Заключение                                                                                                           14  

Литература                                                                                                            16

Приложение                                                                                                          17

 Введение

                                                              В старину родственные связи берегли,

                                                                    ценили, гордились ими и говорили:  

                                                                «Кто своего родства не знает, тот сам

                                                                     себя не уважает, а кто  родни своей  

                                                              стыдится, тот через это сам срамиться»

 

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.  

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. А я проследила по линии  папы и мамы 4 поколения.  

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет  предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила  раскрыть некоторые моменты истории  моей семьи.

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую  постигается  история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно.

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Цель нашей работы: изучение своей родословной и сохранение наиболее ценного материала для последующих поколений.

Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:

- составить генеалогическое древо моей семьи;

- собрать исторический материал и данные по происхождению фамилии;

- проанализировать и написать о некоторых моих предках.

Предмет исследования: моя родословная.

Объект исследования: история моей семьи.

Гипотеза: в результате изучения родословной и генеалогического дерева установиться более тесная связь во взаимоотношениях с родственниками.

Новизна: составление родословной.

Практическая значимость в том, что я стану хранительницей истории своего рода и смогу рассказать всем родственникам о наших предках.

База исследования: документы, рассказы и воспоминания родственников, сохранившиеся письма и вырезки газет.

Глава I. Введение в мою родословную

1.1.Герб моей семьи.

Девиз нашей семьи: «Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем!!!». Значение девиза я постараюсь раскрыть в ходе моего исследования.

Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом семьи, дома, Родины. Сегодня, для того чтобы стать обладателем Фамильного герба, необязательно иметь дворянские корни. Герб это отличие Вашего рода. Например, фамилия это тоже отличие Вашего рода, но в буквенном исполнении, а Герб в графическом. Мы представляем Вам герб нашей семьи. За основу, так называемый «фундамент» семьи мы взяли щит. «Фундамент» семьи очень прочный. В центре щита расположено дерево. В этом дереве заложен девиз нашей семьи:

  • корни дерева – мы помним о прошлом;
  • ствол дерева – это наше настоящее;
  • крона дерева – это наше будущее, чем больше на дереве листочков, тем больше семья, больше родственных связей;
  • Желтый цвет короны символизирует тепло, свет, благополучие нашей семьи;
  • Ветви винограда –  в любую погоду веточки остаются крепкими, а ягоды крепко держатся друг за друга. Так и мы стараемся быть всегда рядом друг с другом, и хотим, чтобы наша семья была дружная,  выносливая в любую «непогоду»;

1.2.Генеологическое дерево

Родословное или генеалогическое дерево — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева». Однажды на уроке нам было предложено составить генеалогическое дерево своей семьи. Честно сказать мы были озадачены. Чтобы  что-то получилось, мы звонили родственникам, чтобы узнать папину и мамину линию. Занятие оказать очень увлекательны, в результате общения со своими родственниками мы смогли многое узнать о наших предках: кем они были, чем занимались. Для удобства свое родословное древо мы представили в виде дерева. Кроме того мы выяснили, что сегодня многие в силу различных сложившихся обстоятельств ищут пропавших без вести родных и дедов, информацию о своих родных и близких, дедах и прадедах, узнают свои корни. В ходе исследования мы выяснили, что среди в нашем дереве встречаются такие фамилии как Мишустины, Григоренко, Качуковы, Коробкины, Быстраковы, Ельниковы, Фроловы, Ушаковы..

Ю1.3. Значение фамилии.

Сейчас каждый живущий в России человек имеет фамилию, имя и отчество, но так было не всегда. Сначала у человека было только имя, затем появилось отчество, а последней образовалась фамилия. Этот процесс образования проходил в течение нескольких веков.  Впервые фамилия появилась в Италии, экономически наиболее развитой области Европы, в 10 – 11 вв.

В России слово «Фамилия» появилось во времена царствования Петра I, одной из реформ которого стало внедрение фамилий в быт русского человека. К тому времени у большинства людей помимо имени и отчества были прозвища или прозвания, которые позднее легли в основы множества фамилий. В разных социальных слоях населения появление фамилий происходило в разное время, разница между некоторыми слоями составляет несколько веков.

А Вы хотя бы раз задумывались над вопросом, откуда произошла Ваша фамилия. Происхождение нашей фамилии может поведать нам о том, кем были наши предки, чем они занимались. Фамилия – это наследственное родовое имя. Зачастую фамилии происходили от прозвища, которое было точной характеристикой семьи или человека. Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого образована, или в месте, где такая фамилия упоминается, или в конкретном человеке, владевшим этой фамилией. Тайну это разгадать не просто, в помощь сделан сайт в Интернете «Тайна Фамилии», который поможет найти правильное толкование фамилии, расскажет все о происхождении фамилии, и истории ее формирования.

Мною было проведено анкетирование  среди учащихся 3-х классов моей школы - 21 человек, целью которого было определение степени осведомлённости людей о своих корнях и истории фамилии. После обработки данных было получены следующие результаты:

  1. 20 опрошенных  имеют однофамильцев, что говорит о распространенности данных фамилий среди учащихся нашей школы.
  2. 6 респондентов указали, что они знают о происхождении своей фамилии, своего  рода, но все-таки не смогли указать происхождение рода, фамилии 15 опрошенных.
  3. Смысл своей фамилии знают 9 респондентов, 4 догадываются, но 8 опрошенных не знают значение своей фамилии
  4. Большинство (18) опрошенных не знают, в каком поколении они  живут. Однако 3 респондента знают или предполагают, в каком поколении живут.
  5. 7 респондентов составляли свое родословное дерево. 10 не пробовали это делать, 2 пытались составить родословное дерево своей семьи.

В ходе исследования мы узнали, что на сегодняшний день мало кто имеет представление о происхождении  своей фамилии, своего рода, плохо знает своих предков. К сожалению, не все проявляют к этому интерес.

Изучив множество статей, мы узнали о своей фамилии:

Основой фамилии Мишустин послужило церковное имя Михаил. Фамилия Мишустин образованна от крестильного мужского имени Михаил (в переводе с древнееврейского «благонравный»). В основе фамилии – краткая форма этого имени – Мишуста. Мишуста, со временем получил  фамилию Мишустин.

Глава II. Моя семья

2.1. Немного о себе.

Меня зовут Мишустина Ольга Александровна. Я родилась  14 июня  2002 года в с Курья Курьинского района Алтайского края. Мне 10 лет. Я учусь во 3-м классе МБОУ «Курьнская сош» им. М. Т. Калашникова

Мое имя в переводе с древнескандинавского «священная, великая» - Хельга. Ольга – атакующая женщина

По гороскопу я подвижная, сообразительная, жизнелюбивая девочка, обладаю прекрасной памятью. В компании веду себя раскрепощено и быстро схожусь с незнакомыми людьми.

Учусь я охотно, мне нравятся все школьные предметы. Увлекаюсь я пением. Активно участвую во всех школьных и внеклассных мероприятиях.

 Мой любимый писатель М. М. Пришвин. Он писал о природе и животных. Рассказы Пришвина очень читать, так как из его рассказов узнаешь много нового и интересного.

Любимое время года – лето. Во – первых потому что у меня летом день рождения, во – вторых это время ярких красок и впечатлений.

Люблю смотреть приключенческие фильмы. Один из самых любимых фильмов – это «Один дома». Главный герой этого фильма привлекает меня своим умом, сообразительностью и умением находить вход из любого трудного положения.

А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожей на них.

Моя главная мечта – успешно закончить школу, институт и стать  доктором. Потому что я очень люблю лечить свои игрушки, мне нравится заботиться о ком-то и помогать им в трудную ситуацию.

2.2. Моя семья.

Семья – это, что с тобой всегда

Вот она, моя семья:

Папа, мама, брат и я!

Самый старший в нашей семье – я. У меня есть младший брат Вадим. Он родился 8 июня 2007г.  

Я его очень люблю. Вадим сейчас ходит в детский сад «Буратино». В свои 5 лет он очень любознательный. Ему все интересно, что происходит вокруг.

Мой папа, Мишустин Александр Алексеевич, родился 20 марта 1976 года в селе Курья. Имя происходит от греческих слов, `алекс` - защитник и `андрос` - мужчина.  Закончил Курьинскую среднюю школу. Был хорошим спортсменом. Затем пошел служить в армию. Когда пришёл с армии женился на маме. Сейчас работает в Курьинском РАЙПО кочегаром. Любит свою работу.

Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно и долговечно. Он может и корову подоить, и вкусный обед нам приготовить.      

Моя мама, Мишустина Елена Владимировна, родилась 11 августа 1978 года в селе Курья. Девичья фамилия Ельникова. Родилась в селе Николаевка Поспелихинского района. Сейчас она работает поваром в детском саде «Буратино» В детском саду её все уважают. Она оптимист по жизни.

Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. Вместе с папой помогают по хозяйству бабушке и дедушке.. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.

Я горжусь своими родителями.  

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

Глава 3. Откуда мы родом и где наши корни?

3.1. Мои предки

А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.

Лучше друга не найти  - обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Моя бабушка, Мишустина Нина Григорьевна родилась 21 октября 1950 года в селе Курья. Сейчас она живёт с дедушкой здесь же. Окончила одиннадцатилетку. Работала центральной районной больнице – бухгалтером. Сейчас она на пенсии.

Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. В доме у неё всегда чисто и уютно. И хотя ей исполнилось 62 лет, она выглядит молодой и красивой.

Мой дедушка, Мишустин Алексей Иванович, родился 23.01.1951 в селе Усть – Таловка Курьинского района. После армии работал в совхозе «Восход» заведующим Нефтебазой. С 2002 года вышел на пенсию.

Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Александра (моего папу) и Инну (мою тётю).

Моя вторая бабушка, Ельникова Нина Павловна родилась 16.04.1951г. в с. Николаевка Поспелихинского района. Работала диспечером. Была уважаемым человеком на посёлке. В любую минуту шла на помощь тем, кто нуждался в этом.

Дедушка, Ельников Владимир Петрович, родился 22.01.1951 года в селе 12 лет Октября Поспелихинского района. Учился в сельской школе. Всю трудовую жизнь прорабатал в селе трактористом и комбайнером

Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Галину (мою крестную), Елену (мою маму).

Мои дедушка и бабушка, всю жизнь прожили в родном посёлке. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду.   Моя бабушка была терпеливая и сильная духом. Бабушка всегда всё успевала, очень долго работала на двух работах - в яслях и на медпункте. Она очень хорошо умела вязать.

Дедушка тоже всю жизнь работал в колхозе. Он мастер на все руки. Мог умело перекатать валенки.

3.2. Герои моей семьи

Хочу рассказать о моём прадеде, Ельников Павел Петрович – герое Великой отечественной войны.

Мой прадедушка, Ельников Павел Петрович – родился в 1913 г. Село Лобаниха, Новичихинский район, Алтайский край. Рос в простой семье. В 20 лет призвался в ряды Советской Армии. Вернувшись из армии, работал в селе.

22 июня 1941года началась Великая Отечественная война. Пошел добровольцем на фронт. В Подмосковье прошел срочные курсы обучения танкистов. 7 ноября 1941 года призвали на первый Украинский фронт. В суровые годы войны честно выполнял свой патриотический долг. Достойно нес службу на первом Украинском фронте. Заслужив своими ратными подвигами всеобщую любовь нашего народа. Могучими ударами они разгромили врага в районе среднего течения реки Дона. Нанесли гитлеровцам беспримерное поражение в районе Курганской дуги. Героически форсировали реку Днепр и освободили от фашистских оккупантов древний русский город столицу Украины – Киев.

Стремительно наступая, окружая крупные группировки врага.

Освободили города: Житомир, Ровно, Проскуров, Винницу, Ковель, Танропль, Черновица, Станислав, Дрогобыч, Львов.

Жестокими боями прошли Южную Польшу, форсировали реки Сан и Вислу. Освободили вторую польскую границу – город Краков, и важнейший промышленный район – Верхнюю Силедию.

Вырвались на территорию Германии, форсировали реки – Одр, Нейссе и выйдя на реку Эльба.

В центре Германии соединились с войсками союзников. Вместе с доблестными войсками первого Белорусского фронта наголову разбили берлинскую группировку немцев и возвысили над Берлином Знамя победы.

Сокрушительными ударами, уничтожая остатки вражеских войск, заняли город Дрезден, и завершая окончательный разгром фашисткой Германии. Освободили столицу Союзной Чехословакии – город Прагу.

Мой прадедушка, Павел Петрович, прошел всю Великую Отечественною войну, до самой Победы!

Был награжден:

  • Благодарной грамотой, которая подписана командующим первого Украинского фронта маршалом Советского Союза И. Коневым.
  • Орденом «Отечественной войны».
  • Орденом «Славы».
  • Двумя орденами «Красной Звезды».
  • Значком «Отличник танкиста».

Имел много юбилейных медалей ко Дню Победы.

Я горжусь своим прадедом – Героем Великой Отечественной войны.

Мой прадед, Коробкин Григорий Иванович был награжден орденом Красной звезды, орденом Великой Отечественной войны.. Моя прабабушка, Коробкина Мария Мироновна была награждена медалью труженика тыла. Моя бабушка, Мишустина Нина Григорьевна награждена значком ударника труда и имеет множество почетных грамот. Мой дед, Мишустин Алексей Иванович имеет большое количество почетных грамот за отличные успехи и высокие показатели в работе.

Заключение.

 С помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. И даже придумали герб и девиз семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек трое воевали: один вернулся героем.

        Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.

Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.

Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого выросла я.

Я узнала много интересного о своей родословной, о своих корнях, многое для меня было ново и хочу продолжить это изучение. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.  Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Литература.

  1. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. – М.: 2001. – 672с.

  1. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. Отв. ред. Николаев В.А. – М.: 1970. – 343с.

  1. Милославская А. Н. О русских отчествах и фамилиях – Киев, 1965. – 116с.

  1. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.,"Школа - пресс", 1993

  1. Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живете? М.: Наука, 1973. – 336с.

  1. Суперанская А. В. Суслова А. В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981. – 176с.

  1. Федосюк Ю. А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. – М.: Детская литература, 1972.

  1. http://mirimen.com/

  1. http://slovari.yandex.ru/dict/nikonov

ПРИЛОЖЕНИЕ