Главные вкладки
Бросовый материал в формировании развивающей среды ДОУ
Басова Ирина Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №111
Санкт-Петербург 2025
Аннотация: в статье анализируется и систематизируется опыт работы детских садов с бросовым материалом, а также рассказывается об успешных педагогических проектах, трансформировавших развивающую среду посредством использования вторсырья.
Ключевые слова: бросовый материал, экологическое воспитание, педагогический проект, социальные партнёры.
В последнее время в дошкольных учреждениях уделяется повышенное внимание предметно-пространственной среде – её содержательной насыщенности, полифункциональности и вариативности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, говорится, что новая программа направлена не только на создание условий развития ребенка, но и на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. К её формированию педагог привлекает не только детей, но также родителей и социальных партнёров.
Таким образом, предметно-пространственная среда - это креативный проект, в который каждый участник вносит свой посильный творческий вклад. Большой интерес для созидательной деятельности и оформления группы представляют не только традиционно используемые материалы (картон, цветная бумага, пластилин и проч.), но и так называемый бросовый материал – отходы производства и потребления, которые могут быть вторично использованы.
Современный бросовый материал ярок, многообразен и привлекателен. Ребенок, работающий с ним, развивает моторику рук, фантазию, познает свойства различных материалов, учится создавать удивительные поделки. Но, пожалуй, главный плюс работы с бросовым материалом – это посильный вклад в борьбу с загрязнением окружающей среды. Вторичное использование материала формирует у детей и взрослых бережное отношение к окружающему миру и способствует экономии природных ресурсов.
Для работы с детьми следует подбирать бросовый материал, соответствующий критериям безопасности, доступности в обработке и полифункциональности. Важно исключить употребление опасного вторсырья: токсичных, колющих и режущих материалов, сдутых резиновых шариков, батареек. С осторожностью следует использовать стекло. Так, бутыли, банки, флаконы могут превратиться в уникальные изделия ручной работы, но только при индивидуальной работе педагога с воспитанником.
Многообразие применения бросового материала отражено в таблице, приведенной ниже.
Бросовый материал | Применение |
Пластик (крышечки, стержни, коктейльные палочки, корпусы авторучек и фломастеров, бутылки, колпачки, баночки из-под косметики и лекарств, ёмкости из-под продуктов питания, ложки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, пуговицы, компакт-диски, пластинки, осколки поликар-боната, полиэтилен). | Мелкий пластик незаменим для создания панно, объёмных поделок, настольных игр, гирлянд, массажных дорожек для ног и методических пособий. Емкости возможно использовать для пополнения игровых уголков, например, для игр «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника». |
Бумажные изделия (картонные коробки, упаковки от пиццы, коробки, втулки от туалетной бумаги и скотча, одноразовая посуда, газеты, цветные журналы, ажурные и простые салфетки, фантики, открытки, рекламные буклеты, журналы, календари, рваные книги с иллюстрациями, фотографии, спичечные коробки). | Плоский и твердый картон может служить основой для картин и коллажей нестандартного формата, а также для создания макетов домов, кораблей, летательных аппаратов. Втулки и гибкий картон пригодится для создания игрушек и масок. Вырезки из журналов можно использовать для создания бумажного театра. |
Пищевые остатки (скорлупа яиц, спитой чай, сухая кофейная гуща) | Материал для аппликации и развития мелкой моторики рук. |
Текстильные изделия (кусочки тканей, кружев, тесёмки, обрывки лент, вата, шнурки, куски ковровых покрытий, нити, остатки пряжи, коленкор, шнурки). | Материал для пошива игрушек, кукольной одежды, декораций для театрального уголка, а также для создания аппликаций и коллажей. |
Ломаные украшения (бижутерия, бусины, изделия из фетра, заколки, декоративные цепочки, серьги), остатки поделочных материалов из наборов рукоделия (стразы от алмазной мозаики, бисер, термомозаика). | Данный материал широко используется для создания театральных аксессуаров, в пластилинографии, а также для небольших сувениров и новых украшений. |
Остатки меховых изделий. | Пошив мягких игрушек и создание сенсорных тренажёров |
Деревянные изделия (палочки для суши, пробки, пуговицы, шпатели для полости рта, листы фанеры, стружка, старые карандаши, рейки, катушки, стиральные прищепки, зубочистки, стружка, листы фанеры). | Палочки и шпатели – незаменимые предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх. Стружка – редкий, но интересный материал для аппликаций и сенсорный наполнитель для мягких игрушек. |
Металлические изделия (проволока, гайки и винты, бигуди, пружины, жестяные банки, ключи, пуговицы, шарики, стержни, фольга, вышедшие из употребления монеты, подвесы для ёлочных игрушек, пряжки, жестяные банки и крышки). | Проволока может использоваться для объёмных поделок из бисера. Пуговицы – незаменимый материал для создания тренажеров, развивающих моторику рук. Жестяные банки применяются для создания окопных свечей на занятиях по патриотическому воспитанию. |
Резина обыкновенная (канцелярские резинки, обрывки шланга, техничес-кие пластины, изолента, провода, рваные мячи и резиновые шапочки для плавания) и резина пористая. | Тренажеры для плетения, спортинвентарь, подарки для друзей и родителей. Резина может использоваться в качестве предметов-заместителей. |
Глина (черепки разноцветной посуды, ломаные игрушки и сувениры, кафельные плитки, кирпичная крошка). | Мозаика из черепков, рисование кирпичной крошкой. Кафель – прекрасная основа для точечного рисования. |
Кожа и кожзаменители (ремни, куски одежды, сумок, кошельков), фоами-ран, замша, перья. | Аппликации из кожи разных цветов, брелоки, сувениры. |
Материалы-наполнители (поролон цельный, поролоновая крошка, синтепон, термополотно, бамбук, файбер, искусственный пух, гречневая лузга). | Наполнители для игрушек и сенсорных тренажёров; материал для аппликации. |
Для педагога работа с бросовым материалом – это прежде всего возможность проявить своё творческое мышление и без серьёзных финансовых затрат создать уникальную развивающую среду. Так, экологические проекты по использованию вторсырья показали, что бросовый материал позволяет сократить финансовые расходы на методические пособия, игровое и дидактическое оборудование, праздничные украшения и даже на костюмы и декорации театрального уголка. Для сбора полезного и оригинального вторсырья следует привлекать родителей и социальных партнёров, ведь чем больше у педагога бросового материала, тем ярче будут детские впечатления после тематического занятия. Так, социальными партнерами воспитателей из Петербурга становились работники ателье и швейных фабрик (куски тканей, пуговицы, неликвидные термоаппликации), продавцы магазинов (картонные коробки разных размеров), библиотекари (списанные книги с иллюстрациями), пользователи соцсетей, бесплатно отдающие желающим бросовый материал.
В ДОУ работе со вторсырьем посвящены не только отдельные занятия, но и долгосрочные педпроекты. Общими целями для всех проектов было развитие детской фантазии, преобразование бросового материала в полезные игровые атрибуты и развитие творческих навыков: лепки, вырезания, шитья, конструирования, создания аппликаций и коллажей. Приведем в качестве примеров некоторые из проектов, запомнившихся ребятам и родителям своей оригинальностью.
Педпроект «Именины куклы Кати» - творческая работа по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевой игры. Детьми подготовительной группы было представлено множество разнообразных поделок: самовар из пятилитровой пластиковой бутылки; торты и пирожные, имеющие в основе пластиковые ёмкости, обмазанные и украшенные пластилином; пластилиновые конфеты в обёртках из настоящих фантиков; подарки и открытки для куклы из картонного и бижутерного вторсырья.
Торт для куклы Кати.
Подготовительная группа
ГБДОУ дет.сад №111 Спб
Материалы: пластиковая
крышка от торта, пластилин.
Педпроект «Наш музей» являлся частью большого проекта «Мини-музеи в ДОУ». Последние стали особенно популярны в дошкольных учреждениях в последние десятилетия, поскольку позволяют решить множество образовательных, развивающих и воспитательных задач. Благодаря музейным экспозициям ребята, имеющие небольшой жизненный опыт, могут лучше понимать традиции, обряды и быт наших предков, а ещё – познавать прекрасное и воспитывать в себе эстетический вкус. Экспонаты мини-музеев можно не только приобретать в готовом виде, но и создавать самим из бросового материала.
Иконы.
Подготовительная гр.
ГБДОУ дет.сад №111
Санкт-Петербург
Материалы: основа -
обломки пластика,
церковные календари,
проволока, остатки бус
и алмазной мозаики.
Педпроекты «Новогодний карнавал» и «Фабрика деда Мороза» включают в себя самые яркие, весёлые и желанные занятия по ручному труду. Нет, пожалуй, такого бросового материала, который не мог бы использоваться для изготовления гирлянд, ёлочных игрушек, театральных костюмов, подарков и открыток. Бусы из фольги и разноцветной пробки, шишки из пластиковых бутылочек, гирлянды из катушек и бусин, снеговики и снежинки из бумажных тарелок, колокольчики из стаканчиков, маски из замши, осыпанные блёстками веера – вот малый перечень того, что делают дети на занятиях по ручному труду.
Педпроект «Покормите птиц зимой» имел целью объединить усилия детей, родителей и воспитателей в изготовлении кормушек для птиц. На выставку были представлены кормушки из картонных пакетов, жестяных коробок, пластиковых и фанерных листов. После выставки дети развешивали «птичьи рестораны» на территории сада и возле подъездов.
Экологический педпроект «Крышечки доброТЫ» несколько лет успешно реализуется в детских садах Петербурга. Собранный пластик сдают в переработку, чтобы сэкономить природные ресурсы, а полученные средства направляются фонды для детей с особенностями развития. Ребята не только собирают крышки, но и помогают в сортировке, разбирая их по цветам и форме, оставляя для занятий в саду самые оригинальные. Вместе с воспитанниками педагог решает, как использовать оставленное пластиковое вторсырье: в качестве раздаточного материала и предметов-заместителей или пополнить коллекцию бросового материала для поделок.
Педпроекты «В гостях у Самоделкина» и «Ателье куклы Маши» успешно решали задачи гендерного воспитания. Известно, что мальчики и девочки предпочитают работать с разными материалами. Так называемый «мальчишеский» бросовый материал – железки, изолента, провода, ломаные машинки и оружие – прекрасно подходит для сюжетно-ролевой игры «Конструкторское бюро», из которого благодаря детскому воображению выходят совершенно фантастические изобретения: самоваропаровозовертолёт, телеавтоинтернетопароход, телефонохо-лодильникокомбайн, вездеходопулемёт и проч.
Фантазия девочек превращает образцы тканей, вышивок, тесемок, меха, бусины и прочее блестяще-шуршащее вторсырье в шедевры кукольной моды: короны, ожерелья, сказочные костюмы, шапочки, шарфы, пояса.
Но больше всего бросовый материал уместен в уголке экспериментирования. Помимо изучения свойств различных материалов, дети изобретают с их помощью методические пособия и приборы для экспериментов. Например, из целлофана и лёгкого пластика – вертушку для определения силы и направления ветра. Интересны также сенсорные тренажёры из меха, замши и различных тканей. А одинаковые по размеру куски дерева, пробки, поролона, пластика и пенопласта помогут воспитанникам понять свойства того или иного материала.
Подытожив вышесказанное, сделаем вывод: разнообразие бросового материала позволяет современному педагогу создать уникальную развивающую среду, соответствующую основным параметрам ФГОС, а также эффективно реализовать на практике задачи экологического, трудового и художественно-эстетического воспитания.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// www.garant.ru
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ// www.garant.ru
О.А. Мамаева Поделки из природного и бросового материала
