Главные вкладки

    "Русский дух" - национальный дух России

    Моисеева Наталья Николаевна

    Можно ли говорить о "русском духе" как о национальном духе России, если в стране проживает более 100 национальностей нерусского происхождения. И что имел ввиду  А.С.Пушкин, когда писал "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Городская открытая научно-практическая конференция

    школьников и студентов

    «Интеллектуальное будущее Наукограда»

    «Русский дух» - национальный дух России»

    секция: «История, краеведение»

    подсекция: «Отечественная история»

    авторы: Абрикосов Александр,

    Кустов Герман,

    Пупченков Михаил

    8 «А» класс;

    руководитель:

    учитель  истории–

    Моисеева Наталья Николаевна.

    МОУ  средняя общеобразовательная

    школа № 3 с углубленным изучением

    английского языка;

    адрес: г.о.Жуковский Московской области,

    ул. Ломоносова, д.13,

    тел. 8 (495) 556-91-43

    2012 год

    Оглавление

    1. Введение.
    2. Основная часть.

    2.1.Гиппотезы происхождения выражения «русский дух».

    2.2.«Русский дух» и «русская душа».

        2.3.«Русский дух»  - источник воинской доблести и 

    политической мудрости.

        2.4.«Русский дух»  - источник великих побед.

    1. Заключение.
    2. Список литературы и интернет-ресурсов.
    3. Приложения.

    «Русский дух» – национальный дух России

    1. Введение

    Наиболее известным источником происхождения понятия “русский дух” является бессмертное произведение  великого русского поэта А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»,  написанное на патриотическом подъёме в 1820 году, вскоре после победы в Отечественной войне 1812 года. Рассказывая про дуб у Лукоморья,  он пишет:

    «…Здесь русский дух,

    Здесь Русью пахнет!»

    Поэт связывает тему «русского духа» с историей богатырей, живших в «глубокую старину», которые, однако, не перевелись  и поныне. А.С.Пушкин не был первым россиянином, который обратился к теме «русского духа». Интерес к этому феномену был, есть и будет. Вот почему и мы решили сделать тему «русского духа» объектом нашего исследования.

            В качестве методов исследования мы выбрали следующие:

    • обзор цитат о России и русских  людях известнейших политических и общественных деятелей, а также поэтов и писателей отечественной литературы;
    • поиск и анализ информации в интернет-сети;
    • социологический опрос населения города Жуковского

            

    2.Основная часть

    2.1.Гиппотезы происхождения выражения «русский дух».

    Понятие «русский дух» в Древней Руси было связано с двумя жизненными аспектами – физическим и мистическим:

    1. Физический аспект заключается в о том, что скорее всего,  наши предки обладали запахом, не свойственным иностранцам (свежее сено, лечебные травы, медовуха, чеснок) – запахом родных лесов и полей.  Всем известно, что европейцы не были знакомы с понятием личной гигиены вплоть до Крестовых походов, а жители Руси постоянно пользовались баней, которая и в наши дни считается  одной из лучших русских традиций.
    2. Мистический аспект связан с тем, что «русский дух» в понимании древних жителей Руси – это «чистый дух», который означал, что русский человек «источает запах неодолимой силы и крепости». В русских былинах богатыри, представляя «чистый дух»,  постоянно ведут борьбу с нечистью. В качестве примера можно привести следующий фрагмент из былины «Алеша Попович и Тугарин Змей»: «Чтобы я да всякой нечисти дорогу уступил! Не могу я его взять силой, возьму хитростью (из разговора Алеши Поповича с другом Екимом Ивановичем)».

    Во времена Владимира Красное Солнышко, когда «богатырская тема» достигла наивысшего расцвета, произошло крещение Руси. Это событие оказало огромное влияние на русский дух. С этого времени данное понятие   становится национальной русской идеей. Большую роль в этом деле сыграла Русская Православная Церковь.

    2.2.«Русский дух» и «русская душа».

            Исследования понятия «русский дух» невозможно без изучения  выражения «русская душа». Современный россиянин чувствует потребность и долг разгадать загадку «русской души», а заодно понять идею России, определить её задачу и место в мире.

            Мы попытались максимально точно выделить основные качества понятия «русский дух» и «русская душа». И не просто выделить, а подкрепить их высказываниями известнейших политических и общественных деятелей России, а также русских мыслителей, поэтов и писателей отечественной литературы. И вот что у нас получилось:

    • «русский дух» обладает  следующими качествами:

    1.Мужество, доходящее до фанатизма, если речь идет о защите своих близких и родине:

    «Одна из глубочайших особенностей русского духа заключается в том, что  нас очень трудно сдвинуть, но раз мы сдвинулись, мы доходим во всем, в добре и зле, в истине  и лжи, в мудрости и безумии, до крайности».

    Д.С.Мережковский

    2.Сила, доходящая до богатырских размеров, граничащая с ранимостью души.

    3.Мудрость, граничащая с безрассудством:

    «Русскость – это терпение и сила, мудрость и простодушие».

    И.Н.Шевелев

    4.Терпение и смирение, доходящие до раболепия, граничащие с непокорностью:

    «Русский народ – это сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего правителя, чем слабость его; он желает быть наказываем – но справедливо, он согласен служить  - но хочет гордиться своим рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток  добродетелей!»

    М.Ю.Лермонтов

    5.Трудолюбие, граничащее с непреодолимой ленью:

    «Мы, русские от природы слишком беспечны, ленивы, равнодушны, склонны ко сну, пока крайняя нужда не заставит нас поискать новых средств, пока какой-нибудь внешний удар не пробудит нас к действию».

    М.П.Погодин

    6.Правдивость, граничащая с готовностью верить в любой вымысел:

    «У русского человека глубок, хотя еще и не развит инстинкт истины!»

    В.Г.Белинский

    С точки зрения русской литературы «русский дух» -  сплошной оксюморон (стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которого логически противопоставлены, но при этом одно из слов является метафорой и его непрямому значению значение другого слова не противоречит.)

    • Главными душевными качествами русского человека являлись:

    1.Красота:

    «Только один Господь ведает  меру неизреченной красоты русской души»

    И.А.Бунин

    2.Милосердие (сочувствие):

    Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовется, —

    И нам сочувствие дается,

    Как нам дается благодать...

    Ф.И.Тютчев

    3.Самопожертвование:

    «Для русских самопожертвование есть высший нравственный закон»

    В.В.Зеньковский

    4.Простота:

    «Сильные люди всегда просты»

    Л.Н.Толстой

    5.Доброта:

    «К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его»

    Н.О.Лосский

            На протяжении долгих лет в нашем  обществе и за рубежом обсуждается тема загадочности «русской души».  В целях опровержения или подтверждения «загадочности» мы решили обратиться к исследованиям психологов.

    По мнению специалистов, как правило. признающих наличие «русской души»,  русского человека с его «загадочной» душей надо чаще ободрять, хвалить, воодушевлять. Он очень нуждается в наличии сильного, авторитетного, справедливого вождя («царя-батюшки»). Его психологический тип требует авторитарного управления. «Демократический» и особенно «попустительский» тип руководства вызывает нарушение внутреннего равновесия, децентрализацию психологических установок, потерю нравственных эталонов и в конечном итоге состояние аномии. Добром, лаской, похвалой  от русского можно добиться почти всего. (В частности,  это побуждает многих социальных психологов утверждать, что у русского народа «душа женщины»).

    Русский очень чувствителен к нравственным оценкам и поэтому не защищён против «морального бандитизма». Легко попадается на общественно значимые лозунги и призывы. Он очень хочет кого-то уважать и сам очень нуждается в уважении. Нравственная чистота русского человека, его изначальная потребность верить в нечто значительное, в добро, в благородство, потребность послужить чему-то возвышенному, кому-то помочь   часто делает его жертвой  самого  откровенного обмана, лицедейства, подлости. Он поразительно открыт и доверчив к мнению людей, представляющимися ему честными,  уважаемыми, авторитетными. («Легковерен народ российский», — подметил ещё Н. Карамзин). Русский человек — находка для всякого беспринципного политика, для всякого ловкого дельца в СМИ. Именно это качество позволяет легко манипулировать русским электоратом на разного рода выборах.

    Величайшее качество русского типа самореализации — способность довольствоваться малым  в удовлетворении материальных потребностей. Это его качество делает русских поразительно способными к сопротивлению в лихую годину, во время войны, голода, стихийных бедствий. Во время гражданской и Великой отечественной войны целые сёла и районы не один месяц питались только лебедой, дубовой корой, жёлудями, крапивой. И выживали.

    Но эта способность довольствоваться малым, к сожалению, позволяет русским удовлетворяться минимумом комфорта, удобств и в хорошие, мирные времена. Отсюда и рассуждения о лености русских. Потому же «русский человек — плохой работник». (В.И.Ленин).  Ему не требуется достижение высшего качества в обычных условиях (Вспомним «Русь-тройку» Н.В.Гоголя: «Не железным схвачен винтом, а наскоро, живьём с одним топором и долотом снарядил и собрал её ярославский расторопный мужик.  И сидит чёрт знает  на чём...»). Потому удел России, как насмешливо твердили дореволюционные публицисты, «носить шляпки, отвергнутые Европой», то есть  удел опаздывать, подражать. И опять утверждать, что  «культура идёт с Запада». Но именно свобода духа, свобода от мелких стараний улучшать свою жизнь,  «полировать отполированное» даёт русскому народу возможность создавать изумительные шедевры культуры, делать удивительные изобретения. Русский дух невероятно креативен. Русский народ — один из самых творческих народов мира.

    Европейцев и американцев,  как в прошлом, так и в настоящем, более всего поражает (и пугает)  героизм и самоотверженность русских людей, их непобедимость. Действительно, как показывает история, победить Россию невозможно. Здесь не слепой фанатизм или бездумное следование приказам. В силу изначальных особенностей своего миропостижения  русский человек  умирая,  ощущает, что не погибает совсем, потому что то великое общее — и,  прежде всего,  Отечество, Родина — ради которого он живёт и частью которого  он является,  — бессмертно. Такой народ в самом деле победить невозможно.

    Разумеется, здесь не представляется возможным отметить и оценить множество других качеств «русскости» во всей их сложности и противоречивости. Они коррелируются, взаимодетерминируются, взаимодополняются. Но в конечном итоге их истоки именно в указанных глубинных свойствах русской психологии

    2.3.«Русский дух»  - источник воинской доблести и политической мудрости.

    По общепринятому мнению наиболее ярко «дух русского народа» или «русский дух» выражают богатыри, в том числе и те, которые  изображены на знаменитой картине Виктора Михайловича Васнецова. «Русский дух» - это и есть патриотичность русского народа

    В современных текстах  рефератов из интернета можно встретить также утверждения, касающиеся отношения к «русскому духу» известных русских князей-воинов и полководцев:

    • «Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа» (http://www.za4et.net.ru);
    • «8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович, командуя соединённым войском 20 княжеств, нанёс поражение золотоордынскому хану Мамаю на Куликовом поле. Это стало концом мифа о непобедимости монголов и началом возрождения русского национального духа» (http://www.russkiymir.md/6klu4enik2.html);
    • «Воистину «русский дух» в таких людях как Суворов – непобедим» (http://www.pkrest.ru/n-36/36-7.html);
    • «П. С. Нахимов и стал олицетворением НЕСГИБАЕМОСТИ РУССКОГО ДУХА». 

    (http://1sea.ru/historical_information/personality/admiral_naximov_3/).

    В некоторых случаях «русский дух» играет решающую роль в жизни людей:

    • «Тогда русский дух ополчился на неправедную власть, и этого было достаточно для смены системы власти».(http://rusmir.in.ua/pol/1838-uchitsya-u-kutuzova-nastoyashhim-obrazom.html);
    • «Конечно, ХХ век только обнажил те расколы и противостояния в национальном организме, а также те ополчения на русский дух, которые коренятся в предшествующих веках русской истории».

    ( http://www.polemics.ru/block_big.html).

    • «…В России создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории... Но перед началом борьбы с фальсификациями истории я предлагаю заняться ее образованием и осмыслением…Ведь именно осмысленные, переживаемые образы лежат в основе здоровья и целостности страны. В бюрократической логике нужна комиссия по наполнению российской истории образами и смыслами. Мы потеряли связь прошлого с будущим. И я предполагаю, что ее надо восстанавливать… Проект, который я назвал “Геополитическая история духа русского народа”, как раз посвящен поиску этих ценностей, образов и смыслов». (китаевед Бронислав Виногродский http://mostovie.ru/?page_id=520).

    2.4.«Русский дух»  - источник великих побед.

      Проявление «русского духа» и «русской души» наиболее ярко проявилось в отечественных войнах, которые вел наш народ в 1812 и в 1941-1945 гг.

                  В отечественных войнах, в частности, проявлялся боевой дух – желание защитить свою родину, своих детей, стариков и наконец, исконно русскую землю.

       Так, в 1812 году Наполеон Бонапарт пришёл в Россию не для того, чтобы освободить крестьян, как рассуждают некоторые историки,  а для получения миллионов рабов. Армия Наполеона была самой сильной в мире, но русский народ не преклонился  перед захватчиком и вынес всю тяжесть этой войны, а закончилась война именно в Париже, победой России над Францией.

       После войны Наполеон говорил, что Русские воюют не по правилам и считал, что война выиграна нечестно (не по правилам ведения войны того времени).Что же стало тем «нечестным» фактом? Оказывается крестьяне (подневольные люди) встали на защиту своей родины без приказа, без просьбы, а по зову сердца. Партизанское движение стало одним из наиболее ярких проявлений народного характера. Крестьяне создавали партизанские отряды и вели развёртывали вооружённую борьбу против захватчиков. Своим мужеством и самоотверженной борьбой они оказали существенную помощь в разгроме врага. Партизанские отряды зарождались стихийно, в период отступления русской армии. Покрытая лесами и болотами русская земля горела под ногами захватчиков, по мере продвижения вглубь страны народное сопротивление усиливалось. Сначала партизанское движение было неорганизованным и разрозненным и представляло из себя сотни небольших отрядов, но через не которое время эти отряды стали соединяться друг с другом и выступать большими, полноценными армиями и наносили большие потери противнику, перехватывали донесения и нарушали коммуникации противника. После создания партизанских армий стали выделяться хорошие, талантливые командиры. Плохо вооруженное партизанское войско не может эффективно сражаться с противником в открытом бою. Именно поэтому они старались нападать из засад, используя знания своей территории.

            Проведя анализ участников военных событий, мы пришли к выводу, что наряду со взрослыми в войнах России с неприятелями, участвовали дети, вместе с мужчинами, сражались женщины и даже девушки, рядом с крестьянами (Отечественная война 1812 года) сражались дворяне,  представители разных национальностей России  делили общую на всех беду военных испытаний. Всех их – разных по возрасту, полу, принадлежности к той или иной социальной группе, по национальному и религиозному признакам объединял «русский дух» - дух национального патриотизма.

            Приведем несколько примеров из истории. 

    1812 год. Братья Лесли – дворяне по происхождению, создали один из самых первых отрядов народного ополчения в 100 человек. Командиром назначили генерал-майора в отставке Е.И. Оленина, участвовали в битве за Смоленск вместе с городскими ополченцами и удачно влились в регулярную армию. Громили врага по ходу всей войны. Отказались надевать общепринятую военную форму, воевали в русских кафтанах и шароварах, тем самым демонстрировали пренебрежение принадлежностью к своему сословию.  Так же множество других отрядов народного ополчения были созданы на средства представителей высшего общества.

            Также всем известен герой Отечественной войны Денис Иванович Давыдов, в партизанском отряде которого бок-о-бок сражались люди знатного и «подлого» происхождения.

            Герасим Курин (крестьянин) по решению сельсовета собрал деньги на отряд, закупил оружие и провиант, после чего возглавил партизанский отряд. Создан он был для защиты Богородских деревень от фуражиров маршала Нея. Вскоре после создания отряд включал в себя более 3 тысяч конных и пеших воинов. После ряда удач, Курин решил скоординироваться с основной армией. Вскоре его отряду  передали авангард для совместного действия. Они выбили неприятеля из Богородска. Их подвиг не был забыт: воинам вручили георгиевские кресты, а сам Курин получил за службу 5 тысяч рублей.

            Василиса Кожина (крестьянка) после смерти мужа собрала свой отряд из хуторских мужиков (хутор Горшков в Сычевском уезде) для того, что бы обезопасить свою деревню. Когда пришли французы, то и встретили хлебом и солью, но когда они опьянели и потеряли бдительность, Василиса подперла дверь ухватом и подожгла дом. Так она отомстила за мужа. Затем её отряд рос и рос, продолжая бить французов. Царь наградил её серебряной медалью и деньгами.

            Предводителями партизанских отрядов также становились простые солдаты, отставшие от армии и оказавшиеся в тылу врага. Вот одни из них: Ермолай Четвертаков, Федор Потапов, Степан Ерёменко и т.д. Многие из них были награждены высшими государственными наградами.

    Русскими по духу были представители разных национальностей, участвующие в войне 1812года. Например: Михаил Богданович Барклай-де-Толли, о котором А.С.Пушкин писал «…Всё отдал ты стране тебе чужой…», Пётр Иванович Багратион, достойный сын грузинского народа, князь, герой Бородинского сражения, ученик Суворова. Пал в бою, защищая Россию. О таких героях как он М.Ю. Лермонтов писал:

            «…Полковник наш рождён был хватом:

             Слуга Царю, отец солдатам…

           Да, жаль его: сражён булатом,

           Он спит в земле сырой….»  

            Не только воины, но и поэты в России обладали неистощимым «русским духом». Среди них А.С. Пушкин, в чьих жилах текла африканская кровь, и М.Ю. Лермонтов, родовые корни которого берут своё начало в далёкой Шотландии.

    1941-1945 гг. В время Великой Отечественной войны практически все мужчины били врага на фронте. Существует большое количество свидетельств об их подвигах и героизме. Особой темой исследования войны является присутствие в армии женщин, девушек и детей. Ярким  примером женского героизма может служить отряд «Ночные ведьмы» (летчицы Марины Расковой), который летал на самолетах ПО-2 – обычных «кукурузниках», не предназначенных для воздушного боя. Понятны факты героического поведения людей , перед лицом которых стоит враг, и нет другой цели, кроме его уничтожения. Но есть в летописи Великой Отечественной такие факты , которые удивляли видавших виды немецких солдат. Они были поражены поведением русских женщин, о чем писали в своих дневниках. Им часто приходилось видеть, как русские женщины помогали раненым немцам, не разделяя нуждающихся в милосердии людей на «своих» и «чужих». Это ли ни одно из самых необычных проявлений «русской души»?

    Русский человек с его «духом» и «душой» – очень странное явление, которого, наверное, нет нигде. Если немец, грузин, финн или представитель какой-либо другой национальности вырос в России, воспитался на русских традициях и проникся «русским духом», то этого человека можно смело назвать русским. У русского человека есть одна национальная особенность. Её сложно охарактеризовать одним словом. Это сочетание смекалки, гибкости и лени. Русский человек всегда ищет как обойти ситуацию. Он не будет искать идеального решения, а будет искать самый простой вариант. В этом есть свои плюсы и свои минусы. В общем русский человек не обязательно должен быть русским по национальности. Мы лично знакомы с людьми, в которых русской крови почти нет, но они свято верят в то, что они русские. И они правы, ведь они русские в душе, а не по национальности.

    В процессе работы над проектом мы провели социологическое исследование части населения нашего города.

    Всем респондентам мы задавили одни и те же вопросы:

    1.Что такое «русский дух» или «русская душа»?

    2.Хотели бы Вы изменить свою национальность?

    (среди отвечавших – русские, белорусы, таджики)

    3.Как правильнее называть жителей России: «россияне» или «русские»?

    Из 100 человек, опрошенных нами (56% мужчины, 44% - женщины) на ПЕРВЫЙ вопрос практически никто не мог ответить определенно, на ВТОРОЙ вопрос  практически все ответили отрицательно; и на ТРЕТИЙ вопрос мы получили  ответы, которые  оказались неожиданными, а именно – 98% считают, что правильнее называть жителей России – русскими, 41% из них (представители других национальностей) выразили свое желание приобрести русское гражданство, а как их будут называть («русские» или «россияне») им все равно.

    3.Заключение

    Подводя итог вышесказанному, мы делаем вывод о том, что «русский дух» символизирует национальный дух России, которая стала родным домом для представителей различных национальностей. Исторический опыт России показывает, что опираясь именно на национальный дух, наша страна выходила из самых тяжких испытаний, из каких она, если рассуждать чисто материалистически, не должна была выйти.

    Практическим применением нашего проекта может стать идея, инициированная нашим современником - китаеведом Брониславом Виногродским, который призывает современное российское общество в процессе борьбы с фальсификациями истории заняться ее образованием и осмыслением (поиском ценностей, образов и смыслов). Ведь именно осмысленные, переживаемые образы лежат в основе здоровья и целостности страны.

    Список используемой литературы:

    1. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Откровения русской души. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011;
    2. Коллектив авторов п/р Лазарева А.П. Герои 1812  года. М.: «Белый город», 2008;
    3. Мартиросова М.А. Легенды о русских героях. М.: «Белый город, 2010;
    4. Нерсесов Я.Н., Волков В.М. Война народная. Великая Отечественная война. М.: «Белый город», 2005;
    5. Сидоренко Ю.И. Особенности психологии русского народа как фактор российской истории.

    Список используемых интернет-ресурсов:

    Приложение №1.

     Цитаты по теме  проекта, не вошедшие в основной текст изложения.

    Интересно что: немец, француз, англичанин, американец, японец, индус, еврей, даже самоед, - все это определенные существительные, как старое россиянин. Для нового времени нет существительного для русского человека. Есть слово «русский», существительное, образованное из прилагательного, да и звучит только как прилагательное. Неопределенен русский человек!

    Д.Хармс

    В сердце русского живет такая горячая любовь к родине, что одно ее священное имя, произнесенное перед публикой, вызывает приветственные клики одобрения и участия.

    И.С.Тургенев

    Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

    Н.Г.Чернышевский

    к ВОПРОСУ  о МЕСТЕ РОССИИ в МИРЕ:

    Отрицание России  во имя человечества есть ограбление человечества.

    Н.А.Бердяев

    Мы, русские – наследники целого мира.

    В.Г.Белинский

    К ВОПРОСУ о НАЦИОНАЛИЗМЕ:

    Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику; ее дело в мире есть политика рода человеческого.

    П.Я.Чаадаев

    Есть русские люди, боящиеся даже русских успехов и русских побед… они боятся и удач и побед русских потому-де, что явится после  победоносной войны самоуверенность, самовосхваление, шовинизм, застой.

    Ф.М.Достоевский

    Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек.

    А.П.Чехов

    Приложение №2.

    Диаграммы  социологического опроса.