Главные вкладки

    Статьи

    СЕРГЕЕНКОВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

    Предварительный просмотр:

    Сергеенкова Елена Григорьевна, учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя школа №25» г. Смоленска

    Актуальность изучения педагогического наследия России

    в вопросах воспитания гражданственности и патриотизма школьников на современном этапе

    С проблемой духовной сущности и социальной значимости гражданственности и патриотизма связано творчество выдающихся деятелей отечественной науки и культуры. Гражданин рассматривался ими не только как личность в ее отношении к государственной власти с позиций обязанностей, но и как нравственная личность, наделённая гражданскими качествами, то есть внутренней потребностью к выполнению принятых в обществе норм и законов. И важной проблемой русского образования и просвещения был вопрос о месте и цели гражданского воспитания.

    Русский просветитель, писатель и журналист Н.И. Новиков с большим воодушевлением говорил о воспитании истинных патриотов, беззаветно преданных родине, которые могли бы «с матерным млеком всасывать в себя любовь к Отечеству» (1, с. 95).

    Писатель и революционный мыслитель А.Н. Радищев определил цели и задачи воспитания «истинных сынов отечества» в одном из своих произведений, которое так и назвал «Беседа о том, что есть сын отечества». Свой вывод о гражданине и патриоте сформулировал так: «Истинный человек и сын отечества суть одно и тоже» (3, с. 296-297).

    Внимание к вопросам воспитания гражданственности и патриотизма усилилось в XIX веке на фоне событий Отечественной войны 1812 года.

    Патриотизм стал основной силой декабристского движения. В своих высказываниях декабристы определяли цель воспитания как воспитание «сына отечества», гражданина-патриота, способного служить общему делу, для которого знания – это способность активно приносить пользу своей родине. Патриотизм, любовь к отечеству является основой гражданского воспитания.

    В 30-40 годы XIX века тема патриотизма и гражданственности зазвучала в сочинениях революционеров-демократов: А.И. Герцена,                   Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, которые ответили на вопрос о том, какими нравственными нормами должно определяться поведение человека. Гражданственность личности в русской действительности они видели в том, что личность может приобрести ценность и социальное значение, когда готова пожертвовать своими личными интересами для блага народа.

    Во второй половине XIX века в общественных и педагогических кругах активно обсуждалась проблема народности воспитания. Не прошел мимо этой проблемы и Николай Иванович Пирогов, рассматривая ее в рамках своего взгляда на общечеловеческое воспитание, полагая, что оно должно быть согласовано с идеей национального воспитания: «Все мы… можем сделаться через воспитание настоящими людьми..., нисколько не переставая быть гражданином своего отечества и еще рельефнее выражая через воспитание прекрасные стороны своей национальности» (2, с. 39).

    Принцип народности воспитания стал ядром педагогической концепции основоположника научной педагогики К. Д. Ушинского. Его идея народности свободна от национальной ограниченности. Признавая правомерность использования достижений других народов, он подчеркивал, что оно оказывается полезным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. По его убеждению, школа и воспитание в каждой отдельной стране должны строиться прежде всего в соответствии с потребностями и специфическими особенностями данной страны, иначе механический перенос ее с одной национальной почвы на другую в основе своей обречен на неудачу. Резко критикуя сторонников заимствования зарубежного опыта, К.Д. Ушинский в статье «Педагогические сочинения Н.И.Пирогова» писал: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву, вникнув в воспитательные идеи западных народностей, мы увидим ещё, что часто хотим привить к нам то, что не есть даже собственно идея, а только оставшийся иногда бессознательно след истории того или другого западного народа» (4, с. 32). Излагая свои мысли о народной школе, он не отрицал педагогических изобретений западных соседей России, тем не менее, настаивал, что «дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» (4, с. 33).

    Мы обращаемся к педагогическому и просветительскому наследию XIX века, так как именно в это время в России были теоретически обоснованы и развиты основные положения о значении воспитания и образования в формировании человека и гражданина, включающие

    • актуальность воспитания гражданина и патриота;
    • социальную значимость воспитания гражданина и патриота;
    • роль образования в воспитании гражданственности;
    • значение усвоения норм народной этики в воспитании гражданина;
    • значение нравственного воспитания в формировании гражданина.

    Проблема воспитания гражданина и патриота вновь приобрела свою актуальность в современной России.

    В 90-е годы XX века экономический и социально-политический кризисы привели к тому, что рухнула не только накопленная опытом система организации и проведения патриотического воспитания, но и сама идея формирования личности гражданина и патриота, уменьшилось внимание государства к процессу воспитания. Начавшийся поиск новых нравственных ориентиров привёл молодежь к принятию эталонов, образцов поведения, «ценностей» той части западной культуры, которая предложила маргинальное понимание смысла жизни, свои способы проявления отношения к своему народу и своей стране. Традиционные духовные устои русского народа остались вне поля зрения подрастающего поколения.

    К сожалению, переступив порог XXI века и, несмотря на то, что государство осознало важность социализации ребенка через воспитание гражданственности и патриотизма и вывело «патриотизм» на уровень национальной идеи, мы продолжаем наблюдать у многих школьников, что ориентация на личную успешность стала заметно преобладать над ценностями общественной значимости.

    Поэтому в рассматриваемом нами аспекте особое значение приобретает проблема, связанная с тем, как обучающийся ребенок оценивает себя в качестве гражданина России: нет ли у него ощущения неполноценности статуса россиянина? хотел бы он родиться и жить в России, а не в другой стране? чем россиянин может гордиться? И т.д.

    Таким образом, подобная ситуация заставляет нас, педагогов, сконцентрировать свое внимание на проблеме воспитания гражданственности и патриотизма современных школьников и использовать для решения этой проблемы теоретическую и методологическую базу, исторически накопленную российской педагогикой.

    Список литературы.

    1. Новиков Н.И. Избр. пед. соч. /  под ред. д.п.н., проф. М.Ф. Шабаевой.  М.: Учпедгиз,1959.
    2. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. / сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика,1985.
    3. Радищев А.Н. ПСС / под ред. Н.К. Писканова, В.А. Десницкого, Б.Б. Кафенгауза и др. – Т.1. – М.: Изд-во АН СССР, 1952.
    4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 3. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.