Родителям

Мушарапова Ильвира Фаридовна

Полезная информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

1. Влияние на  подростка может быть только опосредованным!  Необходима смена тактики со стороны взрослого. При этом необходимо сохранить общую закономерность отношений с ребенком несмотря на то,  что родитель с возрастом ребенка меняется. Если родитель не желает изменить сбою тактику отношении с ребенком, дальнейшая помощь психолога бесполезна. Запреты на подростка не действуют!

Примеры опосредованного влияния:» …я где-то     слышала, что это помогает, хочу испробовать на себе..» или» … я не стала бы так делать, но подумай, попробуй сам…».

2. Круг общения формирует личность подростка.  Необходимо знать друзей вашего ребенка и знать их влияние! Hе запрещайте дружить с «плохими» детьми, приглашайте их домой, постарайтесь узнать их. Понимание плохого относительно!

Помните, у подростка на первом плане – эмоции! Подросток не должен бояться и избегать дома!  Нельзя лишать подростка даже  «плохих»  друзей.
Страшно, если у подростка нет друзей!

 Золотое правило подростка – дружба! (здесь закладываются такие черты характера, как преданность, надежность).

3. Авторитет родителей падает – это надо принять как  должное! Кризис пройдет и авторитет восстановится. Не допускать фраз «ты почему мне хамишь?», «что ты себе позволяешь?»

Подросток не должен быть всегда готовым к схватке. Родителем нужно устраниться. У подростка «рога, колючки», ему надо кого-то колоть. Лучше отодвинуться.

Нельзя родителям искусственно повышать свой авторитет! Подросток - тест на психологическую зрелость родителей.

4. Мораль послушания меняется на мораль равенства. Поставьте ребенка рядом с собой.


5. Жизнь родителей не для детей, а рядом с ними! Жизнь родителей не должна быть растворена в ребенке.

6. Необходимо сократить личное свободное время подростка! (лежание на диване, балдение). Личное, свободное время подростка: 40 часов в месяц норма, 70-60 часов в месяц — фактор риска! 120 и более — асоциальное поведение!

7. Переложите часть доступных забот на подростка.  

Взрослость — это наличие ответственности!

Родитель подростку: «Ты хочешь быть взрослым? Пожалуйста, вот круг твоих обязанностей!». Но подросток должен чувствовать себя уверенно. Вы должны его научить, что чего стоит.

8. Обеспечьте эмоциональный баланс. Если нужно, снимите душевный груз, облегчите школьные проблемы,  приблизьте ребенка к дому, где Вы — его духовник». Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Дом —  мое убежище». Ребенок запрограммирован на отметки. Нельзя приучать бояться плохих отметок.

Ребенок должен сам для себя выписывать отметки,  контролировать себя. Ребенок не должен бояться ходить в школу. Главная заповедь «Не ври, не бойся!».

9. Устраните режим сетования и брюзжания. Подростку этот груз не под силу. Настанут лучшие времена. Ваше настроение улучшиться, а подросток превратится в пессимиста и циника и никакие перемены к лучшему не изменят его характера.

10. Не оправдывайте худших ожиданий своих детей! Ребенок знает, что за хорошее его ждет конфетка, за плохое – наказание. Подросток психологически готов - наказание не достигает  цели. Необходимо изменить тактику. Не допускайте  сцен после родительского собрания, так как подросток ждет сцены.

Запомните не ругайте подростка в присутствии подростка, не ругайте подростка по ситуации, не унижайте по привычке.

Самое «тупиковое» и ужасное наказание — не разговаривать, дуться.

11. Кризис подростничества – нормативность.

Помните — улучшение и стабилизация наступят.

12. «Жалейте, балуйте детей, потому что никто не знает, какие несчастья их ждут в будущей жизни» (М. Булгаков).

«Балуйте» в психологическом смысле значит счастье — когда тебя понимают.

Отношение к подростку должно быть щадящим, с расчетом на его подростка, возможности.

13. Подростки отличаются психологией бунтарства. Они — революционеры (все плохо, всё надо разрушить, построить хорошее) Необходимо эту энергию направить в полезное русло (спортивные секции, коллективное созидательное действие).

Подросток ищет авторитет.  Взрослые впадают в крайности одни морально устаревают (не понимают своего выросшего ребенка), другие начинают подыгрывать «играть в молодость». В результате подростки начинают уходить в себя, стесняться своих родителей.

Надо — быть компетентным лицом, иметь свое мнение на все вопросы, тогда подросток сам придет к Вам.

14. Обеспечьте автономию подростку. Считайтесь с его желаниями.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители !

Полезная для вас информация размещена на сайтах:

http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации;

http://www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию (Рособразование);

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (информация о ЕГЭ, ГИА в 9-кл. в новой форме, КИМ и мн. др.);

http://ege.edu.ru – всероссийский портал ЕГЭ;

http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: программы, стандарты;

www.school.edu.ru – Документы Министерства образования и науки РФ;

http://vestniknews.ru/ – Вестник образования России;

http://rusolymp.ru – сайт Всероссийской олимпиады школьников;

http://gramota.ru – справочно-информационный портал «Русский язык». Словари, справочники, рекомендации и мн. другое;

http://rus.1september.ru – Сайт газеты «Русский язык», Сайт «Я иду на урок русского языка»;

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям по профилактике суицида 

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Искусство наказывать и прощать»

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.



Предварительный просмотр:

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

 А. С. Пушкин

Несколько практических советов для родителей

«Как научить детей  дружить»

• Путь ваши дети сами выбирают себе друзей, а вы позаботьтесь о том, чтобы эти друзья бывали у вас в доме.

• Познакомьтесь с родителями друзей вашего ребенка.

• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был широкий круг интересов, чтобы ему хотелось как можно больше узнать, понять, сделать.

• Научите своего ребенка с самых первых шагов принимать самостоятельные решения и справляться с ситуациями, когда ему навязываются чужие мнения.

• Как можно больше разговаривайте со своими детьми. Важно, чтобы этот разговор не превратился в ваш монолог, чтобы вы, выясняя, что думает ваш подросток, о чем мечтает, чего страшится, делали это уважительно, серьезно и с подлинным интересом к нему, к тому, что он говорит. И никогда в минуту раздражения не используйте откровенность подростка для того, чтобы «уличить» его в чем-то.

• Если вам активно не нравятся друзья вашего подростка, не пользуйтесь прямыми запретами (как правило, это только поднимает ценность такой дружбы в глазах подростка и ведет к тайным встречам, лжи и т. п.), поговорите со своим сыном и дочерью. Постарайтесь понять, что привлекательного они находят в своих друзьях. Возможно, вы измените свою точку зрения. Если нет – открыто и спокойно объясните, что вам не нравится.

• Если ваши дети выбирают «плохих», с вашей точки зрения, друзей, подумайте о своих отношениях с вашим ребенком. Не чувствует ли он себя заброшенным (нередко подросткам кажется, что родители их любят меньше, чем тогда, когда они были маленькими). Или, может быть, он постоянно ощущает, что вы в него не верите, ждете, что он сделает что-нибудь не так и «назло» стремится оправдать эти ожидания. А возможно, вы несколько переборщили с контролем, и подростку кажется, что вы хотите, как они выражаются, «рулить» всем, и он стремится показать вам, что он сам может что-то определять в своей жизни.

• Всегда старайтесь понять своего ребенка, понять, с чем связаны его поступки, какими потребностями, в том числе и потребности возраста в них выражаются. Всегда показывайте (и особенно тогда, когда это бесконечно трудно, поскольку он буквально «выводит вас из себя»), что вы любите его и доверяете ему. Научите его думать и принимать самостоятельные решения. Если он не всегда будет послушен, научится отстаивать свою точку зрения в общении с вами, то потому ему будет намного легче сделать это в отношении сверстников.