Педагогам

Бизина Елена Валентиновна

Здесь мы будем размещать полезную для педагогов информацию,которая поможет им разобраться в вопросах воспитания,лучше понять своих воспитанников,найти выход из трудной ситуации.когда отношения с ребенком "не складываются"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.trenirovka_po_dzhekobsonu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика профессионального выгорания

План семинара для педагогов

Семинар рассчитан на четыре занятия. Продолжительность одного занятия составляет примерно один час.

Каждое занятие состоит из вводной теоретической части, продолжительностью примерно 15-20 минут ( проводится в виде беседы), и практической части продолжительностью 15-25 минут, и заключительной части, включающей в себя получение обратной связи и объяснение домашнего задания (10-15 минут)

Занятие 1

Тема:

Что такое синдром эмоционального  выгорания. Определение понятия. Причины, приводящие к накоплению хронического стресса. Признаки дистресса. Профилактические, лечебные и реабилитационные меры, направленные на снятие действие стрессора.

Упражнения:

Рисунок «Выгорание», «Мой жизненный путь», «Мой стиль».

Домашнее задание:

Упражнение «Мне семьдесят лет».

Занятие 2

Тема:

Как научиться управлять своими эмоциями. Знакомство с техниками и упражнениями по развитию самоконтроля.

Упражнение:

Прослушивание аудиокассеты  с медитацией «Омоложение женского организма» (автор Чемагина Т.)

Домашнее задание:

Тест-опросник  «Способы совладания со стрессом Р.Лазаруса и С.Фолкман.

Занятие 3

Тема:

Как приучить свое мышление  работать правильно. Что такое медитация. Принципы позитивной педагогики.

Упражнения:

 «Найди три плюса»; «Медитация»

Домашнее задание:

Чтение текста  для зарядки позитивного мышления «Именно сегодня…»

Занятие 4

Тема:

Эмоции и тело Релаксация  по Джекобсону. Обобщение и закрепление пройденного материала с демонстрацией видеопрезентации.

Упражнения:

«Тренировка по Джекобсону»; «Релаксация-видеопутешествие» с использованием видео и аудиоряда. Рисование мандалы.

Домашнее задание:

Выполнять упражнения из комплекса «Тренировка по Джекобсону» для детей и взрослых.

           Тренировка по Джекобсону

Упражнение «Сосулька»

Сжать кисти рук максимально на вдохе(как будто сильно-сильно сжимаете сосульку),на выдохе разжать(ощущение легкого тепла)

Упражнение «Тяни»

Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать),опустить руки на выдохе.

Упражнение «Бабочка»

Свести лопатки(как будто бабочка сложила крылышки),на выдохе лопатки развести(бабочка расправила крылышки)

Упражнение «Черепаха»

Плечи поднять к ушам на вдохе(прячем голову, как черепаха в панцирь),на выдохе плечи опустить и расслабиться(черепаха высунула голову из панциря).

Упражнение «Пяточки»

Носки ног максимально потянуть к коленям(покажите пяточки),на выдохе опустить.

Упражнение «Носочки»

Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки),на выдохе- расслабить ноги и опустить.

Упражнение «Бяка-Бука»

Наморщить лоб, нос, свести глаза в кучу на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.

Упражнение «Буратино»

На вдохе улыбнуться максимально широко (Улыбка Буратино»), на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками «У-тю-тю-тю-тю»

МЕТОДИКА МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ ПО ДЖЕКОБСОНУ

(для детей дошкольного возраста и педагогов)

Е.Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом.

 Для невротических состояний, которые  очень часто сопровождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости.

 Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление в данной методике используется для снятия эмоционального напряжения. Методика нервно-мышечной релаксации будет полезна не только для детей, но и для родителей, педагогов.

 Известно, что верным признаком нарушений в эмоциональной сфере являются «энергетические зажимы», возникающие вследствие официальности или недоброжелательности атмосферы совместной деятельности, отсутствия навыков непринужденного и в то же время контролируемого эмоционального поведения. Сдерживание подавляемых эмоций приводит к концентрации их в виде мышечных зажимов.

Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется прежде всего, подсознательно – в позах, жестах, мимике, интонациях голоса, вызывая нарушения в личных отношениях. Нервно-психический дисбаланс личности педагога вызывает слабость, которая вынуждает занять позицию «над ребенком». Именно с этого начинается авторитарность. Гнев, страх, печаль, ярость и другие отрицательные эмоции связаны с функциональной активностью правого полушария головного мозга. Возбужденное эмоциональным стрессом правое полушарие головного мозга генерирует отрицательные эмоции, которые при перенапряжении нервно-психических сил не перерабатываются левым полушарием. Таким образом, по нашим данным, у педагогов могут отмечаться зажимы в следующих зонах: мышцы шеи, языка ,груди, плеч, лопаток, рук, диафрагмы ,солнечного сплетения и спины.

Педагоги, выполняя вместе с детьми упражнения, могут улавливать чувство мышечного напряжения и расслабления (улавливание этого чувства доступно и детям дошкольного возраста).Могут расслаблять произвольно напряженные мышцы и замечать, какие группы мышц напряжены при разных эмоциональных состояниях, и снимать напряжение мышц методом воображения.

Упражнения «Бабочка» и «Черепаха» особенно полезны педагогам. Предлагаем короткий вариант тренировки по Джекобсону для детей дошкольного возраста. Эти упражнения можно выполнять как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности дошкольника. При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление – на выдохе.

Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу сидя или лежа. Каждое упражнение выполняется дважды.