ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Погребнова Марина Дмитриевна

Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 17 лет. 

 

 Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 8 - 10 человек. Состав группы – постоянный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biseropletenie_pogrebnova_m.d.docx122.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

   Утверждение программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Направленность: художественная

Возраст: 6 -17 лет

Срок реализации: 3 года (432ч)

        

Автор-разработчик:

Погребнова Марина Дмитриевна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Новоаганск, 2018


Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность

(профиль) программы:

Художественная

Актуальность

программы:

Изготовление украшений из бисера – один из старинных видов народного творчества. Искусство бисероплетения пришло к нам из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение.

        Сегодня искусство изготовления изделий из бисера обрело новую жизнь. Изделия из бисера всегда оригинальны и элегантны. Это та «изюминка», которая придает изысканность любому наряду и подчеркивает вкус его обладательницы. Бисер недорогой и вполне доступный материал для создания различных видов украшений.

        Работа с бисером развивает художественный вкус, развивает мелкую моторику рук, воспитывает терпение, приучает к аккуратности и в конечном итоге приносит огромное удовлетворение.

Адресат программы:

Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 17 лет.  

 Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 8 - 10 человек. Состав группы – постоянный.

Объем программы

3 года обучения. Основной курс программы рассчитан на 432 часа, по 144 часа на каждом году обучения

Срок освоения программы

Формы обучения и виды занятий

Формы обучения: очная, аудиторная. Беседа, мастер-классы, игра, практическая работа, участие в выставках и конкурсах.

Режим занятий

Два раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа – 45минут.

Нормативно-правовые акты:

Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12.Образовательные программы);

- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

При составлении программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор Л.Н.Буйлова / Москва: 2015. (ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной  работы Департамента образования г. Москвы).

1.2. Цель и задачи программы

Цель:

Освоение детьми основ бисероплетения с последующим совершенствованием мастерства.

Задачи:

1.Формировать интерес к декоративно - прикладному искусству;

2.Воспитывать самодисциплину, умение сосредоточиться на одном деле и довести его до конца, терпение, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность;

3.Развивать у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественный и эстетический вкус, творческий потенциал;

4.Формировать умения и навыки в практической творческой деятельности.

1.3. Содержание программы

Учебный план (УП)

1 год обучения (144 часа)

Содержание программы предполагает теоретические и практические занятия.

№ занятия

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

1

Вводная часть

4

3

1

2

Цветоведение.

8

4

4

3

Схемы изделия.

16

4

12

4

Форма, цвет.

16

4

12

5

Методы плетения

28

8

20

6

Методы плетения на леске.

16

4

12

7

Методы плетения на проволочной основе.

16

4

12

8

Фантазийное плетение

20

4

18

9

История появления бисера.

18

8

10

10

Заключительное  занятие.

2

2

-

Итого за 1 год обучения

144

43

101

2 год обучения

1

Вводная часть

4

3

1

2

История.

2

2

3

Национальные традиции.

10

4

6

4

Гармония цвета.

18

4

14

5

Методы низания.

56

10

46

6

Ручное ткачество бисером.

28

4

22

7

Изготовление ожерелья.

24

4

20

8

Итоговые занятия

2

-

2

Итого за 2 год обучения

144

27

117

3 год обучения

1

Вводная часть

4

3

1

2

Гармония цвета

4

2

2

3

Схема изделий.

14

4

10

4

Национальные традиции

10

4

6

5

Методы низания.

50

20

30

6

Ручное ткачество бисером.

28

2

26

7

Вышивка бисером.

32

2

30

8

Итоговое  занятие.

2

2

-

Итого

432

109

323

Содержание программы

Содержание 1 года обучения

Программа первого года обучения предполагает освоение базовых техник работы в изобразительном искусстве. Обучающиеся изучают основные материалы и приобретают основные навыки при работе с различными материалами в разных техниках.

 Раздел 1.Вводная часть.(4 часа)

Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности.

Теория. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены.

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

Практика. Использование практических заданий с использованием инструментов.

Раздел 2. Цветоведение. (8часов)

Тема 2.1 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно- выразительных средств в ДПИ.

 Практика: подбор и цветовое решение изделия;  плетение простых цепочек двумя и более контрастными цветами бисера.  

Тема 2.2 Теория: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета.

Практика: Разделение бисера  по цвету,  по насыщенности   на  хроматические и ахроматические.

Раздел 3. Схема изделия (16 часов)

Тема 3.1 Теория: Правила выполнения расчетов схем изделия.

Практика: Знакомство с правилами работы по схеме, разделение изделия на составные части, подбор соответствующего материала к изделию.

 Тема 3.2 Расход материалов, работа с описанием изделия.

Теория: Определение сложности изделия, проработка последовательности выполнения работы.

Практика: Работа с различными видами бисера (стеклярус, бусины, пайетки и др.).

Раздел 4.  Форма, цвет. (16 часов)

Тема 4.1 Теория: Правила выбора материала для изделия, подбор бисера по цветовому решению изделия.

Практика: изготовление изделий с усложненным рисунком, подбирая бисер по контрасту.

Тема 4.2 Практика: Посещение выставок декоративно- прикладного искусства.

Раздел 5 Методы плетения. (28 часов)

Тема 5.1.  Понятие и назначение различных рабочих инструментов.

Теория: Инструменты и материалы, применяемые в бисероплетении – иголки, леска, проволока, ножницы и др.

Практика: применение различных материалов и инструментов при работе.

Тема 5.2 Основные методы низания бисера.

Теория: Знакомство с основными методами бисероплетения: низание, плетение, вышивка.

Практика: изготовление цепочек по схемам.

Тема 5.3 Метод параллельного низания.

Теория: знакомство особенностью параллельного метода плетения.

Практика: изготовление сувениров в виде фигурок различных животных.

Раздел 6.    Методы плетения на леске. (16 часа)

Тема 6.1.  Теория: особенности плетения на леске, подбор лески по номеру.

Практика: Изготовление фенечек, простейших цепочек.

Раздел 7    Методы плетения на проволочной основе. (16 часов)

Тема 7.1 Теория: знакомство с методами плетения – коралловый, параллельный.

Практика: изготовление на проволочной основе цветка, объемных фигурок животных с применением параллельного метода плетения.

Раздел 8. Фантазийное плетение(20часов)

Тема 8.1Теория: сочетание различных методов плетения в одном изделии. Способы соединения различных методов.

Практика: Плетение ожерелья с применением различных методов плетения.

Тема 8.2 Плетение основы ожерелья методом сетка, детали -  в виде цветков, листьев методом мозаики, объемного плетения.

Раздел9. История появления бисера. (18часов)

Тема 9.1 Теория: Роль бисероплетения в жизни коренных народов Севера, как отражения истории народа, его обычаев и традиций.

 Тема 9.2 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды.

Практика: Экскурсия в этнографический музей с.Варьеган.

Раздел 10.  Итоговое занятие(2 часа)

Обобщение изученного. Практическая часть. Оформление работ.

Содержание 2 год обучения

Программа второго года обучения предполагает совершенствование навыков и умений при выполнении творческих работ. Обучение нацелено на привлечение детей к активным творческим занятиям по совершенствованию уже имеющихся навыков при выполнении творческих работ.

 Раздел 1.Вводная часть. (4 часа)

Тема 1.1 Техника безопасности. Введение в программу

Теория. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены.

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

Теория. Инструменты и приспособления для работы в бисероплетении общее ознакомление.

Практика. Использование практических заданий с использованием инструментов.

Раздел 2. История. (2 часа)

Тема 2.1 История появления бисера, начало его производства.  

Раздел 3. Национальные традиции. (10 часов)

Тема 3.1 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды.

Практика: Исследовательская работа.

Тема3.2. Форма, цвет, размеры изделий, применяемые в национальных костюмах.

Тема 3.3. Практика: Посещение этнографического музея с.Варьёган.

Раздел 4.Гармония цвета. (18часа)

Тема 4.1 Теория: Разновидности бисера – стеклярус, бусины, стразы, пайетки и др. (повторение).

Практика: определение отличительных особенностей различных видов бисера.

Тема 4.2 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно – выразительных средств в декоративно – прикладном искусстве.  

Практика: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета.

Тема 4.3 Цветовой круг.

   Теория: методы подбора бисера для изделия с помощью цветового круга.

   Практика: Плетение изделия.

Тема 4.4 Форма, цвет, размеры изделий.

Теория: особенности подбора бисера к изделию по форме, цвету, размеру.

Практика: изготовление изделия с применением бисера и крупных бусин контрастных цветов.

Тема 4.5 Практика: Посещение выставок ДПИ

Раздел 5. Методы низания. (56 часов)

Тема 5.1 Теория: Основные методы низания бисера.

Тема 5.2 Теория: Параллельный способ низания.

 Практика: Изготовление изделия   параллельным способом.

Тема 5.3 Теория: Основные правила низания коралловым способом.

Практика: Изготовление изделия   коралловым способом.

Тема 5.4. Теория: Основные правила низания методом «сетка».

 Практика: Изготовление изделия методом «сетка»  

Тема 5.5. Теория: Основные правила низания методом в крестик.

Практика: Изготовление изделия    методом в крестик.

Тема 5.6 Теория: Основные правила низания на проволочной основе.

Практика: изготовление фигурок животных на проволочной основе.

Тема 5.7 Теория: Основные правила плетения цветов из бисера.

Практика: изготовление цветов из бисера, составление композиционных букетов из цветов.

Раздел 6. Ручное ткачество бисером.  (28 часа)

Тема 6.1 Теория: особенности ручного ткачества.

Тема 6. 2 Теория: правила работы на станке, натяжение нитей, подбор мате-

риала и инструментов.

 Практика: плетение на станке небольших картинок по схеме.

Раздел 7 Изготовление ожерелья.   (24 часов)

Тема 7.1Изготовление ожерелья методом мозаика.

Теория: особенности плетения методом мозаика.

Практика: изготовление ожерелья в данной технике.

Тема 7.2 Низание ожерелья методом сетка.

Теория: особенности плетения методом сетка.

Практика: изготовление ожерелья данным методом плетения.

Тема 8. Итоговое занятие (2 часа)

Теоретические сведения с последующей практической работой. Практическая часть.

Оформление работ.

Содержание 3 год обучения

Раздел 1.Вводная часть. (4 часа)

Тема 1.1Теория: Вводное занятие. Техника безопасности.

1.2 Теория: Повторение основных терминов бисероплетения.

Практика: Изучение и знакомство с новинками в журналах, книгах.

 Раздел2. Гармония цвета(4часа)

Тема 2.1Теория: Разновидности бисера – стеклярус, бусины, стразы, пайетки и др. (повторение).

Практика: определение отличительных особенностей различных видов бисера.

Тема 2.2 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно – выразительных средств в декоративно – прикладном искусстве.  

Практика: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета.

 Раздел 3. Схема изделий. (14 часов)

Тема 3.1 Теория: Правила выполнения расчетов схем изделия.

Практика: Знакомство с правилами работы по схеме, разделение изделия на составные части, подбор соответствующего материала к изделию.

 Тема 3.2 Расход материалов, работа с описанием изделия.

Теория: Определение сложности изделия, проработка последовательности выполнения работы.

Практика: Работа с различными видами бисера (стеклярус, бусины, пайетки и др.).

Раздел 4. Национальные традиции. (10часов)

Тема 3.1 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды.

Практика: Исследовательская работа. Посещение этнографического музея с.Варьёган.

Раздел 5. Методы низания. (50часов)

Тема 5.1Теория: Основные правила низания коралловым способом.

Практика: Изготовление изделия   коралловым способом.

Тема 5.2. Теория: Основные правила низания методом «сетка».

 Практика: Изготовление изделия методом «сетка»  

Тема 5.3. Теория: Основные правила низания методом в крестик.

 Практика: Изготовление изделия    методом в крестик.

Тема 5.4 Теория: Основные правила низания на проволочной основе.

Практика: изготовление фигурок животных на проволочной основе.

Тема 5.5 Теория: Основные правила оплетения пасхальных яиц бисером.

Практика: изготовление пасхальных яиц с использованием бисера, бусин.

Раздел 6. Ручное ткачество бисером. (28часов)

 Тема 6.1 Теория: особенности ручного ткачества.

Тема 6. 2 Теория: правила работы на станке, натяжение нитей, подбор мате-

риала и инструментов.

Практика: плетение на станке небольших картинок по схеме.

Раздел 7.Вышивка бисером (32 часа)

Тема 7.1 Теория: Основные виды вышивки.

 Практика: Пришивание бисера стебельчатым швом.

Тема 7.2 Теория: Способы выполнения шиться по счету.

 Практика: Выполнение сложных многоцветных узоров и орнамента.

Тема 7.3 Теория: Счетная вышивка бисером по картону.

Практика: Выполнение вышивки бисером по картону швом «назад иголку»

Тема 7.4 Теория: Методы вышивания бисером по канве.

Практика: Выполнение вышивки бисером по картону швом «полукрест»

8. Итоговое занятие. (2часа)

1.4. Планируемые результаты

Цель и задачи изучаемых курсов

1 год обучения

Цель: формировать первоначальные знания и умения выполнять творческие работы.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся первоначальных навыков работы в бисероплетении.

2.Развивать творческую активность в процессе изучаемого курса.

2 год обучения

Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания.

Задачи:

1.Совершенствование навыков и умений при выполнении творческих работ.

2.Способствовать формированию умений работать с различными информационными источниками для решения учебно-познавательных и практических задач.

3.Воспитывать любовь к искусству и уважение к традициям.

3 год обучения

Цель: создание условий для более углубленного изучения и усложнения техник изготовления.

Задачи:

1.Совершенствование индивидуального мастерства при выполнении творческих работ.

2.Развивать социальную активность учащихся через участие в выставках и фестивалях различного уровня.

3.Способствовать формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к истокам национальной культуры прошлого и настоящего, и профессиональному самоопределению.

                                                       Предметный компонент

Уметь самостоятельно организовать и подготовить своё рабочее место, знать материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия;

Уметь выполнить задания по инструкции педагога и самостоятельно; знать основные техники, способы и приемы при работе с различными материалами; последовательность изготовления изделий;

знание цветового спектра, гармоничного сочетания цветов;

способы оформления и отделки готового изделия; уметь создавать декоративную композицию.

Знать безопасные приемы работы с  ножницами, иглами; способы получения изделий разными способами и их применение в быту;

Знать технологию выполнения простых изделий из бисера, требования к качеству готовых изделий;

уметь использовать инструменты и приспособления; фурнитуру; уметь последовательно выполнять изделия, доводить его до нужного качества и вида.

Знать правила техники безопасности при работе с бисером, иглами.

Знать основы построения  композиции;

правила и последовательность изготовления изделий;

умение составлять технологическую карту;

самостоятельно изготавливать изделия по разработанным схемам, использовать способы художественного оформления изделий.

                                                  Метапредметный компонент

Умение соблюдать нормы поведения в кабинете, выставке, мероприятиях;

умение успешно выполнять задания

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение делать простые выводы  и обобщения в результате совместной работы группы; искать и выделять необходимую информацию.

Принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; вносить дополнения и коррективы в план и способы действий;

проявлять познавательную инициативу.

Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку объекта;

умение самостоятельно работать со всеми видами информационных источников;

формирование творческих  умений;

умение анализировать композицию и художественный замысел работы, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

                                                       Ключевой компонент

Планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; положительное отношение к обучению;

ставить вопросы и разрешать их;

выявлять проблемы, искать способы их устранения.

Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график.

Количество учебных недель в год – 36 (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие -19 недель). Учебный процесс – с 1 сентября 2018г по31 мая 2019 года.

Зимние каникулы - с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 года Весенние каникулы – с 26 марта по 31 марта 2019 года

Праздничные дни:

4 ноября - День народного единства

1,2,3,4,5,6 и 8 января – Новогодние каникулы

7 января – Рождество

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – день России

2.2. Условия реализации программы

1.Материально-техническая база: кабинет, оборудованная всеми необходимыми материалами и инструментами, место для хранения работ.

2.Наглядный материал (стенды); уголок безопасности; таблицы, наглядные пособия.

3. Методическая литература: журналы по детскому творчеству, книги-энциклопедии, книги «Энциклопедия рукоделия», пособия по разделам программы.

4.Технические средства: компьютер.

5.Дидактические средства для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы по уровням подготовленности учащихся;

для организации контроля и определения результативности обучения: карточки задания, анкеты, вопросники.

6.Информационные средства: литература, практические пособия по выполнению работ, цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Формы аттестации:

Виды диагностики и контроля по срокам: вводная диагностика – в начале обучения, итоговая – при завершении обучения.

Диагностика заключается в выявлении уровня  компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3.  Предметные компетенции.

Кроме того ведется учет социальной и творческой активности обучающихся.

Формы  отслеживания  и  фиксации  образовательных результатов:  

грамоты,  папка наблюдений, материал  анкетирования  и  тестирования,  методическая разработка,  фотоматериалы.

Итоговая аттестация обучающихся в форме: портфолио, творческой работы, наградных документов за участие в конкурсах различного уровня.

2.4. Оценочные материалы:

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся» (Приложение 1); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора,  статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

2.5.Методические материалы:

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Применяемые технологии:

технология личностно-ориентированного образования; здоровье сберегающие технологии; информационно-коммуникационные Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

•        словесные (рассказ, беседа, инструктаж, поощрение);

•        наглядные (демонстрация пособий, иллюстративного материала, образцов, слайдовых презентаций),

•        практические (упражнения, выполнение творческой работы, проект)  

2) По характеру познавательной деятельности:

•           Репродуктивный метод (демонстрация изделий, иллюстраций, работа по образцам);

•        Частично-поисковый (эвристический), часть знаний сообщает педагог, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

•        Методы воспитания: убеждение,        поощрение,        упражнение, стимулирование, мотивация.

 Средства обучения: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения, и средства контроля.

Методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, презентация творческих работ.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;  

Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, ярмарка.

Алгоритм  учебного  занятия:

- ознакомление с темой (задачей, проблемой);

- теоретическая (информационная) часть;

- практическая часть;

- итог. Формы проведения итогов по каждому разделу – задания в виде тестов, упражнений, задач.

Список литературы для педагога:

  1. Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения» «Культура и традиция», 1999г.
  2. Базулина Л.В.«Бисер», «Академия, К», 1999г.
  3. Вильчевская Е. «Фантазии из бисера» И., «Мода и рукоделие», Москва
  4. Котова И.Н..КотоваА.С.  «Школа современного бисера» «Респекс», 1999г
  5. Сахненко Е.Н. «Игра в бисер»         И., «Феникс»,2006г.
  6. Тимченко Э.  «Бисерное рукоделие» И., «Русич», 2004г

Список литературы для учащихся:

  1. Вильчевская Е. «Пасхальные яйца из бисера» И., «Мода и рукоделие», 2006г.
  2. Вирко Е. «Стильный бисер»         И., «ЭКСМО»,2006г
  3.  Куликова Л.Г.,.Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера»         Изд.дом «МПС» 2005г
  4. Федотова М. Валюх Г. «Цветы из бисера» И., «Культура и традиции», 2005г.
  5. Чиотти Д. «Бисер» Ниола 21-й век»2003г.
  6.  Чиотти Д. «Королевские украшения» И., «Мир книги», 2007г.

Раздел 2.6. Рабочая программа, 1год обучения.

Дата

Наименование

Часы

Тип

Виды

зан

раздела программы.

занятия

контроля

всег

теор

прак

яти

Тема занятия.

о

ия

тика

я

1

2

Раздел 1. Вводная часть.

Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

4

3

1

Получения

новых знаний.

Просмотр

3

4

5

6

Раздел 2. Цветоведение. 

Тема 2.1 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно- выразительных средств в ДПИ.

 Практика: подбор и цветовое решение изделия;  плетение простых цепочек двумя и более контрастными цветами бисера.  

Тема 2.2 Теория: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета.

Практика: Разделение бисера  по цвету,  по насыщенности   на  хроматические и ахроматические.

8

4

4

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа.

Выставка

работ.

Анализ.

7

8

9

10

11

12

13

14

Раздел 3. Схема изделия

Тема 3.1 Теория: Правила выполнения расчетов схем изделия.

Практика: Знакомство с правилами работы по схеме, разделение изделия на составные части, подбор соответствующего материала к изделию.

Тема 3.2 Расход материалов, работа с описанием изделия.

Теория: Определение сложности изделия, проработка последовательности выполнения работы.

Практика: Работа с различными видами бисера (стеклярус, бусины, пайетки и др.)

16

4

12

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

15

16

17

18

19

20

21

22

Раздел 4. Форма, цвет.

Тема 4.1 Теория: Правила выбора материала для изделия, подбор бисера по цветовому решению изделия.

Практика: изготовление изделий с усложненным рисунком, подбирая бисер по контрасту.

Тема 4.2 Практика: Посещение выставок декоративно- прикладного искусства

16

4

12

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Раздел 5. Методы плетения.

Тема 5.1.  Понятие и назначение различных рабочих инструментов.

Теория: Инструменты и материалы, применяемые в бисероплетении – иголки, леска, проволока, ножницы и др.

Практика: применение различных материалов и инструментов при работе.

Тема 5.2 Основные методы низания бисера.

Теория: Знакомство с основными методами бисероплетения: низание, плетение, вышивка.

Практика: изготовление цепочек по схемам.

Тема 5.3 Метод параллельного низания.

Теория: знакомство особенностью параллельного метода плетения.

Практика: изготовление сувениров в виде фигурок различных животных

.

28

8

20

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

37

38

39

40

41

42

43

44

Раздел 6. Методы плетения на леске.

Тема 6.1.  Теория: особенности плетения на леске, подбор лески по номеру.

Практика: Изготовление фенечек, простейших цепочек

 

16

4

12

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

45

46

47

48

49

50

51

52

Раздел 7    Методы плетения на проволочной основе.

Тема 7.1 Теория: знакомство с методами плетения – коралловый, параллельный.

Практика: изготовление на проволочной основе цветка, объемных фигурок животных с применением параллельного метода плетения.

16

4

12

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

Раздел8. Фантазийное плетение.

Тема 8.1Теория: сочетание различных методов плетения в одном изделии. Способы соединения различных методов.

Практика: Плетение ожерелья с применением различных методов плетения.

Тема 8.2 Плетение основы ожерелья методом сетка, детали -  в виде цветков, листьев методом мозаики, объемного плетения.

20

4

18

63

64

65

66

67

68

69

70

71

История появления бисера.

Тема 9.1 Теория: Роль бисероплетения в жизни коренных народов Севера, как отражения истории народа, его обычаев и традиций.

 Тема 9.2 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды.

Практика: Экскурсия в этнографический музей с. Варьеган

18

8

10

72

Раздел.  Итоговое занятие.

2

2

-

Комбинирова

нный

Подведение

итога.

Анализ.

Итого:

144

19

125


Рабочая программа 2 год обучения.

Дата

Наименование

Часы

Тип

Виды

зан

раздела программы.

занятия

контроля

всег

теор

прак

яти

Тема занятия.

о

ия

тика

я

1

2

Раздел 1. Вводная часть.

Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности

Тема 1.2 Материалы и инструменты.

4

3

1

Получения

новых знаний.

Просмотр

3

Раздел 2. История.

Тема 2.1 История появления бисера, начало его производства

2

2

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа.

Выставка

работ.

Анализ.

4

5

6

7

8

Раздел 3. Национальные традиции.

Тема 3.1 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды.

Практика: Исследовательская работа.

Тема3.2. Форма, цвет, размеры изделий, применяемые в национальных костюмах.

Тема 3.3. Практика: Посещение этнографического музея с. Варьёган.

10

4

6

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Раздел 4.  Гармония цвета.

Тема 4.1 Теория: Разновидности бисера – стеклярус, бусины, стразы, пайетки и др. (повторение).

Практика: определение отличительных особенностей различных видов бисера.

Тема 4.2 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно – выразительных средств в декоративно – прикладном искусстве.  

Практика: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета.

Тема 4.3 Цветовой круг.

   Теория: методы подбора бисера для изделия с помощью цветового круга.

   Практика: Плетение изделия.

Тема 4.4 Форма, цвет, размеры изделий.

Теория: особенности подбора бисера к изделию по форме, цвету, размеру.

Практика: изготовление изделия с применением бисера и крупных бусин контрастных цветов.

Тема 4.5 Практика: Посещение выставок ДПИ

18

4

14

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Раздел 5.   Методы низания.

Тема 5.1 Теория: Основные методы низания бисера.

Тема 5.2 Теория: Параллельный способ низания.

 Практика: Изготовление изделия   параллельным способом.

Тема 5.3 Теория: Основные правила низания коралловым способом.

Практика: Изготовление изделия   коралловым способом.

Тема 5.4. Теория: Основные правила низания методом «сетка».

 Практика: Изготовление изделия методом «сетка»  

Тема 5.5. Теория: Основные правила низания методом в крестик.

Практика: Изготовление изделия    методом в крестик.

Тема 5.6 Теория: Основные правила низания на проволочной основе.

Практика: изготовление фигурок животных на проволочной основе.

Тема 5.7 Теория: Основные правила плетения цветов из бисера.

Практика: изготовление цветов из бисера, составление композиционных букетов из цветов.

56

10

46

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Раздел 6. Ручное ткачество бисером.

Тема 6.1 Теория: особенности ручного ткачества.

Тема 6. 2 Теория: правила работы на станке, натяжение нитей, подбор мате-

риала и инструментов.

 Практика: плетение на станке небольших картинок по схеме

28

4

22

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

Раздел 7 Изготовление ожерелья.  

Тема 7.1Изготовление ожерелья методом мозаика.

Теория: особенности плетения методом мозаика.

Практика: изготовление ожерелья в данной технике.

Тема 7.2 Низание ожерелья методом сетка.

Теория: особенности плетения методом сетка.

Практика: изготовление ожерелья данным методом плетения  

24

4

20

Комбинирова

нный

Выставка работ

72

Раздел 8.  Итоговое занятие.

2

-

2

Комбинирова

нный

Подведение

итога.

Анализ.

Итого

144

19

125

Рабочая программа 3 год обучения.

Дата

Наименование

Часы

Тип

Виды

зан

раздела программы.

занятия

контроля

всег

теор

прак

яти

Тема занятия.

о

ия

тика

я

1

2

Раздел 1. Вводная часть

Тема 1.1Теория: Вводное занятие. Техника безопасности.

1.2 Теория: Повторение основных терминов бисероплетения.

Практика: Изучение и знакомство с новинками в журналах, книгах

4

3

1

Получения

новых знаний.

Просмотр

3

4

Раздел 2. Гармония цвета

Тема 2.1Теория: Разновидности бисера – стеклярус, бусины, стразы, пайетки и др. (повторение).

Практика: определение отличительных особенностей различных видов бисера.

Тема 2.2 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно – выразительных средств в декоративно – прикладном искусстве.  

Практика: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета.

4

2

2

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа.

Выставка

работ.

Анализ.

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 3. Схема изделий.

Тема 3.1 Теория: Правила выполнения расчетов схем изделия.

Практика: Знакомство с правилами работы по схеме, разделение изделия на составные части, подбор соответствующего материала к изделию.

 Тема 3.2 Расход материалов, работа с описанием изделия.

Теория: Определение сложности изделия, проработка последовательности выполнения работы.

Практика: Работа с различными видами бисера (стеклярус, бусины, пайетки и др.).

14

4

10

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

12

13

14

15

16

Раздел4. Национальные традиции

Тема 4.1 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды.

Практика: Исследовательская работа. Посещение этнографического музея с. Варьёган.

10

4

6

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

Раздел5. Методы низания.

Тема 5.1Теория: Основные правила низания коралловым способом.

Практика: Изготовление изделия   коралловым способом.

Тема 5.2. Теория: Основные правила низания методом «сетка».

 Практика: Изготовление изделия методом «сетка»  

Тема 5.3. Теория: Основные правила низания методом в крестик.

 Практика: Изготовление изделия    методом в крестик.

Тема 5.4 Теория: Основные правила низания на проволочной основе.

Практика: изготовление фигурок животных на проволочной основе.

Тема 5.5 Теория: Основные правила оплетения пасхальных яиц бисером.

Практика: изготовление пасхальных яиц с использованием бисера, бусин

50

20

30

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

Раздел 6. Ручное ткачество бисером.

Тема 6.1 Теория: особенности ручного ткачества.

Тема 6. 2 Теория: правила работы на станке, натяжение нитей, подбор мате-

риала и инструментов.

Практика: плетение на станке небольших картинок по схеме.

28

2

26

Комбинирова

нный

Самостоятель

ная работа

Выставка

работ.

Анализ.

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

Раздел 7. Вышивка бисером.

Тема 7.1 Теория: Основные виды вышивки.

 Практика: Пришивание бисера стебельчатым швом.

Тема 7.2 Теория: Способы выполнения шиться по счету.

 Практика: Выполнение сложных многоцветных узоров и орнамента.

Тема 7.3 Теория: Счетная вышивка бисером по картону.

Практика: Выполнение вышивки бисером по картону швом «назад иголку»

Тема 7.4 Теория: Методы вышивания бисером по канве.

Практика: Выполнение вышивки бисером по картону швом «полу крест»

32

2

30

Комбинирова

нный

Выставка работ

72

Раздел7. Итоговое  занятие.

2

2

-

Комбинирова

нный

Подведение

итога.

Анализ.

Итого

144

39

105

Приложение №1

Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Бисероплетение»

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися

Сроки диагностики: промежуточная – декабрь, итоговая апрель.

Параметры диагностирования:

Ключевые компетенции по трем направлениям,

Метапредметные компетенции по 6направлениям,

Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

1.Проявляет способность к саморазвитию.

2.Управляет своим эмоциональным состоянием.

3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.

4.Стремится к конечному результату.

5.Проявляет силу воли.

6.Проявляет уверенность в своих силах.

7.Самодостаточен.

8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания.

9.Способен к самоконтролю и рефлексии.

10.Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей -высокий уровень;

6-8 - выше среднего;

5 - средний;

1-4 – ниже среднего

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2- выше среднего;

1- средний;

0–ниже среднего

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей -высокий уровень;

7-9 - выше среднего;

5-6 - средний;

1-4 – ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.
  9. Осознаёт свой гражданский долг.

8-9 - высокий уровень;

6-7- выше среднего;

5 - средний;

1-4 – ниже среднего

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации.
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели.
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9 - высокий уровень;

6-7- выше среднего;

5 - средний;

1-4 – ниже среднего

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.4

Технологические

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму.
  2. Способен организовать рабочее место.
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности.
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни.
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода.
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности.
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов.
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества.
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства.
  4. Проявляет творчество в своей деятельности.
  5. Стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным.

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Средства контроля: Наблюдение, тестирование, мониторинг участия в мероприятиях отдела (акции, рейды, познавательные программы), Центра (выставки, конкурсы, слеты)

III. Методика оценки предметных компетенций

Предметный компонент

Показатели уровня сформированности

1.Уметь самостоятельно организовать и подготовить своё рабочее место, знать материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия;

2.Уметь выполнить задания по инструкции педагога и самостоятельно;

3.Знать основные техники, способы и приемы при работе с различными материалами; последовательность изготовления изделий;

4.Знание цветового спектра, гармоничного сочетания цветов;

5.Знание способов оформления и отделки готового изделия;

6.Уметь создавать декоративную композицию.

6 – высокий уровень

4-5 – выше среднего

 3 - средний

1-2 – ниже среднего

1.Знать безопасные приемы работы с  ножницами, иглами;

2.Знать способы получения изделий разными способами и их применение в быту;

3.Знать технологию выполнения простых изделий из бисера,

4.Знать и применять требования к качеству готовых изделий;

5.Уметь использовать инструменты и приспособления; фурнитуру;

6.Уметь последовательно выполнять изделия, доводить его до нужного качества и вида.

6 – высокий уровень

4-5 – выше среднего

 3 - средний

1-2 – ниже среднего

1.Знать правила техники безопасности при работе с бисером, иглами.

2.Знать основы построения  композиции;

3.Знать правила и последовательность изготовления изделий;

4.Уметь составлять технологическую карту;

5.Уметь самостоятельно изготавливать изделия по разработанным схемам,

6.Уметь использовать способы художественного оформления изделий.

6 – высокий уровень

4-5 – выше среднего

 3 - средний

1-2 – ниже среднего

Средства контроля: наблюдение, тестирование, задания. Количество и качество выполненных работ; участие в акциях, выставках, конкурсах различного уровня, занятия на повторение и обобщение, самопрезентация.