Программа Лагеря дневного пребывания

Яковлева Валентина Бадмаевна

Эта программа поможет в вашей работе по летнему отдыху детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО «Курумканский район»

МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

  «Рассмотрено»

Руководитель МО

Л.Ц.Будаева /_______/

Протокол № ___

от «__»___________20___г.

  «Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ «КСОШ № 1»

С.Э.Эрхитуева /_________/

«__»____________20___г.

  «Утверждено»

Директор МОУ «КСОШ №1»

Ч.О.Цыремпилов /__________/

Приказ № ___ от «__»____20__г.

Программа летнего   лагеря  с дневным пребыванием детей

Начальник лагеря: Яковлева Валентина Бадмаевна

учитель начальных классов

2011 - 2012 учебный год

   

Пояснительная записка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа (см. План подготовки лагеря).

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. В лагере объединены два отряда: декоративно-прикладного и художественно-эстетического творчества.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 10–14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей чернобыльцев, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественно-эстетической, технической, прикладной направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных семьях, у некоторых из них родители – пенсионеры. Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание,  основы  массажа и др.

По результатам анкетирования 76 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

– организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;

– способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

– раскрыть творческий потенциал детей;

– развить различные формы общения в разновозрастных группах.

Основное содержание программы

№ п/п

Название
блока

Дата

Краткое описание

1

Здоровым быть модно

Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения. алкоголизма, наркомании;

проведение утренней гимнастики, массажа,
лечебной физкультуры, посещение бассейна, спортивные соревнования;

С-витаминизация, йодизация продуктов

2

Необычное в обычном

Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей;

работа творческих мастерских

3

Радуга талантов

Конкурсные мероприятия, посещение музеев, организация благотворительных концертов, выступления в районных мероприятиях

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

– подбор кадров;

– комплектование отрядов, разработку документации.

II. Организационный этап включает:

– знакомство;

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в  себе, в окружающем мире;

– помогают в проведении районных мероприятий;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: педагог-психолог, социальный педагог и другие специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период.

Сведения об участниках 
(социальный состав воспитанников)

Всего детей – 100 человек

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Дата ______ День знакомства

8.30–9.00 – прием детей. Общий сбор-инструктаж по организации лагерной смены.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–10.30 – игровая программа.

10.30–11.30 – подготовка и проведение конкурса.

11.30–13.00 – время творческих дел: выбор названия отряда, девиза, эмблемы, оформление отрядных уголков.

13.00–14.00 – обед.

14.00–4.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День лагеря

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–10.30 – занятие социального педагога.

10.30–11.30 – ознакомительное мероприятие.

11.30–13.00 – время творческих дел: выбор органа самоуправления в отрядах лагеря, оформление отрядных уголков.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День музея

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–13.00 – экскурсия в краеведческий музей.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День здоровья

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие педагога-психолога.

11.00–13.00 – Игры на свежем воздухе.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День наоборот

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие соц. педагога.

11.00–12.15 – спортивная программа.

12.15–13.00 – работа творческих мастерских.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День рекордов

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–12.15 – муз. спорт. программа.

12.15–13.00 – работа творческих мастерских.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День профилактики

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–10.30 – занятие педагога-психолога.

10.30–13.00 – посещение тренажёрного зала, профилактическое мероприятие.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День России

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – конкурс рисунков.

11.00–12.15 – конкурсная программа о русских традициях.

12.15–13.00 – работа творческих мастерских.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День успехов

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–10.30 – занятие социального педагога.

10.30–11.30 – спортивное мероприятие.

11.30–12.15 – викторина о правилах дорожного движения.

12.15–13.00 – работа творческих мастерских.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День музыки

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–12.00 – экскурсия  в музыкальную школу.

12.00–13.00 – музыкальная викторина.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День спорта

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие педагога-психолога.

11.00–13.00 – спортивное соревнование,

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День памяти

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–12.00 – экскурсия в музей истории, , организация концерта.

12.00–13.00 – конкурс рисунков на асфальте.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День достижений

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие педагога-психолога.

11.00–13.00 – лагерные соревнования.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День Золушек

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие социального педагога.

11.00–12.15 – лагерные соревнования по футболу, конкурсная программа.

12.15–13.00 – работа творческих мастерских.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День чудес

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – конкурс рисунков.

11.00–13.00 – поход.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День здоровья

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие педагога-психолога.

11.00–13.00 – посещение тренажёрного зала.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День принцев

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – час учебы, закрытие лагерной спартакиады.

11.00–12.15 – конкурсная программа.

12.15–13.00 – работа творческих мастерских.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День открытий

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – занятие педагога-психолога.

11.00–13.00 – посещение каб.массажа.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День творчества

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–10.30 – выставка изделий декоративно-прикладного творчества.

10.30–11.30 – праздничное мероприятие.

11.30–12.30 – профилактическое мероприятие.

12.30–13.00 – подготовка к заключительному мероприятию.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День природы

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–10.30 – экологическая викторина.

10.30–13.00 –Подвижные игры на свежем воздухе.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – подведение итогов дня.

Дата ______ День закрытия лагерной смены

8.30–8.35 – прием детей.

8.35–9.00 – зарядка, линейка.

9.00–10.00 – завтрак.

10.00–11.00 – концерт.

11.00–12.00 – ярмарка, награждение детей памятными подарками.

12.00–13.00 – «Танцевальный коктейль».

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – лагерная «свеча», подведение итогов смены.


ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА-СЕТКИ

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Утро

День сказки. Отрядное время

Операция «Уют»

Прогулка в царство Берендея

Операция «Радость людям»

Открытие
кружков

Смотр строя
и песни

Трудовой десант

День девочек

Конкурс

Бой королю
мусора

Вахта памяти. Отрядное время

Операция «Уют»

Прогулка в лес. Сбор лекарственных трав

День рыцарской тревоги. Отрядное время

Бой королю
мусора

Подготовка
к «Зарнице»

Трудовой десант

Операция «Уют»

День Нептуна. Отрядное время

День дружбы.
Конкурс плакатов

Отрядное время

Операция «Уют». Прогулка в лес

День русских
традиций

Трудовой десант

Подготовка к прощальному костру

Операция
«Чемоданчик»

День

Кружки

Марш-старт

Общелагерный сбор знакомства

Линейка –
открытие смены

Подготовка к смотру строя и песни

Отрядное время

Конкурс рисунков на асфальте
«Я вижу мир»

Разговор «Образ настоящей
девочки»

Конкурс на лучший букет и защита его названия

Кружки

Викторина «Что я знаю о цветах»

Кружки

Испытание
рыцарей

Конкурс на лучшую поделку из природного материала

«Зарница»

Кружки

Отрядное время

Праздник Нептуна

Фестиваль
разных народов

Спартакиада

Праздник
Берендея

Смотр «Русские коробейники»

Кружки

Линейка закрытия

Отъезд домой

Вечер

Конкурс инсценированной сказки

Огонек «Расскажи мне о себе»

Конкурс
«Алло, мы ищем
таланты»

Костер, концерт

Кинофильм

Концерт
«Ромашка»

Отрядное время

Конкурс «А ну-ка, девочки!»

Диско-клуб

Митинг «Памяти павших»

Кинофильм

Диско-клуб

Рыцарский турнир (бой)

Вечер отрядных сюрпризов

Кинофильм

Кинофильм

Концерт «Вместе весело шагать»

Диско-клуб

Вечер песни

Кинофильм

Диско-клуб

Русские народные игрища

Диско-клуб

Костер, концерт

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

(на примере нескольких задач организационного периода)

Дополните приведенные варианты собственными, соответствующими педагогическим и организационным условиям конкретной смены.

Что нужно сделать педагогу для решения задачи?

Как это сделать?

(дела отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?

Для знакомства друг с другом, с вожатыми:

– включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;

– создать доброжелательную атмосферу;

– создать ситуации неформального общения;

– помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;

– помочь проявиться в лучших качествах;

– дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;

– рассказать о себе самом, показать себя в деле;

– проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности

Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонёк знакомства, совместные дела на знакомство – творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего и т.п.

Для знакомства с окружающими людьми и с самим лагерем:

– познакомить, в первую очередь, с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении проблем, трудностей - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами;

– познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.);

– познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере;

– познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; познакомить с окружающей природой;

– обозначить «опасные» места лагеря

Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие, хозсбор отряда. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда  вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из общих дел может пройти Вечер знакомств и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», Презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения

Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности:

– познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;

– познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют;

– познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой;

– познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;

– договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе

Организационный сбор отряда, хозсбор, Огонек знакомства, Вечер лагерных  легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами, график дежурства, памятки дежурным. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей. Письмо-наказ предыдущей смены

Для формирования представления о перспективах деятельности:

– предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене;

– заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности;

– задать ситуацию выбора деятельности;

– выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены

Диагностика потребностей и интересов детей, Разведка интересных дел, планирование, Оргсбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми

Особая система средств, которая имеет опосредованное значение для деятельности педагога – система диагностики в смене. Каковы формы её осуществления в организационный период? Это дела отряда – КТД, творческие игры, специальные диагностические игры; анкетирование, тестирование с помощью психолога; общие дела – общее анкетирование, заполнение «Карты гостя», игра по станциям, игры-вертушки и т. п. Методы, приемы, которые использует вожатый – наблюдение, индивидуальные беседы. Поведение вожатого при этом должно быть доброжелательным, часть информации – конфиденциальна.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР ОТРЯДА

Одно из ключевых дел организационного периода, решающее целый комплекс задач, – организационный сбор отряда. На организационном сборе решаются очень важные дела: определяются законы совместной жизни и деятельности в лагере, выбираются детские органы самоуправления, утверждаются планы. Организационный сбор должен стать стартом новых дел. Его задачи должны быть ясны и понятны ребятам. В подготовке и проведении этого дела должны активно участвовать все ребята.

Организация и методика проведения организационного сбора предполагает три этапа:

1. Подготовка к сбору.

Для успешного проведения организационного сбора, нужно заранее подготовиться к нему: учесть все направления, течения разговора, определить цели и задачи, то, как их будете решать. Нужно определиться с распределением времени на каждый вопрос, чтобы сбор не оказался слишком долгим, т.к. все вопросы, которые на нем решаются, очень важны, нельзя обсуждать их в «нерабочем» состоянии.

Подготовка к сбору ребят и роль вожатого в этом:

– предварительные беседы с ребятами по вопросам, которые будут решаться на сборе;

– дела отряда, которые помогут ребятам разобраться в сути каждого из вопросов (например, чтобы утвердить планы, должно заранее пройти перспективное планирование – комплекс дел; чтоб были приняты общие нормы коллектива, нужно показать на деле действенность, ценность и значимость законов и традиций лагеря, чтобы выбрать органы самоуправления, нужно запустить саму систему самоуправления – разбиться на микрогруппы, попробовать работать в них и т. д.);

– игры, конкурсы для выявления лидеров среди ребят,

– подготовка самого вожатого к сбору;

– эмоциональный настрой: продумать игровой момент, форму проведения, художественное оформление места (художественное оформление зависит от содержания разговора на сборе, в него вкладывается особый смысл, оно настраивает ребят на серьезный разговор).

2. Примерный ход сбора (один из возможных вариантов).

1. Торжественная часть.

Обозначаются задачи, которые предстоит решить отряду сегодня; уместен будет торжественный ритуал, может быть зачитан наказ предыдущей смены.

2. Интересно жить – а как?

Вы предлагаете ребятам на выбор или жизнь отрядом, со строгой взаимной дисциплиной, подчинением всему коллективу, командиру, или жизнь «организованной толпой» – «никому не подчиняюсь, что хочу, то и делаю». При этом можно не показывать своей позиции, позволить ребятам поспорить, определиться самостоятельно.

3. Каким вы представляли лагерь?

Разговор о лагере, о его законах и традициях – говорит об этом не только вожатый, важно, чтоб эта работа была совместной, ориентированной на понимание и принятие детьми среды детского лагеря.

4. Разговор ребят о дальнейшей жизни отряда: по каким законам жить.

Может быть выработана собственная Декларация, свод правил, взаимных требований и обязательств. Ее основа – законы и традиции детского лагеря, права детей, отдыхающих в Центре, зафиксированные в Уставе детского лагеря. Возможно, ребята не знакомы с Конвенцией о правах детей, тогда заранее можно обсудить с ними эту проблему – права ребенка.

5. Какова роль вожатого в отряде? Что такое самоуправление?

При обсуждении этого вопроса, как показала практика, отряд бросается из одной крайности в другую: «Руководит всем вожатый, он старше, умнее», – говорит один; «Нет, совет отряда», – возражает другой. Третий предлагает дать вожатому два голоса. Удачнее договориться с детьми о том, что вожатый может наложить «табу» на решение совета отряда, подвергающее риску жизнь и здоровье ребят. В других случаях, если вожатый не согласен, он просто апеллирует к сбору, как и любой из ребят. Обсудив позицию вожатых, нужно вместе с ребятами параллельно определить и полномочия, и обязанности членов Совета отряда, командира, других представителей органов самоуправления, которые в данной смене нужны вашему отряду.

Наконец, органы самоуправления выбираются. Ребятам, которых выбрали, выдаются отличительные знаки. При выборе ошибка может быть в том, что вожатый высказывает свое мнение раньше, чем услышал все мнения детей. Чаще всего мнения совпадают, если вожатый организовал деятельность в организационный период так, что ребята смогли хорошо узнать друг друга, у каждого была возможность проявиться в своих лучших качествах.

6. Выбор названия, эмблемы отряда, возможно, песни, девиза.

Конечно, это сложно сделать с ходу, поэтому заранее может быть проведен конкурс среди микрогрупп (это может быть их первым общим делом). К выбору названия, девиза, эмблемы нужно подходить очень требовательно: они должны соответствовать друг другу и тем целям, которые ставит перед собой ваш отряд (с этой точки зрения название «Мечтатели» вряд ли можно назвать удачным).

7. Торжественная часть. Вожатый подводит итог разговора. Можно вручить записные книжки или другие нужные для ребят сувениры, повторить торжественный ритуал.

3. Анализ сбора вожатыми.

Анализ проводится вожатыми после сбора, они отмечают, как отряд принимал участие в ходе сбора, активность каждого, выполнение поставленных целей и задач.

Примерный план анализа

Что дает сбор?

1. Личности:

а) дает возможность утвердить себя в коллективе;

б) помогает ориентироваться в окружающей жизни, самому принимать в ней участие;

в) оказывает эмоциональное воздействие;

г) учит выслушивать мнение других и считаться с ним.

2. Коллективу:

а) намечает перспективы развития коллектива, участие отряда в жизни лагеря;

б) сплачивает коллектив.

3. Педагогу:

а) помогает увидеть взаимоотношения между ребятами;

б) помогает увидеть реальные результаты своей работы;

в) помогает зафиксировать рост отряда в сравнении с первыми днями смены, с огоньком знакомств.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СБОРА

«ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТРЯДА И ДЕЛ ЛАГЕРЯ»

Цели сбора:

– организация деятельностного общения ребят в отряде для их свободного самоопределения в выборе различных видов деятельности;

– цианирование деятельности в отряде.

Задачи:

– диагностика участников сбора для понимания мотивов участия в деятельности отряда и лагеря;

– организация обмена информацией;

– обучение формам общения, для их дальнейшего применения.

1. Задача первого этапа сбора – вывести ребят на размышления о том «Что такое человек?», «Чем он отличается от других существ?», «Что такое гармонично развитый человек?». В итоге на стенде появляются сферы развития человека.

2. Вывод ребят на осознание того, что развитие человека происходит прежде всего самостоятельно.

– Как происходит развитие человека?

– Кто может развивать каждого из нас как личность, как человека?

– Кто будет делать все то, что мы сейчас с вами запланируем?

В итоге решаем, что все дела делаем самостоятельно с помощью консультантов-вожатых.

3. Организация общения. Используется форма «Вертушка общения». За каждым столом обсуждается свое направление развития человека и определяются дела, которые могут в этом помочь. Время на обсуждение – 5 минут. В итоге появляются листы с предлагаемыми делами в том или ином направлении как для отряда, так и для лагеря. Затем группы собираются за свои столы, подводят итоги и предлагают на обсуждение отряда самые интересные дела.

4. Выбор ребятами 1–2 дел в каждом направлении, примерное определение сроков проведения, формы подготовки.

5 Формирование творческих групп по подготовке выбранных дел, распределение ответственности.

Возможные направления:

– спорт, здоровье, туризм;

– интеллект;

– творчество;

– ералаш (досуг, развлечение).

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коллективное планирование – творческая организаторская деятельность, которую можно рассматривать, с одной стороны, как составляющую процесса деятельности отряда в смене, с другой – как дело, имеющее собственную ценность для решения комплекса задач, стоящих перед отрядом как в оргпериод, так и в дальнейшем. Включая детей в процесс планирования смены, мы учим их выстраивать перспективу собственной деятельности – ближнюю и дальнюю, удовлетворяем их потребность в самостоятельности действий, способствуем формированию сложного нравственного качества личности – ответственности.

Коллективное планирование – это не только ряд организаторских действий в начале смены, это последовательная работа в течение смены, которая проявляется в постоянной корректировке, в уточнении планов на основе анализа их реализации, в выдвижении задач на каждый следующий день, в составлении планов конкретных дел.

Планируя деятельность отряда вместе с ребятами (как и самостоятельно – при предварительном педагогическом планировании) важно помнить, что формы дел служат для реализации целей и задач. Иногда планирование осуществляется лишь для наработки форм, нацеливая ребят на качество их проведения, на внешний блеск. Но важнее определить в первую очередь не направления работы, а принципы жизни, такие как активность каждого из ребят в отряде, познание нового, общественно-полезную направленность, участие в реальной жизни лагеря и т. д. Этот процесс не сиюминутный, не нужно торопить ребят завершить планирование в первые три дня, важно дать им возможность поразмышлять, определиться самим, продумать свою позицию. К обсуждению принципов, к анализу их реализации в жизни ребят в лагере нужно возвращаться в течение смены, каждый раз по-новому, на важных для отряда сборах, огоньках.

Источники планирования (можно их рассматривать как условия деятельности отряда в смене):

– перспективный план детского лагеря;

– программа деятельности лагеря на смену;

– рекомендации методического и педагогического советов;

– методические разработки, опыт предыдущих смен в целом;

– календарные даты, праздники;

– собственный опыт и творчество ребят, педагогов.

Перспективное планирование включает в себя поиск и выбор важнейших дел или серии, цикла дел на пользу и па радость своему коллективу, окружающим людям, а также поиск постоянных дел – поручений.

Перспективный план – план на относительно длительный период; включает названия дел, сроки и форму проведения, способ подготовки и ответственных.

Календарный план (один из удобных вариантов – план-сетка) составляется на более короткий срок, в него включаются все дела, а не только важнейшие, как в перспективный, обозначены не только даты, но и время проведения.

Коллективное творческое планирование отличается от обычной системы планирования, в первую очередь, тем, что является делом самим ребят. Происходит планирование работы отряда в несколько этапов, каждый из которых решает свою задачу.


ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ОТРЯДОМ

1. Предварительная работа.

Знакомство с программой смены, которая предлагается педа-гогическим коллективом

Карта гостя Детская пояснительная записка Работа совета дежурных
командиров Работа делегаций по обмену опытом

Определение места и роли отряда в общелагерных направлениях деятельности

Определение собственных интересов, возможностей, ожиданий

Рассказ-эстафета «Наш отряд в конце смены» Анкета «Хочу, чтоб было так» Мини-сочинение Диагностика

Сбор-старт – определение идей, сроков и порядка планирования

Организационный сбор «Мозговой штурм» Деловая игра Предвари-
тельная работа инициативной группы

Определение условий и возможностей лагеря, которые могут быть полезны в дальнейшей деятельности отряда

Экскурсии Вертушки знакомства Игры по станциям

Информационное обеспечение хода планирования (и в дальнейшем – на каждом этапе)

Журнал-эстафета Рубрика в отрядном уголке Выпуск газеты «Молния»

2. Работа груши по направлениям – поиск важнейших дел и разработка собственных идей

«Разведка интересных дел» с составлением карты-схемы Копилка
интересных идей и предложений Конкурс идей и предложений
(закрытый или открытый)

3. Обсуждение предложений групп, составление сводного перспективного плана

Сбор планирования Игра «Интерес»

4. Конкретное планирование: составление календарного плана

Работа инициативной группы

5. Утверждение общего календарного плана

Сбор отряда

Параллельно может потребоваться соотнесение с общелагерным ходом планирования – на 2–3 этапе.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗ АЦИОННОЙ РАБОТЫ

(для руководителя творческой группы)

Руководитель творческой группы организует ее работу (назначает время сбора, обеспечивает материалами, договаривается с внешними службами).

Перед планированием и выполнением любого задания лидеру-руководителю необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Цель (В чем состоит цель работы? Для чего она выполняется?).

2. Задачи (Какие надо решить задачи, чтобы достигнуть цели?).

3. Структура  (Как   надо   организовать   группу,   отряд,  лагерь? Какие  надо  установить между ними связи для выполнения намеченной работы?).

4. Методы и технологии (Какими организационными методами можно будет добиться намеченной цели? Какими технологиями работы следует воспользоваться?).

5. Люди (С чьей помощью будет проводиться работа?).

6. Время (В течение какого времени работа может и должна быть выполнена?).

7. Контроль (Каким образом вести учет работы и организовать действенный контроль над ее выполнением?).

Лидер группы должен понять, что одно дело – создавать план работы, другое – выполнять его. Он должен ясно представить себе, как должна быть разделена работа между всеми членами творческой группы.

Плох тот лидер, который все делает или пытается делать своими собственными руками. Очень важно – уметь делегировать полномочия при выполнении задания. Это означает, что лидер не только дает поручение, но и дает право принимать решение в определенном объеме самому выполняющему.

Величайшее искусство лидера-руководителя состоит в том, чтобы ребята, выполняя его задания, делали это как бы по своей инициативе, и, может быть, даже в убеждении, что они сами, а не лидер, нашли выход из положения.

Всякая, даже краткая инструкция лидера должна содержать три основных момента:

1. Что именно должно быть выполнено?

2. В какой срок?

3. На ком лежит ответственность за выполнение задания?

«Управляющая пятерня»

Можно рекомендовать использовать прием, который в практике управления называется «управляющая пятерня». Этот прием помогает разобраться, кто виноват в том, что дело не сделано или получен плохой результат. Как это делается?

Указательный палец показывает на того, кого вы в чем-то хотите обвинить, три пальца указывают назад на себя. Они спрашивают:

1. Кто выбрал этого человека для выполнения задачи, которая не решена и дело не сделано?

2. Кто его инструктировал?

3. Кто его контролировал?

Как может получиться плохой результат при хорошем руководстве? Только убедившись, что по всем трем пунктам получены хорошие убедительные ответы, можно разогнуть «обвиняющий палец». При этом большой палец напоминает, что излишний нажим делает успех невозможным.

Этот прием позволяет легко и просто запомнить основные задачи управленческой ответственности и снимает многие конфликты во взаимоотношениях как по вертикали (руководитель-подчиненный), так и по горизонтали.

НОРМЫ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Появление норм в детском коллективе объясняется несколькими аспектами жизни группы. Преследование коллективных целей требует единообразия поведения – как средства достижения этих целей. Кроме того, стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость соблюдения норм. Единообразие поведения проявляется в общих представлениях членов группы, в подражании другим (чаще – лидерам).

Процесс формирования норм нового коллектива проходит через такие стадии:

1. Предъявление (демонстрация) каждым тех норм, которые приняты в его среде (семье, классе, компании), через поведение, поступки, общение;

2. Сопоставление  норм  разных  членов  группы, выбор приоритетов (сильная ориентация при этом – на выявляющихся лидеров группы);

3. Формирование, утверждение норм группы и дальнейшее существование коллектива в соответствии с ними.

В условиях лагеря в детской группе собираются 25–30 детей. Где-то это происходит одновременно, где-то – за 2–3 дня. При этом процесс нормообразования может усложняться, если в группе появляются ребята, приехавшие значительно позже первых или позже всех.

Каждый из этих моментов требует внимания педагога и подбора таких форм работы, которые бы помогали детям решать эти задачи и при этом учитывали цели, поставленные самим педагогом. Особого внимания требуют формы работы в организационный период, так как они традиционно решают сразу комплекс задач и акцентировать внимание на выработке коллективом социально и индивидуально приемлемых норм совместной, жизнедеятельности очень важно.

РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Разведка интересных дел и друзей

Цель: поиск и нахождение дел, которыми будет наполнена жизнь отряда в соответствии с теми принципами, которые были выработаны на сборе-старте.

В то же время решается задача обучающего характера – знакомство ребят с процессом коллективного планирования собственной деятельности в условиях детского лагеря.

Разведку можно проводить:

– открыто (ребята встречаются с людьми, договариваются о встречах);

– скрыто (секретный рейд);

– в прошлое (знакомство и анализ опыта) и т. д.

Возможные направления разведки:

1. Игра (удовлетворение игровой активности ребенка – интеллектуальные, подвижные, деловые, имитационные, ролевые, сюжетные, психологические, диагностические и др. игры);

2. Спорт (удовлетворение физической, двигательной активности – спортивные занятия, традиционные и нетрадиционные игры, соревнования, спортивно-зрелищные праздники, эстафеты и т. п.);

3. Туризм (удовлетворение двигательной активности ребенка, познавательного интереса – туристические эстафеты, тропы, походы, игры на местности и т. п.);

4. Познавательная деятельность (удовлетворение познавательной активности ребенка – викторины, предметные олимпиады, встречи с интересными людьми, клубы по интересам, КТД и т. п.);

5. Праздники (удовлетворение радостных ожиданий ребенка - конкурсы, концерты, шоу и т. п.);

6. Творчество (удовлетворение креативной потребности ребенка - музыкальные, танцевальные, художественные занятия, творческие конкурсы, литературные вечера, работа в библиотеке, видеопросмотры, клубы, мастерские и т. п.).

Объекты разведки:

– библиотека лагеря;

– методический отдел Центра;

– спортивный комплекс Центра и лагеря;

– школа лагеря;

– Дворец культуры и спорта;

– Отдел дополнительного образования;

– детские лагеря;

– отдел культурно-массовой работы ДкиС;

– отдел спортивно-туристической работы и т. п.

Схема разведки интересных дел и друзей.

Сбор-старт (до 30 минут):

Формирование временных детских групп (по 3–5 человек), выбор временного командира в каждой группе, получение схемы разведки и задания.

Самостоятельное творчество (1525 минут):

Обмен собственным опытом по организации интересной жизни сверстников; обмен предложениями, пожеланиями по организации дел смены.

Консультационная помощь (3040 минут):

– детская группа находит объект разведки (место и человека), указанный в задании;

– ребята знакомят консультанта со своим вариантом решения задания;

– консультант предлагает ребятам свои варианты (многообразие дел, советы по их организации) в соответствии с заданием;

– ребята фиксируют результаты совместной работы с консультантом.

Самостоятельное творчество (1520 минут):

– оценка полученной от консультанта информации;

– корректировка собственных предложений по решению задания;

– оформление результатов разведки.

Сбор перспективного планирования в отряде:

 обмен информацией между участниками разведки;

– коллективный анализ итогов разведки;

– выбор дел для отрядной работы;

– формирование общих предложений в план работы лагеря.

Требования к организации разведки:

1. Первичное знание всеми детьми объектов Центра.

2. Четкость формулировки заданий.

3. Готовность объектов, куда отправятся дети (договоренность с людьми, предварительное знакомство с заданием группы, подготовка наглядных материалов – методических сборников, видеофильмов и т. п.).

4. Четкая схема разведки, временные рамки и требования по их соблюдению.

5. Использование различных форм подачи материала, организации общения с детьми, различного содержания на всех консультационных пунктах.

6. Заинтересованность в результате разведки со стороны педагогов.

ФОРМЫ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ

МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПЕДАГОГОМ

Книга «Кто я?»

В этой книге могут быть собраны детские рисунки, рассказы и стихи. Ребята могут заносить туда подробности и вопросы о себе, ответы на них.

Круговая беседа

Дети садятся в круг и отвечают на вопрос:

1. Больше всего мне нравится в тебе...

2. Я бы хотел быть ...

3. Моя любимая игра – …

4. Я думаю, что мое имя означает ...

5. Я бы хотел узнать о ...

6. Я чувствую себя счастливым, когда ...

7. Я чувству печаль, когда ...

8. Я хочу стать более...

9. Когда-нибудь я надеюсь ...

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени, очень важно выслушать всех до конца. Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?»

Нить жизни

Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагают то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом, в каком захотят дети. Нить можно протянуть и в будущее.

Стиральная машина

Дети встают на небольшое расстояние в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).

Что означает «Быть людьми?»

Поместите какой-либо подходящий предмет перед группой детей. Скажите, что это гость из другой части вселенной. Этот гость хочет узнать о существах, которые называют себя «людьми». Попросите детей высказать идеи, которые могли бы помочь гостю определить нас как людей.

Послание в будущее

Попросите детей продумать, какие предметы, рассказывающие о человечестве, они положили бы в капсулу, которая будет послана в космос. Предложите детям вообразить, что они живут в такое время, когда получены сигналы «оттуда» и ООН собирается послать информацию на специальном корабле. Задача детей – выбрать, что послать: музыку, фигурки людей, одежду, литературу и т. д. Можно активно исследовать возможности всей группой или дать небольшой группе или отдельному ребенку задание составить проект.

Беседа с детьми «Как вы думаете?»

1. Какие факты характеризуют положение детей в мире?

2. Каково значение Конвенции о правах ребенка?

3. Какие положения Конвенции обращены, в основном, к государствам?

4. Какие ее положения обращены к педагогам, родителям, другим взрослым?

5. Почему детям важно знать содержание Конвенции?

6. Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых?

7. Является ли работа подростка на приусадебном участке формой его эксплуатации взрослыми?

8. Как соотносятся право свободно выражать свое мнение и дисциплина?

9. Кто из взрослых в наибольшей степени должен быть заинтересован в реализации Конвенции о правах ребенка?

10. Что сейчас мешает полностью реализовать эту Конвенцию?

11. Нужен ли наш «внутренний» Закон о правах ребенка?

Создание отрядной или общелагерной декларации либо другого документа, фиксирующего права и обязанности ребят и взрослых.

Создание конкретного документа не самоцель данной работы, в ней важнее процесс его обсуждения, который происходит в коллективе, внесение предложений каждым членом группы.

Кроме того, очень много форм представлено в рекомендуемой литературе (ролевые игры, ситуационные задачи и т. п.), рекомендуем ими воспользоваться.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ДЕЛ

Схема подготовки дела

1. Предварительная работа (определение «нужности» дела, подбор материала, обсуждение идей дела, ...).

2. Определение цели и предполагаемого результата дела, формулировка темы, выбор названия.

3. Выбор формы проведения дела, определяется количество и состав участников, их роли, общий ход дела, правила ведения.

4. Составление плана подготовки и проведения дела:

Содержательный блок

Организационный блок

– ключевые вопросы по теме;

– рабочие материалы;

– предварительная работа с участниками;

– предварительная работа с ведущим
(с пресс-центром, экспертами и подобн.)

– оформление;

– оборудование;

– подготовка места;

– приглашение участников (специалистов);

– реклама

5. Написание сценарного плана или(и) сценария дела.

6. Проведение дела: представление предмета, цели дела, объяснение правил ведения, ход дела, подведение итогов.

7. Анализ дела.

Требования к организации работы творческой группы

1. Творческая группа разрабатывает содержание дела в соответствии с теми смыслами и задачами, которые были поставлены педагогическим или детским коллективом, с учётом общих принципов /норм/ – с ориентацией на возраст детей, их склонности, особенности, потребности.

2. Для более чёткой организации работы в творческой группе рекомендуется распределить обязанности:

– общая координация;

– организационный блок (костюмы, призы, реквизит и другое материальное обеспечение);

– группа сценаристов;

– группа оформителей (готовит эскиз оформления дела: в сценарии нужно учесть необходимость наглядного и звукового (музыкального) оформления – групп может быть две);

– ответственный за связь с техническими службами /радист, осветитель, …/.

3. Организация подготовки к делу:

– продумывание работы с залом /перед началом дела и в ходе него – со зрителями, болельщиками, если не все задействованы в самом действии/;

– подготовка сценария для осветителя, радиста, ведущих;

– подготовка участников действия;

– подготовка призов и другого реквизита;

– за 3 дня – заявки на фонограммы радисту;

– за 3 дня – задания группам участников и распределение обязанностей между ними;

– организация репетиций;

– договоренность с внешними партнерами /по необходимости – с приглашенными коллективами, дружинами, специалистами и т. п./.

4. В основной период все творческие группы должны быть совместными /дети + взрослые/.