В помощь родителям

Прямова Ольга Анатольевна

Справочный материал. Статьи о воспитании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетика

    Фонетика – раздел науки о языке (языкознания), изучающий звуковой строй языка. Фонетика изучает звуки и их классификацию, звуковые изменения, соотношения между звуками и буквами, слог, ударение.

    Классификация звуков и букв русского языка.

http://plotnikova.ucoz.ru/graffiti/33bukvy_42_zvuka.jpg



Предварительный просмотр:

Гласные буквы  е, ё, ю, я обозначают один звук после мягких согласных.

Образец:   ле [ л ,э ],  лё [ л ,о ], лю [ л ,у ], ля [ л ,а ].

Гласные буквы  е, ё, ю, я обозначают два звука в позиции:

Образец:   е  [ й ,э ]           1) в начале слова (якорь, ёлка, юла, енот)

                  ё  [ й ,о ]           2) после гласного (акация, выехали)

                  ю [ й ,у ]           3) после разделительных Ъ и Ь знаков (подъём, вьюга)

                  я  [ й ,я ]  

Фонетическая транскрипция – способ записи устной речи с помощью специальных знаков (звуковая запись слова). Фонетическая транскрипция записывается  в квадратных скобках, мягкость звука обозначается запятой.

Образец:   корова [ к а р о в а ],   вилка [ в , и л к а ],   яма [ й ,а м а ],  

ёжик [ й , о ж ы к ].

Фонетический разбор слова (образец). Обозначается в русском языке цифрой 1.

Ветка 1 – 2 слога.

в  [ в ,] – согл., зв., мягк.

е  [ э ] – гл., уд.

т  [ т ] – согл., глух., тв.

к  [ к ] – согл., глух., тв.

а  [ а ] – гл., безуд.                   .

5 б., 5 зв.

Русский алфавит

http://russiafaq.ru/netcat_files/89/105/ee5dc35fd1879315385db21bee1437d1

Письменные буквы русского алфавита



Предварительный просмотр:

Морфология

Морфология – раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи, грамматические признаки частей речи, правила изменения частей речи.

Части речи – основные разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) значения предмета, признака, действия и т.д.; б) грамматического значения; в) синтаксической роли.

Грамматическое значение – форма слова.

http://ciacrimwiimar.science/pic-www.k2x2.info/jazykoznanie/urok_russkogo_jazyka_v_sovremennoi_shkole/i_047.png

Самостоятельные части речи

http://shkola-ta.ru/uploads/exercises/100/161.jpg

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Морфологические (грамматические) признаки

  1. Постоянные (неизменяемые)
  1. Собственные

- фамилии, имена, отчества

- клички животных

- географические названия

- названия книг, газет, журналов

Нарицательные

Названия предметов и явлений

  1. Одушевлённые существительные

Кто?

Называют людей и животных

учитель, школьник,

сестра, кот, птица

Неодушевлённые существительные

Что?

Называют неживые предметы

облако, лес, вода,

тетрадь, автобус

  1. Род

М.р. – он, мой

автомобиль, месяц, юноша, картофель

-      , - а,  - я

Ж.р. – она, моя

морковь, фамилия, весна, луна

Ср.р. – оно, моё

Имя, варенье, задание, пальто

- о, - е, - я

Чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму:

(с) мячами — мяч (м. р.);

(на) земле — земля (ж. р.);

(у) моря — море (ср. р.).

Примечание.

Существительные общего рода - существительные с окончанием а, я, обозначающие по

отрицательному признаку лиц мужского и женского пола (неряха, грязнуля), а также некото-

рые имена: Валя, Шура, Женя.

Существительные, не имеющие рода - существительные, которые употребляются только в

форме множественного числа (ножницы, очки)

  1. Склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Разносклоняемые

Несклоняемые

1) М.р. -а, -я

    Ж.р. -а, -я

2) Сущ. общего рода (задира, забияка)

М.р.

Ср.р. -о, -е

Ж.р.

Ь 

10 существительных

на мя: бремя, время, темя, семя,

вымя, имя; пламя, знамя, племя, стремя + путь

1.Заимствованные собственные и

нарицательные существительные с основой на о, е(э),и, у, на твердый со-

гласный (пальто, Чили, какао, Кармен,

мадам).

2.Украинские фамилии (Петренко,Черненко).

3.Русские фамилии на ых, их, ово, ого,

на твердый согласный (Седых, Волк, Жук).

4.Аббревиатура (МПК).

Чтобы определить склонение у им. сущ. в  косвенном падеже, надо поставить его в начальную форму (И.п.)

(с) мячами — мяч (2 скл.);

(на) земле — земля (1 скл.);

(у) моря — море (2 скл.).

  1. Непостоянные признаки (изменяемые)
  1. Число

Единственное (ед.ч.)

Множественное (мн.ч.)

Обозначает один предмет

письмо, ребёнок

Обозначает несколько предметов

письма, дети

Некоторые существительные употребляются только в единственном числе: молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция.

Некоторые существительные употребляются только во множественном числе: очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы.

  1. Падеж

Именительный падеж (И.п.) - кто? что?                    

Родительный падеж (Р.п.) -   кого? чего?

Дательный падеж (Д.п.) -  кому? чему?

Винительный падеж (В.п.) -  кого? что?

Творительный падеж (Т.п.) -  кем? чем?

Предложный падеж (П.п.) -  о ком? о чём?

Именительный падеж называется прямым. Форма именительного падежа единственного

числа — это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Изменение существительного по падежам называется склонением.

Таблица окончаний

Ед.ч.

Мн.ч.

    1 скл.

2 скл.

3 скл.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.

-а  -я

□  -о  -е

-ы  -и

-а  -ы  -и

Р.

-ы  -и

-а  -я

□  -ей

□ -ов  -ей

-ей

Д.

-у  -ю

-ам  -ям

-ам  -ям

-ям

В.

-у  -ю

□  -о  -е

-а, -я

□ -ы  -и –ей

-а -ы –и –ов –ей

-ей –и

Т.

-ой  -ей

-ом  -ем

-ами  -ями

-ами  -ями

-ями

П.

-ах  -ях

-ах  -ях

-ях

Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.

Старик ловил неводом рыбу.

(А. С. Пушкин)

ловил (чем?) неводом (Т. п.);

ловил (что?) рыбу (В. п.)

Примечание1. Как различить И.п. и В.п. (одинаковый вопрос что?)

Существительные в И.п. не употребляются с предлогами и являются в предложении подлежащим.

    а) Папа построил (что?) дом.

Существительное дом стоит в форме В.п., так как не является подлежащим.

    Б) (Что?) Дом стоит на берегу реки.

Существительное дом стоит в форме И.п., так как является подлежащим.

    В) Иван Сергеевич вошёл в дом.

Существительное дом стоит в В.п., так как употребляется с предлогом в (в дом).

Примечание2. Как различить Р.п. и В.п. (одинаковый вопрос кого?)

Чтобы определить падеж существительного кота ( сущ. м.р. 2 скл), надо подставить вместо этого слова существительное ж.р., 1 скл. (например мама) 

а) В доме не было (кого?) кота (мамы). – если окончание -ы, значит Р.п.

   

б) Мы искали (кого?) кота (маму). – если окончание -у, значит В.п.

                                                                                     

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор обозначается цифрой 3.

Старуха пряла свою пряжу3.

Образец устного разбора

1. Пряжу — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

2. Начальная форма — пряжа. Нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

3. В предложении является дополнением, поясняет сказуемое: пряла (что?) пряжу.

Образец письменного разбора

  1. Пряжу – им. сущ. (что?).
  2. Н. ф. – пряжа; нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В. п.
  3. Пряла (что?) пряжу.



Предварительный просмотр:

Морфемика

Морфемика – раздел науки о языке (языкознания), изучающий значимые части слова (морфемы).

Морфема – значимая, неделимая часть слова.

Морфемы:  корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень – обязательная часть слова, носитель лексического значения слова, общая часть однокоренных слов:  лес, лесок, лесничий, перелесок, лесной.

Приставка – морфема (значимая часть слова), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: перелесок, выпустить.

Суффикс – морфема (значимая часть слова), которая стоит после корня и служит для образования новых слов: лесок, маленький.

Окончание – изменяемая морфема, которая выражает грамматические свойства слова: род, число, падеж, лицо:  весна   , серые  .



Предварительный просмотр:

Морфемный разбор слова

Морфемный разбор слова обозначается цифрой 2.

Образец морфемного разбора слова подсказка

  1. Выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова. Та часть слова, которая изменяется – окончание.

  Подсказка – подсказку , подсказкой , подсказке .

  1. Выделить основу слова. В основу входит все слово, кроме окончания.

  Подсказка

  1. Выделить корень слова. Для этого необходимо подобрать однокоренные слова, найти общую часть слов.

Подсказка – сказать, сказ, пересказать.

  Подсказка

  1. Выделяем приставку и суффикс.

  Подсказка

Морфемный разбор слова

Морфемный разбор слова обозначается цифрой 2.

Образец морфемного разбора слова подсказка

  1. Выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова. Та часть слова, которая изменяется – окончание.

  Подсказка – подсказку , подсказкой , подсказке .

  1. Выделить основу слова. В основу входит все слово, кроме окончания.

  Подсказка

  1. Выделить корень слова. Для этого необходимо подобрать однокоренные слова, найти общую часть слов.

Подсказка – сказать, сказ, пересказать.

  Подсказка

  1. Выделяем приставку и суффикс.

  Подсказка


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Имя прилагательное

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Разряды имен прилагательных по значению

Качественные

Относительные

Притяжательные

какой? какая? какое? какие?

какой? какая? какое? какие?

чей? чья? чьё? чьи?

Обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Это признаки по:

- форме (прямой, угловатый, кривой, круглый);

- размеру ( узкий, низкий, огромный, крупный);

- цвету (красный, лимонный, багровый);

- свойству ( прочный, вязкий, хрупкий);

- вкусу ( горький, солёный, кислый, вкусный);

- весу ( тяжелый, увесистый, невесомый);

- запаху ( ароматный, пахучий, приторный);

- температуре (тёплый, прохладный, жаркий);

- звуку (громкий, оглушительный. тихий);

- общей оценке ( важный, вредный, полезный).

Выражают признак предмета по отношению к:

- материалу (дубовый, железный, бумажный, каменный);

- лицу (студенческий, детский);

- явлению (снежный, дождливый);

- времени  (вечерний, осенний);

- месту (городской, комнатный).

Обозначают принадлежность предмета:

- лицу (папин, сестрин, дядин)

- животному (волчий, оленьи, лисий).

Различие качественных и относительных прилагательных

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

1. Имеют степени сравнения (светлый, свет-

лее, самый светлый).

2. Имеют краткую форму (черный, черна).

3. Могут сочетаться с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно,

слишком.

4. Образуют путём повтора сложные прилагательные (белый-белый, хитрый-прехитрый).

5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не- (недорогой).

6. К ним можно подобрать антонимы (короткий - длинный)

7. К ним можно подобрать синонимы (смутный – неясный – расплывчатый).

8. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (серый – серенький – сероватый).

9. Образуют наречия на – о, -е, (активный – активно, горячий - горячо).

10. Только качественные прилагательные имеют непроизводную основу (добрый).

1. Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных.

2. Указывают на отношение одного предмета к другому (медный таз – таз из меди);

Можно подобрать синонимичные словосочетания:

каменный забор – забор из камня;

мясной бульон – бульон из мяса; точильный станок – станок, который точит;

пятилетний план – план на пять лет; приморский город – город около моря; январский мороз – мороз в январе; туристическая база – база для туристов.

http://www.uchportfolio.ru/users_content/f0282b5ff85e7c9c66200d780bd7e72e/images/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202015-06-08%20%D0%B2%2018_42_15.png

Морфологические (грамматические) признаки

Начальная форма имени прилагательного – ед.ч., м.р., И.п.

  1. Постоянные (неизменяемые)
  1. Разряд

Качественные, относительные, притяжательные (см. таблицу).

  1. Степень сравнения (только у качественных прилагательных)

Сравнительна/превосходная; простая/сложная (см. схему)

  1. Краткая или полная форма (только у качественных прилагательных)

Полная форма

Какой?- весёлый

Какая?- весёлая

Какое?- весёлое

Какие?- весёлые

Краткая форма

Каков?- весел

Какова?- весела

Каково?- весело

Каковы?- веселы

  1. Непостоянные признаки (изменяемые)
  1. Род, число, падеж

Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

Синтаксическая роль имени прилагательного:  определение.

Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор обозначается цифрой 3.

Пригрело ласковое3 солнышко.

Образец устного разбора

1. Ласковое — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?

2. Начальная форма — ласковый. Качественное, полная форма. Употреблено в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже.

3. Синтаксическая роль: солнышко (какое?) ласковое - определение. Подчеркиваем волнистой линией.

Образец письменного разбора

  1.  Ласковое – им. прил. (какой?).
  2. Н. ф. – ласковый; качеств., полная ф., в ср. р.. в ед. ч., в И. п.
  3. Солнышко (какое?) ласковое.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 692 Калининского района Санкт-Петербурга Родительское собрание будущих первоклассников

Слайд 2

Что нужно первокласснику

Слайд 3

Список необходимых предметов Портфель (лучше ранец) Учебники, обложки Тетради в косую линейку, в две линейки и в обычную клетку – 10-20 штук, обложки Линейки – 2 штуки (15 см и 30 см) Простые карандаши (желательно ТМ или М) – 2-3 штуки Ластики мягкие – 2-3 штуки Цветные карандаши (наборы из 6 или 12 цветов) Набор цветных ручек (красная, черная, зеленая) Альбом для рисования (тонкий) для штриховки; Папка для тетрадей Пенал (многофункциональный) Синие шариковые ручки – 3-4 штуки Вместо дневника – тетрадь для записи слов или блокнот Закладки

Слайд 4

Для уроков трудового обучения Цветной картон Набор цветной бумаги (2 шт.) Гофрированная бумага (цветная) Ножницы Линейка 30 см Клей – карандаш Пластилин (не китайский) Доски для лепки Нитки катушечные

Слайд 5

Для уроков изобразительного искусства Акварельные краски: «Санкт-Петербург» или «Белые ночи» - 16 или 24 цвета Гуашь 12 цветов Кисти беличьи (№ 2-3 и 5-6) Набор для черчения (формат А-4) Набор бумаги для рисования (формат А-3) Палитра Восковые мелки

Слайд 6

Для уроков физкультуры Спортивная форма: Белая футболка Спортивные шорты Спортивный костюм Спортивные тапки (на белой подошве) Мешок для хранения спортивной одежды и обуви

Слайд 7

Спортивная форма

Слайд 8

В школе необходимы и обязательны Школьная форма Сменная обувь Мешок для сменной обуви Аккуратная прическа Носовой платок Расческа Все вещи должны быть подписаны!

Слайд 9

Школьная форма

Слайд 10

Где купить школьную форму? 1. ООО «Жанна – мир детства» Санкт-Петербурга, наб. Фонтанки, д. 156 тел. 575-17-23 2.Магазин фабрики «Салют» Санкт-Петербург, Кронверкская улица, д. 23 тел. 233-89-81 3. Магазины «Лента», «Карусель»,«О КЕЙ»

Слайд 11

Летом отдыхать с пользой Подготовить ребенка к режиму дня школьника (подъём, сон) Правильно организовать досуг ребенка (чтение, рисование, общение, посещение достопримечательностей, музеев, парков) Постепенное закаливание (купание, пребывание на солнце, умывание перед сном) Приучение ребенка к самостоятельности: следить за внешним видом чувствовать время завязывать шнурки застегивать пуговицы пользоваться при необходимости носовым платком, расческой

Слайд 12

В конце августа посмотреть информацию: о проведении медицинского осмотра о распорядке дня 1 сентября Не забыть! Предложить свою помощь учителю: в подготовке помещения к началу учебного года; в видео и фотосъёмке для создания «Истории жизни класса»