Ежели вы вежливы

Лазарева Татьяна Ананьевна

Конкурсно-игровая программа знакомит детей общепринятыми нормами поведения в жизни,  прзвана воспитывать любовь и уважение  окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx26.76 КБ
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Татьяна Ананьевна

ХМАО -_Югра   г. Пыть-Ях                            

Ежели вы вежливы…

игра «Счастливый случай»

Цель:

1.Знакомить детей общепринятыми нормами поведения за столом

2. Воспитывать любовь и уважение  окружающим.

 Оборудование:

1.Плакаты с высказываниями о вежливости:

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям «(Жан Жак Руссо)

«Вежливость- это способ выразить свое уважение к людям»

2. Рисунки детей, на которых они выразили свое понимание доброты и вежливости.

3. Книжная выставка «В стране «Вежливых наук»,

Сегодняшняя наша встреча посвящена этикету. Что такое этикет?

Этикет-это слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика IV.На одном из пышных и изысканных приемов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.От французского названия карточек-этикеток и произошло слово «этикет».

На Востоке в качестве приветствия было приятно подносить руку ко лбу и к сердцу, в иных странах друг другу показывали языки… «Здоров ли ваш скот?»-так приветствуют монголы. В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?».А как это звучит по-русски? Мы говорим просто:«Здравствуйте»,т.е. желаем здоровья нашему знакомому.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!»,больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья радостней сделалось в мире?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Первый конкурс «Что есть что»

На столах перед вами разложены карточки. Я зачитаю по очереди определения, а вы должны быстро подобрать к ним слова-понятия .Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

1.Экономичность,расчетливость.(бережливость)

2.Способность жертвовать личными интересами в пользу других, действовать честно, открыто, смело ,не унижаться ради личных выгод.(Благородство)

3.Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках, и т.п. неизменность, преданность.(Верность)

4.Власть над собой, управление своими действиями.(Воля)

5.Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость.(Воспитанность)

6.Отзывчивость,дружеское отношение к людям.(Доброта)

7.Обязанность перед кем-либо.(Долг)

8.Взаимная расположенность, привязанность друг другу.(Дружба)

9.Умение самостоятельно предпринимать что-либо в нужный момент.(Инициативность)

10.Стремление к приобретению новых знаний, пытливость.(любознательность)

11.Слабость воли, упадок духа, нерешительность.(Малодушие)

12.Безчестность,низость.(Подлость)

13.То,что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на справедливости.(Правда)

14.Нарушение верности кому-чему-либо, вероломное поведение, поступок.(Предательство)

15.Утрата веры в кого-либо или во что-либо.(Разочарование)

16.Мучительное сомнение в чьей-либо верности и любви, боязнь чужого успеха, соперничество(Ревность)

17.Умение не подчеркивать свои  достоинства, заслуги.(Скромность)

18.Спомобность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам.(Терпимость)

19.Любовь,привычка к труду, усердие в работе.(Трудолюбие)

20.Чувство почтения.(Уважение)

21.Стремление к цели.(Целеустремленность)

22.Способность делиться с другими личными средствами, имуществом и т.п.(Щедрость)

23.Стремление к почестям, к высоким должностям ,к личной славе.(Честолюбие)

24.Предпочтение личных интересов общественным ,пренебрежением ими, себялюбие.(Эгоизм)

Второй конкурс « Заморочки из ларечка»

Я приглашаю к себе по одному участнику с каждой команды и достаем с ларечка  конверты, на которых перечислены группы вежливых слов. А в моей руке вежливые слова. Их правильно распределяем по конвертам.

1.Слова-приветствия(«Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день/вечер»)

2.Слова,обозначающие просьбу («Пожалуйста», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Нельзя ли…», «Не будете ли вы любезны…»)

3.Слова-пожелания («Спокойной ночи», «Приятного аппетита», «Счастливых снов», «До свидания»)

Третий конкурс «Дальше…Дальше…Дальше…»

Этикет за столом

Вопросы команде 1

1.Куда нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп?(от себя)

2.Как нужно брать хлеб из общей тарелки?(руками)

3.Куда лучше убрать салфетку с тарелки?(Положить на колени)

4.Куда должно быть обращено лезвие ножа на столе?(К тарелке)

5.Гдк должна находиться вилка от тарелки?(слева)

6.Какие ножи используют для сервировки ножа?(столовые, рыбные, закусочные, десертные)

7.Какой ложкой можно кушать кисель, компот, сладкие блюда?(десертной)

Вопросы команде 2

  1. Куда положить ложку, поев суп? (В тарелку)
  2. Как нужно правильно есть хлеб? (Небольшими кусочками руками отламывая от ломтика)
  3. Если вам нужно посолить яйцо, то…(делаем это при помощи ножа)
  4. Как нужно при сервировке стола положить столовую ложку: носиком вверх или вниз? (Вверх)
  5. Какие  вы знаете виды ложек? (Столовые, десертные, чайные)
  6. Как кладут ножи: справа или слева от тарелки? (Справа)
  7. Какой вилкой едят рыбу? (Рыбной)
  8. В какой руке держат вилку во время еды? (В левой)
  9. Для чего нужна салфетка? (Вытирать пальцы и губы)
  10. Подали торт. Как правильно положить кусочек торта на тарелку (Лопаточкой)
  11. Застолье закончилось. Кто должен встать из-за стола первым: хозяева или гости? (Хозяева)

Вопросы команде 3

  1. Как  правильно нужно есть сосиски? (С помощью ножа и вилки)
  2. Куда  при сервировке стола кладут столовую ложку? (Справа от тарелки)
  3. Как  едят блинчики с начинкой? (При помощи ножа и вилки)
  4. Какие виды вилок вы знаете? ( Столовая, рыбная, закусочная, десертная)
  5. Как кладут вилку: зубцами вверх или вниз? (Вверх)
  6. Какой ложкой нужно есть суп? (Столовой)
  7. К вам пришли гости. Кто садится за стол первым: хозяйка или гости? (Хозяйка)
  8. В какой руке держат ложку во время еды? (В правой)
  9. Куда нужно положить салфетку после использования? (Справа от тарелки)
  10. Подали в вазе сахар кусочками. Как вы его возьмете? (Щипчиками для сахара)
  11. Какой прибор нужно поставить на стол под минеральную воду или сок? (Фужер)

Музыкальная пауза «Вальс»

Четвертый конкурс «Пословица недаром молвится…

Командам раздается листочки с началом пословиц.Их задача:из предложенных вариантов продолжений отобрать нужные

1.Жадность,что река:…(чем дальше,тем шире).

2.Человек без друзей-…(что дерево без корней).

3.Друг не испытанный,..(что орех не расколотый).

4.Матушкино добро…(как зимой тепло).

5.Поет,что соловей,…(а рыщет волком).

6.Недоброе слово,…(что огонь жжет).

7.Слово как мед,…(а дела как полынь).

8.Доброе слово человеку,…(что дождь в засуху).

9.Стращать храбреца смертью,…(что стращать утку рекой)

Игра со зрителями «Не ошибись, пожалуйста!»

Я даю команды, но выполнить их надо, только если назову волшебное слово.

1.Встаньте,пожалуйста,кто хочет играть.

2.Поднимите руки.

3.Будьте добры, похлопайте!

4.Потопайте

5.Попрыгайте,пожалуйста

6.Присядьте,пожалуйста.

7.Встаньте.

8.Встаньте,пожалуйста.

9.Тихо сядьте.

10.Будьте любезны, займите свои места.

Пятый конкурс «Литературная викторина»

Внимательно послушайте отрывок из стихотворения и скажите, кто автор этих строк?

В коридоре, в классе ли-

Всюду парты красили,

Терли краску ,терли мел,

Каждый  делала, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

1.С.Маршак

2.С.Михалков

3.Э.Успенский

4.А.Барто

(вариант ответа-4)

-Как называлась первая русская книга, посвященная культуре поведения юношей и девушек в обществе?

1.Юности честное зерцало.

2.Домострой

3.Показания к житейскому обхождению

4.Библия

(вариант ответа-1,3)

-Во времена чьего правления формировалась в русском обществе то, что мы называем теперь словом «Этикет»?

1.Петр I

2.Иван Грозный

3.Павел I

4/Екатерина II

(вариант ответа -1)

Жюри подводит итоги. Награждение.

А закончим мы игру песней, она поется на мелодию «Голубой вагон»

Есть на свете вежливых немало слов,

Нужно навсегда запомнить их,

Посреди морей, среди любых лесов

Ты всегда найдешь друзей своих.

Припев:

Здравствуйте, здравствуйте,

Все, кто нам встретятся,

Кто улыбнется нам, глядя из окон

С каждой встречей нам

В лучшее верится

Дружба и вежливость - главный  наш закон.

Вежливое слово как цветок весной,

Свет окна, зовущего вдали,

Это адрес друга в книжке записной,

Встреча на любом краю земли.

Вежливость не знает запертых границ,

Ей открыты двери всех домов,

Говорит она с экранов и страниц

Языком своих прекрасных слов.



Предварительный просмотр:

Лазарева Татьяна Ананьевна

ХМАО -_Югра   г. Пыть-Ях                            

Ежели вы вежливы…

игра «Счастливый случай»

Цель:

1.Знакомить детей общепринятыми нормами поведения за столом

2. Воспитывать любовь и уважение  окружающим.

 Оборудование:

1.Плакаты с высказываниями о вежливости:

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям «(Жан Жак Руссо)

«Вежливость- это способ выразить свое уважение к людям»

2. Рисунки детей, на которых они выразили свое понимание доброты и вежливости.

3. Книжная выставка «В стране «Вежливых наук»,

Сегодняшняя наша встреча посвящена этикету. Что такое этикет?

Этикет-это слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика IV.На одном из пышных и изысканных приемов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.От французского названия карточек-этикеток и произошло слово «этикет».

На Востоке в качестве приветствия было приятно подносить руку ко лбу и к сердцу, в иных странах друг другу показывали языки… «Здоров ли ваш скот?»-так приветствуют монголы. В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?».А как это звучит по-русски? Мы говорим просто:«Здравствуйте»,т.е. желаем здоровья нашему знакомому.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!»,больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья радостней сделалось в мире?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Первый конкурс «Что есть что»

На столах перед вами разложены карточки. Я зачитаю по очереди определения, а вы должны быстро подобрать к ним слова-понятия .Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

1.Экономичность,расчетливость.(бережливость)

2.Способность жертвовать личными интересами в пользу других, действовать честно, открыто, смело ,не унижаться ради личных выгод.(Благородство)

3.Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках, и т.п. неизменность, преданность.(Верность)

4.Власть над собой, управление своими действиями.(Воля)

5.Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость.(Воспитанность)

6.Отзывчивость,дружеское отношение к людям.(Доброта)

7.Обязанность перед кем-либо.(Долг)

8.Взаимная расположенность, привязанность друг другу.(Дружба)

9.Умение самостоятельно предпринимать что-либо в нужный момент.(Инициативность)

10.Стремление к приобретению новых знаний, пытливость.(любознательность)

11.Слабость воли, упадок духа, нерешительность.(Малодушие)

12.Безчестность,низость.(Подлость)

13.То,что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на справедливости.(Правда)

14.Нарушение верности кому-чему-либо, вероломное поведение, поступок.(Предательство)

15.Утрата веры в кого-либо или во что-либо.(Разочарование)

16.Мучительное сомнение в чьей-либо верности и любви, боязнь чужого успеха, соперничество(Ревность)

17.Умение не подчеркивать свои  достоинства, заслуги.(Скромность)

18.Спомобность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам.(Терпимость)

19.Любовь,привычка к труду, усердие в работе.(Трудолюбие)

20.Чувство почтения.(Уважение)

21.Стремление к цели.(Целеустремленность)

22.Способность делиться с другими личными средствами, имуществом и т.п.(Щедрость)

23.Стремление к почестям, к высоким должностям ,к личной славе.(Честолюбие)

24.Предпочтение личных интересов общественным ,пренебрежением ими, себялюбие.(Эгоизм)

Второй конкурс « Заморочки из ларечка»

Я приглашаю к себе по одному участнику с каждой команды и достаем с ларечка  конверты, на которых перечислены группы вежливых слов. А в моей руке вежливые слова. Их правильно распределяем по конвертам.

1.Слова-приветствия(«Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день/вечер»)

2.Слова,обозначающие просьбу («Пожалуйста», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Нельзя ли…», «Не будете ли вы любезны…»)

3.Слова-пожелания («Спокойной ночи», «Приятного аппетита», «Счастливых снов», «До свидания»)

Третий конкурс «Дальше…Дальше…Дальше…»

Этикет за столом

Вопросы команде 1

1.Куда нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп?(от себя)

2.Как нужно брать хлеб из общей тарелки?(руками)

3.Куда лучше убрать салфетку с тарелки?(Положить на колени)

4.Куда должно быть обращено лезвие ножа на столе?(К тарелке)

5.Гдк должна находиться вилка от тарелки?(слева)

6.Какие ножи используют для сервировки ножа?(столовые, рыбные, закусочные, десертные)

7.Какой ложкой можно кушать кисель, компот, сладкие блюда?(десертной)

Вопросы команде 2

  1. Куда положить ложку, поев суп? (В тарелку)
  2. Как нужно правильно есть хлеб? (Небольшими кусочками руками отламывая от ломтика)
  3. Если вам нужно посолить яйцо, то…(делаем это при помощи ножа)
  4. Как нужно при сервировке стола положить столовую ложку: носиком вверх или вниз? (Вверх)
  5. Какие  вы знаете виды ложек? (Столовые, десертные, чайные)
  6. Как кладут ножи: справа или слева от тарелки? (Справа)
  7. Какой вилкой едят рыбу? (Рыбной)
  8. В какой руке держат вилку во время еды? (В левой)
  9. Для чего нужна салфетка? (Вытирать пальцы и губы)
  10. Подали торт. Как правильно положить кусочек торта на тарелку (Лопаточкой)
  11. Застолье закончилось. Кто должен встать из-за стола первым: хозяева или гости? (Хозяева)

Вопросы команде 3

  1. Как  правильно нужно есть сосиски? (С помощью ножа и вилки)
  2. Куда  при сервировке стола кладут столовую ложку? (Справа от тарелки)
  3. Как  едят блинчики с начинкой? (При помощи ножа и вилки)
  4. Какие виды вилок вы знаете? ( Столовая, рыбная, закусочная, десертная)
  5. Как кладут вилку: зубцами вверх или вниз? (Вверх)
  6. Какой ложкой нужно есть суп? (Столовой)
  7. К вам пришли гости. Кто садится за стол первым: хозяйка или гости? (Хозяйка)
  8. В какой руке держат ложку во время еды? (В правой)
  9. Куда нужно положить салфетку после использования? (Справа от тарелки)
  10. Подали в вазе сахар кусочками. Как вы его возьмете? (Щипчиками для сахара)
  11. Какой прибор нужно поставить на стол под минеральную воду или сок? (Фужер)

Музыкальная пауза «Вальс»

Четвертый конкурс «Пословица недаром молвится…

Командам раздается листочки с началом пословиц.Их задача:из предложенных вариантов продолжений отобрать нужные

1.Жадность,что река:…(чем дальше,тем шире).

2.Человек без друзей-…(что дерево без корней).

3.Друг не испытанный,..(что орех не расколотый).

4.Матушкино добро…(как зимой тепло).

5.Поет,что соловей,…(а рыщет волком).

6.Недоброе слово,…(что огонь жжет).

7.Слово как мед,…(а дела как полынь).

8.Доброе слово человеку,…(что дождь в засуху).

9.Стращать храбреца смертью,…(что стращать утку рекой)

Игра со зрителями «Не ошибись, пожалуйста!»

Я даю команды, но выполнить их надо, только если назову волшебное слово.

1.Встаньте,пожалуйста,кто хочет играть.

2.Поднимите руки.

3.Будьте добры, похлопайте!

4.Потопайте

5.Попрыгайте,пожалуйста

6.Присядьте,пожалуйста.

7.Встаньте.

8.Встаньте,пожалуйста.

9.Тихо сядьте.

10.Будьте любезны, займите свои места.

Пятый конкурс «Литературная викторина»

Внимательно послушайте отрывок из стихотворения и скажите, кто автор этих строк?

В коридоре, в классе ли-

Всюду парты красили,

Терли краску ,терли мел,

Каждый  делала, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

1.С.Маршак

2.С.Михалков

3.Э.Успенский

4.А.Барто

(вариант ответа-4)

-Как называлась первая русская книга, посвященная культуре поведения юношей и девушек в обществе?

1.Юности честное зерцало.

2.Домострой

3.Показания к житейскому обхождению

4.Библия

(вариант ответа-1,3)

-Во времена чьего правления формировалась в русском обществе то, что мы называем теперь словом «Этикет»?

1.Петр I

2.Иван Грозный

3.Павел I

4/Екатерина II

(вариант ответа -1)

Жюри подводит итоги. Награждение.

А закончим мы игру песней, она поется на мелодию «Голубой вагон»

Есть на свете вежливых немало слов,

Нужно навсегда запомнить их,

Посреди морей, среди любых лесов

Ты всегда найдешь друзей своих.

Припев:

Здравствуйте, здравствуйте,

Все, кто нам встретятся,

Кто улыбнется нам, глядя из окон

С каждой встречей нам

В лучшее верится

Дружба и вежливость - главный  наш закон.

Вежливое слово как цветок весной,

Свет окна, зовущего вдали,

Это адрес друга в книжке записной,

Встреча на любом краю земли.

Вежливость не знает запертых границ,

Ей открыты двери всех домов,

Говорит она с экранов и страниц

Языком своих прекрасных слов.