Материал для старшеклассников и не только..

Ермошина Светлана Валерьевна

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2014/2015. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Время выполнения: 120 минут.

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1.1. Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер.

1.2. Государственные органы, территория, исключительное право издавать законы, сбор налогов.

1.3. Труд, земля, создание новой системы продажи товара, трактор

2. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

2.1. Возраст, национальность, профессия, раса.

2.2. Суждение, понятие, представление, умозаключение.

2.3. Формальная определенность, санкционированность государством, традиционность, принуждение со стороны государства.

3. Заполните пропуски в ряду.

3.1. «Господство вечно вчерашнего» - традиционный тип легитимности;  вера в исключительные качества личности - ________; доверие всенародно избранным органам власти – рациональное господство.

3.2. Ф. Кэне – физиократическая школа; _______ - классическая политическая экономия; Дж.Кейнс – кейнсианство.

3.3. Возраст – предписанный статус; профессия – достигаемый статус; чемпион мира -  ______.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

4.1. Если ученик считает, что сейчас ему первым делом хочется прогулять уроки в школе, то эту потребность можно назвать первичной.

4.2. Социальная мобильность — это переход людей из одних общественных групп в другие.

4.3. Южный федеральный округ является субъектом Российской Федерации.

4.4. Выборные монархии сохранились до сегодняшнего дня.

4.5. Постоянные издержки не могут возрастать при увеличении объёма выпуска продукции.

4.6. Монополия получает сверхприбыль (т. е. положительную экономическую прибыль) вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Мораль как форма духовной жизни возникла уже в (……) . Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (……), там всегда есть место моральной оценке. Она  возникает (……) , ее нормы, как правило, (……) , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (……) . Как и право, она имеет значение (……); в отличие от права – не (……). . .В морали на первый план выходит (……), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

1) первобытность

2) инстинкт

3) создается государством

4) общественное мнение

5) отношения между людьми

6) стихийно

7) императив

8) эпоха Средневековья

9) закреплены в законах

10) законодательный акт

11) не записаны

12) внутренний мотив

13) Древний Египет

14) государственное принуждение

15) государство

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Школьная наука»

Философия

«Противопоставление»

Власть

«Ведение домашнего хозяйства»

Хозяйство

«Святыня, благочестие, набожность»

Духовная сфера

«Искусственно сделанное»

Культура  

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

7.1. Для рассмотрения уголовного дела в отношении У. и других 27 октября 2007 г. была сформирована коллегия присяжных заседателей, в состав которой включен К.

 30 октября 2007 г. К. не прибыл на судебное заседание без объяснения причин неявки. 19 ноября 2007 г. он повторно не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя.

Может ли К. быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей присяжного заседателя?

Если да, то какой орган будет принимать об этом решение и как может быть наказан К.?

7.2. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

8. Все приведенные ниже высказывания говорят об одном. Назовите слово, которое выражает предмет высказывания, и дайте им по два определения.

8.1. «Продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга)

«…Это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа». (П.А. Флоренский)

«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека». (Ю.М. Лотман)

«…Это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)

8.2. «это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над …» (Т. Гоббс)

 «это общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы» (Дж. Локк)

 «это … вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство» (Ш. Монтескье)

 «…благо, а государство – неизбежное зло. Чем совершеннее X, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства» (Т. Пейн)

9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов. 

1. Изменение учетной ставки. 2. Государственная экономическая политика. 3. Кредитно-денежная политика. 4. Государственная поддержка особо важных отраслей. 5. Бюджетно-налоговая политика. 6. Содействие конкуренции и ограничение монополий. 7. Изменение норм обязательных резервов. 8. Структурное направление. 9. Бюджет. 10. Налоги. 11. Стабилизационное направление. 12. Приватизация.

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) озаглавить колонки таблицы;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2014/2015. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Время выполнения: 120 минут.

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1.1. Акция, облигация, дисконтная облигация, вексель

1.2. Политические партии, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, орган общественной самодеятельности

1.3. Образование, искусство, религия, мораль.

2. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

2.1. Православный, поэт, ученый, семьянин, юноша, школьник.

2.2. Рецессия, безработица, сокращение объемов производства, сокращение товарно-материальных запасов фирм.

2.3. Конституция, федеральный закон, указ президента, кодекс.

3. Заполните пропуски в ряду.

3.1. Рынок труда – регулирование отношений занятости, _________ - купля-продажа ценных бумаг, рынок товаров - спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

3.2. Монархия – правление одного; аристократия  – правление нескольких;  __________ - правление многих.

3.3. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство - _______.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

4.1. Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации.

4.2. В командной экономике потребности людей могут быть ограничены решением правительства.

4.3. Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если государство будет печатать столько денег, сколько нужно каждому человеку.

4.4. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?

4.5. К характерным признакам государства относится выборность органов государственной власти.

4.6. При прочих равных условиях, реклама здорового образа жизни способствует увеличению спроса на услуги тренажерных классов.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает ………., в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или ………..

Изначально ………. была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.

Процесс производства невозможен и без ……….. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.

Немаловажным экономическим ресурсом является ……….. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.

За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей:  работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения),  собственники средств производства, за таким ресурсом как ………. - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники  получают доход в форме ………., ……….– процент, ……….- ренту,  ………. – прибыль.  

По поводу этого дохода между его владельцем и ………. возникает система сложных экономических отношений.

1) труд человека

2) предпринимательская деятельность

3) земля

4) производственная деятельность

5) дивиденды

6) деньги

7) фактор производства

8) хозяйственная деятельность

9) капитал

10) собственник земли

11) заработная плата

12) государство

13) собственник капитала

14) предприниматель

15) общество

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Священная власть»

Социальная структура

«Противопоставление»

Власть

«Власть немногих»

Формы правления

«Святыня, благочестие, набожность»

Духовная сфера

«Искусственно сделанное»

Культура  

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

8.1. Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.

Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита?  Какой ответ должен быть дан гражданину С.?

8.2. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

9. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами два сюжета, в которых представлены социальные ситуации, обозначаемые подобными понятиями.

9.1. Укажите понятие и раскройте историю его происхождения.

9.2. Составьте предложение, в котором грамотно использовалось бы данное понятие.  

А. «4 января 1980 года президент США Джимми Картер высказался за приостановление связей с СССР и предложил МОК перенести Олимпиаду в другую страну, предпочтительнее в Грецию. МОК отверг эту идею. 16 января в телеинтервью госсекретарь США Сайрус Вэнс однозначно заявил, что если советские войска в течение месяца не будут выведены из Афганистана, Соединенные Штаты не пошлют своих спортсменов в Москву  и приложат максимум усилий для увеличения числа стран, которые так же откажутся от участия в Олимпиаде. 20 февраля Белый дом официально выступил с заявлением о том, что США не отправят свою команду в Москву. 13 марта министерство торговли США выпустило заявление с требованием к американским коммерческим фирмам прекратить экспорт в Москву продукции, имеющей отношение к Олимпиаде. А в апреле Белый дом призвал другие страны мира поддержать его акцию». Ю.Теллер. Олимпийские метаморфозы.

9.1. А_____, Б ______ .

Б. «Против одного темнокожего, по имени Мичель, возбуждено было обвинение в ограблении одной почтенной вдовы в штате Огайо. Мичель был приговорен к высшему наказанию, какое разрешает закон штата Огайо за подобное преступление, а именно к 20 годам тюремного заключения. Мэр надеялся, что подобное решение снимет волнения в городе. Но расчет оказался неверным. Волнение в городе все росло. Наконец, в половине третьего утра пятитысячная толпа двинулась на тюрьму. В 10 часов утра в тюрьму вступил отряд милиции, один вид которого стал возбуждать раздражение в толпе. Вызываемое прибывшим отрядом милиции раздражение достигло таких размеров, что, наконец, мэр города решил, что жизнь одного темнокожего преступника не стоит жизни десятков солдат и граждан, и отдал приказ вывести милицию из тюрьмы; тогда толпа ринулась в тюрьму, уже не встречая сопротивления, и через 10 минут осужденный болтался на ветви дерева».  Рейнгардт Н. Необходимая оборона.

9.2. А_____, Б ______ .

10. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

  1.  «…дороже денег».
  2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.
  3. Сакральные тексты.
  4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.
  5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».
  6. С древнерусского «предел, граница».
  7. Делалась ссылка на положения  Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.
  8. Публикуются в газете «Российские ведомости».

11. Прочитайте текст, раскрывающий суть 2-х мировых религий. Заполните, приведённую ниже таблицу:

  1. подпишите колонки таблицы, определив названия соответствующих религий;
  2. впишите в них порядковые номера предложений, отражающих то или иное религиозное мировоззрение.

 «С точки зрения приверженцев данного вероисповедания, основателем был Иисус Христос (1). Согласно этому религиозному вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему (2). Карма, т.е. сумма всех поступков и мыслей человека в течение его жизни – одно из важнейших понятий в этой религии (3). Эта религия поддерживает традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека (4). В основе религиозного мировоззрения лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания (5). Основателем учения был Будда Шакьямуни (6). Бесконечная цепь перерождений определяется в этой религии как сансара (7). Крещение  и причащение являются важнейшими из таинств, признаваемыми в данной религии (8)».

Название религии

Предложения, относящиеся к данной религии



Предварительный просмотр:

Правление князя Владимира

1.Кто был правителем Руси в 980-1015гг.?

1.Владимир

2.Игорь

3.Олег

4.Святослав

2.Христианство пришло на Русь из:

1.Волжской Булгарии

2.Рима

3.Хазарского каганата

4.Византии

3.Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

1.князя Святослава породниться с правителями европейских стран

2.киевских князей избежать порабощение хазарами

3.жителей Киевской Руси перейти в христианство

4.киевских князей упрочить государство и свою власть

4.Принятие христианства:

1.замедлило развитие культуры

2.привело к созданию Древнерусского государства

3.укрепило международное положение Руси

4.привело к полному исчезновению язычества

5.Деятельность князя Владимира была направлена на:

1.установление определенных норм сбора дани

2.ведение походов против Тюркского каганата

3.строительство городов Новгорода и Киева

4.строительство оборонительных рубежей на южных границах государства

6.Установите правильную последовательность событий.

А.Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б.Крещение Руси

В.Религиозная реформа:провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси

Г.Начало княжения Владимира Святославовича

7.С именем какого князя связаны события 980 и 988 гг.?

1.Владимира2.Олега3.Игоря4.Святослава

8.Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

1.варяга Рюрика упрочить свою власть в славянских землях

2.князя Святослава установить дружеские отношения со степняками-кочевниками

3.князя Владимира сохранить многоженство

4.киевских князей укрепить международный авторитет Киевской Руси

9.Принятие христианства на Руси привело к:

1.усилению племенной разобщенности

2.усилению позиций западной римской церкви

3.ослаблению великокняжеской власти

4.проникновению на Русь письменности и византийской культуры

10.Деятельность князя Владимира была направлена на:

1.укрепление княжеской власти

2.ведение походов против Хазарского каганата

3.запрещение контактов с Византией

4.уравнивание в правах язычников и христиан

11. Установите последовательность:

А.Подчинение князем Владимиром земель вятичей, радимичей, полочан

Б.Борьба за власть между сыновьями Святослава

В.Принятие князем Владимиром христианства

Г.Мятеж язычников в Новгороде



Предварительный просмотр:

Становление Древнерусского государства.

1.Торговый путь «из варяг в греки» вел из:

1.Белого моря в Каспийское

2.Балтийского моря в Черное

3.Белого моря в Черное

4.Балтийского моря в Ладожское озеро

2.Что иностранные купцы охотно покупали у славян?

1.меха 2.драгоценные камни 3.вино 4.шелк и парчу

3.Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?

1.заключение военного договора с Византией

2.развитие городов и торговли

3.возникновение религиозных верований

4.освобождение от хазарской зависимости

4.Где в период формирования Древнерусского государства у восточных славян сложились два центра государственности?

1.в Приильменье и Приднепровье

2.в Поволжье и Прибалтике

3.в Прибалтике и Причерноморье

4.в Поволжье и на Дону

5.Кто был основным торговым партнером Руси?

1.Византия 2.Швеция 3.Тмутаракань 4.Скифия

6.С именем какого князя связаны события 882 и 907 гг.?

1.Рюрика 2.Олега 3.Игоря 4.Святослава

7.С именем какого князя связаны присоединение земли вятичей и разгром Хазарского каганата?

1.Рюрика 2.Олега 3.Игоря 4.Святослава

8.В результате восстания древлян в 945 г.:

1.распалось Древнерусское государство

2.был упорядочен сбор дани

3.новгородцы пригласили на княжение Рюрика

4.столица была перенесена из Новгорода в Киев

9.Установи последовательность княжения:

1.Ольга 2.Олег3.Рюрик 4.Игорь 5.Святослав

10.Места сбора дани, установленные Ольгой:

1.города 2.полюдье 3.погосты 4.торг

Становление Древнерусского государства.

1.Торговый путь «из варяг в греки» вел из:

1.Белого моря в Каспийское

2.Балтийского моря в Черное

3.Белого моря в Черное

4.Балтийского моря в Ладожское озеро

2.Что иностранные купцы охотно покупали у славян?

1.меха 2.драгоценные камни 3.вино 4.шелк и парчу

3.Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?

1.заключение военного договора с Византией

2.развитие городов и торговли

3.возникновение религиозных верований

4.освобождение от хазарской зависимости

4.Где в период формирования Древнерусского государства у восточных славян сложились два центра государственности?

1.в Приильменье и Приднепровье

2.в Поволжье и Прибалтике

3.в Прибалтике и Причерноморье

4.в Поволжье и на Дону

5.Кто был основным торговым партнером Руси?

1.Византия 2.Швеция 3.Тмутаракань 4.Скифия

6.С именем какого князя связаны события 882 и 907 гг.?

1.Рюрика 2.Олега 3.Игоря 4.Святослава

7.С именем какого князя связаны присоединение земли вятичей и разгром Хазарского каганата?

1.Рюрика 2.Олега 3.Игоря 4.Святослава

8.В результате восстания древлян в 945 г.:

1.распалось Древнерусское государство

2.был упорядочен сбор дани

3.новгородцы пригласили на княжение Рюрика

4.столица была перенесена из Новгорода в Киев

9.Установи последовательность княжения:

1.Ольга 2.Олег3.Рюрик 4.Игорь 5.Святослав

10.Места сбора дани, установленные Ольгой:

1.города 2.полюдье 3.погосты 4.торг



Предварительный просмотр:

Тест 1.

1.Когда на территории нашей страны появились древние люди?

1. 2,5 млн. лет назад

2. 700 тыс. лет назад

3. 40 тыс. лет назад

4. в первые века нашей эры

2.Как называлось первое объединение древних людей?

1. государство

2. родовая община

3. человеческое стадо

4. соседская община

3.Когда появился человек современного типа?

1. 2,5 млн. лет назад

2. 700 тыс. лет назад

3. 40 тыс. лет назад

4. в первые века нашей эры

4. Что составляли несколько живущих по соседству родовых общин?

1. человеческое стадо

2. государство

3. племя

4. город

5. Где на территории нашей страны возникли первые города-государства?

1.на Урале

2.на берегах Балтийского моря

3.на берегах Волги и Москвы-реки

4. в Северном Причерноморье

6.Иудаизм стал государственной религией в:

1.Боспорском государстве

2.Скифском царстве

3.греческих городах-государствах

4.Хазарском каганате

7. Какова причина упадка греческих городов-государств в Северном Причерноморье?

1.нашествие гуннов

2.истощение природных богатств

3.восстание местных племен

4.поражение в войне с Волжской Булгарией

8.Каков был титул правителя Хазарского государства?

1.князь 2.архонт 3.царь 4.каган

Тест 1.

1.Когда на территории нашей страны появились древние люди?

1. 2,5 млн. лет назад

2. 700 тыс. лет назад

3. 40 тыс. лет назад

4. в первые века нашей эры

2.Как называлось первое объединение древних людей?

1. государство

2. родовая община

3. человеческое стадо

4. соседская община

3.Когда появился человек современного типа?

1. 2,5 млн. лет назад

2. 700 тыс. лет назад

3. 40 тыс. лет назад

4. в первые века нашей эры

4. Что составляли несколько живущих по соседству родовых общин?

1. человеческое стадо

2. государство

3. племя

4. город

5. Где на территории нашей страны возникли первые города-государства?

1.на Урале

2.на берегах Балтийского моря

3.на берегах Волги и Москвы-реки

4. в Северном Причерноморье

6.Иудаизм стал государственной религией в:

1.Боспорском государстве

2.Скифском царстве

3.греческих городах-государствах

4.Хазарском каганате

7. Какова причина упадка греческих городов-государств в Северном Причерноморье?

1.нашествие гуннов

2.истощение природных богатств

3.восстание местных племен

4.поражение в войне с Волжской Булгарией

8.Каков был титул правителя Хазарского государства?

1.князь 2.архонт 3.царь 4.каган



Предварительный просмотр:

Расцвет Древнерусского государства

1.Кто был в числе первых причислен Русской православной церковью к лику святых?

1.князь Игорь

2.князья Рюрик и Олег

3.князья Аскольд и Дир

4.князья Борис и Глеб

2.С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?

1.Святослава

2.Рюрика

3.Владимира Святого

4.Ярослава Мудрого

3.О чем свидетельствовала замена в «Русской Правде» кровной мести выплатой штрафа?

1.установление уроков и погостов с целью упорядочить сбор дани

2.строительство каменных храмов в Киеве и других городах

3. об исчезновении крестьянской общины

4.о снижении уровня преступности в обществе

4.Каково направление деятельности князя Ярослава Мудрого?

1.установление уроков и погостов

2.строительство каменных храмов в Киеве и других городах

3.крещение Руси и полное искоренение языческих верований

4.ведение военных действий против католической церкви

5.Кто принимал участие в управлении Древнерусским государством в XI веке?

1.дружинники

2.печенеги

3.языческие жрецы

4.старейшины, возглавлявшие родовые общины

6.Соотнесите даты правления с именем князя

1.879-912

А.Ярослав Мудрый

2.980-1015

Б.Владимир Святой

3.1019-1054

В.Олег Вещий

Г.Игорь Старый

7.Князь Святополк получил прозвище Окаянный за:

1.отказ принять христианство

2.организацию убийства своих братьев

3.убийство князя Игоря

4.организацию неудачного похода против византии

8.Эпоха расцвета Древнерусского государства считается время правления:

1.князя Олега

2.княгини Ольги

3.князя Святослава

4.князя Ярослава Мудрого

10.Древнерусское государство в XI веке было:

1.республикой

2.империей

3.раздробленным

4.феодальной монархией

11.Установите соответствие

Время

Событие

1. IX в.

А. Создание «Русской Правды»

2. вторая половина X в.

Б.Образование Древнерусского государства

3. XI в.

В.Поход князя Олега на Царьград

Г. Крещение Руси



Предварительный просмотр:

Культура Руси

1.Кто создал «Повесть временных лет»?

1.историк Геродот

2.митрополит Иларион

3.монахи Кирилл и Мефодий

4.монах Нестор

2.Создание на Руси купольных храмов свидетельствует:

1.о влиянии Византии

2.о преобладании языческих традиций

3.об отсутствии строительного камня

4. об отсутствии мастерства у древнерусских зодчих

3.Какой князь заложил Софийский собор в Киеве?

1.Рюрик

2.Ярослав Мудрый

3.Владимир Святославович

4.Владимир Мономах

4.Установи соответствие

1.Былина

А.Произведения, написанные в форме торжественного обращения

2.Житие

Б.Русские народные эпические сказания

3.Слово

3.Литературные описания жизни святых

5.Кто создал «Слово о законе и благодати»?

1.митрополит Иларион

2.князь Ярослав Мудрый

3.монахи Кирилл и Мефодий

4.Владимир Мономах

6. Как называется узор, созданный из тысяч мельчайших припаянных шариков?

1.фреска

2.мозайка

3.зернь

4.эмаль

7.Какой князь заложил Десятинную церковь в Киеве?

1.Рюрик

2.Ярослав Мудрый

3.Владимир Святославович

4.Владимир Мономах

8.Установи соответствие

Фреска

Живописное художественное произведение малых размеров

Миниатюра

Живопись водяными красками по сырой штукатурке

Мозайка

Изображение , выполненное из цветных камней