Авторские разработки уроков и мероприятий

Бакирова Наталья Григорьевна

Предварительный просмотр:

Декорирование бурятского национального костюма

Цель урока: 

- познакомить с элементами бурятского национального костюма;

формировать способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

- развивать умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

- развивать мелкую моторику рук, зоркость, графические умения и навыки при самостоятельной работе;

- воспитывать этнотолерантность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа;

Задачи урока:

предметные: формировать навыки декориролвания; учить работать самостоятельно;   отвечать на вопросы   учителя; выделять нужное, формировать умения характеризовать элементы костюма.

метапредметные: развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки класси анализа и синтеза, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.

 личностные: создать условия для формирования внутренней мотивации обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности, формировать   умения   контроля   и самоконтроля.

Оборудование:

  1. Нарисованные мужской и женский  бурятский национальный костюм (неукрашенные орнаментом).
  2. Нарисованные на отдельных листах элементы бурятского национального костюма.
  3. Презентация.
  4. Бурятские мелодии
  5.  Ватные палочки, краски, салфетки, стаканчики для воды.

Формы проведения урока: учебный диалог, фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Ход урока

1. Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия.

Учитель (в национальном бурятском костюме): Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки. Молодцы! Подарите улыбки друг другу, подарите улыбки мне, передайте взглядом друг другу чуточку тепла. Спасибо, молодцы!

Под бурятскую приветственную песню в  класс входят девочка и мальчик в бурятских национальных костюмах, приветствуют и поздравляют всех с праздником Белого месяца, гостям преподносят молоко. (проходят на рабочее место).

1й слайд

. Сагаалган – это новый год по восточному календарю, традиционный праздник , который  отмечают в странах Востока и на  территории Бурятии. По лунномукалендарю он обычно выпадает на февраль.Отмечают его все от мала до велика.

. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первым со словами – «сагаалагты».

Возможно, отсюда и происходит название Сагаалган, как праздник молочной пищи  – Белый месяц. В этот праздник все  поздравляют друг друга, дарят подарки, наряжаются в национальные костюмы.

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Дети:  о бурятских национальных костюмах.

Учитель: Молодцы! А вот и тема нашего сегодняшнего урока - показ презентации. (Приложение 2).Дети читают.

3. Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен. Верхняя одежда называется – дэгэл. Обувь у бурят называется гутул.( На доске написаны новые для детей слова: малгай, дэгэл, гутул). Дети вместе с учителем читают.

 Чем украшены? Что такое-орнамент?(узор, построенный на чередовании в определённом порядке каких-либо декоративных элементов).

Где можно использовать? (для украшения посуды, одежды, тканей,народной одежды, росписи стен).

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены костюм мальчика и , не украшены).

. Предлагаю стать мастерами, , украсить костюмы . Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, какие бурятские орнаменты мы изучили. (надоскувывешиваются виды орнаментов). что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов). Теперь вы почти готовы. Осталось приготовиться к работе

4. Посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли готово к работе. У вас на парте: ватные палочки. Как мы пользуемся ими вместо кисточки?

Дальше проверяем краски, вода, салфетки. Для чего нам нужна салфетка? Давайте разделим наш класс на две команды, первая команда будет украшать мужской костюм, а вторая – женский.

5. Пока работают дети, звучит бурятская мелодия.

6. По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят раскрашенные детали костюмов.

Опрос детей: чей элемент костюма получился аккуратнее, красивее. Оценивание.

  1. Рефлексия. «Выберите фразу».
  2. Ёхор

МБОУ «Заводская ООШ»

Урок изобразительного искусства

Тема: « Декорирование бурятского национального костюма»

1 класс

Учитель: Бакирова Н.Г.



Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: «Сагаалган – праздник Белого месяца»

Цели: изучение темы «Сагаалган - праздник Белого месяца»

Поставленная цель определяет задачи:

Рассмотреть происхождение праздника;

Выявить особенности празднования этого праздника;

показать значимость существования этого праздника;

приобщить учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа.

воспитывать детей к уважению добрым традициям, обычаям, праздникам своего (бурятского) народа.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Сегодня в вашем классе классный час. Итак, мы начинаем наш урок. В начале урока мы с вами разгадаем кроссворд.

Разгадав, вы узнаете тему нашего классного часа.

2. Основная часть.

На доске кроссворд:

1.Бурятский богатырь  

2.Как по бурятски называют папу (отца)

3.Священное море в Бурятии

4.Какой цвет у бурят олицетворяет добрые помыслы.

5. Шелковый шарф, прямоугольной формы, который преподносят самым уважаемым людям.

6.В каком месяце отмечают праздник сагаалган

7.Одежда для ног

8.Год, который наступит по восточному гороскопу.

9.Сколько длится праздник Сагаалган.

Ответы:

1.Г Э С Э Р

2.А Б А

3.Б А Й Г А Л

4. Х А Д АГ

5. С А Г А А Н

6.Ф Е В Р А Л Ь

7. Г УТ А Л

8.Д Р А КО Н

9.Л У Н НЫ Й

Молодцы, ребята. Мы с вами разгадали кроссворд. Ключевое слово нашего кроссворда прочитаем все хором: САГААЛГААН

Хорошо. Молодцы! Да, мы с вами сегодня на уроке будем узнавать и рассказывать о празднике Сагаалган.

В класс входят девочка и мальчик в национальных костюмах с хадаками и пиалами с молоком.

 Девочка: Сагаан hарын амар мэндэ!

               “Амар мэндэ!” – это добрый знак.

Мальчик:Когда зимы рассеивая мрак,

                В дома желанный

                Белый месяц входит!

Наш классный час мы приурочили к празднику Сагаалган, который наступил 31 января

Итак, ребята

- Кто мне скажет, знаете ли вы что такое Сагаалган?

Хорошо, знаем, что это праздник.

И вот, ребята, вы узнаете с нашего урока, откуда и как возник праздник Сагаалган.

Каждый год, в феврале месяце у нас в Бурятии отмечают праздник

«Сагаалган». Это очень интересный и красивый праздник. Все в это время поздравляют друг друга, дарят подарки. Он похож на Новый год. Но отмечают его не в конце декабря, а в феврале,(обычно выпадает на февраль по Восточному календарю)  . Сагаалган- это Новый год у бурят. Он длится 30 дней – лунный месяц. Из глубокой древности пришел на землю Бурятии Сагаалган или Белый месяц. Этот праздник является праздником благополучно проведенной зимы, наступления весны, поры обилия молочных продуктов. В названии «Белый месяц» Цагаан сара нашла отражение цветовая символика - символ святости и благополучия.

(1 слайд)

Согласно календарю, принятому в Японии и в других странах Востока, в пределах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного - символом года. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в зависимости от которых и складывается судьба.

Ребята, мы с вами уже говорили, что нынешний год наступает согласно календарю год Синей или Голубой лошади. Мы провожаем год Дракона. Ребята, год Дракона каким был для вас, вспомните. Согласно астрологическим данным Дракон приносит много неожиданных сюрпризов. Удача сопровождала сильных, может быть даже прямолинейных людей, которые умеют прислушиваться к своей интуиции. Ведь Дракон символизирует не только успех, могущество и власть, но и богатство, здоровье и долголетие.

2 слайд

3 слайд

Самая главная часть праздника происходит в дацане. Накануне люди посещают дацан и сжигают там, на специальном костре «Дугжууба» все плохое, накопившееся за год, в виде кусочков теста или лоскутка ткани, которыми обтирался каждый член семьи. Так сжигают все болезни, напасти, грехи, приставшие за год. И человек встречает Новый год с чистой душой и телом. В дацане читаются особые новогодние молитвы несколько дней.

(Включается  молитва)

В доме и в ограде люди заранее наводят чистоту.

Праздник Сагаалган начинается с восходом солнца. Предшествуют ему проводы старого года – «Бүтүү үдэр» - последний вечер зимнего. В переводе с бурятско-монгольсокго языка значит закрывать. Смысл этого дня заключается в следующем: люди прощаясь с прожитым годом, должны хорошо закрывать двери прошлого и оставить все плохое позади, и начинать новый год с чистой совестью. В этот вечер каждый человек старается быть дома, среди своих близких. Все собравшиеся члены семьи должны есть кушать как можно больше, и попробовать все кушанье. В этот день нельзя ходить в гости.

 

Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд. В основном готовят мясные и молочные блюда. Заранее лепят буузы (позы) и готовят молочную водку.

Рано утром, в первый день наступления Нового года, хозяин дома совершает обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Для этого с вечера во дворе ставят возвышение (стол или сооружение на толстых чурках, досках). Утром на него ставится металлическая посуда с горячими углями, на которые высыпают благовонные травы – можжевельник, богородскую траву (арса, санзэ). Выносят из дома приготовленные заранее блюда с молочной и мясной пищей. Специально для этого обряда варят новый чай, густо забеливая молоком (чай ни в коем случае не должен быть черным). В специальную посуду насыпают зерно, монеты. Все эти виды пищи разбрызгиваются, разбрасываются на четыре стороны света с просьбой к духам, хозяевам, божествам принять эти угощения и даровать благополучие, спокойствие, мир, здоровье, т.е. все то , что необходимо человеку для нормальной жизни. При этом хозяин обязательно должен поблагодарить их за то, что в год прошедший покровительствовали ему.

 

Следующий обряд – поздравление с наступлением Нового года. В день Сагаалгана обязательно надо поздравить своих родителей, бабушек, дедушек, подарить им подарки. Самым почетным бывает первый гость дня, особенно если это будет мужчина. Тогда весь год будет удачным.

Хождение в гости – обязательная деталь праздника Белого месяца. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

Новогоднее приветствие особенное. Младший подходит к старшему и протягивает руки ладонями вверх, показывая готовность принять все хорошее от старшего. А старший кладет свои руки на руки младшего ладонями вниз, показывая, что готов отдать это. Потом дарят друг другу подарки.  (показываем)

Необходимым ритуалом в Сагаалган считался обмен подарками. Дарят молочные продукты, хадаг, платки, конфеты. Даритель должен держать в руках хадаг.

Что такое хадаг мы сейчас узнаем. Нам об этом расскажет ученик.

Да, (длинный шелковый шарф голубого цвета, иногда 1,5 м. в длину, 20-30 см. в ширину) поверх хадага на ладонь правой руки или на соединенные ладони ставился подарок. Хадаг преподносят только очень важным, уважаемым и дорогим людям. Вот мы сейчас с вами научимся, как преподносить хадаг.

Руки вытянуты, ладони кверху ( в знак открытости и добрых помыслов), большой палец прижимает хадаг. Принимать хадак требуется также двумя руками, ладони кверху. Хадак необходимо осторожно сложить и положить в верхний карман.

В этом году Сагаалган празднуется с 31 января.

3. Заключительная часть

Таким образом, вы узнали, что Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, все традиции передаются от старших младшим и соблюдаются из года в год.

Сейчас наши ученики выучили маленькие стихотворения, послушаем их.

В праздник Белого месяца

- как у нас повелось-

Людям надо бы встретиться

Чтоб светлее жилось

Чтоб убавилось горя,

Чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем

Голубели всегда!

Праздник Белого месяца

Праздник вечного месяца

Только доброе ценится,

Только в светлое верится.

Пусть каждый человек – и стар и млад

Находят в этом году

Покой, здоровье и счастье!

Буряад ёһо заншалаа

Бүүхэн бидэ мартая,

Буряад ёһо гуримаа

Булта бидэ сахия!

Молодцы, ребята.

А сейчас у вас на партах лежат приготовленные поздравительные открытки символ наступающего года «Лошадки» возьмите их и на них, на обратной стороне напишите поздравление к празднику Сагаалаган самым близким вам людям – родителям.

4. Итог.

Выберите и продолжите фразу:

 (слайд)

Я познакомился с ...
Было непросто  ...
Я узнал, что …
У меня получилось ...
Хотелось бы ...
Мне запомнилось ...
Я попробую ...

Мне пригодятся эти знания …

Урок наш окончен.

Пожелаю же всем вам, чтобы в Новый год исполнились все ваши стремления и сокровенные желании!

 



Предварительный просмотр:

Тема: Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Цели: объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.

Уровни усвоения:

-представление: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к людям

-отношение: формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений.

-способы поведения: формировать навыки эффективного и безопасного общения, а также способности оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Сегодня на занятии мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций?

2.Основная часть.

Мы уже второй год вместе. Все вы сдружились. И мне очень хочется услышать имена ваших друзей.

-Скажите, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит?

-Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

Индивидуальное задание: на парте у каждого лежит карточка, где записаны качества и черты характера людей. Дети должны ответить на вопрос: какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях?»(подчеркнуть)

Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран.Выяснилось,что,несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:

  • доверять другу
  • делиться новостями, успехами или неудачами
  • уметь хранить чужие тайны
  • радоваться вместе с другом его успехам
  • предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
  • стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций
  • защищать друга
  • не критиковать друга в присутствии других людей
  • уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
  • всегда выполнять свои обещания.

-какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

3.Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово»

Задание по карточке ( карточка для каждого ученика)

В центре- тот, кто обзывается. Вокруг- его мысли. Выбери вариант «тайных мыслей» того, кто тебя обзывает. Раскрась этот кружок.

-расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой.

Игра «Ссоримся и миримся»

Разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры»,а потом помиритесь.

-как лучше всего мириться со взрослыми? Выбери вариант ответа

А)признать свою ошибку и извиниться

Б)продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.

-А теперь давайте вспомним добрую, умную, поучительную сказку «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

4.Заключительная часть.

-Чему учит нас эта замечательная сказка?

-Давайте все улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В.Шаинского «Улыбка»

-Я думаю, что настроение у вас сейчас замечательное!

-Вы найдете, что рассказать своему другу, родителям о том, что узнали нового.

-Берегите ваших друзей и близких! Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Заводская ООШ»

 «Развитие творческих способностей

детей как один из факторов

формирования личности»

Учитель: Бакирова Н.Г.

Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность

Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения страны. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье:

--массовое обнищание;

--разрушение нравственно-этических норм;

--снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей;

--отчуждённость детей, жестокость, насилие, рост социального сиротства;

--ухудшение состояния морального и физического здоровья детей и молодёжи.

В этих сложных условиях образовательное учреждение  было и остаётся социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

В настоящее время организация воспитательного процесса будет эффективна в условиях гуманизации, которая возможна при реализации следующих требований:

--проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

--осознание и признание права личности на свободу выбора;

--оценка не личности, а его деятельности;

--учёт индивидуально-психологических и личностных особенностей ребёнка.

При соблюдении комплекса данных требований и происходит развитие базовой культуры личности, её творческих способностей. 

Таким образом, актуальность выбора данной темы обусловлена следующими положениями:

1)Усиление воспитательной функции образования;

2)Ориентация на формирование базовой культуры личности в условиях гуманизации;

3)Отсутствие культурных центров (музеев, театров и др.) в связи с отдалённостью сельской школы от города;

4)Индивидуально-психологические особенности ребят в классе

(доминирующее число учащихся со способностями, интересами в сфере «Я и художественный образ»).

Цели воспитания: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося

.

Задачи воспитания:

--развитие творческих интересов и способностей учащихся, удовлетворение их художественных и эстетических потребностей в максимально благоприятных условиях организации воспитательного процесса;

--формирование положительного мотива учения учащихся;

--создание условий для развития познавательных интересов у детей;

--приобщение к духовно-нравственным ценностям своего  народа, воспитание гражданственности;

--содействие осознанию воспитанниками причастности к истории своего народа;

--формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;

--гармонизация отношений в коллективе;

--развитие гуманистического взаимодействия класса с другими творческими группами школы;

--нравственная подготовка к семейной жизни;

--содействие растущей личности в творческом самовыражении.

Объект воспитания: воспитательный процесс в условиях реформирования образования.

Предмет воспитания: личность ребёнка, всесторонне развитая и способная к самоопределению в жизни.

2.Пути развития детей и ценностных ориентаций

Всестороннее развитие детей осуществляется через создание конкретных педагогических, социальных и культурных условий:

1)Создание благоприятных условий для развития базовой культуры личности.

Под этим понятием подразумевается идеал воспитания. Более конкретно базовую культуру можно представить в виде системы значимых направлений:

--нравственная культура;

--эстетическая культура;

--познавательная культура;

--гражданская и правовая культура;

--культура общения;

--физическая культура;

--культура жизненного самоопределения.

2)Формирование ведущих качеств в процессе организации коллективных творческих дел (КТД).

В узком смысле слова под коллективными творческими делами подразумевается мероприятие, дело по преобразованию действительности на пользу людей. Более широкий смысл это понятие получает в «педагогике общей заботы», где оно понимается как технология воспитательного воздействия.

3)Создание условий для реализации технологии сотрудничества, воспитательного воздействия на детей, на коллектив через «ситуации успеха».

4)Просвещение учащихся в области науки, культуры.

Это условие реализуется посредством следующих форм:

--дискуссии;

--беседы;

--поездки в музеи, театры;

--заочные экскурсии и др

5)Взаимодействие с разными общественными институтами, культурными центрами (посёлка, районного центра с.Тарбагатай, г.Улан-Удэ)

6)Непрерывная психологическая, педагогическая диагностика, постоянно переходящая в самодиагностику, самосознание (рефлексию), самоопределение.

7)Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.

8)Восполнение недостаточности семейного воспитания  в классе и в школе.

3.Содержание, формы, технологии воспитания

Осуществление воспитательных задач происходит через применение различных форм деятельности учащихся, методов и технологий воспитания.

Гуманистический принцип воспитания подразумевает деятельностный подход, т.е. воспитание через организацию деятельности. Для реализации данного требования целесообразнее использовать технологическую карту воспитательной работы, составленную по модели планирования Н.Щурковой (см. приложение), где выделяются такие основные виды деятельности, как ценностно-ориентационная, художественно-эстетическая, познавательная, коммуникативная, трудовая, физкультурно-оздоровительная. Такая «разносторонность» позволяет использовать КТД в различных  содержательных областях, а значит и достигать максимального эффекта воспитательного воздействия в целях развития гармоничной личности, способной творить, преобразовывать действительность.

В своей воспитательной системе планирую КТД по следующим направлениям:

--художественные («Фестиваль талантов», «В гостях у «Подснежника», «Золотая осень», «Новогодний серпантин», «Снежная фантазия» и др.)

--трудовые ( «Город мастеров», трудовые десанты,  «Помоги зимующим птицам», «Радость старикам» и др.)

--общественно-политические («Салют ветеранам»,  «Вахта Памяти»и др.)

--познавательные («Защита фантастических проектов», «Интеллектуальные забавы» и др.)

--спортивные ( «Весёлые эстафеты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Всегда готов!», турслёт).

Коллективное творческое дело – это проявление гражданской , творческой заботы. Для того, чтобы у детей возникла такая направленность,  целесообразно организовать тимуровскую работу для оказания помощи пожилым и одиноким людям.

Использование технологии КТД требует соблюдения алгоритма его организации.

Алгоритм организации КТД

1.Предварительная работа.

Коллективный поиск направления работы, области деятельности

( «.. в связи с каким знаменательным событием», «Кому можно помочь?» и т.д.). Проводится «стартовая» беседа, «анкета желаний», «разведка».

2.Коллективное планирование дела.

Сначала в каждой микрогруппе обсуждаются идеи (что проведём, на радость кому, где, когда, с кем). Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии, принимают решение (чаще голосованием) о выборе Совета дела и его председателя.

3.Коллективная подготовка дела.

Уточняется проект, сроки, этапы. Каждая микрогруппа готовит свой «добрый сюрприз» как часть общего проекта. Этот этап самый длительный, поэтому здесь проводим много мероприятий, игр для расширения кругозора детей: конкурсы плакатов, стихотворений собственного сочинения, песен, заочные экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

4.Проведение КТД.

Это главный сбор, праздник, многочасовой конкурс, фестиваль. Каждая микрогруппа представляет свой «сюрприз».

5.Подведение итогов.

Этот этап важно не пропускать, т.к. именно здесь дети самоопределяются, рефлексируют (из-за чего это могло не получиться, как мне не допустить этого в следующий раз и т.д.).

Главное – закрепить коллективные переживания, убедить детей активнее браться за дело.

6.Ближайшие последствия

Создаются творческие группы для разработки идей нового КТД.

КТД несут в себе огромный потенциал для развития творческой личности.  

Немаловажную роль в развитии и воспитании играет и широкая сеть кружков, секций, клубов по интересам. Здесь есть возможность выявить и развить способности и таланты каждого ребёнка.  

Анализ за прошлые годы показал, что учащиеся занимались во всех кружках, секциях, действовавших в школе, Домах творчества.  Предпочтение большинство детей отдают кружкам эстетической , художественной направленности, где есть возможность реализовать себя творчески. Для выявления способностей учащихся, проводится анкетирование, психологические тесты, которые также свидетельствуют о  уровне развития художественно-эстетических, творческих способностей учащихся класса.

Добиваться максимальной   эффективности воспитательной работы мне  позволяют   методы психодиагностирования. Например, интерпретация диагностики по определению типов высшей нервной деятельности показала доминирующее число холериков.

В связи с этим акцентирую внимание на управлении процессом торможения. Здесь возрастает значение педагогического требования доводить дело до конца, поэтому важно подводить итоги после любого КТД (5 этап).

Для полноценного развития необходимо общение ученика со своими сверстниками. Нужно дать ребёнку возможность поспорить,  посоревноваться. Увеличение круга его общения значимо для школьника следовательно, и увеличение той микросоциальной среды, которая оказывает на него своё влияние. Для этого мы проводим предметные недели, декады, олимпиады, конференции, дискуссии, диспуты. Это ещё раз подтверждает необходимость использования в моей практике методов педагогики сотрудничества (тьюторства), где творческий процесс выступает на первый план.

Технологии КТД, методы сотрудничества, совместной деятельности в микрогруппах предоставляют возможность ребёнку оставлять выбор за собой, развивать инициативу самих ребят. Воспитание не должно «насаждаться сверху», а должно основываться на самовоспитании и самоуправлении.

Классное самоуправление представлено Центром инициативы и творчества (ЦИТ).

ЦИТ  является координирующим и направляющим центром в общественной жизни класса.

 

5. Планируемые результаты

   Модель воспитанника: свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.

Критерии приближенности к цели: качественные характеристики личности учащегося в их единстве, взаимосвязи и соподчинённости.

Модель личности воспитанника

Культура

Качественные характеристики, социально-нравственные позиции

Нравственная

Эстетическая

Гражданская и правовая

Культура жизненного самоопределения

Гуманистическое мировоззрение

Самоопределение личности, стремление к совершенству

Коммуникативность, общительность

Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность

Честность, принципиальность, умение отстаивать свои убеждение

Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

Адекватная самооценка

Осознание своей сопричастности к истории народа, к его культурному достоянию

Познавательная

Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования

Осознание познавательных интересов  и стремление к их реализации

Способность использовать знания на практике

Рациональная организация труда, самообразования

Физическая

Физическое и психологическое здоровье

Здоровый образ жизни

Осознанное отношение к здоровью и физической культуре

                           

                   

Технологическая  карта

     

Деятельность,

целевая установка

    Формы

   Методы

   Технологии

Ценностно-ориентационная

деятельность

--самопознание

--коррекция воспитания и развития

--формирование нравственных идеалов

Тестирование, анкетирование, диспут, «Мой нравственный выбор», дискуссия «Отцы и дети», ток-шоу «Мы и культура», ролевая игра «Суд над невоспитанностью», диспут «Профилактика алкоголизма ,курения  и наркомании».

Педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуации свободного выбора, беседы, дискуссии, переубеждение, поощрение, мониторинг,  коррекция, рефлексия.

Технология КТД

Технология совместной деятельности

Художественно-эстетическая деятельность

--развитие творческих способностей, талантов

--приобщение к мировым достижениям культуры

--эмоциональное развитие

Конкурсы чтецов, рисунков, плакатов, поездки в музей им.Сампилова, выставки творческих работ «Умелые руки против скуки», выступления агитбригады по темам «СПИД- чума 21 века»,  историко-литературная параллель «Этот День Победы», «Новогодний серпантин», кл.часы  «Наедине с искусством»

Беседа, рассказ, педагогическое требование, ситуации свободного выбора, поощрение, пример, метод воспитания делом.

Коммуникативная деятельность

--организация работы по повышению уровня воспитанности

--оказание помощи в обретении культуры общения и поведения

--создание условий для самоутверждения в коллективе

--предупреждение и разрешение конфликтов.

Дискуссии «Быть воспитанным – что это значит?», часы общения «Этика человеческих отношений», пресс-конференция «Картинки с выставки», конкурс аннотаций книг, диспут «Хороший тон дома и в школе», практикум по культуре общения «Конфликты в нашей жизни»,  кружок «Юный журналист» (выпуск стенгазет, компьютерная вёрстка)

Упражнение, беседа, пример великого человека, рассказ, соревнование, поощрение

Технология «ситуации анализа очередной ссоры»

Познавательная

Развивающие предметные кружки «Романтик», предметные декады, учебные экскурсии, КВН, конкурс эрудитов,  консультации «Культура учебного труда», родительские собрания,  час общения «Мой разум- основа моего поведения», диагностирование «мотивы учебной деятельности», интеллектуальные забавы, практикумы «Познай себя», литературный салон.

Дискуссии, беседы, пед.требование, порицание, поощрение, убеждение,  педагогическая категоричность, упражнение, пример, лекция, мониторинг.

Технология создания «ситуации успеха»

Трудовая .деятельность

--привитие трудовых навыков

--установление неиспользованного резерва семейного воспитания

Трудовые десанты, «Операция уют», тимуровская работа, «Книжкина больница», шефская работа в 3 классе, «Мастерская Деда Мороза», встреча с ветеранами пед.труда, диагностирование  профессиональной направленности личности учащихся.

Упражнение, беседа, десанты, поощрение, наказание, личный пример, коррекция, рефлексия.

Игровая технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность

--оптимизация педагогического взаимодействия (школа – семья)

--обеспечение и достижение допустимого состояния здоровья и здорового образа жизни

--оказание помощи в познании своего организма и умении поддерживать его в здоровом состоянии

--создание зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развития способностей и интересов.

«Мама, папа, я – спортивная семья», турслёт, походы, организация рационального питания , круглый стол «Здоровый образ жизни», тематические сочинения, мед.осмотры учащихся, консультации врачей,  конкурс плакатов «Ударим юмором по сигарете», выставка книг «Чума 21 века», лекция о венерических заболеваниях, беседа «Гигиена подростка», родительское собрание «Профилактика наркомании, курения среди подростков», выпуск стенгазет «Скажем «нет» СПИДУ!», конкурс поэтического слова «Опасности, которые меня предостерегают», беседы и викторины по безопасности движения, игры по предупреждению детского травматизма.

Беседа, рассказ, соревнование, упражнение, поощрение, пример сверстников, диспут, лекция, коррекция, рефлексия.

Групповые технологии

Личностно-ориентированный подход

                   Каталог  КТД, проводимых  коллективных  праздников,     конкурсов.

1.Книжка – долгожитель в нашей семье

2.День именинников

3.История моего рода

4.Песни военных лет

5.Посиделки

6.Наш кукольный театр

7.По историческим местам города

8.Животные тоже члены семьи

9.Папа может всё что угодно

10.Самые ласковые мамины слова

11.Отцы и дети

12.Дорогие мои старики

13.Папа, мама и я – спортивная семья

14.Экологическая тропа

15.Интеллектуальные забавы

16.Час творчества

17.Юморины

18.День Знаний

19.Мы составляем наш автопортрет

20.Наш класс

21.Какой мы коллектив?

22.Откровенный разговор о нас самих

23.Счастье жить

24.Познай самого себя

25.Роскошь человеческого общения

26.Этикет и мы

27.Слово о родном крае

28.Мисс и мистер класса

29.Мы и культура

30.Суд над наркоманией

31.Как себя вести

32.Учимся разрешать конфликты

33.Город мастеров

34.Трудовые десанты

35.Вахта Памяти

36.Фестиваль талантов

37.Час Памяти

38.Защита фантастических проектов

39.Весёлые старты

40.Наши увлечения

41.Новогодний серпантин

42.Предметные недели

43.Олимпиады

44.Я и театр

45.Умелые руки против скуки

46.Мастерская деда Мороза

47.Турслёт, походы

48.СПИД не спит!

49.Дружим с дорогой

50.Опасности, которые меня предостерегают

52.Радость старикам

53.Мой разум – основа моего поведения

6.Результативность воспитательной системы

                               «Воспитание – великое дело, им решается участь человека»              

Эти слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше нестабильное время. Ведь сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.

 Результативность оценивается по следующим критериям:

1)Уровень воспитанности учащихся;

2)Организация самоуправления в классном коллективе;

3)Сравнительная характеристика участия в мероприятиях , КТД школы, района, республики.

1)Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств, которые в целом и составляют базовую культуру личности: эрудиция (познавательная деятельность), эстетический вкус (отношение к прекрасному), отношение к труду, природе, обществу, к себе.

Выделенные качества в свою очередь делятся ещё на более конкретные характеристики, каждая из которых оценивается по 5-балльной системе самим ребёнком,

 родителями, классным руководителем. Статистический анализ данных по определению уровня воспитанности учащихся  за время работы показывает, что  имеет положительную динамику . Наблюдается переход со «среднего» уровня на «хороший».

Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, саморегуляцией, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

2)Коллектив начинает проявлять себя как субъект воспитания: проявляется деятельность органа самоуправления (актива класса), возникают отношения ответственных зависимостей.

Самоуправление класса  (Центр инициативы и творчества) ярко проявляет себя при подготовке классных, общешкольных праздников и коллективных творческих дел.

3)Ещё одним из показателей результативности воспитательной системы является участие в общешкольных, районных и республиканских мероприятиях.

Вывод: Подведённые промежуточные итоги реализации воспитательной системы в  классе свидетельствуют об её эффективности и целенаправленности в развитии творческой личности, способной к саморегуляции, самоопределению и самореализации.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Заводская ООШ»

Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники»

1 класс

Учитель: Бакирова Н.Г.

2013 год.

Ход праздника:

Учитель: Здравствуйте, взрослы

                  Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете-

Музыка всюду, улыбки и смех-

Школа открыла двери для всех.

И не грустите, девчонки, мальчишки,

По играм, затеям и сказочным книжкам,

Со школьной жизни всё начинается,

В страну Знаний мы отправляемся!

 

               Дорогие ребята! Сегодня у вас первый школьный праздник «Посвящение в первоклассники». В сентябре вы пришли в школу, не зная её правил и законов. А теперь вы узнали школьные порядки, законы, заповеди, окунулись в море знаний, испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой.  Сегодня у вас торжественный и важный день. Ещё вчера вас называли малышами, а сегодня  вы стали учениками.

              Нам шагать вместе по стране Знаний 4 года. Я хочу, чтобы мы с вами подружились, чтобы вы каждый день приходили в школу опрятными, с хорошим настроением, с желанием узнавать каждый день что – то новое! В школе вы найдёте новых друзей, научитесь дружить, помогать друг другу. Всегда рядом с вами будут ваши родители и я – ваша учительница. Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми. Я поздравляю вас и желаю  хорошо учиться и хорошо трудиться! Школьные годы – это самые чудесные и весёлые годы. Они так интересны, что вы без конца будете удивляться! Особенно запоминается и остаётся надолго в памяти то, что происходит в первый раз.

Дети читают стихи:

Учитель: По стране Знаний  могут путешествовать только школьники. А кто такие школьники? (Дети, которые учатся в школе).

Как по – другому их можно назвать? (Ученики).

Верно, ученики учатся на уроках. И мы тоже отправимся на уроки. Но прежде, чем отправиться, нужно собрать в портфель школьные принадлежности. Сейчас мы проверим, каждый ли из вас знает, что нужно взять в школу, а какие вещи лучше оставить дома.

Игра «Собери портфель»

Итак, дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если же предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.

Учебники и книжки,

Игрушечная мышка,

Паровозик заводной

Пластилин цветной,

Кисточки и краски,

Новогодние маски,

Ластик и закладки,

Степлер и тетрадки,

Расписание, дневник.

Собран в школу ученик!

Молодцы! Но чтобы быть настоящими учениками, нужно не только уметь собрать портфель и не опаздывать в школу, но и справляться с разными заданиями. В нашем классном портфеле для вас приготовлены задания. Проверим, сумеете ли справиться с ними!

Конверт № 1

От кого задание?

В городе цветочном я живу

Коротышкой умненьким слыву.

Вам желаю всё старательно учить,

Чтобы в жизни всё хорошее творить!

Как зовут меня? Угадай – ка!

Изобретатель-коротышка по имени…(Знайка)

Знайка предлагает прочитать вам слова:

Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, я.

Как можно назвать их одним словом? (семья)

Пусть ваша семья помогает вам учиться, поддерживает вас и радуется каждой вашей удаче!

Конверт №2

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Учитель: Когда Мурзилка ходил в первый класс, все задачи и примеры он решал быстро и правильно, и учитель ставил ему «5». А сегодня он прислал вам задание:

Задачи в стихах.

1.Бабушка Надя в деревне живёт ,

   Животных имеет, а счёт не ведёт.

   Я буду, ребята, их называть,

   А вы постарайтесь их сосчитать:

   Корова, телёнок, два сереньких гуся,

   Овца, поросёнок и кошка Маруся.

   Сколько всего животных у бабушки Нади  (6)

2.Шесть весёлых медвежат

   За малиной в лес спешат.

   Но один малыш устал,

   От товарищей отстал.

   А теперь ответ найди,

   Сколько мишек впереди?  (5)

3.Расставил Андрюша

   В ряд все игрушки.

   Рядом с мартышкой –

   Плюшевый мишка.

   Вместе с лисой -

   Зайка косой.

   Следом за ним –ёж и лягушка.

   Сколько игрушек расставил Андрюшка?(6)

Конверт №3

Чем готова заняться детвора,

Кто наш лучший друг? (игра)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто опрятный и весёлый рано утром мчится в школу?

У кого всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки?

Кто в постели целый день и кому учиться лень?

А скажите мне, ребятки, кто утром делает зарядку?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный цвет-это значит хода нет?

Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

Кто обещает не лениться, а только хорошо учиться?

Кто из вас, хочу узнать, любит петь и танцевать?

(Исполняется танец маленьких утят).

Конверт №4 (письмо)

Здравствуйте дорогие первоклашки!

Я, королева Знаний, спешу поздравить вас с первыми уроками и пожелать вам учиться только на «5», побольше интересного в стране моей узнать!

 Предлагаю вам школьные загадки.

1.У меня чудесный дом,

Всё, что нужно, есть в нём,

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом. (портфель)

2.То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать

Что такое я? (тетрадь)

3.Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш)

4.Если сломан карандаш,

Я помощник верный ваш.

Я, как врач его лечу-

Быстро остро заточу. (точилка)

5.говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней! (книга)

Конверт №5

Вас приветствует Лесовичок и предлагает догадаться о каком звере пойдёт речь.

Игра «Доскажи словечко»

  • Сено хоботом берёт толстокожий…слон
  • Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая…белка
  • В чаще голову задрав, воет с голоду…волк
  • Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый…медведь
  • На заборе поутру любит кукарекать…петух

Вручение документов.

С сегодняшнего дня вы-первоклассники! Я поздравляю вас! Прошу дать клятву первоклассника. Повторяйте хором: «Клянусь!»

Клятва первоклассника.

Клянусь перед всеми стараться здоровым быть

 В школу Заводскую исправно ходить!

Клянусь!

Клянусь читать и писать я прилично

В портфеле носить «хорошо» и «отлично»

Клянусь!

Клянусь в том, что буду я очень стараться

С друзьями моими впредь больше не драться!

Клянусь!

Клянусь я ребёнком воспитанным быть,

Не бегать по школе, а шагом ходить!

Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,

Тогда я молочный свой зуб отдаю,

Тогда обещаю мыть вечно посуду,

И на компьютере играть я не буду!

Клянусь!

Ребёнком всегда идеальным я буду

И клятвы моей никогда не забуду!

Клянусь!

Трудно детей своих воспитать,

Многое нужно для этого знать.

Родителям я хочу пожелать:

Детям своим во всём помогать,

В школу с утра ребёнка собрать,

Напутствия добрые вовремя дать,

Умную книжку успеть прочитать,

А в выходной не забыть погулять.

Чтобы болезней всех избежать,

Надо ещё детей закалять.

Собрания также все посещать,

Школе по мере сил помогать.

А главное-безсомнения-

Желаю вам терпения!

Уважаемые родители! Настала и ваша очередь дать клятву родителей первоклассников!

Клятва родителей первоклассников.

Клянусь (будь я мать или будь я отец)

Ребёнку всегда говорить «Молодец!»

Клянусь!

Клянусь выходить в надлежащие сроки,

Клянусь не опаздывать я на уроки!

Клянусь!

Клянусь я в учёбе ребёнка не «строить»,

Клянусь вместе с ним иностранный освоить!

Клянусь!

За двойки клянусь я его не ругать

И делать уроки ему помогать!

Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,

Тогда я последний свой зуб отдаю,

Тогда моего, обещаю, ребенка

Кормить ежедневно варёной сгущёнкой!

Клянусь!

Клянусь, идеальным родителем буду

И клятвы своей никогда не забуду!

Клянусь!

Детям вручается первый документ «Свидетельство первоклассника» и «Напутствие первокласснику».

Вот и подошёл к концу ваш первый урок Знаний. Завтра мы продолжим наше путешествие по стране Знаний. А сейчас я хочу дать вам полезные советы.

Полезные советы.

Вот пришёл желанный час,

Ты зачислен в первый класс.

Ты, дружок, послушай нас,

Мы даём тебе наказ.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтоб в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки.

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей –

И найдёшь себе друзей.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

На уроках не хихикай,

Стул туда – сюда не двигай.

Вот и все наши советы,

Их мудрей и проще нету.

Ты, дружок их не забудь!

Отправляйся! В добрый путь!

В добрый путь, ребята!

В вечный поиск!

Истины, добра и красоты,

Чтобы явью стали в вашей жизни

Самые заветные мечты!