Бросовый материал в формировании развивающей среды ДОУ

Басова Ирина Владимировна

Басова Ирина Владимировна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №111

Санкт-Петербург 2025

Аннотация: в статье анализируется и систематизируется опыт работы детских садов с бросовым материалом, а также рассказывается об успешных педагогических проектах, трансформировавших  развивающую среду посредством использования вторсырья.

Ключевые слова: бросовый материал, экологическое воспитание, педагогический проект, социальные партнёры.

 

  В последнее время в дошкольных учреждениях уделяется повышенное внимание предметно-пространственной  среде – её содержательной насыщенности,  полифункциональности и вариативности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, говорится, что новая программа направлена не только на создание условий развития ребенка, но и  на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. К её формированию педагог привлекает не только детей, но также родителей и социальных партнёров.

  Таким образом, предметно-пространственная среда  - это креативный проект, в который каждый участник вносит свой посильный творческий вклад. Большой интерес для созидательной деятельности и оформления группы представляют не только традиционно используемые материалы (картон, цветная бумага, пластилин и проч.), но и так называемый бросовый материал – отходы производства и потребления, которые могут быть вторично использованы.

 Современный бросовый материал ярок, многообразен и привлекателен. Ребенок, работающий с ним, развивает моторику рук, фантазию, познает свойства различных материалов, учится создавать удивительные поделки. Но, пожалуй, главный плюс работы с бросовым материалом – это посильный вклад в борьбу с загрязнением окружающей среды. Вторичное использование материала формирует у детей и взрослых бережное отношение к окружающему миру и способствует экономии природных ресурсов.

  Для работы с детьми следует подбирать бросовый материал, соответствующий критериям безопасности, доступности в обработке и полифункциональности. Важно исключить употребление опасного вторсырья: токсичных, колющих и режущих материалов, сдутых резиновых шариков, батареек. С осторожностью следует использовать стекло. Так, бутыли, банки, флаконы могут превратиться в уникальные изделия ручной работы,  но только при индивидуальной работе педагога с воспитанником.

  Многообразие применения бросового материала отражено в таблице, приведенной ниже.

 

Бросовый материал

Применение

Пластик (крышечки, стержни,  коктейльные палочки, корпусы авторучек и фломастеров, бутылки, колпачки, баночки из-под косметики и лекарств, ёмкости из-под продуктов питания, ложки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, пуговицы, компакт-диски, пластинки, осколки поликар-боната, полиэтилен).

Мелкий пластик незаменим для создания панно, объёмных поделок, настольных игр, гирлянд, массажных дорожек для ног и методических пособий. Емкости возможно использовать для пополнения игровых уголков, например, для игр «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника».

Бумажные изделия  (картонные коробки, упаковки от пиццы, коробки, втулки от туалетной бумаги и скотча, одноразовая посуда, газеты, цветные журналы, ажурные и простые салфетки, фантики, открытки, рекламные буклеты, журналы, календари, рваные книги с иллюстрациями, фотографии, спичечные коробки).

Плоский и твердый картон может служить основой для картин и коллажей нестандартного формата, а также для создания макетов домов, кораблей, летательных аппаратов. Втулки и гибкий картон пригодится для  создания игрушек и масок. Вырезки из журналов можно использовать для создания бумажного театра.

Пищевые остатки (скорлупа яиц, спитой чай, сухая кофейная гуща)

Материал для аппликации и развития мелкой моторики рук.

Текстильные изделия (кусочки тканей, кружев,   тесёмки, обрывки лент,  вата, шнурки, куски ковровых покрытий, нити, остатки пряжи, коленкор, шнурки).

Материал для пошива игрушек, кукольной одежды, декораций для театрального уголка, а также для создания аппликаций и коллажей.

Ломаные украшения (бижутерия, бусины,  изделия из фетра, заколки, декоративные цепочки, серьги), остатки поделочных материалов из наборов рукоделия (стразы от алмазной мозаики, бисер, термомозаика).

Данный материал широко используется для создания театральных аксессуаров, в пластилинографии, а также для небольших сувениров и новых украшений.

Остатки меховых изделий.

Пошив мягких игрушек и создание сенсорных тренажёров

Деревянные изделия (палочки для суши, пробки, пуговицы, шпатели для полости рта, листы фанеры, стружка, старые карандаши, рейки, катушки, стиральные прищепки, зубочистки, стружка, листы фанеры).

Палочки и шпатели – незаменимые предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх. Стружка – редкий, но интересный материал для аппликаций и сенсорный наполнитель для мягких игрушек.

Металлические изделия (проволока, гайки и винты, бигуди, пружины, жестяные банки, ключи, пуговицы, шарики, стержни, фольга, вышедшие из употребления монеты, подвесы для ёлочных игрушек, пряжки, жестяные банки и крышки).

Проволока может использоваться для объёмных поделок из бисера. Пуговицы – незаменимый материал для  создания тренажеров, развивающих моторику рук. Жестяные банки применяются для создания окопных свечей на занятиях по патриотическому воспитанию.

  

Резина обыкновенная (канцелярские резинки, обрывки шланга, техничес-кие пластины, изолента, провода, рваные мячи и резиновые шапочки для плавания) и резина пористая.

Тренажеры для плетения,

спортинвентарь, подарки для друзей и родителей. Резина может использоваться в качестве предметов-заместителей.

Глина (черепки разноцветной посуды, ломаные игрушки и сувениры, кафельные плитки, кирпичная крошка).

Мозаика из черепков, рисование кирпичной крошкой. Кафель – прекрасная основа для точечного рисования.

Кожа и кожзаменители (ремни, куски одежды, сумок, кошельков), фоами-ран, замша, перья.

Аппликации из кожи разных цветов, брелоки, сувениры.

Материалы-наполнители (поролон цельный, поролоновая крошка,  синтепон, термополотно, бамбук, файбер, искусственный пух, гречневая лузга).

Наполнители для игрушек и сенсорных тренажёров; материал для аппликации.

 

  Для педагога работа с бросовым материалом – это прежде всего возможность проявить своё творческое мышление  и без серьёзных финансовых затрат создать уникальную развивающую среду. Так, экологические проекты по использованию вторсырья показали, что бросовый материал позволяет сократить финансовые расходы на методические пособия, игровое и дидактическое оборудование, праздничные украшения и даже на костюмы и декорации театрального уголка. Для сбора полезного и оригинального вторсырья следует привлекать родителей и социальных партнёров, ведь чем больше у педагога бросового материала, тем ярче будут детские впечатления после тематического занятия. Так, социальными партнерами  воспитателей из Петербурга становились работники ателье и швейных фабрик (куски тканей, пуговицы, неликвидные термоаппликации), продавцы магазинов (картонные коробки разных размеров), библиотекари (списанные книги с иллюстрациями), пользователи соцсетей, бесплатно отдающие желающим бросовый материал.

  В ДОУ работе со вторсырьем посвящены не только отдельные занятия, но и долгосрочные педпроекты. Общими целями для всех проектов было развитие детской фантазии, преобразование бросового материала в полезные игровые атрибуты и развитие творческих навыков: лепки, вырезания, шитья, конструирования, создания аппликаций и коллажей. Приведем в качестве примеров некоторые из проектов, запомнившихся ребятам и родителям своей оригинальностью.

  Педпроект «Именины куклы Кати» - творческая работа по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевой игры.  Детьми подготовительной группы было представлено множество разнообразных поделок:  самовар из пятилитровой пластиковой бутылки; торты и пирожные, имеющие в основе пластиковые ёмкости, обмазанные и украшенные пластилином; пластилиновые конфеты в обёртках из настоящих фантиков; подарки и открытки для куклы из картонного и бижутерного вторсырья.

    

Торт для куклы Кати.

Подготовительная группа

ГБДОУ дет.сад №111 Спб

Материалы: пластиковая

крышка от торта, пластилин.

 

 

   Педпроект «Наш музей» являлся частью большого проекта «Мини-музеи в ДОУ». Последние стали особенно популярны в дошкольных учреждениях в последние десятилетия, поскольку позволяют решить множество образовательных, развивающих и воспитательных задач. Благодаря музейным экспозициям ребята, имеющие небольшой жизненный опыт, могут лучше понимать традиции, обряды и быт наших предков, а ещё – познавать прекрасное и воспитывать в себе эстетический вкус. Экспонаты мини-музеев можно не только приобретать в готовом виде, но и создавать самим из бросового материала.

 

Иконы.

Подготовительная гр.

ГБДОУ дет.сад №111

Санкт-Петербург

Материалы:  основа - 

обломки пластика,

церковные   календари,

проволока, остатки бус

и алмазной мозаики.  

  Педпроекты «Новогодний карнавал» и «Фабрика деда Мороза» включают в себя самые яркие, весёлые и желанные занятия по ручному труду. Нет, пожалуй, такого бросового материала, который не мог бы использоваться для изготовления гирлянд, ёлочных игрушек, театральных костюмов, подарков и открыток. Бусы из фольги и разноцветной пробки, шишки из пластиковых бутылочек, гирлянды из катушек и бусин, снеговики и снежинки из бумажных тарелок, колокольчики из стаканчиков, маски из замши, осыпанные блёстками веера  – вот малый перечень того, что делают дети на занятиях по ручному труду.

  Педпроект «Покормите птиц зимой» имел целью объединить усилия детей, родителей и воспитателей в изготовлении кормушек для птиц. На выставку были представлены кормушки из картонных пакетов, жестяных коробок, пластиковых и фанерных листов. После выставки дети развешивали «птичьи рестораны» на территории сада и возле подъездов.

  Экологический педпроект «Крышечки доброТЫ» несколько лет успешно реализуется в детских садах Петербурга. Собранный пластик сдают в переработку, чтобы сэкономить природные ресурсы, а полученные средства направляются фонды для детей с особенностями развития. Ребята не только собирают крышки, но и помогают в  сортировке, разбирая их по цветам и форме, оставляя для занятий в саду самые оригинальные. Вместе с воспитанниками педагог решает, как использовать оставленное пластиковое вторсырье: в качестве раздаточного материала и предметов-заместителей или пополнить коллекцию бросового материала для поделок.

  Педпроекты «В гостях у Самоделкина» и «Ателье куклы Маши» успешно решали задачи гендерного воспитания. Известно, что мальчики и девочки предпочитают работать с разными материалами. Так называемый «мальчишеский» бросовый материал – железки, изолента, провода, ломаные машинки и оружие – прекрасно подходит для сюжетно-ролевой игры «Конструкторское бюро», из которого благодаря детскому воображению выходят совершенно фантастические изобретения: самоваропаровозовертолёт, телеавтоинтернетопароход, телефонохо-лодильникокомбайн, вездеходопулемёт и проч.

Фантазия девочек превращает образцы тканей, вышивок, тесемок, меха, бусины и прочее блестяще-шуршащее вторсырье в шедевры кукольной моды: короны, ожерелья, сказочные костюмы, шапочки, шарфы, пояса.  

Но больше всего бросовый материал уместен в уголке экспериментирования. Помимо изучения свойств различных материалов, дети изобретают с их помощью методические пособия и приборы для экспериментов. Например, из целлофана и лёгкого пластика – вертушку для определения силы и направления ветра. Интересны также сенсорные тренажёры из меха, замши и различных тканей. А одинаковые по размеру куски дерева, пробки, поролона, пластика и пенопласта помогут воспитанникам понять свойства того или иного материала.

  Подытожив вышесказанное, сделаем вывод: разнообразие бросового материала позволяет современному педагогу создать уникальную развивающую среду, соответствующую основным параметрам ФГОС, а также эффективно реализовать на практике задачи экологического, трудового и художественно-эстетического воспитания.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// www.garant.ru

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ// www.garant.ru

О.А. Мамаева Поделки из природного и бросового материала