Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.

Серебров Олег Александрович

Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.

                                                               

Реформирование системы образования в начале 90-х годов привело к дифференциации образовательных учреждений, возникновению инновационных школ, позволяющих более целенаправленно организовать работу с одаренными детьми. Появились разные виды элитных учебных заведений, расположенных в большинстве своем в городах. Сельская общеобразовательная школа оказалась в конце этого рейтинга.

 

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести  отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских  школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

В «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» указываются проблемы сельской школы, требующие кардинального решения. К  данным проблемам  относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности,  недостаточное развитие современных коммуникаций, низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня посредством дистанционного обучения, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.

Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Одарённые  дети - это особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

«В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

*  Могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе принципов дифференциации: для ребят 9 класса организованы факультативы, элективные курсы по выбору, в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции «Безопасное колесо», «Лёгкая атлетика «Вдохновение», «Сказка», «Иголочка»

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

 

 

 

Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Форма

Задачи

Факультатив

Элективный курс

Спецкурс

·         Учет индивидуальных возможностей учащихся.

·         Повышение степени самостоятельности учащихся.

·         Расширение познавательных возможностей учащихся.

·         Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

 

Ученическая научная конференция

·         Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

·         Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

·         Формирование информационной культуры учащихся.

 

Предметная неделя

·         Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

·         Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

·         Развитие творческих способностей учащихся.

 

Научное общество учащихся

·         Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

·         Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

 

Предметные олимпиады

·      Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах     городского уровня.

·      Повышение учебной мотивации.

·      Расширение общего кругозора учащихся.

 

Кружки, студии, объединения, спортивные секции и т.п.

·           Развитие творческих способностей учащихся.

·          Содействие в профессиональной ориентации.

·        Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Наши обучающиеся очень часто принимают участие  в конкурсах рисунков на различные темы. Имеющие  статус Международных, региональных, районных, занимают  призовые места. Очень часто принимают  участие  в выставках, принимают участие в НПК регионального характера (3 место в Региональном конкурсе пришкольных участков), олимпиадах - где имеют призовые места, в спортивных соревнованиях районного и регионального значения.

Некоторые наши выпускники успешно продолжают  своё направление по полученной специальности в школе

Дизайнер

Учитель ИЗО

Учитель физкультуры

Учитель английского языка, географии, экологии и т.д.

 

Школа – это нужный этап развития одарённости у детей и наша школа несмотря, что она  сельского типа с этим этапом справляется,  на  оценку отлично.

 

 

Учитель географии и биологии  -Е.А. Сереброва.

Учитель химии -О.А. Серебров